1543 Послание в рукописях начинается фразой «Книга всем нашим горемыкам миленьким», так как оно, по-видимому, сопровождало «Книгу бесед» Аввакума (16721675), отправленную в московскую общину; послание содержит ответы на многочисленные вопросы старообрядцев, оставшихся без авторитетных руководителей, о «неведомых вещех»: как исповедоваться и причаститься без священника, как «почитати» сожжённых за принадлежность к староверию, как крестить младенцев и ряд других. Послание датируется концом лета 1675 г.: в нем сообщается о трагической новости – о казни в Пустозерске юродивого Киприяна 7 июля 1675 г. Послание известно в четырёх редакциях; в настоящем издании печатается редакция «а» по изданию: РИБ, стб. 829835. 1549 ...истинным запасом... – Т. е. ещё старыми Святыми Дарами, освящёнными старопоставленными священниками. 1551 ...Лев Катанский в огонь посадил же такова вора. – Лев, епископ Катанский (ум. ок.780 г.). В Житии его (память 20 февраля) рассказывается о сожжении им неуловимого для светских властей волхва Илиодора. 1553 А здесь Киприяну голову отсекли, 83 июля в 7 день, в среду. – Т. е. 7 июля 7183(1675) г.; московский юродивый Киприян был тесно связан с Аввакумом: в 1664 г. он подавал челобитную Аввакума царю Алексею Михайловичу (см. выше, с. 557). 1554 Посылайте денги мои к жене моей и детям... – Семья Аввакума в это время находилась на Мезени, жена и старшие сыновья с марта 1670 г. сидели в земляной тюрьме, на свободе жили сын Афанасий (11 лет) и три дочери Аввакума. 1556 Возможно, это только фрагмент послания в общину, не сохранившегося в полном объёме: утрачена вся начальная часть текста вместе с именами адресатов. Дошедший текст написан в Пустозерске, по-видимому, в 16771678 гг.: Аввакум пишет, что никониане мучают его «лет с полтретьятцеть», т. е. около 25 лет; счёт лет своим мучениям от никониан Аввакум ведёт от начала репрессий после реформ 16521653 гг. Несмотря на то что со времени церковного собора 16661667 гг. прошло уже много лет, Аввакум все ещё весьма эмоционально переживает воспоминания о своём выступлении на соборе. («Они ‹...› не имут, что отвещати ми, вяжут да куют меня»). Цель текста – чисто агитационная: уберечь верующих от какого-либо влияния никониан и удержать их даже от контактов с ними. Текст печатается по изданию: РИБ, стб. 953954.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература: Millar 1969. P. 12–29. Хроника Фр. 14 (Dindorf) (=Capitolin. Max. ет Balb. 16). При них (при Максиме и Бальбине. – Сост.) 775 карпы воевали с мисийцами 776 ; к тому времени относится начало скифской войны 777 и разрушение Истрии 778 или, как говорит Дексипп, Истрийской общины... Фр. 16 (a Dindorf) (=Georg. Sync. P. 376a). Скифы, называемые готами 779 , большой массой переправившись при Деции 780 через реку Истр, подвергли опустошению подвластную римлянам страну; они победили мисийцев, бежавших в Никополь 781 . Выступивший против них Деций, как рассказывает Дексипп, перебил их тридцать тысяч, [но затем] был разбит в битве, так что потерял взятый ими Филиппополь 782 , и множество фракийцев было перебито. При возвращении скифов в свои [пределы] этот самый Деций богоборец 783 [снова] напал на них, но был убит вместе с сыном ночью при Абрите 784 [или] так называемом Темброниевом форуме, и скифы 785 возвратились [домой] со множеством пленников и добычи... (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1948. 3. С. 308) Созомен Гермий (Эрмий) Созомен, адвокат из Константинополя, написал ок. 444 г. н. э. труд под названием «Церковная история» в 9 книгах, в которых охватывается время с 324 по 423 г., выступив тем самым продолжателем Евсевия и Сократа, написавших свои «Церковные истории». Особенно много перекличек у Созомена с текстом Сократа, описавшего период с 305 по 439 г. Созомен сообщает много интересных сведений о готах и их борьбе с пришедшими в южнорусские степи гуннами. Издания: Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.