АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II 456-457 АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря 457-458 458-461 461-463 АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) 463-464 464-465 465-466 466-467 467-468 468-469 АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в. «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви 469-470 470-471 471-473 АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов 474-475 475-477 477-478 478-479 АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса 479-480 480-482 482-483 483-484 484-485 485-487 АНТИЛЕГОМЕНА термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг обознач. оспариваемые книги, IV в. 487-488 АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) 488-489 АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия 489-493 493-494 494-498 498-499 АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) 499-500 500-501 501-529 530-534 534-535 535-537 537-538 538-542 542-543 543-544 АНТИПАПА термин, в традиции католич. Церкви обознач. того, кто был провозгл. папой Римским незаконно

http://pravenc.ru/vol/ii.html

426-427 ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) 427-428 ГЕСЕМ территория в вост. части дельты Нила, в пределах к-рой жили евреи во время пребывания в Египте 449-453 428-429 426-427 430-431 ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью 431-435 435-436 ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада 436-438 438-441 ГЕШЕЛЬ Авраам Иошуа бен Яков (кон. XVI в. - 1664), иудейский богослов, раввин, польск. талмудист XVII в. ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. 441-444 453-454 ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГИББОНС Джеймс (1834 - 1921), кард., архиеп. Балтиморский, деятель Римско-католической Церкви в США 454-455 455-456 456-457 ГИДЕОНОВЫ БРАТЬЯ внеденоминационная протестантско-евангелическая орг-ция, занимающаяся распространением Свящ. Писания по всему миру 457-458 458-459 459-461 ГИЖИЦКИЙ Ян Марек Антоний (1844 - 1925), польск. историк католицизма и унии на западнорус., польск. и лит. землях 461-462 462-463 ГИКАТИЛЛА Иосиф бен Авраам (1248-1305, по др. сведениям, 1323-1325), иудейский богослов-каббалист, ученик каббалиста Авраама Абу-лафии 463-464 ГИЛДУИН († 1077), нареченный еп. г. Доль (совр. Доль-де-Бретань, Франция), свт. (пам. зап. 27 янв.) 464-465 465-466 466-468 468-473 473-474 ГИЛЬДА († ок. 570), прп. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 29 янв.) 474-475 475-478 478-479 479-480 ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Лат. Marinus], мч. Антиохийский (пам. зап. 22 авг., 16 нояб., 26 дек.; пам. сир. 24 авг.). В Иеронимовом Мартирологе 22 авг. отмечена память «в Антиохии Марина» (MartHieron. Р. 456). Болландисты считают (MartHieron. Comment. P. 458), что в Сирийском бревиарии 411 г. под 24 авг. отмечена память того же мученика (в этом календаре указано лишь имя святого в род. падеже - «Марина», без к.-л. пояснений: Breviarium Syriacum, seu Martyrologium Syriacum saec. IV iuxta Cod. S. M. Musaei Britannici Add. 12150/Ed. B. Mariani. R., 1956. Р. 44). Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе под 16 нояб. содержится память «Марина, Секундина, Фронтона в Антиохии» (MartHieron. P. 601). По всей видимости, в этой записи речь также идет о М. (MartHieron. Comment. P. 602). Упоминание вместе Марина и Фронтона заставило исследователей обратить внимание на Похвальное слово Псевдо-Евсевия Кесарийского BHO, N 700, где они также фигурируют среди антиохийских мучеников ( Delehaye. Origines. P. 193-194; MartHieron. Comment. P. 458, 602). С М. болландисты связывают еще одну память в Иеронимовом Мартирологе: 26 дек. «Антиохии, [в церкви святого] Иулиана, Марина» (MartHieron. Comment. Р. 11). Для трактовки толкования этой записи привлекают сообщение «Хроники» Иоанна Малалы об обретении ок. 529 г. близ сир. г. Гиндар (ныне Джандарис, Сирия) мощей некоего мч. Марина и их перенесении в предместье Антиохии в ц. св. Иулиана ( Ioan. Malal. Chron. 1831. Р. 452). Исследователи осторожно высказывали предположения о тождестве этого святого с мч. Марином Аназарвским или мч. Марином Римским, однако наиболее вероятной представлялась гипотеза о сир. происхождении этого мученика (MartHieron. Comment. Р. 11; Amore A. Marino, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 1171-1172; Sauget J.-M. Marino, santo, martire di Anazarbo//Ibid. Col. 1172-1173). Лит.: Delehaye. Origines. P. 86, 193-194; Sauget J.-M. Marino, Secondino e Frontone, santi, martiri di Antiochia//BiblSS. Vol. 8. Col. 1182; Saxer V. Marinus//EEC. P. 525. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2562042.html

