1.4), «Память и похвала» – это цельное произведение, и нет оснований отрывать первую часть, где указано имя автора, от той, где рассказывается биография князя. Во вступительной части «Памяти и похвалы» Иаков сообщает, что раньше написал «о святых славных мучениках Борисе и Глебе». Возможно, он был автором первоначальной редакции «Сказания, и страсти, и похвалы святую мученику Бориса и Гл ба» (Анонимно­го). 124 В настоящее время текст сильно изменен вставками из летопи­сной повести «О убиении Бориса» и статьи 1019 г. об Альтской битве. Между «Сказанием» без вставок и «Памятью и похвалой» есть мно­го общего в стилистике и построении текста. 125 Безусловно, Иакову Мниху могло принадлежать какое-то несохранившееся произведе­ние о свв. Борисе и Глебе. Например, в Студийском уставе по списку XII в. (РНБ, ОР, Соф. 1136 – Курский музей, 20959) сказано, что на службе свв. братьям следует читать Житие Владимира, «и томь сть моучени с(вя)тою Бориса и Гл ба» .(СК. 107,139). Такой текст в настоящее время неизвестен. Возможно, Иаков был автором какого-то краткого рассказа о «мучении» святых. Любое житие свв. Бориса и Глеба не могло появиться намного раньше первого изнесения их мощей при Ярославе в 1050–1051 г. Иаков пишет, что он «слышавъ отъ многыхъ о благов рнемъ кня­зи Володимери... и мало събравъ от многыя, доброд тели его написахъ». Он не говорит, что видел своего героя или жил в его время, следовательно, он родился уже после смерти св. Владимира 15 июля 1015 г. Интерес к личности Иакова возник сразу после появления пер­вой публикации «Памяти и похвалы» (см.: Гл. 3.2). П. В. Голубов­ский и М. Д. Приселков 126 отождествляли его с упомянутым в статье 1074 г. «Повести временных лет» пресвитером Иаковом из Печер­ского монастыря. В рассказе о смерти игумена преп. Феодосия гово­рится, что он хотел поставить Иакова своим преемником. Печерские монахи отвергли его, так как он постригся не в их монастыре, а при­шел вместе с братом Павлом «съ Летьца» (р. Альты). Братия настоя­ла на кандидатуре ученика Феодосия – Стефана (1074–1078). Судя по расположению на Альте, обитель, где постригся Иаков, была по­строена на предполагаемом месте убийства св. Бориса в 1015 г. и на реальном поле победы Ярослава над Святополком в 1019 г. 127 Разуме­ется, Феодосий не мог предложить в игумены новопостригшегося монаха. Монастырь был основан не позже первого изнесения мощей при Ярославе в 1050–1051 г., а вероятнее, еще раньше. Необязатель­но, что он был посвящен памяти свв. Бориса и Глеба. Даже церковь в Вышгороде, где были погребены святые, и где почитались их мощи, при Ярославе сохраняла первоначальное посвящение св. Василию. Князь мог основать обитель в память о победе на Альте где-то после 1036 г., когда умер младший брат Ярослава Мстислав Тмутороканский и Черниговский, и левобережье Днепра было подчинено Киеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Ефрем Новоторжский (+ 1053) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв. в день преставления, 11 июля в день обретения мощей и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших Прп. Ефрем, родом венгр, прибыл юношей на Русь с двумя своими братьями, и все они поступили на службу к князю Борису Владимировичу ростовскому. Один из братьев — Георгии — был убит в 1015 г. на реке Альте со своим государем, которого он пытался защитить. Другой брат — будущий прп. Моисей Печерский (память его 27 авг.) — успел бежать. Прп. же Ефрема спасла случайная отлучка; вернувшись на место убиения св. князя, он нашел лишь отрубленную голову своего брата, тело же его исчезло бесследно. Взяв ее с собой, он удалился на берег реки Тверды, где сейчас город Торжок, основал там монастырь и странноприимницу, а по прославлении свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба — церковь во имя их. Прп. Ефрем скончался 28 января 1053 г., и, согласно его завещанию, глава его брата была погребена в его могиле. В 1572 г. останки обоих братьев были обретены нетленными, и прп. Ефрем был причтен к лику святых. Святые мощи его издавали чудесное благоухание. Известно одно явление свв. мучеников Бориса и Глеба с мучеником Георгием. Бывший царь Казанский Едигер, во святом Крещении Симеон, получивший в удел Тверь и Торжок, велел переложить их мощи в кипарисовую раку. Во время работы по небрежности рабочего преподобному переломили