Третий почерк: л. 92 — 96 об., 542—548. Четвертый почерк: л. 428 об. — 432 об. Пятый почерк: л. 204 — 211 об., 227—251, 253 об. — 254, 254—255, 255 об. — 259 об., 260 об. — 261, 262 об. — 266 об. Шестой почерк: л. 446—457. Седьмой почерк: л. 588 — 599 об., 603 — 603 об. Восьмой почерк: л. 641 — 644 об. Девятый почерк: л. 678—680, 680 об. — 686, 811 — 813 об., 815 — 819 об.; приписки на полях л. 833 — 833 об., 840 об. Десятый почерк: л. 750—779. Филиграни: Герб Амстердама, под ним лигатура из букв V и H (чистый л. I); Герб Амстердама, под ним лигатура из букв F и С, контрамарка из букв PD (л. 1—31 Оглавления за исключением некоторых листов) — типа Черчилль, 11 (1670 г.), Дианова и Костюхина, 154 (1671 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка в виде вензеля (л. 9=14); Голова шута с 7 бубенцами и перевернутыми буквами P и D (л. 27=28); Голова шута с 7 бубенцами (л. 32—38 Оглавления), в трех вариантах, один из них — Гераклитов, 1374 (1678 г.); Герб Амстердама, под ним цветок, контрамарка из литер МРВ (л. 1—7, 10—13, 173—203, 212—219, 436, 437=440, 441, 507, 508=513, 514) — Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7182 (1673/74) г. ; Герб Амстердама, под которым буквы F и B, контрамарка PD (л. 8—9, 14—64, 307—394, 395=402) — Опись Патриаршей ризной казны 7183 г. , Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7183 (1674/75) г. , Дианова и Костюхина, 156 (1677 г.); Герб Амстердама, контрамарка из литер G и B (л. 65—91, 97—100, 117—124, 220—226) — Опись Патриаршей ризной казны 7183 (1674/75) г.; Голова шута с косичкой и 5 бубенцами (л. 92—96) — Гераклитов, 1319 (1669 г.); Голова шута с 7 бубенцами (л. 101—116), в двух вариантах; Герб Амстердама, под ним буквы GD (л. 125—172) — Дианова и Костюхина, 155 (1674 г.); Голова шута с 7 бубенцами (л. 204—211, 227—266, 443—458), в двух вариантах; Голова шута с 7 бубенцами и буквы СС (л. 267—306) — типа Гераклитов, 1370 (1666 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РВ (л. 396—401, 403—418, 426—434, 435=442, 438=439, 459—506), в трех вариантах: один вариант —типа Хивуд, 2025 (1669 г.), другой вариант — Дианова и Костюхина, 427 (1658 г.);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

430 Устав св. Владимира выражает эту область отношений, подлежащих ведению церкви, таким образом: роспуск (развод), смильное (иски о приданом), заставание, пошибание (ссоры и тяжбы), умычки (невест), промежи мужем и женой о животе их (об имении), в племени и в сватовстве попнутся, ведовство, чародеяние, волхвование, зелейничество, зубояжа (укушение в драке) или сын отца биет или матерь дочку биет или сноха свекровь или кто уречется скверными словы и прилагая отца и матерь или сестры или дети, а любо племя; тяжутся о задницы (наследство), церковная татьба... или кто под овином молится или во ржи или под рощением или у воды и проч. Смотр. ibid. стр. 396. 435 Особый порядок гражданского судопроизводства по делам монастырей, церквей и архиерейских домов, см. устав гражд. судопр. ст. 1282–1299 и законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских (т. 10, ч. 2, ст. 829–839). 436 Ст. 796–813, т. 10. ч. 2; сравн. ч. 1. ст. 34–60. Уст. Угол. Судопр. 1011–1016 ст. Уст. Дух. Консист. 216–217. 439 Врочем, не до безразличия субъектов и не до уничтожения всех особенных юридических отношений. 440 Т. X. кн. 1. ст, 5; Zhishmann “Das Eherecht der Orientalischen Kirche“. 1864. стр. 94. прим. 1-е. 441 Впрочем, см. вторую половину 1551 ст. улож. о наказ., по изд. профессора Н. С. Таганцева. Спб. 1873. 443 У нас, в старину, когда жених не имеет права видеть своей невесты до брака, подобного рода заблуждение было очень возможно. Нравственные понятия древнего времени не позволяли жениху и невесте видеться и уговариваться между собою. Костомаров «Очерк. дом. жизни и нравов» стр. 158. 