При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского 30 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия. Преподобный Никон родился в Юрьев-Польском. В юном возрасте, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, святой пришел к преподобному Сергию и просил приобщения к лику монашествующих. Преподобный Сергий, провидя в нем будущего великого подвижника и испытывая его смирение и терпение, отослал св. Никона к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал любимым и близким учеником преподобного Сергия. Видя духовную зрелость и опытность преподобного Никона, преподобный Сергий перед смертью назначил его своим преемником. Став игуменом, преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился. При преподобном Никоне 5 июля 1422 г., во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского. После многих трудов и подвигов преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 г. и был погребен близ раки своего учителя. В 1560 г. над могилой преподобного был построен храм во имя его. Мощи преподобного Никона, почивающие здесь под гробницей, отделяются от раки великого Сергия одной каменной стеной. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2021 6 июня, 2020 26 октября, 2023 19 августа, 2023

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Прп. Ферапонт Можайский. Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма. В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

http://pravoslavie.ru/1905.html

Св. муч. Георгия нового в Средце болгарском, пострадавшего от турок в 1514 году. Мак. 1621. 1639. Служба. В Сборнике XVI в. Канон Василия при митрополите Макарии 51 втор. 27 мая). Обретение мощей пр. Макария , игумена калязинского в в 1521 году. У. Синод. 1553 г. 1621.1625. 1639. Синод. М. 1570 г. О службе на обретение мощей сн. Опис. Рум. Музея стр. 596. (Рум. 397 мая 27. В Белоз. 516 пренесение мощей его 9 октября. Сн. 17 марта память его). II. Новомуч. Александра , дервиша солунского, пострадавшего в Смирне в 1794 году. Солов. V. Св. Ферапонта кипрского. УКр. Лавр. и др. (25 мая). Ап. Иуды , брата Господня. Неап. Син 1. Иер. Акад. МКр. Соф. М. 11 в. и многие (19 июня). Св. Ферапонта сардийского. Акад. 1. Рум. Сирм. и др. (27 мая). Св. Тимофея , еп. прусского. Бодлеян. Ч. М. 1370 и др. (10 июня). Св. Сергия и Вакха в Руфинианах. Дом. (7 окт.). Св. Еввиота или Евсевиота, Алипия, Павла и Иулианы . Шиф. Дом. Маз. (27 мая и 4 марта). Св. муч. Феодоры . Св. 382 (27 мая). 27 I. Св. священномуч. Ферапонта , еп. сардийского при Валериане. Иер. Кал. Петр. 43. Готф. Коал. 2. Мст. Терн. Хил. и др. Соф. М. 1463. Канон Иосифа. Служба. (Вас. 245 мая 25. Акад. 1. 240. Клар. Рум. 26 мая. МКр. Маз. 28 мая. 247. 249. 1469 янв. 4). Свв. мучч. Феодоры девицы и Дидима воина в Александрии в 304 году. Вас. Син. 1. Екл. Петр. Сир. Сирл. 240. (Св. 382 мая 26. М. Гр. Мак. 5 апр. †. Мил. 6 апр. Сирм. 27 апр. М. Р. мР. А. У. Н. 28 апр. Иерон. 12 дек.). Пренесение мощей трех святителей: Киприана, Фотия и Ионы , митрополитов киевских и всея России в 147? г. во время разборки прежнего успенского собора. У. 336. Следов. Nc. XVI в. 1621. 1639. (Белоз. 493 мая 25. НПодл. мая 26. Соф. служебник XVI в. XI 568 июня 5. Сн. о св. Ионе 31 марта, о св. Киприане 16 сент. о св. Фотии 2 июля). Пр. Ферапонта белозерского, † 1426. 1621. Мил. Пролог 1662. †. По Белоз. 516 положение тела его ныне в Лужках, иже в Можайске. Филим. 14 февр. Житие его написано. вскоре после собора 1547 года митрополит Макарий установил праздновать память его местно. Ключев. стр. 273. Мощи под спудом в соборном храме лужецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– 23 ч. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского. И преставление преп. Евфросинии, игумении иже в Полоцке. – 24 ч. Преп. Никиты, столпника Переяславского. – 26 ч. Обретение мощей преп. Макария Колязинского (@зк@) (1521 г.) И св. великомуч. Георгия нового, пострадавшего в Средце, граде Болгарском, от безбожного царя Селима Турского, в лето (@зкг@). – 27 ч. Пренесение мощей свв. Киприана, Фотия и Ионы, митрополитов Московских, в новую церковь Успения Пресвятыя Богородицы. (Тоже в печ. святц. 1662 г.). И препод. Ферапонта, начальника обители Пресвятыя Богородицы (@на бел пресгави въ лжецко монастыр въ можаско у з де@) (1426 г.). – 28 ч. Преставление св. Игнатия, еп. Ростовского. – 29 ч. Преставление Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (@ново чю о . в л т , зв@). 30 ч. записано: (@в тои днь постра а блговрны црь костати тускаго цар, и в цргр@). Разумеется последний Византийский Император Константин Палеолог, убитый во время взятия Константинополя Магометом. Июня (л. 156) 1 числи преп. Дионисия Глушицкого. 3 ч. Пренесение мощей св. Димитрия царевича (@ углеча к москв в л т , в цртво шискаго. и с т . пр. . на. дими т прилуцка. в л т , Икона преп. была отпущена с великим князем Иваном Васильевичем в первый его поход на Казань, по окончании коего царь, богато украсив её, возвратил в Вологду, и на Прилуках она торжественно была встречена Епископом Стефаном 3-го Июня 1563 г. В память сего на месте встречи построена церковь и установлено ежегодное, доныне существующее, празднование в сей день с крестным хождением из Вологодского Собора в Прилуцкий монастырь. (См печ. святцы 1662 г. и безвыходные. – Истор. Рос. иер. ч. 6, стр. 221 и 222. У преосв. Филарета: Русские Святые Февр. 11, стр. 85). Означенный поход под Казань относится к 1545 г., но ркп. в показании 7011 г. согласна вполне с печ. святцами 1662 г. и безвыход. и с Ист. рос. иер. – 6 ч. Память Паисия игумена (@налника покр в скаго мнтр и на углече@) (1504 г.) – 7 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но в сей союз не включен был Дерптсий Епископ, с коим продолжались несогласия Псковичей о границах и прочем. Он даже просил Витовта о посредстве между ими и сей присылал о том Грамоту Псковичам, но без успеха. В 1421 году Витовт опять повторил им требование. идти с ним на Рыцарей, и хотя они через Посольство ему ответствовали, что у них давно уже заключен мир с Лифдяндцами за обязательство не помогать ему: но оправдание сие не принято и с тех пор начал он им отмщать набегами, а около сего времени часто возобновлявшаяся во Псковских Областях моровая зараза, неурожай хлеба, также притеснения от Новгородцев, еще более изнуряли их. Три раза отправляли они послов к Великому Князю Московскому Василию Димиттревичу, зятю Витовта, просить, чтобы он умирил его, или защитил бы Псков силою: но помощи не получили.В 1424 году и к Витовту посылали они Посадника с Боярами: но сей встретил их с яростью. Потом обратились они к Лифляндцам и подтвердили с ними еще мир на 3 года; но кроме сего ничего не получили. Князья пристланные им от Великого Князя Московского, даже и по выбору их, только что спорили с ними о власти, а при бедствиях оставляли их. В 1426 году от моровой язвы и от нашествия Литовского Великого Князя Витовта, Князь их Федор Патрикиевич постыдно ушел в Москву. А поскольку тогда уже скончался Московский Вел. Князь Василий Димитриевич и на Престол его вступил малолетний сын его Василий Васильевич, то Псковичи решились не просить у него нового себе Князя, и три года управлялись Посадниками своими. Между тем Витовт с 29 Июня 1426 года объявивши войну Пскову, собирался уже вступить в Области его. Гадебуш пишет, что к сей войне наклонил его Дерптский Епископ, потерпевший в то время разорения от Псковичей Августа I с своими, наемными