Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441, с. Рожалово Кесовской вол. Бежецкого Верха - 12.02.1509), прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Троицкой Рябовской пуст. (совр. дер. Рябово Калязинского р-на Тверской обл.). В «Повести о граде Угличе» и в «Угличском летописце», составленных во 2-й пол. XVIII в., сохранились фрагменты жития В. Р. Святой упоминается также в житии прп. Паисия Угличского (по мнению В. О. Ключевского , пространная редакция жития составлена после разорения Углича поляками в 1611 г., дошла в позднем сборнике 1776 г.: БАН. Арх. комис. 223/372; краткая редакция жития сохр. в Милютинских Четьих Минеях (см. Милютин Иоанн )). Согласно «Угличскому летописцу», В. Р. принадлежал к дворянскому роду Шеховских. В 1473 г., в возрасте 32 лет, он пришел в угличский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , через нек-рое время был пострижен прп. Паисием в монашество. В 1482 г. В. Р. участвовал в обретении иконы Покрова Пресв. Богородицы на берегу Волги. Ок. 1492 г. он, получив благословение прп. Паисия, покинул Покровскую обитель и отправился на поиски места, удобного для основания нового мон-ря. По дороге В. Р. посетил Улейминский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Пробыв там нек-рое время, он отправился в Рябовский лес. Святой поселился на земле своих «сродников», в 30 верстах от Углича, «близ Московской новой дороги». Первым храмом новой обители стала ц. в честь Пресв. Троицы. Преподобный не порывал связи с Покровским мон-рем. В 1504 г. он участвовал в погребении прп. Паисия. Незадолго до кончины В. Р. заболел, созвал братию и благословил нового игумена - иером. Мартиниана. Преподобный был погребен в Троицкой ц. Через 3 года у его гроба стали совершаться чудеса, в частности получил исцеление расслабленный Валериан. В связи с многочисленными чудотворениями по молитвам к святому монахи установили над местом его погребения «гробницу со крестом, над землею верху на локоть вышины», здесь совершались панихиды по преподобному. В 1548 г. при строительстве каменного Троицкого храма вместо древнего деревянного были обретены мощи В. Р. В Смутное время обитель была разорена поляками, в 1619 г. восстановлена по указу царя Михаила Феодоровича и Патриарха всея Руси Филарета . В 1764 г. мон-рь упразднили, Троицкий храм стал приходским. Храм не сохранился, место погребения В. Р. утеряно.

