Лета 6748 (1240). Того ж лета родися великому князю Ярославу Всеволодовичу дщерь Мария. Лета 6749 (1241). Родися великому князю Ярославу Всеволодовичу сын, и нарекоша имя ему Василей. Лета 6751 (1243). Того же лета иде князь великий Ярослав Всеволодович во Орду к хану Батыю, а сына своего Констянтина посла к канови. Батый иже почтил Ярослава, и отпусти, дав ему старейшинство во всем русском языце; и прииде с великой честью в землю свою. Лета 6753 (1245). Князь Констянтин Ярославич, внук Всеволож, прииде из Орды Батыевы от канович в Володимер ко отцу своему Ярославу Всеволодовичу с честию. Того же лета князь великий Ярослав Всеволодович с братьею своею, и с братаничем своим со князем Владимиром Констянтиновичем, и с братанича его Василька ростовского с сынми с Борисом и Глебом, и братанича его Всеволода с сыном Василием Всеволодовичем, внуком Констянтиновым, поиде во Орду к хану Батыю. В лето 6754 (1246). А великого князя Ярослава Всеволодовича посла хан Батый к кановичам. В лето 6755 (1247). Князь великий Ярослав Всеволодович бысть в Орде у канович и тамо обажен бысть Феодором Яруновичем к хану Батыю. И много истомления прият от татар за землю Русскую, и отпустиша его уже изнемогша. И мало пошед от канович, и преставися нуждною смертью во иноплеменницех месяца сентября в 30 день. Сынове же его Андрей со братиею, встретивше тело его, с плачем многим погребоша во Владимире. Слышав же в Новеграде князь Александр смерть отца воего великого князя Ярослава Всеволодовича, и прииде в Володимер, и плака по отцы своем с дядею своим Святославом Всеволодовичем и с братьею своею. Глава 3. А.В. Экземплярский о великом князе Ярославе Всеволодовиче. 1191–1246 годы Ярослав II Всеволодович, четвёртый из восьми сыновей Всеволода III Юрьевича, правнук Владимира Мономаха , родился во Владимире 8 февраля 1191 года. В Лаврентьевской летописи о рождении Ярослава-Фёдора говорится под 8 февраля 1190 года, причем замечено об отце его: «тогда сущую князю великому в Переславли на полюдьи». В Воскресенской же летописи сказано, что Ярослав родился в Переяславле. Всего вернее, он родился во Владимире. В 1194 году апреля 27 над ним совершен был обряд постригов (сажание на коня), обряд до некоторой степени рыцарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от христианской веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику. Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября/3 октября 1246 года (по другим источникам, в 1244 году). Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Не позднее сер. XV в. Владимирский Сновицкий Благовещенский монастырь. Не позднее сер. XV в. Островский монастырь в честь свт. Николая Чудотворца в Холопьем Городке. Не позднее сер. XV в. Тверской Кашинский женский монастырь в честь Сретения Господня. Не позднее 1462 г. Киевский Николо-Пустынский монастырь на Подоле. XV в. или ранее Волоколамский Возмицкий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. XV в. или 1276–1299 Староладожский на Малышевой горе мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XV в. или ранее Гродненский Дрогичинский мужской монастырь в честь Преображения Господня. XVa. или ранее Карашский близ Ростова Ярославского мужской монастырь в честь Воскресения Господня. XV в. или ранее Кашинский Клобуков мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. XV в. или ранее Козельская Оптина Макариева мужская пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. XV в. или ранее Череменецкий мужской монастырь в честь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. XV в. или ранее xvb.(?), после 1423 г., несомн. XVI в. Ростово-Ярославский Варницкий мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. XV в., 1446 (?) Костромской Чухломской женский монастырь. Основные события русской церковной и государственной истроии (1240–1448) 2999 Основные события истории Русского государства Основные события истории Русской Церкви 1238–1264 Вел. кн. галицко-волынский Даниил Романович 1238–1246 Вел. кн. владимирский Ярослав Всеволодович 1240, 15 июля Победа новгородского св. блгв. кн. Александра Ярославича над шведами на берегах Невы Татарские войска разорили Киев 1242, 5 апреля Победа новгородского кн. св. блгв. Александра Ярославича над войсками Тевтонского ордена («Ледовое побоище») 1245, 20 сентября Образование Золотой Орды Мученическая смерть в Орде св. блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора за отказ изменить христианской вере 1252–1263 1246(1247)-1281 Великое княжение Владимирское св. блгв. кн. Александра Ярославича