1860 г. 444 По русским законам, нет особенной статьи о заблуждении или обмане, как о специальном свойстве, составляющем препятствие к браку. Статья 666-я, т. X, ч 1, говорит только о последствиях брака по принуждению или обману: «… когда брак признан недействительным, как совершенный по принуждению или обману, то виновный обязан доставить обвенчанной с ним средства… существования, до вступления ее в другое супружество».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Священник: В Горнем да будут сердца! Люди: Имеем (их) во Господе 404 ! Священник: Возблагодарим Господа! Люди: Достойно и праведно (поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, – Троице единосущной и нераздельной 405 ). Священник: Сущий 406 , Владыко Господи, Боже Отче, Вседержитель 407 , Коему мы поклоняемся 408 ! Поистине достойно и справедливо, дабы подобающе величественной красоте Святости Твоей, Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить 409 – Единого, истинно Сущего Бога, даровавшего нам познание Истины 410 , и в сокрушении сердца смиренно приносить Тебе, Всемирный Владыко, сию словесную Службу нашу. Но возможно ли по достоинству описать всемогущество Твое или возвестить в полноте множество славных дел Твоих, или поведать о всех чудесах за все века?! Ибо Ты, – Владыка всех, Господь Неба и земли, и всего творения, восседающий на Престоле Славы 411 и провидящий бездны, безначальный 412 , невидимый 413 , непостижимый, неизобразимый 414 , неизменный 415 . Ты – Отец Господа нашего Иисуса Христа 416 – великого Бога, Спасителя и упования нашего 417 , Коий есть Образ Твоей Благости 418 , равнообразный Отпечаток 419 , являющий в Себе Тебя – Отца 420 , Коий есть Твое Живое Слово 421 , Бог Истинный 422 , Превечная Премудрость 423 , Жизнь 424 , Освящение 425 , Сила 426 , Истинный Свет 427 , Коим явился нам Дух Святый 428 – Дух Истины, Дар Помазания, свершивший наше Тебе усыновление 429 ; Залог Будущего Наследия 430 , Вместилище вечных благ 431 , Животворящая Сила 432 , Источник освящения, Коим, укрепляясь для служения Тебе, непрестанно славословят Тебя и люди и все духоносные Силы, ибо всё подвластно Тебе 433 . Посему Тебя восхваляют ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, многоокие херувимы; пред Тобою кружат и шестикрылые серафимы 434 , кои, на двух крыльях летая, двумя же покрывая лица свои, и двумя – ноги, друг ко другу обращаясь, несмолкаемыми устами возносят непрестанное славословие, победную песнь воспевая, восклицая 435 , взывая и возглашая: Люди: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф 436 ! Полны Славою Твоею Небо и земля 437 ! Осанна 438 в Вышних! Благословен Грядущий во Имя Господне 439 ! Осанна в(о) Вышних 440 ! Священник: С сими блаженными Силами 441 , человеколюбивый Владыко, и мы, грешные, возглашаем и глаголем: Ты поистине Свят и Пресвят и безмерна Святость Твоя! Ты Свят во всех делах Твоих и воистину справедливо всё 442 , что Ты совершил ради нас! Ибо Ты, Боже, создав человека из праха, почтил его Твоим образом 443 и поселив в радостном Рае 444 , пообещал ему, при условии исполнения Твоих Заповедей 445 , бессмертную жизнь и наслаждение вечным блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(2) Традиция приписывает Анаксагору из Клазомен воззрение, согласно которому целью является созерцательная жизнь и свобода, которая таким образом достигается. 433 Гераклит Эфесский видел ее в удовлетворенности. 434 (3) По свидетельству Гераклида Понтийского, Пифагор учил, что счастье состоит в научном знании совершенного числа души. 435 (4) Особое воззрение на этот предмет имели и абдериты. Демокрит в своем сочинении «О цели» отождествляет цель с душевным покоем, которое он называет благополучием, часто повторяя, что «наслаждение и ее противоположность образуют границы между счастьем и несчастьем» и что «человеческой жизни, в юном возрасте или зрелом, положена определенная цель». 