на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000). В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б. Зап. Европа (VI-XII вв.) Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.

http://pravenc.ru/text/77368.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть XI. Исландские анналы (Т.Н. Джаксон) Анналы начали записываться в Исландии в конце XIII в., однако практически все дошедшие до нас тексты не старше 1300 г. Исландские анналы восходят к одной общей редакции, значительная часть информации которой так или иначе воспроизводится в каждом тексте. Они имеют единую хронологическую систему и общие источники. Основным источником сведений по ранней истории Норвегии явились для них королевские саги (в первую очередь «Круг земной» Снорри Стурлусона). Ниже приводится сводная таблица восточноевропейских известий по десяти анналам, а также тексты по «Королевским анналам» («Annales regii»). Издание: Isländske annaler indtil 1578/G. Storm. Christiania, 1888 (reprint: Oslo, 1977). Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 12–14; Джаксон 1993a. C. 74–75; Шаскольский 1994. Событие Олав Трюггвасон взят в плен в Эйстланде Олав Трюггвасон приехал в Гардарики Олав Трюггвасон уехал из Гардарики Ярицлейв женился на Ингигерд Олав Харальдссон приехал в Гардарики Последняя поездка в Бьярмаланд Обозначения в таблице: I – Annales Reseniani (конец XIII в.); II – Annales vetustissimi (ок. 1310 г); III – Henrik Høyers Annaler (потерянный оригинал оканчивался 1310 г.); IV – Annales regii (старший почерк – ок. 1306 г.); V – Skálholts-Annaler (ок. 1362 г., основаны на более ранних); VI – Annalbrudstykke fra Skálholt (не ранее середины XIV в.); VII – Lögmanns-annáll (доведены до 1430 г; первая тетрадь гг.], очевидно, ок. 1362 г.); VIII – Gottskalks Annaler (конец XVI в., изложение доходит до 1578 г.; в известиях до 1394 г. исследователи отмечают переработку старых анналов); IX – Flatø-annaler (1387–1395 гг., но основаны на более ранних); X – Oddveria Annali (вторая половина XVI в.). XI.l 971. Олав Трюггвасон взят в плен в Эйстланде. 952 (Перевод Т. Н. Джаксон по 104) 977. Олав Трюггвасон приехал в Гардарики. 953 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 104) 986. [...] Олав Трюггвасон уехал из Гардарики. 954 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 104) XI.4 1019. Конунг Олав Святой взял в жены Астрид, дочь Олава Шведского, а конунг Ярицлейв в Хольмгарде – Ингигерд. 955 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 106) 1029. Конунг Олав [Харальдссон] отправился на восток в Гардарики. 956 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 107) 1222. [...] Андрес Скьяльдарбанд и Ивар из Утвика ходили войной в Бьярмаланд. 957 [...] (Перевод Т. Н. Джаксон по 126) Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том V: Древнескандинавские источники. Сост. частей VI, IX, X - Г. В. Глазырина; частей III, IV, V, VII, VIII, XI - Т. Н. Джаксон; частей I, II, XII - Е. А. Мельникова. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — 384 с. ISBN 978-5-91244-005-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие исследователи предполагали, что Н. К. обучался на богословском фак-те Кёльнского ун-та под рук. Геймерика де Кампо (ок. 1395-1460). Однако в источниках нет прямого подтверждения ни того, что Н. К. систематически посещал лекции на богословском фак-те, ни того, что это были лекции именно Геймерика, ни того, что Геймерик и Н. К. вообще были в этот период знакомы. Вслед. этого гипотезы исследователей базируются на позднейшем интересе Геймерика и Н. К. к сочинениям друг друга и предполагаемых общих чертах в их богословских воззрениях. Геймерик получил начальное богословское образование в Париже; в 1422 г. он прибыл в Кёльн, где стал преподавать на фак-те искусств, комментируя сочинения Аристотеля; лишь в кон. 20-х гг. XV в. он стал доктором теологии. В философии и теологии Геймерик был убежденным сторонником «старого пути» (via antiqua); основным ориентиром для него служило популярное в Кёльне учение Альберта Великого (ок. 1200-1280), для к-рого характерно соединение последовательного аристотелизма в физике и метафизике с сильным неоплатоническим влиянием в области философской теологии (подробнее о взглядах Геймерика см.: Хорьков. 