К новому этапу почитания И., выразившемуся в усложнении программ посвященных ему произведений, относилась житийная икона из ц. Происхождения честных древ Креста Господня (не сохр.), которая упоминается не только в источниках XVII в., но и в дореволюционных изданиях о Вел. Устюге ( Попов. 1862. С. 29-30; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 194-195); согласно надписи на обороте, она была вложена в храм Н. Г. Строгановым 13 июня 1602 г. Почти полное совпадение текста вкладной надписи на обороте иконы блж. Прокопия Устюжского с 24 клеймами жития из Прокопиевского собора (ВУИАХМЗ; Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 50; Сорокатый. 2003. С. 128, 149-160. Ил. 11-25), свидетельствующее об одновременности вклада икон 2 устюжских юродивых в их рядом стоящие храмы, соответствует идентичности иконографического решения произведений. Об этом позволяют судить как данные писцовых книг Вел. Устюга XVII в., так и 2 житийные иконы устюжских юродивых из Сольвычегодска (СИХМ), отнесенные к кон. XVI в. ( Сорокатый. 2003. С. 149-150, 160-161). Скорее всего они происходят из сольвычегодской Прокопиевско-Борисоглебской ц., стоявшей на месте древнего Борисоглебского мон-ря, деревянный храм к-рого, выстроенный в 90-х гг. XVI в., имел отдельные приделы во имя устюжских юродивых (упоминания житийных икон блаженных Прокопия и И., очевидно храмовых образов соответствующих приделов, в кн.: Соскин А. История города Соли-Вычегодской древних и нынешних времен//Вологодские ЕВ. 1882. Приб. 12. С. 264, 266). В средниках всех этих икон блж. Прокопий или И. представлены в молении, обращенными к облачному сегменту, где помещена поясная фигура Богоматери с Младенцем на левой руке, Который благословляет святого (см.: Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы//Древнерус. искусство: Исслед. и реставрация: Памяти Н. Н. Померанцева: Сб. науч. тр. М., 2001. С. 120-122). Судя по расчищенной и опубликованной иконе блж. Прокопия 1602 г., средники произведений имеют позем в виде горок, вероятно намек на подвижническую жизнь устюжских юродивых, близкую подвигу преподобных пустынников.

http://pravenc.ru/text/469408.html

320 Это видно из надписи на раке, устроенной над мощами блаженного Феодора, где между прочим говорится: «Гонимый святым Николою с Софийской на Торговую сторону, прехождаше по воде реки Волхова, аки по суху». См. «Николо-Кочановская церковь », с. 5; «Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского Чудотворца», с. 16 – 18. 321 Граф Толстой говорит: «По старинному Новгородскому выражению «кочанми» бросал в блаженного Николай, от чего и получил прозвание Кочанова. См. «Рассказы из истории Русской Церкви», с. 190 и «Николо-Кочановскую церковь в Новгороде», с. 6. 322 В Сказании о блаженном Николае есть такое упоминание: «Бог же, соблюдая его, яко зеницу ока, по мнозе времени восприя его в небесное царства святых своих». См. «Жизнь и чудеса блаж. Николая Кочанова», с. 18, также о «Российских святых» графа Толстого, с. 141, 47, «Святая Русь», с. 221, 52. 323 Замечательно, что блаженный Николай хотя умер уже после своей матери, предварившей его кончину менее, чем на 9 лет, когда, конечно, место погребения ее еще не могло быть забыто, однакоже не пожелал упокоиться рядом с нею, – подле Яковлевского собора, завещевал погребсти себя на самом конце кладбища и притом на дороге, чтобы как можно более ног попирало его прах. См. «Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова», с. 19. 324 II Новгородская летопись, с. 167. Здесь сказано: «В лето 7062 (весною) заложи церковь каменну архиепископ Пимен и мужи Новгородцы, над гробом блаженного Николы Кочанова во имя святого великомученика Пантелеймона». См. «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 9. «Жития святых» В.О. Ключевского , с. 269. «В 1554 г., июня 22 в Новеград заложи церковь над гробом блаженного Николы Кочанова», – говорится у Карамзина, т. VIII, примеч. 687. 325 Мощи почивают под спудом в церкви святого Николая Кочанова, на «Яковле» улице. Память его празднуется в день преставления 27 июля. См. «Святая Русь», 221, с. 53. 