Что касается до упоминания этого царя, то оно дает меньше, чем хотел извлечь из него Дилльманн: из проведенного буквально места видно, что в нем совсем не говорится, будто „rex ipse auxilium ab eo petiisse dicitur“. Оно представляет казенную фразу, встречающуюся часто в житиях и желающую, как я думаю, сказать только то, что святой перечитывал обычные копто-эфиопские ектеньи с прошениями о церкви, о царях и т. п. Но известию о том, что Такла-Сион был современником Зара-Якоба у нас нет оснований не доверять, хотя наша редакция и может быть составлена позже. А если это так, то житие дает нам историю подвижника, ушедшего в молодых годах от мира в эту бурную эпоху государственных и церковных мероприятий, централизационных стремлений, монофиситско-ортодоксальных реформ. При шаблонности гемолитического языка жития, мы, конечно, можем строить только более или менее вероятные догадки относительно отдельных его сказаний. Зачем ходил Такла-Марьям к царю, и что обозначает ссылка Такла-Сиона в молитве за него, на Давида и Авессалома? Не имеются ли в виду смуты этого времени, м. б. подозрения царя на его сына и мать его, омрачившие последние годы его царствования? Но видел ли он эти годы? Житие называет днем его кончины понедельник Пасхи 7 миазья, т.е. 2-го апреля. В царствование Зара-Якоба Пасха приходилась на 1-е апреля в 1442, 1453 и 1464 году; затем под этим числом он была только в 1526 г. Вернее всего предположить, что годом смерти Такла-Сиона был 1464-й; при этом условии он мог быть значительно моложе Такла-Марьяма и относиться к нему „как к отцу“. Судьба князя, искавшего в обители Такла-Сиона пристанища от треволнений эпохи, является хорошей иллюстрацией ее; о скольких вельможах, умерших в узах, сообщают нам памятники этого времени. Впрочем, такие случаи не редкость во всей истории Абиссинии. Отсутствие Такла-Сиона в синаксарях едва ли объясняется, как думает Дилльманн, прославлением этого святого уже по заключении полной редакции синаксаря. С одной стороны житие нам говорит достаточно ясно, что чтить святого начали немедленно после его кончины, с другой стороны, в синаксарях встречаются поздние современники его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1434 «Helmoldi presbyteri bozoviensis Cronica Slavorum». Rec. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1909, p. 7. 1435 «Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia», v. 1. Ed. A. G. Welykyj. Romae, 1953, p. 5 – 6. Это издание осуществлено по текстам ватиканских регест представителями униатского «Ордена св. Василия Великого ». Предыдущую публикацию буллы от 17 апреля 1075 г. см. HRM, t. 1, р. 1. 1437 D. Oljanyn. Zur Regierung des Grossfürsten Izjaslav-Demeter in Kiev (1054 – 1078). – JGO, Bd 8, H. 4, 1960, S. 406. Более подробный разбор статьи Д. Ольянчина см. в нашей заметке «Против фальсификации истории Киевской Руси» – ВИ, 1961, стр. 182 – 183. 1441 «Lamperti monachum Hersfeldensis opera». Rec. O. Holder-Egger. Hannoverae et Lipsiae, 1894, p. 58. Предыдущие издания: MGSS, t. 5, p. 153: «Lamberti Hersfeldensis Annales». Ed. G. H. Pertz. Hannoverae, 1843. Немецкий перевод: Lampert von Hersfeld. Annalen. Neu übers. von A. Schmidt, erl. von W. D. Fritz. Berlin, 1955. 1442 «Lamperti monachum Hersfeldensis opera», p. 225 – 226. Об этом посольстве сохранилось свидетельство русской летописи (ПВЛ, ч. 1, стр. 131). 1445 Подробно о Евпраксии-Адельгейде см.: С. П. Розанов. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна. – ИАН, 1929, стр. 617 – 646. 1450 Сводку гипотез о Галле Анониме см.: K. Maleczyn " ski. Gall Anonim. – «Polski Sownik Biograficzny», t. 7/3, zesz. 33. Kraków, 1948, str. 227 – 270. 1451 Относительно известий Галла Анонима о Руси см.: А. Врублевский. Сведения о Руси, встречающиеся в хронике польского летописца Мартина Галла. – УИ, 1879, стр. 41 – 58. 1452 «Anonima tzw. Galla kronika czyli dzieje ksigzat i wladcow polskich». Wyd. K. Maleczynski. Krakow, 1952, str. 48. Предыдущее издание: MPH, t. 1, p. 419. Фототипическое воспроизведение древнейшей рукописи (XIV b.): «Galla Anonima kronika. Podobizna fotograficzna rgkopisn Zamoyskich z wieku XIV». wyd. J. Krzyzanowski. Warszawa, 1948. Русский перевод: Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских. Предисловие, перевод и примечания Л. М. Поповой. М, 1961, стр. