Не раз получали чудесную помощь в трудные минуты жизни по молитвам преподобного и вне обители обращавшиеся к нему с усердною молитвою. Инок Митрофан рассказывал, что будучи еще мирянином по торговым делам, однажды плыл он по морю и был застигнут бурею; тридцать дней ветры носили лодку по бурным морским волнам, гибель по-видимому была неизбежна. В таком беспомощном состоянии Митрофан со спутниками в усердной молитве призвали на помощь преподобного Зосиму, который явившись к ним стал управлять судном, удерживая волны полами своей мантии, пока лодка благополучно доплыла до берега. 27 Нетленные останки угодника Божия сделались предметом благоговейного почитания православных русских людей. Московский собор, бывший при митрополите Макарии в 1547 году, положил наряду с другими отечественными святыми совершать память преп. Зосимы 17 апреля, а преподобного Савватия 27 сентября. Св. пр. Герман Св. пр. Зосима Св. пр. Савватий, Соловецкие Чудотворцы При мудром управлении и неусыпных трудах Зосимы пустынные Соловецкие острова оживились: застучал топор, закипела строительная деятельность монастыря, заведены были соляные варницы, ставшие впоследствии одною из главных доходных статей для существования монастыря. «И тако от своих трудов», замечает писатель жития преподобных Зосимы и Савватия, «иноки в поте лица своего кормляхуся». 28 Хозяйственное состояние обители, при жизни преп. Зосимы, Спиридон, митрополит киевский описывает так: «и дров множество с кущи готовляху, и воду от моря черпаху, и тако соль варяху, и взимаху от них всякое орудие на потребу монастырскую, и в прочих делах трудяхуся, и рыбную ловлю творяху: благоугодное место сие в составление монастыря». 29 Последующие за Зосимою игумены твердо стояли на страже интересов обители, заботливо исполняя предсмертный завет преподобного о твердом хранении устава и порядков обители. Преемником Зосимы, согласно его воле, был избран Арсений, «муж добродетелен, искусен, доволен ко управлению монастыря и братии». 30 Настоятельство Арсения продолжалось два года (1478–1479 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовная крепость Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу. Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной. Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия. 17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.

http://pravoslavie.ru/94215.html

Елисей Сумский, Соловецкий, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Елисей Сумский, Соловецкий, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Елисей Сумский, Соловецкий, прп. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий (память 14 июня по старому стилю) Подвизался в Соловецкой обители. Жизнь его неизвестна, но известно одно предсмертное обстоятельство, обнаружившее великое благочестие старца. Когда преподобный, вместе с другими братьями, ловил рыбу в 60 верстах от монастыря, ему предрекли близкую кончину. Святой положился на волю Божию, но сильно скорбел, что не пострижен в великий ангельский образ (схиму). Братия решили везти больного старца в Суму, где было монастырское подворье. Диавол, желая погубить святого, воздвиг на пути множество опасностей, но по ходатайству преподобного Зосимы Соловецкого (U 1478 г.; память 17/30 апреля) они благополучно добрались до места. К великому ужасу братии преподобный Елисей скончался. После усердной молитвы к преподобному Зосиме, мертвый ожил и был пострижен в схиму. Причастившись Святых Тайн, он опять почил о Господе. Спустя более столетия гроб преподобного Елисея обнаружился на поверхности земли, и Господь прославил Своего угодника чудесами исцелений. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Елисей Сумский, Соловецкий, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2308

О, преподобнии угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Умолите Господа Бога даровати ми (имя, содержание прошения) , и оставление всех прегрешений моих. Да вашим милосердным предстательством прославлю Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Краткое житие Память 17/30 апреля, 27 сентября/10 октября Общий день памяти 8/21 августа Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорока, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. Преподобный Зосима преставился к Богу 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма. Минея. 8е августа. Рекомендуем молитвы Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944). мц. Параскевы Кочневой (1939). Самое популярное Сейчас в разделе 1722  чел.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

