15 окт.) и Феодору (†1023; пам. 8 июня). Лик суздальских святых, песненно прославленных иноком-гимнографом, завершает имя преподобного Космы Яхромского (†1492; пам. 18 февр.). «Наряду с суздальскими святыми автор прославляет соборне всех русских святых «новых чудотворцев» в специальной службе и похвальном Слове» 1435 . Соборная их память была положена 17 июля. «По-видимому, суздальские князья Шуйские, близкие к Митрополиту Макарию, и отыскали Григория для составления «Службы всем святым». Этому мог способствовать и епископ Суздальский Афанасий Палецкий, в мире князь Палецкий, свойственник Ивана IV по жене его брата Георгия Васильевича Иульянии» 1436 . Служба Российским «новым чудотворцам», соборне прославляющая отечественных подвижников, названа «новым фактором в русской литургической письменности» 1437 . Сейчас пишутся службы Ярославским, Тверским, Сибирским и другим Соборам святых, а начало этому гимнографическо- литургическому явлению на Руси было положено в середине XVI века иноком Григорием Суздальским в связи с Макарьевскими Соборами 1547, 1549 годов. Принадлежащее ему Похвальное слово русским новым чудотворцам начинается такими словами: «Хощу к похвале язык подвигнута и ужасаюся, хощу помянута и страх объемлет мя, хощу помянута иже святое житие поживших и веру Божественную сохранших и Российскую землю чудесы просветивших...» 1438 . Как установила болгарская исследовательница, суздальский писатель взял за основу этого своего труда «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» Митрополита Григория Цамблака. Она так характеризует творение суздальского писателя: «Слово русского автора по существу имеет энциклопедический характер, и так как это новая тема, созданная для нового праздника, то с полным основанием можно подтвердить широкую образованность автора. Он использовал патериковое повествование (из Киево-Печерского Патерика), множество русских житий, что показывает стремление автора – в отличие от Цамблака – к конкретным реальным подробностям в житии героев. В этом отношении Слово о русских святых отдаляется от абстрактного, обобщающего содержания Цамблакова произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

3) В северо-западном углу, в серебряной раке, почивают мощи святого Ионы митрополита Московского. Святой Иона родился в город Галиче Костромской губернии. С ранних лет он пострижен был в иноческий образ. Сначала он подвизался в одном из Галицких монастырей, потом перешёл в Симонов–Московский. Здесь он отличался от других иноков добродетельною жизнью, имел необыкновенную кротость и смирение, справедлив, так что за истину был не раз гоним и все скорби переносил с великим терпением. Когда Фотий митрополит Московский посетил Симоновскую обитель, и увидел в ней Иону, то предрёк, что он будет митрополитом. В 1437 году Иона был возведён в сан епископа Рязанского и Муромского, а по смерти митрополита Фотия, в 1449 году, был поставлен в Московского митрополита. С сего времени святитель Иона жил постоянно в Москве и управлял Московской паствой 12 лет, ревностно заботясь о православии Русской церкви. Святитель Иона скончался в 1461 году, 31 марта, и погребён в московском Успенском соборе. Святое тело его обретено нетленным при великом князе Иоанне III и митрополите Филиппе I. Память святого Ионы церковь празднует марта 31 дня, июня 15 и октября 5, а обретение мощей его мая 27 дня. Серебряная рака, в коей почивают мощи святителя Ионы, в 1812 году сохранилась от неприятелей, которые разграбивши драгоценности Успенского собора, не могли подступить к раке святителя Ионы. Говорят, что пламень, показавшийся от мощей сего святителя, не допустил французов и коснуться его гробницы. 