-P. Migne. Vol. LXVII. Parisiis. P. 845–1630; Sozomenus. Kirchengeschichte/Ed. J. Bidez//GCS. N.F. 4. Berlin, 19952. Переводы: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. Литература: Лебедев 1891; Cheshut 1977; Leppin 1996. S. 244–252. Церковная история 37. О живущих за Петром варварах, как они, будучи изгнаны уннами, перешли к римлянам и как приняли христианство . Об Ульфиле и Атанарихе, о происшедшем между ними и почему [готы] приняли арианство

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

772 Марк Випсаний Агриппа (64/63–12 гг. до н. э.) – римский полководец и политический деятель, ближайший друг и соратник императора Августа, который был его тестем. Во время описываемых событий находился на Востоке, имея огромные полномочия от Августа. 773 Понтийский царь Полемон I (37–9/8 гг. до н. э.), с 14 г. также царь Боспора, где и был убит во время военных действий против сторонников Аспурга, сына царицы Динамии. 774 Обычно считают, что Агриппа ограничился демонстрацией военной силы в Синопе. По мнению же некоторых ученых, Агриппа сам совершил поход на Боспор. При этом ссылаются на сообщение Иосифа Флавия о том, что «царь Герод... весной отправился к нему [Агриппе. – Сост.], зная, что тот предпринимал военную экспедицию на Боспор. ...И действительно, в этом походе Герод все время был с ним, являясь его соратником в боевых делах, советником при необходимости, приятным товарищем на отдыхе. Когда у них завершились дела на Понте, ради которых был послан Агриппа, они решили морем не возвращаться...» (Ios. Flav. Iud. Ant. XVI, 2, 2. Перев. В. Н. Парфенова в: Хрестоматия 1998. С. 488). 777 Речь идет о войне с готами, которые в это время впервые напали на территорию Римской империи. Сообщение Дексиппа является одним из первых известий о готах (Буданова 1991. С. 81–84). 779 Долгое время все новые племена, появлявшиеся в Северном Причерноморье вплоть до славян, именовались традиционно скифскими. 780 Кай Мессий Квинт Траян Деций – римский император (249–251 гг.), погибший в сражении с готами в июне 251 г. 781 Никополь у Неста, основанный Траяном в память о своих дакийских победах, расположен в среднем течении реки Нест ок. совр. болгарского города Готце Делчев. 782 Филиппополь, основанный Филиппом I Македонским в 341 г. до н. э., находится на месте совр. болгарского города Пловдив. 783 Деций был известен своими преследованиями христиан, начатыми в 249 г. (см.: Euseb. Hist. eccl. VI, 41, 9–10). 786 Имя гуннов могло звучать различно: Hunni, Uni, Οννοι, Ονοι. Тюркский народ гуннов в 375 г. впервые появился в Северном Причерноморье, разгромив остготское царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ири­на 780–790, 797–802/ок.752–803 Ста­ла пер­вой жен­щи­ной, имев­шей ти­тул им­пе­ра­то­ра. В 787 г. со­зва­ла в г. Ни­кея Все­лен­ский со­бор, вре­мен­но вос­ста­но­вив­ший ико­но­по­чи­та­ние. Но ее по­ли­ти­ка при­ве­ла к ка­та­стро­фе: ви­зан­тий­ские ар­мии бы­ли уни­что­же­ны бол­га­ра­ми ; на­ло­го­вые льго­ты, ко­то­рые она при­ме­ня­ла для при­вле­че­ния сим­па­тий на­ло­го­пла­тель­щи­ков, а так­же чрез­мер­ные на­ло­го­вые льго­ты мо­на­сты­рям – все это при­ве­ло к ослаб­ле­нию государства. В ре­зуль­та­те двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та бы­ла низ­ло­же­на, умер­ла в ссылке. Про­слав­ле­на. Ди­на­стия Никифора Ни­ки­фор I/Никифор 802–803, 803–811/760–811 Про­во­дил жест­кую фис­каль­ную по­ли­ти­ку. Пе­ре­се­лял кре­стьян из Ма­лой Азии в ев­ро­пей­скую часть им­пе­рии. Пы­тал­ся огра­ни­чить мо­гу­ще­ство Церк­ви, хо­тя и при­дер­жи­вал­ся ико­но­по­чи­та­ния. При этом тер­пи­мо от­но­сил­ся к иконоборцам. По­гиб в бит­ве с бол­гар­ским ха­ном Кру­мом. Из че­ре­па им­пе­ра­то­ра хан сде­лал ча­шу для пи­ров, от­де­лан­ную серебром. Став­ра­кий 803–811/?