Не щадя сил своих, угодник Божий работал своими руками, сооружая храм и келлии для себя и для иноков, которые вскоре стали во множестве собираться под его духовное руководство. О братии святой Петр заботился как чадолюбивый отец, наставляя своих учеников ко спасению не столько словом назидания, сколько поучительным примером собственной жизни: он не выставлял себя властным начальником братства и превосходил смирением младшего из братий; был кроток и молчалив; на согрешающих учеников никогда не гневался, а поучал их словами мира и любви. Святой Петр милостив был к бедным и не отпускал без подаяния никого, кто просил Христа ради, помня изречение премудрого: Милуяй нища, взаим дает Богови (Притч. 19, 17) и слово Господа: Будите убо милосерди, якоже Отец ваш Милосерд есть (Лк. 6, 36). Щедро благодетельствуя из средств монастыря, святой игумен много подавал нищим и от себя, тайно от братии. Когда же случалось, что подавать было нечего, святой Петр раздавал иконы, которые сам писал; не раз снимал он с себя власяницу, чтобы укрыть бедняка от зимней стужи. Слава о дивных подвигах и добродетелях блаженного игумена ратского распространилась по всей Волынско-Галицкой области. Князь, бояре и простой народ стекались в обитель послушать его поучительного слова. Когда прибыл в эту область Всероссийский Митрополит Максим (память 6/19 декабря), посещавший по обычаю все города своей митрополии ради церковного устроения, святой Петр со своей братией явился к святителю, чтобы принять благословение, и поднес ему образ Успения Пресвятой Богородицы, написанный им самим. С любовью принял святитель икону Пресвятой Девы, украсил ее золотом и драгоценными камнями и до конца жизни благоговейно хранил у себя в келлии, молясь перед сей иконой о спасении земли Русской. По преставлении митрополита Максима (в декабре 1305 года) игумен, по имени Геронтий, дерзнул восприять сан митрополита и с этой целью отправился в Константинополь в сопровождении митрополичьих сановников, взяв с собою из Владимира святительские одежды, пастырский жезл и ту святую икону, которую блаженный Петр написал для почившего святителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Митрополит Максим, подобно своему предшественнику, приснопамятному Кириллу, немало прилагал стараний о восстановлении церковного благочиния в Русской церкви и об исправлении разных уклонений от древле отеческих и церковно-богослужебных правил. Против этих злоупотреблений святитель Максим издал по всей своей пастве окружное послание, известное в истории Русского Канонического права под именем «правила Максима Митрополита Русскаго». Двадцать два года Митрополит Максим пас церковь Русскую и в конце 1305 года, в 6 день Декабря с миром отошел ко Господу. Погребен он во Владимирском соборном храме 142142 . Благочестивое предание свято сохранило память о пастырских заслугах святителя Максима и считает его, по наименованию его в летописях, блаженным Митрополитом, в числе угодников Христовых 143143 . Говоря о святителе Максиме, заметим и о том дивном явлении святителю Божией Матери, которое ознаменовано было видимым знаком от Царицы Небесной блаженному Максиму. Это было в самый год пришествия его во Владимир – в 1299 году. О сем событии повествуется в надписи, которая находится над гробом Митрополита Максима под тою иконою Божией Матери, которая написана по видению Митрополита в 1299 году. В сей надписи сказано: «Пришедшу Митрополиту Максиму от Киева во Владимир, егда он от путнаго шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, яко на яве, свет велик и не обычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечнаго младенца, и глагола; рабе мой Максиме! Добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой. И подаде ему омофор и рече: приими сей омофор, и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же, прием, возбудися от сна и в келлии никого же виде, а омофор обретеся в руце его, и объять бысть страхом намног час, абие поведа о сем Великому Князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него той омофор, и прославися чудо сие по всей Русской зсмле и в Палестине». В надписи год означен 6807. После Митрополита Максима, украшавшего святительскую кафедру во Владимире своими высокими добродетелями, Кафедральный Владимирский собор сретил у себя достойного преемника святителю Максиму, – мужа дивного в добродетелях – это был святитель Петр, ныне Московский и всея России чудотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Нифонт, митрополит Галицкий (в рукописи митрополита Мануила отсутствует) Рукоположен Константинопольским патриархом Афанасием I в 1303 году по настоянию галицко-волынского князя Юрия Львовича. Скончался около 1307 года (до декабря 1305 года). Упоминается как первый митрополит на вновь созданной Галицкой митрополии, отделившейся от Киевской митрополии. Вторая попытка князя Юрия Львовича поставить нового Галицкого митрополита не увенчалась успехом: выбранный им кандидат, будущий святитель Петр (†1326; память 24августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), был рукоположен в 1308 году в митрополита Киевского и всея Руси, и Галицкая митрополия при этом упразднилась. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 3. – С. 45, 520, 643 (приложение). Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039. Русская Православная Церковь . 988–1988. – М., ИМП, 1988. – С. 21. Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века//Русское обозрение. – 1894. – Т. 27, май. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

...преставися... во иноцех и в схиме. – Александр Ярославич перед смертью принял монашество. Существование у Александра Невского сыновей с такими именами подтверждается летописями. ...князь Данило Московский. – Князь Даниил Александрович (1261–1303), сын Александра Невского, считался родоначальником великих московских князей. Москву в удел он получил не позднее 1283 г. Даниилу удалось расширить территорию своего княжества. Так, он присоединил к своим владениям Коломну и Переславль, тем самым увеличив население в своих владениях. ...Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. – Эти имена сыновей Даниила Александровича известны из летописей. ...во своем ему в Даниловском монастыре. – Древнейший московский Данилов монастырь основан князем Даниилом Александровичем, вероятно, незадолго до своей смерти (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. М., 1962. Т. 2. XIII–XV столетия. С. 150–151). В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит... юже сам созда. – Петр (ум. в 1326 г.) митрополит всея Руси. Как следует из повести, посвященной его житию (XIV в.), Петр был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Афанасием Царьградским в 1308 г. (по другим источникам в 1305 г.). Он был союзником московских князей в их борьбе за великое княжение. Московского князя Ивана Даниловича Калиту Петр уговорил построить в Москве собор Успения Богородицы, где собственными руками создал себе усыпальницу. Но собор был заложен не в 1323 г., как указано в повести, а в 1326 г. (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 2. С. 152). Сам Петр умер также на три года позже, чем это указано в повести. Это был первый московский епископ, в XIV в. церковь причислила его к лику святых и память его чествуется 21 декабря. Стр. 107...князь Иван Данилович, зовомый Калита. – Иван Данилович Калита (ум. в 1341 г.) с 1325 по 1328 г. владел только московским уделом, а с 1328 г. стал и великим князем Владимирским. Ко времени его правления относятся расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феоктист, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский † 1310; память 23 января/5 февраля, 23 декабря/5 января, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых Время и место рождения его неизвестны. Монашеский постриг принял в Благовещенской обители близ Новгорода. Иноческими подвигами и добрыми делами заслужил уважение и любовь братии, которая избрала его своим игуменом. После кончины преосвященного Климента († 1299) новгородцы единогласно решили избрать себе владыкой игумена Феоктиста, «мужа смиренна и блага». В 1299 году игумен Феоктист был избран на кафедру архиепископов Новгородских и Псковских. 29 июня (по другим сведениям, 29 июля) 1300 года он был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа прибывшими в Новгород Киевским митрополитом Максимом († 1305) и епископами Ростовским Симеоном († 1314) и Тверским Андреем (Герденевым; † 1324). О деятельности его в Новгородской епархии сохранилось сведений немного. Преосвященный Феоктист много внимания уделял постройке и ремонту храмов и монастырей. В 1301 году по его благословению был заложен каменный храм Архангела Михаила, освященный спустя два года. Памятниками его святительской ревности остались в Новгороде ещё два храма, им освященные: во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и во имя святых отцов I Вселенского Собора, на княжеском дворе. При святителе Феоктисте была благоустроена обитель на острове Валаам. В 1305 году блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении взаимных добрых отношений. В 1307 году летопись упоминает его имя в связи с каким-то «немирьем» со псковичами. Святитель болезненно переживал все междоусобицы. Зимой 1308 года, по свидетельству Новгородской летописи, святитель Феоктист по состоянию здоровья оставил владычный двор. Благословив на своё место Давида, он возвратился в Благовещенский монастырь, где подвизался подвигом безмолвия. Через два года непрестанного молитвенного делания, стяжав у Господа много духовных даров и откровений, святитель Феоктист отошёл в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

