1070 Перикардит возникает как следствие нескольких заболеваний, в том числе и туберкулеза, которым был болен епископ Михаил. – Ред. 1071 Свящ. П. Тихвинский. Воспоминания о святителе Михаиле, епископе Таврическом и Симферопольском//Таврические епархиальные ведомости. 1899. 4. См. наст. изд. «Приложение 5». 1072 Захаров Зиновий Данилович – руководитель (с 1867 г.) общины новомолокан в Крыму – евангельских христиан- " захаровцев», составил свое вероучение. В отличие от баптистского, оно признавало необходимость крещения не только взрослых по вере, но и детей верующих родителей во младенчестве. Кроме того, у «захаровцев» практиковалось омовение ног – обычай, перенятый от новоменнонитов. Устройство секты и порядок богослужения ничем не отличались от баптистского. – Ред. 1073 Свящ. П. Тихвинский. Воспоминания о святителе Михаиле, епископе Таврическом и Симферопольском//Таврические епархиальные ведомости. 1899. 4. 1074 Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович; 1839–1908), архиеп. Окончил СПбДА (1865) со степенью магистра богословия. В священном сане с 1866 г., с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, где его воспитанником был Михаил Грибановский , будущий епископ. С 1877 г. пострижен в монашество по благословению свт. Феофана Затворника . С 1886 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, викарий Подольской епархии, с 1890 г. – епископ Подольский, с 1896 г. – епископ Тверской и Кашинский (с 1898 г. – архиепископ), с 1905 г. – архиепископ Казанский. Письма епископа Михаила к архиепископу Димитрию были впервые опубликованы в «Таврическом церковно-общественном вестнике» (1908. Л» 1 –11). Примечания, сделанные издателями «Таврического церковно-общественного вестника», воспроизводятся в настоящем издании без изменений, за исключением минимальной фактологической правки. Соответственно, указания типа «ныне» относятся хронологически к положению на 1908 г. Примечания к письмам составлены Н. Н. Лисовым и Ж. П. Григорьевой. Редакторские вставки в тексте заключены в квадратные скобки и помечены Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Примечание. При нём был Ефрем учитель, который обучал Новгородцев Христианскому закону 5 лет. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов, однако же, сомнительным. 2 . ЛУКА, коего летописцы иные прозывают Вежетой, а иные Желдатой или Жидятой, Святой, хиротонисан, по сказанию одних, в 1030 году, а других – в 1036 и 1036 годах. В 1055 году, по ложному на него доносу слуги его Дутика, осуждён Митрополитом Ефремом и содержим был в Киеве 3 года, а по освобождению, едучи из Киева, 15 Октября 1059 года преставился на Копысе. Погребён в Новгороде за Софийской церковью. Через 500 лет, в 1558 году, мощи его перенесены в Софийский каменной собор и положены в Мартириевской паперти. 3 . СТЕФАН хиротонисан в 1060 году, по другим – в 1061 году. По 8-летнему правлению Епископией в 1068 году, а по другим – в 1069 году, удавлен в Киеве от холопов своих и погребён там же. 4 . ФЕОДОР хиротонисан в 1069 году, а по другим, сомнительно, однако же, – в 1071 и 1076 годах. Скончался в 1078 году от уядения пса. 5 . ГЕРМАН, Святой, хиротонисан в 1078 году. Преставился в 1095 году, а по другим – в 1096 году в Киеве. Погребён там же. Лука сомнительный. Примечание. Московской Каталог свидетельствует, якобы он хиротонисан Иоанном Митрополитом, и в 1083 году был на освящении церкви соборной Киево-Печерской и Михаила Златоверха, но в летописи по Никонову списку называется он Белгородским. 6 . НИКИТА, Святой, хиротонисан в 1096 году, а по другим – в 1097 году, из пострижеников Киевских пещер. В 1107 году, Января 31, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. 7 . ИОАНН, прозванием Папин, хиротонисан в 1108 году, по другим – в 1110 году. В 1130 году оставив Епархию, отошёл на безмолвие в монастырь. 