кость. Ночью он явился игумену и велел переменить рабочего. Однажды опричники плыли по Волге с казной и по дороге грабили города и монастыри. Борисоглебский монастырь прп. Ефрема откупился, но когда опричники его миновали, один из них заболел, а казна упала в воду и утонула. Они вернулись в монастырь с покаянием, а ночью прп. Ефрем явился болящему и исцелил его. • Братья Ефрем, Моисей и Георгий поступили на службу к св. князю Борису, убитому в 1015 г. • После гибели (вместе со св. князем страстотерпцем Борисом) своего брата Георгия Ефрем удалился на север, на р. Твериу, где в 1038 г. основал обитель, известную как Борисоглебский Новоторжский монастырь. • Позднее возникший г. Торжок (известен с 1139 г.) был центром волости в Новгородской респ. Ныне этот город — районный центр в Тверской обл. (Тверская епархия). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436862/

6 авг. (24 июля по церк.кал.) Князья Борис и Глеб были сыновьями равноапостольного князя Владимира и царевны Анны Византийской. С юности они отличались своей религиозностью. Из летописи известно, что князь Борис очень любил церковное пение. Святой князь Владимир питал к обоим особо нежные чувства за их преданность святой вере и за их нежную братскую любовь друг к другу. Еще при его жизни князь Борис получил в управление Ростовское княжество, а Глеб – Муромское. Оба они прилагали усилия к распространению в своих княжествах Христовой веры среди грубых язычников. Святой Глеб считается просветителем Муромо-Рязанской области, где с древнейших времен и до ныне хранится память о нем, как о первом проповеднике христианства и о покровителе страны. В 1015-ом году после кончины святого Владимира великим княжеством овладел Святополк, заклейменный именем Окаянного. Опасаясь соперничества святых братьев, он решил убить их. Святой Борис был в это время со своей дружиной при реке Альте. Дружина предлагала ему идти на Киев и овладеть престолом, но святой Борис не захотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение. Между тем Святополк, извещая святого Бориса о кончине отца, коварно предлагал ему быть с ним в любви и обещал увеличить его удел, отправив вместе с тем убийц к нему. В ночь на 24-го июля убийцы пришли к шатру Бориса и, услыхав доносившееся из шатра пение псалмов, решились подождать, когда Борис отойдет ко сну. Едва только святой князь возлег на свой одр, как убийцы ворвались и пронзили копьями святого князя и его слугу Георгия, родом венгра, пытавшегося защитить своего господина собственным телом. Еще дышавшего мученика убийцы завернули в шатерное полотно и повезли к Святополку, который узнав, что святой Борис еще жив, послал двух варягов пронзить мечем его сердце. Тело святого князя тайно было привезено в Вышгород и там похоронено в церкви святого Василия. После убиения святого Бориса, Святополк послал за святым Глебом, бывшим в то время близ Смоленска, к будто бы опасно заболевшему отцу. Юный князь, уже предуведомленный о злодействе Святополка, со слезами молился об отце и брате, когда явились к нему убийцы, подосланные Святополком. Горасер, стоявший во главе этих убийц, приказал зарезать святого князя его же повару, родом турчину. Это было 5-го сентября 1015-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

При этом великом князе пришел в Киев преподобный отец наш Антоний со святой Афонской горы и вселился в пещеру Варяжскую над Днепром вблизи Берестова урочища. Затем приблизилась блаженная кончина к святому Владимиру. Но сначала супруга его, великая княгиня Анна, греческая царевна, виновница просвещения всей русской земли и спасения столь бесчисленного количества душ человеческих, за три года до его кончины преставилась к Господу. И начал Владимир день ото дня изнемогать телом. И болел он много дней и, все что подобает христианину перед кончиной совершив, в добром исповедании предал праведную свою душу в руки Божий месяца июля в пятнадцатый день, в лето бытия мира 6524, от воплощения же Бога Слова 1015. Так скончался святой великий князь Владимир, нареченный в святом крещении Василием, пребыв на великом княжении Киевском, после прихода из Великого Новгорода, тридцать пять лет: перед крещением восемь лет и по крещении двадцать семь лет и несколько месяцев, в двадцать же восьмое лето скончался. И принесли его в церковь пречистой Богородицы Десятинную. И собрались там все киевляне и жители окрестных мест к честному его телу, духовные и мирские, плача и рыдая, как по отце своем и ходатае спасения, и сотворили ему славное погребение и в той же созданной им церкви положили его в мраморном гробе. Затем и память его праздновать постановили как святого и апостолам равного, всю русскую землю просветившего святым крещением 20 . 