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Великую Отечественную войну 1941–1945 годов на средства верующих была создана танковая колонна «Александр Невский». Водителями танков были монахи Троице-Сергиевой и Александро-Невской Лавр. Основные события жизни 1219 год — в семье князя Переяславского Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии родился Александр. 1222 год — маленького Александра начинают обучать ратному делу. 1228 год — отец Александра, князь Ярослав, переезжает из Новгорода в Переяславль. Мальчик вместе с братом Феодором остается на попечении бояр. 1230 год — неурожай и голод в Новгородской земле. 1233 год — смерть брата Александра — Феодора. 1239 год — князь Александр женится на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. Построение крепости на границе Новгородской и Псковской земель. 1240 год — князь Александр с дружиной выдвигается против войска шведского полководца Биргера. 29 июля — битва на берегах Невы. Освобождение Пскова. 1242 год — битва на Чудском озере — Ледовое побоище. Заключение с немцами мира «на всей новгородской воле» (наусловиях новгородцев). Битва с литовцами при Торопце. Победа и долгое преследование неприятеля. 1246 год — кончина князя Ярослава Всеволодовича, отравленного татарами. Сентябрь 1246 года — отъезд князя Александра в Орду. Несмотря на его отказ исполнять языческие обычаи (проходить через огонь, кланяться кусту и теням умерших ханов), Батый благосклонно принимает у себя князя. 1250 год — возвращение князя Александра в Русь. 1256 год — выдвижение шведских и немецких полков в Новгородскую землю. Их отступление: новгородцы готовили отпор. Победный лапландский (финляндский) поход дружины князя Александра. 1262 год — поездка князя Александра по делу избиения бесерменов в Сарай — столицу Золотой Орды. Хан прощает русских, соглашается освободить их от обязанности служить в татарских войсках. В это время войну с немцами ведут брат Александра Ярослав и сын Димитрий. 27 ноября 1263 года — после тяжелой болезни князь Александр скончался. До этого князь принял постриг с именем Алексий. День памяти святого благоверного великого князя Александра — 6 декабря. Даниил Московский

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

1124 Под 1250 годом, 2 издание стр. 535 fin. sqq. Из всех рассказов, а преимущественно из рассказа летописи, ясно видно, что поклонение было требовано один раз, именно – пред тем, как князья должны были представляться ханам. 1126 По нашему нарочитому сказанию, настоятельно увещевал Михаила Всеволодовича исполнить волю Батыя внук его Борис Василькович ростовский. По Плано-Карпини, который также говорит о неназываемом им по имени боярине сейчас сказанное нами, Батый посылал в Михаилу с увещанием бывшего в Орде сына Ярославова, т. е. сына великого князя Ярослава Всеволодовича. 1127 В нашем нарочитом сказании: „Убийцы (князя) приехаша, скочиша с конь и яша Михаила и растягоша за руце, почаша бити руками по сердцю; посемь повергоша его ниц на землю и бияхуть и пятами; сему же надолзе бывшю, некто, быв прежде христьян и последи же отвержеся веры христьянская и бысть поган законопреступник, именем Доман, сий отреза главу святому мученику Михаилу и отверже ю прочь... (потом) начаша Феодора мучити, якоже и преже Михаила; послеже честную главу его урезаша” 1128 Что, может быть, должно понимать не так, чтобы хотели предать их возможно большему позору, а так, что только не хотели удостоить их соответствующего погребения. По свидетельству Пржевальского, Монголы в настоящее время закапывают в землю только трупы князей и важных лам, а все прочие трупы выбрасывают на съедение собакам и хищным зверям и птицам. 1129 Год мученической смерти Михаила Всеволодовича показывается двояко: по нарочитому сказанию и по Ипатской летописи он есть 1245, по Лаврентьевской и так называемой Академической летописям – 1246. Принимая второй год, мы основываемся на том предположении, что не ошибается Лаврентьевская летопись, когда относит смерть князя к одному и тому же году со смертью великого князя Ярослава Всеволодовича, а относительно этого последнего нам известно из Плано-Карпини, что он умер в 1246 году, а не ранее. Месяц и число, как мы сказали, – Сентября 20-е. 1130 Снегирёва Памятники Московской древности, стр. 67 col. 1 fin. (любопытное послание царя к чудотворцам, молящее их прибыть в Москву, ibid., пояснительных примечаний стр. 4, л).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Сентября же в 28-й день и марта в 4-й день житие блаженного Князя Вячеслава, л. 1105–1111. Нач. «Се ныне сбыстся Пророческое слово, еже глаголаше усты Господа нашего Иисуса Христа; будет бо, рече, в последняя дни, и яже мним ныне суща: востанет бо брат на брата своего и сын на отца своего.» Сентября же в 28-й день и января в 4-й день мучение Св. Зосимы и Афанасия, л. 1115–1121. Нач. «Пришедшу Доментияну Кумесу Ларгитинску в Киликию, хотящу ему идти на Восток.» В 29-й день. Житие и подвиги Преп. Кириака отшельника, л. 1123 – 1112 об. Нач. «Благословящих тя, рече ко Аврааму Бог , благословлю и проклинающих тя прокляну.» – Страсть Свв. мучч. Дады и Гаведдая, сына Савория Царя Персского и сестры Гаведдаевы Коздои, л. 1143–1150 Нач. «Во дни Савория Царя Персского, отца Святого мученика Гаведдая, бяше некто именем Дада христиан.» В 30-й день. Мучение Григория Епископа Армянского и Ринсимии и Гаиании и других 30 и 6 дев, пострадавших в Арменех… л. 1151–1221 об. Нач. «Царствующу Диоклитиану Римом, Тиридату же в Раменех.» – В той же день житие и подвизи и от чудес похваление Преп. игумена Григория чудотворца Пелшемского, л. 1223–1246. Нач. «Сей Преподобный отец наш Григорий от славного града Галича, от благочестивого корене израсте.» О мире Великих Князей» л. 1232. О хожении во град ко Князю за люди, л. 1233. Поучение Св. Григория людем и инокам, л. 1235. О изнемогании Святого и о предании братии иноку Александру, л. 1236. об. Обещание Святого к братии и о преставлении, л. 1237 об. Чудеса Св. Григория Пелшемского и о погребении его, л. 1239. Премудрого инока Иосифа игумена Волотского. «Сказание о новоявльшейся ереси Новогородских еретиков и отступницех Алексия Протопопа и Дениса Попа и Федора Курицына и ныне также мудрствующих», л. 1247–1280 об. Нач. «Подобает ведати, яко многи ереси в различная лета и времена диавол внесе». «От собрания Преподобного отца Иосифа Волотского о иноческом чину како бысть» л. 1281–1293 об. Нач. «Слышахом же поругайте от живущих стран, вокруг живущих земли нашей».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