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Дело Св. Син.10 Декабря 1828 г. 1442.) 116 Главными пунктами миссионерской деятельности на поприще обращения нехристиан в православную веру служат Сибирские епархии, в пределах которых обитают инородцы – язычники. В настоящее время на поприще обращение их подвизаются различные миссионеры в миссии. А именно: 1) в Томской епархии – обращением в христианство идолопоклонников и нехристиан, обитающих в пределах этой епархии, равно и утверждением в православной вере обращенных издавна занимается Алтайская духовная миссия, действующая ныне под ближайшим руководством ее начальника, Епископа Бийского, Викария Томской епархии, имеющего пребывание в г. Бийске. При этом для обращения собственно могометан-киргизов в 1881 г. открыта в г. Усть-Каменогорске противо-мусульманская миссия, с назначением в состав этой миссии одного миссионера, одного псаломщика и одного толмача, с вознаграждением священнику – 500 р., псаломщику 240 р. и толмачу – 100 р. в год на счет средств, жертвуемых Православным Миссионерским Обществом,и с подчинением этой миссии начальнику Алтайской духовной миссии. Главные средства содержания Алтайская духовная миссия получает от Православного Миссионерского Общества, по Финансовой же смете ведомства Святейшего Синода, на расходы этой миссии ассигнуется 571 р. 58 к. (Выс. утв. 17 Августа 1857 г. опред. Св. Синод. 12 Июня – 15 Июля. Опред. 10 Марта – 2 Апреля 1881 г. 546.) 2) В Иркутской епархии подвизаются две миссии: Иркутская – на поприще обращения в православную веру язычников Иркутской епархии, как то: бурят, тунгусов, якутов и кирагазов, – Забайкальская – в деле обращения Забайкальских инородцев монголо-бурятского происхождения. Иркутская миссия действует под ближайшим руководством ее начальника Епископа Киренского, второго Викария Иркутской епархии; Забайкальская же миссия находится под ближайшим управлением Епископа Селенгинского, первого Викария Иркутской епархии, имеющего ныне пребывание в г. Чите. (Выс. утв. 25 Мая 1861 г. докл. Св. Синод. п. 12 Опред. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Между тем вернувшийся в Константинополь в начале 1440 г. император Иоанн VIII был сражен горем, узнав прямо на берегу, что его любимая жена Мария скончалась от вспышки чумы, посетившей столицу. Это известие сломило его, а мощный натиск греческих ортодоксов против Ферраро-Флорентийской унии усугубил тяжесть ситуации. Пока император оплакивал смерть возлюбленной, его брат деспот Мореи Димитрий Палеолог (1436–1460) организовал заговор с целью захвата царской власти. С 23 апреля 1442 г. в течение длительного времени этот безумец систематически опустошал окрестности Константинополя, попутно снесся с турками, получил от них помощь в виде турецких кавалеристов и заявил права на императорскую диадему. По счастью, св. Константин Палеолог пробился у острова Лемнос через турецкий флот и явился на помощь брату. Димитрий был взят в плен, а его войско разбежалось. Но чуть позднее мятежник сумел убежать в Галату и при помощи подеста генуэзцев примирился с царственным братом на условиях выделения ему собственного удела. Как и следовало ожидать, заговор прошел под знаменем ортодоксии. Мятеж не удался, но василевс отчетливо видел, насколько непопулярны его акции по объединению с Западом в народе 813 . Однако Римский епископ пытался на деле показать, что готов выполнить свои обязательства. Вскоре в Константинополь прибыла эскадра из 25 судов, снаряженная папой на собственные средства, а венецианцы прислали в Архипелаг большой флот в помощь византийцам. В Венеции также активизировалась партия, требовавшая немедленной войны с мусульманами. Безусловно, венгры готовы были поддержать своих союзников. Ничего не знавший о намерениях латинян, султан удалялся от границы. Он остановился в Адрианополе, чтобы оплакать смерть своего безвременно ушедшего сына Алладина и заявил, что желает оставить трон, чтобы предаться молитве и забвению от мирских горестей 814 . Но тут его догнал посыльный с известием о том, что венгры перешли границу. Честолюбивый кардинал Цезарини сумел сыграть на честолюбии Владислава III и убедить того расторгнуть договор, дабы добить (!) османов. Удивительное легкомыслие! Под влиянием кардинала король Владислав в одностороннем