86. Симеон , архиепископ Новгородский 1416–1431 г., знаменитый святостью жизни, писал в Святогорский монастырь послание о соблюдении общежительного устава (Ист. акт. I, 24). Особенно замечательно послание его во Псков, сохранившееся в летописи (Ник. V, 72. Журавлева Ист. раскольн. стр. 20). «Благородные и христолюбивые мужи псковичи! сами знаете, что кто воздает честь своему святителю, эта честь переходит к самому Христу. Потому чтите, дети мои, со всем смирением и любовию духовных отцов своих и пастырей душ ваших. Не испытывайте их; не говорите о них ничего худого; но смотрите за самими собою, оплакивайте свои грехи, заботьтесь о врачевании своих болезней... Не будьте высокомерны, но терпеливо повинуйтесь духовным отцам вашим, как следует христианам православным, покорным слову Божию. Не обижайте церкви Божией, – не вступайте ни в какие церковные дела... Каждый должен страшиться суда Божия и стараться быть достойным милости Божией». 87. Зосима , иеродиакон Сергиева монастыря, написал Ксенос, или описание странствования своего, 1420г., чрез Царьград в Иерусалим. Это описание священных мест Афона, Константинополя и Иерусалима стоит внимания. Оно касается и некоторых современных событий. Расположение, с каким писан Ксенос: «Да низойдет на читающих сие писание благословение от Бога и от святого гроба и от святых мест! Подлнно они могут принять награду равную с ходившими во Иерусалим и видевшими святые места». Ксенос издан у Сахарова во II т. Сказаний, СПб., 1849 г. Иаков , инок, в 1426 г. перевел с греческого «на русский язык» постническое слово преп. Максима (Царского, 720). «В лето 1426 (переведено) кур Иаковом доброписцем убогому Евсевию, непотребному Ефрему Русину», так сказано в рукоп. Кириллова монастыря. Ясно, что книга переведена для России, для русских паломников. Но кто был Иаков? Всего вероятнее, болгарин или русский, долго живший на Афоне, так что снискал он себе почетное наименование кира – господина. 88. Евфимий Брадатый, архиепископ Новгородский, до 1424 г. Емелиан, чернец Деревяницкого монастыря и духовник владычний; в 1424 г. избран был в архиепископа, но по смутам Новгородским хиротонисан митрополитом Фотием с именем Евфимия в 1425 г., и скончался в 1428 г., выкупив незадолго до своей смерти пленников Литвы за свои деньги – за 6000 рублей (Собр. лет. III, 183, 238). Он оставил «Исповедание веры», написанное при поставлении его в архиепископа, где дает обещание «мир церковный сблюдати... в страсе Божии и боголюбивым нравом порученное стадо соблюдати»; слушаться во всем митрополита, не взирая на угрозы князя и бояр; не принимать другого митрополита, кроме поставленного в Царьграде; не допускать православных вступать в браки ни с армянами, ни с литовцами. (Акт. эк. I, 371). В 1426 г., в послании Псковскому духовенству, предписал он не дозволять служить у себя священникам, пришедшим из другой епархии без ставленной и отпускной грамот, и заботиться о воспитании прихожан в страхе Божием. (Ист. акт. I, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мор был тяжким бедствием для Руси. Но беда не приходит в одиночку. На Петров день (29 июня 1426 г.) великий князь литовский «розверже» мир с псковичами. Витовт был крайне недоволен тем, что псковичи не поддержали его воинственных устремлений по отношению к Ливонскому ордену. Возможно, Витовт рассчитывал на легкий успех своей военной экспедиции в связи с «замятней» на Руси, которая не позволяла правительству Василия II решительно поддержать псковичей. Попытка Пскова ликвидировать конфликт с литовским великим князем успеха не имела. Псковские послы вернулись из Литвы, не установив мирных отношений с Витовтом. Не откликнулись на просьбу псковичей о помощи и новгородцы («не помогоша ни словом, ни делом»), решившие не осложнять отношений со своим могущественным соседом. Псков остался один на один с Литвой. 1 августа 1426 г., вступив на Псковскую землю, войска Витовта осадили крепость Опочку. В состав «силы» литовского великого князя кроме литовцев входили наемники (немцы, чехи и волохи), а также татары из двора свергнутого золотоордынского хана Улу-Мухаммеда. Двухдневная осада Опочки была безрезультатной. Великий князь литовский попытался найти другое место в псковской обороне, которое можно было бы прорвать. 5 августа Витовт подошел к Вороночу. Однако эта маленькая крепость три недели мужественно оборонялась от обложивших ее войск иноземцев. Под крепостью Котелно 400 псковичей разбили 7-тысячный отряд литовцев и татар. Возможно, эти цифровые сведения и не точны, но факт победы псковичей несомненен. У крепостцы Вельи жители города Острова перебили отряд татар из 40 человек. Отважно сражались и жители города Врева. Словом, легкой прогулки у литовского великого князя не получилось. Не поддержал Витовта и Ливонский орден, занявший во время литовско-псковской войны нейтральную позицию. Видя провал своей кампании, Витовт охотно откликнулся на мирные предложения псковичей. Чтобы облегчить на переговорах положение Пскова, великий князь Василий II поспешил послать к Витовту своего посла Александра Владимировича Лыкова. 25 августа 1426 г. перемирие было заключено. По московским сведениям, псковичи должны были выплатить великому князю литовскому 3000 руб., хотя псковичи называли сумму в три раза меньшую (1000 руб.). Деньги эти должны были пойти на выкуп взятых в плен под Котелно псковичей. Одновременно псковичи направили посадника Юрия Тимофеевича к Василию II с просьбой «печаловаться» о них и послать с этой целью своего посла к Витовту.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила) Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила) Предположительно в июне 1424 г. во Флоренции И. К. встретился с главой обсервантов Бернардином Сиенским , вместе с к-рым проповедовал в Перудже и Ассизи (1425), в Витербо и Риети (1426). Когда Бернардин Сиенский был призван в Рим, чтобы опровергнуть обвинение в идолопоклонстве (он призывал народ почитать Святейшее Имя Иисусово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS)), И. К. приехал туда, чтобы поддержать наставника (Бернардина Сиенского оправдали). После кончины Бернардина Сиенского (1444) И. К. взял на себя подготовку документов, необходимых для начала канонизационного процесса (канонизирован 24 мая 1450). Проповедь мира и аскетического образа жизни принесла И. К. широкую известность (после его выступлений народ сжигал предметы роскоши). Согласно Житиям, кон. 20-х гг. XV в. датируются первые приписываемые ему чудеса (в основном исцеления бесноватых). Популярность проповедника обеспечила ему доверие Римских пап и светских государей, к-рые обращались к И. К. за улаживанием различных проблем, в т. ч. в области церковной политики. По просьбе Марии Кантельмо, гр. Пополи, он вел переговоры с общиной г. Сульмона о возвращении изгнанных членов влиятельной семьи Меролини (нояб. 1426); он выступил посредником в споре между городами Ортона и Ланчано, стремившимися захватить контроль над портом Сан-Вито. После заключения мирного соглашения (февр. 1427) И. К. основал в Ланчано мон-рь Ангела Мира (Сант-Анджело делла Паче), а в г. Ортона - обитель Богоматери Мира (Санта-Мария делла Паче). В 1426 г. папа Римский Мартин V назначил И. К. инквизитором для борьбы с «малыми братьями» во всей Италии (инквизиторские полномочия были подтверждены папой в июне 1427). В июне 1429 г. И. К. принял участие в переговорах между обсервантами и конвентуалами, начатых по инициативе папы с целью восстановить единство францисканского ордена и не приведших к желаемому результату.

