Память их обоих Церковь чтит 20 сентября (3 октября) и 14 (27) Февраля (перенесение мощей). 1270 г. В Орду вызван на суд князь Роман Ольгович Рязанский. Хан Менгу-Темир предлагает ему отступиться от христианства. Отказывается князь. Хан приказывает подвергнуть его мучительной казни. Князь не перестает говорить о святости Христовой веры. Ему отрезают язык. Затем выкалывают глаза, отрубают пальцы рук и ног, обрезают уши и губы, потом отсекают руки и ноги; когда же остается одно туловище, но еще с искрами жизни, то сдирают с головы кожу, отрубают голову святого мученика и втыкают ее на копье. Память святого князя Романа чтится Церковью 19 июля (1 августа). Псков. Выходец из Литвы князь Довмонт (†1299 г.), во крещении Тимофей, праведно правивший народом, помогавший бедным, любивший духовенство, строивший храмы. Князь – постник и молитвенник молится в Троицком соборе. Меч его положен перед алтарем: «Господи Боже сил призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых,» – взывает князь. Благословенный затем игуменом Исидором и препоясанный мечом идет и побеждает ливонцев сей святой князь. Память его чтится Церковью 20 мая (2 июня). Троицкая Обитель. Молится преподобный Сергий. Слышит он вдруг голос, зовущий его по имени. Сотворив молитву, открывает окно и видит необыкновенный свет с неба. «Сергий, – говорит голос, – Господь услышал молитву твою о чадах твоих.» Преподобный видит вокруг келий множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжает: «Так умножится число учеников и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим.» И действительно всю Русь обошли сподвижники, ученики и продолжатели святого дела преподобного, утверждая, часто среди грубых суеверных племен, особую русскую церковную государственность. Водружался иноком крест, воздвигалась обитель и вокруг нее постепенно зарождалась государственность. …Преподобный Никон Радонежский († 1427 г. Память 17 (30) ноября), преемник святого Сергия; блаженный Роман, игумен Кир-жачский; преподобный Антонин, настоятель Спасского монастыря, давшего Руси великих иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева; блаженные Феодор († 1409 г.) и Павел Ростовские, основатели Борисоглебского Устьинского монастыря; преподобный Мефо-дий, основатель Свято-Николаевского Пешношского монастыря († 1392 г.) Память 14 (27) июня); преподобный Феодор, впоследствии епископ Ростовский; преподобный Афанасий, игумен Серпуховского Высоцкого монастыря; преподобный Савва, основатель Дубенского и Сторожевского монастырей (†1406 г. Память 3 (16) декабря); преподобный Авраамий Чухломский, или Городецкий, строитель обители на Галицком озере († 1375 г. Память 20 июля (2 августа);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После передачи корпуса монастырю в одном из его помещений было решено основать домовый храм. 4 сентября 2014 года новый храм освятили в честь чудесного явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому (1314-1392 гг.), почтив тем самым память святого Сергия в год 700-летия его рождения. Первый престольный праздник 6 сентября 2014 г. возглавил архиепископ Петергофский Амвросий. Иконостас новоустроенного храма составлен из дипломных работ выпускников иконописного отделения СПбДА под руководством преподавателя Валентины Ждановой. Храмовый образ написан сестрами монастыря. Церкви с таким посвящением в Санкт-Петербурге больше нет. Это третий храм в Русской Православной Церкви, посвященный чудесному явлению. Согласно житию святого Сергия, Пресвятая Богородица явилась ему ночью после усердной молитвы об основанной им монашеской обители и подвизавшихся в ней иноках. Божия Матерь пообещала, что не оставит Своим покровительством монастырь и учеников преподобного. В память об этом событии в XV веке на гробе святого была поставлена икона явления Божией Матери, которая почиталась как великая святыня. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Новодевичий Воскресенский монастырь, 1 класса, общежительный, в Санкт-Петербурге. Основан в 1845 году. В нем находится освященный в 1854 году снимок с образа Божией Матери, именуемого «Отрада или Утешение». При монастыре Свято-Владимирская церковно-учительская школа с одноклассной школой и школой грамоты, больница, приют для девочек, мастерская живописи и шитья золотом. На кладбище монастыря погребены: художник А.А. Иванов, творец картины «Явление Иисуса Христа народу», и поэт Н.А. Некрасов. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» II-м протоиереем Воскресенского Новодевичьего монастыря с 21.03.1911 по 20.02.1920 был прот. Александр Васильевич Сыренский (впоследствии - архим. Алексий). После кончины архитектора Н.Е. Ефимова 11 сентября 1851 года, работами по завершению строительства зданий монастыря с 1853 по 1861 годы руководил арх. Л.Л. Бонштедт.

