75 Симонов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, был основан около 1370 г. свт. Феодором, архиеп. Ростовским. 76 Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Феодор был поставлен в архимандрита Патриархом Нилом (1378—1388), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому Патриарху. 77 В 1379 г. Симонов монастырь был перенесен на новое место и посвящен Успению Пресвятой Богородицы. 78 В 1390 г. свт. Феодор, став епископом Ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию. 79 Князь Владимир Андреевич Серпуховской. 80 Димитрий Иванович Донской, святой благоверный великий князь. († 1389, память 19 мая). 81 Дубенский Стромынский Шавыкинский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, был основан северо-западнее Троицкой Сергиевой Лавры, на острове р. Дубенки, впадающей в р. Дубну. В 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Упразднен в 1764 г. 82 Прп. Савва Звенигородский († 1406, память 19 января). Позднее он основал Саввино-Сторожевский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде. 83 Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня, был основан около 1385 г. в устье р. Москвы. 84 Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, был основан в 1374 г. близ Серпухова, на р. Наре. 85 В 1382 г. прп. Афанасий († после 1401, память 6 июля, 12 сентября), оставив игуменство в Высоцком монастыре, уехал в Константинополь. 86 Претендент на митрополичий престол Архимандрит московского Спасского монастыря Михаил (Митяй) был ставленником Димитрия Донского. 87 Михаил (Митяй) умер в 1379 г. на пути в Константинополь, куда он отправился для поставления в митрополита. Касательно смерти Митяя летопись замечает: «Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше» (Ник. лет. IV. 76).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери). Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы преподобным Сергием. Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лег, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Евдокия была дочерью нижегородско-суздальского князя. Точная дата ее рождения неизвестна, как ничего неизвестно и о ее детских годах. 18 января 1366 года Евдокия вышла замуж за московского князя Дмитрия Ивановича, впоследствии прозванного Донским. Этот брак начинался как династический, имевший прямую политическую цель: обеспечить мирные отношения между княжествами Московским и Суздальским, которые боролись за право первенства. В то время обоим молодоженам было около 15 лет от роду. Смиренно согласившись на этот брак лишь благодаря желанию своих близких, Дмитрий и Евдокия встретились только у венца. А встретившись, полюбили друг друга с первого взгляда и на всю жизнь. Колокольным звоном и всеобщим ликованием встретила Москва юную княжескую чету. Народ смотрел на Дмитрия и Евдокию, надеясь, что их брак подарит долгожданный мир многострадальному Отечеству, и летописец, описывая это событие, отметил: «Преисполнились тогда радостью сердца людей русских». И действительно, удивителен оказался этот брак. Описывая жизнь великокняжеской четы, летописец отмечал: «Еще мудрый сказал, что душа любящего в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что они носят в двух телах единую душу и одна у них добродетельная жизнь…» Трудное время пришлось пережить Евдокии в конце августа 1380 года. Тогда у стен Московского Кремля она провожала на Куликово поле любимого мужа. Вот как описывает древнерусский книжник трогательную картину проводов: «Княгиня же великая Евдокия… и многие жены стояще и провожающе, в слезах не могуще ни слова изрещи, отдавающе последнее целование… Великий князь Димитрий, видя то, сам едва удержался от слез, не прослезившись лишь народа ради… утешив супругу свою словами: «Жено, аще Бог с нами, то кто на нас! " » Уже после, в память победы на Куликовом поле, Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – дня битвы Дмитрия с Мамаем. Однако московской княгине предстояли еще более тяжелые испытания. 19 мая 1389 года на тридцать девятом году жизни умер Дмитрий Донской. За четыре дня до этого Евдокия родила ему младшего сына Константина. Современник записал проникновенный «Плач великой княгини по умершем муже», который стал одним из красивейших поэтических творений Древней Руси: «Зачем умре, жизнь моя дорогая, меня едину вдовою оставив! Солнце мое, рано заходеши, месяць мой светлый, скоро погибаеши, звездо восточная, почто к западу грядеши? Как теперь буду миловать тебя, жизнь моя, как повеселюся с тобою, радость моя! Свете мой светлый, зачем помрачился? Гора великая, зачем гибнеши?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С юных лет Великий князь Димитрий пребывал в кругу великих русских подвижников, от которых научился преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в совершенно неведомой обстановке. В 12-летнем возрасте он занял великокняжеский престол и обнаружил выдающиеся таланты государственного деятеля. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал ко причастию, носил власяницу под княжескими одеждами. В 1380 году, собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Перед выступлением войска произошло чудесное событие – во Владимире были открыты нетленные мощи прадеда князя Димитрия князя Александра Невского. Ночью он восстал из гроба и обещал своими святыми молитвами помогать правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Великий князь Димитрия наравне с простыми воинами бился в жестокой сече. Некоторые видели, что христианам на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) помогало ангельское воинство с архистратигом Михаилом во главе. Русские разгромили татар, но большая часть 150-тысячного войска погибла в «сече лютой и великой». Никто не смел с этой поры спорить о старшинстве с московским князем, ибо Русь знала, какое добро он ей сделал, и наименовала его Донским. В память убиенных воинов Димитрий Донской установил Димитриевскую родительскую субботу.Через два года после Куликовской битвы новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел похоронить убитых на свои деньги. Почувствовав приближение кончины, князь Димитрий послал за преподобным Сергием и при нем составил свое духовное завещание. Святой князь скончался 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Святитель и врач Лука

