Санта-Сабина в Риме. В руках И. Х.- средовека помимо свитка или книги изображали крест (саркофаг Проба, музей собора ап. Петра в Риме, 395). К триумфальной царской иконографии А. Грабар относит изображение И. Х. с крестом на плече, попирающего льва и дракона (мозаика Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519; см.: Грабар. 2000. С. 242-243). Это изображение, основанное на словах Псалтири: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90. 13), символизировало победу И. Х. над адом и смертью и в то же время воспроизводило рим. имп. иконографию, известную со II в., которая представляла императора попирающим побежденного врага. В вестибюле Большого дворца в К-поле находилось изображение имп. св. Константина, пронзающего змея (аллюзия на имп. Лициния), над императором был начертан знак креста ( Грабар. 2000. С. 62). С темой царственности И. Х. связано изображение Этимасии - Престола уготованного (напр., в мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, Баптистерия православных (сер. V в.) и Арианского баптистерия в Равенне (ок. 520), церквей Сан-Приско, Капуа (1-я пол. V в.), вмч. Георгия в Фессалонике), на котором располагаются один или неск. символических предметов: золотой венец, крест, плат, Евангелие, свиток Апокалипсиса с 7 печатями, Агнец или монограмма И. Х. в соединении с престолом Божиим, которые символически являли образ И. Х.- Царя. Тот же смысл имело полагание Евангелия на троне во время заседаний Соборов, дабы показать, что Сам И. Х. возглавляет собрание епископов (эта тема нашла отражение в иконографии, напр. на миниатюре «II Вселенский Собор» в Кодексе Григория Назианзина - Paris. gr. 510. Fol. 355, 867/86). Одной из главных тем в рельефах саркофагов из К-поля и Равенны стало изображение другой триумфальной имп. композиции - монограммы И. Х. в венке (ранний пример - саркофаг IV в., ц. Сан-Джованни ин Латерано, Рим). В центре внимания отцов Вселенских Соборов был образ Спасителя, что нашло отражение не только в богословских текстах, но и в искусстве. Соединение Божественного и человеческого, исторического и вечного, земного и небесного представлено в изображающих И. Х. мозаиках ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (30-е гг. VI в.). На сев. стене находятся 13 сцен евангельских чудес и притч, на юж. стене - 13 сцен Страстей и явлений Воскресшего. В 1-м случае И. Х. изображен безбородым, во 2-м - с бородой. В нижнем ярусе также сопоставлены темы небесного и земного - напротив друг друга представлены окруженный ангелами Небесный Царь на престоле и Богоматерь с Младенцем на престоле в сцене «Поклонение волхвов».

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Крещение. Двенадцать апостолов. Мозаика купола баптистерия Православных в Равенне. 451–473 гг. Крещение. Двенадцать апостолов. Мозаика купола баптистерия Православных в Равенне. 451–473 гг. Самый ранний из памятников Равенны - мавзолей Галлы Плацидии. Это крестообразная в плане капелла, которая примыкала к ц. Санта-Кроче и, вероятно, была посвящена архидиак. сщмч. Лаврентию. Мавзолей украсили мозаиками во 2-й четв. V в. В куполе на фоне покрытого звездами ярко-ультрамаринового неба - золотой Крест, в парусах - символы евангелистов. В люнетах под подпружными арками купола попарно представлены апостолы, а между ними - голуби, пьющие воду из чаш. В сводах рукавов креста на том же ярко-ультрамариновом фоне - розетки, цветы, звезды или побеги аканфа; в люнетах справа и слева от входа - пары оленей, приближающиеся к озеру (иллюстрация к Пс 57. 1-2), и переплетающиеся завитки аканфа; в люнете над входом - Иисус Христос Добрый Пастырь, а напротив входа сщмч. Лаврентий с большим золотым крестом и книгой подходит к объятой пламенем решетке - орудию мученичества. Святые Феликс, Матерн и Навор. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Челд’Оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Святые Феликс, Матерн и Навор. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Челд’Оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Предположительно ок. сер. V в., при еп. Симмахе, была создана мозаичная декорация капеллы св. Матроны в ц. Сан-Приско в г. Санта-Мария-Капуа-Ветере. Крестовый свод разделен на 4 части изображениями финиковых пальм, в образовавшихся треугольниках - по вазе с завитками лозы, увешанной гроздьями винограда, к каждой вазе подходит пара птиц. Мозаика медальона, располагавшегося в вершине свода, утрачена. В люнете над входом сохранилось изображение Иисуса Христа в медальоне. В левом люнете, по сторонам богато украшенного престола с лежащим на нем свитком, запечатанным семью печатями, и со слетающим на него голубем - Св. Духом, представлены бык и орел; в люнете напротив сохранилось только погрудное изображение ангела; символы евангелистов изображены крылатыми, но без книг, с которыми они бывают представлены в более поздних памятниках ( Olivieri F. 1967. P. 287). Известная по рисункам композиция 4-го люнета включала изображение Креста с подходившими к нему с каждой стороны 6 голубками, символизирующими апостолов. Реалистичная трактовка природных мотивов, живописность и отдельные приемы мозаичной кладки обнаруживают сходство с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике и мавзолея Галлы Плацидии.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