8 . НИФОНТ, Святой, хиротонисан в 1130 году, из пострижеников Киевского Печерского монастыря. В 1140 году находился с Новгородцами под стражей за несогласие их принять Ольговичей на княжение. В 1147 году удержан был в Киеве вместо заточения, откуда отпущен Князем Юрием Даниловичем на Епархию свою. В 1156 году опять был в Киеве для сретения Митрополита Константина и там, по 13-дневной болезни, в 1156 году, а по другим – в 1157 году, Апреля 18, преставился. Погребён в пещере Феодосиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

7 . UOACAФ II хиротонисан в 1667 году, Декабря 29, из Архимандритов Троицко-Сергиевских. Скончался в 1672 году, Февраля 17, правительствовал 5 лет. 8 . ПИТИРИМ наречён Июля 6, а хиротонисан Июля же 7 числа 1672 года из Митрополитов Новгородских. Скончался в 1673 году, Марта 18, правительствовал 10 месяцев. 9 . ИОАКИМ Савелов хиротонисан в 1673 году, Июля 26, из Митрополитов Новгородских, скончался в 1690 году, Марта 17, правительствовал 15 лет и 4 месяца. 10 . АДРИАН, последний Патриарх, хиротонисан в 1690 году, Августа 24, из Казанских Митрополитов, скончался в 1700 году, Октября 15, правительствовал 10 лет 6 месяцев. Примечание. Все Патриархи (кроме Никона почивающего в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре) погребены в Московском Успенском соборе». СТЕФАН Яворский (Рязанский Митрополит) был Администратором, Блюстителем, Викарием и Экзархом Патриаршего престола, а после Святейшего Правительствующего Синода Президентом, с 1702 по 1722 год и в том же году, Ноября 27, скончался, правительствовал 20 лет. СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СИНОД от 1721 года. Глава II. О Митрополитах Всероссийских Всероссийскую Митрополию учредил в конце X века Великий Князь Всероссийский Bлaдuмup I Святославич Киевский: но в конце XVI столетия она прекратилась, по причине установления в России Патриаршества. – Назывались они А) Митрополиты Киевские и всея России, и жили в Киеве. 1 . MUXAUЛ I, Святой, Сирин, правительствовал с 988 по 992 год, преставился и погребён в Киеве. 2 . ЛEOHTUЙ I, Грек, хиротонисан в 992 году, скончался в 1008 году, правительствовал 16 лет. 3 . UOAHH I, по Киевскому Каталогу Иона, Грек, хиротонисан в 1008 году, скончался в 1035 году, правительствовал 27 лет. Георгий, Никифор – (сомнительные). 4 . ФЕОПЕМПТ, Грек, хиротонисан в 1035 году, скончался в 1047 году, правительствовал 12 лет. Кирилл (сомнительный) правил 3 года. 5 . ИЛАРИОН, Россиянин, хиротонисан в 1051 году из белых Священников Киевской Петра и Павла церкви, скончался в 1071 году, правительствовал 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Затем последовало 13 сессий (8 октября – 13 декабря), посвященных вставкам в Символ веры . На протяжении этих заседаний Марк Евгеник был главным представителем византийской партии, экспертами с латинской стороны выступали Андрей Родосский и кардинал Чезарини 900 . Вскоре после завершения этих дискуссий, в начале следующего года, собор переместился во Флоренцию (10 января 1439 года). На первых восьми заседаниях, проведенных в этом городе (2–24 марта), все внимание было сосредоточено исключительно на тринитарном значении Filioque. Заседания нередко сопровождались жаркими дебатами по поводу точности святоотеческих текстов, приводимых каждой из сторон. Однако процесс обсуждения зашел в тупик, и потому дальнейшие переговоры и дискуссии пришлось проводить в комиссиях (24 марта – 27 мая). Последовавшая вскоре кончина патриарха Иосифа II (10 июня), естественно, не означала завершения собора. (Патриарх был похоронен в церкви Санта–Мария Новелла, где доныне сохранилась его гробница, а собор продолжил свою работу 901 ). В течение последних шести недель был рассмотрен целый ряд вопросов, в том числе