Кто же приобретает миллионы нечистоплотным прожектерством и обманом в большинстве случаев остается безнаказанным. Но от божественного правосудия он все-таки не уйдет 1114 . Если чужая собственность отнимается явно и с насилием законному обладателю ее, то такое насильственное хищение называется грабительством. Но имя грабителя заслуживает не только тот, кто занимается разбоем, составляющим грабительство в буквальном смысле слова, но и все те, кто позволяют себе разного рода мздоимство и всякие обманы с целью воспользоваться чужим добром. Сюда относятся: злонамеренное уничтожение своих долговых обязательств, банкротство, намеренное истребление имущественных договоров, уничтожение законных завещаний, злоупотребления опеки над сиротами, вдовами или больными, удержание или уменьшение наемной платы и т.п. Воровство и грабительство, безусловно несовместимые и непримиримые с любовью и справедливостью к ближним, влекут за собою вечные наказания. «Ни воры, ни хищники, Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:10 ). Но опытом доказано, что беззаконные присвоения чужого и для временной жизни ничего не дают человеку, а только вредят ему: «не доставляют пользы сокровища неправедные», – говорит Премудрый ( Притч. 10:2 ). Самые строгие наказания в слове Божием положены за обиды этого рода, особенно причиняемые тем, у коих и мало взять значит взять почти все 1115 . Подобного рода преступления судятся Богом как человекоубийство. «Хлеб нуждающихся, – говорит Сирах, – есть жизнь бедных; отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы» ( Сир. 34:21–22 ). Последний грех называется в Священном Писании, подобно убийству, вопиющим на небо. Ап. Иаков пишет: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак. 5:4 ). Действительно, это тягчайший из грехов, когда бедный рабочий, ожидающий за свой усердный труд положенной платы, неожиданно подвергается обману и жестокому лишению. Потому-то в законе Моисея повелевалось отдавать бедному наемнику заработанную им плату до вечера, «чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» ( Втор. 24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

По крайней мере, из посланий митрополита Игнатия видно, что он в Сибири боролся с раскольником Иосифом Астоменом, бывшим по роду армянином и не чуждым армянской ереси. Астомен сослан был в Сибирь в 1660 (году). Немудрено, что подобных Астомену еретиков в Москве было большое количество, тщательно заботившихся о распространении там своей ереси и пользовавшихся для утверждения двуперстия взамен троеперстия мнимым «Феодоритовым словом». А двуперстие при этом, как двуперстие, как символ, не может содержать само по себе ни правословия, ни кривословия. После этого само собою объясняется выражение Макария, Патриарха Антиохийского: «...кто по Феодоритову писанию и ложному преданию творит (то есть двуперстным сложением крестное изображение), той проклят есть». Здесь опять речь о том же «Феодоритовом (ложном) слове», неизвестным лицом составленном, а не о двуперстии как обряде самом по себе. Макарий высказал проклятие не на двуперстие, как толковал нам наш собеседник, а на лицо – «кто... творит» – на основаниях, изложенных нами выше сего. Блаженный Августин доказал Блаженному Иерониму, что он в понимании свидетельства из Послания к Галатам: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не поиудейски, то для чего язычников принуждаешь жить поиудейски?» ( Гал.2:1114 ) – ошибается, хотя свое понимание данного текста оправдывает Оригеном , Дидимом, Аполлинарием, Евсевием Эмесским, Феодором Ираклийским, Иоанном Златоустым . Понимание данного текста сих светил церковных было таково: апостол Павел, обличая апостола Петра за его лицемерие, за поступок, не соответствующий истине евангельской, будто сим обличил не апостола Петра, а христиан из евреев с тою целию, чтобы отклонить их от исполнения обрядов Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Пусть Булгаков старается в своих писаниях доказать, что он верует... Дело не в доказательствах и не в уверениях, дело в духе, а дух чувствуется даже там, где нет слов... Для меня же ясно, что если и были в творчестве Булгакова семена веры, их заглушила его наука и его философствование, ибо вера не может быть совмещена с научностью, и там, где вера – наука оказывается лишней, ибо христианство есть не тайна мудрости, а тайна безумия. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия... Потому что немудрое Божие сильнее человеков...» Потому что «Бог избрал не мудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее...» ( 1Кор.1:18–28 ). В.А. Базаров. О современном идеологическом кризисе 1113 Статья 2. Византийство против «новоевропейской» культуры В прошлой статье 1114 я пытался показать, что в борьбе с духовным «засилием» германизма прочную почву под ногами чувствует одно только славянофильское течение нашей общественной мысли. Западники оказываются в данном случае в сугубо затруднительном положении. Им приходится, во-первых, доказывать, что немцы незаконно пользовались до сих пор славой наиболее последовательных, энергичных и умелых представителей современной европейской цивилизации, – а доказать это им не под силу. Им приходится, во-вторых, оправдывать наши собственные империалистические притязания интересами той же западноевропейской цивилизации, – что еще значительно труднее. Неудивительно, что патриотическая аргументация западников носит, обычно, весьма скудный, отрывочный характер, тщательно избегает широких философских обобщений, стараясь выдать свою невольную идейную бедность за нарочитую трезвость и деловитость. Несколько набивших всем оскомину цитат из теоретиков немецкого империализма – Трейчке или Бернгарди 1115 – да указание на зверства германских армий, – вот и весь арсенал наших либералов в борьбе с культурным престижем Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни – это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией 1114 . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3 ). Следующее славословие в иудейской традиции – прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь – песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе: 9 Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (5, 9–10). Эта песнь отзывается многоголосым хором всех тварей, поющих гимны, восхваляющие Агнца: 12 Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 ... Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (5, 12. 13). Опять-таки заметим несомненное сходство этих славословий с нашими евхаристическими молитвами, в которых также высказывается благодарение Богу за искупление и заключение Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Ст. 13. …И все братья наши, бывшие в пределах Това, преданы смерти... Тов – страна, находившаяся в соседстве с Галаадом, в пределах пустыни Аравии. Ст. 23. Симон …взял с собою находившихся в Галилее и Арваттах [Иудеев]... По мнению некоторых, словом «арваттах» означаются здесь долины, или обитатели долин, от еврейского слова araboth – долина. Ст. 25. Иуду Маккавея встретили …Навуфеи... Это было арабское кочующее племя, жившее в соседстве с Галаадом. Ст. 40–41. ...Тимофей сказал своим военачальникам:... если Иуда с своим войском перейдет к нам через поток прежде, то мы не в силах будем устоять против него... Если же он... расположится станом по ту сторону потока, то мы превозможем его... Это было, своего рода, суеверное гадание языческого военачальника, искавшего счастливых предзнаменований. Господь обратил его гадание к славе иудейского оружия; ибо, неблагоприятным оборотом задуманного, Он привел в страх сирийского военачальника. В Писании, впрочем, есть примеры, что избранным мужам своим Господь давал благоприятные и действительные предзнаменования на войне 1113 . Ст. 42. …Как только подошел Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и проч… Это были лица при войсках, на обязанности которых лежало вести реестры воинов, собирать и распускать их, а также заготовлять провиант и проч. 1114 ст 67. …В то время пали в сражении священники, желавшие прославиться храбростью... По закону Моисееву, люди, облеченные священническим достоинством, беспрепятственно могли заниматься и военпыми