Однако самую сильную в боевом отношении группировку выставил сын Роберта Гвискара, гроза Византии Боэмунд, князь Тарентский, которого поддержал его племянник Танкред Отвиль (1072–1112). Боэмунд возглавил сицилийских и южно-итальянских норманнов, и силы его были сравнимы с численностью французского ополчения. Со временем он станет играть одну из самых главных ролей в Крестовом походе 285 . Правда, как человек расчетливый и весьма практичный, Боэмунд не стал торопиться и шел со скоростью не более 5 км в сутки, желая понять, как встретят первых крестоносцев в Константинополе, и ожидая ответа от Комнина, к которому направил предварительное послание – норманн вполне обоснованно полагал, что у императора есть основания испытывать к нему чувство недоброжелательности 286 . Присоединилась к этой «войне религий» и Скандинавия, направившая в крестоносный поход отряд датчан. Даже не очень сильные в военном отношении Армения и Грузия ударили туркам в спину, сумев на время освободиться от их зависимости 287 . Как полагают, всего собралось до 300 тыс. вооруженных воинов, которых сопровождали толпы слуг, маркитанток, клириков и рядовых обывателей, решивших искать счастья на Востоке. Это было настоящее «Великое переселение народов» своего времени. Особенностью крестоносного воинства стало то, что никакого центрального командования над ним не существовало вовсе. Каждый из сильных правителей, ведших собственное войско, руководствовался своими соображениями. И лишь практическая необходимость держаться вместе обусловила неформальное подчинение их некой группе наиболее авторитетных государей 288 . Проход крестоносцев через христианские земли стал настоящим бедствием для населения. Как и простолюдины Петра Амьенского, рыцари не особенно церемонились, промышляя грабежами, насилием и террором. Не очень лестную, но объективную характеристику дал им архиепископ Болгарский Феофилакт. В письме другому архиерею он писал: «Мои губы сжаты; во-первых, прохождение франков, или нападение, или, я не знаю, как это назвать, настолько всех нас захватило и заняло, что мы даже не чувствуем самих себя. Мы вдосталь испили горькую чашу нападений... Так как мы привыкли к франкским оскорблениям, то переносим легче, чем прежде, несчастья, ибо время есть удобный учитель всему» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже сам Цицерон в порыве скорби обоготворяет свою дочку Туллию 288 . Умершая супруга вольноотпущенника предстает пред ним как богиня 289 , и ее могила как храм. И, наоборот, умерший муж рекомендуется в надгробной надписи своей женой, как такой человек, «душа которого принята в сонм богов» 290 . Сообразно этим представлениям, кладбища всегда рассматривались римлянами, как неприкосновенная святыня, как sacrum terrenum, как loca religiosa 291 . Могила являлась священным алтарем, и это название часто усвояется ей эпитафиями 292 . Этот алтарь служит местом жертвоприношения, на него делаются очистительные либации и все это имеет строго литургический характер: во время жертвоприношений играет флейта, горят светильники, причем, сын умершего строго, неуклонно до мелочей исполняет обязанности жреца 293 . «В праздничные дни римляне собирались на родных могилах и обедали на них, думая, что покойники принимают участие в еде. Цицерон осуждает этот обычай, находя его недостойным благоразумных людей» 294 . Вот почему могила была всегда предметом болезненных забот римлянина, тем более болезненных, что от спокойствия самой могилы впоследствии стали ставить в полную зависимость и свое благополучие в потустороннем мире. Условием немедленной переправы на другой берег реки Стикс, условием внимания к себе сурового старика Харона, было похороны по ритуалу римской религии и неприкосновенность могилы. Быть похороненным близким человеком, таким, который по любви и уважению к умершему сделает все, что и как следует, который озаботится о могиле 295 , значило обеспечить себе покой за гробом и было величайшим счастьем. И, наоборот, грозно, почти проклятием, звучало для римлянина пожелание: «Пусть он умрет последним из своих» 296 . Еще хуже было пожелание лишиться какого бы то ни было погребения: «пес memoriam, пес ollam sibi habeat» 297 . И в древних общинах наказание лишением погребения было назначаемо лишь для выдающихся по тяжести своего преступления виновных 298 . Беспокойство за свою могилу или могилу близкого человека часто находит себе выражение в эпитафиях, наполненных то звучными угрозами («пусть тот, кто осквернит эту могилу, почувствует на себе гнев богов» 299 ), то смиреной мольбой («земледелец, будь осторожен: здесь покоится она» 300 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. 