о примате римского папы, Евхаристии и вновь о чистилище. И только после завершения обсуждения, 6 июля, было провозглашено постановление об объединении церквей 902 . В целом, как видно из вышеизложенного, в ходе Ферраро–Флорентийского собора состоялось лишь несколько пленарных заседаний. Почти вся основная работа шла в небольших группах, или комиссиях. Важно подчеркнуть, что именно на этих встречах эксперты с обеих сторон обсуждали, исправляли и в итоге одобряли положения, которые в совокупности составили принятое в июле 1439 года определение «Laetentur caeli» 903 . Все четыре части этой знаменитой формулы унии, посвященные Евхаристии, Filioque, вопросам о чистилище и примате папы, в точности повторяли те положения, которые ранее были приняты на предварительных заседаниях. К окончательному варианту документа, подписанному в июле, были добавлены лишь вводные и заключительные слова 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Трое умерли и погребены в Монастыре: иеромонах Чудова Монастыря Никон (Косикин) 1060 , Крутицкий ризничий, иеромонах Адриан 1061 и присланный из Святейшего Синода, обратившийся из раскола старец Урван – 21-го ноября 1062 . 15-го февраля 1722-го года назначен архимандритом в Лужецкий Монастырь, в Можайском уезде, уставщик, иеромонах Дионисий 1063 . 3-го марта посвящен в архимандрита в Высоко-петровский Монастырь иеромонах Сергий Белоградский 1064 . Архимандрит Сергий 9-го декабря 1731-го года был хиротонисан во епископа Великоустюжского. На этой кафедре он и скончался 6-го октября 1735-го года; погребен в Успенском соборе 1065 . В марте 1722-го года инквизитор, иеродиакон Матфей посылал в Москву, секретарю архиепископа Феодосия Герасиму Семенову список монашествующих, подлежащих вызову 1066 . 7-го марта 1722-го года прибыл Воронежского Архиерейского Дома иеромонах Вениамин 1067 , 30-го марта города Гороховца Троицкого Николаевского Монастыря иеромонах Герасим 1068 и при указе 14-го марта, прибывший 30-го марта, Московского Сретенского Монастыря иеромонах Александр «на место иеромонах Иова» 1069 . В том же году вызван игумен Боголюбова Монастыря во Владимире Аверкий 1070 . Иеромонах Вениамин, в мире Василий Сахновский, из поповичей Волошской земли города Снятина, родом из Коссова, бежал из Валахии в Воронеж, где святительствовал Валашский митрополит Пахомий (Шпаковский); здесь принял монашество в Воронежском Архиерейском Доме, в 1718-м, году, 26-и лет. Иеромонах Вениамин занимался переводами е Волошского на Славянский 1071 . Иеромонах Герасим избран был братией Череповского Воскресенского Монастыря в Белозерском уезде во игумена, но когда об утверждении его поступило прошение в Святейший Синод, то Святейший Синод назначил игуменом в Череповской Монастырь бывшего в Александро-Невском иеромонаха Макария (Хворостина), а иеромонаха Герасима предписал «сыскать в Святейший Правительствующий Синод и отправить на место оного Хворостина в Александро-Невский Монастырь» 1072 . Иеромонах Александр, «из купечества, Москвитин», в мире Алексей, принял монашество в Яропольском Троицком Георгиеве Монастыре в 1703-м году, 17-и лет 1073 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Кроме того, патриарх вновь подчеркнул достоинства целибата (кандидат Андрея Боголюбского Феодор был женат) 739 и необходимость постов (Феодор, похоже, особо их не соблюдал) 740 . Феодор не только потерял поддержку своего покровителя князя Андрея, но и был доставлен в Киев и по приказу греческого митрополита подвергнут наказанию, которое в Византии применялось к еретикам и богохульникам: ослеплению, вырыванию языка и отсечению правой руки. Неудача с Феодором, однако, не помешала Андрею Боголюбскому в осуществлении замыслов. Он полагал, что вместо Киева наследником Византии на Руси должен стать Владимир. Его сын