4) B юго–западном углу подле шатра находятся гробницы святых митрополитов Фотия и Киприана. Святой Фотий родился в Греции, воспитывался в Аморейской области, в Палестине. Он с ранних лет поселился в одной пустынной обители, где и начал проводить духовную жизнь, а для преуспеяния в духовных подвигах он вручил себя под руководство строгого подвижника, епископа Акакия. Строгая жизнь наставника его служила для него примером и подкреплением в подвигах пустынного жития. Случилось, что по некоторым нуждам Фотий послан был Акакием в Константинополь. В то время кафедра Русской митрополии сделалась праздной. Великий князь Василий Дмитриевич просил Константинопольского патриарха Матвея прислать на Русскую кафедру достойного пастыря церкви. На сей раз Фотий первый представился достойным святительского сана, поэтому и был рукоположен самим патриархом в митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Прп. Агапит скончался не позднее 1095 года, мощи его почивают в пещере св. Антония. Память преподобного отца нашего Дионисия, игумена Глушицкого, нового чудотворца Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 году в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим» вероятно потому, что из всех озер Вологодского края оно — самое большое. Поприще — мера расстояние в 690 саженей. Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил. Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан ростовским архиепископом Григорием и, по мнению преосвященного Филарета (Жития святых, июнь, стр. 11) еще до окончания постройки храма на Лучице. Эта церковь построена была в 1403 году. Кубенский князь Димитрий, желая оказать помощь преподобному Дионисию, прислал для ее построения своих мастеров, плотников. Эта вторая церковь построена была чрез 9 лет после первой, в 1412 году. Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе собора есть образ преподобного Кирилла — тоже его работы и др. Так назван здесь Покровский монастырь, из которого удалился преподобный. Этот храм был построен в 1420 году. Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду в воскресный день 1-го июня 1437 года. Московский Собор, бывший в 1547 году при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в 16 столетии была построена первая церковь во имя его. Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы, — одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, — обе по преданию написаны преподобным Дионисием. Наружность преподобного была такая: роста он был низкого и телом весьма худ, голову имел немалую, брови — полукруглые, лицо — продолговатое, щеки — впалые, глаза — кроткие, бороду — до груди, густую, волосы — светлорусые и полуседые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда Глушицу стали посещать многие, любитель безмолвия удалился за 4 версты в непроходимую дебрь и у огромной сосны, оставившей и месту название Сосновца, соорудил себе келью, а потом небольшой храм во имя пустынного ангела Предтечи. Это было в 1420 году. К нему приходили жены с желанием слушать наставления его и желали бы часто слушать их: а потому Дионисий в 2 верстах от Покровской обители устроил женское общежитие с храмом святителя Леонтия Ростовского. В устроении и поддержании всех трех обителей щедро помогали преподобному князья Дмитрий Заозерский 63 и Юрий Бохтюжский, особенно же последний. 64 Блаж. Дионисий ревностно заботился о распространении славы имени Божия. В 18 верстах от Глушицкой обители, на р. Сухоне, построен им храм во имя Воскресения Христова, с тем, дабы окрестные жители могли в нем слушать слово Божие и учиться страху Божию. Другой храм, во имя свят. Николая построен им в с. Двинице, по просьбе бедных жителей того села, и для этого храма писал он сам иконы. За семь лет до кончины, богоносный основатель трех обителей приготовил себе могилу и часто приходил к ней, размышляя о загробной жизни. Он мирно почил 1 июня 1437 года. 65 Строго-благочестивая жизнь, насажденная аввой в его пустыни, долго процветала и по кончине его. 66 Собор 1547 года установил чтить память преп. Дионисия, прославленного многими чудесами, во всех церквах Русских. 67 Известность блаж. Дионисия, как опытного наставника, привлекала к нему весьма многих подвижников. В числе их были преподобные: Амфилохий, Макарий и Тарасий Глушицкие, Филипп Рабангский 68 и Григорий Пельшемский. Блажен. Амфилохий пришел уже иноком из Устюга к преп. Дионисию, кода основаны были обители Глушицкая и Сосновец. Преп. игумен особенно любил Амфилохия за кротость и смирение, и перед кончиной своей сказал ему: «Вижу, что смерть близка ко мне, тебе же велит Господь жить, – предай тело мое земле; не оставляй сего места, подвизайся каждый день. Кто из нас может заплатить чем-нибудь Владыке Христу?» – Когда Амфилохий стал плакать о разлуке с учителем: «Ты еще не довольно подвизался, – сказал он, – для получения назначенной тебе награды,» – и поручил ему управление своими монастырями. Преп. Амфилохий скончался спустя 15 лет после своего наставника, 12 октября 1452 года. 69