A. Mutzenbecher. Turnhout, 1962. P. 34-39. (CCSL; 23)). Еще неск. проповедей, включенных в т. н. сборники Псевдо-Максима, приписывают Тавринскому еп. Максиму II (2-я пол. V в.; см.: É taix R. Trois nouveaux sermons à restituer à la collection du Pseudo-Maxime//RBén. 1987. T. 97. P. 28-41). В них подчеркивается повсеместное празднование памяти К., святой восхваляется как истинный пастырь и мудрый учитель, принявший венец мученика ( Maximus Taurinensis. Hom. 80//PL. 57. Col. 425-428). В др. проповеди упоминается, что в тот же день празднуется память св. Корнелия ( Idem. Serm. 74//Ibid. Col. 683-684), остальные гомилии содержат в основном риторические похвалы К. ( Idem. Serm. 75, 76, 78//Ibid. Col. 683-692). Среди творений св. Петра Хрисолога также есть Слово на день памяти К., но его авторство остается под сомнением ( Petr. Chrysolog. Serm. 129//PL. 52. Col. 555-556). Св. Эннодий , еп. Тицинский (Павийский) (514-521), посвятил К. краткий гимн ( Ennodius. Carm. I 12//MGH. AA. T. 7. P. 251). В указе Аталариха, остгот. кор. Италии (527), говорилось о праздновании памяти К. в обл. Лукания (Базиликата); в этот день устраивалась ярмарка ( Cassiodorus. Variae. VIII 33//MGH. AA. T. 12. P. 261-262). Папа Римский Григорий I Великий в письме 592 г. упоминал, что с праздника К. начинались штормы на Средиземном м. ( Greg. Magn. Reg. epist. II 51). Прокопий Кесарийский писал, что африканцы именовали праздник святого и совпадавшие с ним морские бури «Киприаны» (Κυπριαν - Procop. Bella. III 20. 12; 21. 18). Изображение К. в составе процессии мучеников имеется среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.). Также К. был представлен на мозаиках V-VI вв. в куполе и в конхе апсиды церкви в сел. Сан-Приско близ Санта-Мария-Капуа-Ветере (утрачены в XVIII в.; см.: Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. P. 64-65; M ü ntz E. Notes sur les mosaïques chrétiennes de l " Italie. 9//RA. Sér. 3. 1891. Vol. 17. P. 72-79; Mackie G.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

