Примерно с 1540 г. начался очередной этап «королевской Реформации»: политика Густава Васы, направленная на полное преобразование духовного института и подчинение новой, единой национальной протестантской церкви светской власти, совпала с общим курсом государя на усиление экономического, политического и военного могущества королевской власти и создание наследственной монархии (официально утверждена в 1544 г.). Для церкви период, начинающийся с 1540 г., знаменовал время опалы прежних лидеров Реформации и выдвижение их преемников (Лаврентиус Петри, Георг Норман). Перед новой, формирующейся церковью на данном этапе встает ряд важных задач: окончательное укоренение евангелического вероучения, реформа церковно-приходского образования. Отмечены те годы активной борьбой с контрреформацией и конкурирующими протестантскими вероучениями, преимущественно с кальвинизмом. В целом для Швеции период со второй половины правления Густава Васы, продолжавшийся практически столетие, – качественно иной. Это время борьбы усилившейся королевской власти за закрепление и развитие достижений в политической, экономической и военной областях, преодоление – на новом этапе – сепаратистских тенденций, оформление отношений как с церковью, так и со светской аристократией, которые, естественно, продолжали активно отстаивать свои свободы и интересы. Результатом данного этапа, который можно охарактеризовать как зрелую и позднюю Реформацию, было окончательное оформление Швеции как протестантской державы, обретение ею официального вероисповедания и церковного законодательства. В указанный период Швеция заняла место в новой системе международных отношений, определила основные направления своей внешней политики почти на два столетия вперед. Выделяя раннюю Реформацию как отдельный период, я, в числе прочего, исхожу из того, что данный период был переходным, во многом связанным со Средневековьем. Нелишне также заметить – термин «Ранняя Реформация» («the Early Reformation», «Fruhreformation»), как известно, употребителен в историографии применительно к другим странам Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения. Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Два стихотворения из сборника печатаются по рукописи: РНБ, собр. Титова, 4492, л.31 об.–34 об.; 35–37 об. 1539 ...пандионийски... сестры... – Прокна (Прогне) и Филомела (Филомеля) – дочери мифического царя Пандиона. Муж Прокны, Терей, надругался над Филомелой; мстя мужу, Прокна убила сына. Все трое были превращены в птиц. 1540 ...Плачется Прогне... Филомела, деества си лишенна... – Прогне – Муж Прокны надругался над ее сестрой Филомелой. Желая отомстить ему, Прокна убила своего сына и накормила его мясом мужа. 1541 ...Алциона гибель мужа в море/Рыдает... – Алкиона, жена фессалийского царя Кеика, бросилась в море, когда муж не вернулся из путешествия; оба были превращены в птиц. 1542 В конце 1676 г. русский резидент в Варшаве полковник В.М.Тяпкин прислал в Посольский приказ обширпый рукописный стихотворный цикл (более 900 строк), озаглавленный в переводе «Перевод с полского писма с виршов, каковы писаны на бесчестье королю полскому, и королеве, и бискупом и сенаторем, а присланы те вирши чрез виленскую почту». Весь цикл – это безжалостная сатира и злой памфлет на короля (именуемого также «волк») и королеву, на духовенство – от папы римского до ксендзов и проповедников, на гетманов, на сторонников короля и его завзятых противников. Цикл написан от лица солдатской массы («ратных людей», «служивых»), голодной и обнищавшей, которой государство задолжало несколько миллионов злотых платы. Злые и преувеличенные нападки автора превосходно отражали настроения в армии, да и в обществе вообще. И это давало русским дипломатам богатый материал для анализа общественных настроений в Речи Посполитой – поля рукописи испещрены «реальным» комментарием переводчиков к именам и событиям. Для истории русской поэзии эти стихи ценны тем, что в них впервые зазвучали просторечие и богатая разговорная речь, немыслимая и невозможная в ученой книжной поэзии. Пренебре гая церковнославянским языком, посольские переводчики отказываются и от изосиллабизма, уже возобладавшего в поэзии. Это еще один облик русской силлабики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по Тертуллиану , non aliunde происходит quam а Patre per Filium. 