Арх.: РГБ. Ф. 178. 3311. Л. 1-14; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2875. Главная церк. и ризничная опись Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. мон-ря, сост. на основании указа Свят. Правит. Синода. 1853 г. Л. 37-38. Лит.: ИРИ. Ч. 5; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотв. Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 21-22; Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря//Пензенские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 12. С. 369-376; 13. С. 392-396; 14. С. 436-439; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1891 г. Пенза, 1891. С. 18-23; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1911 г. Н. Ломов, 1911. С. 17-24; Тихомиров Е. А. Жизнь Пресв. Богородицы и сказание о всех чудотв. иконах Ее, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 91-92; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 310-311 (переизд.: М., 2010. С. 301-302); Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 440 с ил.; Гедеон (Котлов), архим. Нижне-Ломовский Казанский второкл. муж. мон-рь Пензенской епархии. [Н. Ломов], 1911. С. 7-14; Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери XVII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 468-480; Логинова Т. В. Возвращение древней святыни: К годовщине явления чудотв. Казанской иконы Божией Матери в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2010. 6. С. 28-33. Ил. на с. 29; Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь с. Норовка Нижнеломовского р-на//Там же. 11. С. 36-40. Ил. на с. 38; Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. Ил. на с. 124. Казанская Пензенская икона Божией Матери Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе) Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе)

http://pravenc.ru/text/1320206.html

1,8 Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя и да пробудится к любви вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, щедро разжигаемый дровами, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, даже до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он посредством бесславия, и бесчестия, и последней смерти победил врага, так и мы, живя в страданиях, смирении и бесславии и вплоть до смерти 3310 презревшие стыд, смогли победить диавола, и получить жизнь, и стяжать многоценный жемчуг, Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» 3311 . 1,9 Смертию победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая помыслами. Ведь постыдно, что купцы переплывают такие пучины и презирают смертельные опасности ради возрастания и прибавления богатства, а мы – стремясь «держаться вечной жизни» 3312 , желая стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и вожделея купить на торгу истинное сокровище – не презираем временной смерти, то есть наслаждений. 1,10 Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа 3313 , бывшего во всем нам образом и примером и смертию победившего смерть. 2,1 Ибо в Законе Моисей, добрый угодник Божий, таинственно, «образом и тенью» 3314 намекая на смерть Господа, повелел приносить в жертву телицу «вне стана» 3315 в пустынном месте во оставление грехов, и ее пепел и окропляемая кровь освящала весь народ и священников, и богослужебные сосуды, и самую Книгу и скинию. Как и апостол, беседуя с евреями, разъяснил истинное изображение таинства: «Ибо если кровь тельцов, – пишет он, – и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» 3316 . 2,2 А то, что «вне стана» телица приносится в жертву в пустынной [местности], понимается двояко: или что – так как души пустынны и не имеют в себе гласа или пути Божия, но наполнены страшными колючками – Господь пострадал, чтобы очистить и примирить; или что души, исходящие из их отечеств и от родства и из страшного содружества злых духов тьмы, в коих они пребывали и жили, должны изойти силою Господа и удалиться в чистую землю жизни, где нет голосов злобы и крика злых духов и толпы нечистых бесов. Неподъяремной же была телица, потому что ярма греха и рабства Господь не понес, но умер за нас. И мы сможем превзойти [их], шествуя путем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Поскольку гордость, будучи болезнью ипостасного начала в человеке, «составляет ядро духовного падения» 3308 , то лишь смиренная личность может «разумно и со смирением сердца… врачевать и исправлять брата» 3309 . Смиренное слово наставника «удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего» 3310 . Подлинный духовник в Православии всегда «уважает личность другого человека» 3311 , опасается поранить его душу, смиренно