Церковь есть живое многоединство, организм, в котором соединяются многие члены и распределяются многоразличные дары и служения. Поэтому Церковь как тело Христово можно рассматривать или со стороны единства многих членов, или со стороны различия их в едином теле, а само единство можно определять или пневматологически, в отношении к живущему в Церкви Святому Духу, или христологически, в отношении к главе Христу, т.е. Церковь имеет диадический, а не монистический характер. «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:12–13 ). «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор. 12:4 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:15,19 ). Церковное многоединство в своем различии и общности раскрывается как полнота Христова, «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Плирома, полнота всего во всем, есть Божественная София, предвечная жизнь Божия. София соединяет тварное становящееся бытие, или Церковь странствующую, с божественной полнотой Церкви небесной. « Церковь есть София Божественная, предвечная, и София тварная, становящаяся, в их единстве. Это единство онтологическое, но не эмпирическое. Эмпирически же оно пока лишь растет возрастом Божиим ( Кол. 2:19 )» 431 . Субстанциальное единство Церкви соответствует единству полноты жизни Божественной, целостному единству Триипостасной жизни. И Церковь как тело Христа, Единого от Нераздельной Святой Троицы, есть причастность этой Божественной жизни Святой Троицы, есть ее откровение Духом Святым в совершающемся обожении твари. Если един Христос, един Святой Дух, то едина и Церковь , едина единством Божественной жизни, подаваемой твари. «Положение, что Церковь есть тело Христа, Богочеловека, истинного Бога и истинного человека, содержит мысль, Что Богу, как и человеку, а, следовательно, и Богочеловеку, свойственно иметь тело. Недопустимо общую мысль о теле Христовом суживать и искажать в том смысле, что Христу тело свойственно лишь по человечеству, как одежда плоти, в которую Он, Сам будучи бестелесен, облачается нас ради и нашего ради спасения. Такое допущение является онтологически противоречивым, ибо бестелесное по существу не может облачиться в телесность. Церковная традиция именно отвергла такое понимание вочеловечения, которое ограничивалось бы лишь видимостью облачения в чужую одежду, но не являлось бы подлинным приятием истинной человечности. Это же последнее только и возможно при наличии положительной соотносительности обеих природ, Божеской и человеческой. Эта же соотносительность предполагает наличие двух телесностей – духовной – Божией, каковая есть Божественная София, или Слава Божия, и человеческой. Посему существование тела Христова есть факт Богочеловеческий» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Причастие — это благодатное приобщение души к вечной жизни Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. 5 апреля, 2007 Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. Причастие «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних ( Евхаристии — греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..» Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну. « Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

http://pravmir.ru/prichastie-eto-blagoda...

В Церкви все верные уды (члены) тела Христова – от плоти и костей Его, ибо верой, Крещением, Евхаристией – одним словом, спасением стали сотелесниками Христа и общниками (причастниками) Его. Учение апостола о Христе как Главе и Первенце Церкви, о Церкви как Теле и Полноте Его и о верующих как удах (членах) Христа и друг друга, выражает самое тесное соединение и единство, существующее между Христом и Церковью. Поэтому апостол часто говорит о взаимном проникновении, вселении, обитании Христа в Церкви и Церкви во Христе – и таким образом подчёркивает тайну теснейшего соединения и единства Христа и Церкви. Следовательно, учение апостола о Церкви как Теле Христовом преимущественно имеет христологическое значение и смысл. То есть, тайна Церкви находится не в «теле» и не в «общении» (коллективе), но заключается и объясняется « ν τ Χριστ» – «во Христе», в «причастии Единородного» и «Перворождённого среди многих братьев». Понятие и название Церкви как «народа Божьего» входит также в это понятие и название «тела» и «полноты». Экклесиология апостола Павла достигает своей вершины в Евхаристологии (учении о Святой Евхаристии). Тайна Церкви как «Тела» Христова содержится и наиболее полно выражается в тайне Божественной Евхаристии как «причастии тела и крови» Богочеловека Христа. Эту истину (реальность) апостол очень лаконично выражает в словах: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Тела Христова? Один хлеб, и мы, многие, одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Святая Евхаристия – Литургия есть истинное тело Христово, тайна Евхаристии заключается в том, что она сама есть Богочеловек Христос, подаваемый (самоприносящийся) Церкви в Литургии, как Её истинное существо, пища жизни и вечная жизнь; в этом причастии Церковь становится «сотелесником» Христовым, становится самым конкретным телом от тела и крови Его. «Ибо что такое хлеб? – Тело Христово. А чем становятся причастники?