Месяцесловы псалтирей     Греческие псалтири с месяцесловами нам неизвестны.     Древнейшая славянская псалтирь с месяцесловом (в ней еще Шестоднев и избранные службы) писана около 1340—1350 годов (синод. библ. 325). Судя по месяцеслову и самому тексту она происхождения студийского, но перешла в Россию чрез Афонскую гору. Месяцеслов ее начинается, что чрезвычайно редко, с 1 января; памяти имеет на все дни года, более по одному имени и редко по два, без всяких показаний из устава, разделен на два столбца, так что некоторые имена и не дописаны по недостатку места. Он не составлен в России, а переведен с греческого; ибо имеет особенности, не встречающияся в известных славянских памятниках: 4 апреля Марьи (неизвестна, ибо египетская есть в нем 1 апреля), июля 10 Пелагии, июля 30 Феодоты, авг. 23 св. Елисаветы (неизвестны), и вообще отличается от студийских памятников славянских тем, что ни с одним из них не сходствует вполне, но в одни дни сходствует с прологами, в другие с уставами и т. п.     Другая псалтирь со студийским месяцесловом находится в император. публичной библиотеке 10 отд. 1 в четвертку) и относится к XV веку. Месяцеслов ее полнее месяцеслова синод. псалтири, часто имеет по две и по три памяти, с тропарями и кондаками на немногие дни, более всего сходствует с мстиславовым евангелием, 22 ноября имеет память Фаддея студийского, 26 янв. пр. Феодора студийского. Более сих двух псалтирей с месяцесловами из студийского периода нам видеть не случилось.     Но очень много до нас дошло следованных псалтирей с месяцесловами иерусалимского устава, особенно богата ими белозерская библиотека петербургской академии (116 номеров и немногие из них без месяцесловов). Самые древнейшие из следованных псалтирей иерусалимского устава не восходят ранее XV века. Древнейшая из них с годом 1429 находится в Сергиевой лавре 308. В синод. москов. библиотеке замечательна псалтирь, принадлежавшая пр. Зосиме соловецкому, следовательно не позднее 1478 года, ибо он в сем году скончался. В ней синаксарь по иерусалимскому уставу, но вторые памяти нередко опускаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Три дня длилась буря, а когда утихла, то у берега на воде плавала икона Николая Чудо­творца указанного вида и меры. Посольство привезло святую икону в Новгород, и Мстислав тотчас же выздоровел; и в память этого события дал обет построить храм имени святого, что и выполнил в 1113 году. А на том месте, куда волнами прибило икону, в 1292 г. был основан Николо-Липенский монастырь. Вечевой колокол На Ярославовом Дворище, рядом с Вечевой Гридницей, висел Вечевой колокол. В феврале месяце 1478 г. великий князь Московский Иоанн Васильевич «велел колокол вечный спустити и вече разорити». В марте, уезжая из Новгорода, Иоанн приказал колокол вечный привезти на Москву. Колокол везли в санях, за ним шел его глухой звонарь, но по дороге сорвался колокол с саней, упал в Валдайский овраг, разбился и рассыпался на тысячи валдайских колокольчиков, которые всюду прозвонили славу о Господине Великом Новеграде. Бодрость и сила в руках и ногах – лень в подушке. Одни поклоны нас не спасут. Помни, что истинная монашеская мантия есть разумное перенесение клеветы и напраслины. Нет скорбей – нет и спасения. Полумантия в народе зовется – Эпанча. Понетаевский монастырь основала Елизавета Алексеевна Копьева, а первой игумении было имя – Евпраксия. Монах без правила – несть монах (слова саровского игумена Исаии, умершего 16 апреля 1858 года). Саровский игумен Серафим умер 5 октября 1878 года на 74 году. Помяни, Господи, блаженного Гаврюшу. Он был один из тех, кого Господь уподобил детям – сказав, что таковых есть Царствие Божие. Он жил на Орловщине в Ливенском уезде. Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь. Отчего человек бывает плох? – От того, что забывает, что над ним Бог. Праведных ведет в Царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная. 30 августа ст. стиля, в понедельник, участвовал за совершением поздней Литургии, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Никодимом, при участии преосвященных епископов Милитоне и Дамаскине, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В XVII веке продолжался обычай ходить с крестным ходом в Успенскую церковь 11 июля. В этот день, в память явления Ржевской иконы Божией Матери, совершаем был крестный ход из Софийского собора в Успенскую церковь . На пути, во время молебна, пели 1-ю статью Кресту и Иоанну Богослову, а Евангелие читал святитель у Черного (Чудного) креста; 2-ю статью пречистой Ржевской и св. Николаю, а Евангелие читал святитель же в Успенской церкви. После молебна владыка совершал водоосвящение, отпускал кресты и совершал литургию. Обычай сей объясняют тем, что до 1478 года в Успенской церкви стояла чудотворная Ржевская икона Богоматери; а в 1478 году, при покорении Новгорода Иоанном III, взята в Москву, откуда, впрочем, когда-то, по случаю моровой язвы, перенесена в Осташковский уезд Тверской епархии. О приделах Успенской церкви в летописях не упоминается. Известно только, что в XVII веке один придел был в честь основателя храма св. Нифонта. В этот придел 18 апреля владыка новгородский ездил совершать литургию и пред литургиею служил молебен пречистой Ржевской и св. Нифонту. Если же праздник сей случался на страстной или светлой недели, то для богослужения посылаемы были от святителя протоиерей Софийского собора с ключарем 883 . А другой придел во имя св. Алексия человека Божия бытл отдельною ружною церковию до конца прошлого столетия. Основание церкви Алексеевской относится к началу XV века. Об этом ясно сказано в Новг. III летописи: «в лето 6917 (1409) поставиша церковь каменну святого праведного Алексия человека Божия, у святей Богородицы Успения в Торгу, при архиепископе Иоанне, стяжанием посадника Ивана Васильевича» 884 . О дальнейшей судьбе церкви в летописях не упоминается; но она, как находившаяся в смежности с Успенскою, подвергалась пожарам в 1541, 1606 и 1745 годах. Впрочем, в XVII веке церковь делается известною потому, что царь Алексей Михайлович носил имя св. Алексия, коему посвящен храм. Еще до вступления на престол царя (1645), в церковь Алексеевскую 17 марта ездил владыка совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Владимир I Святославич (в крещении Василий) (ок. 956–1015), великий князь Киевский, в 988 г. ввел на Руси христианство как государственную религию, почитался с 1240 г. (?), канонизирован в 1635 г., память 15 июля – с. 22, 24; кат. 9, 64, 98, 151 Геннадий (ум. 1505), святитель, архиепископ Новгородский, боролся с ересью жидовствующих, память 4 декабря – кат. 5, 14 Даниил Переславский (1460–1540), преподобный, основатель Данилова Троицкого монастыря, причислен к лику святых в 1652 г., память 7 апреля – с. 32 Димитрий Прилуцкий (упоминается в 1391), преподобный, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, канонизирован до 1542 г., память 11 февраля – с. 32 Димитрий Угличский (1582–1591), князь-мученик, последний сын царя Ивана Грозного, канонизирован в 1606 г., память 15 мая – с. 15, 38, 47, 48, 51, 67, 69; кат. 79, 105, 121, 122, 173 Дионисий Радонежский (ум. 1633), преподобный, с 1610 г. архимандрит Троице-Сергиева монастыря, один из авторов окружных грамот, призывающих на борьбу с польско-литовскими интервентами, местно чтится 12 мая – с. 54 Дионисий Суздальский (ум. 1385), святитель, архиепископ Суздальский, местно чтится 26 июня – кат. 108 Евдокия Дмитриевна (ум. 1407), дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 г. – жена московского великого князя Дмитрия Донского, в иночестве Евфросиния, преподобная, местно чтится 7 июля – с. 46 Евфимий Суздальский (ум. 1404), преподобный, архимандрит Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, мощи открыты в 1507 г., память 1 апреля и 4 июня – кат. 10 (?) Евфимий II Новгородский (ум. 1458), святитель, архиепископ Новгородский, канонизирован в 1559 г., память 11 марта – с. 55, 56, 58, 65; кат. 3, 6, 7 Евфросиния Суздальская (ум. ок. 1250 г.), преподобная, княжна Феодулия Суздальская, дочь Михаила Всеволодовича, святого князя Черниговского, местно чтится 25 сентября – с. 31, 32, 83, 98, 151 Ермоген (Гермоген) (ум. 1613), святитель, патриарх всея Руси (1606–1612), память 12 мая – кат. 97 Зосима Соловецкий (ум. 1478), преподобный, основатель и игумен Соловецкого монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 апреля – с. 16, 39, 40, 41, 63, 72; кат. 29, 35, 36, 58, 103, 108, 133, 144, 151, 157