и терпеливо, «годами ждет, что человек поймет свои промахи, недостатки и покается» 3312 . Осознанное, добровольное послушание другому человеку является одним из лучших путей умерщвления личных гордости и эгоизма. «Если мы не смиряемся пред братом и не творим послушания ему в делах всегда более или менее малых, то как смиримся пред Богом и послушаемся в исполнении Его великой вечной воли» 3313 . От послушания рождается смирение 3314 личности. «Ни один подвиг не умерщвляет страстей с таким удобством и силою» 3315 , как послушание перед другим человеком, особенно, если ты хотел бы иметь оного в добрых, близких личных отношениях. И по мере того, как растет личное смирение христианина, все более полным и глубоким становится послушание его как Церкви, так и своему духовному отцу. Зная цену добродетели смирения, истинный пастырь-подвижник сам старается «всю жизнь пребывать в послушании, несмотря на то, что покрылся сединами духовного опыта» 3316 . «Великий Антоний, будучи 95 лет, ходил к Павлу Фивейскому, которому было 115 лет» 3317 . Близкие к нам по времени Оптинские старцы окормлялись друг у друга до глубокой старости. Об афонских русских старцах Макарии и Иерониме говорится, что «Макарий, будучи уже убеленным сединами старцем, кланялся в ноги, как провинившийся ребенок, великому своему духовному руководителю, прося у него прощения». При этом о. Макарий был архимандритом и игуменом обители, ему подчинялись сотни монахов, а о. Иероним до смерти удерживал за собой лишь скромный титул иеросхимонаха-духовника. Именуя старца Иеронима единственным своим «сокровищем на земле», о. Макарий «безусловно повиновался о. Иерониму и нередко получал от него выговоры». Причем выговоры эти делались даже и при посторонних, и поводы к ним, «с обычной точки зрения, не только не заслуживали порицания, а, напротив, были достойны одобрения и награды» 3318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Этим же просветительским целям служила и библиотека-читальня при обществе. Библиотеки, впрочем, были почти во всех обществах трезвости. «Кроме бесед и чтений, в смежной с залом собраний комнате функционировала читальня для трезвенников, в которой, кроме книг религиозно-нравственного и противоалкогольного содержания, имелись выписанные на средства братства журналы: “В борьбе за трезвость”, “Вестник трезвости”, “Отдых христианина”, “Христианин”» . Плата за пользование книгами с членов не взималась. Если общество не имело подходящего помещения, то оно просто выписывало газеты и журналы противоалкогольного и развлекательного характера . Казанско-симоновское общество трезвости при Симоновом монастыре не имело своей библиотеки, но учредители договорились с монастырской библиотекой, и трезвенники могли не только там читать книги, но и брать их домой. Библиотека Даниловского отделения 1-го Московского общества трезвости к 1909 году имела 3311 книг. Она была типичной для крупных и средних обществ трезвости. Маленькие общества и братства не могли себе позволить создать целую библиотеку, а зачастую у них просто не хватало средств на ее оборудование и приобретение достаточного числа книг. Такие общества ограничивались выпиской только периодических изданий. «Появился спрос на книги и газеты. Для удовлетворения этого спроса частными лицами для трезвенников выписаны: “Русское чтение”, “Трезвые всходы”, “Крестьянское дело”, а обществом – “Сельский вестник”» . Очень часто библиотеку-читальню в обществе трезвости совмещали с дешевой, а иногда вовсе бесплатной чайной, где посетители могли не только перекусить и выпить чашечку чаю, но и пролистать свежие газеты и журналы. В Кожевническом отделении была своя библиотека, но организаторы решили, что в чайной тоже необходимо иметь журналы. (Окончание следует.) Рейтинг: 8.7 Голосов: 23 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60402.html

В «Невесте Агнца», как мы уже знаем, свобода признается «не софийной», т.