326 Об этом, кроме обильных приношений, многочисленных благотворителей на перестройку и украшение его, еще весьма ясно свидетельствует следующий древний умилительный церковный обряд, сохранившийся в рукописном служебном уставе Софийского собора, совершавшийся в Новгороде в четверг на сырной неделе. Архиерей, совершив в неделю мясопустную, известный чин или молебствие страшному суду, всю следующую седмицу должен был ездить по назначенным в уставе обителям и церквам, помоляться в них, приготовляясь к святой Четыредесятнице, говорить поучения и прощаться с народом. В уставе обозначены для каждой обители и церкви особые дни. В этом уставе поименованы некоторые из городских и окрестных монастырей и бывших городских соборов. Но из приходских церквей упомянута только одна – Николо-Кочановская (в Древней российской вифлиофике, ч. VII, лист 101 на обороте): «А в той же день (четверток мясопустный) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». (См. Николо-Кочановская церковь, с. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. Ч. 1. Отд. И. Подотд. А. Разр. 1. Чл. 2. Гл. 3. § 20. С. 49. 335 С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 264; см.: Там же. С. 261–265. 340 Ср.: «Ум легок и не терпит обремененного чрева» (Гоигорий Богослов, свт. Двустишья//Творения. Ч. 4. М., 1889. С. 300); «плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии» (Слова подвижнические. Слово 56. С. 286). 344 См.: Лествица. Слово 14, 8. С. 115; Основы. Т. 2. С. 103; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 25. С. 65. 358 См.: Основы. Т. 2. С. 105; ср.: Руководство к духовной жизни. 500. С. 324; О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 24. С. 64. А как после «вознаграждали» себя святые после этого см.: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 4, 29 (26). С. 51. 362 Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 33. С. 451; см.: Основы. Т. 2. С. 108; ср.: Рим. 14, 22 ; Древний патерик. 3­е изд. М., 1899. Гл. 4, 10 (10), 12 (12), 13 (13), 17 (17), 22 (21), 23, 26 (24), 27 (25), 42 (34), 43 (35), 64 (54), 70 (58), 77 (65), 78 (66), 81 (67). С. 46–51, 54, 57–60, 62–63. 365 См.: Основы. Т. 2. С. 108–113; ср.: Димитрий Ростовский , свт. Житие святого Андрея, Христа ради юродивого//Жития святых. Кн. 2: Октябрь. М., 1902. День второй. С. 70–71; Его же. Страдание святой мученицы Дорофеи и с ней Христины, Каллисты и Феофила//Жития святых. Кн. 6: Февраль. М., 1905. День шестой. С. 114; Его же. Житие Авраамия затворника и блаженной Марии//Жития святых. Кн. 2: Октябрь. М., 1902. День двадцать девятый. С. 614; Его же. Житие преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого и Иоанна, спостника его//Жития святых. Кн. 11: Июль. М., 1910. День двадцать первый. С. 499–500. 372 Далее из указанного текста книги проф. М. Платена, который приводит еп. Варнава, следует, что под кокаином он подразумевает теобромин, который действительно входит в состав бобов какао и близок по строению и действию на нервную систему к кофеину, хотя и имеет значительно менее выраженное действие на последнюю (см.: Теобромин//Большая советская энциклопедия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С ним встретился на дороге старшина дикарей, Ажбакай, страдавший глазами; зная по слухам Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление. Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его Святыми Тайнами. Причастившись Святых Таин, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат, пришло время разлучения души с телом». Иоанн в слезах зажег свечу пред иконою и покурил фимиамом. Вслед за тем блаженный тихо скончался с руками сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольнею. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 октября 1673 года, когда было ему 35 лет от роду. По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. На раке преподобного Феодосия Тотемского 1800 года в клеймах изображены: преподобный Вассиан Тиксенский, Андрей, юродивый Тотемский, Прокопий, юродивый Усьянский, и блаженный Максим Тотемский 667 . Святых мучеников Евлампия и Евлампии Пострадали в гонение Диоклетаново и Максимианово. Евлампий, юноша, скрывавшийся с другими христианами в тайном месте, был послан ими в Никомидию купить хлеба. Увидев над воротами прибитый царский указ против христиан, стал порицать его, за то схвачен язычниками и представлен на суд. Судья убеждал Евлампия воздать честь богам и, найдя его непреклонным, предал пыткам: после бичевания и терзания тела железом его пытали огнем. Услыша о том, сестра его Евлампия пришла на место мучения и, исповедуя себя христианкою, сказала мучителю: «И я готова терпеть за Христа, как и брат мой Евлампий». Мучитель велел бить ее по лицу, и бита была до изуродования. Евлампий укреплял сестру, говоря: «Не бойся, сестра, убивающих тело, а душу погубить не могущих». (см.: Мф. 10, 28 ). После сего мучитель велел выколоть очи Евлампию, а сестру повесить за волосы и бить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы. История вторая. Московская Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву. Василий Блаженный Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой. Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого. Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Примечания: 1 Корнаракис Иоаннис, “Тарсо, Христа ради юродивая”, Кельи святого Николая Буразери, 2е изд. ред. Святой Афон 2004, стр. 97. 2 Вл. Мартини Пан., “Юродство святого Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви”, (кандидатская диссертация), изд. Тинос, Афины 1988, стр. 9. 3 Евагрий Схоластик , История Церкви, том 1й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 136–138. 4 BENZ Е., «Heilige Narrheit», пер. Кириос, 3, 1938, стр. 9. 5 Блаженная Пелагия Иванова, перевод Ботци П., Афины 1996, стр. 136. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, Святой монастырь Пантократор (Вседержитель) Искупителя Христа, остров Корфу 2004, стр. 502. 6 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 97. 7 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 98. 8 Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, там же, стр. 513, Пасху В.П., Эрос православия, изд. Апостольской диаконии Греческой Церкви, Афины 41987, стр. 438. 9 См. Ответ харизматического старца ученику, который добровольно стал на путь блаженства: “Чтобы стать Христа ради юродивым, необходимо обладать разумом, дабы воздалось тебе”. “Херувим Святовасилий”, Якорь надежды, Монастырь Иерапитнис, стр. 33. 10 Кор.3:18. 11 Святой Кирилл Иерусалимский отмечает, что некоторые из его слушателей прибегают к христианскому крещению не из чистых побуждений, а в корыстных целях. См. Кирилл Иерусалимский, Прокатехизис, 5, PG 33, 341C. 12 См. Мартини Пан. Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, стр. 13. 13 М. Афанасий, Житие Пресвятого Антония, Вепес 33, стр. 18–19 и 35, стр. 236. 14 Иоанн Мосху , Лимон, П. 87c, 2864–2865. 15 Феодориту Киру, Филофейская история, глава 25,Асклипиос, П. 82, е 1473.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) В XVIII-XIX вв. для храмов Вел. Устюга и окрестностей в большом количестве создавались изображения блаженных Прокопия и И. в традициях стиля барокко, а затем - академической живописи. Эти иконы, сохраняя уже сложившуюся иконографию юродивых, нередко дополнялись фигурами др. святых, особо чтившихся в синодальный период (сведения о таких произведениях см.: Сорокатый. 2005. С. 298, 304, 307, 309, 312, 313, 319, 332). В 1740 г. К. И. Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря икону блаженных Прокопия и И., мч. Иоанна Воина, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, блгв. кн. Александра Невского. В 1777 г. А. В. Колмогоров выполнил для иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского мон-ря образ устюжских юродивых и свт. Димитрия Ростовского. Развитие почитания свт. Стефана Пермского как местного, устюжского святого отразилось в соединении его образа с изображениями блаженных Прокопия и И. на иконе местного ряда иконостаса Успенского собора, написанной в 80-х гг. XVIII в. прот. В. А. Аленевым ( Он же. 2003. С. 144; известна также икона свт. Стефана, блаженных Прокопия и И. 1903 г.). Развитие устюжской монументальной живописи XVIII в. привело к появлению образов блаженных Прокопия и И. в росписях храмов Устюга и др. городов и сел региона (заключенные в барочные картуши фигуры устюжских юродивых, очевидно выполненные в посл. четв. XVIII в., сохр. в алтарной части Благовещенского собора в Сольвычегодске). Из произведений XIX в. следует отметить образы блаженных Прокопия и И. в посвященных им часовнях 1814 г. у св. ворот устюжского Михаило-Архангельского мон-ря ( Савваитов П. И. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 34; Сорокатый. 2005. С. 342) и убранство ц. во имя И., уже обновлявшейся в 1713 г. и в 70-80-х гг. XVIII в. В 1830 г. была переделана рака святого (видимо, тогда была изготовлена сень с клеймами, изображающими чудеса и преставление И.; надгробный образ в ризе «с сердцеподобным ожерельем» мог быть более ранним), в 1833 г. акад. П. Медведков и устюжский иконописец Решетов написали иконы для местного ряда иконостаса, в т. ч. образ И. ( Попов. 1862. С. 24, 26, 27).

