Геополитическая проблема — преодоление сепаратизма и собирание русских земель, объединение распавшегося Русского мира. Современное силовое и неудачное поначалу удержание — военные действия в чужеродной Чечне, которую сейчас задабривают федеральными деньгами в ущерб другим регионам. Интересно заметить как в исторических параллелях начинает проявляться то ли горькая ирония, то ли Божий промысел истории... Вот одна из них: Тверской князь Михаил Ярославич принял смерть по лживому обвинению своего племянника князя Юрия Московского и ханского посла Кавгадыя 22 ноября 1318 г. на северных отрогах Кавказских гор в землях аланов, именуемых в древнерусских летописях яссами. Они, как и русские люди и их земли, были покорены татаро-монголами. Сейчас на этой территории живут потомки древних аланов — ингуши и чеченцы. Молодые горцы хотели устроить побег Михаила из ханского плена, но князь по высоким нравственным мотивам отказался от этого предложения. Вырезал ему сердце не дикий монгол, а слуга Юрия Даниловича Романец. Обратный путь на родину был отмечен чудесным явлением: в местечке Маджары ночью над телом убиенного князя воссиял небесный свет в виде креста. Вот почему после разгрома Орды, после покорения Кавказа Россией это татарское поселение стало в XVIII в. городом Святой Крест. На месте огненного столпа над телом Михаила был заложен первый на Северном Кавказе православный монастырь, а после его крушения при советской власти из кирпичей храма и келий воздвигли районную больницу. Летом 1995 года сюда, уже в российский город Будёновск Ставропольского края, ворвались, захватили в этой больнице 1800 заложников, 6 суток издевались над больными, роженицами, детьми, медперсоналом и убивали их боевики Шамиля Басаева, предки которых когда-то с риском для жизни помогали великому князю Михаилу. Басаев мстил насилием над безоружными за войну в мятежной Чечне, где по приказу московского правительства участвовали и тверские отряды: армейская бригада и ОМОН. Террориста Басаева тогда почему-то с миром отпустили, хотя позже все же взорвали начинённым взрывчаткой КамАЗом.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Настоятель храма отец Александр. Церковная деятельность Императора Николая II была весьма широкой и охватывала все стороны церковной жизни. В Его царствование Россия продолжала украшаться обителями и церквами. С 1894 – 1912 гг. было открыто 211 новых мужских и женских монастырей и 7546 новых церквей, не считая большого числа новых часовен и молитвенных домов… В книге «Император Николай II как человек сильной воли» церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908–1986 гг.) отмечает: «Среди огромных заслуг Императора Николая II-ro в самых различных областях государственной жизни, видное место занимают Его исключительные заслуги в церковной деятельности… С 1896 года по 1916 год, т. е. за двадцать лет царствования Императора Николая II, Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств… Первым был прославлен в 1896 г. святитель Феодосий Углицкий. В 1897 г. было установлено местное празднование свмуч. Исидора и с ним 72 мучеников в г. Юрьеве Ливонском, латинянами утопленных (1472 г.), а в начале XX века – празднование преп. Иова Почаевского .1903 год ознаменовался великими церковными торжествами по случаю прославления преп. Серафима Саровского Чудотворца… 12 июня 1909 г. состоялось восстановление празднества св. Княгини Анны Кашинской (супруги св. Вел. Кн. Михаила Ярославича Тверского, замученного в Орде 22 ноября 1318 года, правнука Всеволода Большого Гнезда)… Обретение мощей св. Княгини Анны Кашинской произошло 28 июля 1649 года. 12 июня 1650 г. мощи святой были перенесены, в присутствии Царя Алексея Михайловича, в Кашинский Вознесенский собор. Однако, по почину Патриарха Иоакима, третьего преемника Патриарха Никона , Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднования Ей не творити»… Через 