е. стоящей вне софийной детерминированности в бытии. «Тварный мир, – как пишет Булгаков 3300 , – совершенно детерминирован лишь в онтологическом своем основании». Булгаков снова верит 3301 , что «диалектика тварной свободы… должна в конце пути свободы слиться с океаном софийного бытия через способность на путях свободы преодолеть индивидуальность ради высшей и последней свободы – с принятием софийной детерминации, как цели». Но так как «первородный грех явился онтологической катастрофой в человеке, силой истории… ослаблено всё человеческое естество» 3302 и так как «люциферизм заложен в самой тварности – как искушение, подлежащее преодолению 3303 », вообще в силу «удобопревратности свободы» и несофийности «я», как субъекта свободы, – то «софийная детерминация» оказывается вовсе не обеспеченной и даже сомнительной. Булгаков очень сильно и остро говорит об «отравленности и извращенности всего человеческого творчества 3304 », – и здесь с исключительным мужеством и правдивостью он признает, что, «несмотря на единство человечества и единый корень всего его творчества, оно не имеет гармонического свершения и, наоборот, удел человечества есть самая раздирающая трагедия последней борьбы 3305 ». «В пределах самой истории, – тут же пишет Булгаков 3306 , – этой трагедии нет конца и исхода». Метафизика всеединства в пределах истории, в пределах времени оказывается таким образом неверной, а «софийная детерминация» просто идеалом, а не реальностью: «сгорит все в мире, недостойное увековечения, не софийное его приражение, – и воссияет софийный его образ, так что София тварная станет совершенно прозрачным откровением Софии Божественной… Душа мира, сохраняя всю свою реальность и самобытность, перестанет быть закрытой для духа, но станет ему послушна, для него прозрачна, с ним сообразна» 3307 . Однако и в будущем эоне сохранится антиномизм блаженства и мук 3308 ибо и там свобода, неустранимая и в будущем эоне,хотя она и должна быть признана в своем бунте против Бога «онтологическим безумием» 3309 , может пребывать «в злой вечности пустоты, пока не начнется обращение (даже сатаны) к Богу 3310 . «Сатанизм исчерпаем, – думает Булгаков, – здесь открывается возможность конца сатанизма», но этот «онтологический постулат (определяемый «метафизикой всеединства». – В.З.) есть тайна, нам совершенно неведомая и потому не подлежащая дальнейшему обсуждению» 3311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

чистого сердца. Его любовное обращение к ближним, скромность и быстрая деятельность удостоили его начальства и прославился он ими от всей Выгореции и окрестности её. В Петрополе и прочих местах за его таланты и доспехи в церкви он был у всех в знатном замечании” 3309 . Ревнитель благочестия и хорошей жизни, твёрдого духа он естественно, не мог равнодушно смотреть на те беспорядки, какие укоренились в Выгореции, на ту распущенность нравов, какая царила там, и от которой несвободны были даже её главари. По словам Григория Яковлева, основатель Выгореции Даниил Викулин имел одну девку; его преемник, Андрей Денисов – трёх. А сколько других видных лиц жили явно с девками 3310 . До какой степени была развита нравственная распущенность мы уже знаем 3311 . Такая закулисная сторона жизни в —614— Выгореции естественно возмещала Алексея Родионова. Обладая твёрдым и решительным характером, он не молчал, а строго обличал и тем вызывал недовольство и раздражение; но он не давал себя в обиду и резко отвечал на оскорбления, он весь, обращался тогда в „пламень” и в запальчивости не мог владеть собою. Чем больше он учился, чем становился образованнее, тем выше он себя чувствовал окружающей среды, тем менее он стал уважать своих старейших, и многих из них прямо называл невежами. Да и не мудрено было ему не возмущаться, не обращаться в пламень. Все почти раскольники, по словам П. Любопытного, были „буквалисты”. Но на ряду с „дивными”, „сланными”, „тонкими”, „знатными” буквалистами были и другие буквалисты, которых философия не озаряла, и они в своих подвигах ограничивались буквализмом древних веков, были „сущие буквалисты до изуверства”. Сии-то „буквалисты” были „порабощены глубоким суеверием и непорностью духа к просвещённым мужам, были грубыми суеверами и прекословцами просвещённых умов” 3312 . Вот с этими-то „прекословцами”, вероятно, и вступал в споры Алексей Родионов, и от их грубого „буквализма” и „глубокого суеверия” он приходил „в пламень” и не стеснялся в своих выражениях. Все были крайне недовольны его поведением. „Самонравием и презорством дух его над всеми ношащеся; не думал он выше себя кого в разуме и науках, и того ради кичением над прочими взимашеся. Истинная словеса истиннаго Владыки от всего недуга падение доказуют: наказание гордым падение их“ 3313 . Глубоким и всесторонним изучением святоотеческой литературы дошедший до познания – „что есть догмат веры и что есть обычай, подлежащий власти церковней”, он, вероятно, высказывал иногда такие мысли, которые приводили в ужас всякого рода „буквалистов”. E. В. Барсов в своей статье „Алексей Родионов” передаёт такой случай из жизни его, который показывает, выражаясь современным