436 (5) Гекатей полагает, что цель человеческой жизни состоит в том, чтобы достигнуть самодостаточности. Аполлодот Кизикийский видит ее в душевном удовлетворении (ψυχαγωγα), а Навсифан – в невозмутимости (которую Демокрит, по его словам, называл неустрашимостью). 437 (6) Далее, Диотим полагает, что цель состоит в овладении всякого рода благами; в этом видит он совершенство и называет такую жизнь благоденствием. 438 (7) Антисфен полагает, что она состоит в преодолении всяческого раздражения. Так называемые анникериане, преемники Киренской школы, для жизни в целом не определили никакой особой цели. По их мнению, цель всякого действия состоит в особом наслаждении, порождаемом каждым этим действием. (8) Эти киренаики отвергают определение наслаждения, данное Эпикуром, то есть «отсутствие страдания», сравнивая это состояние с бесчувственностью трупа. Ведь радость и усладу доставляют нам не только телесные удовольствия, но также дружба и почести. (9) Эпикур же, по-видимому, утверждает, что всякая душевная радость происходит лишь от ощущения, которое испытывается телом. 439 (131, 1) Метродор в книге о том, что истинный источник блаженства лежит скорее в нас самих, нежели в вещах посторонних, говорит так: «Благо души состоит не в чем ином, как в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться» 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

христианство провозглашается в качестве religio licita. Все это показывает, что указ такого содержания не мог быть издан Антониной Пием, человеком языческого образа мыслей, не показывавшим горячих симпатий к христианству. В таком тоне мог писать только разве христианский император, вроде Константина Великого. По всей вероятности, Иустину этот указ не был известен, он приложен к концу его апологии какой-либо позднейшей рукой (рассматриваемый указ известен с именем указа: «К азийскому совету»). В настоящее время подлинность указа признает, кажется, лишь один Визелер (Die Christenverfolg. der Casaren. S. 18—19), который, нужно сказать, часто является недостаточно критичным в своих взглядах. 428 Ириней. Против ересей. IV, 30. 429 Philosophumena (Refutatio omnium haeresium) IX, cap. 12. Изд. Duncker " a, 1859. Здесь же упоминается и о некоторых христианах, находившихся на службе при дворе, например Карпофоре, Гиацинте. 430 Евсевий, V, 21. 431 Ibid. 432 Сведения об этих оракулах можно найти в издании: Oracula Sibyllina, сделанном Friedlieb " oM, в предисловии; в статье Dechent " ä Character und Geschichte der altchristl. Sibyllenschriften(Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 1878. Bd. II. S. 481—509); в сочинении Keim " ä Rom und das Christenthum. S. 495—498); в статье Reuss " ä Herz., Encycl., Bd. XIV. Leipz., 1884. 433 Кейм (S. 495—496) считает Oracula Sibyllina «тонким обманом» и прибавляет, что этот «великий обман сделался, однако же, силой для христианства». Но такой приговор слишком строг. Справедливо замечает Dechent, что «древние не так строго смотрели на подобного рода фальсификацию, как смотрят в наше время; на что смотрят в XIX веке как на неловкую и неуклюжую мистификацию, на это самое в древности, преимущественно на Востоке, смотрели как на особый вид литературной формы» (S. 484). Христианские сивиллисты тем более заслуживают извинения, что они нашли готовую литературу оракулов у иудеев и, очень вероятно, искренно верили в их древнеязыческое происхождение; об этом хорошо знает и Кейм. 434 Впрочем, по мнению Friedlieb " a, восьмая книга возникла в самом конце II века (S. LIV, Einleit). 435 Orac. Sibyllina, V. Vers. 484—503. 436 Orac. Sibyllina, VIII. Vers. 37—48. 437 Orac. Sibyl. Lib. VIII. Vers. 50—53; 71; 81—3; 86—7. 438 Orac. Sibyl. Lib. V, 420 и т. д. 439 I Аполог., гл. 2. 440 I Аполог., гл. 5 и 6. 441 Spartianus. Vita Severi, cap. 12, 18 (В Hist. Augusta). 442 Ibid., cap. 18. 443 Aube. Les Chretiens dans l " empire Romain. P. 62. 444 Gorres. Das Christenthum und der Romische Staat zur Zeit des Septirnius Severus. S. 275 (Jahrbuch. fur protest. Theologie, 1878, 2). 445 Ibid. S. 277. 446 Spart. Severus. Cap. 17. 447 Tertullianus. Ad Scapulam, cap. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