2008. С. 70-87; основную лит-ру см.: Watanabe. 2011. P. 94-99). Среди различных вариантов интерпретации возможных отношений Н. К. и Геймерика наиболее обоснованной представляется позиция Ф. Хаманна, к-рый полагал, что в данном случае следует говорить не о формальном «обучении», но об общности интеллектуальных интересов лиц, имевших одинаковый университетский статус (доктор канонического права и магистр искусств) и общавшихся на равных (см.: Hamann. 2006; ср.: Senger. 2017. S. 19). Хотя эти интересы прослеживаются у обоих авторов в последующие годы, нельзя с уверенностью сказать, кто из них кого и чему «научил»; в конкретных случаях с одинаковой вероятностью инициатива и первенство могли принадлежать и Геймерику, и Н. К. Так, долгое время считалось, что именно благодаря Геймерику Н. К. заинтересовался трудами Раймунда Луллия ( ок. 1316), однако знакомство самого Геймерика с наследием Луллия может быть надежно доказано лишь для периода после 1430 г., тогда как Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Гуманистически настроенный Лаоник Халкокондил (ок. 1423 или 1430ок. 1490) начинает свою «Историю турок» (De rebus Turcicis; издана в Бонне в 1843 г.) с введения, где дан очерк всемирной истории – от Ассирийской державы до Византийской империи конца 13 в.; автор вводит при этом разграничение между терминами «римлянин» и «ромей», которые обычно употреблялись византийскими историками как синонимы. Основная часть книги посвящена истории 1298–1463 гг. Халкокондил хорошо информирован, нередко он излагает разные версии одного и того же события и даже пытается предпринять критическую проверку доступных ему данных. Однако он допускает немало ошибок (частично из–за неверного понимания турецких сообщений и, возможно, потому, что сам очевидцем событий не был), его хронология чрезвычайно путаная. От поименованных трех авторов резко отличается Гермодор Михаш Критовул (15 в.), который писал под властью султана и стремился приспособиться к новому положению вещей. Критовул – ренегат (хотя А.П. Лебедев именует его афонским монахом), прославляющий султана, его военачальников и тех греков, что приняли сторону победителей, не отказываясь при этом от своей религии. Туркофильская «История» Критовула, посвященная событиям 1451–1462 гг., существенна как источник для проверки сообщений других греческих летописцев того времени. § 2. Новогреческие литературные источники по истории Церкви С 16 в. возникает новый пласт литературы, посвященной истории греческих земель под турецким владычеством. С этого времени, когда, как отмечает А.П. Лебедев , «кроме этого века занялись изучением и предшествующего... возникает действительная историография Греческой церкви турецкого периода». Одним из основных источников этого времени является т.н. «Патриаршая история» (Historia Patriarchica) 343 , содержащая информацию о константинопольских патриархах от Геннадия Схолария до Иеремии II (1454–1578 гг.). Труд этот долгое время оставался анонимным (хотя и приписывался «учителю патриаршей школы» Мануилу Малаксу) – до тех пор, пока в Святогробской библиотеке в Константинополе не был обнаружен греческим историком, иностранным членом Болгарской академии наук (1884) Константином Сатасом (1842–1914) автограф 569) митрополита Навпактского и Артского Дамаскина Студита «О патриархах Константинопольских от времен Константина Великого до нашего времени», доведенный до 1572 г., с которого, как выяснил К. Сатас, и переписал (в т.ч. дословно) свой текст Мануил Малакс. Хотя Сатас рукопись Дамаскина не издал, научная общественность сочла возможным опереться на его мнение. Информация о константинопольских патриархах 15–16 вв. имеет своим источником по большей части именно этот труд 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1284 ...