За пределами Италии и Франкского королевства культ Е. зафиксирован в мосарабских календарях в Испании XI-XII вв. Относительно раннего почитания Е. и его мощей в К-поле имеется 2 свидетельства. Первое принадлежит прп. Иосифу Песнописцу (IX в.), к-рый в каноне Е. говорит о «токах исцелений», идущих от его раки. Второе свидетельство приведено в Синаксаре К-польской ц. кон. X в., где упоминается о ц. во имя Е. в квартале Ксиролоф. Этот храм был построен при имп. Аркадии (395-408) патрикием Василием ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Однако оба этих упоминания не исключают того, что свидетельства IX-X вв. могут быть исторически неточными. С К-полем был связан мч. Елевферий Кувикуларий , пострадавший в Вифинии, однако погребенный скорее всего в К-поле (тогда Византии), откуда, согласно Житию, он был родом. Видимо, в честь этого мученика и была построена ц. патрикия Василия и именно его мощи издревле в ней хранились. С распространением в IX-X вв. в Византийской империи почитания Е. Римского оно могло смешаться с культом мч. Елевферия Кувикулария. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что синаксари семейства M (по классификации И. Делеэ) указывают под 15 дек. память не рим. мч. Е., а Е. Кувикулария. Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Относительно дня памяти Е. зап. и визант. традиции расходятся. Согласно 1-й, восходящей к Мартирологу блж. Иеронима, память Е. празднуется 18 апр. Эту же дату сохраняют каролингские мартирологи и мосарабские календари. В нек-рых рукописях также засвидетельствованы 24 нояб., 6 сент. (вместо папы Елевферия). В визант. синаксарях память Е. и Анфии помещается под 15 дек. со сказанием и 20 (или 21) дек. без него. Устав Великой ц. указывает синаксис (собор) в честь Е. дважды - 15 дек. и 20 июля. Подобным образом в греч. печатных Минеях указано 15 дек. как память Е. и 20(21) июля - как синаксис Е. В слав. Минеях сохранился только день памяти 15 дек., где помещена служба с каноном Иосифа. Имеется и др. греч. канон, приписываемый Георгию (AHG. Vol. 4. P. 299-309). Мраморный Неаполитанский календарь дважды упоминает Е.: под 18 апр. по зап. традиции и 15 дек. по византийской. Однако из-за отсутствия в этом календаре к.-л. пояснений нет уверенности, что речь идет об одном и том же лице. В ранних лат. и визант. памятниках как святые упоминаются Е. и Анфия. РПЦ добавляет к ним префекта Корива по традиции, идущей от Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, к-рый вслед за кард. Цезарем Баронием поместил Корива среди мучеников.

http://pravenc.ru/text/189703.html

Сергий были духовно близки друг другу. А житие прп. Сергия говорит о его озарении небесным светом. Того же удостаивались многие его ученики. Высота монашества на Руси была тогда та же, что и в древние времена. То же было почти в наши дни с преподобным Серафимом Саровским (память его 2 янв.), когда Н. А Мотовилов во время беседы его о стяжании Святого Духа увидел его озаренным Божественным Светом. Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довел их до процветания. При нем в Москве было создано несколько женских монастырей по его уставу. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестер Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменьей. Устав митрополита Алексия был окончательно утвержден Стоглавым собором в 1551 г. и стал обязательным. Святитель Алексий предвидел, что по смерти его будут церковные нестроения, и, чтобы избежать их, хотел поставить во главе Церкви прп. Сергия Радонежского. Но смиренный подвижник решительно отказался. «От юности моей, владыко, я не был златоносцем», — сказал он. Святитель понял его и не стал настаивать. Но нестроения все же произошли и окончились только в 1390 г., с возведением на митрополичий престол святителя Киприана (память его 16 сент.). Скончался святитель Алексий в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре. Ныне нетленные его мощи почивают в Богоявленском соборе в Москве. • Богоявленский монастырь находился в Москве в Китай-городе, на берегу р. Неглинной, основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем. Монастырский собор и часть братских помещений сохранились до наших дней. • В течение 12 лет Алексий исполнял должность наместника при митрополите Феогносте. • Чудов монастырь основан в 1365 г. в Кремле свт. Алексием в память чудесного исцеления им от слепоты жены хана Джанибека — Тайдулы. Соборный храм был посвящен чуду Архистратига Михаила в Хонех. (Согласно преданию, во Фригии отцу немой девицы явился во сне Архистратиг Михаил, и указал источник, водой из которого исцелится его дочь. Благодарный отец воздвиг храм в честь этого чуда.) • В 1929 г. монастырь и храм разрушили, Их место в 30-е гг. заняло здание Президиума Верховного Совета СССР и площадь перед ним. • Мощи свт. Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 г., в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436928/