1133 См. De execrationibus § 9: M. II, 436. Richter V, 255 – 256. Yonge III, 494 – 495. Cp. y J. Fr. Todd, The Apostle Paul and the Christian Church at Philippi, p. 36. Проф. М. Д. Муретов, Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе, стрн. 172. В этом пункте Филон существенно напоминает раввинские указания на ходотаев – адвокатов, о чем см. в книге 1 – й на стрн. 407, а затем вполне естественно, что личный Мессия у теософа отсутствует: см. E. H. Plumptre, The Writings of Apollos в «The Expositor» 1875, VI, p. 413. 1135 Benjamin Jowett, The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians und Rromans I: Translation and Commentary, p. 410 – 412. 431. 1136 Здесь вполне справедливо замечание о. проф. А. В. Смирнова, что иудеи разсеяния более прислушивались к религиозным веяниям Палестины, чем создавли и развивали самостоятельно (Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 440 – 442). 1137 Ср. Eug. Huhn, Die messianischen Weissagungen des israelitisch – judischen Volkes I, S. 100. R. H. Charles, A Critical History of a Doctrine of a Future Life, p. 259 – 260. О. проф. А. В. Смирнов, Мессианские ожидания и верования около времен Иисуса Христа, стрн. 153. 170, хотя автор выводит много, когда говорит (на стрн. 239) о Филоне, что «и ему была присуща уверенность в скором наступлении блаженных времен», между тем у теософа нет на это «намеков, хотя бы и очень неопределенных». 1139 По Филону, – «праведники служат охраной рода человеческого», и у него «не было серьезной потребности в искуплении мира и, вообще, в божественном домостроительстве для спасения твари». См. у проф. М. Д. Муретова, Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе, стрн. 171 – 172; 151 – 168 (и ср. у нас в книге 1 – й на стрн. 286, 412). 1140 Поэтому – то – при благополучии нечестивых – и бедствовать пред временем сладостного избавления будут только иудеи, о чем см. у о. проф. А. В. Смирнова, Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 266.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   Валезий в вышеупомянутых примечаниях (Col. 800), Гейнихен (Commentaru. P. 436), Гунцикер (S. 282) и другие тоже относят кончину Анфима ко времени Максимина.    Разумеем VIII, 6. То же заметно у Лактанция (cap. 15): от описания антихристианской деятельности лично самого Диоклитиана он часто переходит к описанию вообще гонения, известного с именем Диоклетиана, смешивая черты личного гонения Диоклетианова с чертами общего гонения в Империи.    Нельзя сказать ничего точного о том, как применялся к делу Диоклетианов в Никомидии же четвертый его указ.    О Палест. мучениках, гл. 1.    О Палест. мучениках, гл. 2.    Ibid. Непонятно, по какому случаю Роман обличал христиан за угодливое приношение жертв языческих, когда на основании указов Диоклетиана 303 года — а исповеднический подвиг Романа относится именно к этому году — вовсе не требовалось принесения жертв от всех христиан, а лишь от пастырей Церкви. Полагаем, что Евсевий дозволил неточность: вероятно, допустили себя до совершения языческой жертвы не простые христиане, а какие-либо слабые в вере лица, принадлежавшие к клиру, это-то и возмутило исповедника. Сам Евсевий утверждает нас в этой мысли, ибо, заканчивая вторую главу сочинения «О Палестинских мучениках», где находится вышеприведенный рассказ, он замечает: «Это произошло в первом году гонения, когда оно свирепствовало только против предстоятелей Церкви» (μνων προδρων).    О Палест. мучениках, гл. 3.    Церк. ист. VIII, 3.    О Палест. мучениках, гл. 1.    