Мануилу Кантакузению. – Мануил Кантакузин, внук византийского императора Uoahha IV Кантакузина. Поддержанный албанцами, поднял в 1453 г. феодальный мятеж против правивших в Мистре Палеологов, которые в свою очередь обратились за помощью к Мехмету II, и турки сначала разбили албанцев, а затем наложили дань и на Палеологов. Еще через несколько лет, используя феодальные распри, османы заняли весь полуостров. 1285 Махмет – Мехмет II эль Фатих «Завоеватель» (1430–1481), турецкий султан в 1451–1481 гг., сочетавший проницательный ум, основательную образованность и непреклонную волю с беспримерной жестокостью и необузданным властолюбием. В 1453 г. захватил Константинополь, Фракию и Македонию, в 1460 г. – Морею, через год – Синоп и Трапезунд, затем Сербию и Боснию, позже Крым и Валахию и в 1479 г. – Албанию; вел успешные войны с Ираном. 1286 Халкокондилий – Лаоник Халкокондил (ок. 1423–ок. 1490), византийский истормограф. Принадлежал к знатной афинской семье, ставшей на сторону Палеологов; ученик Гемиста Плифона, ученого и советника морейских деспотов в Мистре. После падения Византии укрылся в Италии. Написал «Историческое изложение» в 10 книгах о событиях 1298–1463 гг., упадке Византийской империи и завоевании ее турками. События прилога – в кн. VIII–IX. 1292 Сила – Силас, близкий друг и военачальник Ирода Агриппы Старшего, ряд десятилетий разделявший превратности и опасности его жизни. В конце недолгого правления Агриппы навлек на себя опалу и был заточен в крепость. 1294 Агриппа – Ирод Агриппа Старший (10 до н. э.– 44 н. э.), царь Иудеи 41–44 гг. Брошенный в римскую тюрьму Тиберием, помилован и поставлен в иудейские тетрархи Калигулой, а в 41 г. благоволивший к Агриппе Клавдий объявил его царем обращенной в вассальное царство Иудеи (Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 9. 5–6 и 11. 2–6). 1295 И посем ничтоже ему могущу сотворити, печалию многою одержим, зле живот свой, сконча. – В действительности Силас был вскоре прощен царем, но отказался принять эту милость и после смерти Агриппы умерщвлен Иродом Халкидским, братом Агриппы (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIX. 6. 3; 7. 1 и 7. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому прибытие в Россию Максима, способного одновременно сочетать в себе переводческие труды с успешным опровержением еретиков, и именно в то время, когда православие находилось в опасности и бедствовало от распространения инославных воззрений, никак не может рассматриваться просто как результат удачного стечения обстоятельств. Это был сознательный выбор человека, относящегося к духовным задачам своей жизни по-апостольски. Максим был послан в Россию по милости Божией, как самый подходящий человек на самое подходящее место, чтобы защитить православие и придать своей многосторонней деятельностью новые силы целой эпохе русской жизни. Е.М. Верещагин (Россия, Москва). Максим Грек и Паисий Величковский о неисправности славяно-русских церковных книг Обилие, временами даже превалирование, неисправных текстов 747 в общем объеме церковной книжности, бытовавшей на Руси, многократно (и с темпераментом!) отмечали сами книжные люди 748 . Предостережение против «неисправленыхъ книгъ» содержится уже в раннем (XII в.) славянском переводе Пандектов Никона Черногорца. Со ссылкой на 59-е правило Поместного Лаодикийского Собора здесь читается: яко ни мирскыхъ съставленыхъ псалмовъ глте въ цркви ниненсправленыхъ (ακαννιστα) книгъ чтете нъ тъкмо исправленыя (κανονικ) (Максимович 1988: 238). Трактат 749 , в котором, наряду с другими вопросами, обсуждается жгучая проблема неисправных славянских текстов, в том числе и вследствие негодных переводов и ошибок переписчиков, написал в начале XV в. Ко(н)стантин Философ (или Грамматик, или Костенечский 750 ; ок. 1380ок. 1430) 751 . Константин апеллирует к примеру легендарных переводчиков времени царя Птоломея, когда книжники, сидевшие в разных домах, тем не менее создали единый текст: «...