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Зосима Соловецкий (17 апреля 1478) – преподобный (память 17 апреля и 8 августа – перенесение мощей в 1566 г.), основатель Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря. Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин; 9 сентября 1515) – преподобный (память 9 сентября и 18 октября), один из авторов «Просветителя». В 1479 г. основал Иосифо–Волоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. В 20–х гг. XX в. обитель была закрыта, возрождена в 1989 г. Кирилл Белозерский (в миру Косма Вельяминов; 9 июня 1427) – преподобный (память 9 июня), в 1397 г. основал Кирилло–Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (г. Кириллов Вологодской области). Монастырь закрыт в 1924 г., возобновлен в 1998 г. Мощи преподобного находятся под спудом Успенского собора обители. Корнилий Комельский (19 мая 1537) – преподобный (память 19 мая), основатель Корнилиево–Комельского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм монастыря (ныне Грязовецкий район Вологодской области). По штатам 1764 г. монастырь отнесен к третьему классу. В обители хранились фелонь преподобного и часть его власяницы. Мощи находятся под спудом церкви во имя прп. Корнилия Комельского. До недавнего времени в обители размещался психоневрологический диспансер. Никандр Псковский (в миру Никон; 24 сентября 1582) – отшельник, преподобный (память 24 сентября), основатель Благовещенской Никандровой пустыни близ г. Порхова. Никодим Кожеозерский (3 июля 1639 или 1640) – преподобный (память 3 июля), 36 лет прожил отшельником на реке Хозъюге в окрестностях Кожеозерского монастыря (ныне Онежский район Архангельской области; добраться до места монастыря можно только на вездеходе или вертолетом). Нил Сорский (Майков; 7 мая 1508) – преподобный, основатель Нило–Сорского в честь Сретения Господня скита (ныне местечко «Пустынь» Кирилловского района Вологодской области), духовный писатель. Нило–Сорская пустынь была упразднена в 1764 г., возобновлена как общежительный монастырь в 1850 г., закрыта в 1930 г., сейчас там размещается психоневрологический диспансер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и при всем старании со стороны нашей противодействовать нечувствию, оно не уничтожается собственными усилиями нашими, a нужно для этого действие божественной благодати. Когда благодать Божия посетит душу, тогда сердце исполняется умиления; это есть первый признак оживления сердца. Оно чаще даруется при исполнении молитвенного правила и сопровождается обильными слезами молящегося. Сухое же и спешное вычитывание молитв есть признак нечувствия. Чтобы отвалить камень нечувствия от гроба сердца нашего, потребно служение ангела; потому что камень этот привален врагами спасения нашего, только не без нашего произволения и содействия. Для отваления его с нашей стороны требуется лишь усилие не попускать более греху умерщвлять душу, употребляя к тому все зависящие от нас средства, тогда благодать Божия, молитвами преп. Отца нашего Зосимы совершит это дело спасения нашего и мы оживем во Христе духом. В этом таинственном воскресении и заключается наше спасение. Аминь. 8. Слово (3-е) на память Преподобного Отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого Чудотворца, – 17 апреля В сегодняшний день мы, возлюбленные во Христе отцы и братия, сошедшеся любовию, творим память преподобного и богоносного отца нашего Зосимы. У нас сегодня велие торжество, многолюдное собрание, для прославления почившего игумена, начальника общежительного жития иноческого в сей святой обители, скончавшегося 17 апреля 1478 года. В селе Толвуе, на берегу Онежского озера, жила в конце XIV и в начале XV вв. благочестивая чета: Гавриил и Варвара. Господь Бог благословил их рождением сына, который в святом крещении был назван Зосимою. Сами люди небогатые, Гавриил и Варвара, позаботились о том, чтобы своего сына с ранних лет приучить к благочестию и научить церковной грамоте. Благодаря такой родительской заботливости отрок Зосима рос тихим и кротким, и полюбил чтение св. Писания и душеспасительных книг. Когда он достиг совершеннолетия, то родители хотели его женить. Но Зосима, горя желанием служить одному Господу Богу, не захотел связывать себя с миром никакими связями; a потому оставил родительский дом, облекся в иноческое одеяние, удалился в пустынное место, недалеко от родного села и родительского дома, и стал жить отшельником, проводя время в посте, молитве и богомыслии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010