Ruinart. Acta martyrum. P. 309—311. Очевидно, дело происходит не в 285 году, как полагает Рюинар, а не раньше 304 года, так как в актах приводится ясное указание на четвертый указ Диоклетиана (304 года): imperatores jusserunt christianos sacrificare diis, contradicentes puniri (императоры приказали, чтобы христиане поклонились (принесли жертвы) богам, а ослушавшихся наказывать).    Ibid. P. 428—431. Издатель относит эти акты к 304 году.    Ibid. P. 440—448. Издатель относит эти акты к 304 году. В них действительно есть ясные указания как на первый, так и на четвертый указы Диоклетиана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— «Пан Тадеуш» 133, 152, 394 Мишле Жюль 182, 404 Млотковский, режиссер 34, 365 «Молва» 12, 13, 363 Мокрицкий Аполлон Николаевич 85, 218, 382, 410 Моллер Федор Антонович 27, 240, 250, 289, 349, 350, 415, 419, 435, 451, 452 Молчанова София Николаевна 285, 302, 304, 328, 433, 438, 445 Мольер Жан-Батист 14, 73, 82, 376 — «Мнимый больной» 82 — «Тартюф» 82 Монблан 62, 63, 66, 67, 113 Монтре 71 Москва 12, 13, 20–24, 27, 35, 38, 40–46, 60, 91, 166, 209, 212, 217, 242, 243, 249, 251, 253–260, 263, 264, 266–268, 271–281, 283–285, 288, 296, 297, 313, 318, 323–326, 329, 331, 333, 337, 340, 341, 343, 345–347, 349–354, 356, 360, 366, 367, 369–372, 374, 375, 404, 417, 419–427, 429–433, 436–440, 442–444, 447, 449, 452, 454 «Москвитянин» 332 («Журнал Погодина»), 363, 374, 409, 446 «Московские Ведомости» 24, 261 «Московский Наблюдатель» 13, 32, («Наблюдатель»), 364 Московский университет 166, 241, 326, 341, 343, 345, 350, 352 Московский учебный округ 28 Московский цензурный комитет 27 Мосолова Варенька 304, 438 Мочалов Павел Степанович 306 Мусин-Пушкин, граф 49 Мюнстер 55 Мюнхен 19, 183, 241, 247, 416 Н ащокин Павел Воинович 265, 268, 425, 426 Неаполь 17, 41, 80, 95, 126, 132, 151, 153, 155, 156, 160, 161, 163–168, 179, 186, 195, 199, 219, 240, 389, 394, 398, 400, 401, 410 Нежин 61, 74 Нежинский лицей 34, 86 («нежинская бурса»), 365 Неклюдова 275 Нестор, летописец 116, 223 Нибби, составитель путеводителя 127 (Nibbi), 129 («Ниббий»), 180 (Нибий), 349, 393, 404, 451 Нибур Бартольд-Георг 182, 404 Никитин, художник 211 («Никитины»), 409 Никколини Дж. 146, 396 — «Антонио Фоскарини» 146, 396 Николай I (Государь) 33, 47, 97, 98, 100, 108, 111, 114, 116, 149, 210, 224, 288, 368, 385, 395, 399 Никольсбург 20 Нимченко Яким («Аким», «Еким») 47, 48, 50, 55, 189, 373, 405 Новарра, провинция 400 Норов Авраам Сергеевич 417 Ноэль, француз, обучавший Гоголя разговорному французскому языку 14, 121, 133, 204, 392, 408 О бервек (Овербек) Иоган-Фридрих 316, 348, 441, 451 Общество поощрения художеств 26 Одесса 67, 208

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

«Я никогда не видел глаз прекраснее и задумчивее, чем у него. Его (Соловьева) лицо выражало победу духовного над животным» (воспоминание М. Ковалевского, цитируемое в предисловии к книге Л. и Т. Сытенко Владимир Соловьев в преемственности философской мысли 436 ). Философствовать для христианина значит принадлежать к двум крайностям – к пророкам и философам, оказаться посередине между иудеем и эллином, разрываться между двумя противоположностями: трезвой и рациональной речью философов и исступленными восклицаниями и видениями пророков. Теософское мышление Соловьева также было воспламенено верой и направлялось чаянием невозможного, вечно грядущего невозможного. Действительно, возможность невозможного было предметом философского поиска Владимира Соловьева: как он утверждал, человек никоим образом не является сам по себе целью, но призван творчески воссоединить Тварь и Творца. Соловьев твердо был убежден, что творение не завершено: особенно в пятой книге Истории и будущности теократии (1885–1887) 437 он однозначно писал о том, что тварь ожидает сознательного человеческого соединения ее с Богом, которое он называет «всеединством» 438 . «Всеединство», объемлюще «объективную истину», «объективное благо» и «объективную красоту», стало теософской программой Владимира Соловьева