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

   Святой Сергий, обладая, как уже было сказано, даром прозорливости, знал обо всех событиях на поле боя, как будто бы они происходили рядом с ним. Предстоя вместе с братией Богу с молитвой о победе над погаными, он издалека, с расстояния во много дней ходьбы, видел происходившее. По прошествии немногого времени, когда безбожники были окончательно разбиты, святой поведал братии о храбрости Великого князя Димитрия Ивановича, со славой победившего поганых, назвал по именам русских воинов, павших от руки врагов, и принес за них заупокойные молитвы.    Достохвальный победоносный Великий князь Димитрий, одержав славную победу над враждебными варварами, с великой радостью, торжествуя, вернулся в свое отечество. По возвращении он незамедлительно посетил святого старца Сергия, с ним вместе прославил Всесильного Бога, благодарил старца и братию за благой совет и молитвы, с сердечной радостью рассказал о битве с татарами — как Господь возвеличил на нем Свою милость, и дал в обитель богатый вклад. Тогда же Великий князь напомнил старцу о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богоматери и сказал, что хочет немедленно приступить к его исполнению, нужно только выбрать подходящее место. Старец Сергий отправился на поиски и нашел красивое место на реке, называемой Дубенка; с соизволения Великого князя святой Сергий поставил там церковь во имя Пречистой Богоматери — Успения Владычицы нашей Богородицы. В скором времени, благодаря помощи Великого князя, чудный монастырь был закончен и все необходимое в нем было в изобилии. Игуменство в нем святой поручил одному из своих учеников, по имени Савва, мужу весьма добродетельному, который благолепно устроил в обители общежительство, как и подобает во славу Божию. В обители собралось множество братии, и по милости Пречистой никогда не оскудевало в ней все потребное для жизни, и ныне она всем изобилует. Все об этом.    Димитрий Иванович Донской, святой благоверный великий князь. († 1389, память 19 мая).    Дубенский Стромынский Шавыкинский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, был основан северо-западнее Троицкой Сергиевой Лавры, на острове р. Дубенки, впадающей в р. Дубну. В 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Упразднен в 1764 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