http://sobory.ru/article/?object=00752

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Тверской, свт. - житие Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец (Память 2 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня по старому стилю) Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (U 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (U 1392). На место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).

http://pravicon.com/info-1827

590 Кюра Созонова и Василья Щечкина, – 4 Новгородская летопись под 1392 годом. В патриарших грамотах первый посол называется Кириллом и Кириком, – в Памятниках Павлова col. 255 и 287. 591 Обе грамоты и наказ апокрисиарию в Памятниках Павлова col. 235, 253 и 283. Первая грамота от Сентября 1393 года, вторая без даты, но она писана ранее 29 Октября того же года, которым помечен наказ апокрисиарию и в котором она уже упоминается. Первая грамота ещё не была послана в Россию, когда прибыли в Константинополь послы новгородские, а потому обе грамоты и отправлены были вместе. Апокрисиариев было послано собственно двое – архиепископ Михаил и царский чиновник Алексей Аарон. В наказе апокрисиариям замечательно то, что им настоятельнейшим образом предписывается от патриарха соблюдать между собою мир и любовь, ничего не говорить и не делать одному без другого и ни под каким предлогом не видеться порознь с великим князем и митрополитом. Это даёт знать, что константинопольские послы имели обычай вести себя в России далеко не безукоризненно и что, ставя на первом месте свои личные выгоды, они имели обычай править посольства так, как требовали эти последние. 592 В наших летописях записано, что патриарх отвечал послам новгородским «повинуйтеся митрополиту русскому», – 4 Новгородская летопись под 1392 годом. 594 Карамзин и Неволин полагают Кличен близ Устюжны, но см. о нём в Собрании государственных грамот, по Index’y (Семёнов в Словаре полагает Кличен на острове озера Селигера Кличане). 595 Грамота Киприана Новгородцам, снимающая с них отлучение, в Собрании государственных грамот, II, стр. 14. 596 Новгородские летописи 1 и 4. По Никоновской летописи, IV, 253 sqq, Новгородцы послали митрополиту шестьсот рублей, а полчетверта ста рублей дали его боярину, который привёз им от него прощения и благословение. Но относительно невероятно большого подарка боярину за привоз радостных вестей летопись впадает в ошибку. Этот боярин был тот самый Дмитрий афинянин, который ходил от митрополита послом к патриарху, и полчетверта ста рублей, которые дали ему Новгородцы (сверх такового же, по Новгородским летописям, количества рублей князю и митрополиту) были уплатой займа, сделанного у него в Константинополе послами новгородскими: 4 Новгородская летопись под 1394 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Московского школьника, спасшего захлебнувшегося ребенка, собираются наградить медалью 17 октября, 2019. Новостная служба Ученик московской школы оказал экстренную помощь тонущему малышу 17 октября. ПРАВМИР. Управление МЧС Администрации г. Абакана решает вопрос о награждении ученика 1392 г.Москвы Никиты Черненко медалью, сообщает Mos.ru . Медаль МЧС России «За спасение погибающих на водах» хотят вручить школьнику за своевременно оказанную помощь ребенку, пострадавшему в воде. Ученик московской школы 1392 Никита Черненко, спасший тонущего ребенка в Хакасии Фото: mos.ru Инцидент произошел летом в Хакасии, где Никита проводил каникулы. Он отправился на рыбалку и услышал крики о помощи. Тонул четырехлетний малыш. Когда его вытащили из воды, он был без сознания и не дышал. Никита не растерялся и оказал ребенку экстренную помощь, после чего тот пришел в себя. Знания о том, как поступать в подобных ситуациях, школьник получил на школьном кружке «Туризм». В школе о героическом поступке мальчика узнали только в октябре, когда получили письмо из МЧС Хакасии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2024 8 февраля, 2024 4 октября, 2023 7 сентября, 2023 11 августа, 2023 8 мая, 2023 12 апреля, 2023 16 марта, 2023 18 января, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskogo-shkolnika-...