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Товарищ тех же мыслей, и сам хотел писать к Вам. В начале февраля Викентий 3310 должен быть в часовне. Предъявите ему мое предписание; а о субсидии объяснитесь с Войтом. 3311 Преданный Вам М. Сергий Сообщил Вл. Марков. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилевский. Письма к А.В. Горскому 3312 //Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 534–610 (1-я пагин.) —534— 1 . Друг мой любезнейший, Александр Васильевич ! Благодарю тебя за письмо. Рекомендованные тобою книги вношу в свой небольшой каталог. Преосв. Иннокентия я не имел удовольствия видеть. Мы ожидали его в Семинарии, но он не приехал. Его слово о Церковности я давно читал в Студенч. записках на его уроки, хотя несколько несходно там это высказано. Расширения круга деятельности Вашей Конференции очень желаю… Ты, Друг мой, не спросил у меня, что я теперь делаю? —535— А если бы спросил, я бы со стыдом стал отвечать: вот с начала трети доселе, почти в буквальном смысле, ничего не делал на бумаге. Не знаю, посему то много случайных отрывок (от дела); не могу дня выбрать, чтобы посвятить его на любое дело… Да, и Ваша корректура иногда два и три часа на день отнимает, хотя на это я никак не жалуюсь. А скажу тебе, Друг, по-дружески: пожалуйста, обращайте внимание на язык! Печатаемое сочинение с этой стороны не выгодно рекомендует нашу Академию. Есть в нем обороты весьма странные, – совсем не русские. Это стыд месту…! Где легко поправить, чрез изменение нескольких слов, я имел смелость поправлять; но это сопряжено с большими затруднениями. Случилось раз, что я четыре непонятных строки замарал; а в типографии поэтому должны были три четверки снова перебирать, что сделало труда одному человеку почти на целый день. Андрей Иванович 3313 (которому мое почитание!), пересматривая рукопись, кажется, смотрел собственно только на пунктацию: верно такое было поручение! Но и с этой стороны не без грехов осталось дело, хотя их гораздо менее прежнего. Нужно почаще печатать, чтобы приучиться приготовлять дело на показ свету!!! Я, Друг, собираюсь что-нибудь написать для учеников о мipe, т.е. из Cosmolog…, но не знаю, как руки приложить, пособия совсем не имею, и какие дать ей пределы, не придумаю. Я другое дело – мои ученики конечно не так будут взыскательны, как Ваши г. Студенты: напишу листа два, три – и довольно. – Если бы Вы мне могли указать или дать пособие, я с большою бы благодарностью приняли и совет, и помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аналогичные явления, только более частного характера и не чудесные по природе, внешне похожие на подлинный дар языков или только имитировавшие его, время от времени возникали в периоды особого религиозного энтузиазма: у камисардов и пророков из французских Севенн, в среде ранних квакеров и методистов, мормонов и шведских «читателей» («Liisare», 1841 — 1843), во время ирландского пробуждения 1859 г. и особенно в «Католической апостольской церкви» Э. Ирвинга с 1831 по 1833 г. и даже по сей день. См. статьи Ирвинга о «дарах Святого Духа, именуемых сверхъестественными» (Ed. Irving, Works, vol. V, p. 509, etc.); Mrs. Oliphant, Life of Irving, vol. II; Schaff, Hist. Ap. Ch., § 55, p. 198; Stanley, Com. on Corinth., p. 252, 4th ed.; статьи Пламптре в «Библейском словаре» Смита (Smith, Bible Diet., IV. 3311, американское издание). Последователи Ирвинга, высказавшие свои соображения по данному вопросу (Тирш, Бём и Росстойшер), четко разграничивали глоссолалию Пятидесятницы (говорение на иностранных языках) и коринфскую глоссолалию, которая проявлялась на молитвенных собраниях; свой собственный духовный опыт они отождествляли с последней. Несколько лет назад я стал свидетелем глоссолалии в нью–йоркском собрании последователей Ирвинга; речь была ломаной, спонтанной и непонятной, но слова состояли из необычных, поразительных, впечатляющих звуков, и говорящие не владели своим языком, который как будто подчиняла себе некая посторонняя сила. Один мой друг и коллега (д–р Бриггс) наблюдал этот феномен в 1879 г. в Лондоне, в центральной церкви последователей Ирвинга, и у него сложилось такое же впечатление. 