1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Выступления Б. С. были столь популярны, что из-за огромного числа собиравшихся людей ему нередко приходилось произносить их на рыночных площадях. Обычно он беспощадно осуждал порок, а затем поднимал вверх табличку с начертанным на ней именем Христа (золотой монограммой IHS, сокращенной греч. формой слова Iesus). Людям это так нравилось, что они начали украшать монограммами IHS свои дома, а в Болонье, по легенде, один картежник после услышанной проповеди бросил свое порочное занятие и стал зарабатывать на жизнь изготовлением табличек с именем Господа. Б. С. обычно говорил долго (на протяжении 3-4 ч.), обращаясь преимущественно к простолюдинам. Он прибегал к ярким примерам, анекдотам и различного рода отступлениям, приближал свой язык к местным говорам, не чуждался шуток и скоморошничанья. В 1427 г. некий сиенец Бенедетто записал дословно 45 проповедей Б. С. на итал. языке, впосл. не раз издававшихся как «Le prediche volgari». Помимо проповедей, лит. наследие католич. святого составляют трактаты о Божией Матери и богословские сочинения, как на лат., так и на итал. языках. Он также написал один из первых трактатов по экономике, в к-ром обсуждались проблемы торговли, цены товара и т. п. Поскольку во время проповедей Б. С. использовал в качестве символа Христа табличку с его именем, а впосл. даже призывал молящихся становиться на колени перед этим изображением, его заподозрили в ереси, и в течение 8 лет Б. С. неоднократно подвергался различного рода обвинениям (гл. обр. в распространении суеверий и подстрекательстве людей к идолопоклонству). В 1427 г. ему было приказано явиться в Рим к папе Мартину V , к-рый во время аудиенции запретил ему использовать в проповедях таблички с именем Христа до тех пор, пока его дело не будет рассмотрено церковным судом. Процесс по делу Б. С. состоялся 8 июня 1427 г. в присутствии папы в соборе св. Петра. Защитником обвиняемого выступал его сподвижник, известный юрист Иоанн Капистран . В ходе судебного разбирательства, после исследования основных положений учения Б. С. и его поведения, все обвинения были с него сняты, более того, папа предложил ему проповедовать в Риме и принять должность епископа Сиены. От этих предложений Б. С. отказался, так же как впосл. отказался и от должностей епископа Феррарского и Урбинского, сославшись на то, что принятие должности противоречит его первоначальному призванию, тем более, что его диоцез - вся Италия. Впосл. против Б. С. неск. раз выдвигались обвинения, пока папа Евгений IV буллой от 7 янв. 1432 г. окончательно не приостановил их.

http://pravenc.ru/text/78174.html

Прошло еще более десяти лет, и митрополит Фотий вновь писал (22 июня 1427 г.) псковичам, как прискорбно ему, что между ними доселе остаются еретики, уничижающие и ни во что полагающие чин великого Божия священства и иночества, и говорил: “Благославляю вас, детей моих, учить таковых и восставлять в богоразумие. Если ж они не исправятся, то вы, священники, не принимайте от них никакого приношения к церквам Божиим и отлучайте их, как гнилых членов, от здравого тела Церкви; а вы, миряне, не сообщайтесь с ними ни в пище, ни в питии, да не осквернитесь, пока не покаются... Если они не обратятся в благоразумие, благославляю вас, своих детей, от великого и до малого, не сообщайтесь с ними никак и ни в чем и отпишите ко мне. А я по Божественным и священным правилам сотворю суд на таковых и осуждение”. Псковитяне действительно скоро отписали