Телом Христовым. Не многими телами, но одним» 964 . Христос в Евхаристии даёт нам Своё Тело и делает нас Своим телом. Поэтому, по святому Златоусту, «так же как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас». Кроме такого Богочеловеческого перихорисиса (взаимопроникновения), для рода человеческого нет более тесного соединения и большего единства с Богом Живым и Истинным. Следовательно, вся тайна существа и жизни Церкви заключается в Её соединении со Христом и во Христе, Боге Спасителе и Обожителе человека и всего творения, а это соединение и единство самым конкретным образом осуществляется в Божественной Евхаристии – Литургии Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В чем смысл символов причастия? Хлеб дает жизнь, насыщает человека и утоляет аппетит. Отсюда следует, что верить в Христа – значит, не просто интеллектуально соглашаться с фактом о Христе, а наслаждаться им, как голодный человек наслаждается вкушением хлеба. Почему вера в Христа сравнивается с вкушением не просто хлеба, а именно его плоти и крови? Потому что главная тема Новозаветного благовестия, главная тема Евангелия вообще как такового, заключается в том, что тело Христа было преломлено за нас, и кровь пролита за нас. Вера в благую весть – это в первую очередь вера в искупительную жертву Христа, в его смерть за наши грехи ( Ин. 6 ). Поэтому верить в крестный подвиг Спасителя значит: вкушать Тело Христа, и пить Его Кровь. Об этом также говорит Христос в 6 главе Евангелия от Иоанна. Если у вас есть эта вера, то вы вкушаете Его Плоть и пьете Его Кровь, потому что ваша духовная жизнь поддерживается Его крестной жертвой. А если у вас нет этой веры, то хлеб и вино причастия для вас в лучшем случае – это просто плоть, которая, как написано в Евангелии от Иоанна в 6 главе «не пользует ни мало», то есть не приносит никакой пользы. Значимость причастия для верующих. Значимость причастия для христиан складывается из следующих аспектов : Во-первых, причастие – это Божье установление . А как любое Божье установление мы должны его исполнять, как христиане. Написано: «Ибо Я от самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ). Во-вторых, причастие напоминает о Христе . В следующих стихах 1 Коринфянам сказано: «что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23–25 ). Люди склонны к забывчивости. Даже самые важные вещи они нередко забывают и поэтому искажают. Поэтому Господь учредил то, что будет напоминанием о самом важном, о Нем Самом, о Его жертве. Причастие создает атмосферу благоприятную для поклонения Иисусу Христу. Чтобы мы могли поклоняться Христу, за то, каков Он есть, и что Он сделал для нас, осознавая всю глубину того, что Он совершил.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Первая публикация: журнал «Домашний ребенок» 2009 г. Причастие: что это такое и как подготовиться? Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, – Евхаристией, или Божественной литургией. Согласно Евангелию, причащаться Своим ученикам заповедал Сам Иисус. Первые христиане, по свидетельству книг Нового Завета, с самого начала собирались еженедельно для «преломления хлеба» – так в древности называли Причастие. Происходило это в ночь с субботы на тот день, в который Господь Иисус воскрес из мертвых. Этот первый день недели позже в христианской традиции получил название воскресенья. По толкованию святителя Иоанна Златоуста , Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, – это то же самое тело Иисуса Христа, которое страдало на кресте, воскресло и было вознесено на Небеса, а Кровь Христова – та же самая, что была пролита ради спасения мира. Зачем причащаться? В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Себе как о хлебе жизни: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:51, 53–57 ). По словам преподобного Иоанна Дамаскина , Тело и Кровь Христовы очищают человека от всякой скверны и прогоняют всякое зло. Мы становимся «причастниками Божества», как пишет святой апостол Пётр, «своими» для Бога, Его народом. В то же время мы соединяемся и друг с другом, «потому что все мы, причащающиеся от одного хлеба, становимся одним Телом Христовым, одною кровью и членами друг друга», – пишет Дамаскин, перефразируя слова апостола Павла из послания к Ефесянам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ахмед: Хорошо ты разъяснил эту неизреченную тайну. Но почему же всё-таки Христос заповедал верующим в Него есть Свою плоть? Самон : По неизреченному человеколюбию и удивительному домостроительству это произошло. Это для отражения [козней] противных сил, это же и для спасения наших душ, а одновременно и тел, а поскольку нельзя было, чтобы Христос телесно обращался и жил с нами на земле до скончания века, ежечасно врачуя всевозможные бедствия и недуги наши, поэтому Всесильный и Многомилостивый и Человеколюбивый не возжелал оставить нас отдельно от Себя, но как детей соединить через общение и причащение этого хлеба и вина и воды, как свойственных другой природе, и не осквернённых, в Тело Его и Кровь преложенных силою Божией, согласно Его предписанию. Который и во отпущение грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела соделывает верных достойными принимать [это]: ибо если не будете есть, говорит, Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе ( Ин 6:54 ). Вот что нам передано, свято [нами] соблюдается и бесспорно достойно веры, [и будет совершаться] до тех пор, пока Он Сам придёт, согласно сказанному Павлом (см. 1Кор 4:5 ). Ахмед: Стало быть, это причастие и жертвоприношение Тела и Крови Христовой, которое приносят иереи, есть истинно Тело и Кровь Христовы, или [только] отображающие Тело Его, подобно жертве козла, которую иудеи приносили? 