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В кратком Житии И., сохранившемся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), говорится, что после проповеди в Ниневии И. переселился в «Асур, страну иноплеменников» (SynCP. Col. 63). Видимо, к этому же периоду автор Жития относит и приход прор. Илии в дом матери И., и воскрешение умершего пророка. Затем, после окончания голода в Иудее, И. отправился на родину. Во время пути скончалась его мать, и он похоронил ее около «дуба Деворы», а сам «поселился в области Сеннаар, где и был похоронен…» (Ibid. Col. 64). Незадолго до кончины он изрек пророчество, относящееся к Иерусалиму и ко всей земле, к-рое помимо сведений, приведенных в рецензии Псевдо-Епифания, содержит слова о том, что «увидят… жука [скарабея], с древа взывающего к Богу, и тогда уже близко будет спасение; затем увидят Иерусалим, разрушенный до основания. И придут все народы в него, чтобы поклониться Господу, и разнесут его камни до края земли [букв.- «к закату солнца»]; и там будет место поклонения Богу для помилованных, так как Иерусалимом будут гнушаться из-за его опустошенности зверями; и тогда придет конец всему живому». В заключение синаксарного Жития дается описание внешности И.: «...был он головою лыс и с округлой, сужающейся книзу седой бородой» (Ibidem). В нек-рых визант. календарях память И. отмечена 20 или 21 сент., однако в большинстве агиографических памятников память И. приходится на 22 сент. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 292). П. Ю. Лебедев Книга пророка Ионы Текстология Прор. Иона перед царем ниневитян. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Vatop. 760. Fol. 283v) Прор. Иона перед царем ниневитян. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Vatop. 760. Fol. 283v) Прор. Иона. Фрагмент росписи ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прор. Иона. Фрагмент росписи ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Древнейшие из сохранившихся библейских рукописей Книги прор. Ионы были найдены в Иудейской пустыне близ Мёртвого м. Книга представлена в 3 из 7 свитков книг малых пророков, найденных в 4-й пещере Кумрана: 4QXIIa (=4Q76), 4QXIIf (=4Q81), 4QXIIg (=4Q82). Кроме того, книга содержится в греческом свитке книг малых пророков из Вади-Мураббаат - Mur XII (=Mur 88). Самая ранняя среди этих рукописей (4QXIIa) датируется сер. II в. до Р. Х., а самая поздняя (Mur XII) - 2-й пол. I в. по Р. Х. ( Fuller. 2000; Minor Prophets/Ed. B. Ego et al. Leiden, Boston, 2005. P. 77-89. (Biblia Qumranica; 3B)). Самая ранняя из известных масоретских рукописей книги содержится в Каирском кодексе 896 г., к-рый огласован и снабжен акцентными знаками. Расхождения между евр. рукописями Книги прор. Ионы (включая свитки Мёртвого м.), как правило, незначительны и касаются орфографии.