Богемскими, Волошскими и Татарскими войсками явился он у Опочки, и осадил сей город. Псковичи успели туда прислать только 50 человек засадных ратников с орудиями, но и сия помощь была достаточна Опочанам при их собственной храбрости, достойной замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1859 г., т. II, стр. 76–77); черновые тетради его так были разбиты к 1834 г., что сам автор, принявшись было упорядочивать их, «отчаялся» в достижении своей цели и потому письмом от 28 июня 1834 г. отказал графу Хвостову в просьбе его сообщить ему рукопись Словаря для напечатания. По той же причине и в такой же просьбе он отказал Д. Н. Б.-Каменскому и И. М. Снегиреву , и только уже в 1836–1837 г. г. преосвященный старец передал (по частям) вместе с автобиографией все словарные материалы в полное распоряжение Снегирева. Евгений писал последнему 3 февраля 1836 г.: «Итак, теперь им свободны. Не позволите ли мне прислать к Вам все мои записки о русских писателях светских? Лучше Вас никто их не обделает. В Петербурге шайка молодых писак принялась за это дело под руководством Бороздина. Но не верю, чтобы осилила. Не отказывайтесь Вы, – иначе все мои записки погибнут». (Письма Енгения. Гл. моск. арх. Мин. вн. дел, папка, 1426). Снегирев, действительно, в 1838 г. и издал 1-ю ч. (Буквы: А-Г) Словаря, Но с своими дополнениями и изменениями (2-я ч. не выходила), так что издание это не может быть всецело названо трудом самого Евгения. Как таковое, оно появилось (в 2-х т.т.) уже в 1845 г., будучи сделано покойным М. П. Погодиным без малейшей перемены против рукописи составителя, которую передал ему И. М. Снегирев (подробно о всем этом у А. Ф. Бычкова, сб. Ак. H. V, I, стр 235–237.). Погодинским изданием Словаря и пользуется теперь русское образованное общество. 503 Впоследствии, 22 ноября 1818 г., когда уже Словарь духовн. писателей был напечатан, Евгений писал графу Хвостову о светской части Словаря: «признаюсь, что эта часть для меня труднее духовной и долго надобно отделывать. Ибо и Общество историческое над нею останавливалось» (стр. 172). 504 И 23 сентября 1818 г. Евгений в письме к Анастасевичу высказывал надежду, что «книга сия (Словарь), кажется, долго не залежится в магазине и естьли доживем до другого издания, то пустим уже в смеси с светскими статьями». 505 По выходе уже Словаря в свет Евгений писал Хвостову от 22 ноября 1818 года: «Естьли бы канцлер не вызвался напечатать моего Словаря о духовных писателях на свой счет, то бы ему и доныне света не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мор был тяжким бедствием для Руси. Но беда не приходит в одиночку. На Петров день (29 июня 1426 г.) великий князь литовский «розверже» мир с псковичами. Витовт был крайне недоволен тем, что псковичи не поддержали его воинственных устремлений по отношению к Ливонскому ордену. Возможно, Витовт рассчитывал на легкий успех своей военной экспедиции в связи с «замятней» на Руси, которая не позволяла правительству Василия II решительно поддержать псковичей. Попытка Пскова ликвидировать конфликт с литовским великим князем успеха не имела. Псковские послы вернулись из Литвы, не установив мирных отношений с Витовтом. Не откликнулись на просьбу псковичей о помощи и новгородцы («не помогоша ни словом, ни делом»), решившие не осложнять отношений со своим могущественным соседом. Псков остался один на один с Литвой. 1 августа 1426 г., вступив на Псковскую землю, войска Витовта осадили крепость Опочку. В состав «силы» литовского великого князя кроме литовцев входили наемники (немцы, чехи и волохи), а также татары из двора свергнутого золотоордынского хана Улу-Мухаммеда. Двухдневная осада Опочки была безрезультатной. Великий князь литовский попытался найти другое место в псковской обороне, которое можно было бы прорвать. 