103 Митрополит Ефесский Марк Евгеник (1391 2—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. 104 Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце». 105 Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище. 106 Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. 107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453). 108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. 109 Прп. Дионисий Радонежский (Зобниновский, † 1632, память 12 мая), в миру Давид, Архимандрит, Настоятель Троице-Сергиева монастыря. В 1605 г. был посвящен в Архимандрита и стал Настоятелем Старицкого монастыря, откуда в 1610 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру. После смерти Патриарха Гермогена продолжил его дело, рассылая по городам грамоты, в которых призывал народ подняться на защиту Отечества. Эти воззвания имели решающее значение для сплочения патриотических сил и формирования второго ополчения под командованием К. Минина-Сухорука и князя Д. Пожарского. В 1616—1618 гг. по повелению Царя Дионисий занимался исправлением богослужебных книг вместе с Иваном Наседкой, монахом Арсением Глухим и библиотекарем Лавры Антонием. По навету был обвинен в ереси и отправлен на смирение в Новоспасский монастырь. Был освобожден ввиду приезда Патриарха Иерусалимского Феофана. На Соборе, созванном Патриархом Филаретом, Дионисий был оправдан, награжден и снова назначен Настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Сюда вскоре прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, который возложил на голову Дионисия свой клобук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

В промежуточные сроки печатали «формы и указы» 1298 , ектении о победе 1299 . Формы – «о возношении церковном Его Императорского Величества и Государыни Императрицы и всех Их Величества Фамилии титулов» 1300 . Указ в это время напечатан был, в 1.700-х экземпляров, «о призывании содержащихся в Великороссийском Государстве тайно по домам раскольнических лжеучителей на свободное и безопасное о несогласии их с Святейшим Правительствующим Синодом разглагольствие» 1301 . С 1-го мая по 1-е июня напечатан был четвертый выход Букваря – 2.400 экземпляров принесший прибыли 443 рубля 1302 . Со 2-го июня «нощным временем между дневной работы» печатали 2.000 «священнических присяг» – по приказу архиепископа Феодосия 1303 . С 1-го августа начали печатать – «зачата» – книгу «Театрум» и напечатана по 1-е декабря третья ее часть, 44 тетради 1304 . «Театрум» или «Феатрон гисторический», перевод, по повелению Государя, с Латинского, исполненный обер-иеромонахом Гавриилом (Бужинским) 1305 . С 1-го декабря по 1-е января 1723-го года напечатали 1.200 «Духовных Регламентов», – третье издание 1306 . По синодальному указу 28-го ноября 1722-го гола в Александро-Невской Типографии вольно было печатать Буквари, сколько можно в год, для рассылки по епархиям 1307 , «для учения церковных причетников» 1308 . Этот указ состоялся по предложению архиепископа Феодосия. Указ обязывал всех священников, диаконов и причетников иметь у себя Букварь «и прилежно по нему заповеди Божия с толкованием и прочее в твердую память употреблением принимать», и детей понуждать, «дабы они, имея оные Буквари, усердно в употреблении их прилежали и изустно оные читать п положенное в них разумевать могли, памятующе то не забытно, что отнюдь невежды и не прилежащие учению и не учившиеся заповедей Божиих и символа веры и прочего, в оных Букварях с толкованием положенного, и не знающие христианских должностей не точию до священства, но и до последнего в причте церковном степени допущены не будут». Указом 1723-го года велено было Букварь в Великий Пост читать в церкви, «дабы готовящееся к исповеди и Святых Таин причастию, слыша заповеди Божии и толкование их и осмотряся в своей совести, лучше могли к истинному покаянно себя приготовить» 1309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   Митрополит Ефесский Марк Евгеник (13912—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.    Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце».    Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище.    Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. Глава 48. Чудо об архимандрите Матфее    Некий священник, по имени Матфей, служил в сане архимандрита в одном из московских монастырей. Пробыв там некоторое время, он заболел и был отправлен в монастырь святого, где, по молитвам блаженных отцов Сергия и Никона, получил исцеление. Однако, побежденный мыслью о почетном сане, как это со многими случается, он опять вернулся в Москву, в упомянутый выше монастырь, на архимандритию, потому что там он был окружен почетом и поклонением, и через некоторое время снова заболел. Его привезли в монастырь к преподобному Сергию, и, находясь у раки святого, он получил исцеление. Но и на этот раз он не воспринял наставления и опять возвратился на упомянутую архимандритию. И так было много раз.    Спустя некоторое время он снова разболелся и, находясь в забытьи, увидел, что пришел он в обитель преподобных. И встретил его блаженный отец Никон, держа жезл, и, обличая его, сказал: «Зачем ты лицемеришь — приходишь к нам, разболевшись, а получив исцеление, опять уходишь? Отныне оставайся там, где тебе нравится жить, а к нам больше не приходи». Очнулся упомянутый архимандрит от видения и, объятый страхом, понял, что согрешал, уходя из монастыря преподобных отцов. И тотчас отправился в монастырь, дав обет не возвращаться обратно, поведал всей братии о милостивом поучении блаженного Никона, и, поболев немного, в вере и благом покаянии преставился, и погребен был с отцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

О времени и месте рождения святого Феоктиста, а также о его родителях не сохранилось никаких известий. Из его жизни до святительства известно только то, что он подвизался в Новгородском Благовещенском монастыре — был его игуменом. По преставлении архиепископа Климента новгородцы с посадником своим Андреем много рассуждали о преемнике его, все, от мала до велика, возлюбили Богом назначенного, мужа смиренного и доброго, игумена Благовещенского монастыря Феоктиста. Собрав звоном вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы почтительно привели его и посадили во владычном дворе, пока узнают, где митрополит. В то самое время святой митрополит Максим оставил Киев и переселился во Владимир на Клязьме. В 1300 году приехали в Великий Новгород святой митрополит Максим, а с ним епископы: Ростовский Симеон и Тверской Андрей. Они и поставили Феоктиста архиепископом Новгороду. «Знаменаша его в церкви святого Бориса и Глеба месяца июня 28 дня и того же месяца поставиша его во Святой Софии, на память святых апостолов Петра и Павла. И совершиша праздник светел, и бысть радость Новгороду о своем владыце». Торжество для Новгорода было поистине необыкновенное: только в первый раз Новгородский владыка был посвящен в новгородском храме Святой Софии. О пастырской деятельности святого Феоктиста летописи сообщают лишь отрывочные сведения. В недолгие годы его святительства в Новгороде происходит усиленная постройка храмов. В 1300 или 1301 году по благословению владыки Феоктиста была заложена каменная церковь во имя Архангела Михаила на Михайловской улице и через два года освящена. В 1301 году новгородцы срубили четыре деревянных храма. В 1302 году заложили каменную церковь во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба, «которая порушилася». В следующем году были срублены еще четыре деревянных храма в Новгороде. В 1305 году святитель Феоктист участвовал в договорах Новгорода с великим князем святым Михаилом Тверским (память 22 ноября/5 декабря) о сохранении прежних взаимных отношений. «Княжение твое, — говорят новгородцы, — честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды, а тебе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды по пошлине». Печать на договоре представляет Богоматерь с Предвечным Младенцем на персях, а на обороте слова: «Феоктист, архиепископ Новгородский».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый московский святой 21 декабря/3 января - память Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326). 02.01.2019 815 Время на чтение 5 минут Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение. Он нашел " пустыню " по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем. Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и Всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери " Петровская " . В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе. Где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: " Церковь овдовела " . Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Следовательно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру. В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010