http://pravenc.ru/text/578248.html

315 Болгарский монах Киприан, посол патриарха Филофея (Коккина) на Русь в 1372–1373 гг., близко связанный с монашеством Северной Руси. Иоанн Мейендорф называет Киприана «одной из ярчайших фигур восточного православия XIV века», «византийско-русские связи, отношения с католическим западом, историографическая, агиографическая и литургическая практика эпохи отмечены его личностью и идеями», которые основывались «подобно идеям Филофея и Иоанна Кантакузина » на «принципе единства «византийского православного содружества» и будущей России». Прот. Иоанн сомневается в том, что Киприан принадлежал к роду Цамблаков, хотя без сомнения он имел болгарское происхождение. ( Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь... С. 239, 240:244). 316 После приезда Киприана в Византию (с 1363 г.) он сблизился с патриархом Филофеем и стал его келейником (Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон... абз. с прим. 41). 318 Аверьянов К. А. Сергий Радонежский… С. 207, посл. абз. Д. Цендикопулос относит окончание 2 срока патриаршества свт. Филофея к промежутку времени между сентябрем 1376 г. и июнем 1377 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 319 Хотя по сообщению митрополита Киприана его заключили в монастырь насильно, где свт. Филофей в «истомлении и болезнех нестерпимых» скончался в 1377 или 1378 г., см.: Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль… С. 96, прим. 57. Синаксарь Ватопедского монастыря предлагает другую версию, что святитель умер «по причине глубокой старости и преставился в 1379 году» (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9). 320 По мнению Д. Цендикопулоса, патриарх Филофей умер в промежутке между сентябрем 1377 г. и июнем 1378/1379 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 375). 322 Раннее почитание свт. Филофея как святого отражено также (кроме монографии Митреа) в Ватопедском синаксаре (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

5/18 Мученицы Харитины (304). Святителей Петра (1326), Алексия (1378), Ионы (1461), Филиппа (1569) и Ермогена (1612), Московских и всея России чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Тропарь мученице Харитине, глас 4 Агница Твоя, Иисусе... (общий мученице). Кондак, глас 2 Крепким разумом, Харитино,/душу утверждши верою,/борителя врага яве посрамила еси,/у Христа предста, от кровей твоих носящи,/и присно со ангелы радующися,/моли за ны, страстотерпице. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Харитино,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, Московским и всея России чудотворцам, глас 4 Первопрестольницы Российстии,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, Православия Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 3 Во святителех благочестно пожисте,/и люди к Богоразумию настависте, и добре Богу угодисте,/сего ради от Него нетлением и чудесы проелавистеся,/яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/святителие Христовы/Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Дамиану пресвитеру, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах почивающих, глас 1 Христовых повелений светом сердца своя просветивше,/страстный мрак прогнасте,/темже Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/Дамиане, Иеремие с Матфеем,/от Неяже благодать приемше,/недужныя исцеляете, будущая возвещаете/и, ангелом сопричастницы суще,/молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак, глас 2 Якоже древний пророцы благодать пророчествия приемше/и неложне духом прозревше, прорекоша найти хотящая,/тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/и ныне да не постигнут ны злая,/испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Дамиане и Иеремие с Матфеем,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тело пр. Феодоры было погребено в основанном ею Зачатьевском монастыре, а затем (по закрытии обители) было перенесено в усыпальницу в кафедральном Преображенском соборе и положено рядом с гробницею её супруга, Андрея Константиновича. День её кончины полагают]6 или 15 апреля. " Васса, в иночестве Феодора, скончалась 15 апреля 1378 г. (архим. Леонид " Св. Русь " , 194). но память её совершается 16 апреля (арх. Филарет. Русские святые, апрель, 490 стр., архиеп. Димитрия. Месяцеслов русских святых, апрель, 97- 99 и др.). В полном христианском Месяцеслове под 16 ч. апреля сказано: память преп. Феодоры, скончавшейся в 1378 г. — В " Иконописном Подлиннике " Филимонова память её обозначена под 28 ч. марта (но об изображены её ничего не сказано). Архим, Леонид полагает, что 28 марта, вероятно, было перенесете её тела из Зачатьевского монастыря в кафедральный собор ( " Св. Русь " 1904 г.). Но едва ли Филимонов не принял этой преп. Вассы (Феодоры) за одно лицо с другою русскою святою, тоже Вассою, супругою Иоанна (в иночестве Ионы) Псково-Печерского, память коей обозначается 29 или 28 марта. Зачатьевский монастырь (в честь Зачатия Пресвятой Девы), основанный преп. Феодорою, находился в Нижнем Новгороде, на берегу р. Волги, у впадения в нее р. Оки; этот монастырь в 1743 г. сгорел а переведен был на новое место между монастырем в честь происхождения честных древ Креста Господня (Происхожденский) и церковью св. великомуч. Георгия Победоносца, почему и назван был ЗачатьевскимГеоргиевским, а в 1764 г. монахини этого монастыря были переведены в Происхожденский монастырь, — в этой обители был построен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Не переименована-ли прежняя Происхожденская в Крестовоздвиженскую)? В 1815 году этот монастырь был закрыть и монахини переведены в нынешний Крестовоздвиженский монастырь (за городом, на Арзамасской дороге). Преп. Дионисий, подстригавший в иночество княгиню Вассу был основателем Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, затем архиепископом Суздальским, скончался в Киеве в 1385 г. (см. о нем 15 окт. в Месяцеслове русских святых архиепископа Димитрия).