3) Глоссолалия Пятидесятницы не могла принципиально отличаться от коринфской: она представляла собой точно такой же экстатический акт поклонения, благодарения и хвалы за великие деяния Божьи во Христе, беседу души с Богом. Это было чистейшее и наивысшее словесное воплощение ликования и восторга новорожденной Церкви Христовой, находящейся под властью Святого Духа. Говорение на языках началось прежде, чем появились зрители (ср. Деян. 2:4 и Деян. 2:6), а по его окончании Петр произнес миссионерскую проповедь обычным, понятным языком. Лука упоминает об этом даре еще дважды (Деян. 10, 19), и в обоих случаях его сутью является поклонение, а не поучение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сенсация от The Washington Post: «Цифровая бомба нанесет мощный удар по агрессивной России» Новое кибероружие, разработанное с участием АНБ, ЦРУ и Киберкомандования США, может поразить критическую инфраструктуру РФ 24.06.2017 3311 Время на чтение 5 минут 23 июня 2017 года The Washington Post опубликовала эксклюзивный материал под названием «Тайное оружие Обамы для наказания России за вмешательство Путина в избирательную кампанию». Открываются все новые подробности, связанные «с вмешательством Кремля в американские выборы». В частности, The Washington Post сообщает: «Директор ЦРУ Джон Бреннан впервые предупреждает Белый дом в начале августа ( 2016 года – авт.) о том, что Президент России Владимир Путин приказал провести операцию по разгрому или хотя бы навредить Хиллари Клинтон и помочь избрать ее соперника Дональда Трампа... Бреннан провел разговор с директором ФСБ РФ Александром Бортниковым, чтобы предупредить его о вмешательстве России в выборы. Бортников отрицал это, но сказал ему, что он передаст все Президенту России Владимиру Путину...» «Потребовалось время для других служб разведывательного сообщества, чтобы поддержать мнение ЦРУ, – продолжает The Washington Post. – Только через пять месяцев в администрация Обамы тайно обсуждались десятки вариантов для сдерживания или наказания России, в том числе кибератаки на российскую критическую инфраструктуру, а также санкции, которые могли бы отправить в “пропасть” российскую экономику». Что означают «кибератаки на российскую критическую инфраструктуру»? Это могут быть удары, которые приведут к катастрофическим последствиям в связи с авариями на АЭС, гидро- и теплоэлектростанциях, транспортных газопроводах, отсутствием связи, водоснабжения, тепла и других жизненно важных ресурсов. «Но, в конце концов, в конце декабря Обама одобрил скромный пакет санкций, которые были разработаны, чтобы наказать Россию за другие вопросы», – сообщает The Washington Post. Однако, как оказалось, введенные 29 декабря 2016 года Бараком Обамой новые санкции против РФ не ограничиваются только высылкой 35 российских дипломатов, мерами против ФСБ, ГРУ Минобороны России, трех компаний и закрытием двух дипломатических миссий.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/24/se...

Это естественно – в виду той видной роли, какая выпала на его долю в славянофильском деле. – Как же, однако, относилась наша Академия к его общественно-литературной деятельности? – И здесь, как и в главе о Хомякове, первым возвышает свой голос П.С. Казанский . Снова слышится его внушительное «мы», но характерная роль его, как advocate diaboli, по отношению к славянофилам, и advocate Dei – по отношению к Академии, в их взаимной тяжбе, нами уже достаточно выяснена, и потому переходя теперь к разбирательству нового дела мы не будем указывать, чт в словах П.С. достойно внимания и что должно быть отнесено на счет его личного характера. Впрочем, мы ограничиваемся лишь двумя его письмами к Бахметевой, где он укоряет И. С-ча за поблажку сектантам и за неправильную постановку вопроса о реформе Церкви. Припоминая какую-то личную беседу И. С-ча с профессорами в Академии, где последний будто бы сознавался, «что только с светской точки зрения смотрит на дело», т.е. на все касающееся «блага церкви», Казанский говорить Бахметевой: «Можете сказать ему, что нашему академическому братству его статьи, касающиеся церкви, кажутся возмутительными… Одна статья только об обер-прокуроре и то, исключая конец, ее понравилась всем, всеми с чувством принята. Признаюсь, что у нас существует убеждение, что И.С. Аксаков совсем не понимает, с чего нужно начать дело, где корень зла; исполнить его требования – только увеличивать зло. То, чего он домогается, само собою придет и разовьется, когда существо дела исправится». 3309 В этих словах П. С-ча речь идет о четырех статьях Аксакова – двух – из газеты «Москвич» и двух – из «Москвы». – Возмутили П. С-ча, и кого-то еще с ним, две статьи, с требованием безусловной свободы совести и с указанием —611— на то, что главными противниками ее являются лица духовные 3310 , и одна, объясняющая успех сектантской проповеди нежеланием того же духовенства вести проповедь православную. 3311 Понравилась же статья о отчете обер-прокурора, где этот отчет по духовному ведомству ставится в более или менее остроумную параллель с отчетом по ведомству путей сообщения и вместе высказывается протест против вторжения в дела церкви гражданской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007