" Благодать сходит на воды " января 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Богоявленском храме на Гутуевском острове В канун праздника Крещения Господня, 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Богоявления на Гутуевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа , настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром, архимандрит Исидор (Минаев) и другие священнослужители. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " Сегодня мы слышали Евангелие, в котором раскрывается суть праздника Крещения Господня, - сказал владыка. - После того, как Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел на Свое спасительное для рода человеческого служение. И пришел на Иордан, чтобы здесь явить Себя миру, который уже был подготовлен проповедью Иоанна Предтечи о наступлении Царства Божиего, о пришествии в мир Мессии, Спасителя. И вот Господь подходит к реке - и в толпе народной оказывается Пастырь вместе с пасомыми, Судия вместе с виновными. Подходит к Иоанну Крестителю и просто говорит, чтобы он крестил Его. И слышит в ответ: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф., 3:13). Но Иисус Своим поступком напомнил нам, что нужно исполнить правду Божию " . " Заповедь о крещении была последней, которую дал Бог роду человеческому в Ветхом Завете, - продолжил архипастырь. - А Господь, явившись на землю, к тому времени исполнил все заповеди, осталась не исполненной лишь одна - о крещении. И Он пришел на эти воды, чтобы принять ветхозаветный обряд крещения. И когда выходил из воды, как сказано в Евангелии, " увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф., 3:16-17). После этого Иоанн Предтеча стал свидетельствовать народу Израиля, что Мессия пришел " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Быть Его учениками " ноября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Сампсониевском соборе " Каждый раз, приходя на Всенощное бдение перед воскресным днем, мы слышим отрывок из Евангелия о победе воскресшего Христа, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня мы слышали самое короткое воскресное утреннее чтение от Матфея (Мф. 28:16-19), оно касается не только апостолов, но и всех нас. Апостолам было велено идти на встречу с воскресшим Христом в Галилею, в гору. Для нас Галилея - это место, где мы живем. И здесь, в нашей Галилее, мы должны исполнять все, что Господь нам предписывает. Нужно подниматься в гору, то есть от своих повседневных дел - грехов, страстей, - потому что здесь Господа мы не встретим. Мы встретим Его на высоте, на горе. Не случайно есть горы, которые мы почитаем: Синай, Фавор - гору Преображения, Афонскую гору. На них обычно совершаются действия Божии, которые остаются в истории нашего спасения. Христос действительно встретился там с учениками и сказал им: " Дана Мне всякая власть на небе и на земле " (Мф. 28:18). И той властью, которой Он обладает, послал их учить все народы, " крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа " (Мф. 28:19). То есть, говорит Господь, вы должны сделать учениками Моими всех людей - не только здесь, в Израиле, но и по всему миру. Вот такая миссия им предстоит - приобщать все народы к божественной жизни Святой Троицы. Спаситель говорит, что ученики должны вспомнить то, что Он говорил им за три с половиной года, и передать это людям, " уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (Мф. 28:20). " Господь как будто задает нам вопрос: " Вы ученики Мои? " И мы этот вопрос должны себе задать, - продолжил архипастырь. - Мы уже давно в Церкви, крещены, ходим в храм Божий. А являемся ли учениками Христовыми? Как это узнать? Спаситель сказал: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). Если у нас есть любовь, то мы - ученики Христовы. А если любви нет, то мы еще не ученики, мы пока язычники и еще не соблюдаем заповеди, которые Господь нам дал. А дальше Он говорит: " Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28:20). Мы должны жить так, будто Господь всегда присутствует с нами, и ощущать Его. Когда мы проводим жизнь в присутствии Христа, ведем себя соответственно. Бог все видит, за нами смотрит, а раз Он смотрит и видит, я не буду делать ничего такого, что будет оскорбительно для Него, неприлично. Буду стараться вести себя хорошо " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Вера - это сила " ноября 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Рождества Христова на Средней Рогатке В канун Недели 22-й по Пятидесятнице, 4 ноября,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Всенощное бдение в  храме Рождества Христова на Средней Рогатке . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  протоиерей Павел Иванов  с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Митрополит поздравил верующих со святым воскресным вечером и памятью апостола Иакова, брата Господня. " По преданию, Иаков, брат Господень, был сыном праведного Иосифа от первой жены, - сказал владыка в проповеди. - Он уверовал в Христа как Сына Божия, и Господь по Воскресении поставил его первым епископом Иерусалима, главой первой христианской общины. А матерью всех Церквей стала Иерусалимская Церковь во главе с апостолом Иаковом. Он тридцать лет правил ею и никуда не уезжал, как другие апостолы с проповедью во многие страны. Его ответственностью был Святой град, здесь находилась его паства. Но многие, приходящие туда, уезжали в свои страны и нуждались в дальнейшей поддержке " . " Сохранилось соборное послание апостола Иакова, которое вошло в канон Нового Завета, - продолжил архипастырь. - Это послание к христианам из иудеев, которые не знают, как поступать, потому что везде их гонят за Христа. Он говорит, что надо все терпеть. Господь так и учил: " Если Меня гнали, будут гнать и вас " (Ин. 15:20). В послании Иаков говорит, как мы должны обращаться с языком, который много нам вредит. " Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть " (Иак. 3:2,9,10). Главная тема послания - это сочетание веры и дел. Уже в то