http://pravicon.com/info-3547

К Георгиевской церкви принадлежит находящаяся близ нее, построенная около 1820 года 937 , каменная часовня Феодора блаженного, почивающего в ней под спудом. Сей Христа ради юродивый родился в Новгороде на Торговой стороне и воспитан в страхе Божием. Пришедши в возраст, он начал искать спасения в юродстве, подражая жившему в его время блаж. Николаю Качанову. Проведши всю свою жизнь в числе Христа ради юродивых, он пред кончиною говорил всем встречавшимся с ним на улицах: «прощайте! я иду далеко». Феодор заповедал погребсти себя близ торжища. Он преставился в 1392 году. В последствии над гробом его построена была часовня. В Новгороде празднуется память блаженного Феодора 19 генваря. Ему сочинена особая служба, по которой совершается пред ракою его молебствие 938 . 20. Церковь Святого великомученика Никиты на Торговой стороне Местоположение церкви и ее основание. Дальнейшая судьба церкви до настоящего времени. Устройство церкви совне и внутри. Церковь святого великомученика Никиты находится в Новгороде на Торговой стороне, при шоссейной московской дороге, в прежнем Плотницком конце, между улицами Никитинскою и Маницынскою 939 . Близь этой церкви находится дворец царя Иоанна Васильевича IV, который жил тут несколько времени с детьми и со всею свитою 940 . Первоначальное основание церкви, по новг. летописям, относится к XIV веку, именно к 1378 году, в котором, после пожара 941 , поставлена церковь великомученика Никиты на Никитине улицы 942 . Какая была эта церковь объясняется в церковной летописи, где сказано: «в лето 7886 (1378) 943 , поставлена бысть церковь деревянная святого великомученика Никиты в Плотницком конце при архиепископе Алексие Великого Новаграда и Пскова, и стояла та церковь 28 лет». Что касается до каменной Никитинской церкви, то она относится к началу XV века. В Новг. I летописи сказано, что из числа трех церквей в 1406 году «поставлена церковь святого Никиты в Плотницком конце» 944 . А в Новг. III летописи пояснено: «в лето 6914 (1406) в Великом Новеграде, на Торговой стороне, Знаменской, на посаде, на Никитине улице, поставиша церковь каменну святого великомученика Никиты в Плотенском конце, при архиепископе Иоанне новгородском» 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Грамота Польского короля и Великого князя Литовского Владислава Ягайла о привилегиях за переход в католичество (1378 г. 20 февраля) (Перевод с латинского). (Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 2. С. 64-68) 20 февраля 1387 г. Во имя Бога, аминь! На вечную память о деле. Мы, Владислав, Божьей милостью король Польский, вел. кн. Литовский и наследник Руси и пр. К сведению всех, кому необходимо, желаем, чтобы дошло следующее. По причине своего религиозного чувства, здраво оценивая искреннее и свободное стремление, которое наш литовский народ проявляет в принятии крещения в правую — католическую веру, мы желаем как можно лучше это стремление возвеличить этим нашим памятником увековеченных прав и вольностей, добрыми делами и дарами в целях распространения той веры и для укрепления католической религии всем вообще литовцам и каждому в отдельности, рыцарям или боярам, которые находятся под нашей властью, именно: яснейшему князю пану Скиргайлу, князю Литвы и подданным трокским и полоцким и другим, которые уже приняли крещение или желают окреститься, даем и уступаем вольности и права, которые определены ниже, имеющие силу на вечные времена, а именно: Каждый рыцарь или боярин, принявший католическую веру, и его потомки, законные наследники, имеют и будут иметь полную и всякую возможность владеть, держать, пользоваться, продавать, отчуждать, обменять, дать, дарить, согласно своей доброй воле и желанию, замки, волости, деревни и дома и все, чем владел бы по отцовскому наследству, как владеют, пользуются и употребляют на основании одинаковых прав нобили в других землях нашего королевства Польского, чтобы не было различия в правах, поскольку единство делает то, что они подданные одной короны. Также желаем, чтобы в каждой крепости и повете или области был введен и существовал один судья, который слушает дела тяжебщиков, накладывает судебные взыскания по обычаю и закону, согласно одной форме с другими судьями земель и поветов, имеющих первое место в судах нашего королевства Польского, и один юстициарий, который приводит в исполнение вынесенные по суду постановления.