1377 Имеется в виду Декрет СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. об освобождении от реквизиции помещений Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1384 В сопроводительном письме отдел переходящих учебных заведений обращался с просьбой в Бюро печати при СНК о публикации данного объявления в газете «Известия ВЦИК» или в «Народном образовании» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 29. Д. 17. Л. 158). 1386 Имеется в виду Инструкция к декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви. Положения о светской школе вошли в качестве пунктов 33–35 в данную инструкцию. Проект инструкции прилагался к протоколу 5 заседания Государственной комиссии по просвещению. 1388 Пункт 33 инструкции гласил: «О преподавании религиозных вероучений. Ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских» (Док 11.1.47). 1389 Точка зрения наркома просвещения А. В. Луначарского по вопросу о праве Православной Церкви иметь профессиональные школы для подготовки священнослужителей была в развернутом виде высказана в письме от 11 июля 1918 г. в отдел народного образования Тверского губисполкома (Док. VII.30). 1392 В ответ на запрос Московской консистории от 9 сентября 1918 г. VIII отдел НКЮ РСФСР 2 октября сообщил, что «1) о желании открыть где бы то ни было специальные богословские школы следует поставить в известность Народный комиссариат просвещения; 2) вопрос о зданиях или помещениях для этих школ разрешается жилищно-земельными отделами местных районных совдепов в обычном порядке» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 116). 1394 9 октября 1918 г. Наркомпрос сообщил, что «ходатайство Московской духовной консистории от 9 сентября с[его] года о предоставлении зданий гимназии при Скорбященском монастыре и Вифанской духовной семинарии для специальных богословских школ не может быть удовлетворено, так как в связи с занятием многих учебных заведений учреждениями различных ведомств Народный к[омиссарит] по просвещению крайне нуждается в школьных помещениях для культурно-просветительских целей, и названные учебные заведения в настоящее время предназначены для нужд трудовой школы» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 123–123 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Предложения» обер-прокурора Синоду имели такую форму: «Святейшему Правительствующему Синоду – предложение»; далее следовало изложение дела, заканчивавшееся словами: «требую резолюции», или: «о сем вашему святейшеству предлагаю, благоволите на сие учинить определение»; подпись: «о сем предлагает обер-прокурор Болтин» 1392 . Бывали и «словесные» предложения обер-прокурора 1393 . Когда обер-прокурор обращался к Синоду с какою-либо просьбой, по своему личному делу, он писал «доношение» 1394 , или даже «прошение» 1395 . Синод свои резолюции по обер-прокурорским предложениям объявлял обер-прокурору, по-видимому, словесно, так как в синодальном деле после синодального определения, заканчивавшегося словами: объявить обер-прокурору «по обыкновению», никакой исполнительной бумаги не имеется 1396 . Один раз генерал-прокурор Сената внес на рассмотрение Синода касавшееся Синода дело не непосредственно, а чрез синодального обер-прокурора 1397 . Один раз и обер-прокурор снесся с одним епархиальным архиереем письмом о принятии вновь в пустынь уволенного из нее монаха за самовольный уход. По всей вероятности, это письмо написано не по собственному почину обер-прокурора, а по неофициальному решению Синода, давшего такое поручение обер-прокурору и не желавшего стеснять архиерея своим формальным определением. Как бы там ни было, следов синодального решения в деле никаких не осталось 1398 . Материальное положение первого обер-прокурора было крайне неопределенно. В первые два года он не получал должностного жалованья, вынужденный довольствоваться своим полковым, по 300 рублей в год. Из этого жалованья еще вычиталась четвертая часть, так что на деле обер-прокурор получал не только менее обер-секретаря и секретаря, но даже менее протоколиста. Болтин, правда, имел свои небольшие средства – «малое число деревнишек» 1399 . В сентябре 1722 года Синод, по просьбе обер-прокурора, положил выдавать ему по восьми рационов фуражу ежемесячно и дать 14 сажен дров 1400 . При отъезде Синода из Москвы в Петербург в 1723 году обер-секретарь и секретарь Синода получили деньги на переезд, а обер-прокурор вынужден был ехать на свой счет, «отчего пришел в великую нищету» и, наконец, заявил Синоду, что ему «ныне в Петербурге прожить нечем».