http://pravenc.ru/text/149899.html

В Пюхтицком монастыре состоялось празднование Собора святых Эстонской земли 2 декабря 2016 г. 13:16 1 декабря 2016 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялись торжества, посвященные празднованию Собора святых Эстонской земли. Всенощное бдение накануне и Божественную литургию в день праздника возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и клирики Пюхтицкого монастыря. За богослужением молились настоятельница Пюхтицкого ставропигиального монастыря игумения Филарета (Калачева) с сестрами, многочисленные паломники и прихожане обители. По окончании богослужения состоялась праздничная трапеза, во время которой митрополит Корнилий поблагодарил игумению Филарету за оказанный прием и обратился к сестрам и гостям обители с архипастырским словом. Затем в конференц-зале монастыря состоялось вручение наград Эстонской Православной Церкви духовенству и мирянам за понесенные труды на благо Церкви. Завершился праздничный день просмотром нового фильма «История Православия на Эстонской земле». Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих. В Собор входят: блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий (†1263); сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавших (†1472); прпп. Иона († ок. 1480) и Васса († ок. 1473) Псково-Печерские; прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (†1482); прпмч. Корнилий Псково-Печерский (†1570); сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (†1772); прав. Иоанн Кронштадтский, чудотворец (†1908); сщмч. Иоанн Кочуров (†1917); сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (†1918); сщмч. Сергий Флоринский, Раквереский (†1918); сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт. (†1919); свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (†1923); сщмч. Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (†1931); сщмч. Карп Эльб (†1937). Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4703061.ht...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #498e81841a Закрыть «Вспоминаем их подвиги человеческие и радуемся их нынешней небесной славе...» 24 июня - Собор преподобных отцев Псково-Печерских Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)   00:52 23.06.2018 1065 Время на чтение 9 минут Со­бор Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых - празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли. Празд­ну­ет­ся в 4 неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це. Дол­гое вре­мя па­мять пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­лась от­дель­но каж­до­го. Но неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен, быв­ший в свое вре­мя игу­ме­ном Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, бла­го­сло­вил уста­но­вить день празд­но­ва­ния Со­бо­ра всех Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых. К то­му же еще во вре­мя пре­бы­ва­ния его в оби­те­ли им из осо­бой люб­ви к свя­тым по­кро­ви­те­лям Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря был со­став­лен осо­бый ака­фист его свя­тым. Для празд­но­ва­ния Со­бо­ра Ю.Г. Мал­ков со­ста­вил по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­манд­ри­та Иоанна (Крестьянкина) текст служ­бы. В 1988 го­ду, в юби­лей­ный год 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, на Свя­той гор­ке Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли был за­ло­жен храм в па­мять сон­ма свя­тых пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских. В 1994 го­ду впер­вые воз­нес­лась в церк­ви об­щая мо­лит­ва и служ­ба всем Пско­во-Пе­чер­ским свя­тым. В лик Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых вхо­дят: Прп. Марк (XV в., па­мять 29 мар­та) Прп. Иона († ок. 1480, па­мять 29 мар­та) Прп. Вас­са († ок. 1473, па­мять 19 мар­та) Прмч. Кор­ни­лий († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля) Прмч. Вас­си­ан Му­ром­ский († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля) Прп. До­ро­фей Юг­ский († 1622) Прп. Ла­зарь про­зор­ли­вый, схим­ник († 1824)

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

Перед смертью митр. Иона созвал епископов (Г. не был приглашен) и после совещаний с ними и вел. князем благословил быть своим преемником Феодосию (Бывальцеву) . Тверской епископ получил грамоту с приглашением приехать на поставление митрополита. Г. не приехал, но прислал митр. Феодосию повторную присягу, в к-рой обещал «повиновати ми ся ему во всем», к митр. Григорию и его сторонникам «не приставать, ни грамот ми от них никаких не приимать, ни совета с ними никоторого не имети» (РИБ. Т. 6. 94. Стб. 688) (такое повторение присяги не подчиняться митр. Григорию не было обычной практикой, в митрополичьем формулярнике сохранились тексты присяги только Тверского архиерея). Г. не присутствовал также на Соборах 1464 и 1473 гг., поставивших митрополитами соответственно Филиппа I и Геронтия . Как и Новгородские архиереи, он прислал повольные грамоты, в к-рых выражал согласие с этими поставлениями. Известна грамота митр. Филиппа Г., в к-рой митрополит призывает епископа увещевать тверского князя, чтобы тот направил воевод для участия в казанском походе (РФА. Ч. 1. С. 183-184. 50). О деятельности Г. в качестве епархиального архиерея сведений не сохранилось. Во время епископства Г. предпринял путешествие в Индию тверской купец А. Никитин (ок. 1466-1472). Расставание с Тверью он описывает как отъезд «от Спаса святаго златоверхаго и с Его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго и от владыки Геннадия Тверскаго» (ПЛДР: 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 444). Г. был погребен в тверском Спасо-Преображенском кафедральном соборе ( Забелин Н. А. Некрополь Тверского собора Спасо-Преображения// Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 283), уничтоженном в апр. 1935 г. Ист.: АИ. Т. 1. С. 506. 274; С. 121. 69; ДАИ. Т. 1. С. 11-12. 12; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. Стб. 679-690. 91-94; ПСРЛ. Т. 12. СПб., 1901. С. 154; Т. 15. Вып. 1. Пг., 19222. Стб. 496; Т. 24. Пг., 1921. С. 185-186, 194; Т. 25. М.; Л., С. 277, 301; РФА. Ч. 1. С. 78-79. 8; С. 142-143. 31; С. 183-184. 50; С. 194-195. 55; Ч. 5. С. 964-966, 996-997, 1004-1007. Лит.: Чередеев К. К. , прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 50-52; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 516, 519, 525; Первухин Г. П. , прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 53-55; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 36, 354-355. Архим. Макарий (Веретенников), М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/162092.html