митрополиту, что они, по его грамоте, стригольников “обыскали и показнили”, что некоторые еретики при этом убежали, а другие хотя остались, но упорствуют в своем заблуждении. Фотий (от 23 сентября 1427 г.) благодарил псковичей за их ревность о благочестии и вновь заповедовал удаляться от нераскаянных еретиков и в пище, и в питии и приводить их к обращению “казнями, только не смертными, но внешними казнями и заточениями” 2272 . После того псковитяне, как свидетельствует Иосиф Волоколамский, с совета благочестивых князей и святителей, решились схватить всех стригольников до единого и засадили их в темницы до самого конца их жизни. И таким образом ересь эта, которая, по словам того же Иосифа, и возникла первоначально в Пскове (так как Карп, “художеством стригольник”, жил в Пскове) и увлекла “многих от православных христиан”, была окончательно искоренена 2273 . Ересь или, вернее, раскол стригольников, существовавший у нас более пятидесяти лет, если считать даже только со смерти первых расколоучителей (1376–1427), без всякого сомнения, был плодом своего времени и произведением русской почвы. Это очевидно из самого учения стригольников. Они вооружались против церковной иерархии, отвергали ее, а за что? За те злоупотребления и недостатки, которые они видели в современных иерархах и вообще в духовенстве и на которые прямо указывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В последние годы жизни свт. Фотий продолжал много времени уделять написанию разного рода поучений и посланий к своей пастве. По-прежнему много места в эпистолярном наследии Фотия занимали проблемы духовной жизни Пскова. 24 сентября 1425 г. датировано очередное послание Фотия к псковичам, написанное в ответ на их послание, привезенное митрополиту священником Иевом (Иовом). Речь в нем вновь шла о вопросах, касающихся канонической дисциплины: митрополит напоминал о запрете овдовевшим священникам жениться вторично, а вдовам-попадьям выходить замуж, предписывал возвращать монахов-расстриг в монастыри, воспрещал супругам постригаться в монашество втайне друг от друга, игуменам исполнять обязанности духовников у мирян, мирянам вступать в 3-й брак, выступал против сохраняющихся языческих Свт. Фотий в посланиях к псковичам и новгородцам поднимал все эти многочисленные дисциплинарные вопросы неслучайно: в период его митрополичьего служения в этих северо-западных городах Руси продолжала оставаться весьма актуальной проблема ереси Последние 2 послания свт. Фотия в Псков, написанные в 1427 г., касаются уже не столько мер, призванных оздоровить духовно-нравственную жизнь псковичей и тем самым противостоять пропаганде еретиков, сколько способов борьбы с ересью. Датированное 22 июня 1427 г. послание митрополита Фотия в Псков против посвящено, прежде всего, защите канонического достоинства духовенства и определяет прещения, которые следует налагать на еретиков. Митрополит предписывает отлучать от Церкви нераскаявшихся еретиков, причем, в случае ожесточенного сопротивления со стороны стригольников Фотий обещает созвать Собор для масштабного суда над ними (до чего, впрочем, дело так и не дошло). 23 сентября 1427 г. Фотий направил в Псков еще одно послание о где говорится об «обыске» и наказаниях последних. Митрополит Фотий призывает псковичей продолжить преследование еретиков. Отчаявшийся бороться с ересью одним лишь убеждением, митрополит приказывает православным псковичам не сообщаться с еретиками и наказывать их «казньми, толико не смертными, но внешними казньми и заточеньми».