164–194. 299 . Gandolfo G. La corrente spirituale di Nil Sorskij nella prospettiva storico-agiografica di Georgij P. Fedotov//NS 9 .308). 271–288. 300 . Jacamon S. Saint Nil Sorskij. Bellefontaine 1980. 301 . Jacamon S. La vie quotidienne au skite de Nil Sorsky//Irénikon 1989. 62. 21–35. 302 . Kolkutina Ε. V. Nil Sorskij e il suo «skit»//NS 9 .308). 111–119. 303 . Lilienfeld F. von. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B. 1963. 336. 304 . Lilienfeld F. von. A proposito delle richerche sulla figura e il ruolo storico di Nil Sorskij. Un problema di metodo//NS 9 .308). 53–70. 305 . Lur " e J. S. Nil Sorskij e la composizione dell’ " Illuminatore» di Iosif di Volokolamsk//NS 9 .308). 97–110. 306 . Maloney G. The spirituality of Nil Sorskiy. Westmalle 1964. XI, 20. 307 . Maloney G. Russian hesychasm. The spirituality of Nil Sorskiy. The Hague 1973. 302. Piovesana G., S. T.//Diakonia. [USA] 1973. 8:3. 258–265. пер.: Bellefontaine 1978. 1979. 31(105). 93. 308 . Nil Sorskij e l’esicasmo. Atti del Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa «Nil Sorskij e l’esicasmo nella storia spirituale e culturale della Russia», Bose 21–24 settembre 1994/A cura di Adalberto Mainardi, monaco di Bose. Bose 1995. 345. [NS]. 309 . Pliguzov A. I. La dottrina dei primi «nestjaateli» in una prospettiva storicä dall’ " insegnamento» di Nil Sorskij al programma di secolarizzazione di Ivan IV//NS 9 .308). 123–142. 310 . Prochorov G. M. Nil Sorskij nella storia della spiritualità russa//NS 9 .308). 39–49. 311 Senyk S. Nil Sorskij in terre ucraino-belorusse//NS 9 .308). 151–158. 312 . Ševenko Ε. E. Le raccolte librarie dello «skit» di Nil Sorskij dalla fine del XV al XVIII secolo. Un tentativo di ricostruzione//NS 9 .308). 143–150. 313 . Špidlik T. Nil Sorskij e Iosif Volokolamskij. Le radici del loro conflitto//NS 9 .308). 161–170. 314 . Toucas-Bouteau M. Nil Sorskij e il monastero di Kirill di Beloozero//NS 9 .308). 71–95. 315 . Vasilij (Grolimund) [, иером.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В своем Послании к Василию III Максим Грек уделил внимание общежительным и особножительным монастырям; о труде монахов и вообще об источниках существования и благосостояния монастырей Максим Грек в Послании привел два примера общежительных монастырей (Дионисиат и Зограф) и два особножительных (Лавра и Вато-пед). Свое описание Максим Грек начал с особных – Лавры и Ватопеда, поскольку Лавра святого Афанасия – одна из самых главных и крупных обителей Афона, а сам Максим Грек был выходцем из Ватопеда. В то же время интересно отметить, что симпатии Максима Грека были всецело на стороне общежительных монастырей, о чем он пишет далее, говоря об устройстве монашеской жизни в обители святого Дионисия: «Общее житие от начала имевше и даже доселе пребывающе чистейша, яко ниже до иглы, по ре-ченному, власти держати в келий, кроме изволения настоящего, иже единомыслене вся, яже обители исправляюще непрестанно труждаются и внутрь и вне и на земли и на мори, якоже и живущем в святейших Лаврах, тии же суще и корабници и посланницы, и винограда делатели, и земледелатели, и строители, и келари, и хлебници, и повары и всякую просте службу и потребу обители усерднейше исполняюще, ничто же нигде от общих нашей братства отнудь усвояюще, но паче прибавляти присно сия тщатся» 288 . Далее Максим Грек повествует о гармоничном сочетании монастырских послушаний в обители святого Дионисия, когда для каждого насельника предлагается разумное чередование хозяйственных работ и молитвенного подвига: «Толико же труждающеся ниже духовных не радят трудов, аще пригодная места точию имут, идеже аще прилучатся труждающеся, егда настанет время песнопения, от дел преставше, псалмопение совершают священником тем присно споследующим обычай общего жития правило повсюду соблюдают, сиречь понедельник, среду, пяток единою ести без масла, вина и рыб и 300 поклонов на всяк день творити» 289 . Приведенные отрывки из Послания Максима Грека свидетельствуют о том вкладе, который был сделан в рукописное наследие Руси выходцем из Ватопеда, что помогло русским христианам лучше узнать о другой афонской обители – монастыре святого Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