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Дионисий Глушицкий, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Дионисий Глушицкий, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Дионисий Глушицкий, прп. Преподобный Дионисий Глушицкий (память 1 июня по старому стилю) Родился в 1362 г. в окрестностях Вологды и во святом крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он подвизался иноком в Спасокаменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий. В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда, вместе с иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший общежительный монастырь. Здесь святой жил как пустынник, проводя строгую, суровую, подвижническую жизнь. В 1403 г. св. Дионисий устроил еще одну общежительную обитель, а в 4-х верстах от нее — другую, названную Сосновцем. Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти. Скончался он в 1437 году на 75-ом году жизни. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Дионисий Глушицкий, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2174

После отхода Улу-Мухаммеда Василий II «совокупися с братьею в Переславли», посадил в Москве вместо себя временно князя Дмитрия Красного, а «сам поживе в Переславли и в Ростове до зимы, бе бо посады (в Москве. — А.З.) пождьжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них». Во время набега Улу-Мухаммеда Дмитрий Шемяка к Москве своей подмоги не послал. К началу 40-х годов XV в. произошли изменения в составе княжат «гнезда Калиты». Осенью 1437 г. у Василия II родился наследник престола Юрий Большой, но зимой 1440 г. он уже умер. 22 января 1440 г. у великого князя родился сын Иван (будущий Иван III) и ровно через год (22 января 1441 г.) — Юрий. 22 сентября 1440 г. после длительной болезни умер князь Дмитрий Юрьевич Красный. Постепенно усиливался контроль великокняжеской власти над деятельностью удельной администрации. 24 июня 1440 г. на докончаниях Василия II с Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным была сделана приписка о «сместном» суде. Отныне в спорных случаях дела подлежали решению третейского судьи. Если судья великого князя и судья удельного не придут к одному решению, истец называет трех кандидатов в судьи: двух великокняжеских бояр и одного удельнокняжеского, а ответчик из их числа выбирает третейского. Если судью изберут, дело передается великому князю. Если же ответчик будет упорствовать при избрании судьи и в его присутствии, он признается проигравшим процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями. 20 марта 1440 г. в результате заговора князей Чарторыйских был убит литовский великий князь Сигизмунд. На престол в Литве вступил Казимир Ягайлович (29 июня), ставший после смерти своего брата Владислава и польским королем (1445 г.). В Киеве утвердился князь Александр (Олелько) Владимирович, связанный родственными узами с Василием II. Участники заговора 1440 г. один за другим стали выезжать на Русь. Здесь, в частности, оказался и князь Александр Васильевич Чарторыйский, получивший от Василия II около 1441/42 г. беспокойный Суздаль. В Новгороде ненадолго появился еще до смерти Сигизмунда князь Юрий Семенович (Лугвеньевич). После гибели великого князя литовского он отправился в Литву. Здесь Казимир его пожаловал Мстиславлем и Кричевым. Но, по словам новгородского летописца, князь Юрий «възгордився» и захватил Смоленск, Витебск и Полоцк. Речь шла о том, что восставшие «черные люди» Смоленска 30 марта 1440 г. пригласили к себе Юрия Семеновича на княжение. Первая попытка войск Казимира IV взять Смоленск в конце этого года была безуспешной. Только вторичный поход, на этот раз самого великого князя литовского, привел к капитуляции города и бегству князя Юрия в Москву.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