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

(† 29.03.1454, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. 13 апр. 1427 г. Е. был хиротонисан во епископа Ростовского, хиротонию возглавил Киевский митр. св. Фотий . С самого начала управления епархией Е. уделял много внимания устроению монашеской жизни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1427 г. по пути в Устюг Е. посетил Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь , где разрешил конфликт между прп. Дионисием и братией. Е. дал братии «духовное наказание», разъяснив важность послушания наставнику, т. е. прп. Дионисию. Е. также «дасть... милостыню доволну в монастырь» (Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 123-125). Покровительство Глушицкому Покровскому мон-рю Е. оказывал и позже. 11 янв. 1436 г. епископу была явлена духовная грамота прп. Дионисия, содержавшая подробный перечень монастырского имущества. Документ был скреплен владычной печатью. На одной стороне печати изображена икона Божией Матери «Знамение», на обороте - надпись: «М(и)л(о)стию Б(о)жиею смиренныи еп(иско)пъ ростовскии Ефрем» (ОПИ ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. 3. 4; АСЭИ. Т. 3. 252. С. 273-274). В примечаниях к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия Ростовского А. А. Титов утверждал, что 5 июля 1427 г. Е. основал Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь на месте, где прежде стоял дом святых Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия (Летописец о ростовских архиереях. С. 14-15; Титов А. А. Ист. описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ. Серг. П., 1893. С. 13-15), однако источник этих сведений неизвестен. В сохранившихся фрагментах Ростовского владычного летописного свода, инициатива создания к-рого приписывается Е. ( Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 367), как и в более поздних летописных памятниках кон. XV-XVI в., данный факт не отражен. По-видимому, при Е. в епархии активно осуществлялась переписка книг. На этот факт косвенно указывает упоминание Ростовского епископа вместе с Киевским митр. Фотием и вел. кн. Василием II Васильевичем в выходной записи в переписанной Нестором «Лествице» (РНБ. Q.I.664, список 1776 г.).

http://pravenc.ru/text/182081.html

Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Ок. 1427 г. М. присоединился к Мазолино в работе над росписями капеллы семьи Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине. В основу программы фрескового цикла, посвященного истории св. Петра, были положены Евангелие, Деяния св. апостолов, а также текст «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Декорация верхней части капеллы, исполненная Мазолино, была полностью утрачена в ходе реконструкции церкви (1746-1748). По свидетельству Вазари, она включала изображения 4 евангелистов на своде и сюжеты «Призвание первых апостолов», «Предательство и раскаяние св. Петра» и «Хождение по водам» в люнетах ( Vasari. 1878. Р. 265). Стены капеллы разделены на 2 регистра; М. принадлежат сцены на юж. (левой) стене: «Чудо со статиром» (вверху), «Св. Петр, восседающий на кафедре» (внизу), а также фрески зап. (алтарной) стены: «Проповедь св. Петра» и «Крещение новообращенных» (вверху), «Исцеление тенью св. Петра» и «Св. Петр раздает церковное имущество» (внизу). Все они созданы мастером без участия помощников. Сюжеты «Исцеление хромого» и «Воскрешение Тавифы» в верхнем регистре сев. (правой) стены капеллы принадлежат кисти Мазолино. Сцены, исполненные М., имеют один источник освещения; действие в них разворачивается на фоне пейзажа или архитектурных кулис, данных в перспективном сокращении. Композиционное единство каждой сцены, психологическое напряжение, пластическая убедительность и весомость фигур, определенность их жестов контрастируют с элегантной дробностью и условно-сценической трактовкой пространства у Мазолино. Новаторский характер живописи М. наглядно демонстрирует сцена «Изгнание из рая», парная к сцене «Грехопадение» работы Мазолино; помещенные на пилястрах при входе в капеллу, эти сюжеты вводят в живописную программу ансамбля тему искупления греха и спасения через Церковь, основанием к-рой является ап.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

