Примечания: 2. Климент Александрийский, Строматы, VI, 7,61. 3. Дионисий Ареопагит, Послание 10//Сочинения, Спб. (издательство Олега Абышко), 2002, стр.854 (р.п., там же, стр.855). 4. Прем.7:30; 8:2. 5. Одним из ключевых в богословии св. Максима является понятие " логосов " , точного соответствия которому нет в русском языке. Дореволюционный исследователь богословия преподобного отца С.Л. Епифанович разъясняет, что " В отношении к Богу логосы это божественные идеи или хотения; в отношении ко всякой вещи ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее определение, закон; в отношении к деятельности ее смысл, цель, намерение, план, правило. Как предмет нашего познания, логосы являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, созерцания, истины " ( " Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие " , М., " Мартис " , 1996, стр. 65, Примечание 1). Все логосы превечно содержатся в Логосе Слове Божием как Его энергии, посредством которых все бытие причастно Богу. Логосы промысла суть божественный замысел о мipe в целом и каждом творении в отдельности, каким оно должно быть согласно воле Творца; логосы суда оценка Богом того, как творение реализовало этот божественный план своего бытия. Существуя вне времени в Боге, они являются началом и концом временного бытия, одни предшествуя его возникновению, а другие следуя за его прекращением, и являя Логоса одни Творцом, без Негоже ничтоже бысть, еже бысть (Ио.1:3), а другие Судией, Которому Отец весь суд предаде (Ио.5:22). 6. Быт.1:27; 5:1. 7. Григорий Богослов, Слово 38, 11 (р.п. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского., т.1, Спб., издательство П.П. Сойкина, стр.527) 8. Там же. 9. Еф.3:11, ср. Рим.8:28. 10. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 7, там же, стр.102 (р.п. стр.103). 11. 1Кор.12:3. 12. Пс.105:2, ср. Мк.7:37. 13. Ис.35:6, Мк.7:32. 14. Пс.105:2. 15. Ис.35:5, Мк.7:32. 16. Ио.16:33. 17. Ио.14:22. 18. Дионисий Ареопагит, Послание 10, стр.854 (р.п., там же, стр.855).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

Я ответил: – Об этом пока мы повременим беседовать. Для нас важно, что вы ни в чём не проявляете своей любви к умершим. Это – грех ваш. По слову Писания, любовь никогда не должна прекращаться ( 1Кор. 13, 8 ). А у вас она к мертвецам прекратилась. Значит, вы поступаете против Апостольского учения... – Нет, мертвых мы любим, – сказал Анатолий. – Покажите же, в чём проявляется любовь ваша? – спросил я. Штундисты молчали. Я сказал: Ясно, что с умершими братьями вы не составляете одной Церкви Божией, – одного тела Христова. А это противно учению Ап. Павла ( Евр.12:22–24 ; Еф.1:22–23 ). Поэтому разъясните нам, почему вы не молитесь за мертвых? Анатолий без особого колебания ответил: – В Послании к Евреям написано: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ). Отсюда видим, что после смерти над всеми людьми совершается суд Божий. Тут уж хоть молись, хоть нет; делу не поможешь, как говорит Писание: «дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11, 29 ). Значит, кого определил Бог за грехи на мучение, – тому и мучиться; наши молитвы суда Божьего не изменят. Так мы веруем и потому не молимся за мертвецов... Я возразил: – В ваших верованиях, Анатолий, есть лишь крупица правды. Это верно, что после окончательного суда Божия нельзя ничем изменить Господнего решения: «дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11:29 ). Но о последнем ли и окончательном суде Божием говорит Апостол в послании к Римлянам 11 гл. ст. 29? Анатолий сказал: – Мы не знаем другого суда кроме последнего... Я возразил: – Если прочитанный стих из послания к Римлянам толковать в согласии с вами – сектантами, – тогда выйдет, что последний страшный суд Божий на земле уже был. Апостол пишет, что, «человеку положено однажды умереть, а потом суд». Какой это суд? Во всяком случае не последний страшный суд, который будет при втором пришествии Христовом. Этот последний суд в Евангелиях, описан такими чертами, которые еще не исполнились. Значит, верно, что страшного суда еще не было. В самом деле, послушайте, что повествует Ев. Матфей: «вдруг.., солнце померкнет, и луна не даст света своего, и зведы спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе.., и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет ангелов своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров...» ( Мф. 24, 29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Лк.11:38–40 . «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» Объясн. Если бы фарисеи очищали внутреннее как важнейшее, а вместе с тем и внешнее, то Господь не осудил бы их, ибо «кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее» (ст.40). Таинства