-812 Вви­ду его пол­ной не­спо­соб­но­сти к управ­ле­нию дер­жа­вой был низ­ло­жен вель­мо­жа­ми и войском. Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Ми­ха­ил I Ран­га­ве/Ми­ха­ил Ран­га­ве Игнатий 811–813/?-844 Щед­ро раз­да­вал день­ги ар­мии, церк­ви и на­ро­ду, что рас­то­чи­ло каз­ну и при­ве­ло к ослаб­ле­нию го­су­дар­ства. До­пол­ни­тель­ную леп­ту в бед­ствия им­пе­рии внес во­ен­ны­ми не­уда­ча­ми. Объ­явил смерт­ную казнь всем ере­ти­кам: ма­ни­хе­ям, пав­ли­ки­а­нам и др. Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Лев V Ар­мя­нин/ Лев 813–820/775–820 Был ико­но­бор­цем. Мно­же­ство пре­крас­ных про­из­ве­де­ний ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства бы­ло вар­вар­ски уни­что­же­но. От­ра­зил на­па­де­ние бол­гар на Константинополь. Из­руб­лен на кус­ки при­вер­жен­ца­ми буд. имп. Ми­ха­и­ла II в ал­та­ре со­бо­ра Св. Софии. Кон­стан­тин Сим­бат/Симбат 813–820/?-820 В 815 го­ду но­ми­наль­но пред­се­да­тель­ство­вал как пред­ста­ви­тель сво­е­го от­ца на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре, ко­то­рый вос­ста­но­вил за­прет на по­чи­та­ние икон.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Также: «Libera nos, Domine, quaesumus...» [это т. н. эмболизм, обычное добавление к «Отче наш».- Авт.]. И когда все это совершится, все поклоняются святому Кресту и причащаются» (PL. 74. Col. 1105). В настоящей статье уже приводились свидетельства «Ordo Romanus» XXIII и Амалария Мецского о том, что в VIII в. причащение в Великую пятницу в Риме не совершалось на папской службе; т. о., Сакраментарий Геласия не случайно в этом месте обозначает совершителя чина термином «sacerdos», а не «pontifex». В «Ordo Romanus» XVI (а также XVII, к-рый является переделкой XVI), датируемом 775-780 гг., также говорится именно о священнике (presbyter) как совершителе «мессы Преждеосвященных», описанной аналогично Сакраментарию Геласия - с использованием и Преждеосвященного Тела, и Преждеосвященной Крови ( Andrieu M. Les Ordines Romani Du Haut Moyen Âge. Louvain, 1951. T. 3. P. 152). А вот в «Ordo Romanus» XXIV, составленном ок. 754 г., совершителем этого чина назван уже pontifex, т. е. епископ (но не папа, поскольку этот документ происходит не из самого Рима), и для причащения ему приносятся - причем не диаконами, а священниками и субдиаконами - Преждеосвященный Хлеб и чаша, но не с Кровью Христовой, а с неосвященным вином (cum vino non consecrato). По завершении поклонения Кресту произносятся молитвы «Praeceptis salutaribus…», «Отче наш» и «Libera nos…» - и предстоятель молча (nihil dicens) погружает часть Преждеосвященного Хлеба в чашу, после чего все причащаются (Ibid. P. 294). Т. о., здесь появляется та же традиция освящения чаши Преждеосвященным Хлебом, что и на Востоке,- но в отличие от рассмотренных выше нек-польских вост. чинов Л. П. Д. лат. чин не содержит специальной молитвы с соответствующим прошением. Понтификал Римской курии XIII в. свидетельствует, что в эту эпоху латинский чин причащения в Великую пятницу претерпел 2 существенных изменения: во-первых, из текста исключен богословский комментарий об освящении чаши частицей Преждеосвященной гостии; во-вторых, единственным причастником на этой службе становится предстоятель (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Далее агиограф повествует, как пораженный чудесными знамениями у гробницы Георгия предводитель росов