Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ СЕГОВИИ [Хуан из Сеговии; лат. Johannes de Segobia, Johannes Segobiensis; испан. Juan de Segovia] (ок. 1395, Сеговия, Ст. Кастилия - 24 (или 25).05.1458, приорат Этон, Савойя), испан. богослов, деятель Соборного движения . С 1407 г. обучался в Саламанкском ун-те, где ок. 1413 г. получил степень бакалавра искусств, ок. 1418 г.- бакалавра богословия, в 1422 г.- магистра богословия. Преподавал в Саламанке. Его дважды направляли в Рим с поручениями от ун-та: в 1421-1422 гг.- вместе с юристом Иво Мауро (Ибо Моро) к папе Римскому Мартину V , чтобы утвердить новые университетские статуты (утверждены 21 нояб. 1422), и в 1431 г.- вместе с Педро Мартинесом де Коваррубиасом, чтобы заручиться поддержкой нового папы Евгения IV (1431-1447) в конфликте ун-та с архиепископом Саламанки. В 1428 г. И. из С. был назначен папским референдарием; в 1430-1431 гг. проводил в Кордове диспуты с мусульм. богословами. К 1432 г. он возглавлял одну из университетских кафедр богословия, в качестве бенефициев получил каноникат в Толедо и архидиаконию в г. Вильявисьоса (Астурия). В марте 1433 г. как представитель короля Кастилии и Саламанкского ун-та прибыл на Базельский Собор (1431-1449). И. из С. был одним из активнейших участников Базельского Собора, входил в совет «Deputatio Fidei», неск. раз возглавлял его. В февр. 1434 г. Собор поручил И. из С. изучить вопрос об утверждении председательствующих, назначенных папой Евгением IV. И. из С. составил отчет о проведенных переговорах и 3 марта 1434 г. представил его совету. В сент. 1434 - марте 1436 г. сопровождал кард. Хуана Сервантеса на переговорах с папой Римским. По поручению Собора И. из С. защищал доктрину о непорочном зачатии Девы Марии в диспутах с доминиканцами Хуаном де Монтенегро (в 1436) и Хуаном Торквемадой (в 1438). В 1437 г. занимался подготовкой и проведением дебатов по догматическим вопросам: с греками об исхождении Св. Духа (processio Spiritus Sancti), с гуситами о причащении хлебом и вином (communio sub utroque specie). Убежденный сторонник концилиаризма, И. из С. считал Собор законным представительством всей Церкви, чей авторитет стоит выше авторитета папы Римского. Поскольку Собор - воплощение всей общности верующих, «тела» Церкви, то в случае созыва Собора папа Римский уже не обладает над ним властью. Когда папа Евгений IV попытался распустить Базельский Собор, И. из С. выступил сторонником временного отстранения понтифика и, после того как оно состоялось 24 янв. 1438 г., вошел в состав комиссии, которая должна была управлять Римско-католической Церковью в отсутствие папы, а в июне 1439 г.- в состав комиссии, занимавшейся папским низложением. 25 июня 1439 г. папа Евгений IV был низложен Базельским Собором. В окт. 1439 г. И. из С. и еще 2 участникам Собора было поручено назначить выборщиков нового папы и заняться подготовкой конклава.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Николай 27 августа 2016, 17:08 Пресвятая Богородица Спаси и Сохрани нас грешных. Елена 28 августа 2015, 09:57 Спаси, Господи! Так по семейному, все доходчиво Ирина Зайцева 27 августа 2014, 23:16 Господи Иисусе Христе Сыне Божий! Молитвами Пречистой Твоей Матери спаси и помилуй!Пресвятая Богородице, спаси нас! Анатолий Тэгай 28 августа 2013, 19:07 ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ прости и спаси меня, моих родных и близких. Татьяна 28 августа 2013, 11:51 Господи, Иисусе сыне и слове Божий, Богородицею помилуй нас. С праздником! Дмитрий 28 августа 2013, 10:41 Низкий поклон отцу Андрею за его статьи и проповеди! Всех с Праздником, дорогие братья и сестры! Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария, Владычица Небесная, Заступница усердная, помоги нам и спаси нас! Alexander 28 августа 2013, 03:26 Presvyataya Bogorodiza Moli Boga o nas! Presvyataya Bogorodiza - spasi, soxrani, pomogi i zazheti nas !!! S Prazdnikom !!!! наталья 27 августа 2013, 23:40 Просто, понятно, радостно. Спаси Господи. Василий 27 августа 2013, 23:01 Спаси Господи за вдохновенную статью, отец Андрей. Евгений 27 августа 2013, 22:03 Пречистая Мати,моли Бога о нас грешных!!! С ПРАЗДНИКОМ,ПРАВОСЛАВНЫЕ!!! еВГЕНИЙ 27 августа 2012, 17:51 ЧТО ЗА ЧУДО,СТАСТЬЯ!!! С ПРАЗДНИКОМ!!!!!!!! Елена 29 августа 2011, 13:56 Спаси Господи! Пресвятая Богородице моли Бога о нас! Ирина 29 августа 2011, 13:21 Большое спасибо!!! Андрей 28 августа 2011, 16:46 Спасибо за статью. С Праздником Успения Пресвятой Богородицы! Спаси Бог! Спаси Христос! православный 28 августа 2011, 13:39 Спаси,Господи! Ольга 28 августа 2011, 09:54 С Праздником! olga 27 августа 2011, 17:14 Спаси Господи за статью! С Праздником! Елена, Передачи о. Андрея вернули на КРТ. Ежедневно 6:30 День Ангела, 6:35 - Грани. Сергий Матковский. 27 августа 2011, 13:47 Спаси, Господи!С каждой проповедью отца Андрея,открываю для себя новое знание,новые переживания! Кажется многораз слышал слова на Успение Пресвятой Богородицы,но сегодня пережил новые ощущения,и по-новому чувствую этот праздник!

http://pravoslavie.ru/48285.html

ок.1031–1043 гг., 26 июля Св. прмч. Моисей Угрин, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Ок. 1045 г. Прп. Маркиан, игумен киево-зверинецкий (25 октября). Св. блгв. кнг. киевская Ирина (10 февраля). † 1052, 4 октября Св. блгв. кн. новгородский Владимир. † ок. 1053 г., 28 января Прп. Ефрем Новоторжский. † ок.1053 г. (?) Свт. Иларион, митр. Киевский и всея Руси (21 октября, 28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1054, 19 февраля Св. блгв. кн. киевский Ярослав (в крещении Георгий) Мудрый. † 1058, 15 октября Свт. Лука, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Судислав (в крещении Георгий), кн. псковский, затворник киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). Прп. Варлаам, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (19 ноября). Прп. Иларион схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (21 октября).ок.1070 г. Прп. Иеремия прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Прп. Дамиан пресвитер, целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). † 1070-е гг. Свт. Леонтий сщмч., еп. Ростовский (игумен киево-зверинецкий ?) (23 мая). † 1075, 7 мая Прп. Антоний Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (10 июля, 2 сентября). † ок.1073–1077 гг., 29 октября Прп. Авраамий, архим. ростовский. † после 1073 г. Свт. Михаил, еп. Юрьевский (игумен киево-зверинецкий ?) (6 сентября). † ок. 1074 г. Прп. Софроний, игумен киево-зверинеикий (11 марта). † 1074. 3 мая Прп. Феодосии Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (14 августа, 2 сентября). † после 1074 г. Прп. Иаков монах, Киево-Печерский (23 октября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1076. 27 декабря Св. блгв. кн. киевский Святослав (в крещении Николай) (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1077 г., 13 декабря Прп. Аркадий, Вяземский и Новоторжский (11 июля, 14 августа). † 1078. Св. блгв. кн. киевский Изяслав (в крещении Димитрий) 3 октября (26 октября). † до 1080 г.? Свт. Николай, еп. Переяславский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

+ Страстная, 1641 г., 13 августа и в 6-ю неделю по Пасхе Страстная – в Зачатиевской церкви, 13 августа Страстная – в Липецке, 13 августа Страстная – в селе Енкаеве, 13 августа Супрасльская, 28 июля Сурдегская, 15 августа Сырковская Сямская, 1524 г., 8 сентября + Табынская + Тамбовская, 1692 г., 16 апреля + Теребинская, 14 мая Тиносская (в Эгейском море) + Тихвинская, 1383 г., 26 июня Тихвинская – в Афанасьевском монастыре, 26 июня Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне, 1877 г., 12 февраля Тихвинская – в Исаакиевском соборе, 26 июня Тихвинская – в Киеве, 26 июня Тихвинская – на Красном Поле, 26 июня Тихвинская – у Западных Врат, 26 июня Тихвинская-Онолченная, 26 