1540 У Амвросия по вопросу об исхождении св. Духа замечается неясность и неопределенность, и это, как и в предыдущем случае, объясняется тем, что в его учении сошлось несколько традиций. Неясно, прежде всего, когда изшел Дух свят.: то утверждая, что Trinitas coaeterna atque pertecta, 1541 он признает существование св. Духа, как особой ипостаси, вечным; то, с другой стороны, говорит об исхождении св. Духа в связи со словами: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет» ( Ин.16:14 ) и именно не в смысле временного посольства в мир, но в смысле онтологической обусловленности существования; это ясно из того, что здесь же Амвросий говорит и о рождении от Отца Сына. 1542 Этим он напоминает нам Тертуллиана . Вообще же вопрос об исхождении св. Духа им почти не рассматривается. То же нужно сказать и по вопросу о том, от Кого исходит Дух св.: иногда Амвросий говорит просто, что Дух св. вообще ex Deo; 1543 иногда просто а Patre. 1544 Но вместе с этим у него встречается представление о зависимости св. Духа в своем бытии от Сына: bonus Spiritus, qui accepit ex Filio; 1545 в связи с этим идет уже речь об исхождении Св. Духа не только от Отца, но и от Сына: Spiritus Sanctus procedit а Patre et Filio 1546 или же просто – от Сына: procedit ex Filio. 1547 —477— Изложив в отдельности учение св. Амвросия о Боге-Сыне и Ипостаси Св. Духа, мы можем обратиться теперь к самому важному вопросу всей тринитарной схемы, именно, к вопросу о том, каким образом три отдельные Ипостаси могут быть мыслимы объединенными в одном существе. Но прежде чем излагать взгляды на это св. Амвросия разберемся в установившейся на западе поэтому поводу терминологии. Нам представляется, что в этом отношении представители западного богословия предшествующего времени выработали две не совсем согласных схемы. Одна из них создана впервые Тертуллианом и основывается на строгом разграничении двух сродных понятий: субстанции (substantia) и природы (natura).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но и такое количество бед не склоняло высокомера к призрению (несчастного). Проходил он мимо человека, как мимо камня, совершая грех без всякого предлога. Обвиняемый, он не мог ведь сказать этих общеупотребительных и благовидных (отговорок): «не знал, не ведал, неизвестным мне остался просящий нищий» – который лежал пред воротами, как зрелище для всякого входящего и выходящего, дабы неотвратимым соделать осуждение высокомера, – желал даже крох со стола, и не получал. Так, —11— один от пресыщения разрывался, а другой от нужды таял. Посему благопристойно и справедливо поставить ту Хананейскую Финикиянку учительницею человеконенавистному богачу, говорящею такие слова: «о злодей и презритель! и псы едят от крох, падающих со стала господ их!». 1536 Ты же брата своего единоплеменного не удостоил сего дара. Но собаки заботливо кормились, – особо сторожевые, отдельно ловчие, – удостаивались и крова и ложа, – и прислужников имели, старательно отобранных: а образ Бога брошен наземь, презираемый и попираемый, который собственноручно создал Художник и Творец всего, – если для кого достоверен Моисей, засвидетельствовавший о происхождении людей. 1537 Но если бы на сем и кончилось повествование о Лазаре и такова была бы природа вещей, чтобы неравенством этого (земного) жития ограничивалась (и вся вообще) жизнь наша: то я испустил бы громкие вопли негодования из-за того, что, созданные равночестно, мы столь неравную с единоплеменниками (своими) проводим жизнь. Поскольку же оставшееся 1538 для слушания прекрасно, то, постенав в прошедшем, возблагодушествуй, бедняк, в последующем, 1539 узнав блаженное наслаждение сотоварища твоего по нищенству. 1540 Обретешь ты верный суд Праведного Судии, в коем стенает —12— сладострастник и блаженствует страдалец. Каждый из обоих получает возмездие по достоинству. И вот умер нищий и отнесен был в лоно Авраама. Видишь ли попечителей 1541 праведного бедняка и исполнителей преставления его? – Ангелы были охранителями, взирая на него ласково и кротко и своим видом предъуказуя ожидающее его попечение и успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крупным городом к югу от Иерусалима был Хеврон (аль-Халиль), однако его христианское население еще в начале османской эпохи быстро исчезло: перепись 1533 г. упоминает несколько христианских семей, но уже в начале 1540-х гг. они покинули город и переселились в Газу. 471 Источники XVII–XIX вв. не фиксируют в Хевроне христиан, хотя в окрестностях его существовали христианские деревни. 