http://sedmitza.ru/lib/text/443961/

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас - времени Александра I. Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в. http://drevo-info.ru/articles/17241.html Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 году. В XV веке её перестроили в камне. Это был маленький одноглавый, почти квадратный в плане храм. Иконостас заменяла каменная алтарная преграда. В 1706 году к нему пристроили новый придел Сретения Иисуса Христа. В 1720-х годах храм закрыли, через сорок лет обновили на средства Афанасия Гончарова. К началу XIX века собор вновь обветшал, в 1883 году его обновили, укрепив стены железными обручами. В 1930 году храм демонтировали с некоторыми другими постройками. Источник: В XIV веке на Руси возводятся первые храмы, посвященные преподобной Марии. Одна из первых церквей была поставлена на Кучковом поле еще до встречи Владимирской иконы Богоматери. М.И. Александровский называет датой ее основания 1358 год. И.С. Снегирев пишет, что в 1378 году был возведен деревянный храм в память казни на Кучковом поле Ивана Васильевича Вельяминова, а с 1385 года храм стал каменный. И.Ф. Токмаков утверждает, что в 1385 году был деревянный храм. С.К. Кондратьев повторяет как дату основания 1378 год, тоже связывая его с местом казни. Путеводитель, изданный Архитектурным обществом под редакцией И.П. Машкова, признает, что в 1385 году был каменный храм, обновленный в 1784 году. Мною была предложена версия о существовании на этом месте двора князя Владимира Андреевича, героя Куликовской битвы, за которую он получил прозвище Храброго. Его мать, княгиня Мария, основала рядом на Кучковом поле Рождественский монастырь, куда постриглась под именем Марфы и в котором была погребена в 1389 году. Жена Владимира Андреевича Елена Ольгердовна также постриглась в Рождественский монастырь и завещала похоронить себя в нем. Церковь преподобной Марии была домовым храмом князя Владимира Андреевича и была посвящена святой покровительнице его матери.

http://sobory.ru/article/?object=41483

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010