1 Происхождение жития довольно позднее – оно датируется серединой XVI в. и приписывается священнику и духовнику Иоанна Грозного Сильвестру (начало XVI в. – 1568). Г. П. Федотов предполагает, что канонизация княгини Ольги произошла еще в домонгольский период: «Не знаем в точности, когда были канонизированы первые по времени русские святые: княгиня Ольга († 969) и князь Владимир († 1015)... Святая Ольга, вероятно, канонизирована в период домонгольский. Мних Иаков (XI век) в своем похвальном слове говорит о нетленности ее тела, перенесенного Владимиром в Десятинную церковь » ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 91–92).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Москве представят масштабную диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» 21 января, 2015. Новостная служба Военными художниками студии создано более 80 панорам и диорам, десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, шедевры монументально-исторического жанра. 21 января. ПРАВМИР. В Манеже представят диораму, посвященную крещению войска святого князя Владимира. Выставка Студии военных художников имени М.Грекова откроется 28 января в московском Манеже, на ней представят среди прочего масштабную диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе», — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Минобороны. Военными художниками студии создано более 80 панорам и диорам, десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, шедевры монументально-исторического жанра. Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свтославичь , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Владимир стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий . Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный. Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 (по новому стилю 28) июля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 августа, 2015 28 июля, 2015 28 июля, 2021 26 июля, 2019 26 июля, 2019 28 июля, 2017 28 июля, 2016 17 октября, 2015 5 августа, 2015 3 августа, 2015 28 июля, 2015 28 июля, 2021 26 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-moskve-predstavyat-m...

144 Ркп. житие св. Моисея. Пахомиева служба ему у Царского 133, 136, 364. 563. В чине поставления епископа 1646 г. испрашивается заступление во святых отцов наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов и преп. отцов Антония римлянина и Варлаама хутынского, новгородских чудотворцев». Ист. ак. 4, 14. Митрополит новгор. Никон свои грамоты 1650 и 1651 г. оканчивает так: «милость св. Софии и великих чудотворцев, Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов новгородских – да будет на тебе». Опис соловецк. монаст. III, 319, 321, 335, 328, 330, 331. 148 О значительном распространении христианства между венграми до 977 г. писал и Пассауский бискуп Пильгрим в письме Венедикту VI. Mansi Concil. Т. XXIX. Замечателен дух, каким жили венгерские христиане того времени: ita concordts sunt, говорит бискуп, pagani cum chrirtianus tanqvam ad invicem habent familiaritatem, ut illie videatur Isaiæ impleri prophetia: lupus et agnus pascentur simul. Эта любовь кроткая, эта терпеливость учеников востока поражали бискупа конечно потому, что он не видал ничего подобного между питомцами лапы, каков был Войтех. 152 Пролог 28 января; Нестор о св. Борисе и Глебе и в летописи. Третья новгородская летопись под 1015 г.: «преп. отец наш Еврем новоторжский бе в сии времена». Собр. л. 3, 208, 153 Киевская летоп. под 1147 г. «идее Гюрии воевать новгородской волости и пришед взя Новый торг, и Мьсту всю взя». Договорная грамота Новгорода с в. князем 1255 г. «А се, княже, волости новгородские: Торжок, Бежице, Городец» и пр. 155 Ркп. житие (б. общ. ист. 44): «пр. Ефрем отыде от нынешнего века в вечный покой в л. 6561 (1053)». Ркп. святцы: «пр. Ефрем, архимандрит Борисоглебского монастыря, преставился в л. 6561 мес. янв. в 28 д., а перенесены мощи его в л. 6574 (1066) июля в 11 д.» в печ. житии