24 Самон : Да не случится нам [когда] назвать святое причастие прообразом Тела Христова, или “простым хлебом”, или: “знаком”, или: “образом”, но это истинно сами Тело и Кровь Христа Бога нашего, видимым образом воспринятое, ставшее плотью и рождённое от святой Богородицы и Приснодевы Марии; ибо мы таким образом [в это] веруем, и таким образом [это] принимаем, как [слышим] из голоса Самого Христа, Который на таинственной трапезе передав ученикам животворящий хлеб, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое ( Мф 26:26 ), подобным образом и чашу предложил им, глаголя: Сие есть Кровь Моя ( Мф 26:28 ). Не сказал: “это есть отображение Моего Тела и Крови” и [не сказал]: “образ”. И в других многих местах видим, [как] Христос говорит: ядущий Плоть Мою и пиющий Кровь Мою ( Ин 6:56 ) имеет жизнь вечную ( Ин 6:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ахмед . Хорошо ты разъяснил эту неизреченную тайну. Но почему же всё–таки Христос заповедал верующим в Него есть Свою плоть? Самон . По неизреченному человеколюбию и удивительному домостроительству это произошло. Это для отражения [козней] противных сил, это же и для спасения наших душ, а одновременно и тел, а поскольку нельзя было, чтобы Христос телесно обращался и жил с нами на земле до скончания века, ежечасно врачуя всевозможные бедствия и недуги наши, поэтому Всесильный и Многомилостивый и Человеколюбивый не возжелал оставить нас отдельно от Себя, но как детей соединить через общение и причащение этого хлеба и вина и воды, как свойственных другой природе, и не осквернённых, в Тело Его и Кровь преложенных силою Божией, согласно Его предписанию. Который и во отпущение грехов и в жизнь вечную, и во спасение души и тела соделывает верных достойными принимать [это]: ибо если не будете есть, говорит, Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе (Ин 6:54). Вот что нам передано, свято [нами] соблюдается и бесспорно достойно веры, [и будет совершаться] до тех пор, пока Он Сам придёт, согласно сказанному Павлом (см. 1 Кор 4:5). Ахмед . Стало быть, это причастие и жертвоприношение Тела и Крови Христовой, которое приносят иереи, есть истинно Тело и Кровь Христовы, или [только] отображающие Тело Его, подобно жертве козла, которую иудеи приносили? Самон . Да не случится нам [когда] назвать святое причастие прообразом Тела Христова, или «простым хлебом», или: «знаком», или: «образом», но это истинно сами Тело и Кровь Христа Бога нашего, видимым образом воспринятое, ставшее плотью и рождённое от святой Богородицы и Приснодевы Марии; ибо мы таким образом [в это] веруем, и таким образом [это] принимаем, как [слышим] из голоса Самого Христа, Который на таинственной трапезе передав ученикам животворящий хлеб, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мф 26:26), подобным образом и чашу предложил им, глаголя: Сие есть Кровь Моя (Мф 26:28). Не сказал: «это есть отображение Моего Тела и Крови» и [не сказал]: «образ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Хлеб и вино суть не образы Тела и Крови Христовой, 59 – да не будет! – но самое обоженое Тело Господа. Ибо, Сам Господь сказал: сие есть Тело Мое, а не образ тела; сия есть Кровь Моя, а не образ крови. И, прежде сего, Он говорил иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Плоть Моя, истинно, есть пища, и Кровь Моя, истинно, есть питие. И еще: ядущий Меня – жить будет Мною ( Ин. 6:53–55 и 57). Если же, некоторые, и называли хлеб и вино вместообразными (образами – νττυπα) Тела и Крови Господней, как, например, богоносный Василий в Литургии, то называли так это приношение не по освящении, но до освящения. Равно, если хлеб и вино называются образами будущего, то не в том смысле, будто они не суть истинное Тело и Кровь Христовы; но в том, что, ныне приобщаемся Божества Христова через них, а тогда – будем приобщаться духовно, через одно видение. Сие Таинство называется, также, Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова. Оно называется, еще, общением и, действительно, есть общение; потому что через него сообщаемся со Христом, делаемся причастниками Его плоти и Божества, а также, сообщаемся и соединяемся через оное друг с другом. Ибо, причащаясь от единого хлеба, все мы делаемся единым Телом Христовым, единою кровью и членами друг друга, составляющими одно тело... во