порядке расторг договор и выступил с войском в поход. Вновь был задействован полководец Янош Гуниади, которому в случае успеха обещали отдать в правление всю Болгарию; вторым лицом в армии стал Валашский воевода Влад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мне еще скорбь и затруднение: преосвященный викарий болен, и не может заменять меня в сии дни; а я не знаю, что могу. Призовите мне милосердие преподобнаго Сергия. Мир вам и братии. Марта 30-го 1862. Был у меня князь Губернатор, и сказывал, что дело о нашем гостинном доме решено губернским правлением против нас, потому что нет закона в нашу пользу. Я сказал, что нет закона и против нас; что под именем гостиницы смешаны разные вещи, и что мы, кажется, достаточно объяснили сие; а потому он может воспользоваться своим правом решить дело по своему убеждению. Он же признает, что есть нравственное убеждение в нашу пользу. Несколько склонился он на сие: но не знаю, решится ли. 1441 Отцу наместнику, вкупе с спасительным причастием скорби Господней, Господне благодатное утешение. Помнится, в ските оставил я пакет листовой величины, в котором бумаги, относящиеся к составлению службы святителю Тихону. Тут должно быть мое письмо к владыке Новгородскому или записка о акафистах. Она мне теперь нужна. Раскройте пакет; и если сия записка найдется в нем, не умедлите прислать ее ко мне. Преосвященный Смоленский составил акафист преподобным Кириллу и Мефодию, представил Св. Синоду, и родился вопрос: не прочитать ли его в день тысячелетия во всех церквах России? Согрешил я; мне кажется это боле придуманным, нежели возникшим из глубокаго усердия и благодарения Богу. Обще-обязательнаго Богослужения не умееи исполнить с полнотою, без поспешности и сокращений: а изобретаем протяженные службы, обильные более словами, нежели силою. Спорить сомнительно: с моей же стороны я предложил бы составить только канон, по возможности назидательный, и велел пропеть молебен так, чтобы канон был явственнее прочитан.       Или это только мое ленивое мудрование? Апреля 4-го 1862. Мне приходит на мысль, что с благодарственною за 1000 лет молитвою надлежало бы соединить покаянную и за многие, особенно в последние годы. 1442 Отцу наместнику и братии обителей целование общаго сорадования о Господе. Христос Воскресе!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Евфимием, архиепископом Новгородским, при возобновлении Преображенского храма, в 1442 году. Богословские, нравоучительные, толкования священного писания, проповеди и другие духовно-правственного содержания книги и журналы помещаются в особой библиотеке, в нижнем этаже настоятельского корпуса. Грамота Великого Государя Алексея Михайловича, писанная в 1654 году 30 апреля, хранящаяся в целости в Преображенской монастырской ризнице Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Алексий Михайлович всея Великия и Малыя России Самодержец. Подражающее божественных повелений, приклонихом милостивно уши наши в мир слышания, и слышахом нечто неполезно, пачеж грешно, и миру досадительно: сего ради умилостивихомся и почтахомся яко дапоможет нам Господь Бог благоподражательное наше начало сотворити, якоже весть святая его благость мир строити, и любя тем присно налучшее преуспевати, и от любоплотных низу плежущих горе восходити, ибо лучшее во всем угодно бывает Богу и человеком, еще же нынешнему веку и грядущему я неправедное злодейство, онемже ходятце претыкаемся разорити, и досадительства она отсетци, яже деются всякого чина в человецех. яко вомнозех градех, невемы како многое злодейство привниде вообычаи человеческия, еже отдавити изнаших приказов, в нашем царствующем граде Москве, и вовсех градех, наоткуп мыть, имостовщину, и на реках перевозы, ислюдей головшину, иядомыя всякия харчи, и иныя всякия мелкия промыслы, також в наших дворцовых селах, и патриарших, митрополиях, архиепископлих, епископлих, монастырских, боярских, и всяких чинов людей в вотчинах ипоместьях проезжия пошлины имыты, имостовщины, сами держат, и наоткупы отдают, и тии откупщики, врази Богу и человеком, немилосердием ревнуют преждним окаянным мытарем, ипрочим злодеем, сами седя помытом, и помостом надорогах емлют с товаров проезжую пошлину имыт, и мостовшину, непротив нашего указу, лишнее воровски, иприметываются к проезжим торговым, и всяких чинов людем, своим злым умыслом напрасно, инравят: натех людех промытныя деньги, изадерживают их и от того им в торгах винится безторжица, и убытки великия: торговыя люди торговых промыслов отбыли, а иныя многия обеднели, межь двор скитаются, и наших податей взяти стало ненаком, и служеб служити некому: а тех откупов откуп тики имытчики теми богоненавистными откупи прибытки себе чинят многия, и мир в том их вражебном промысле погибает, а они творятся аки нашей великого Государя казне прибыль чинити.