В 1841 году в этом городе стал выходить журнал, приобретший известность под следующим многоречивым заглавием: La Scienza e la Fede, raccolta religiosa, scientifica, letteraria ed artistica, che mostra come il sapere umano rende testimonianza alla religione cattolica (Наука и Вера, сборник религиозный, научный, литературный и художественный, показывающий, как человеческое знание служит свидетельством в пользу католической религии). Целью его издателей было доказать, что наука согласна с религией и подтверждает её догматы 1897 . В этом журнале впервые появились довольно серьёзные труды в защиту схоластической философии Фомы Аквината, принадлежащие перу двух писателей иезуитов. В 1851 г. Винченцо ди Грация, излагая теорию Фомы относительно познания, высказывал сожаление, что в его время слишком мало читают философов XIII в. 1898 , и приглашал юношество оживить новым блеском одну из славнейших страниц в истории Италии 1899 , философию Фомы Аквинского, – философию строго психологическую 1900 . Позднее тот же автор воспользовался философией Фомы для опровержения рационализма Гегеля, влияние которого чувствовалось в системе Росмини 1901 . В учёнейшем сочинении, выдержавшем второе издание, каноник Гаэтан Сансеверино опирается на Фому в своей полемике против скептицизма Юма и Рида 1902 , а в 1851 г. он издаёт трак- —297— тат логики в одном томе 1903 , за которым последовал вскоре колоссальный труд Христианская философия в сравнении с древней и с новой 1904 , к сожалению неоконченный, ставивший своей задачей доказать превосходство схоластической философии Фомы Аквинского над языческими и современными философскими системами. Сансеверино уверял, что схоластика Фомы – единственная гавань, в которой должны искать пристанища богословы и философы, желающие укрыться от бурь современного рационализма 1905 . Сансеверино образовал даже в Неаполе школу, из которой вышли Таламо, автор Опыта об аристотелизме схоластики в истории философии 1906 , Приско, ныне кардинал в Неаполе, который между многими другими сочинениями написал Метафизику морали 1907 и Начала философии права на основах этики 1908 , и Синиориелло, автор лексикона схоластических терминов 1909 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ученость или то, что здесь, у нас на родине, именуется ученостью, в действительности обычно всего–навсего плохо замаскированная форма духовной лени. Она процветает, и это истинное несчастье для городов и центров, где бегут от внутреннего, духовного беспокойства. Ученостью обычно прикрывают в Испании омерзительную язву той моральной трусости, которая губит нашу коллективную душу. Для многих это нечто вроде опиума, чтобы заглушить желания и стремления, а для некоторых средство увильнуть от необходимости думать самому, ограничиваясь изложением того, что придумали другие. Возьму-ка здесь одну книгу, там другую, где-то третью, натаскаю из них сентенций и доктрин, скомбинирую их и разукрашу, а то проведу год–два либо все двадцать лет, вороша кипы документов в каком-нибудь архиве, чтобы затем сообщить что-то якобы новенькое. Главное, что тут надо, — не утруждать собственное сердце самоуглублением и поисками, не утруждать себя мыслями, а тем более чувствами. Так вот и происходит, и вряд ли найдется какая-либо другая литература, которая в такой мере была бы отмечена произведениями менее личностными и более бесцветными, чем наши; и едва ли существует в наше время культурный народ или народ, таковым слывущий, который был бы настолько неспособен к философии. Я всегда считал, что в Испании не было настоящей философии, а с тех пор как я прочитал работы Менендеса и Пелайо, долженствующие доказать, что некогда испанская философия все же существовала, 2 рассеялись последние мои сомнения и я полностью убедился в том, что до сих пор испанский народ противился пониманию настоящей философии. Я убедился в этом, когда увидел, кого зовут философами, — комментаторов или популяризаторов чужих теорий, всяких эрудитов и исследователей. Окончательно же я утвердился, укрепился и заматерел в этом мнении, когда увидел, что философами именуют таких писателей, как Бальмес, отец Сеферино Гонсалес, Сане дель Рио 3 и многих других. И сегодня продолжается это бесплодие, если не стало еще хуже. С одной стороны — это жалкие тексты, в которых повторяются до бесконечности истины самой пошлой и банальной схоластики, с другой — это книги, где " нам излагают в тысяча одиннадцатый раз то, что кто-то назвал бы основным течением современной европейской мысли, то есть общие места из «Bibliotheque de philosophie contemporaine», которую издает в Париже Ф. Алькан.4 Мы идем от Тапарелли, Либераторе, Приско, Уррабуру и им подобных и приходим к Серджи, Новикову, Ферри, Максу Нордау со товарищи. 5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=828...

До 1850 г. итальянское духовенство, можно сказать, не имело периодической печати, которая шла бы навстречу серьёзным религиозным потребностям Италии, волнуемой стремлениями к объединению и ненавистью к чужестранцам. Сильным препятствием к появлению и развитию периодических изданий была строгая цензура и раздробленное состояние Италии, распадавшейся на семь государств, полных недоверия друг к другу. Католический клир располагал лишь небольшим количеством журналов „влачивших жалкое существование по недостатку подписчиков. Назовём „Гармонию“ в Турине, Католическую „Прагматологию“ в Лукке, „Анналы религиозных наук“ в Риме, „Мемуары религии, морали и литературы“ в Модене и „Науку и веру“ в Неаполе. Этот последний журнал, просуществовавший почти полвека, достиг особенного значения, потому что первый дал толчок к возрождению схоластической философии в Италии и других католических странах. К числу его сотрудников принадлежали: Гаэтано Сансеверино, восстановивший в католических школах философское учение Фомы Аквинского с его Philosophia Christiana cum antiqua et nova comparata; каноник Нунций Синьорьелло, автор Lexicon peripateticum; каноник Иосиф Приско, ныне архиепископ Неаполя и кардинал, автор многих философских сочинений, между прочим Saggio sulla Metafisica del Male (этюд о метафизике зла) и другого о Гегельянстве; о. Либераторе, впоследствии один из самых деятельных сотрудников Civiltà Cattolica, получил даже название патриарха новой схоластики. Только в 1850 г. иезуиты Неаполя основали политическо-религиозный орган, который приобрёл большое влияние не только в Италии, но и во всём католическом мире и теперь ещё, хотя и потерял уже прежний блеск, сохраняет свою известность, считается официальным органом Ватикана и часто служит источником, из которого черпают свои сведения римско-католические журналы всего света. Наметим вкратце историю этого издания, которое уже почти полвека отражает в себе религиозное и интеллектуальное движение итальянского духовенства и которое принимало значительное участие в провозглашении новых догматов о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии и о непогрешности папы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