Христе ( Еф. 3:6 ). Посему, будем приступать со всяким страхом, чистой совестью и несомненной верою – и, непременно, будет нам, если веруем не сомневаясь. Почтим Таинство всякой чистотой душевной и телесной, так как и Таинство двояко. Будем приступать к нему с пламенным желанием, сложив крестообразно руки, принимать Тело Распятого на кресте; устремив очи, уста и чело, причащаться Божественного Угля, чтобы огонь любви, воспламененный в нас сим горящим Углем, попалил грехи наши и просветил наши сердца, и, чтобы мы, приобщением Божественного огня, воспламенились и обожились. Горящий уголь видел Исаия ( Ис. 6:6 ), а горящий уголь – не простое дерево, но, соединенное с огнем, так и хлеб общения ( 1Кор. 10:16 ) есть не простой хлеб, но, соединенный с Божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

6. Отец наш Даниил Фаранский говорил: блаженный Арсений рассказывал об одном скитянине, что он был великий делатель, но прост в вере и по простоте погрешал, говоря, что хлеб, который мы приемлем, не есть существенно Тело Христово, а только образ его. Два старца, услышав о том и зная, что он велик житием, сочли, что он говорит это в незлобии и простоте, потому пришли к нему и сказали: авва! Мы слышали об одном, что он говорит слова, противные вере, будто хлеб, коим причащаемся – не есть существенно Тело Христово, но только образ его. Старец признался: это я так говорю. Тогда они начали убеждать его: не содержи так, авва, но как предала Вселенская Церковь , ибо мы веруем, что хлеб сей истинно есть Тело Христово, а не только образ его. Как вначале Бог, взяв персть от земли, сотворил человека по образу Своему, и никто не может сказать, что нет сего образа Божия, хотя он и не зрим, так и о хлебе, о котором Он сказал: сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ; Мк. 14:22 ; Лк. 22:19 ), мы веруем, что он есть истинно Тело Христово. Старец ответил: если не уверюсь самим делом, не могу вполне убедиться. Они сказали ему: помолимся Богу неделю сию о таинстве сем и веруем, что Бог откроет нам. Старец с радостию принял это слово и молился Богу, говоря: Господи! Ты знаешь, что я не по злобе не верую, но да не блуждаю в неведении. Открой мне, Господи Иисусе Христе. Также и старцы, возвратясь в свои келлии, умоляли Бога: Господи Иисусе Христе! открой старцу таинство сие, да уверует и не погубит труда своего! Бог услышал их. По прошествии недели пришли они в воскресенье в церковь и стали трое особо в один ряд; старец был посредине. Отверзлись очи их, и когда хлеб был положен на святой престол, он казался всем троим, впрочем им одним, Младенцем. Когда священник простер руку свою, чтоб преломить хлеб, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал Младенца, и кровь Его излил в чашу. Когда священник раздроблял хлеб на малые части, и Ангел отсекал от Младенца малые части. Но когда приступили к принятию Святых Таин, то одному только старцу подана была плоть кровавая. Увидев сие, он воззвал: верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое и чаша сия – Кровь Твоя. И тотчас плоть в руке его стала хлебом по таинству, и он причастился, благодаря Бога. Потом старцы сказали ему: Бог знает человеческое естество, что оно не может есть сырой плоти, потому скрывает Тело Свое в хлебе и кровь Свою в вине, когда приемлют их верующие. Возблагодарив Бога за старца, что Он не попустил ему погубить труды его, все трое с радостию возвратились в келлии свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

15. Поведал авва Арсений о некотором скитянине, великом по подвижничеству и славном по вере, но погрешавшем в ней по невежеству, следующее: Скитянин говорил, что в святом причащении мы приемлем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в святом причащении мы принимаем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию святой, соборной, апостольской Церкви. Мы веруем, что хлеб есть самое тело Христово, а в чаше - самая кровь Христова, - отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть телом, но так как Господь сказал о хлебе: сие есть тело Мое, то мы веруем, что хлеб есть истинное тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия. Также и старцы, пришедши в хижины свои, молили Бога в течение всей недели об этой тайне, и говорили: Господи Иисусе Христе! открой об этой тайне старцу, чтоб он не пребывал в неверии и не погубил труда своего. И послушал их Бог. По прошествии недели они пришли в церковь, сели все трое на одной циновке, и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал младенца; кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, - Ангел резал младенца на малые части. Когда приступили к принятию святых тайн, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что хлеб есть тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось хлебом по обычаю таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл тело Свое видом хлеба, а кровь видом вина. Два старца возблагодарили Бога, не попустившего подвигу третьего старца сделаться тщетным [ 12 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010