июня Тихвинская-Переяславская, 26 июня + Тихвинская-Цивильская, 26 июня Тобольская, 1661 г., 8 июля + Толгская, 1314 г., 8 августа и 16 сентября Толгская – в селе Спасском, 8 августа + Тотемская-Суморинская, 28 января + Трех Радостей, 26 декабря + Троеручица, VIII века, 28 июня Троеручица, 12 июля Троеручица– в Белобережской пустыни, 1661 г., 12 июля Троеручица – в Воронеже, 12 июля Троеручица – в Сухотинском монастыре, 12 июля Трубчевская + Тупичевская, 15 августа и в Духов день + Тучная Гора, 24 марта, 16 июля и 27 ноября + Умиление, 1103 года, 19 марта Умиление – в Новгороде, 8 июля Умиление – в Опочецком соборе Умиление – Корсунская – в Суздале, 9 октября + Умиление – Псково-Печерская, 1524 г., 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе Умиление, что на Черных Горах, в неделю Всех святых + Умягчение злых сердец Услышательница, XIV века, 22 сентября + Успение Божией Матери – Флорищевская, 15 августа 389 Успение – в Боровенске, 15 августа Успение – в местечке Волна, 15 августа Успение – в Московском Успенском соборе, 15 августа Успение – в Новгороде-Северском, 15 августа + Успение – Киево-Печерская, 1073 года, 3 мая Успение – Овиновская, 15 августа + Успение – Псково-Печерская, 15 августа + Успение – Пюхтицкая, 15 августа Успение – Семигородная, 15 августа Устьнедумская-Смоленская, 1603 г., 28 июля Устюженская-Смоленская, 28 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Ок. 1085 Явление Печерской Нерукотворенной иконы Пресвятой Богородицы на стене алтаря Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря (3 мая) (1. С. 273). Ок. 1088–1098 г.г. Чудо от иконы Пресвятой Богородицы в Печерской церкви Киево-Печерского монастыря в обличение клятвопреступления мирянина Сергия (1. С. 208–209). Ок. 1095 г. Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена кн. Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск (28 июля) (1. С. 475). Явление Любечской Черниговской иконы Пресвятой Богородицы (7 мая) (1. С. 278). Прославление Цареградской Старорусской иконы Пресвятой Богородицы в Старой Руссе (17 сентября) (1. С. 596). Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (19 марта) (1. С. 205). Ок. 1114 г. Прп. Алипий иконописец († ок. 1114 г.) написал Печерскую икону Пресвятой Богородицы с предстоящими прп. Антонием и Феодосием (впоследствии наименована Свенской) (1. С. 265–266). Ок. 114 г. Прославление иконы Пресвятой Богородицы, заказанной прп. Алипию иконописцу (чудесное написание, сохранение в пожаре; по перенесении в 1124 г. в Ростов кн. Владимиром Мономахом наименована Владимирской–Ростовской) (15 августа) (1. С. 528–529). Ок. 1124 г. Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время обвала сводов (каменной?) церкви, где икона была поставлена; после этого икону перенесли в деревянный Успенский собор в Ростове) (1. С. 528–529). Нач. XII в. Установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Киевской митрополии (1 октября) (5. С. 312–314; 6). Ок. 1129 г. Прославление Муромской–Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (обращение язычников Мурома в христианство св. блгв. кн. Константином Муромским († 1129) (12 апреля) (1. С. 236–237). Ок. 1131 г. Из Константинополя в дар св. блгв. кн. киевскому Мстиславу (в крещении Феодору; † 1132) прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос (Владимирская). Одновременно была прислана икона Пресвятой Богородицы, наименованная «Пирогощей» («Башенная»). Первая икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода, в честь второй иконы св. Мстислав заложил в 1131 г. в Киеве особый храм (1. С. 282–283, 785; 8. Т. 3. С. 759).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Назианз, в Каппадокии. Нонна прав., мать Григория Богослова , 4 в. 5 авг. Григорий Богослов, ум. 389–391. 25 янв. Кесарий св., брат его, ум. ок. 368. 9 марта. Цегран, в южной Аравии. Арефа, синклитика с двумя дочерьми, и другие мучч. от Дунаана, ок. 522. 