887. Новые святые//Моск. новости. — 1988. — С. 4; 1989. — С. 10. Краткие сведения о свт. Игнатии. 888. Житие святителя Игнатия Брянчанинова//Журн. Моск. Патриархии. — 1989. — С. 60–64. — Библиогр.: с. 64–65. 889. Акафист святителю Игнатию Брянчанинову: † 1867, память 30 апреля (13 мая нов. ст.) прославлен в лике святых Помест. Собором Рус. Православ. Церкви 6 июня 1988 г./Сост. [В. Н. Курнатовская]; Послесл. ред. — М.: Синод. б-ка, 1990. — 20 с., 1 л. портр. Имеется краткое житие Святителя — с. 20. 890. Житие святителя Игнатия Брянчанинова//Ставроп. правда. — 1990. — 31 марта. — С. 7. Отрывок из кн.: «Канонизация святых» (М., 1988). 891. Жития святых: Еп. Игнатий Брянчанинов//Слово. — 1990. — С. 45–48. 892. Гордиенко Н. С. Новые православные святые. — Киев: Украина, 1991. — 334 с. — Из содерж.: Ради умножения богословских авторитетов: Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. — С. 211–225. 893. Демидов С. Обретение мощей святого Игнатия, епископа Ставропольского//Ярослав. епарх. вед. — 1991. — Май. — С. 4–5. О перенесении их из Николо-Бабаевского монастыря в Толгский монастырь Ярославской епархии. 894. Житие святителя Игнатия (Брянчанинова)//Лад. — 1991. — С. 11–13; С. 19–21. 895. Житие святителя Игнатия Брянчанинова/Церковь Смолен. иконы Божией Матери. — СПб.: МГП «Приско», 1991. — 12 с. 896. Иоанн (Крестьянкин). Россия через семь таинств//С.-Петерб. епарх. вед. — 1991. — Июнь. — С. 79–82. Упоминание о канонизации святителя — с. 82. 897. Меженная Э. Святые мощи — век двадцатый от P. X.//Репортер. — 1991. — Февр. — С. 12–13: фот. О перенесении мощей ярославских святых, в т. ч. свт. Игнатия из Николо-Бабаевского монастыря в Толгский монастырь. 898. О жизни православных святых, иконах и праздниках: (Согласно церков. преданию)/Сост. О. А. Попова; гос. ин-т культуры. — Л., 1991. — 195 с. — Из содерж.: Святитель Игнатий, епископ Кавказский. — С. 118–120. Краткое житие. Ошибочно указан день памяти 2/15 апреля. 899. О жизни православных святых, иконах и праздниках: (Согласно церков. преданию)/Сост. О. А. Попова. — Свердловск: Независимое изд. предприятие «91», 1991. — 258 с.: ил. — (Б-ка человека, 91). — Из содерж.: Святитель Игнатий, епископ Кавказский. — С. 159–160.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А. входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов - икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А. представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд. Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации). Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А. на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