Расширение пределов Пермской епархии приходится на время деятельности епископов священномучеников Питирима (1444-1456) и Ионы (1459-1470), просветивших Крещением Вел. Пермь. В 1451 г. пермский кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение в Москве и вернулся в Вел. Пермь в качестве великокняжеского наместника. В 1455 г. в Вел. Пермь приезжал еп. Питирим «крестити ко святей вере чердынцев», на обратном пути, уже в вычегодских землях, он был замучен хантами (вогулами). В 1462 г. еп. Иона «добавне крести Вел. Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых (детей Михаила Ермолаевича.- А. К.) крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263). Чрезвычайно сложным было служение сщмч. Питирима, совпавшее по времени с борьбой за Московское великое княжество между Василием II Васильевичем и Дмитрием Шемякой. Последний пользовался поддержкой жителей соседней Вятки, в 1450 г. разоривших земли Пермской епархии. В 1452 г. сщмч. Питирим был в плену у Шемяки, к-рый подверг епископа мучениям за отказ снять с него церковное отлучение. В 1480-1481 гг. против вел. князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с кн. Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители не стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с вел. князем выступил еп. Филофей (1471-1501). По повелению еп. Филофея Пахомий Логофет в 1473 г. составил службу свт. Стефану Пермскому. Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) В 1482/83 г. вел. кн. Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту еп. Филофею на его городки, погосты и деревни по р. Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими вел. князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. За Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни «на Ибу», погост Аквад, «деревни на Коковицкой горе Коковиса», в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на р. Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на р. Водже. Жившие на этих землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их сам, «опроче душегубства». Великопермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Вел. Устюга («на Виляде» - в Ильинском, Покровском, Никольском и Усть-Вилядском погостах - АСЭИ. Т. 3. 291. С. 307).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАФУРИЙ Франкин [лат. Gaffurius, Gafurius Franchinus; итал. Gafori, Gaffurio Franchino] (14.01.1451, Лоди - 25.06.1522, Милан), свящ., итал. муз. теоретик, композитор. Получил образование в бенедиктинском мон-ре Сан-Пьетро в Лоди-Веккьо, где обучался музыке у фламандца монаха-кармелита Иоанна Бонадия. В кон. 1473 или в 1474 г. был рукоположен во священника. С 1474 г. более 2 лет изучал музыку в Мантуе. В 1474-1484 гг. занимал посты, связанные с муз. деятельностью, при духовных и светских сановниках и давал уроки музыки в городах Италии. В 1477 г. был приглашен дожем Просперо Адорно в Геную, за к-рым в нояб. 1478 г. последовал в ссылку в Неаполь. Там Г. сблизился с И. Тинкторисом , оказавшим влияние на его музыкально-теоретические труды. В 1480-1483 гг. по приглашению еп. Карло Паллавичино работал учителем музыки в его замке в Монтичелли близ Кремоны. 19 мая 1483 г. занял пост капельмейстера ц. Санта-Мария Маджоре в Бергамо, но вскоре оставил его вслед. начавшихся военных действий. С 22 янв. 1484 г. до конца жизни он был руководителем капеллы кафедрального собора св. Амвросия в Милане. С 1497 г. Г. стал профессором музыки в Миланском ун-те. Когда французы захватили Милан в 1500 г., Г. остался на своем посту и стал именовать себя regius musicus (королевский музыкант). В 1506 г. провел 3 месяца в Варесе, организовал капеллу в Санта-Мария-дель-Монте. В последние десятилетия жизни (с 1493) Г. вел публичную дискуссию с итал. теоретиком Дж. Спатаро. Ф. Гафурий. Портрет неизв. художника. XV в. Ф. Гафурий. Портрет неизв. художника. XV в. Г. написал ок. 15 трактатов о музыке на лат. и итал. языках, 9 из них были изданы при его жизни. С ранней молодости он изучал, переписывал и комментировал труды Боэция , Гвидо Аретинского , Иоанна де Муриса , Маркетто Падуанского и др. Один из первых трактатов Г., «Extractus parvus musicae» (Небольшое извлечение из [науки] музыки, ок. 1474), содержит отрывки из трудов Маркетто, Уголино из Орвието, Иоанна де Муриса и др., в т. ч. из несохранившегося трактата Г. Дюфаи.