сказано, что он преставился в 6523 (1015) г. это обмолвка. Пр. Ефрема называли архимандритом только потому, что в 1572 г., когда вновь открыты мощи его, обитель его уже была архимандрией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой князь Владимир посылает сына Бориса, будущего страстотерпца, против печенегов В это время Русскую землю постигла еще напасть: вновь пришли печенеги. Святой Владимир пребывал в великой печали, что не может сам пойти против них. Своих воинов он передал верному сыну Борису, который, выйдя с войском в поход, так и не нашел печенегов: услыхав о приближении русичей, они ушли обратно в свои степи. Но равноапостольному князю Владимиру уже не суждено было узнать об этом: 15 июля 1015 года он предал свой дух Господу в любимом селе Берестовом близ Киева. Древнерусский писатель монах Иаков (XI в.) в сочинении «Память и похвала князю Владимиру» так описал кончину крестителя Руси: «Князь Владимир, покидая мир сей, молился, так говоря: “Господи Боже мой, не знал я Тебя, но помиловал Ты меня, и через святое крещение просветил меня, и познал я Тебя, Боже всех, святой Творец всего сотворенного, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыко Боже, не помяни моей злобы, не знал я Тебя в язычестве, ныне же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня. А если хочешь казнить и мучить меня за грехи мои, казни меня Сам, Господи, а бесам не отдавай меня”. И так говоря и молясь Богу, предал душу свою с миром ангелам Господним и усоп. Души ведь праведников в руке Божией, и вознаграждение им от Господа, и устроение им от Всевышнего – то примут венец красоты от руки Господней». Да, после смерти великого князя произошла на Руси немалая смута. Власть в Киеве захватил Святополк, проливший кровь трех своих братьев – святых Бориса и Глеба, а еще Святослава. Но Бог не дал Окаянному Святополку успеха, святая Русь невозвратно вступила на исторический путь, избранный святым князем Владимиром. Святополк скрывает смерть князя Владимира      «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…» Известно, что Святополк пытался сохранить смерть отца в тайне, ему это было на руку, но долго скрывать преставление великого князя, сделавшего для своей страны чрезвычайно много, было невозможно. Святого Владимира похоронили в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Был он оплакан всеми киевлянами, богатыми и бедными, знатными и простыми: «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…» Русью он правил 37 лет (978–1015), из которых 28 прожил во святом Крещении.

http://pravoslavie.ru/80933.html

Главным врагом князя Владимира стал Болеслав Храбрый, получивший королевскую корону из рук папского легата. В его планы входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это противостояние, начавшееся в то время, когда Владимир был еще язычником, с новой силой возобновилось в последние годы его жизни. В 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейнберн. Заговор Святополка и Рейнберна был прямым покушением па историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейнберн вскоре скончался в заточении. Сам Владимир не мстил гонящим и ненавидящим его. Так, например, принесший притворное покаяние Святополк был выпущен из темницы. Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь мудрый, каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел «мосты мостить, гати гатить» – готовиться к походу на Новгород. Но силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему, к счастью, несостоявшемуся походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978–1015), из них 28 лет прожил в святом крещении. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира († 1015; память 15/28 июля), крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Руси и Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа – Истинную Жизнь – познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки и правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

http://pravoslavie.ru/3496.html