472 В округе Иерусалима в XVI века большое количество христиан насчитывалось в Рамалле (71 дом на 7 домов мусульман в 1596 г.). В источниках также отмечены 4 чисто христианские деревни, в том числе крупные, до 100 домов, и 9 деревень с незначительным христианским меньшинством. 473 Заиорданье: натиск Пустыни В большинстве других областей Палестины христианское население было немногочисленно и разбросано мелкими группами. Так, в Заиорданье (лива Аджлун) православные отмечены в немногим более чем двух десятках деревень, из них лишь в пяти они превосходили по численности своих соседей-мусульман. В самом городе Аджлун в 1596 г. насчитывалось 23 христианских дома и 330 мусульманских, в городе Сальт – 25 и 39 соответственно, в городе Керак – 103 и 78. Город Шавбак в нахии Карак в мамлюкское время был преимущественно христианским, однако в XVI века его христианское население быстро таяло (к концу века осталось 5 семей), в то же время множество выходцев из Шавбака отмечено в налоговых реестрах Газы, куда эти люди мигрировали, спасаясь от бедуинских набегов. Под давлением бедуинов оседлое население Заиорданья отступило в северную часть этого региона, относительно плодородные холмистые земли между реками Зарка и Ярмук. Здесь, в полосе шириной не более 30 км, насчитывалось до 80 селений ливы Аджлун. Южнее, между вади Зарка и Кераком, оседлые земледельцы удерживали только анклав городе Сальт. 474 Однако, несмотря на общий упадок Заиорданья, отдельные группы христиан там сохранялись и позже, иной раз совершенно одичавшие и почти забывшие свою веру. Арсений Суханов в середине XVII века встречал в Иерусалиме таких феллахов, «а все из разных мест и из дальних деревень, которыя живут с турками вместе и у турков, а церкви и попа у них нет; токмо на Пасху приходят в Иерусалим и здесь причащаются, а не знает их никто, только называют себя христианами, а иныя из за иорданских пустынь». 475 Галилея

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гонец Московский уже не нашел Бельского в Тавриде: сей изменник был в поле с Ханом, замышляя гибель России: ибо Саип-Гирей клялся в дружбе к Великому Князю единственно для того, чтобы произвести в нас оплошность и нечаянностию впадения открыть себе путь в сердце Московских владений. Но Дума, под начальством Князя Ивана Бельского, радея о внутреннем благоустройстве, не выпускала из виду и внешней безопасности. Тайно готовясь к войне, Хан приглашал и Царя Казанского идти на Россию: к счастию нашему, им неудобно было действовать в одно время: первый ждал весны и подножного корма в степях; а второй, не имея сильной рати судовой, боялся летом оставить за спиною Волгу, где, в случае его бегства, Россияне могли бы утопить Казанцев. Ободряемый нашим долговременным терпением и бездействием, Сафа-Гирей, в декабре 1540 года миновав Нижний Новгород, успел беспрепятственно достигнуть Мурома, но далее не мог ступить ни шага: воины и граждане бились мужественно на стенах и в вылазках; Князь Димитрий Бельский шел из Владимира, а Царь Алей с своими верными Татарами из Касимова, истребляя рассеянные толпы неприятелей в Мещерской земле и в селах Муромских. Сафа-Гирей бежал назад, и так скоро, что Воеводы Московские не догнали его. – Сей не весьма удачный поход умножил число недовольных в Казани: тамошние Князья и знатнейший из них, Булат, тайно писали в Москву, чтобы государь послал к ним войско; что они готовы убить или выдать нам Сафа-Гирея, который, отнимая собственность у Вельмож и народа, шлет казну в Тавриду. Бояре велели немедленно соединиться полкам из семнадцати городов в Владимире, под начальством Князя Ивана Васильевича Шуйского; ответствовали Булату ласково, обещая ему милость и забвение прошедшего; но ждали дальнейших вестей из Казани, чтобы послать туда войско. Между тем как наши полки располагались станом близ Оки, Москва умилялась зрелищем, действительно трогательным: десятилетний Государь с братом своим, Юрием, молился Всевышнему в Успенском храме пред Владимирскою иконою Богоматери и гробом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