24 окт. Неокесария, в Каппадокии. Троадий юноша, муч. при Декии. 2 марта. Григорий еписк., чудотворец, ум. ок. 266. 17 ноября. Павел еписк., 4 века. 23 дек. Неаполь, в Италии. Патров, из 70 апп., еписк. 5 ноября. Неопатры. (по Лекьену, Or. Chr. II col. 123, в Фессалии, при подошве Локрийских гор. Болландисты не знают этого города. Act. SS. 8 apr. II. р. 742. В греч. рукоп. Житии пр. Павла Латрского, 15 дек., упомянуто, что Ефесский митрополит поставил епископа в Патры, «которые, обыкновенно, зовут новыми». Поэтому Неопатры были не вдалеке от Ефеса.) Иродион, из 70 апп., еписк. 8 апр. Никея, в Вифинии. Мученики: Феодотия, при Алекс. Севере. 17 сент. Трифон, при Декии. 1 февр. Парамон, и с ним 370, при Декии 20 ноября. Неофит (303–305). 21 янв. Диомид врач, при Диоклетиане. 16 авг. Антонина, при Диоклет. 1 марта. Евстафий, Феспесий и Анатолий, ок. 312 года. 20 ноября. Собор Вселенский 1-й. в 325 году. 29 мая. Полихроний пресв., муч. от ариан. 7 окт. Собор Вселенский 7-й, в 787. 11 окт. Леонтий еп., муч. Болгарский ок. 815. 22 янв. Феофан преп., Начертанный, митрополит, исповедник, 9 в. 11 окт. Петр и Павел епп. 10 сент. Никомидия, в Вифинии. Прохор, из 70 апп., священномуч. Антиох. 28 июля. Кодрат, муч. при Декии. 10 марта. Киприан еп., Иустина девица и Феоктист, мучч. при Клавдии. 2 окт. Мученики при Диоклетиане: Иулиания девица и другие, ок. 290 года. 21 дек. Урпасиан, ок. 295. 9 марта. Трофим и Евкарпий, ок. 300. 18 марта. Две тмы сожженных в церкви, и пострадавшие вне церкви: Гликерий пресв., Зинон воевода и др., в 302 году. 28 дек. Панхарий, ок. 302. 19 марта. В 303 году: Александра царица, Георгий великомуч., Протолеон, Афанасий и Анатолий. 23 апр. 3618, из мучивших св. Петра. 2 сент. 1003, от дому четырех Диоклетиановых протекторов. 7 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Армия спасения (Ejército de Salvación), действующая в П. с 1910 г., насчитывает до 100 чел. приверженцев (в 70-х гг. XX в. их было ок. 1 тыс. чел.). П. входит в Вост. территорию Юж. Америки. Плимутские братья (Iglesia de los Hermanos Libres), прибывшие в П. в 1919 г., в нач. XXI в. насчитывали ок. 5 тыс. чел. Ученики Христа (Discípulos de Cristo) приехали в П. в 1886 г. из США; в 2000 г. насчитывали ок. 1 тыс. последователей в 9 общинах (2000). Пятидесятники двух и трех духовных кризисов представлены: Ассамблеями Бога (Asambleas de Dios; ок. 50 тыс. чел. в нач. XXI в.; в П. с 1945), Евангелической церковью «Благодать и Слава» (Iglesia Evangélica Gracia y Gloria; в нач. XXI в. до 10 тыс. чел.; в П. с 50-х гг. XX в. из США и Великобритании), Церковью «Филадельфия» в Асунсьоне (Iglesia Filadelfia Asunción; в нач. XXI в. ок. 2,5 тыс. чел.; основана в 1939 миссионерами из Норвегии и Швеции; одна из первых пятидесятнических церквей П.), Церковью Бога в Парагвае (Iglesia de Dios en el Paraguay; основана Церковью Бога (Кливленд) в 1954, офиц. регистрация - в 1957; в нач. XXI в. ок. 7 тыс. чел.), Церковью Бога пророчеств (Iglesia de Dios de la Profecía; 24 общины, 811 чел. (2019); в П. с 1977), Церковью четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; в нач. XXI в. 300 чел.; в П. c 1986). Прочие пятидесятнические орг-ции: Пятидесятническая церковь Чили (Iglesia Pentecostal de Chile; 15 тыс. чел.), Церковь евангелических миссионерских ассамблей Бога (Iglesia Evangélica Asambleas de Dios Misionera; в нач. XXI в. 11 тыс. чел.; в П. с 70-х гг. XX в.), Церковь евангелических ассамблей Бога в Парагвае (Iglesia Evangélica Asambleas de Dios en el Paraguay; в нач. XXI в. 3 тыс. чел.; основана в 1970), Евангелическая церковь воплощения «Филадельфия» (Iglesia Evangélica Filadelfia de la Encarnación; 3 тыс. чел.; с 1965), Парагвайская миссионерская церковь (Iglesia Paraguaya Misionera; ок. 5 тыс. чел.; основана в 1935), корейские пятидесятнические церкви (ок. 5 тыс. чел.; в П. с 60-х гг. XX в.) и др. В 2002 г. пятидесятники составляли ок. 3% населения П.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