делами. Сам Иуда Маккавей и братья его были священнического рода и происходили от Аарона. В противоположность сему, по новозаветному евангельскому закону, считается неприличным для священников браться за оружие и проливать кровь человеческую. Глава 6 1115 . Смерть Антиоха Епифана и война сына его Антиоха Евпатора против Иудеев а) Неудавшаяся попытка Антиоха Епифана ограбить храм Елимаисский в Персии (ст. 1–4). б) Удвоенная скорбь Антиоха при вести о поражении его войск в Иудее, и раскаяние его в злодеяниях, учиненных им в Иерусалиме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Эти слова, в которых так непререкаемо ангелы признаются существами действитель­ными, тем более замечательны, что их изрек Спаситель перед саддукеями, отвергавшими бытие ангелов ( Деян. 23:8 ), и таким образом засвидетельствовал, что Он предлагал учение об ангелах отнюдь не по какому-либо приспособлению к ложным понятиям своих слушателей, как дерзают предполагать вольно­думцы, 1112 а единственно по непреложной истинности этого учения. Из числа святых Апостолов достаточно выслушать свидетельства двух первоверховных: а) Святой Петр говорит: им (Пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы ( 1Петр. 1:12 ). Здесь ангелы ясно отличаются от других посланников и вестников Божиих, пророков и апостолов, и представляются существами особого рода, высшими, разумно-свободными. б) Святой Павел пишет к возлюбленному ученику своему Тимофею: пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения ( 1Тим. 5:21 ). Если, таким образом, Апостол призывает во свиде­тели, вместе с Богом Отцом и Господом Иисусом, ангелов: то, очевидно, приписывает им несомненное бытие. в) А в послании к Евреям тот же Апостол, сравнивая Спасителя с ангелами, говорит: будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя..., Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр. 1:4–6 ). Отсюда также очевидно, что Апостол признавал ангелов существами действи­тельными, и притом высшими в ряду прочих существ. Доказательства, что Святая Церковь Христова с самого начала своего веровала в бытие ангелов, бесчисленны. Таковы – все древние символы, в которых Бог называется, между прочим, Творцом невидимого, т.е. мира духовного. 1113 Таковы же, в частности, свидетельства учителей Церкви: Иустина мученика , Афинагора, Евсевия, Василия Великого , Григория Богослова , Авгу­стина и многих других, 1114 которые приводить здесь считаем излишним, так как в веровании Церкви касательно бытия ангелов никто и никогда не сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Манускрипт Tiflis 165 принадлежал Церковному музею Тифлиса. Это копия манускрипта Шатберд, сделанная в XVIII веке. Е. Грузинские манускрипты Jerusalem 44 и Jerusalem 74 Во время путешествия в 1902 году Н. Марр обнаружил в Иерусалиме, в библиотеке Греческой Патриархии, грузинский манускрипт 16 , по содержанию такой же, как манускрипт Tiflis 1114. Он написан на бумаге и имеет переплет из желтой кожи. Манускрипт содержит 245 листов, пронумерованных арабскими цифрами. На листах 172b-186b находится сочинение: «То, что было сказано святым отцом Ипполитом. На благословения Иакова, как он благословил двенадцать колен». Эта рукопись Jerusalem 44 принадлежит вышеуказанной библиотеке и датируется XII–XIII столетиями. Что касается манускрипта Jerusalem 74, то он, как свидетельствует М. Brière, «appartient aussi à la Bibliothèque patriarcale grecque... il a le même contenu que le manuscrit Jérusalem 44 et il a dû être copié sur le même original, au monastère de Kallippos, près d’Antioche» 17 («также принадлежит библиотеке Греческой Патриархии [в Иерусалиме]... он имеет то же самое содержание, что и манускрипт Jerusalem 44 и мог быть копией, [сделанной] с того же самого оригинала, для монастыря Kallippos, близ Антиохии»). Таким образом, в одной и той же библиотеке Греческой Патриархии в Иерусалиме находятся две рукописи: Jerusalem 44 и Jerusalem 74, которые содержат сочинение Ипполита «На благословения Иакова», последняя, со слов L. Maris’a, сильно испорчена. Что касается двух грузинских манускриптов