http://pravenc.ru/text/200309.html

Ангел. Мозаика люнета капеллы св. Матроны в ц. Сан-Приско в г. Санта-Мария-Капуя-Ветере. Ок. сер. V в. При папе Иларии (461-468) были украшены капеллы Сан-Джованни-Эванджелиста, Сан-Джованни-Баттиста и ц. Санта-Кроче, входившие в комплекс Латеранского баптистерия. В капелле Сан-Джованни-Эванджелиста центром мозаики свода, разделенной на сектора перпендикулярными и диагональными полосами с орнаментальными мотивами, служит образ Агнца с крещатым нимбом, окруженный венком из цветов и колосьев. Сохранилась также мозаика (в значительной мере переложена в 1827-1828) одного из 4 люнетов с изящными канделябрами по сторонам оконного проема. Мозаика капеллы Сан-Джованни-Баттиста утрачена из-за перестройки здания в 1727 г. и известна по описанию О. Панвинио и гравюре Дж. Чампини. Капелла с зап. стороны баптистерия имела план в форме равноконечного креста; в центре свода находилось изображение Агнца, окруженное венком; вдоль ребер свода были представлены стоящие на сферах павлины, над ними - канделябры. В 2 располагавшихся друг против друга люнетах по сторонам окон были изображены стоящие фигуры евангелистов и, словно являющиеся на небе, из облаков, их символы. Церковь Санта-Кроче была разрушена в 1588 г. в связи с перепланировкой площади Латеранского собора, декорация оратория известна по рисункам ренессансных художников. Ораторий имел крестообразный план; центральный квадрат был перекрыт сводом, к центральному пространству примыкали 4 прямоугольные в основании ниши и по углам - 4 шестиугольные капеллы. Мозаики занимали главный свод и люнеты, все пространство под ними было облицовано мрамором в технике opus sectile. На ребрах свода были представлены ангелы-кариатиды, держащие медальон с изображением креста. На основании рисунка Джулиано да Сангалло и описания Панвинио можно заключить, что у ангелов не было крыльев, их полуобнаженные фигуры имели подчеркнуто мужественный характер, а в центре свода, вероятно, располагался окулус (очевидно, первоначально языческая декорация оратория была переделана в христианскую). В люнетах, по сторонам окон, были помещены образы апостолов Петра и Павла, ап. Иоанна Богослова и св. Иоанна Предтечи, архидиаконов священномучеников Лаврентия и Стефана, апостолов Иакова и Филиппа.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

О почитании Л. в Равенне известно с 1-й пол. V в. Августин упоминал недавно построенный ораторий (memoria) в честь Л., где исцелился паломник из Каппадокии ( Aug. Serm. 322). В 435 г. некий Лавриций построил пригородную церковь во имя Л. По преданию, записанному церковным историком Агнеллом (IX в.), Лавриций был старшим кубикуларием при дворе имп. Гонория (395-423). Император поручил ему построить дворец, но тот использовал вверенные ему средства для сооружения церкви. Мученик явился разгневанному императору и убедил его простить Лавриция (см.: Delehaye. Origines. P. 125; Mauskopf Deliyannis. 2010. P. 61-62). Архиеп. Максимиан (546-557) поместил реликвии Л. и др. святых в построенной им ц. св. Стефана. Вместе с Сикстом II и Ипполитом мученик представлен в процессии святых на мозаиках базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, созданных при архиеп. Агнелле (557-570). В отличие от др. мучеников, одетых в белое, Л. изображен в золотой тунике под белым плащом ( Mauskopf Deliyannis. 2010. P. 255-256, 326-327). Сведения о почитании Л. в Юж. Италии также относятся к V-VI вв. Известно об изображении мученика на утраченных ныне мозаиках церкви в сел. Сан-Приско близ Капуи (V-VI вв.). Во время епископства Иоанна II (535-558/9) при его дворце в Неаполе была построена базилика Л. (Сан-Лоренцо-Маджоре; в 1234 церковь была передана францисканцам, которые возвели на ее месте существующий ныне готический храм). Среди итал. церквей, освященных во имя Л.,- кафедральный собор в Тиволи, к-рый впервые упоминается в жизнеописании папы Льва III (795-816). В X-XI вв. был основан собор Сан-Лоренцо в Перудже, а в 1118 г. папа Геласий II освятил кафедральный собор во имя Л. в Генуе. После основания епископской кафедры в Витербо (1192) городская церковь во имя Л. получила статус собора. Статуя сщмч. Лаврентия в частицей его мощей в сокровищнице собора Сан-Лоренцо в Генуе Статуя сщмч. Лаврентия в частицей его мощей в сокровищнице собора Сан-Лоренцо в Генуе В Галлии культ Л. появился не позднее V в. и вскоре получил широкое распространение. Дукс Викторий, наместник вестгот. кор. Эвриха (466-484), построил ц. святых Л. и Германа в Ликаниаке (ныне Сен-Жермен-Ламброн, деп. Пюи-де-Дом) ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 20). Базилика во имя мученика находилась также в Арверне (ныне Клермон-Ферран), в ней был похоронен еп. Галл († 551) ( Idem. Vit. Patr. VI 7; ср.: MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 122; T. 7. P. 458). Среди храмов, основанных Туронским (Турским) еп. Перпетуем, была базилика в честь Л. на горе Лавдиак (ныне Монлуи-сюр-Луар, деп. Эндр и Луара) ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). При базилике Л. в Паризиях (ныне ц. Сен-Лоран в Париже) существовал монастырь (Ibid. VI 9, 25). В честь мученика была названа одна из церквей мон-ря Фонтанелла (Сен-Вандрий), основанного в 645 г. св. Вандрегизилом (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 19-20).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

  001     002