John Anthony McGuckin Florence, Council of (1438–1439) DIMITRI CONOMOS After roughly three-and-a-half centuries of schism, the churches of the East and West met in the Council of Florence between 1438 and 1439 to discuss unity. Meeting first at Ferrara, a transfer to Florence was soon effected because of plague and because the city fathers there were willing to defray the costs. On the Latin side there was a genuine desire to end the schism, but they also desired to extend the jurisdiction of the papacy over all Christendom. The Greeks also had the genuine Christian desire for church union, but also what made them accept the West as a venue was the fact that Constantinople, with a population of less than 50,000 inhabi­tants, was then in terminal decline. The Turks had conquered most of its ancient empire; surrounding it on all sides, they were now only awaiting the opportunity to deliver the coup de grace. The Byzantine Empire was in most urgent need of help to be able to defend itself. Hope for that lay only in the West. The one institution there that might channel effective aid was the papacy, which had launched and directed so many Crusades of European Christianity. The Byzantine emperor believed that the pope was able to speak for all Latins and raise immediate military help against the Ottomans. The best way of winning papal support would be the union of the churches. So the Greeks came to Florence in 1439 to discuss unity with the Latins. Indeed, it was not only the Greek Church that came but also the Oriental Church, for the Council of Florence was, to all appearances, the most ecumenical of coun­cils. Emperor John VIII Palaeologos attended, as did Joseph, Patriarch of Constantinople, accompanied by twenty Greek metropolitans, as well as bishops from Russia, Georgia, and Moldo-Wallachia. Moreover, five of the Greeks were procura­tors of the oriental patriarchates, nominated as delegates by those patriarchates them­selves. Delegates from Ethiopia were sent by Emperor Zara Yacqob at the pope’s request.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

диптих, изображающий достойного (А.) и недостойного (Михаил-Митяй) архипастырей. Повести были включены в летописный свод 1409 г., к-рый отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Мощи А. были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при к-ром произошло событие (в повести называется Фотий , умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор ). Учитывая, что точная дата кончины А. (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении св. митр. Ионы , не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление А. задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей А. После этого почитание А. (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) А. стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского гос-ва. Уже в «проклятой» грамоте кн. Дмитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. А. фигурирует среди рус. святых - гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием, еп. Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. А.) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя А. в Чудовом мон-ре) и 1503 гг. (строительство собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную церковь. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом мон-ре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим А.; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 - июне 1519 г. у раки А. совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31-33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, А. вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери , знаменуя заступничество от вражеского нашествия.

http://pravenc.ru/text/81755.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010