время ошибочно считали, что можно спасаться одной верой. Но апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Вера должна быть во главе угла, укрепляя и направляя нас к Богу, а дела - производное от нее. За свидетельство и верность Христу апостол окончил жизнь мученической смертью - иудеи сбросили его с Иерусалимского храма, где он, видимо, молился. В предании говорится: за то, что иудеи сбросили Иакова, через семь лет пришли римляне и окончательно разрушили Иерусалим. От Иерусалимского храма остались одни стены, которые сейчас называются Стеной плача " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Господь открыл путь на Небо " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в колпинском храме Вознесения Господня В канун праздника Вознесения Господня , 8 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Дивинский, депутат Заксобрания Елена Киселева, глава администрации Колпинского района Анатолий Повелей, глава колпинского муниципального образования Вадим Иванов. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом. " Как быстро прошел Великий пост, так же быстро прошли сорок дней после Пасхи. Это время было дано Господом, чтобы еще раз напомнить ученикам, для чего Он приходил на землю, чем они должны заниматься и что впереди их ждет Царствие Божие, - сказал владыка. - Когда ученики видели Спасителя распятым на Кресте, им было страшно. Но когда увидели Его вознесшимся, то возвращались в Иерусалим уже с радостью. Потому что Господь показал им, что Он живой, дал заповедь идти в мир и крестить людей. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк.16:16) " . " Господь пришел в мир, чтобы спасти его, - продолжил архипастырь. - В момент Вознесения Господня ангелы явились ученикам и сказали: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:11). Но у Господа будет уже другая миссия. Он будет судить живых и мертвых " . " Мы готовимся ко второму пришествию, - подчеркнул владыка. - Господь открыл путь на небо. Чтобы туда попасть, нужно вести праведную жизнь. Некоторых Он выбирает к праведной жизни с младенчества, как преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Они с детства были сосудами благодати Божией и готовились к своей миссии. Других Бог призывает в молодости. А некоторых - в конце жизни, обремененных грехами, падениями. Ни для кого небо не закрыто. Последние проходят через покаяние, исправление, очищение и тоже могут сподобиться Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Господь призывает, чтобы мы сделали правильный выбор " февраля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Александро-Невском храме на проспекте Маршала Жукова В канун Недели о Страшном Суде, 18 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святого благоверного князя Александра Невского на проспекте Маршала Жукова . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Даниил Мельников с клиром и другие священнослужители. По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодняшние канон и стихиры были посвящены Второму пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному Суду, - сказал владыка. - Когда апостолы были с Господом на Елеонской горе и Он вознесся, они долго смотрели в небо, пока ангелы не явились и не сказали: " Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:14). Господь Сам говорил: " Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей " (Мф. 25:31). Все, что Господь говорил, исполняется. Не сказано, когда конкретно настанут эти времена. Господь не открыл этого, но назвал признаки " . " Это произойдет после великой скорби, которая будет на земле, - продолжил архипастырь. - Скорбь бывает тогда, когда люди начинают так грешить, что она неминуема. Чем больше умножаются грехи, тем больше скорбь. Господь сказал: " Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? " (Лк.18:8). Значит, вера будет уменьшаться, а не прибавляться. Грехи настолько вытеснят веру, скорби будут настолько велики, что немногие смогут их вытерпеть. А многие будут сдаваться грехам и такой жизни. Эти скорби описаны апостолом Павлом в послании к Тимофею " . " Кроме того, придет антихрист и будет править миром три с половинной года, - напомнил митрополит. - Он будет творить чудеса, даже восстановит Иерусалимский храм, от которого сейчас осталась одна Стена плача. Антихрист словно покажет, что, как Христос восстановил собственное тело, он способен восстановить храм " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Для Царствия Небесного нужны покаяние и вера " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе В канун праздника Богоявления , 18 января, митрополит Санкт-Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер , настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром и другие священнослужители. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением, - сказал владыка. - Мы - люди воцерковленные, читали Евангелие, многие бывали на Святой земле, в том числе на Иордане, где происходили евангельские события, которым посвящен нынешний праздник. Мы знаем, что Господь по достижении 30-летия явил Себя народу как Мессия, Спаситель рода человеческого. В те времена Иоанн Предтеча недалеко от местечка Вифавара совершал крещение покаяния. К нему приходили люди, он заводил их в Иордан, они стояли в воде по шею, исповедовали грехи, и он окунал каждого в воду с головой. И вот, незаметно подошел к этой толпе плотник из Назарета. Иоанн Предтеча узнал в Нем Того, Кого долго ждал и о Ком говорил: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). Подошел Иисус, и Иоанн Предтеча спрашивает: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф. 3:14). Иисус же Своим ответом дает понять, что не нужно упражняться в смирении, а нужно исполнить волю Божию. Господь принял Крещение от Иоанна, тотчас вышел из реки, совершил молитву Отцу Небесному, испросив помощи и благословения. И тут небеса открылись, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и голос с небес возвестил: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). " Господь тотчас ушел оттуда в Иудейскую пустыню, на гору, которая именуется теперь Горой Искушений, и там провел сорок дней и ночей, ничего не вкушая, в молитвах и беседах со Своим Отцом, - продолжил архипастырь. - Спаситель отверг все искушения диавола, а затем, по прошествии сорока дней, вновь пришел на Иордан. И здесь уже Иоанн принародно засвидетельствовал: " Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, и Господь тоже говорил: " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " (Мф. 4:17).