28 Благослови, отче! – С этими словами чтец обращается к священнику за благословением перед чтением в церкви или за трапезой. 29 Бысть въ дни... великого князя Василия Васильевича... и великого князя Бориса Александровича Тврьскаго, и великого князя Феодора Резанскаго Олговича в лто... Фотию митрополиту... и в Новгород ... архиепископу Ифимию Брадатому. – Упоминание названных здесь светских и духовных правителей Руси в соотнесении с 1436 (6944) г. не соответствует данным летописей: в 1436 г. в действительности правили только великий князь Московский Василий II Темный (1425–1462) и великий князь Тверской Борис Александрович (1426–1461). Великий же князь Рязанский Федор Ольгович (1402 – ок. 1427) и оба упомянутых церковных иерарха – митрополит Фотий (1408–1431) и архиепископ Новгородский Евфимий (1423–1428) – к указанному сроку скончались. Время правления названных исторических деятелей может быть отнесено только к короткому промежутку 1426–1427 гг. (который, по-видимому, и следует считать точкой отсчета рассказа о преп. Савватии, начинающегося с описания его жизни в Кирилловой монастыре). Что же касается 1436 года, то согласно позднейшей соловецкой традиции этот год считается временем прибытия на Соловки преподобных Зосимы и Германа и, следовательно, датой основания собственно монастыря (эта традиция отражена, в частности, в Соловецком Летописце, созданном в начале XVIII в.). 30 ...во едином от манастырей Блозерскых Кирилов именуем... – Кирилловский монастырь в Белозерье был основан преп. Кириллом в 1397 г. Преп. Савватии был младшим современником и, по-видимому, учеником преп. Кирилла (ум. в 1427 г.). 34 ...остров, рекомый Валам. – Валаам – остров в Ладожском озере с несколькими прилежащими к нему островками: известен благодаря монастырю, основанному в XIV в. преподобными Сергием и Германом Валаамскими. 35 ...«богат сый нас ради обнища, да мы его нищетою обогатимся». – Почти дословная цитата из Слова на Пасху св. Григория Богослова . С этими же словами игумен обращается и к каждому новому брату, приступающему к монашескому постригу (в чинопоследовании иноческого пострижения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие преподобного Никона решает вопрос и о том, какой труд Даниила и Андрея был последний. Некоторые, на основании Софийского Временника, последним их трудом называют расписание Троицкого собора в Лавре. Но в Софийском Временнике касательно сего предмета сделан пропуск, который и восполняется писателем жития святого Никона. Он утверждает, что после расписания Троицкого собора в Лавре иконописцы Андрей и Даниил самый последний памятник трудов своих оставили в Андроникове. Теперь приступим к определению времени кончины преподобных отцев Андрея и Даниила (так называют их Софийский Временник и Книга глаголемая о российских святых). Из Софийского Временника и жития Никона видно, что Андрей и Даниил преставились незадолго до кончины святого Никона. Но год преставления Никона в разных житиях и изданиях показывается различно: в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского год кончины святого Никона показан 6935 (1427) ноября 17-го; в Четьих-Минеях Макарьевских под тем же числом – год кончины 6938 (1430). По сему житию последний год (1430) поставлен и в Книге глаголемой о российских святых, как год смерти Даниила и Андрея. Но чтобы точнее определить год кончины преподобного Никона, надобно точнее узнать год преставления преподобного Сергия. В житии преподобного Сергия (в Четьих-Минеях Макарьевских 25 сентября) год кончины его показан 6900 (1392); но в летописях кончина его полагается 25 сентября 1391 года, и это показание предпочитается первому, круглому числу. Присоединяя к 1391 году 37 лет игуменства Никона, которые показаны и в житии его и в Троицком Летописце (Рукоп. Синод. библиот.), мы получим год кончины святого Никона 1428, какой год и показан в описании Троицкой Лавры 1842. Если же преподобный Никон скончался в 1428 году, то преподобный Даниил и Андрей скончались около 1427 года. Приложение Б. Список настоятелей Спасо-Андроникова монастыря Игумены: Преподобный Андроник скончался не позже 1404 года. Преподобный Савва скончался между 1410–1420 годами. Александр, строитель собора, скончался не раньше 1427.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