и обряды Прав. Церкви введены не для внешнего только очищения, но главным образом для действия на внутреннее, на душу: Мф.5:23 ; Ин.3:5 ; Иак.5:14 . Лк.15:22 . «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги». Объясн. Вот здесь и доказательство в пользу обрядности при известных событиях в жизни семейной и общецерковной: Ин.2:1–5 ; Мф.6:17 ; 2Цар.12:20–21 . Рим.8:9–10 . «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Объясн. Здесь под словом «плоть» не обряды церковные разумеются, а греховное состояние человека: Гал.5:19 . Дух Божий живёт в тех, кто покоряется воле Божией и исполняет её: Мф.7:21 ; Иак.1:22 . Исполнители же воли Божией никогда не чуждались установленных обрядов: Лк.22:41 ; Дан.6:10 ; Ин.13:4–5 . Евр.9:9–10 . «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Объясн. Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, например, телесное обрезание: Деян.15:24 , и кровавые жертвы: Евр.10:4–5 . Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны, ибо то и другое сотворено Богом: Лк.11:40 ; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой»: Мф.5:24 . Ещё чрез пророка Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: Ис.56:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Учение Церкви касается и природы, и Божественных Лиц. Нельзя забывать, что христианская вера есть принятие Замысла Трех Лиц о Спасении. Осуществленный по инициативе Отца, Который призывает людей и их прощает, он совершается через послание (миссию) Сына, Посредника совершенного Завета, и продолжается в Церкви через действие освящающего мир Святого Духа. Учение Католической Церкви о Тайне Святой Троицы: Бог един: ХВ 2, 5, 8/1, 16, 29, 252, 255; личностен: ХВ 135/1, 137; Он трансцендентен миру: ХВ 252, 257–258; содержит в Себе полное совершенство: ХВ 29, 234, 252; Он всеведущ: ХВ 137, 254. Бог сущ в Трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой: ХВ 9, 11, 29, 206, 220, 222, 228; обладающих единой Божественной природой: ХВ 9, 11, 14, 15, 17–18, 29, 206, 219, 222/1, 224, 231, 317, 332. В каждом Лице присутствует полное и неделимое Божество: ХВ 29, 210, 211, 222, 224; в Отце: ХВ 11 в Сыне: ХВ 9–10, 12, 207, 213, 214; в Святом Духе: ХВ 8, 8/1, 9, 13, 208, 215–217, 221. Между Тремя Божественными Лицами существует реальное различие: ХВ 9, 1718, 206, 209, 222/1, 225, 230. Основание этих отличий – в отношениях Лиц: ХВ 14–16, 224, 231. Отец Сам по Себе обладает Божественной природой: ХВ 11, 29, 227, 229, 233; Сын исходит [procedit] от Отца в вечном рождении: ХВ 12, 29, 212, 224, 229–230, 233; Святой Дух происходит от Отца и Сына как от одного и единого начала: ХВ 9, 13, 29, 226, 227, 229, 233. Отец, Сын и Святой Дух взаимно проникают в самом совершенном взаимопроникновении [circumincessio]: ХВ 18, 232; и действуют через одно и то же воздействие на мир вне Себя: ХВ 18, 22, 218, 233. Послание Дионисия, папы Римского, Дионисию, епископу Александрийскому (около 260 г.) Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге [ХВ 1]. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к «монархии». Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица – три бога. Исключая, что Слово как бы «создано» – Отец родил, – Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

7. Завещали ли Апостолы христианам внешнее богопоклонение? «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). «Прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения вашего» ( Рим.12:1 ). 1. О святых храмах 1. Кто научил людей устраивать молитвенные дома, т.е. храмы для духовно-телесного богопоклонения? Господь Бог еще в Ветхом Завете. «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношение... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. Все, как я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ея, так и сделайте» ( Исх.25:1, 2, 9 ). В 25, 26 и 27 главах книги Исход Господь дает подробное повеление Моисею об устройстве скинии и всех ее принадлежностей. О Соломоновом храме во второй книге Царств говорится: «Он (Соломон) построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» ( 2Цар.7:13 ). О Зоровавелевом храме: «Так говорит Господь Саваоф: Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь» ( Агг.1:8 ). 2. Кто первый в Новом Завете оставил нам пример посещения храма Божия и ревности о его святости? Христос Спаситель «каждый день бывал в храме» ( Лк.22:53 ). «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). 3. Как учил Христос Спаситель о том, что храм есть жилище Божие? «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). 