288 . Ivanova Κ., Matejic P. An unknown work of St. Romil of Vidin (Ravanica)//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1993. 4. 3–15. 289 . Ivanova-Konstantinova K. Le reflet de la lutte entre les hésychastes et leurs adversaires dans la littérature polemique de traduction des slaves balkaniques//Résumés des Communications du XIV е Congr. Int. des Ét. Byz. Bucarest 1975. 33–34. 290 . Iovine M. The history and historiography of the Second South Slavic influence. Ph. D. dissertation. Yale University 1977. 291 . Kaluniacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthimius (1375–1393). Wien 1901. 450. L .1971. 292 . Kodov Chr. Problèmes historico-littéraires et textologiques 1977. 3. 3–12. 293 . Krestev C. Sur la renaissance balkanique an XIII е et XIV е siècles//Actes du XII е Congr. Int. des Ét. Byz. Ochride 10–16 sept. 1961. Belgrade 1964. 3. 205–211. 294 . Laudat I. D. Nicodim, élève et continuateur spirituel d’Euthyme de Tarnovo//Търновска книжовна школа. София 1980. 2. 169–176. 295 . Laudat I. D. Grégoire Camblac et la tradition roumaine//Търновска книжовна школа. София 1980. 3. 127–135. 296 . Marcevski I. Terms from hesychast texts in Middle Bulgarian translations. Demonstrated by examples from works of Gregory Palamas//BSI 1990. 51. 208–215. 297 . Mauromates L. Μεσαιωνικ ρχεο Μονς Ζωγρφου. γγραφο πρτου Δωροθου// φιρωμα für Ν. Sboronos I. Rhethymno 1986. 308–316. 298 . Moraru A. Bulgarian hesychasts in the XIV th century and Romanian monasticism//Studia Univ. Babes-Bolyai. Theologia ortodoxa. Cluj-Napoca 1998. 43:1–2. 53–60. 299 . Nikolova B. La vie d’Ilarion de Muglen par le patriarche Euthyme et le renseignement sur l’archévêque bulgare Eustache//Byzantinobulgarica. 1986. 8. 253–266. 300 . Panovski I. Die Mystik der bulgarischen Hesychasten//OS 1987. 36. 3–16. 301 . Picchio R. Hesychastic components in Gregory Camblak’s «Eulogy of Patriarch Euthimius of Trnov»//Bulgaria 1300. Proc. of the Intern. Conf. dedicated to the Celebration of the Thirteen Hundredth Anniversary of the Founding of the Bulgarian State, Columbia University, 14 Nov.1980/Ed. Lencek R. L., Picchio R., Hristov H. A., Kuev K. Sofia 1983. 132–142.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Под беспредметностью Малевич понимал также принципиальную неутилитарность искусства, особенно нового. «Предметом» в этом плане оказывается любая утилитарная функция художества. Искусство «по существу беспредметно, безобразно, вне идей целевых» (334), – не устает повторять русский авангардист и эстет. Оно беспредметно, ибо «перестало обслуживать вождей и попов», и вот они объявляют его «абстрактным», а скоро заклеймят и антинародным, пророчески предвещает Малевич (300); хотя основа этой беспредметности – гармония, беспредметная линия первобытного и крестьянского орнаментов, комбинации цветовых пятен, доставляющие радость чувствам, – хорошо и без всякой науки понятна и доступна народу с древнейших времен (289, 319, 333 и др.) «Беспредметники» 536 (фактически чистые эстеты) хотят освободить Искусство ото всего внехудожественного, «строить мир по чувству приятных восприятий»; они «созерцают мир явлений и образ их творится внутри созерцающего – отсюда, если возникает новая реальность, то только реальность как «мир в себе» (333). Они признают «Искусство как таковое», основывающееся на контакте с явлениями через посредство одного из чувств (334). Беспредметное искусство – это «чистое Искусство» (340); оно обязательно содержит в себе «чистое выражение ощущений» и некий «абсолютный неизменный элемент» Искусства (357) 537 , благодаря которому Искусство обладает вечной ценностью и именно ради него хранится в музеях. «...