260 лет, в царствование Императора Николая II, торжество восстановления празднования св. Анны Кашинской происходило в г. Кашине в православном Успенском соборе по единоверческому чину … 4 сентября 1911 г., в присутствии Вел. Кн. Елисаветы Феодоровны и Вел. Кн. Константина Константиновича, совершено было прославление мощей святителя Иоасафа Белгородского … В 1911 г. было восстановлено церковное почитание преп. Евфросина Синозерского. Это был в царствование Императора Николая II второй случай – после св. Кн. Анны Кашинской – вторичного прославления святого, ошибочно исключенного из сонма Русских Святых во время реформ, предпринятых Патриархом Никоном в XVII веке… 17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея России… 28 июля 1914 г. состоялось прославление мощей святителя Питирима, Епископа Тамбовского. Во время Великой Войны, 10 июня 1916 года, Митрополит Макарий Московский совершил прославление мощей святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН [греч. Κυπριανς] († 1332/33), свт. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 15 мая в Соборе Ларисских святителей и в 1-е воскресенье ноября в Соборе всех Ларисских святых), митр. Ларисский, местночтимый святой. Похвальное слово (энкомий) в честь К. написано спустя 30 лет после кончины святого его преемником митр. Ларисским Антонием (бывшим монахом Великой Лавры) и является ценным историческим источником. Последнее упоминание митр. Антония в источниках относится к 1363 г., в 1371 г. кафедру Ларисской митрополии уже занимал Нил. Прославление фессалийских святых занимает особое место в лит. творчестве митр. Антония. Он составил канон свт. Ахиллию Ларисскому, Похвальное слово и мегалинарий свт. Икумению Триккскому и собирался сочинить гомилию в честь сщмч. Ригина , епископа о-ва Скопелос, к-рый входил в состав Ларисской митрополии. Видимо, Антоний написал Похвальное слово для произнесения его в день памяти К. Оно сохранилось в 3 рукописях: Chios. A. Korais. 156 (XV в.), Oxon. Aedes Christi. 66 (XV-XVI вв.), Ath. Iver. gr. 571 (XVII в.). Древнейший список был написан в фессалийском мон-ре Дусику , 2 других - видимо, в Трикке (ныне Трикала). К. род. в Лариссе (ныне Лариса) в семье священника, происходившего из знатного рода. Исходя из того что К. скончался в преклонном возрасте, его рождение следует отнести к сер. XIII в. Рано потеряв отца, К. принял постриг в крупнейшем в Фессалии мон-ре вмч. Димитрия Солунского «Мармарианон» (Μαρμαριανν), где подвизался долгое время. Затем К. с двумя членами братии отправился на Афон. Там он прожил недолгое время, но успел приобщиться к духовному опыту исихастов. Затем К. был избран игуменом небольшого мон-ря свт. Николая Чудотворца в устье р. Пиней (Пиньос), а вскоре - родного мон-ря вмч. Димитрия. В 1318 г. правитель Фессалии Иоанн II Ангел Комнин Дука (PLP, N 206) предложил местному Собору фессалийских епископов для замещения кафедры Ларисской митрополии кандидатуру К. В то время резиденция Ларисского митрополита находилась не в Лариссе, а в Трикке. После избрания К. отправился в К-поль для хиротонии. Он произнес речь перед имп. Андроником II Палеологом, К-польским патриархом Иоанном XIII Гликой и Свящ. Синодом, К. был единогласно одобрен и рукоположен. В это время скончался Иоанн II и т. о. пресеклась правившая в Фессалии младшая ветвь рода Ангелов Комнинов Дук, что вызвало децентрализацию власти в этом регионе: в Трикке утвердился севастократор Стефан Гавриилопул, в Магнисии - семья Малиасинов, в долине р. Пиней - Синиорин, юж. часть Фессалии и Нов. Патры (ныне Ипати) контролировали каталонские наемники. К. не был принят жителями Лариссы (митр. Антоний называл их «разбойниками»), к-рые в то время не подчинялись ни императорской, ни митрополичьей власти. В связи с этим К. получил разрешение от патриарха временно поселиться во вдовствующей Харменской епископии, а затем переместился в Трикку.