444-445 ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ) 445-446 446-448 ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Георгиевич (ок. 1578 - сер. XVIII в.), сын прп. Георгия Васильевича Осорьина и прп. Иулиании Осорьиной (прав. Лазаревской), рус. агиограф XVII в. 448-449 ОСРОЕНА историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей 449-450 450-451 451-454 454-455 ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима 455-458 ОСТОИЧ Тихомир (1865-1921), серб. историк лит-ры, педагог, музыкант, церковный певец и регент, собиратель церковных песнопений и народных напевов 458-461 461-463 ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 463-465 465-466 466-470 ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения 470-471 ОСТРОЖНИЦКИЕ ЛИСТКИ (кон. XI - нач. XIIb.), фрагменты 2 пергаменных листов из Минеи праздничной восточнослав. (древнерусского) извода, памятник книгописания и книжной культуры юга Руси, возможно, галицко-волынского происхождения 471-477 ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. 477-479 ОСТРОЖСКАЯ И САРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви - см. в статьях Острожское викариатство, Ровенская и Острожская епархия 480-482 ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Рнб. F.n.I.5) 1056-1057 гг., краткий апракос, древнейшая точно датированная рукописная книга на церковнослав. языке рус. извода

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Церковное предание, зафиксированное с нач. IX в. (Епифаний Монах «Житие ап. Андрея», Никита Давид Пафлагон - т. н. «Житие с похвалой ап. Андрею»), включает А. в состав понтийских городов, где проповедовал ап. Андрей Первозванный . Никита Давид ссылается и на сгоревшие древние местные источники. Единственный известный по имени Амастридский мч. Иакинф жил во времена еп. Ираклида; точное время его жизни неизвестно. Первый достоверно известный епископ А.- Пальм, адресат письма Дионисия Коринфского (ок. 170; Никита Давид ошибочно называет его учеником ап. Андрея), председательствовавший в кон. II в. на Соборе понтийских епископов по вопросу празднования Пасхи. Еп. Евпсихий принимал участие во Всел. I Соборе в 325 г. В это время А. была уже в составе Пафлагонии, т. е. в подчинении Ганграм . В V в. известны 3 епископа А.- Ираклиид и Фемистий, Сатурнелл (ок. 458), затем епископы Астерий (ок. 536), Комет (ок. 680), Зоил (ок. 691). В 706 г. имп. Юстиниан II сделал К-польским Патриархом отшельника Кира , жившего на «амастридском острове» (совр. Тавшан-Адасы). В нач. IX в. А. получила независимость и вышла из-под юрисдикции Гангрской митрополии благодаря стараниям свт. Георгия (пам. 21 февр.), самого знаменитого еп. А. Среди его деяний стоит отметить спасение им амастридских купцов, несправедливо приговоренных к смерти в Трапезунде, и перенесение в Крым мощей свт. Иоанна Готского , бежавшего в А. из хазар. плена. В IX в. митрополичью кафедру А. занимали Стефан (ок. 869) и Евдоким (ок. 879), затем Константин (XI в.), Иоанн (1157-1166). После захвата К-поля крестоносцами за власть над архиепископией А. спорили Трапезундская и Никейская империи. Трапезундский полководец Давид I, брат Алексея I Великого Комнина , изгнал из А. ставленника Никейского Патриарха, о чем упоминает Иоанн Апокавк в письме Патриарху Мануилу I . Неизвестно, когда точно А. получила статус митрополии; сохранились имена последних митрополитов: Николай (1232), Константин (1278), Каллиник (1350-1351), Анастасий (1378). Искусство