Tiflis 1114 и Jerusalem 44 (другие два не принимаются в счет, так как являются копиями), то оба они имеют одинаковое содержание, при этом по качеству текста Jerusalem 44 явно превосходит Tiflis 1114. Это свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии между ними прямой связи (поскольку Tiflis 1114 датируют второй половиной X века, a Jerusalem 44 относят к XII–XIII столетиям), с другой стороны, что они восходят к одному и тому же архетипу 18 . Этот архетип, по всей вероятности, был армянским. На это указывают ошибки грузинского перевода, которые зачастую зависят от армянского грамматического строя. Однако, этим архетипом нельзя назвать манускрипт Venise 352, потому что имеющиеся в нем дополнения и пропуски отсутствуют в обеих грузинских версиях 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Избраша же от священных муж от царьского племени Филарета Никитича преосвященнаго митрополита Ростовского и Ярославского и с ним иных архимаритов и игуменов, от синглит (же боярина князя Василиа Василиеви)ча Голицына и (инех, и от воинства не мало, и сих неволне) послаша к (Жигимонту королю просити его, да даст им на Российское царство, во благочестивую веру, сына своего Владислава… (См. далее в Книге). 1 Рассказ об этом – о составлении утверженной грамоты дословно один и тот же – в грамотах 1613 и 1598 гг. (об избрании Бориса Годунова). 3 Разночтения отмечены ниже в примечаниях к тексту грамоты, а дальнейшие оригинальные известия проекта грамоты 161З г. полностью напечатаны ниже, по окончании всего текста. См. Приложение. 4 Отсюда именно сделаны дословные заимствования в «Книгу избрания на царство Михаила Федоровича», составленную в 1672 г. в Посольском приказе при боярине А. С. Матвееве и изданную Московским Главным Архивом Министерства Иностр. Дел в 1856 г.; разночтения её отмечены ниже в соответствующих местах. 5 В Архивском деле, содержащем проект грамоты, вслед за ним находится следующая запись: «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу прикладывати руки к утверженной грамоте: сперва митрополитом, архиепискупом, и епискупом да архимаритом Чюдовскому да Троетцкому; потом бояром, окольничим, думным дворяном и дияком; после думных людеи – архимаритом, и игуменом честных обителеи пятма или шестма; после их чашником, стольником, стряпчим, дворяном большим; после их достальным архимаритом и игуменом и протопопом и всему освященному собору; после их дияком ис приказов, и жильцом, и дворовым людем, и дворяном из городов, и выборным всяким людем, которые на Москве для государского обиранья». 6 Биографические сведения о князе Д. М. Пожарском сочинены А. Ф. Малиновским. М. 1817 г., стр. 13 примеч. Сборник Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, вып. 6-й и отдельно: «Из записной книжки Н. Н. Бантыш-Каменского». 7 См. Акты Археографич. Экспедиции т. II, 7, стр. 16 и след. Слова «яко агня незлобивое заклася» по зависти Бориса Годунова см. в грамоте Вас. Шуйского от 6 июня 1606 г. в Пермь, А. А. Э., т. II, стр. 110. См. также у С. Ф. Платонова Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в., Спб. 1888 г., стр. 319–320. 11 Грамота представляет из себя длинную (почти в 6 аршин) полосу бумаги, свернутую в трубку. Первый лист её при ширине 119/16 верш. имеет в длину 1412/16 вершка; 2-й лист при той же ширине 87/16 вершков; 3-ий–83/16 вершк.; 4-й–при ширине 119/16 вершк. в верхнем конце и 1111/16 в. в нижнем имеет в длину 1410/16 верш.; 5-ый при ширине 1111/16 и 1113/16 вершков в длину имеет 145/16 в.; 6-й при ширине 1113/16 и 1114/16 в. в длину 1412/16 верш.; 7-й при ширине 1113/16 и 1114/16 в. в длину 147/16 в.; последний 8-й при ширине 1114/16 и 12 в. в длину только 45/16 вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