4. Посещали ли храм св. Апостолы? После вознесения Христова Апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). «Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ). «Я, говорит ап. Павел, пришел в Иерусалим для поклонения» ( Деян.24:11 ) «и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» ( Деян.22:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Aeg. II 4. 22), был сурово наказан (Быт 19. 4-11; ср.: Иуд 7; по названию города Содома Г. в церковной традиции именуется также содомским грехом). Безусловный запрет на гомосексуальные отношения представлен в ветхозаветном законодательстве: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18. 22); «если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти...» (Лев 20. 13). Характеризуя греховное состояние отвратившихся от истинного Бога язычников, ап. Павел указывает на их извращения в половой сфере: «...предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1. 26-27). Апостол утверждает, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (греч. μαλακο), ни мужеложники (ρσενοκοται)... Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). В числе «беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» ап. Павел упоминает мужеложников (1 Тим 1. 8-11). В творениях св. отцов и учителей Церкви Г. и сопряженные с ним грехи (напр., деторастление) рассматриваются как одни из самых постыдных и тяжелых (Didache. 2. 2; Theoph. Antioch. Ad Autol. I 14; Clem. Alex. Strom. III 18; Macar. Aeg. II 4. 22; Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 1. 26-27; idem. Exp. ad 1 Cor. 6. 9-10; Феофан Затворник, свт. Толкование на 1 Кор//Творения: Толкования Посланий ап. Павла. М., 1998. С. 224-227). Комментируя слова ап. Павла о половых извращениях язычников, свт. Иоанн Златоуст говорит: «...все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях. …У язычников не только учение было сатанинское, но и жизнь диавольская» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 4. 1). Бог заповедал мужу и жене посредством общения быть одной плотью (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/166121.html

Единственный источник, как вообще умозрительное, так в частности и Деятельное Богословие должно почерпать основания для возведения возрождаемых к Богоподобию и законы для Богоподной деятельности, есть вообще слово Божие или Св. писание ( 1Тим. 3:16 ). Как глаголы живота вечного ( Ин. 6:68 ) и изображение святой и совершенной воли Божией ( Деян.20:27 ), ( Рим.12:2 ). Оно в различных местах различно, а все в совокупности вполне и совершенно преднаписует образ духовной жизни. И потому как плод внутренний Духа Божия и многоразличной опытности духовной, оно полезно для научения, для обличения, для наставления в праведности, и достаточно к тому, что бы совершен был Божий человек на всякое благое дело уготован ( 2Тим.3:16–17 ). Примечание. Впрочем как Деятельное Богословие, почерпая из Св. писания законы для духовной деятельности, приспособляет оные к состоянию человека в различных отношениях жизни его: то из оснований Деятельного Богословия неизключаются пополнительные источники: во 1–х, общие начала нравственности, почерпаемые из естественных оснований чистого ума; во 2–х, Церковные постановления, утверждающиеся на определениях соборов. Потребность первого открывается из того, что откровенный закон, возводящий человека в первобытное нравственное совершенство ( Еф.4:22–23 ), остатки которого и в настоящем состоянии растления остаются в чистой природе неизгладимо ( Рим.1:19; 2:14–16 ) в основании своем имеет закон естественный ( Втор.30:11, 16 ). Последнее несомненно из того, что Сам Спаситель, давши церкви своей право власти и суда: Аще же и церковь преслушает, буди теб, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ), дал ей право, на основании откровенного слова Божия давать законы для благоустроения деятельности христиан в различных случаях ( 1Кор.14:40 ), а посему законами церкви (кои вообще в своих основаниях согласны со словом Бога) в различных отношениях управляется деятельность христианина. – Польза и нужда изложения деятельного учения в правильном порядке Нет сомнения, что и простое познание христианских обязанностей, которые во всей полноте и пространстве содержатся в Св. писании, ( 2Тим.3:15–17 ), само по себе достаточно руководствовать к совершенству в духовной жизни, а посему нет, по видимому необходимости кроме простого руководства писания, искать еще искусственного руководства ко спасению. Впрочем не говоря уже о множестве толкований, несогласных с духом Божиего закона, когда возьмем во внимание, что в Св. писании и между нравственными правилами встречаются, по видимому, разногласия, то многие обязанности или в своем приложении или во внутренней силе, или в побуждениях и средствах недовольно раскрыты, вообще строгого взаимного отношения и порядка немеют; сверх того весьма много встречается важных совестных случаев простым разумением закона неудоборазрешимых; отселе не только полезно, но и необходимо, что бы путь благодатной деятельности во всем пространстве был изображен и христианские обязанности во взаимной связи были изложены. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Из этого видно, что на родителях и, соответственно, на учителях лежала огромная ответственность за воспитание. Примеры наставничества в Новом Завете. По воле Господа нашего Иисуса Христа Его ученики учили народ еще при Его жизни ( Мк.6:30 ), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство ( Мф.28:20 ). Главной целью учеников Христа была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о «покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа» ( Деян.20:20–21 ). Кроме того, благовествуя израильскому народу ( Деян.9:20–22 ), они постоянно доказывали на основании Священного Писания , что Иисус – это обетованный Мессия. Учение апостолов заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом. Когда была основана Церковь , в ней Святой Дух поставил избранных людей на служение и для этого служения были даны особые дары. Это было служение апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей ( Деян.13:1 ; «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями...», 1Кор.12:28 ; «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», Еф.4:11–12 ). На учителя в Церкви возложена была особая миссия. Они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупительную смерть и воскресение, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Новый Завет ясно определяет учительство как Божественное призвание («Я как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении», Рим.12:6–7 ). Это дар не только духовный, но и жертвенный, как свидетельствует Апостол: «Я желал бы сам быть отлученным, от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Особенно ярко важнейшая цель служения учителя показана в Евангелии от Луки. Пятнадцатая глава Луки, где записаны притчи о заблудших овцах, потерянной монете и блудном сыне, особенно хорошо подходит к роли христианского учителя. Учитель – это тот, кто стремится и помогает тем, кто упал и опутан сетью греха, как 1) овцы (те, кто знает, что они сбились с истинного пути, но не знают, как вернуться домой), 2) старший сын (те, кто не имеет достаточно духовного чувства для того, чтобы осознать свою потерянность) или 3) как младший сын (те, кто знают, что они заблудились, знают, как вернуться домой, но не желают возвращаться домой до тех пор, пока они не преодолеют своей гордыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но Церковь Христова, освобождая нас от одного рабства – греховного, закрепощает нас в другом рабстве – святом. «Освободившись от греха, – пишет Ап. Павел в послании к Римлянам, – вы стали рабами праведности. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, a конец жизнь вечная» ( Рим.6:18, 20:22 ). Значение истинной свободы, следовательно, простирается не на здешнюю только жизнь, a и на будущую, и не на одних только людей, a и на всю тварь земную, которая «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божьих» ( Рим.8:21 ). Для людей, получивших такую свободу в жизни, «откроется» некогда «свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет.1:11 ). Таков высший нравственный «закон свободы», «закон совершенный» ( Иак.1:25 ), существующий в христианстве. «Вникнем» же мы, христиане в этот закон и, согласно учению Ап. Иакова, который заповедал вам «так говорить и так поступать, как имеющим быть судимыми по закону свободы» ( Иак.2:12 ), взглянем с точки зрения этой высшей духовной свободы на те виды гражданской свободы, которые дарованы русскому народу Высочайшим Манифестом. Нам дарована, прежде всего, свобода совести. Что же это значит? Значит ли это то, что мы должны освобождаться от совести совсем? Нет, конечно! Есть, к сожалению, люди и притом, немалочисленные в нашем отечестве, которые, не имея в себе, по-видимому, никакой совести, живут подобно бессловесным животным и решаются на всякие поступки, будут ли они хорошие ила дурные, безразлично. Это засвидетельствовано и свидетельствуется почти ежедневным опытом и наблюдением над жизнью некоторых современных русских людей. В ответ на те или иные поступки их, несогласные с законами божескими и человеческими, нередко можно услышать из уст наших восклицание: «бессовестный ты человек». Другим людям, у которых совесть заснула и не заявляет о себе никакими внешними знаками присутствия, мы говорим: «как тебе не совестно», желая этим самым вызвать в них заснувшую или заглохшую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010