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Алексей Введенский Левитский С.Д. Сверхчеловек (Übermensch) Ницше и человек Христа 1392 : Публичное богословское чтение//Богословский вестник 1901. Т. 3. 9. С. 60–87 (2-я пагин.). (Окончание) —60— IV. Обозревая все вышеизложенное нами, мы найдем, что вся философия Ницше, не смотря на свою афористичность и отсутствие системы, имеет одну тенденцию, одну цель – доказать необходимость явления на земле сверхчеловека. Его крайнее недовольство современною культурой и общим социальным строем, его речи о господской и рабской морали; его критика альтруизма, ведущего, по его мнению, к измельчанию и вырождению человеческой природы; его мечты о создании аристократического племени, имеющего главною и единственною своею целью улучшение и образование высшего типа человеческой природы, – все это направлено к тому, чтобы доказать и выяснить необходимость высшего идеала, какой должно иметь в виду настоящее и грядущее человечество, – это образ – сверхчеловека. – Но что такое, этот сверхчеловек? Должно заметить, что для представления сверхчеловека в каком-нибудь реальном образе философия Ницше не дает нам ничего. Ибо что могут сказать нам такие выражения: «Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека» (Так. гов. Зар. стр. 16). Не много говорит и следующее: «Я научу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено " … «Что такое обезьяна для человека? Посмешище, или мучительный позор! И тем же самым должен быть чело- —61— век для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором… Сверхчеловек есть разум земли. Да скажет ваша воля: пусть Сверхчеловек будет разумом земли» (ibid. стр. 6–7). Но чтобы иметь более ясное представление о сверхчеловеке, мы воспользуемся обычным способом заключения: от производителей мы заключим к произведению, от дерева к его плодам, от родителей – к их детищу, от лиц особенных, гениальных, необыкновенных – к сверхчеловеку, который является их детищем, результатом их деятельности. Ведь этот род субъектов – тоже в своем роде – «сверхчеловеке», – они по своим нравственным убеждениям и своей практической деятельности должны стоять «по ту сторону добра и зла» и оказаться выше всего того, что выработано прошлой и современной культурой. Итак, что же такое сверхчеловек по типу своих отцов?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

215 Да позволена мне будет одна нескромность. Не потому-ли именитый книготворец усмотрел фигуру сапога в Метеорских твердынях, что во время Крымской войны, сидя без места и без дела в одной лавре, дожил до того, что совершенно обносился н вынужден был на запрос одного правительственного места, почему он не является в оное после неоднократного призыва, отвечать по-ученически: «сапогов нет»! Не мешает подобный факт занести в Церковную Летопис. 216 Stagous, que les Byzantins appellent Stagi ou Les Saints.. Le nom vient des couvents des religieux, qui ont, comme tous les Écclesiastiques, le titre générique des saints, γιοι t. III. p. 331. Автор ставит Византийцев на одну доску с Турками, сделавшими из: ς τν πλιν Стамбул, и из: ς τν Κ, Станке! Винительный падеж идет за именительный. « ς τος γους " … ergö Стаги!! 