Митрополиту Михаилу приписывается основание Киевского Златоверхомихайловского монастыря, который был и кафедрой его. В Синопсисе сказано, что митрополит создал сию церковь против места Перунова в свое имя и в знамение, что архистратиг Михаил есть победитель дьявола 61 . Вероятно, по сей-то первой митрополичьей церкви изображение архистратига Михаила издревле принято и гербом города Киева. На золотой греко-русской медали, в 1821 году найденной близ Чернигова, кажется, Киевским гербом изображен сей архистратиг в царском далматике с хоругвией в правой и с державным шаром в левой руке. Ибо такое изображение в одном архангельском значении ему не прилично и на иконах не пишется 62 . Ветхозаветная Церковь , по словам пророка Даниила, гл. 10 ст. 5 – 13 и гл. 12 ст. 1, 2, а новозаветная по Апокалипсису, гл. 12. ст. 6, 7 почитали также покровителем своим сего архангела. Юстиниан император признавал его ангелом хранителем своего Софийского храма, а прочие греческие императоры защитником целой империи своей 63 . Кончина митрополита Михаила полагается по каталогу Московскому и летописцу Киевскому, а также и по надгробной надписи в 992 году, по 4 летах его правления. В надписи сказано, что он погребен был в Десятинной церкви, где мощи его по многих летах обретены и перенесены в начале XII столетия в ближнюю пещеру св. Антония и находились там до 1730 г., а в сем году по Высочайшему указу от 27 июля перенесены (октября 1) в большую церковь Лавры, и доныне открыто почивают, и память его особенно праздновать уставлено сентября 30. 2 . ЛЕОН или ЛЕОНТИЙ, грек, по летописям и каталогам полагается присланным из Константинополя на место Михаила в 992 г. и, следовательно, от патриарха Николая Хрисоверха. Сильвестр Коссов, следуя польским иерархическим каталогам, полагает пришествие его в 1020 г. и, следовательно, от патриарха Евстафия, но сам противоречит себе, говоря, что якобы сей митрополит погребал Великого Князя Владимира (скончавшегося в 1015 г. г и супругу его Анну (скончавшуюся в 1011 г.) и что при нем Святополк, сын Владимиров, убил братьев своих князей Бориса и Глеба (1015 г.) Некоторые летописи называют Леона первым русским митрополитом, вторым же по нем Михаила. Московский каталог и Никонова летопись ему приписывают учреждение и вышеупомянутых шести первых епархий российских с 992 г., а кончину его означают в 1008 году. Может быть, по учреждению им епархий он и признан первым всероссийским митрополитом, а Михаил был только местным Киевским, но не вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Новости 28 июля, 2010 Вышел в свет августовский номер журнала «Фома» Скоро в продаже — августовский номер журнала «Фома»: Колонка главного редактора «…Однако воспринимая оба текста как смысловую параллель, я убеждаюсь, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — произведение, не менее значимое для мировой культуры и для понимания человеческих отношений, чем повесть, «печальнее которой нет на свете», и вот в каком смысле: если любовь не […] 28 июля, 2010 Божественной литургией в Киево-Печерской лавре Патриарх Кирилл открыл торжества в честь Дня Крещения Руси Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в среду Божественной литургией на Соборной площади Киево-Печерской лавры открыл торжества в честь Дня Крещения Руси. Предстоятель Церкви был встречен у ворот лавры толпой верующих, украинского духовенства, монашествующих. В отличие от прошлого года, на этот раз на улицах вокруг монастыря не было замечено ни одного представителя националистических организаций, выражавшего […] 28 июля, 2010 Крест в память Владимира Красное Солнышко будет освящен в Новгороде Мемориальный знак в память святого князя Владимира Святославовича будет открыт в Новгородском кремле в среду. Князь Владимир, известный также под именами Владимира Крестителя и Владимира Красное Солнышко княжил в 969(970)-977 и 980-1015 годах. В 988 (по другим данным, в 989) году он провозгласил на Руси христианство официальной государственной религией. Впоследствии Владимир был канонизирован Русской православной […] 27 июля, 2010 Второй день семинара в Донском монастыре 27 июля 2010 года в Донском монастыре продолжил свою работу информационно-обучающий семинар для атаманов окружных обществ и священников, окормляющих войсковые и окружные общества Терского войскового казачьего общества. В этот день перед слушателями выступил руководитель аппарата заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.В.Ярин, который от имени председателя Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации А.Д.Беглова […]

http://pravmir.ru/category/news/page/566...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010