http://pravenc.ru/text/161758.html

Относительно Вашей работы Вы должны решить сами, руководствуясь голосом совести. При этом должно принять во внимание, что страна наша должна иметь надежную защиту. Производимая на Вашем предприятии техника необходима для обороны. Если же часть продукции поставляется в упомянутые страны, то Вашей ответственности здесь нет. Как Церковь относится к достижениям современной науки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Необходимо сразу же сделать уточнение: говорить об отношении Церкви к научным открытиям можно только тогда, когда существуют соборные решения или документы, принятые высшим священноначалием. Отношение к чему-либо отдельных священнослужителей не является позицией Церкви. Ни вселенские, ни поместные Соборы никогда не рассматривали научные открытия. Когда обсуждается вопрос об отношениях Церкви и науки, люди чаще всего вспоминают некоторые события, имевшие место в XVII веке на Западе (отношение к гелиоцентрической теории). При этом большинство людей имеет весьма неточные и искаженные представления. Кратко вспомним историю. С античных времен общепринятой была геоцентрическая система мира, усовершенствованная Клавдием Птолемеем (ок. 90 – ок. 160 по Р.Х.) в работе «Альмагест». Переворот в воззрениях произошел тогда, когда была выдвинута система, в которой центральное положение заняло Солнце (гелиоцентрическая теория). Открытие это сделал не представитель научной корпорации, а Церкви. Николай Коперник (1473–1543) был каноником (священническая должность при епископе) Фрауенбургского собора. Его поддержал кардинал Канульский Николай Шанберг и Тилеман Гизе, епископ Кульский. Последний, получив рукопись Коперника «Об обращении небесных сфер», обеспечил ей скорую публикацию. С 1543 г. до 1633 г.(почти век) беспрепятственно распространялась гелиоцентрическая теория. Печальные события начались в первой половине XVII века. Г.Галилей (1564–1642) опубликовал в 1613 г. резкое полемическое сочинение, которым он обратил на себя внимание инквизиции, запретившей некоторые его работы, излагавшие гелиоцентрические идеи. Отношение к трактату Коперника оставалось прежним. Когда кардинал Маффео Барберини, с которым Галилей хорошо был знаком, стал папой Урбаном VIII, ученый прибыл в Рим. Папа дружески принял его и написал письмо покровителю Галилея герцогу Тосканскому, в котором хвалил познания ученого. Однако Галилей, несмотря на дружеское отношение к нему папы Урбана VIII, выпустил книжку в которой вывел папу смешным глупцом под именем Симпличио. Когда папа об этом узнал, то прогневался. Галилей был заключен в тюрьму, где отказался от гелиоцентрической теории, которую инквизиция признала ересью. Умер ученый собственной смертью в своем имении Арчетри близ Флоренции.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИСК (Гаврилов Василий Гаврилович; 1740-1824), прп. (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_23.html