702 ...Дмитрий Иванович Шкурлятев... – Дмитрий Иванович Курлятев – князь из рода Оболенских, боярин с 1549 г., сослан за «великие изменные дела» в 1562 г. и пострижен в монахи со всей семьей, а затем умерщвлен. О Курлятеве и его дочерях царь с особым раздражением упоминал в посланиях Курбскому. 703 ...казначй Микита Фуников... – Никита Афанасьевич Фуников-Курцев, дьяк и печатник с 1545–1550 гг. Казначеем Никита Фуников стал позже 1553 г. – такое его наименование является анахронизмом и свидетельствует об относительно позднем происхождении текста приписки. В Первом послании Курбскому царь упоминает о Фуникове с сочувствием, как о жертве Сильвестра и Адашева (см. с. 50). Казнен в 1570 г. по новгородскому «изменному делу». 704 ...съ княгинею Офросиньею, съ сыном ея съ княземъ Владимеромъ... – Евфросиния Андреевна, в иночестве Евдокия, – мать Владимира Старицкого, вдова брата Василия III князя Андрея Ивановича Старицкого, после смерти мужа в 1537 г. была отправлена вместе с сыном в заточение; в 1540 г. они были освобождены; во Втором послании Курбскому царь ставил это освобождение себе в заслугу, хотя ему в то время было 10 лет. В 1569 г., после убийства сына, была умерщвлена. 705 ...Дмитрей Федорович Палетцкой... Офросинья, княже Владимерова мать... – Здесь отмечаются родственные связи ряда представителей московской знати. О Д. Ф. Палецком см. выше, прим. к с. 298. Враждебность составителя Лицевого свода к Дмитрию Палецкому проявилась уже в том, что в приписке к своду за 1542 г. он обвинялся в участии в заговоре («совете») Шуйских, свергших И. Бельского и обесчестивших митрополита Иоасафа. Д. Палецкий был связан свойством через окольничего Василия Петровича Борисова-Бороздина с Евфросинией Старицкой, дочерью князя Андрея Федоровича Хованского, женатого на сестре Борисова-Бороздина. 706 А посылал князь Дмитрей... а служити имъ готовы. – Обвиняя Д. Ф. Палецкого в тайных сношениях с Евфросинией Старицкой после данной им присяги сыну царя, приписка связывает эту двойную игру с расчетами Палецкого на получение части удела старицких князей его дочерью – женой слабоумного брата царя Юрия Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

707 ...Алексй Федоров сынъ Адашев да Игнатей Вешняков... – Об Алексее Адашеве см. выше коммент. к с. 28 и 46. Игнатий Михайлович Вешняков – постельничий в 1552–1561 гг. 708 И оттоле бысть вражда межи бояр и Селиверстомъ и его съвтники. – О протопопе Благовещенского собора Сильвестре см. выше. Характеристика Сильвестра в приписке носит такой же враждебный характер, как и в посланиях царя, но отличается рядом своеобразных черт. Здесь Сильвестр никак не связывается с Алексеем Адашевым, о котором в приписке сообщается только, что он в первый же вечер присягнул царю; в Первом послании Курбскому царь утверждал, что во время его болезни «возшаташася яко пиянии» и Сильвестр, и Адашев. Сильвестру и его безымянным «советникам» в приписке противопоставляются столь же анонимные «бояре». Для доказательства связи Сильвестра со Старицким здесь указывается, что они были «из нятства выпущены» по ходатайству Сильвестра. Между тем Евфросиния и Владимир были освобождены из заточения в 1540 г.; Сильвестр появился в Москве и при царском дворе не ранее 1547 г. 709 Иван Михайлович Шюйской... – Князь И. М. Шуйский-Плетень из рода Суздальских князей. Один из старейших бояр Ивана IV (в думе с 1538 г.), попадавший в опалу еще при Василии III, участник борьбы за власть в период «боярского правления». Умер в 1560 г. 710 А околничей Федор Григорьевич Адашев... владти нами Захарьиным, Данилу з братьею. – Ф. Г. Адашев, отец Алексея Адашева, окольничий с 1549–50-х гг. Опасения по поводу возможного господства Захарьиных – Даниила Романовича и Василия Михайловича, естественно, могли быть связаны с воспоминанием о роли родичей малолетнего Ивана IV (Глинских) в годы «боярского правления». 711 ...Иван Иванович Пронской-Турунтай... приводиши ко кресту! – Князь (из князей рязанских), боярин с 1549 г., умер в 1569 г.; по известиям Курбского и Таубе и Крузе был умерщвлен, несмотря на то что был к этому времени пострижен в монахи. Владимир Воротынский, как и его отец Иван, был связан с С. Ф. Бельским, бежавшим в Литву в 1534 г. после смерти Василия III, и был заточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010