http://pravenc.ru/text/1684694.html

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Преподобная Анна Кашинская (+ 1338) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 2 окт. в день преставления, 12 июня в день обретения мощей и второго прославления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостачов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Св. княгиня Анна Кашинская была потомком свв. князей мучеников Михаила Черниговского (память его 20 сент.) и Василька Ростовского (память его 4 марта). Дед ее, князь Борис Василькович ростовский, всю жизнь свою, почти с 14 лет, провел в Орде, отстаивая родной народ перед татарами, и называется «печальником земли Русской». Княгиня Анна Димитриевна родилась в 1278 г., а в 1299 г. вышла замуж за тверского князя Михаила Ярославича (память его 22 нояб.). У них было четверо сыновей — Димитрий, прозванный Грозные Очи, Александр, Константин и Василий — и дочь Феодора, умершая во младенчестве. Скорбно было княжение князя Михаила: мор, засуха, лесные пожары тяжко отразились на благосостоянии княжества. Но бедственнее всего оказалась несчастная война с Москвой. Началась она не по вине князя Михаила, а окончилась тем, что московский князь Юрий Данилович оклеветал его перед ханом и его вызвали в Орду. Все боялись за его жизнь. Княгиня Анна проводила его до устья реки Нерли, у деревни Малинник, и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь с младшим сыном Василием. 22 ноября 1318 г. св. князь Михаил был в Орде убит, но в Твери узнали об этом только через два года, когда вернулся в Москву князь Юрий и привез его святые останки. Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 г. привезли святое тело князя мученика в Тверь. Св. благоверная княгиня Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами на ладьях. Духовенство и народ стояли на берегу. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Рыдания заглушали пение. Теснота была такая, что гроб не сразу смогли внести в собор. Несмотря на то что тело везли в жару и оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его. Погребли его в соборе, где уже лежали родители его, рядом с первым епископом Тверским Симеоном (память его 3 февр.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437723/

И. В. из Св. Синода 9 ноября 1744 г. в К. С. Э. П. экономам (синодальных вотчин) жалованья каждому по 100 руб. в год Сокращение окладного расхода в связи с упразднением Коллегии Экономии 15 июля 1744 г. (М.А.М.Ю. дела Сената по Св. Синоду кн. 802 л. 1240–1245, 1300–1306; П.С.П. II, 714, 24 августа 1744 г.) 3 сентября 1744 г. Св. Синод сообщил Сенату, что по указу 15 июля 1744 г. из собираемых с архиерейских домов и монастырей доходов положено расходовать только на то, на что установлен расход еще при Петре Великом, за исключением Спасского училищного монастыря, который будет содержаться на особой сумме. По справке Св. Синода до 1725 г. было положено расходовать (кроме Спасского монастыря, на который расходовалось по 4450 руб. в год) по 29515 руб. 24 коп. и хлеба 3509 чтв. 5 1/2 чк. в год. В том числе: В госпиталь 1318 чтв. Богаделенным нищим На строение богаделен На покупку ладана и проч. в соборы На канцелярские расходы Присутствующим в К. Э. 560 чтв. Секретарям и приказным и нижним служителям 1519 чтв. 1121/12 чк. Палестинским духовным персонам В Андреевский монастырь 119 чтв. Да по указам Анны Иоанновны и проч. Выс. указам Верховного Тайного Совета, Синода, Сената и проч. расходовано еще по 29531 руб. 41141/4 коп. и 749 чтв. 4 чк. в год; в том числе: Доктору госпиталя прибавочных Лекарям и прочим лицам Комиссару по Солдатам 13 человек Грузинским духовным персонам Иосифу, архиепископу грузинскому В Знаменский девичий монастырь в Ржеве руги В Ивановский девичий монастырь в Москве 41121/2 391 чтв. 6 чк. В Страстной девичий монастырь 37121/2 57 чтв. 6 чк. В разные ружные монастыри Белорусскому епископу Иосифу В Успенский девичий монастырь, что в Александрове, руги