217 πνσεπτος κα θεος νας το γις... στορθη δ κα (?) δι χειρς μο το μαρτωλο Νικολου Ζωγρφου κα Καστορισου κ χρας Σταγν S. Θ. νδ. ιε55; . Если в дате этой видеть только две цифровае буквы, на что, по-видимому, уполномочивают только две черточки вверху летосчислительного знака, и читать 7009-й год, то ему не соответствовала 15-й индиктион. Если же в знаке предполагать пропуск, то его можно выполнить только буквами ι. μ. о. р., то есть предполагать годы: 7019,7049, 7079 и 7109-й. Всем им соответствует индиктион 14-й, а не 15-й. Но в нем легко было ошибиться писавшему, особенно, если это было вскоре после нового года (в Сентябре). 218 τος 379. παροσα κνα πορταρτησα πρχει κ τς μονς το γου Στεφνου τ ν Μετεροις… Ничего в объяснение этой «каракулицы» я не придумаю. Кажется, первая цифра должна означать 7 тысяч, вторая 90... Спутник мой досмотрелся перед летосчислительною датою единичного знака, так что целое-то число выходило бы 1379. Но в XIV веке еще не считали лета от Рождества Христова. 219 Откуда взял Агафангел 1398-й год своей заметки, повторенный потом и Хронографией? С 1392 по 1411 т. царствовал в Венгрии Сигизмунд, которому хотя и был конкуррентом Владислав V (Ягеллон, Литовец), но едва ли мог фигурировать на официальных актах «угро-влахийских».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Статистик карловицкой православной сербской митрополии Матвей Косовац представил в сентябре 1904 г. комитету сербскаго народно-церковного конгресса обширный доклад с статистическими сведениями о недвижимых и движимых имуществах митрополии. В этом докладе перечислены и все древности и драгоценности, которые принадлежат архидиецезе, епископиям, церквам и монастырям. Из приложенной описи видно, что все монастыри митрополии имеют 323 древних вещи, 1808 драгоценностей и 4810 книг и рукописей. Стоимость этой движимости огромна, – мало того, она неоценима. В описи сказано, что старинные вещи стоят 16 тыс. крон, драгоценности 186 тыс. все 202 тыс. крон. Но это нельзя даже и приблизительно назвать действительною стоимостью. В монастыре Вердниике между драгоценностями есть серебряная модель мо- —161— настыря Раваницы, в Сербии, бывшая и на парижской выставке, где её оценили в 50 тыс. франков, тогда как в описи она оценена в 2 т. крон (=франков). Старые рукописи и книги неоценимы. Между ними имеются рукописи от XIV в., печатные книги от XV в., грамоты сербских королей, привилегии и т. д. К сожалению, много древностей, драгоценностей, книг и рукописей уже бесследно пропало. Назад тому 40 лет они описаны были Π.И. Шафариком в его книге: «Ucmopja српске кньижевности» (1865 г.). И оказывается, что многих драгоценностей, виденных и описанных Шафариком, ныне уже не встречается в монастырских описях. Между такими драгоценностями отметим: золотой покров, вышитый для царя Лазаря царицей Милицей (1392–1406 г.), две митры князя Максима, украшенные бисером, серебряная чаша игумена Дионисия от 1523 г., митра белградского митрополита Иоакима, украшенная драгоценными камнями и бисером от 1607 г., серебряная вызолоченная рипида с драгоценными камнями митрополита Хаджи Илариона от 1664 г. Комитет народно-церковного конгресса постановил взять от монастырей древние вещи и драгоценности, выставить их в народном доме в Карловцах и таким образом образовать народный музей древностей, на что монастыри отозвались очень неохотно, а большинство их и прямо не дали своего согласия на передачу в народный дом своих древностей и драгоценностей 228 . Из доклада того же официального статистика далее видно, что в карловицкой митрополии имеется 666 народно-церковных общин, 715 приходов, 27 монастырей, 7 епархий, 9 средних и высших учебных заведений и 859 основных школ, в которых преподавание совершается на сербском языке. Из основных школ 459 вероисповедных и 400 коммунальных. В 859 школах работают 859 учителей. Что касается недвижимого имущества, то карловицкая митрополия владеет 108.267 гектарами (гектар=2197 квадр. саж.), приносящими чистого дохода 1.145.000 крон. В митрополии числится 813 церквей, 119 домов в городах, 1.511 в сёлах. Имеются рыбные ловли, водяные мельницы, сельскохозяй-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010