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Если вечерня служится отдельно от утрени, то она, как и все ваши богослужения, заканчивается так называемым «отпустом», на котором священник поминает Матерь Божью, святых, которым посвящен этот день, и святых, в честь которых построен данный храм. Священник благословляет молящихся : «Благословение Господне на вас». За всенощной священник заканчивает вечерню, благославляя молящихся: «Благословение Господне на вас» ... Утреня Вторая часть всенощной, утреня, напоминает нам своими молитвами и священнодействиями новозаветную жизнь людей и подвиг Сына Божия. Если утреня совершается отдельно от вечерни, то она начинается, как большая часть других богослужений, возгласом: «Благословен Бог наш» и читается обыкновенное начало молитв: «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...». «Отче наш...», а потом так называемые «царские псалмы». Эта, вступительная, часть утрени заканчивается краткой сугубой ектенией, которую всегда читает священник, даже если диакон участвует в богослужении. После ектении священник говорит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице» ... и начинается чтение шестопсалмия. Шестопсалмие . Шестопсалмие начинается чтением славословия, которое пели ангелы в ночь Рождества Иисуса Христа: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», потому что шестопсалмие посвящено ожиданию Рождества Христова в последние дни Ветхого Завета. В шестопсалмии чередуются радостные и скорбные псалмы. Скорбь Ветхого Завета, не знавшего нашей христианской радости, сменяется радостью в надежде на пришествие Спасителя. «Господи, что ся умножиша стужающие ми» ... «Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною». Но с другой стороны псалмы говорят: «Яко от тука и масти (т. е. от богатой полноты, конечно, духовной) да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя». И «В крове крилу Твоею возрадуюся». В середине шестопсалмия священник выходит из алтаря и, стоя перед царскими вратами, молча, читает особые утренние молитвы, напоминая собой о скором пришествии Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если завтра Страшный Суд. Как провести Родительскую субботу Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва 1 марта, 2019 Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва Представим себе, что завтра настанет Страшный Суд. Мертвые воскреснут, Христос сойдет с небес, и все мы предстанем пред Ним такими, какие мы есть на самом деле, без прикрас. Это значит, что день накануне – последний день смерти. Последний шанс что-то исправить перед последней Встречей. Последнее время в буквальном смысле. Инокиня Евгения (Сеньчукова) Церковь издавна особым образом вспоминала усопших в связи с ожиданием Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Вот почему в субботу перед Неделей о Страшном Суде, за неделю до начала Великого поста, отмечается Вселенская родительская суббота с заупокойными богослужениями. Всенощное бдение в канун субботы в целом пронизано молитвой за усопших. Этот день настолько важен, что даже память святых переносится на другой – остается только «заупокойная» тема. В ходе богослужения совершают «великую панихиду», иначе называемую «Парастасом». Обычная панихида – ее сокращенный вариант. По уставу она совершается после вечерни, перед Шестопсалмием. В современной русской традиции Всенощное бдение накануне Родительской субботы не принято, служат только Парастас. На Литургии в субботу читают «заупокойные» фрагменты Священного Писания. Отрывок из 4-й главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам начинается словами: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13-14). Евангельское чтение также посвящено надежде на вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). После Литургии снова совершают панихиду.

http://pravmir.ru/esli-zavtra-strashnyiy...

" Жить для ближних " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове В канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, 14 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов, настоятель протоиерей Андрей Дьяконов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи были награждены: протоиерей Андрей Дьяконов - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Отче наш " , иерей Сергий Муравьев - правом ношения наперсного креста золотого цвета. " Мы уже три недели празднуем Светлое Христово Воскресенье, и сегодняшний день именуется Неделей о расслабленном, - сказал владыка в проповеди. - Завтра за Божественной литургией будет читаться отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного человека. Господь наш, Спаситель и Учитель, показал пример исполнения заповеди любви. На Страшном Суде Он скажет: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:35-36). Это простые вещи, которые повседневно встречаются в жизни, но показывают, чего мы достигли как христиане. Христос на второй год Своего общественного служения роду человеческому пришел в Иерусалим на Пасху. Недалеко от Храмовой горы был так называемый Дом милосердия, у евреев он назывался Вифезда. Там была купель, в которой мыли овец, перед тем как принести их в жертву, к ней вели пять крытых ходов. Эти ходы напоминали больницу - в них скопилось множество болящих: слепых, хромых, сухих. Все там были, кроме прокаженных, которые жили за городом в пещерах и не имели права приближаться к людским поселениям " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010