5 августа Витовт подошел к Вороночу. Однако эта маленькая крепость три недели мужественно оборонялась от обложивших ее войск иноземцев. Под крепостью Котелно 400 псковичей разбили 7-тысячный отряд литовцев и татар. Возможно, эти цифровые сведения и не точны, но факт победы псковичей несомненен. У крепостцы Вельи жители города Острова перебили отряд татар из 40 человек. Отважно сражались и жители города Врева. Словом, легкой прогулки у литовского великого князя не получилось. Не поддержал Витовта и Ливонский орден, занявший во время литовско-псковской войны нейтральную позицию. Видя провал своей кампании, Витовт охотно откликнулся на мирные предложения псковичей. Чтобы облегчить на переговорах положение Пскова, великий князь Василий II поспешил послать к Витовту своего посла Александра Владимировича Лыкова. 25 августа 1426 г. перемирие было заключено. По московским сведениям, псковичи должны были выплатить великому князю литовскому 3000 руб., хотя псковичи называли сумму в три раза меньшую (1000 руб.). Деньги эти должны были пойти на выкуп взятых в плен под Котелно псковичей. Одновременно псковичи направили посадника Юрия Тимофеевича к Василию II с просьбой «печаловаться» о них и послать с этой целью своего посла к Витовту.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

XVI) Владимир II Андреевич Храбрый – Донской, второй сын Андрея Ивановича, первого удельного князя Серпуховского и князя Боровского (родил. 1327 года 4 июля, † 6 июня 1353 года) и княгини Марии (в иночестве Марфы † 1390 г.); род. 15 июля 1853 г., с 1358 г. князь Серпуховский; в конце 1371 г. вступил в брак с великой княжною Еленою (в иночестве Евпраксиею, умершею в 1437 г.) Ольгердовною Литовскою, имел детей, князей: Ивана (род. 1381 г. † 7 октября 1423 г.) Серпуховского, Симеона Серпуховскаго Боровского (женат с 1404 г., в иночестве Савва, † осенью 1426 г. от моровой язвы и погребен у Троицы), Андрея Большего (род. ранее 1388 г. и † до 1405 г.), Ярослава Афанасия Серпуховского – Малоярославецкого (род. 18 января 1388 г., умер 16 августа 1426 г.), Феодора (род. 26 января 1389 г. † до 1405 г.), Андрея меньшего и Василия; в 1405 г. по договору с Великим Князем Василием II Димитриевичем Московским, вместо г. Ржева он получил «в удел и в вотчину» г. Углич с путями, пошлинами и селом Золоторусским (Золоторучьем); † 12 августа (как значится на его гробнице), иные 4, или 14 мая 1410 г. и погребен в Московском Архангельском соборе. XVII) Андрей II Владимирович меньшой (князь Серпуховско-Радонежский), шестой сын Владимира II Андреевича Храброго Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны Литовской; род. 1393 г.; в 1410 году получил в свое владение: г. Радонеж (в области коего была Троице-Сергиева лавра) и, вместе с братом своим князем Василием Владимировичем, г. Углич «на полы» (по полам) с селами, со всеми станами и пошлинами; женат был на дочери боярина Ивана Димитриевича Всеволожского и имел от нее одну дочь, неизвестную по имени, которая в 1429 г. или 1432 г. выдана была в замужество по смерти отца, дедом своим, боярином И. Всеволожским за Василия Юрьевича Косого, князя Звенигородского (Великий Князь немного спустя после 1410 г. отнял г. Углич у Андрея и Василия Владимировичей и отдал его своему младшему брату Константину Димитриевичу. 16 В 1425 г. 27 февраля Великий Князь Василий II Димитриевич умер и Углич снова достался Владимировичам). Андрей Владимирович † от морового поветрия 5-го ноября 1426 года, приняв монашество (с именем Саввы?) и погребен в Троице-Сергиевой лавре 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)

http://pravenc.ru/text/2458773.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010