798 Что касается до существования действительной грамоты патриарха Антония, то оно сомнительно (преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе, – стр. 596 fin., под грамотой Антониевой, очевидно, разумеет Нилову, а Зиновий Отенский в Истины показании, – стр. 968 fin., как можно думать, просто повторяет Иосифа). 800 Во времена Фотия некоторые монахи некоторых псковских монастырей не ходили на исповедь и не приступали к таинству причащения: но вовсе не даётся оснований предполагать, чтобы они были Стригольники или полустригольники, – у Павлова col. 389 и 399. 801 Митрополит 1) приводит правила канонические, определяющие наказания пресвитерам и мирянам, самовольно отделяющимся от своих православных и не осуждённых законным судом епископов; 2) указывает на то, что взимание плиты за поставление утверждено новеллой императора Исаака Комнина и соборными приговорами патриархов Михаила и Николая (I т. 1 половина, стр. 430, электронная версия – абзац сноски прим. корр.); 3) утверждает, будто доходы от поставлений составляют одно из законных средств содержания епископов. 803 В подлиннике: ποκεσθαι καθαιρσει κελεομεν; в послании Фотия: «отнюдь заточити повелеваем». 806 У Павлова стр. 427. Издатель относит послание, под которым выставлен месяц, но не выставлено года, к 1422 или 1425 году; но из его сличения с посланием от 23 Сентября 1427 года, несомненно, следует, что оно писано позднее последнего (между прочим частность: в послании 1427 года Фотий пишет: «тии Стригольници, отпадающии от Бога и на небо взирающии, тамо Отца себе нарицают», в нашем послании: «егда держаще себе будут в преданиих евангельских и апостольских и отеческих, и тогда могут Бога и Отца себе нарицати»). Мы относим послание в 1429 году потому, что из остальных после 1427 года трёх лет жизни Фотия, в которых был Сентябрь, в 1428 и 1430 годах он отсутствовал в Сентябре из Москвы, ездив в Литву. 807 Преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе утверждает, что удалось и что этим путём Псковичи успели вполне искоренить и упразднить прелестную ересь Стригольников. Но его свидетельство, как сторонника гражданских казней против еретиков и как делаемое именно в доказательство пользы казней, не представляется совершенно надёжным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но примирение не коснулось самого Печского патриархата. Главная проблема была решена лишь семью годами позже, после сокрушительного поражения сербов войсками султана Мурада I на реке Марице (1371). Посредническую роль взяли на себя монахи–славяне с Афона – в том числе настоятель русского монастыря Исайя и родственник сербского князя Лазаря Никодим. Немалое значение имело и то, что константинопольскую кафедру занимал Филофей – в прошлом тоже афонский монах. Приняв делегацию монахов в Константинополе, патриарх Филофей отправил в Сербию своих полномочных представителей – иноков Матфея и Моисея, которые торжественно провозгласили снятие анафем с Душана на его могиле в Призрене. Затем они совершилисовместное с сербским духовенством богослужение в Пече и объявили Савву IV признанным патриархом Сербским 573 . Сербские княжества одно за другим попадали под власть турок. Знаменитая битва на Косовом поле (1389), в ходе которой сербский воин убил султана Мурада, а князь Лазарь был взят в плен и вместе с другими представителями сербской знати казнен сыном и наследии; ком Мурада Баязидом I (1389–1427), была последней – трагически безуспешной – попыткой остановить продвижение турок. Впрочем, сербские государи Стефан Лазаревич (1389–1427) и Георгий Бранкович (1427–1456), даже будучи турецкими вассалами, покровительствовали развитию национальной культуры и искусства. Наконец в 1459 году султан Мехмед II уничтожил последние следы сербской независимости. Сербский Печский патриархат просуществовал при турках до 1766 года и был официально упразднен патриархом Самуилом I (1763–1768), как это произошло и с автокефальной архиепископией Охридской. На сербские кафедры стали назначать епископов–греков. 3. Церковь в румынских землях Еще до нашествий венгров и славян часть Балканского полуострова была населена даками и римскими колонистами, в чьей среде христианство распространилось очень рано. Святой Никита, епископ Ремезианы (в Средние века и Новое время – Ниш) – известный миссионер и поэт, писавший на латыни, – жил в начале V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010