Мстислав захватил власть в Киеве в 1169 году и назначил князем брата Андрея Боголюбского, Глеба. Следующим этапом стало возведем ние во Владимире большого и красивого Успенского собора и Золотых ворот (подобных киевским). Официально канонизировали ростовского епископа–мученика Леонтия, вспомнив и о его греческих корнях. Был установлен новый великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, что вновь подтверждало связи Руси и Византии: этот праздник, приходящийся на 1 октября, посвящен видению св. Андрея Юродивого (небесного покровителя князя Боголюбского). Согласно житию, когда этот святой молился во Влахернской церкви Константинополя, ему явилась Богородица, простиравшая свой покров над городом в знак защиты 741 . Этому празднику князь Андрей посвятил придворный храм Покрова на Нерли, шедевр русской средневековой архитектуры. Было сделано все, чтобы Владимир мог заменить Киев в качестве религиозного центра Руси. Младший брат и преемник Андрея Боголюбского Всеволод III по прозвищу Большое Гнездо (у него было по крайней мере семеро сыновей) на протяжении своего долгого правления (1176–1212) продолжал отстраивать Владимир (например, был сооружен Дмитриевский собор, напоминающий о западном романском стиле) и официально принял титул великого князя. Его старшинство признавалось по всей Руси, и даже правитель далекого южного княжества Галицкого Роман называл его «отцом и господином» 742 . 2. Церковь и Монгольская империя (1237–1380) XIII век стал трагическим столетием для православного мира. В 1204 году на престолы в имперской столице Константинополе взошли франкский император и венецианский латинский патриарх. Многим могло казаться, что будущее принадлежит исключительно западнохристианскому миру, в центре которого находилось римское папство. Но в конечном счете Православная Церковь продемонстрировала удивительную жизнеспособность. Был восстановлен в Никее и признан во всех славянских землях Вселенский патриархат. В Константинополь он вернулся в 1261 году. Другая катастрофа постигла Русь: войска монголов в 1237 году вторглись в центральную Русь, в 1238 году захватили Владимир, а в 1240 году сожгли Киев. Продвигаясь дальше на запад, в 1241 году монголы завоевали Галицию, Венгрию, Хорватию и вышли к Адриатике в Рагузе. Однако в 1242 году стоявший во главе войск хан Батый, внук Чингисхана, вернулся в Азию, покорив Русь, но прекратив завоевание Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Созванный им 29 июня 1076 г. в Майнце Собор провалился, а рейхстаг, собравшийся в Трибурге 16 октября 1076 г., потребовал от короля подчиниться требованиям папы Григория VII. Возникла беспрецедентная в истории ситуация, грозившая полной анархией. В течение 7 дней князья Швабии и Саксонии совещались, как выправить дела в государстве. Кто-то пытался вступиться за Генриха IV, но тут же находились люди, в подробностях напоминавшие образ жизни короля и порядки, царившие в его дворце. А потому большинство решило, что самое время избрать нового короля. Как ни странно, в эту минуту спас Генриха IV его исконный враг... Гильдебранд, который в своем послании к рейхстагу советовал его членам не торопиться с низложением монарха, а если уж они решили избрать нового короля, то нужно предварительно обсудить с Римским престолом его кандидатуру. Поэтому приняли половинчатое решение: не считать Генриха королем до тех пор, пока тот не покается и не будет восстановлен в Церкви папой или его легатом. По приговору рейхстага монарх должен был проживать в уединении в Швейцарии, а затем явиться на новое заседание 2 февраля 1077 г., где и будет решена его судьба 159 . И тогда король решился на небывалый поступок. Накануне Рождества 1076 г. он вместе с женой и маленьким сыном Конрадом в сопровождении всего одного слуги направился в Каноссу, замок