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое же заявление позже прислал в Синод и монах Ваптос. 135 Прислал отказ явиться на суд конторы и архимандрит Давид. 136 В подкреплении выставленного ими против Русского Синода обвинения, означенные имябожники прислали в Синод свои «исповедания веры в Бога и во Имя Божие», подписанные ими (Архив [об] имяб[ожниках] т. III, ч. 1, лист 302 и далее). Таким образом, эти имябожники выставили против Синода контр-обвинение Синода в уклонении от православия и являются не простыми подсудимыми русской церковной власти, но и формальными обвинителями Синода и Правосл[авной] Русской Церкви в догматическом заблуждении. Синод передал это заявление и эти «исповедания» в ту же Московскую Синодальную контору, которой вообще был поручен суд над имябожниками. Контора произвела в течение двух недель двоякий самопротиворечивый суд над имябожниками и постановила взаимно противоречивые решения, как с очевидностью показывают донесения конторы Синоду от 24 апреля за 1261, от 4 мая 1393, от 8 мая за 1442 и 1443 и донесение митрополита Макария от 28 апреля за 1302 (Архив, т. III, ч. II, листы 396–398, 418–419, 432, 438–443). Пока контора имела дело с явившимися к ней на суд и склонными послушаться Церкви имябожниками, она и ее первоприсутствующий митрополит Макарий, справедливо определяют «отношение Илариона, Антония Булатовича и прочих (имябожников) к единению с Православной Церковью в вере», как «новые лжеумствования об именах Божиих, возвещаемые схимонахом Иларионом, Антонием Булатовичем и их единомысленниками, которые справедливо называются имябожниками» (донесение митрополита] Макария от 28 апреля 1302, донесение конторы от 8 мая 1914 г. 1442) и на заседании своем через первоприсутствующего, и на исповеди через духовника контора разъясняла ложность этих новых умствований имябожников и требовала от имябожников отказа от этих лжеумствований, и только под этим условием принимала их в общение и снимала с них прежде наложенные Синодом церковные наказания (смотри те же донесения). Но в конце заседания 7 мая конторе пришлось выносить свое суждение и постановить решение о четырнадцати вышеупомянутых упорных афонитах, отказавшихся от общения с Синодом и от явки на суд Московской Синодальной конторы и обвинивших Синод в догматических заблуждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

3067 ИР НБУВ. Φ. 191. 583. Письмо написано из Берлина. Глубоковский просил пересылать материалы на имя о. Тихона (Лященко). 3070 ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 158–159. По-русски опубликована: Рабочий социализм и русская православная церковь //Странник. 1924. 1. Май. С. 27–29. Текст статьи приводится в Приложении III (5). 3071 ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 159. Aino Krohn Kallas, одна из наиболее значительных финских литераторов, состояла в браке с Оскаром Калласом, эстонским фольклористом и лингвистом, в 1901–1903 гг. служившим лектором на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1922–1934 гг. О. Каллас был эстонским посланником в Лондоне. После советской аннексии Эстонской республики супруги Каллас эмигрировали в Швецию. 3074 Там же. Л. 161–164. 11 декабря/28 ноября 1924 г. о. В. А. Мартинсон писал Глубоковскому: «Благодарю за «Наше Будущее». Ваш ответ Айно Каллас мне очень нравится» (Там же. Л. 164). 