и за хлеб деньгами 30121/2 Петру, бывшему архиепископу Белгородскому (живущему в Воскресенском монастыре на покое) В Адмиралтейскую Коллегию за отданные мельницы в Вязниковский Благовещенский монастырь четвертую часть 44343/4 На новокрещенские расходы В силу указа 15 июля 1744 г. Св. Синод изъявил готовность по-прежнему расходовать на то, на что положено было при Петре Великом, исключая расходы на канцелярские нужды и на жалованье присутствующим, секретарям и канцелярским служителям 4386 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор († 1246). Замучены были святой Роман Рязанский († 1270), святой Михаил Тверской († 1318), его сыновья Димитрий († 1325) и Александр († 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского. 14 февраля 1578 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля. Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским. «Род праведных благословится», – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

Во второй половине XVII века, в правление патр. Иоакима, имел место случай исключения из святцев одной святой с отменою установленного празднования ее памяти, иначе сказать – случай кассирования или уничтожения канонизации. Святая, постигнутая печальной судьбой, была княгиня Анна Кашинская, иоакимовское дело о которой имеет громкую известность и принимается за своего poдa cause célèbre b церковной области. Княгиня Анна Кашинская 358 выдается ее житием, написанным в половине XVII века, за супругу великого князя Владимирского, удельного князя Тверского, Михаила Ярославича. О супруге Михаила Ярославича Анне, дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича, находим в летописях немногие известия. В 1295-м году вступил с нею в брак Михаил Ярославич, о чем в Лаврентьевской летописи под нашим годом читается: «Того же лета оженися Михайло князь на Твери, и венча его епископ Андрей в святем Спасе месяца Ноября в 8, на збор архистратига Михаила», и при чем сведения о невесте восполняются так называемою Академическою, Воскресенской и Тверской летописями, в которых под 1294-м годом читается: «Того же лета оженися князь Михайло Ярославич, поя дщерь княжу Дмитрееву Борисовича Анну». После смерти Михаила Ярославича, убитого в Орде в 1318-м году, при чем она упоминается как встречавшая е детьми тело супруга, привезенное из Орды 359 , когда-то до 1358-го года она постриглась в монашество с именем Софии и скончалась в 1368-м году. В Никоновой летописи и в выписках из летописей у Татищева читается под 1358-м годом: «Того же лета у князя Михаила Александровича Тверского внука Михайлова, правнука Ярославля, преставись сын князь Александр у бабы своея, у великия княгини Софьи, в Софейском (вар. Софьине) 360 монастыре», и потом под 1368-м годом: «Того же лета приставись великая княгиня Софья великого князя Михаила Ярославича Тверскаго». Баба своя умершему князю Александру была супруга Александра Михайловича, сына Михаила Ярославича, а супруга последнего была ему не бабой, а прабабой, почему под княгиней Софьей 1858-го года иные и разумеют супругу Александра Михайловича, полагая, что и под Софьей 1368-го года должна быть разумеваема она же.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Основан монастырь был в 1882 г. по благословению Преосвященного Германа (Осецкого), епископа Кавказского и Екатеринодарского, первоначально в ознаменование избавления от гибели Александра II при покушении на него народовольцев во главе с Софьей Перовской 2 апреля 1879 года . Однако новое покушение на Государя народовольцами 1 марта 1881 г. окончилось его гибелью. Поэтому было решено устраивать монастырь в память императора-мученика . Одновременно монастырь созидался и в память святого благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (в иночестве Матфея), убитого в Золотой Орде 22 ноября 1318 года . О гибели князя в Твери узнали лишь в 1319 г., поэтому в разных источниках годы гибели Князя разнятся. В житии святого сохранились сведениия, что тело невинно