и в то же время – пророчеством, вслед за Федором Достоевским гласящим, что «красота спасет мир» 439 . В своей незаконченной Теоретической философии (1897–1899) 440 Соловьев доказывает, что человеческое «мышление» преследует раскрытие «объективной истины», «деятельная воля» желает достичь «объективное благо», а «чувство» стремится к «объективной красоте» 441 . Уже в докторской диссертации Критика отвлеченных начал (1877–1880) он наметил образ «всеединства», объединяющего «благо», «истину» и «красоту» как объективные начала. Ни «отвлеченные», ни «отрицательные» формы познания не могут постичь эти начала, поскольку они суть элементы самого течения жизни, обладают «жизненным характером» 442 . Истина и красота некоторым образом присутствуют в жизни каждого человека. Однако, по Соловьеву, красота – это не качество, не некое свойство сущего, она не возникает случайно, она субстанциальна. Он утверждает, что «красота» и «благо» – как сиамские близнецы, и предрекает, что красота преобразит «вещественное бытие» в «нравственный порядок»! 443 Если же нравственное устроение жизни может быть достигнуто благодаря красоте, то она должна быть деятельно достижима всеми и всегда, иначе «благо» и «красота» сведутся к какому-то элитарному признаку. Чтобы глубже понять это убеждение Соловьева, я кратко рассмотрю, что он понимал под прекрасным, и параллельно представлю его теорию красоты. Далее в данной статье я попытаюсь понять, как следует понимать спасение посредством красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

В христианской Церкви с первых же времен заявляет о своем существовании древний и, можно сказать, общечеловеческий обычай посвящения Богу дев 436 . Посвящение дев в первенствующей Церкви совершалось в храме, при торжественной богослужебной обстановке, при чем возносились особые молитвы, одна из которых приведена нами выше по Барбериновскому Евхологию св. Марка. То обстоятельство, что текст молитвы при облачении великосхимника заимствуется из молитвы при посвящении в девственницы, может быть изъяснено, – думается нам, – только по связи этого литургического факта с студийским учением о возвращении через великую схиму грешному человеку утерянной им невинности и восстановлении τς γνεας τς παρθενας... Но так как восстановление первобытной невинности недостаточно для благоугождения Богу, – необходимо еще и дальнейшее соблюдение себя в девстве и целомудрии, и благоговении, – то, в виду этого, в молитве Θες, τν γαθν χορηγς κα τς παρθενας φλαξ... испрашивается у Господа для принявшего схиму благодатная сила к сохранению души и тела его в состоянии ангелоподобной чистоты, дабы возможно было ему с неугасимой лампадой войти в чертог Небеснаго Жениха. XXXVI По окончании чина, после завершительной молитвы: Κριε Θες μν, εαγαγε τον οολν σου..., новопостриженному вручают особую возженную свечу 437 , а священник спрашивает великосхимника: νλαβες τ γγελικν σχμα – νλαβον, πτερ, отвечает тот. νλαβες τν στολν τν γων ποστλων; – νλαβον, πτερ. νλαβες τν γνεαν τς παρθενας; – νλαβον, πτερ. Троякий вопрос находить себе место (из рассматриваемых памятников) только в Евхологии 967, по каковому мы и цитируем приведенный текст. Прочие Евхологии: 74 (274) и 568, а также Схиматологий 604 и Евхологий XV в. Патмосской библ. 691 438 , помещают у себя только по два вопроса, при чем вопрос о восприятии чистоты девства находится, кроме 967, еще в одном 604; 74, 568 и 691 этого вопроса не имеют. Ответив на данные ему вопросы, новопросвещенный ( νεοφτιστος) великосхимник воздевает руки к небу и трижды восклицает: Δξα σοι, Θες, δξα σοι. Это – особенность одного списка 568 439 . В прочих списках рассматриваемой редакции чина великой схимы такого восклицания нет. Там, после вопросов, следует благодарственная молитва Δξα ν ψστοις Θε..., которую священник произносить, воздевши руки горе 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010