Свт. Митрофан Воронежский и прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Космин Яхренский мон-рь) Некоторое время, согласно Житию, К. пребывал в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), в к-ром святой «преспеваше… разумом в подвизех простираяся и в пощении» ( Усачев. Житие. 2011. С. 96-97, 99-100). Возмужав, К. вернулся на Яхрень и здесь по Божию знамению («лучю божественую сияющу») «поставил церковь Божию и проименова ю во имя пренепорочныя Божия Матере честнаго и славнаго Ея Успения по образу явльшемуся» (Там же. С. 100). Точная дата основания мон-ря не установлена. Известно лишь, что между 1464 и 1473 гг. обитель уже существовала. Этим временем датируется наиболее ранний документ, относящийся к этому мон-рю,- меновая грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича и митр. Филиппа I. В ней среди митрополичьих владений, отходивших вел. князю, упомянуто «сельцо» «у Кузьмина монастыря» во Владимирском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. 149; Ефимова. 2002. С. 247). Поскольку в грамоте фигурирует «Кузьмин» мон-рь, можно предположить, что скорее всего К. ко времени составления документа уже не было в живых. По нек-рым поздним источникам (напр., в перечне рус. святых XIX в.), К. скончался в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118), однако ранние источники точных дат не содержат. Поэтому кончину К. можно отнести к периоду не ранее сер. 3-й четв. XV в. ( Усачев. 2010). В любом случае его кончина относится ко времени не позднее 1477 г.: под этим годом в качестве игумена Космина мон-ря упоминается Пахомий; ему, вероятно, наследовал Протасий, о котором сообщается под 1500 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 683). Т. о., можно предположить, что К. жил (и соответственно основал Космин мон-рь) не позднее 70-х гг. XV в. Согласно преданию XIX в., К. был удостоен дважды чудесного явления иконы Божией Матери: в обители праздновали явление иконы Успения (9-я пятница по Пасхе) и явление Яхромской иконы Божией Матери (14 окт.). Опись нач. XX в. среди древних святынь Яхренского мон-ря первой называет икону Успения длиной 9 вершков (ок. 40,5 см) и шириной 6 вершков (ок. 27 см), вставленную в ростовую икону XIX в. с изображениями К. и свт. Митрофана Воронежского (не сохр.). Второй образ, названный в описи «Яхромская Богоматерь»,- изображение Пресв. Богородицы с Младенцем по типу «Умиление» на серебряном ковчеге-мощевике (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) под литым окладом, к-рый, по мнению исследователей, вместе с окладом был выполнен в кон. XV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Поздравление митрополита Рижского и всея Латвии Александра огласил председатель Отдела по делам молодежи Синода Латвийской Православной Церкви протоиерей Артемий Кучинский. В ответном слове митрополит Корнилий рассказал об истории Эстонской Православной Церкви в ХХ веке и поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за награду. Накануне, 5 декабря, в Центре русской культуры Таллина состоялось открытие фотовыставки «История Православия Эстонии в фотографиях», посвященной 100-летию основания Таллинской епархии. На мероприятии присутствовали: епископ Маардуский Сергий, духовенство Таллинской и Нарвской епархий, представители Латвийской Православной Церкви, гости из Финляндской Автономной Православной Церкви, а также посол Российской Федерации в Эстонской Республике А.М. Петров, директор Центра русской культуры в Таллине Эдуард Томан, руководитель Издательского отдела Эстонской Православной Церкви, член Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянник. С приветственным словом выступил директор Центра русской культуры Э. Томан. От лица митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия собравшихся приветствовал епископ Маардуский Сергий. С.Г. Мянник рассказал об истории создания фотовыставки, отметив, что большая часть представленного материала является частью архива Эстонской Православной Церкви и частной коллекции А.В. Дормидонтова. За труды по созданию фотовыставки епископ Сергий наградил А.В. Дормидонтова юбилейной медалью священномученика Платона Ревельского. Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству Священноначалия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих. В Собор входят: блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий (†1263); сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавших (†1472); прпп. Иона († ок. 1480) и Васса († ок. 1473) Псково-Печерские; прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (†1482); прпмч. Корнилий Псково-Печерский (†1570); сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (†1772); прав. Иоанн Кронштадтский, чудотворец (†1908); сщмч. Иоанн Кочуров (†1917); сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (†1918); сщмч. Сергий Флоринский, Раквереский (†1918); сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт. (†1919); свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (†1923); сщмч. Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (†1931); сщмч. Карп Эльб (†1937).

http://patriarchia.ru/db/text/5079961.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010