частью Балкан, а также Мирчей I. Противостояние сербских и валашских сил Османской империи продолжалось несколько лет, достигнув апогея в битве 15 июня 1389 г. на Косовом поле, в к-рой христиане потерпели поражение, а князь мч. Лазарь погиб. Опасаясь наступления тур. султана Баязида I Молниеносного, Мирча I значительно укрепил линию Дуная, затем при помощи молдав. господаря Петру I Мушата (ок. 1375 - ок. 1391) заключил союзный договор с Польским королевством, ратифицированный 20 марта 1390 г., что улучшило в т. ч. и отношения с Венгерским королевством. После завоевания Болгарии (1393) Баязид I предпринял поход на Валашское княжество, тур. армия заняла Турну и прошла через долину Жиу в Олтению. Решающая битва состоялась при Ровине (10 окт. 1394 или 17 мая 1395), Мирча I одержал победу. Однако из-за нехватки сил влахи не смогли ею воспользоваться, и Мирча I был вынужден отступить в Арджеш, где его войска были разбиты турками, затем укрылся в Трансильвании. На валашский престол вступил Влад I Узурпатор (ок. 1395-1397), сын господаря Дана I. В Трансильвании Мирча I заключил с венг. кор. Сигизмундом (Жигмондом) I Люксембургом (1387-1437) договор (7 марта 1395, Брашов), который предусматривал взаимную помощь в случае нападения Османской империи. Венг. армия вошла в Валашское княжество в мае 1395 г. и заняла крепость Турну, однако не смогла отстранить Влада I от власти. Находясь под прямой угрозой вторжения османов, Сигизмунд I организовал крестовый поход против Османской империи, в к-ром участвовали силы практически всей Европы, включая Мирчу I и его армию (Влад I отказался участвовать в походе). Союзная армия, собравшаяся в Буде в мае 1396 г., состояла из 100 тыс. чел. (60 тыс. рыцарей и 40 тыс. пехотинцев), она заняла Оршову, Видин и Рахову, в течение 16 дней осаждала Никополь. Решающая битва произошла 28 сент., христиане были полностью разгромлены. Часть венг. армии, а также войска Мирчи I смогли уйти за Дунай, Влад I был схвачен и доставлен в Венгерское королевство, где и умер.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ок. 1407, София - 26.03.1437, Адрианополь (совр. Эдирне, Турция)), болг. мч. Адрианопольский или Софийский старший (пам. болг. 26 марта). Повествование о мучениях Г. содержится в единственном греч. сборнике XVI в. (Marc II 50; 235а - 242а) и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге К-польский патриарх Иосиф II. Автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную лит-ру и старается подражать ее стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Г. о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное лит. произведение. Язык оригинала неизвестен. Греч. текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В 2-3 местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греч. текст был издан Х. Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен ранее ( Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 209-210; BHG, N 2160). В 1971 г. греч. текст был издан А. Михайловым и сопровожден переводом на болг. язык ( Михайлов. С. 407-411). Рассказ повествует о муже 30 лет с красивым лицом, но «с более красивой душой», рожденным в Софии, по делам военной службы находившемся в Адрианополе. Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к к-рому он пришел починить оружие, Г. стал защищать свою религию, за что был схвачен разъяренной толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Г. был приведен к правителю города, к-рый, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Г. отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда Г. подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане еще раз предложили ему отречься от правосл. веры. Твердость Г. разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костер. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности Г. выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак.