http://pravenc.ru/text/114302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), патриарх К-польский (с 458). Родом из Антиохии, в 458 г. был пресвитером храма Св. Софии в К-поле, избран на столичную кафедру после кончины свт. Анатолия . Г. продолжал политику своего предшественника, направленную на закрепление догматических и канонических определений Вселенского IV Собора (Халкидонского), в т. ч. в отношении церковно-политического статуса К-польской кафедры. При его активном участии монофизит Тимофей II Элур , незаконно занявший Александрийскую кафедру после убийства правосл. патриарха сщмч. Протерия (457), был по приказу имп. Льва I низложен и сослан в Гангры (янв. 460). В К-поле против Г. сложилась партия сторонников низложенного Тимофея Элура, куда входили пресв. Акакий , буд. патриарх К-польский, и некий гимнограф Тимокл, поддерживаемые влиятельными придворными. Ок. 469 г. Петр Гнафевс при помощи стратига Востока Зинона , буд. императора, сверг Антиохийского патриарха Мартирия и занял его кафедру. Мартирий приехал в столицу, чтобы искать помощи, в т. ч. и у Г.; вернуться на свою кафедру ему не удалось, но под влиянием Г. имп. Лев I приказал выслать Петра, к-рый, узнав об этом, бежал. Патриархом Антиохийским стал Юлиан . Во время патриаршества Г. состоял в дружеских отношениях с прп. Даниилом Столпником ( Delehaye H. Vita S. Danielis Stylitae//AnBoll. 1913. T. 32. P. 158), к-рого он рукоположил во пресвитера. Г. упоминается в житии его современника прп. Маркиана, эконома Св. Софии. При Г. в К-поле консул Студий построил храм во имя Иоанна Предтечи, куда переселилась часть братии мон-ря акимитов , положив начало Студийскому мон-рю . После кончины Г. К-польскую кафедру занял его противник Акакий. Приверженцы Халкидонского Собора почитали Г. как последнего правосл. патриарха, затем, до 518 г., К-польский престол занимали сторонники «Энотикона» имп. Зинона ( Theoph. Chron. P.