маркграфини Матильды Тосканской, где остановился папа по дороге на заседание рейхстага. Генрих IV достиг подножия горы, на которой возвышался замок, 21 января 1077 г. и объявил через посредника о своей готовности подчиниться папе, если тот отменит интердикт в Германии. Но разгневанный апостолик передал, что готов простить его только в том случае, если Генрих IV добровольно сложит с себя корону и навсегда откажется от королевского достоинства. В ответ король сам наложил на себя суровое покаяние – в течение 3 дней он стоял босиком во дворе замка с непокрытой головой, одетый в грубую шерстяную рубаху. Однако и это событие не растрогало сердца Гильдебранда: он согласился простить Генриха IV до момента рассмотрения его дела на рейхстаге, где сам папа выступит в качестве арбитра, а до того времени тот обязывался воздерживаться от выполнения обязанностей короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

160 Например, в несколько более смягченной форме идея изначальной подпорченности человеческого тела сатаной представлена в «Сказании, како сотвори бог адама» (XII в.) [Памятники древней Руси, 1980, с. 148]. 161 Богомильские идеи на Руси пытался распространять уже в 1004 г. некий монах Адриан. В летописи под 1071 г. отмечена встреча Яна Вышатича с двумя волхвами, виновными в погибели многих знатных женщин. Излагая свою несложную доктрину, они рассказывают, что бог с сатаною поспорили, кому сотворить человека, но уладили миром: второй создал человека (его тело), а первый вложил в него душу [Памятники древней Руси, 1978, с. 190]. Другая попытка распространения подобной идеи была предпринята в 1123 г. еретиком Дмитром. Среди памятников, через которые на Русь приходили наиболее популярные богомильские идеи, следует выделить прежде всего «Видение Исаево», «Еноха», «Варуха» и «Хождение Богородицы по мукам» (ср. [Ангелов, 1969, с. 436]). 162 Ограничиваясь одним примером, можно указать на то, что в Пролог (под 18 октября) было включено житие Макария Римского – классический образец отреченной агиографии. О том, что случай с рассмотренными сюжетами отреченной книги был отнюдь не единичным, свидетельствуют цитаты одного из первых оригинальных памятников «Повести временных лет», из отреченного «Откровения Мефодия Патарского ». «Толковая Палея», которая по самому своему полемическому назначению уже никак не должна была бы включать в свой состав апокрифы, стала почти «энциклопедией отреченных книг». Как справедливо замечает историк русской церкви П. Знаменский , «даже лучшие церковные писатели пользовались апокрифами с полным доверием; сами составители списка книг в числе истинных помещали и ложные» ([Знаменский, 1886, с. 95; ср. [Голубинский, 1881, с. 688]). То же наблюдалось и в последующие века. В XVI в., например, отреченные книги и ссылки на них встречаются в сочинениях митрополита Даниила, сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава и других авторитетных памятниках. Еще ранее сходное положение вещей констатировал и видный деятель русского духовного просвещения Нил Сорский .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм каменный, бесстолпный, одноапсидный, в плане квадратный, с шестиугольным алтарём, с прямоугольной трапезной и с колокольней над входом. На четверике церкви световой восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом с купольной крышей и световым барабаном. Архитектурная отделка фасадов скромная, но весьма любопытная. Ведущий мотив её - членение стен плоскими пилястрами, рисунок которых отдалённо напоминает свой прообраз - тосканский ордер, малого выноса карниз украшен лишь рельефной полоской древнерусского поребрика и прост в своих элементах. Особенно своеобразны детали обрамлений окон и входов. В основе их форм заметны следы влияния архитектурного стиля барокко первой