прекращает насилие, чинимое его воинами, и склоняется к правой вере: «Варвар, пораженный этим, обещал все сделать как можно скорее. Дав вольность и свободу христианам, он поручил им и ходатайство перед Богом и пред святым. И вот устраивается щедрое возжжение светильников, и всенощное стояние, и песнопение; варвары освобождаются от божественного гнева, устраивается некоторое примирение и сделка их с христианами, и они уже более не оскорбляли святыни, не попирали божественных жертвенников, уже не отнимали более нечестивыми руками божественных сокровищ, уже не оскверняли храмы кровью. Один гроб был достаточно силен для того, чтобы обличить безумие варваров, прекратить смертоубийство, остановить зверство, привести [людей], более свирепых, чем волки, к кротости овец и заставить тех, которые поклонялись рощам и лугам, уважать Божественные храмы. Видишь ли силу гроба, поборовшего силу целого народа?» 64 Издатель текста «Жития Георгия Амастридского» В.Г. Васильевский пришел к выводу, что автором памятника был известный агиограф диакон Игнатий (770/780 – после 845 г.). Это позволило датировать памятник и тем самым упоминание в нем о нашествии росов периодом иконоборческой деятельности Игнатия, т.е. временем до 842 г. 65 Византинисты школы А. Грегуара пересмотрели выводы Васильевского, отнеся пассаж жития о нашествии росов к походу Игоря на Византию 941 г. 66 Эта точка зрения была поддержана А. А. Васильевым , 67 но и встретила критику. 68 Однако в византиноведческой литературе на время укрепилось мнение о неправомерности атрибуции жития Игнатию. 69 В настоящее время дискуссия о датировке первого упоминания Руси в византийских текстах продолжается. 70 По-настоящему известными в Византии народ рос и его название становятся после 860 г., когда войско росов осадило Константинополь. Описание осады сохранилось в нескольких произведениях, среди которых наиболее ценные принадлежат патриарху Фотию (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.- член ООН (1945), МВФ (1945), МБРР (1945), НАТО (1949), Совета Европы (1949), Евратома (1958), ОЭСР (1961), ОБСЕ (1973), ЕС (1993; в 1958-1967 ЕЭС, в 1967-1992 Европейское сообщество), ВТО (1995). География. В Зап. Европе берега Н. низкие, испытывают сильное влияние приливов. Характерны прибрежные отмели (ватты). На севере вдоль побережья расположена цепь песчаных Западно-Фризских о-вов, отделенных от материка мелководным зал. Ваддензе. На материковом побережье к Северному м. прилегают ряды песчаных дюн высотой до 56 м. В рельефе Н., сильно измененном человеком, преобладают низменные равнины. До 1/3 территории находится ниже уровня моря. Ок. 1/5 площади занимают искусственно осушенные и окультуренные участки морских мелководий - польдеры. Вдоль морских берегов и рек создана система заградительных сооружений, защищающих прибрежные низменности от затопления. Реализуется крупнейший инженерный «проект Зёйдерзе»: в 1927-1933 гг. зал. Зёйдерзе был перекрыт дамбой длиной 33 км и впосл. превращен в замкнутое пресноводное оз. Эйсселмер, ныне почти наполовину осушенное и преобразованное в польдеры (в 1986 на осушенных территориях этого озера была создана пров. Флеволанд). На востоке Н. расположены волнистые и всхолмленные моренные и водно-ледниковые равнины. На крайнем юге небольшие площади занимают отроги Арденн (до 321 м - гора Валсерберг, высшая точка страны). Климат в Н. умеренный морской, с мягкой зимой и теплым летом. Преобладают юго-зап. и зап. атлантические ветры. Средняя температура янв.