Вещи художественные являются беспредметными, т. е. устойчивыми, неизменными. Обществу же кажется, что художник делает ненужные вещи; оказывается, его ненужная вещь существует века, а нужная – один день» (358). Наконец, «мир как беспредметность» понимается Малевичем в виде некой вневременной, внепространственной, внепредметной, внеценностной, внематериальной «пустоши» и «покоя», абсолютного Нуля и Ничто. О нем свидетельствует лишь совершенно чистая, белая пустая «скрижаль» немотствующего художника, дошедшего до супрематического предела бытия (288 и др.). Таким образом, под беспредметностью в искусстве в самом общем плане Малевич понимал его художественность, его эстетическую ценность вне связи с какими-либо иными внехудожественными (преходящими) функциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В доме у Пашеньки ничего не делалось без ее благословения. Так же, как у матушки в Загорске. И удивительное дело: Пашенька, которая лежала на терраске и никогда не вставала, всегда знала, что происходит в доме. Если что-нибудь в доме делалось не так, она звонила в колокольчик. На ее звонок прибегал кто-нибудь из ее послушниц, и она говорила: «А почему у вас то-то или то-то?» Она все знала, несмотря на то, что никогда не вставала со своей постели, и от нее ничего нельзя было скрыть. Мы ночевали у Пашеньки одну или две ночи. У матери Марии были с ней долгие беседы. А я думала свои думы, гуляла около дома и разговаривала с сестрицами, которые рассказывали о своем житье-бытье. У них жизнь была как у настоящих монахинь – в молитве и полном послушании. Больше я никогда не видела сестрицу Пашеньку Я только знала и чувствовала, что она молится обо мне. И я всегда молилась и молюсь о ней и ее родителях Авраамии и Анне. Впоследствии я узнала, что она постриглась в схиму под именем Серафимы. Так распорядилась наша матушка. Удивительный человек. Не человек, а ангел, спустившийся на землю, была эта Пашенька. После ее смерти все насельницы жили некоторое время вместе, но с течением времени – кто уехал, кто умер. Так постепенно все и исчезло: исчез этот домик на этой улице, эта терраса, где жил святой человек или ангел. И как будто ничего не было, а ведь это было. Это было. И я была так близко от нее, от этой жизни. Монахиня Досифея. О матушке Марии//Василевская В. Я. Катакомбы XX века. Воспоминания. М., 2001. С. 279–284,288–289,292–293,297–298,300–301. Нелегальная хозяйственная деятельность 8. Сообщение о выявленной в Москве группе лиц, занимавшихся нелегальным изготовлением и продажей икон и других предметов религиозного культа. 4 сентября 1949 г. копия Секретно экз. 5 Товарищу Сталину И. В. Товарищу Берия Л. П. Товарищу Маленкову Г. М. Товарищу Ворошилову К. Е. сентября 9 Органами МВД по гор Москве выявлена группа лиц, занимавшихся нелегальным изготовлением и продажей икон и других предметов религиозного культа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

287 Платон. Федон, 65а–в: «А теперь взглянем, как приобретается способность мышления. Препятствует ли этому тело или нет, если взять его в соучастники философских разысканий? Я имею в виду вот что. Могут ли люди сколько-нибудь доверять своему слуху и зрению? Ведь даже поэты без конца твердят, что мы ничего не слышим и не видим точно» (Пер. С. П. Маркиша). 288 Эпихарм – греческий комедиограф 2–й пол. VI – 1–й пол. V в. до Р. X. Жил в Сиракузах. Прославился своими сентенциями философского характера. 295 Существовал обычай класть новорожденного на землю. Поднимая ребенка, отец признавал его своим. 299 Ср.: «В нас вложены семена всякого возраста и всякого знания, а Бог есть тот наставник, который выводит таланты из неизвестности» (Сенека. Вопросы природы, 3, 29. Пер. П. Краснова). 300 Кол(л)ит – дем в аттической филе. Родина Платона (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, III 3). 301 Саллюстий – римский историк I в. до Р. X. Был претором с проконсульскими полномочиями в провинции Африка. 309 Земной человек, по учению Валентина, трехчастен: он состоит из материи, души и духа. Поэтому «существуют три рода людей: обреченные на гибель материальные люди (илики, хоики), люди душевные (психики), которые могут достичь спасения, хотя и не совершенства, верой и добрыми делами, и люди духовные (пневматики), которые уже спасены в силу заложенного в них духовного семени и, обладая гносисом, не нуждаются ни в делах, ни в вере». (Карсавин Л. П. Святые Отцы и Учители Церкви. С. 34.) 