половины XVIII столетия. Живой и свободный рисунок в духе древнего зодчества совместно с вольной трактовкой классических архитектурных форм и хорошей пропорциональной слаженностью всех объёмов и их частей сообщает памятнику жизнерадостное, оптимистическое " звучание " . Хорошо вписанный в ландшафт и сросшийся с ним в единое целое, храм является прочным звеном в архитектурном ожерелье красавицы Десны. Из книг: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 и Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Отрадное. Димитрия Солунского церковь 28 октября 2018 года благочинный Брянского районного церковного округа иерей Константин Серенков вместе с настоятелем храма совершили чин освящения колоколов (кампанов), которые были приобретены усердием благотворителей и прихожан храма для недавно восстановленной колокольни. Храмы Брянщины Село Голяжье (Отрадное) расположено на правом берегу реки Десны, в 15 верстах от уездного города Брянска. Предполагают, что название села произошло от слова «голь», так как жители села отличались и отличаются крайней бедностью. Исторических сведений об образовании прихода никаких не имеется. Приход состоит из села Голяжья и деревни Стаева. В приходе числится 1071 душа обоего пола; прихожане – почти все крестьяне; есть 2 дома почетных граждан и 3 дома мещан. Прихожане занимаются земледелием, но так как земля в приходе малоплодородная, то они вынуждены искать заработков на стороне. Прежде находили себе хороший заработок на соседнем Брянском рельсопрокатном заводе, но с 1902 г., со времени сокращения завода, многие стали отправляться на заработки в более отдаленные местности; некоторые занимаются лесными промыслами.

http://sobory.ru/article/?object=05032

Желаю Вам от всего преданного и глубоко почитающего Вас сердца долгих лет жизни и зенита земного величия» 1068 . Ученик Глубоковского по СПбДА, ставший ректором Никольского духовного училища, в котором когда-то учился Николай Никанорович, поздравляя с 25-летием, отмечал, сколь многим обязана Глубоковскому Русская церковь «в смысле развития и поступательного движения ее богословской науки и мысли. В моих представлениях Вы всегда (...) являлись и являетесь человеком с неисчерпаемыми знаниями во всех богословских дисциплинах и с необъятнейшими перспективами творчества в богословской мысли» 1069 . Профессор КДА, священник о. Η. П. Смирнов (земляк Глубоковского), писал ему в эти дни: «Летом, путешествуя по нашим родным краям, я многократно встречался с живым выражением глубокой духовной удовлетворенности наших земляков Вашей ученой всесветной славой, поднимающей как бы значение Вологодского края, как слава Ломоносова сообщила всесветную известность Архангельску и Холмогорам. Вас знают и чтут многие, Вам лично неведомые земляки, в связи с Вашим именем поднимается в их глазах значение нашей родной семинарии, мощь и бодрость чувствуется в связи с Вашим именем ученого, с представлением простого, цельного и сильного человека» 1070 . Среди юбилейных материалов отметим также несколько изданий, подаренных Глубоковскому. В их числе брошюра «Около Хомякова (Критические заметки)» о. Павла Флоренского с автографом автора: «Глубокоуважаемому Николаю Никаноровичу Глубоковскому с пожеланием доброго здоровья и многих лет – чтобы справить ветхозаветный юбилей. 1916. X. 19. Сергиев Посад» 1071 . Дар о. П. А. Флоренского оттеняет следующий характерный эпизод, ему предшествовавший. Накануне юбилея товарищ Глубоковского по МДА, В. Н. Тычинин, послал статью о нем в «Богословский вестник», редактором которого состоял о. Флоренский. Ответ редактора от 17 октября 1916 г. Тычинин переслал Глубоковскому: «Статейка Ваша получена, но, по причинам, от меня не зависящим, поместить не могу, хотя бы и хотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010