- 1-3°C, июля - 16-17°C. Среднегодовые суммы осадков 750-780 мм. Осадки выпадают преимущественно в виде дождя. Входящие в состав Королевства Н. острова в Карибском м. (южные - Аруба, Кюрасао, Бонайре, Клейн-Бонайре (необитаемый), северные - Синт-Эстатиус, Саба и Синт-Мартен) вулканического и кораллового происхождения. Юж. острова, окруженные коралловыми рифами, имеют относительно ровную поверхность с холмами высотой до 375 м (гора Синт-Христоффелберг на о-ве Кюрасао). Северные острова являются вершинами вулканов высотой до 887 м (вулкан Синери на о-ве Саба).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Такой пример весьма печален. Климент Александрийский , один из наиболее просвещенных доникейских отцов, описывает подлинный идеал Христианского Гностика как женатого и имеющего детей человека, тем самым достигающего высшего превосходства, потому что он побеждает больше искушений, чем одинокий человек 776 . Тертуллиан , хоть и склонялся в пользу безбрачия, был женатым священником и призывал свою жену после его смерти воздержаться от повторного брака, чтобы достичь той аскетической чистоты, которая была невозможна во время их совместной жизни 777 . Он рисует также прекрасную картину священной красоты христианской семьи. Африканский священник Новат – еще один печальный пример – был привлечен к суду за убийство своего нерожденного ребенка 778 . Есть примеры и женатых епископов. Сократ сообщает, что в ту эпоху епископы не только не были связаны законом безбрачия, но и зачинали детей в период епископства 779 . Афанасий говорит 780 : «Многие епископы не вступали в брак; с другой стороны, монахи становились отцами. Опять же, мы видим епископов, у которых есть дети, и монахов, которые не собираются иметь потомство». Отцом Григория Назианзина (умер в 390 г.) был женатый епископ, а его мать, Нонна, была женщиной образцового благочестия, она искренне молилась об удачном зачатии, видела своего будущего сына в пророческом видении, посвятила его, еще до рождения, служению Богу – и он стал ведущим богословом своего времени. Григорий Нисский (умер ок. 394 г.) также был женатым епископом, хотя отдавал предпочтение безбрачию. Синезий, философ, ученик Ипатия Александрийского, когда его призывали принять епископство в Птолемаиде (410 г. по P. X.), сначала отказался, потому что не хотел расставаться с женой и желал иметь многочисленное потомство, но наконец принял должность, с женой не расставаясь. Это показывает, что его случай уже был исключением. Шестой из апостольских канонов гласит: «Пусть никакой епископ, священник или диакон не прогоняет свою жену под предлогом благочестия; если же он прогонит ее, пусть будет временно отстранен от должности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Хирам Хирам [кр. ф-ма от Ахирама, «(мой) брат возвышен» ]: 1) царь Тира (⇒ финикийцы), которого называют Хирамом I (в отличие от другого тир. царя Хирама, правившего во времена Кира). В Библии Х. упоминается как друг Давида и его сына Соломона. Еще до рождения Соломона (см. 2Цар. 7 ) Х. поставлял Давиду древесный материал, посылал своих плотников и каменщиков для строительства дворца в Иерусалиме ( 2Цар. 5:11 ). Х. оказывал Соломону помощь в сооружении храма ( 3Цар. 5 ) и, согл. 3Цар. 9:10 , был еще жив через 24 года после вступления Соломона на престол (сооружение храма началось на 4-м году царствования Соломона). Это противоречит данным Иосифа Флавия, который говорит лишь о 34 годах царствования Х., восшедшего, по его словам, на престол 19-летним, что опять же исключает продолжительное совместное правление с его отцом Авиваалом (Абибалом). Вероятно, даты, которые Иосиф Флавий заимствовал у Дия и Менандра, оказались неточными. Х., согл. их данным, царствовал в 979–945 гг. или (согл. У.Ф.Олбрайту) – в 969–936 гг. до Р.