319 По словам Т. Д. Барнеса, здесь вместо ожидаемого peroratio появляется предусмотренное риторическими справочниками amplificatio. Тертуллиан , считает Барнес, мог чувствовать слабость своей аргументации, которая была бы уязвима в том случае, если бы оппонент отрицал наличие у всех душ одной-единственной сущности; Тертуллиану было необходимо рассмотреть, откуда, в какой момент времени и как возникает душа (См.: Barnes Т. D. Tertullian: a historical and literary study. P. 207).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Утиральник. См. Полотенце. Утрофим. См. Сукно. Ухват Ухват – конский убор, надевавшийся поверх узды и закрывавший ее. Ухваты делались из разноцветного и одноцветного шелка, иногда с золотом и серебром, в виде столпцов (веревок), к которым прикреплялись кисти с ворворками. «Ухват на дву столпцех; на столпцех по 5 кистей шолк … с золотом да с серебром; а по верху кистей 11 ворворок … низаны жемчугом» 922 . По обеим сторонам ухвата, у налобника и у переносья прикреплялись кованные из золота или серебра круглые бляхи, которые назывались кованцами 923 . Участок Участок – дорогая ткань по золотной, серебряной или шелковой земле с разноцветными травами. У царя Михаила Федоровича были: «платно новое участок по зеленой земле; платно участок золотной, по зеленой земле, в травах розные шолки». У царя Алексея Михайловича: «платно участок по серебреной земли травы золотныя, в травах шолки червчат да лазорев». У ездовой ферези «зуфь бела, подпушка участок золотной с червчатым да с зеленым шолком» 924 . В описи царской казны 142 (1634 г.) значится цена участка по гвоздичной земле листье золото да серебряно 5½ руб. за арш. 925 . «Козырь участок золотной» 926 . Уши=Наушки. 915 Как и название «хрещатый» или «крещатый» происходит от крестов и означает «крестчатый» или «крестовый»: «на облачение сак (саккос) рудожелтой кресчатой. – Сак малые кресты. – На кажении сак болшие кресты». – Уст. Новгор. Соф. соб. ркп. л. 33 об. 29 об. 30 и др. 916 Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 280. 281. 288. 289. 291. 300. 318. 320. 321. 338. 339. 340. 345. 347. 348. 353. 356. 360. 374. 375. 376. 377. 379. 381. 382. 388–392. 394. 397. 402. 403. 405. 406. 410. 412. 920 Летоп. зан. Археограф. Ком. вып. III. СПб. 1865. отд. II. стр. 7. У Даля (словарь): «поршни не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры, на вздержке, очкуре, ременной оборе». Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Гр. Зак. 197–240). § 24. Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов Раздел семейства и отделение родителей от детей имеют особое значение в купечестве и в бывших податных сословиях. Купечество – не преемственное сословие, а занятие, промысел; принадлежность к купечеству зависит не только от рождения, но от принадлежности к семейству, пользующемуся торговым правом; а это право зависит от взноса пошлины за торговое свидетельство, так что с прекращением взноса прекращается принадлежность к торговому званию и праву. Свидетельство берется обыкновенно от одного лица, которое считается начальником семейства; с ним вместе купеческим его правом пользуются и лица, принадлежащие к семейству, покуда оно не разделилось, – но не всем лицам. При отце и матери могут быть внесены в одно свидетельство их сыновья, незамужние дочери, усыновленные законным порядком и внуки от сына (буде он не ведет отдельной торговли). При брате начальнике семейства могут числиться незамужние сестры. При отчиме могут числиться пасынки до совершеннолетия и падчерицы до замужества; при мачехе – дети умершего ее мужа от первого брака (т. V, изд. 1893 г., Уст. о прямых налог., ст. 288, 293–300). Все, причисленные к свидетельству, не имеют самостоятельного торгового права и кредита, но торгуют и кредитуются лишь по доверенности от начальника семейства (там же, 294). По достижении совершеннолетия, сын или дочь могут взять свидетельство на свое имя и тогда торгуют на свой кредит и ответственность (там же, ст. 295. Сравн. отличия в прежних постановлениях: XI т. Уст. Т. изд. 1857 г., ст. 35–53) из капитала, отдельно приобретенного. Целость и нераздельность семейства имеет, по законам нашим, большую важность в бывших податных сословиях, относительно исправного платежа податей и отправления повинностей; внутренняя раскладка податей делается по семействам, причем домохозяин служит главным ответственным лицом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010