http://pravenc.ru/text/471280.html

Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/64384.html

Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)

http://pravenc.ru/text/2458773.html

ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

25. АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Ростовский в 1415 году от Великого Князя послан во Псков на княжение и 19 марта прибыл. По требованию Псковичей и по примеру прежних Князей, он целовал Крест на Вече, а в 1417 году июля 17 Псковичи выгнали сего Князя и старались примириться с Лифляндцами и Новгородцами, но с последними не успели. 26. ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ Ротовский по выбору и просьбе самих Псковичей прислан от Великого Князя Московского во Псков за две недели до Рождества Христова 1418 года и на само Рождество присягал Псковичам на Вече. При нем в 1418 году Новгородцы помирились со Псковичами. В 1420 году во время усилившейся моровой язвы он, сделавшись тяжко болен, постригся в Снетогорском Монастыре, а выздоровев отъехал в Москву и там в 1426 году скончался. После его Псковичи опять у Великого Князя испросили себе на княжение Александра Федоровича Ростовского, который к ним и прибыл 1 апреля 1421 года, но в 1424 году со всем домом своим опять выехал в Москву. 27. ФЕДОР ПАТРИКЕЕВИЧ, из рода Литовских Князей, сын Патрикия Наримунтовича, правнук Гедимина Великого Князя Литовского, вышедший около 1397 года с отцом своим и Смоленским Князем Васильем Ивановичем в Новгород от гонений Литовского Великого Князя Витовта, и в Новгороде бывший Великокняжеским Наместником, по избрании и просьбе Псковичей, прислан им от Великого Князя Московского на княжение в 1424 году. Но и он убоявшись моровой язвы, открывшейся 1425 года и нашествия Лифляндцев и Литовцев, в 1426 году августа 22 выехал из Пскова в Москву и там скончался. После его Псковичи не захотели уже просить преемника у Великого Князя Московского, а искали покровительства у Литовских Князей и между тем три года управлялись без Князя сами собой, но потом приняли опять себе на княжение в третий раз Александра Федоровича, который к ним наперед прислал Сына своего Димитрия: но сей пробыв во Пскове до ползимы и не дождавшись отца уехал; а сам отец по вторичной уже просьбе прибыл с сыном 20 февраля 1429 года, но в 1434 году февраля 28 опять со всем домом выехал от них в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010