В своем духовном завещании Димитрий объявил своим приемником старшего сына Василия, твердо наказывал сыновьям во всем слушать свою мать, действовать единодушно, любить отечество и верных слуг его. «Вы, дети мои, живите заодно, матери своей слушайтесь во всем, из воли ее не выступайте ни в чем; а который сын мой не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения». Димитрий Донской, народный любимец, государь, воин скончался 19 мая 1389 года, когда Великому Князю еще не исполнилось и сорока лет. …И вновь раздался в Москве плач, тот самый плач любящей русской женщины, который испокон веку покрывает своей любовью и надеждой многострадальную Русскую Землю. «Зачем, дорогой мой, – плакала княгиня Евдокия, – умер ты, дорогой мой, жизнь моя, зачем оставил меня одну вдовою? Цвет мой прекрасный, зачем так рано увял ты? Немного было радостей в жизни моей с тобою, вместо веселия плач и слезы были моею долею; вместо утехи и радости – скорбь и сетование!.. Вдовы старыя, утешьте меня! Юныя вдовы, плачьте со мною! Боже Великий, Царю Царей, будь моим заступником! Пресвятая Богородица! Не оставь меня и не забудь меня во время печали моей!» Как смерть любимого отца, приняла Евдокия внезапную смерть мужа. Уже более ничто не связывало ее с суетным миром, который так тяготил ее. И лишь завещание любимого супруга быть соправительницей своим сыновьям удержало Великую Княгиню от ухода в монастырь. Княгиня Евдокия всегда жила в тени великой славы своего супруга, скудны и скупы сведения о ее жизни. Теперь же ей предстояло разделить со своим сыном Василием все тяготы государева служения. Она возглавила многочисленную свою семью, стала правительницей Московского княжества. Великая Княгиня Евдокия в память о своем муже возвела в Московском Кремле величественный храм Рождества Богородицы и украсила его прекрасными иконами, дорогой церковной утварью, старинными книгами. Тем самым Великая Княгиня выполнила давний обет отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем. Именно великая княгиня Евдокия и положила начало праздновать со всей торжественностью Победу на Куликовом поле. И когда теперь каждый год в Москве в честь великой русской победы на Куликовом поле идет Крестный Ход, достойное место среди икон и хоругвей должен занять образ Великой Княгини!

http://pravoslavie.ru/3330.html

Молитвословия Тропарь, глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/языки побеждающа./Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/тако, княже Димитрие,/Христу Богу молися,//даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Подвиги твоими, святе Димитрие,/страну нашу Бог сохрани,/давый тебе силу непобедимую./И ныне, предстателю крепкий,/соблюдай молитвами святыми/град твой Москву невредим//от всех навет вражиих. Литература Использованные материалы    " γιος Δημτριος μεγλος πργκιπας τς Μσχας " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, . В греческом календаре эта древняя русская память (см. ниже по тексту) присутствует наряду с памятью 19 мая, установленной в 1988 году - см. " γιος Δημτριος μεγλος Πργκιπας " , страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, .   в соборном определении 1389 г. Константинопольского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)   Присёлков. 1950. С. 427-428   РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198   РИБ. Т. 6. 16. Стб. 100   Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 30-31   БЛДР. Т. 7. С. 392   Нижегородские ЕВ. 1890. 4. С. 153   ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 406   Разрядная книга 1475-1605. М., 1977. Т. 1. Ч. 2. С. 191   Бессонов Е. Калики перехожие: Сб. стихов и исследование. М., 1861. Ч. 1. Вып. 3. С. 673-675   РГБ. МДА. 201   Источники агиографии. Стб. 152-153   Св. Русь. С. 126-127   Месяцеслов. Май. С. 181-186   Канонизация святых: Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, 6-9 июня 1988 г., ТСЛ. [М.,] 1988. С. 48 Редакция текста от: 27.03.2018 10:20:43 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Прп. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/51983.html

Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г. Этот перечень святых еще неполон. Напр., в службе св. к. Стефану дечанскому (Белград 1850 г.) упоминаются дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более неизвестно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать поименованных святых славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных славян. А как мало еще обработана и гражданская и церковная история южных славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ. 4 ч. Преставление СВ. ЕВСТАФИЯ, архиепископа сербского. В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепископа сербского»1). Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии2). Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена3), в каковом звании идим его с 1263 г.4). Потом посвящен был в епископа зетского, туда, где принял он монашество5). Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010