http://pravenc.ru/text/162100.html

Сведения о дальнейшей истории христ. Л. отрывочны. В сер. 60-х гг. II в. в городе среди малоазийских христиан происходили ожесточенные споры о времени празднования Пасхи. Среди тех, кто собирались в Л. и вели дискуссии, были святители Аполлинарий Иерапольский и Мелитон Сардский ( Euseb. Hist. eccl. IV 26). Ок. 166 г. был казнен епископ Л. св. Сагарис (пам. 6 окт.; его фригийское имя указывает на вероятное место его рождения). Сведения о его мученичестве историк Евсевий Памфил почерпнул из трудов свт. Мелитона Сардского. В нач. IV в. могилу св. Сагариса в Л. почитали христиане ( Euseb. Hist. eccl. V 24. 5). О еп. Сисинии известно только из Жития сщмч. Артемона (пам. 12 и 13 апр., 24 марта, 8 окт.), пострадавшего в гонение имп. Диоклетиана в нач. IV в. В Житии рассказывается о том, что христиане в Л. во главе с Сисинием ночью подожгли храм Артемиды, за что легат Патрикий собирался арестовать их, но внезапно заболел и был исцелен по молитвам еп. Сисиния (достоверность этих сведений остается невыясненной). При Диоклетиане пострадали также мученики Трофим и Фал из Л. (пам. 16 марта). Храм «А» Храм «А» В ходе адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. из вост. части пров. Асия была образована пров. Фригия Пакатиана и Л. стала ее митрополией. Повторяя принципы гражданской иерархии, церковная кафедра Л. в IV-V вв. приобрела статус митрополии и первенство среди остальных кафедр провинции (в V в. их было до 25). В нач. V в. город обнесли оборонительными стенами, в периметр к-рых была включена приблизительно половина городской территории рим. эпохи. Очередное сильное землетрясение в 494 г. ( Marcell. Comit. Chron. P. 94; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 2) нанесло городу столь большой урон, что, как установлено археологами, в Л. была навсегда утрачена часть важнейших общественных зданий, в т. ч. большие центральные термы, комплекс центральной агоры, нимфей Септимия Севера и некоторые христ. церкви. Высокий статус митрополии Л. подтверждается проведением здесь в сер. IV в. поместного Лаодикийского Собора . Еп. Л. Нунехий участвовал в заседаниях I Вселенского Собора в Никее в 325 г. О жизни христиан Л. в IV в. известно из послания свт. Афанасия Великого, к-рый упоминает, что арианин Кекропий из Л. по решению имп. Констанция II был переведен в Никомидию и стал там епископом (вероятно, в 40-х гг. IV в.). Был ли Кекропий до этого епископом Л., неясно. Митр. Аристоник из Л. участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. и поддержал правосл. партию свт. Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского. Митр. Нунехий известен благодаря участию в Эфесском («Разбойничьем») Соборе в 449 г.; также его подпись стоит под актами IV Вселенского Собора в Халкидоне в 451 г. и под «Энкиклионом» имп. Льва I в 458 г. Митр. Иоанн из Л. участвовал в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г.

http://pravenc.ru/text/2463113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых). Время жизни и место погребения неизвестны. По мнению архим. Леонида (Кавелина) , Г. мог жить в кон. XIV в., т. е. быть современником Новгородских блаженных Николая Кочанова и Феодора ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 54-55). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) эти 3 святых упоминаются вместе (С. 46). В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского отмечена память «святых и праведных Христа ради юродивых трех Георгиев - единаго Шенкуръскаго, а двух Новогородъских чюдотворцов. В древнеписьменных месяцесловах память им положена: первому ноября 3, второму апреля 22, а третьему апреля 23 дня... Время бытия их полагается по седмитысящных летех (т. е. после 1492.- М. П.)» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 351, 1807-1811). Имя Г. включено в Собор Новгородских святых (установлен ок. 1831), празднование к-рому было подтверждено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458). Иконография По описанию в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , Г. «подобием рус, аки Козма; ризы как на Иоанне Устюжском» (под 23 апр.). Так же и с тем же днем памяти Г. упоминается в подлиннике XVIII в. собрания С. Т. Большакова 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 150). Поясное изображение святого как средовека с небольшой бородой и волнистыми волосами имеется на иконе «Собора русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и выполненной с нее прориси ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52; Большаков. Подлинник иконописный. С. 91; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. 230; Т. 2. С. 81. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский

http://pravenc.ru/text/164231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [лат. Iohannes] (V в.), св. (пам. зап. 8 мая), еп. г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон, Франция). Основным источником сведений об И. является послание Сидония Аполлинария к Домнулу (ок. 470) о выборах епископа в Кабиллоне. После отречения и смерти молодого еп. Павла (postquam iunior episcopus Paulus discesserat decesseratque) для избрания нового епископа в Кабиллон прибыл Лугдунский (Лионский) еп. Патиент в сопровождении др. епископов. Из-за борьбы партий в городе были выдвинуты 3 кандидата, однако никто из них, по мнению Аполлинария, не был достоин епископского сана: один был совершенно безнравственным человеком (destitutus morum), 2-го за взятки и обещание щедрого кормления поддерживали нахлебники (per fragores parasiticos culinarum suffragio), 3-й стремился разграбить церковное имущество. В этих условиях Патиент и Августодунский (Отёнский) еп. Евфроний после совещания с др. иерархами решили самостоятельно избрать достойного кандидата, а потом объявить об этом народу и совершить рукоположение. Епископы остановили выбор на архидиаконе Кабиллонской кафедры И., известном честностью, кротостью и человеколюбием. По свидетельству Аполлинария, И. с детства служил в церкви чтецом, затем был возведен в сан архидиакона. Поскольку его ценили за добросовестное исполнение хозяйственных и адм. функций, сопряженных с должностью архидиакона, И. не был рукоположен во пресвитера. Несмотря на возражения со стороны «интриганов и дурных людей» (stupentibus factiosis erubescentibus malis), Патиент рукоположил И. во епископа, а Евфроний засвидетельствовал этот акт. Аполлинарий выражает восхищение твердостью Патиента и Евфрония, которые не уступили требованиям толпы и возвели на кафедру достойного человека, хотя и нарушили обычай избрания епископа народом. Между 470 и 475 гг. некий еп. Иоанн принял участие в Соборе, созванном в г. Арелат (ныне Арль) еп. Леонтием для разбора ложного учения пресв. Луцидия о благодати. По мнению большинства исследователей, этого епископа можно отождествить с И. Др. сведения о епископском служении И. отсутствуют, дата кончины святого неизвестна. Преемником И. на Кабиллонской кафедре был Сильвестр, первое точно датированное упоминание о к-ром содержится в постановлениях Собора в Эпаоне (517) (Les Canons des conciles mérovingiens (VIe-VIIe siècles)/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 120. (SC; 353)). Также в Житии св. Кесария, еп. Арелатского († 542), сообщается, что Кесарий род. в Кабиллоне (вероятно, ок. 470) и в возрасте 18 лет был принят в церковный клир еп. Сильвестром (Vita Caesarii episcopi Arelatensis. I 4//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 458). Т. о., И., вероятно, скончался до 488 г.

http://pravenc.ru/text/469410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий, еп. Мелитинский. Миниатюра из Минология. Нач. XI в. (ГИМ) (ок. 370 - ок. 438), прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.), еп. Мелитинский. Род. в благочестивой семье, воспитывался св. Отрием, еп. Мелитинским. Согласно житию ученика А. прп. Евфимия Великого , уже в 390 г. А. был чтецом и славился большими знаниями; после кончины своего наставника А. занял его кафедру. Когда возникла ересь Нестория , А. выступил одним из первых ее обличителей. Перед открытием Всел. III Собора в Эфесе (431) вступил в диспут с Несторием, а на Соборе стал одним из главных его обвинителей. После Собора вел переписку со св. Кириллом Александрийским по поводу примирения с сир. епископами. А. пользовался огромным авторитетом среди армян; Мелитинский Собор (458) почтительно именует его «отцом и учителем». Еще при жизни А. прославился чудесами: он прекратил засуху и наводнение, остановил падение разрушавшегося церковного свода, по его молитве в пустыне появился источник. Память А. иногда смешивается с памятью Акакия, исп. Мелитинского (III в.). Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Гимнография Память А. в визант. Месяцесловах, содержащихся в Типиконах, Минеях и др. литургических книгах, не имеет четко фиксированной даты, однако наибольшее количество источников помещают ее под 17 или 18 апр. В Мессинском Типиконе (1131) указано совершение службы А. с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 146). По принятому в наст. время в РПЦ Уставу, как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). По греч. рукописям (напр., Grypt. Δ. α. XVII. Fol. 176-181. XI в.; Vat. gr. 2008. Fol. 150v - 151v. 1102 г.) известна служба А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Иосифа Песнописца († 886) с акростихом «Πηγν σ πολλν θαυμτων σβω μκαρ. Ιωσφ» (Тебя, источник многих чудес, почитаю, блаженный. Иосиф). Иконография

http://pravenc.ru/text/63774.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010