3076 «Согласно моему прежнему плану, – писал Глубоковский архиепископу Иоанну 3 мая/20 апреля 1924 г., – а) все документы о положении Вашем и православной Церкви в Латвии я переслал в Лондон, где приняты будут все меры для опубликования (не замешивая Вашего имени) и б) лично говорил Dr. John Mott-y, a его секретарю (хорошо владеющему по-русски) Ralph W. Hollinger дал специальную записку. Все возможное будем делать и дальше, уповая на помощь Божию», – а 30/17 сентября он спрашивал архиепископа Иоанна: «Надеюсь, вы получили The Church Times, где мною помещена заметка о Вашем положении. Извините, что дело затянулось так долго» (Цит. по: Сидяков Ю. Из архива архиепископа Иоанна (Поммера) . Письма из Болгарии, www.humanitatic.info/17 almanax/Sidjakov.doc. Там же приведены в переводе на рус. яз. вырезки статей из газеты «The Church Times», хранящиеся в архиве архиепископа Иоанна. Оригиналы писем Глубоковского и вырезки из газеты: ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. 26. Л. 208–209; 44. Л. 41, 48–49, 51–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Данной инструкцией, полученной от Синода, и руководствовалась Московская Синодальная контора при производстве»суда над имябож–никами», состоявшегося 24 апреля 1914 года. Из 25 подлежавших суду иноков в Московскую Синодальную контору на утреннее заседание явились лишь шесть: иеромонах Имеретий (Рощин), монахи Антоний (Шумский), Варсонофий   , Долмат (Давымук), Константин (Янков) и послушник Парфений (Давымук). Малочисленность подсудимых восполнялась многочисленностью судей, в числе которых были: митрополит Московский Макарий, член Синода архиепископ бывший Тверской Алексий (Опоцкий), настоятель Симонова монастыря епископ Михаил, епископ Иоанникий, настоятель Заиконоспасского монастыря епископ Евфимий, епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов) и Серпуховский Анастасий (Грибановский), наместник Троице–Сергие–вой Лавры архимандрит Товия, наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский), помощник начальника канцелярии Святейшего Синода С. Г. Рункевич и прокурор Московской Синодальной конторы Ф. П. Степанов   . О том, как проходил»суд над имябожниками», мы имеем противоречивые свидетельства. С одной стороны, в донесениях Московской Синодальной конторы 1261 от 24 апреля, 1302 от 28 апреля и 1442 от 8 мая говорится о том, что и на самом судебном заседании, и на исповеди через духовника контора разъясняла монахам ложность»новых лжеумствований об именах Божиих, возвещаемых схимонахом Иларионом, Антонием (Булатовичем) и их единомышленниками, которые справедливо называются имябожниками», после чего принимала их в общение и снимала наложенные прежде Синодом наказания   . Об отрицании имяславцами»лжеумствований, рассеиваемых Булатовичем», говорится также в донесении митрополита Макария Святейшему Правительствующему Синоду от 28 апреля 1914 года   . С другой стороны, по сообщениям прессы, основанным на свидетельствах присутствовавших в суде имяславцев, суд над последними скорее напоминал торжественное признание правоты подсудимых, чем собственно судебное заседание. Согласно этим свидетельствам, утреннее заседание 24 апреля началось молебном в храме Двенадцати апостолов, совершенным митрополитом Макарием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

86 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 65), скончавшийся в 1440-м году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано. 87 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года. О начале местного празднования ему может быть сказано только то, что служба ему написана в первой половине XVII века игуменом основанного им Железноборовского монастыря Иосифом. 1480 —225— 88 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1444-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 89 . Амфилохий Глушицкий, второй игумен в Дионисиевом Глушицком монастыре после самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 90 . Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века. 1481 91 . Александр Ошевенский, основатель Александро-Ошевенского монастыря, который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 20-го Апреля 1479-го года. Тропарь и кондак ему написан автором его жития иеромонахом его монастыря Феодосием в 1566-м году. 1482 А служба ему написана и вместе с этим, как весьма вероятно думать, установлено и местное ему празднование, по благословению митр. Антония, следовательно – между 1577–1580-м годами. 1483 В первой половине XVII века было празднуемо ему в Московском Успенском соборе. 1484 —226— 92 . Макарий Глушицкий, третий игумен Диониснева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1478-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010