за правым клиросом, в серебряной раке, устроенной патр. Иосифом из келейной его казны («Письма из древн. Сузд. области», стр. 9–11. Чижев, стр. 27–28). «В «Иконописном Подлиннике»: «подобием черноус, брада проста, подоле Николины, в шапочке, шуба на нем княжеская, под нею латы» (Филимонов, стр. 45). 400. Святый благоверный князь Ярослав во святом крещении Феодор Всеволодичь, преставися в лето 6754 месяца сентября в 30 день Родной брат павшего на р. Сити, великого князя Георгия. В надежде, что буря миновалась, спешил из Киева во Владимир – принять достоинство великого князя, господствовать над развалинами и трупами. Он сделал все, что мог, для восстановления великого княжения. В 1245 году должен был предпринять путешествие в Большую орду, на берега Амура, где Монголы, по смерти Октая, занимались избранием нового великого хана. Он в последний раз простился с отечеством; сквозь степи и пустыни достигнув до ханского стана, в числе многих других данников, смирился пред троном нового хана Гаюка и скончался в орде 30 сентября 1246 года, как уверяют, от яда, данного ему матерью хана. В «Степенной книге» сказано о Ярославе: «причте его Бог ко избранному своему стаду». Тело его было привезено и погребено во Владимире, в соборной церкви, на левой стороне правого придельного алтаря (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 103–112. Карамзин, IV, 34. Прот. А. И. Виноградова , «Ист. Влад. Усп. собора», стр. 54). 401. Князь Владимир Георгиевичь, князь Всеволод Георгиевичь, князь Мстислав Георгиевичь, князь Димитрий Всеволодовичь Младший из сыновей св. вел. кн. Георгия, Владимир, взятый Татарми Батыя в плен, убит ими пред «Златыми вратами» Владимира, а братья его Всеволод, Мстислав и Георгий пали в битве под стенами города, 3 февраля 1238 года. Князь Димитрий Всеволодович, родной брат св. вел. кн. Георгия. Ум. 6 января 1227 года, постригшись в схиму. Все они погребены в Успенском Владимирском соборе (Прот. Виноградов, стр. 43). 402. Святый благоверный великий князь Александр Ярославичь, нареченный во иноцех Алексий Владимирский чудотворец, преставися в лето 6771 месяца ноября в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Действительно, для религиозного человека телесная жизнь не есть высшая ценность. Есть нечто более важное. И более того, если человек не цепляется за свою жизнь, а готов отдать ее за ближнего своего, то он исполняет путь Евангелия. Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО Примечания Опубликовано (в сокращенном виде) в «Известиях» 15 сентября 2004 г. 2 " ... Не говорят и о зверствах, которые творили бандиты с заложниками. Во владикавказском морге нам рассказали, что было немало трупов с перерезанным горлом, у женщин были отрезаны груди, уши, носы. А одну заложницу боевики распяли за то, что она отказалась снимать с шеи крестик " (Кузнецова Т. Город ангелов//Аргументы и факты. 15 сентября 2004 г. http://aif.ru/online/aif/1246/07_01) 3 О епитимье воинам см. также: преп. Феодор Студит. Послания. кн. 1. М., 2003, с. 178. 13-е правило св. Василия Великого предлагает на три года отлучать от причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам. Более того, в XII веке при патриархе константинопольском Константине Хлиарине собор постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы по призыву других, должны подвергаться такой же епитимье, какой подлежат совершающие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной возможности избежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимье (см. Правила святых апостол и святых отец в столкованиями. М., 2000, с. 325). С течением времени позиция Церкви смягчилась. В XIX веке святитель Феофан Затворник так утешал родственников погибших моряков: «Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих? Да! Теперь судите. люди исполнявшие свой долг внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора. и при том как исполнителей своего долга. Говорит Господь: в чем застану, в том и сужду. Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка, или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики. Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя. За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга. Так терпели и все мученики, и следовательно скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причисляемы к сомну мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник с креста прямо в рай поступил, так и они. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми» (свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып.1 и 2. Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 256-257. (Письмо 202)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010