584–687; он же. Новгородское летописание XI – середины XIV в. как социокультурное исследование. Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2014. С. 129. Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ. Т. 4. Л., 1940. С. 25; ср.: Гиппиус А. А. К проблеме редакций Повести временных лет. II//Славяноведение. 2008. 2. С. 4–6 (исследователь относит составление статьи 6604 (1096/97) г. к редакции ПВЛ 1117 г.). Под 1114 г. киевский летописец вновь в связи с предпринятой в том году закладкой Ладожской крепости помещает воспоминание о своем пребывании в Новгородской земле, в Ладоге (см.: ПВЛ. С. 107 (1096), 126–127 (1114); ПСРЛ. Т. 1. Стб. 234–235 (1096); Т. 2. Стб. 224–225 (1096), 277–278 (1114)). ПВЛ. С. 107. Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 2. СПб., 2003. С. 553–554. Вполне вероятно, что Гюрята Рогович был одним лицом с посадником Гюрятой, фигурирующим в списках новгородских посадников, по В. Л. Янину, 7-м из 9 применительно к княжению Мстислава Владимровича; от Добрыни, который скончался в 1117 г., его отделяет один Микула, так что Гюрята был посадником, скорее всего, в начале XII в. (НПЛ. С. 164, 471). Гюряте (очевидно, посаднику) была адресована берестяная грамота начала XII в. 907) ( Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 88). Если этот посадник носил отчество Рогович, то летописцу он в качестве посадника известен еще не был. Приведя его отчество и отметив тем самым его знатность, летописец определил его далее просто как новгородца. См. отмеченные А. А. Гиппиусом параллели с рассказом 1116 г. о походе Владимира Мономаха на Глеба Всеславича ( Гиппиус А. А. К проблеме редакций... С. 4–5), которые, на мой взгляд, могли быть и результатом работы редактора-сводчика в 1117 г. См. аргументы в пользу иной точки зрения: Гиппиус А. А. Гюрята Рогович и его роль в русской эсхатологии (к интерпретации летописной статьи 6604 г.)//Академик А. А. Шахматов: Жизнь, творчество, научное наследие (к 150-летию со дня рождения). СПб., 2015. С. 254–262. Учитывая принятое исследователем эсхатологическое значение указанных летописцем 4 лет вкупе с тремя годами с начала «расшатывания врат» нечистыми народами, о чем пишет летописец, ссылаясь на Мефодия Патарского, А.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Учитывая возражения священнослужителей, новый вариант классификатора включил их вместе со специалистами-хозяйственниками, юристами, библиотекарями и архивариусами, писателями, артистами и представителями других творческих профессий во 2 класс: «Специалисты-аналитики», в подкласс 246: «Специалисты по общественным наукам и религиозные специалисты» и объединил в 2460 подгруппе: «Духовники и специалисты по религии»: «Архиепископ» (2460-9001), «Викарий» (2460-9002), «Владыка» (2460-9003), «Епископ» (2460-9004), «Енорийский священник» (2460-9005), «Имам» (2460-9006), «Капеллан» (2460- 9007), «Кюре» (2460-9008), «Миссионер» (2460-9009), «Муфтий» (2460-9010), «Пастор, Поп, Священник» (2460-9011), «Проповедник» (2460-9012), «Раввин» (2460-9013) и «Теолог» (2460-9014). В 1 класс классификатора: «Президент, законодатели, высшие служители и руководители» в 1114 подкласс: «Руководители и высшие служители специализированных организаций» включены профессии «Патриарх Болгарской Православной Церкви» (1114 9030) и «Митрополит» (1114 9031). В 3 класс: «Специалисты и другие прикладные специальности» в подкласс 34 «Другие прикладные специалисты» включены такие профессии как «Религиозный работник» (3480 0002), «Монах» (3480 0003) и «Проповедник» (3480 0005). В Классификаторе 2005 г.а священнослужители фигурировали в 5 классе профессий: «Персонал, связанный с оказанием услуг населению, торговлей и охраной» в 514 группе вместе с официантами, нянями и работниками ритуальных агентств. Профсоюз православных болгарских священников был создан в конце прошлого года при Болгарской конфедерации труда «Подкрепа». Синод Болгарской Православной Церкви расценил создание профсоюза как противоречащее Уставу БПЦ и напомнил, что священнослужитель находится на службе у Бога, а не государства. До сих пор неизвестно, кто именно из священников БПЦ вошел в состав профсоюза. Письма-прошения о проведении проверки и внесении изменений в классификатор были подписаны председателем Болгарской конфедерации труда К. Тренчевым и «икономом» Н. Ризовым.

http://drevo-info.ru/news/10027.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010