http://pravenc.ru/text/469408.html

314 Два чуда и похвала блаженному Николаю в рукописных сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. 6, См. «Русские святые» Филарета Черниговского . В Прологе, равно как и в Чет.-Мин. только сказано: «В тот же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новеграде», но жития его нет. «В Минее июльской (М., 1646 г.) помещена служба праведному Николаю, – говорит преосвященный Филарет, – но служба та самая, которая сочинена праведному Андрею, Христа ради юродивому (2 октября), с историческими событиями жизни Андрея. В нашей Минее ему службы нет». 315 В древних синодиках Новгородских: Софийского собора, Михаило-Клопского. Кирилло-Белозерского и других монастырей и градских церквей записаны имена родителей блаженного Николая. Там сказано: «Помяни, Господи, род Николы Кочанова, Максима и Иулианию». См. Николо-Кочановская церковь в Новгороде, 2-е изд, Новгород, 1865, с. 3 примеч. 316 Так, в часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 г. устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом». Память праведной Иулиании 21 декабря (день смерти), когда ежегодно совершается над гробом ее общая панихида. См. «Русские Святые», «Святая Русь», с. 52, «Рассказы из Истории Русской Церкви» графа Толстого, с. 190, и «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 34. 317 Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Новгородского чудотворца. М, 1891, с. 10 – 11. 319 «Распри между двумя сторонами Новгорода Софийскою и Торговою нередко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту, соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили владыки, чтобы предупредить или прекратить битву» (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21. Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. 22. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. 23. Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 24. Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 25. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 26. Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web- сайт]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013); Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013); Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 27. Православный календарь [Электронный ресурс]//Православие.ру: [web-caйm]. http://days.pravoslavie.ru/(21.10.2013) 28. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 29. Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. С. 11. 30. Цит. по: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 90. 31. Указ. соч. С. 96. 32. Указ. соч. С. 97. 33. Стихира из общей службы Христа ради юродивым. 34. Стихира из службы св. блж. Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. 35. Тропарь св. блж. Марфе, Христа ради юродивой. 36. Тропарь св. блж. Любови Рязанской, Христа ради юродивой. 37. С.А. Иванов отмечает, что мирское значение у слова юродивый возникло лишь в XIX веке. 38. Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2010. С. 143. 39. См. например: Животворящая тайна русского слова. 5 вечеров с Василием Ирзабековым [Электронный ресурс]//2 DVD-дucka. Бдение, 2010.

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Исидор Твердислов, Христа Ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1474) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 14 мая в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Св., блаженный Исидор был родом из Пруссии. Он в юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках. Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и, полюбив его за красоту, остался в нем жить. Он построил себе хижину из веток в городе, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, и прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в нее только для молитвы. Дни же он проводил на улицах города, терпя всякие поношения. Раз один ростовский купец плыл по морю. Началась буря, и корабль погибал. Бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи все погибают и кого надо бросить в воду. Жребий пал на самого хозяина. Его посадили на доску и спустили в море. Долго носило его по волнам, и наконец он стал тонуть. Тогда явился ему блаженный Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» — спросил он. «Раб Божий Исидор, помоги мне!» — с трудом проговорил несчастный. Блаженный посадил его опять на доску, направил ее вслед за кораблем и, догнав его, посадил на него купца. Спутники его, увидев его в своей среде, были объяты страхом и радостью, потому что поняли, что произошло чудо. Купец же молчал, потому что блаженный запретил ему рассказывать о случившемся с ним. Вернувшись в Ростов, купец каждый раз, когда встречал блаженного Исидора, еще издали почтительно ему кланялся, но если юродивый сам проходил мимо него, то каждый раз подтверждал свое запрещение. И купец всегда говорил, что был спасен от смерти Божественной силой. Женился в Ростове молодой князь Савва Оболенский. Во время свадебного пира блаженный Исидор вошел в палату и, надев на новобрачного шапку, сплетенную из травы и полевых цветов, сказал: «Вот тебе и архиерейская шапка!» Все смутились, а блаженный уже убежал и шумел с детьми на улице. Но после рождения своего сына-первенца молодая княгиня Дарья Васильевна Оболенская скончалась, а неутешный вдовец постригся в Ферапонтовом Белозерском монастыре с именем Иоасаф и был с 1481 по 1489 г. архиепископом Ростовским. Он был духовным сыном прп. Мартиниана и скончался на покое в Ферапонтовом монастыре (см. житие прп. Мартиниана Белозерского и прп. Галактиона Белозерского — 12 янв.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437186/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010