и предательски убиенного в Золотой Орде племянником Великого князя Георгием (Юрием) московским при перевезении его в Москву для погребения находилось ночью в Маджарах . При этом скорбный путь тела святого Великого князя-мученика сопровождался рядом чудесных событий . В первую ночь над его телом, намеренно оставленным под открытым небом на растерзание многочисленным степным хищникам, даже не приблизившимся к нему, сопровождавшие тело русичи и татары видели два сходящихся и расходящихся светлых облака, а днем над ним стояла необыкновенная радуга. На вторую ночь, уже в караван-сарае Маджар, над телом стоял светящийся столп. На третью ночь в месте, называемом Бездежа, один из стражей, лежавший на санях рядом с телом, неожиданно был далеко отброшен невидимой силой . …Преосвященный Герман уделял очень большое внимание миссионерской деятельности в епархии, особенно распространению христианства среди инородцев. Он первым из епархиальных епископов лично посещал калмыцкие кочевья и поселения. Распорядился, чтобы священники близлежащих к ним приходов брали калмыцких мальчиков на воспитание и обучение, и сам содержал одного калмыка, обучавшегося в духовном училище . За 15-летнее управление Кавказской епархией преосвященного Германа миссионерская деятельность активизировалась также усилиями созданного им в 1873 г. в Ставрополе Свято-Андреевского братства. В задачи братства входило в первую очередь просвещать иноверцев, проживающих на территории епархии, рассылая православную литературу и другие средства к познанию и принятию православной веры.

http://bogoslov.ru/article/2558080

П.В. Долгоруков Графы де-Ламберты De Lambert, marquis de Saint-Bris, marquis et comtes de Lambert). Во Франции есть много фамилий имели Ламберта: четыре из коих принадлежат к древнейшему феодальному дворянству, в том числе и фамилия, о коей здесь идёт речь 209 . Предки её были рыцарями (chevaliers) в тринадцатом веке, в области ангулемской (L’Angoumois), что доказывается актами 1276, 1288 и 1318 годов, хранящимися в подлиннике у графов де-Ламберт. Иоанн де-Ламберт, ротмистр армии и каммер-...кер Генриха IV, пользовался особенным расположением этого великого государя, на глазах коего храбро сражался в битвах под Куртре и под Иври. Генрих IV писал ему 3 ноября 1589 года: «Господин де-Ламберт, призывая к себе самых верных и самых преданных из числа подданных коих в особенности из дворян, я обидел бы вас, если бы о вас позабыл, и потому пишу к вам, приглашая вас поспешить ко мне». Он женат был на Маргарите де-Набино (Robinet de la Serve de Nabineaux). Из сыновей его, Иоанн де-Ламберт, в юности паж Генриха IV, потом генерал-лейтенант, губернатор Мецский, главнокомандующий французскою армиею в Италии в 1648 году, кавалер ордена Святого Духа и командир ордена Святого Лудовика 210 , один из храбрейших военачальников своего времени, возведён был, в феврале 1644 года, в достоинство Маркиза де-Сен-Брис, королевою Анною, вдовою Людовика XIII в регентшею Франции в малолетство Людовика XIV. Великий Тюрень начал службу под начальством маркиза де-Ламберта и всегда питал к нему глубокое уважение; великий Конде находился с ним в переписке, и несколько писем Конде доселе хранятся в фамилии де-Ламберт. Сын маркиза Иоанна, маркиз Генрих, генерал- лейтенант и губернатор Люксамбургского дворца, женат был на льные, зубчатые, красные полосы. На щите корона французских маркизов. Щит держат два льва. 209 Другие три древние фамилии Ламбертов: 1) в Бретани, предок их Гамон Ламберт был рыцарем в 1267 году: 2) в Нормандии, предок их Иоанн Ламберт был дворянином в 1324 году; 3) также в Нормандии, Lambert, seigneurs du Fresno. Есть ещё одна из фамилий имени Ламберта, не столь древняя, но известная в истории. Она также из Нормандии, прияла начало в XV веке: Lambert, marquis de Frondeville et de Tbibouville, vicomtes d’Auge. Один из членов её, маркиз Фрондевилль, был пером Франции при Лудовике XVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010