Х. Он ежегодно поставлял Соломону для строительства храма кедр и кипарис в обмен на 20 тыс. коров пшеницы и 20 тыс. коров (780 гектолитров) оливкового масла ( 3Цар. 5:8 ; 2Пар. 2:1 ), кроме того, Соломон получил от Х. золото, общий вес которого составил сто двадцать талантов (ок. 4000–4400 кг). По окончании строит. работ Соломон в благодарность за услуги предложил Х. 20 городов в Галилее. Но тирский царь, осмотрев их, отказался от подарка. Отсюда название этой земли – Кавул; значение этого названия не установлено ( 3Цар. 9:10–14 ). Х. помог Соломону и при оснащении морской экспедиции в Офир ( 3Цар. 9:26–28 ; 2Пар. 8:17 ). Полагают, что впоследствии Соломон выплатил Х. долги и выкупил города, которые были отданы в залог, на что, видимо, указывает 2Пар. 8:2 . Х. расширил пределы Тира и украсил его постройками. Выступив в союзе с Израилем, он, не забывая о собств. интересах, помог Давиду и Соломону во многих их начинаниях; 2) сын некой вдовы из колена Неффалима. Отец Х. был родом из Тира ( 3Цар. 7:13 ); в 2Пар. 2:13 его матерью названа «женщина из дочерей Дановых». Возможно, она была родом из Дана, города, находившегося недалеко от удела колена Неффалима, и в первом браке была замужем за израильтянином из колена Неффалима, а во втором – за неким тирянином. Х. был сыном от второго брака и проживал в Тире; он, как и его отец, выполнял работы по меди при отделке храма Соломона ( 3Цар. 7:13–17 ; 2Пар. 4:11–16 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЛЛ [Лат. Lullus, Lul] (ок. 710, Уэссекс - 16.10.786, Херсфельд (ныне Бад-Херсфельд, земля Гессен, Германия)), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии, ученик св. Бонифация и его преемник на Майнцской кафедре. Источники Источники, содержащие биографические сведения о Л., делятся на 3 группы: переписка святого, документальные свидетельства и Житие. Корпус писем состоит из 16 посланий, атрибутируемых Л. (авторство 6 из них оспаривается), и 24 писем, адресованных святому ( Tangl. 1919. Tl. 2. S. 25 sqq.). В переписке, которая охватывает значительный временной промежуток (с 735 по 786), содержатся информация о церковном управлении, просьбы о взаимных молитвах, обмене книгами и другие важные сведения. Так, Л. просил еп. Коэну, обычно отождествляемого с Этельбертом, архиеп. Йорка (766/7-779/80), и Кутберта, аббата мон-ря Ярроу-Вермут в Сев. Британии, прислать ему сочинения св. Беды Достопочтенного ( S. Bonifatii et Lulli Epistolae. 1916. N 125, 126). Послания не только подтверждают высокий уровень образованности Л., но и могут служить источником для изучения его круга чтения. Письма содержат цитаты из книг ВЗ и НЗ, сочинений церковных писателей, в т. ч. св. Венанция Фортуната , а также лат. классиков: Вергилия (Ibid. N 92, 103), Овидия (Ibid. N 103) и др. Л. часто цитировал произведения св. Альдхельма , основоположника лат. словесности в Англии. Нек-рые письма свидетельствуют о том, что Л. владел приемами метрической и ритмизированной прозы (Ibid. N 71; см.: Schieffer. 1950. S. 52-53). Сведения о Л., содержащиеся в др. источниках, носят отрывочный характер. Информацию о церковной и политической деятельности Л. можно найти в актах Соборов 762 (Concilium Attiniacense//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 73) и 769 гг. (Concilium Romanum//Ibid. P. 75), в к-рых он принимал участие. Важные источники - королевские грамоты, многие из к-рых опубликованы среди дипломов Карла Великого . Особый интерес представляет грамота монастырю Фрицлар от 4 июля 782 г., где Л. впервые назван архиепископом Майнца (Die Urkunden der Karolinger. 1906. N 142). Участие Л. в жизни крупнейших герм. мон-рей отражено в грамотах из картуляриев мон-рей Фульда (изд.: Urkundenbuch des Klosters Fulda. 1958) и Херсфельд (изд.: Urkundenbuch der Reichabtei Hersfeld. 1936).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010