http://pravenc.ru/text/164181.html

В 1706 г., веря полученным доносам, епископ Пуатье предписал Г. де М. прекратить проповедническую деятельность и покинуть территорию еп-ства. Г. де М. отправился в паломничество в Рим. Там он познакомился с Дж. М. Томмази, одним из доверенных лиц папы Климента XI . Томмази организовал ему аудиенцию у папы (6 июня 1706). В беседе Г. де М. обратил внимание папы на необходимость проповеди Евангелия на западе Франции. Климент XI, обеспокоенный проблемой распространения янсенизма, разрешил Г. де М. вернуться во Францию для «возрождения духа христианства», пожаловал ему титул «апостольского миссионера». По возвращении Г. де М. в Пуатье местному духовенству вновь удалось добиться запрета на его служение на территории еп-ства. Вскоре он получил возможность проповедовать в 2 бретонских еп-ствах, Сен-Мало и Сен-Бриё (с февр. по сент. 1707). Потом, после запрета проповедовать в Сен-Бриё, он исполнял обязанности исповедника и проповедника в приорате св. Лазаря, рядом с Монфором. Однако епископ Сен-Мало, на чьей территории находился Монфор, вскоре отстранил его от службы. Следующие 3 года Г. де М. провел в Нантском еп-стве, в нояб. 1710 г. вступил в Третий орден проповедников-доминиканцев. В 1711 г. был приглашен в еп-ства Люсон и Ла-Рошель. 10 мая того же года по просьбе еп. Люсонского Ж. Ф. Сальга де Лекюра в кафедральном соборе произнес проповедь о молитве розария . В Ла-Рошели с разрешения епископа провел т. н. духовные упражнения в больнице св. Людовика IX, вызвавшие резонанс в еп-стве. Местное духовенство обвинило Г. де М. в религ. фанатизме, но епископ встал на его защиту. В кон. 1711 - нач. 1712 г. Г. де М. проповедовал в деревенских приходах. По просьбе Люсонского епископа отправился с проповедями на о-в Йё в Бискайском зал., затем в Нант и Ла-Гарнаш (еп-ство Люсон). Осенью 1712 г., вернувшись в Ла-Рошель, написал «Le Traité de la Vrais Dévotion à la Sainte Viérge» (Трактат об истинном почитании Пресв. Девы). Этот текст долгое время оставался неизвестным, только в 1842 г. рукопись была обнаружена священником из основанного Г. де М. Общества Девы Марии. Цель конгрегации священников-миссионеров, условной датой основания к-рой считается начало проповеднической деятельности Г. де М.- 1705 г., он видел в обновлении христ. рвения в приходах с помощью молитв розария и проповеди среди неверующих (в 2003 Общество Девы Марии насчитывало ок. 1 тыс. членов - An. Pont. 2005. P. 1437).

http://pravenc.ru/text/168149.html

Приписанных к ней деревень более 20-ти, в которых 342 дома и 2208 душ обоего пола. Приход тянется вверх по Лене на 107 верст, а вниз – на 366 в. Сверх сего, к Витимской церкви причислены Якутские улусы, обретающиеся на речках Палодуе, Юкте и Нюе. Ближайшими к Витимской церкви считаются Петропавловская в 338-ми и Олекминская в 700 верстах. От Иркутска же отстоит она на 1437 верст. Лежит под 59° Сев. широты. 20 июня из церкви отправились к судам, в сопровождении народа. Это было около полудня. Между тем, тучи сгущались, омрачали воздух и воду; река же клокотала. Плавание в такую пору не казалось приятным. Но где исполняется долг службы, там самое исполнение уничтожает собою несгоды. Ибо Fortiter malum qui patitur, post potitur bonum. Кто побеждает зло – Приобретает тот добро. Певчие запели: Волною морскою; на берегу раздалось: Счастливая дорога! Бог вам на помочь! Еще раз, знаменуясь крестом, возвел я очи к церкви, откуда долетал до нас звон колоколов. Но и ладии наши в этот момент летели уже по волнам, ровно на крылу ветреню. Кормчие кряхтели, гребцы метались с борта на борт, на зная, за что взяться и что делать, дабы не поставить судно в поперег волнам, бушевавшим без всякого лада и склада. Все мы находились будто в кипящем котле. Явление это нельзя приписывать действию одного ветра. Оно более зависит от горной, падями порезанной местности, и особенно от громады вод, вливающихся на сем протяжении в Лену в диаметральной противоположности ее течению. Сила притоков сих осязательна. Ее пришлось нам испытать, против воли и намерения нашего, когда проходили последнее из Витимских устьев, находящееся верстах в трех от селения. При дожде, громе и буре, местность эта казалась Сциллою и Харибдою; а зияющее среди скал устье, без всякого преувеличения, можно бы назвать пещерою Эола. Кратко сказать, суда наши, непрестанно то поднимаясь, то погружаясь, мало подавались вперед, и потому до наступления ночи не могли приплыть к станции Паледуйской, в 27-ми верстах от Витимска. Теперь полночь; якоря брошены; останавливаемся для ночлега на пустыре, под защитою горного кряжа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010