како въ мнгыи(х) дом(х) писаннаа съставлъше, не бртесе» (Там же: 396). Кстати сказать, реальная сохранность масоретских списков Пятикнижия на иврите (даже с позиций современного скепсиса) действительно представляется чудесной. Таким образом, Константин Грамматик в принципе считал возможным, чтобы рукописные книги не разнились между собой. Что же касается славянской книжности, то ситуация, по заключению автора трактата, а он привел множество примеров, разительно отличается. Если взять сто славянских книг одного и того же содержания, то среди них не найти и двух, тексты которых согласовались бы друг с другом: «...аще и р книгь съвъкоупет се, ни две вс(х) бртают се едино яко(ж) по(до)баетъ. (...)но елика су(т) разньства, толико варварства и и хоулы...» (Рассуждения 1896: 396). Ополчаясь на нерадивых книжников, допускающих «развращения» и «разделения», Константин считает их заслуживающими суда и самого лютого наказания: «...аще зде о си(х) намь соу(д) хотше быти, потреба би или югнь или ина каа казнь по(до)бна сеи внезаапоу найти на и писаннаа, еже съжещи си(х)» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время завоевания и последующего периода, особенно 1200-1000 гг. до Р. X., ситуация в Палестине не была стабильной. Территория была разделена на 3 сферы влияния: филистимскую, сохранившихся мощных ханаанских городов (противостоявших как филистимскому, так и израильскому давлению) и сплотившихся израильских племен ( Kenyon. 1979. P. 225). Взаимодействие этих групп, осложненное влиянием Египта, затрудняет интерпретацию археологических свидетельств. Данные исследований, проведенных до нач. XXI в., в одних случаях противоречат библейским повествованиям (напр., о победе израильтян над ханаанеянами у Гая (Нав 7. 2), Хеврона, Иармуфа (Нав 10. 5) и проч.), в других - в общем могут подтвердить их (напр., о взятии Лахиша, Асора, Вефиля в XIII в., возможно Иерихона), хотя и с существенными коррекциями, не позволяющими говорить о едином сокрушительном вторжении ( Мерперт. 2000. С. 228). Подтверждается также и общее направление движения завоевателей: с востока через Иордан и далее на запад. Дискуссия о дате разрушения Иерихона, к-рый, согласно И. Н. к., израильтяне захватили первым, также не завершена. В ходе раскопок были обнаружены следы разрушения в позднем бронзовом веке. Дж. Гарстанг, проводивший раскопки Иерихона в 1930-1936 гг., отнес это событие к 1400 г. до Р. Х., связав его со вторжением израильских племен. Однако Кеньон пришла к выводу, что руины, найденные Гарстангом, относятся к более позднему периоду (ок. 1550 г. до Р. Х.), а следы обживания города израильтянами в период завоевания Ханаана просто уничтожены либо некачественными раскопками Гарстанга, либо в результате эрозии почвы. С выводом Кеньон согласились большинство ученых. Однако в 70-90-х гг. XX в. были и др. попытки обосновать гибель Иерихона ок. 1400 г. до Р. Х. Дж. Бимсон, предположив, что израильтяне разрушили не город позднего, а город среднего бронзового века, отнес рубеж среднего бронзового века к 1430 г. до Р. Х. вместо общепринятого 1550 г. до Р. Х. ( Bimson. 1981. P. 144). Этот вывод Бимсона не получил поддержки у специалистов.

http://pravenc.ru/text/293947.html

450 По словам свящ. Сергия Свешникова, такую гипотезу выдвигает прот. Георгий Кочетков (см.: Sveshnikov S. Ор. cit.). 452 См.: Псалтирь с восследованием, ок. 1430 г. НИОР РГБ. Ф. 173. I. 142. Л. 184 об. – 186 об.//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 453 Далмат (Юдин), иером. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность//Богослов.ru [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogos1ov.ru/text/5233602.htm1 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 454 См. с. 268–269 настоящей работы (см. выше, абзац начало: «1. В вечернем правиле из великого повечерия» и далее. Корр.) 455 См.: Псалтирь с возследованием, кон. XV в. НИОР РГБ. Ф. 113. 57 (152). Л. 439 об. – 442//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/57 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Такой же порядок в других рукописях: Псалтирь с возследованием, XVI в., митр. Даниила. НИОР РГБ. Ф. 113. 56.1 (149.1). Л. 275 об. – 278; Псалтирь с возследованием, 1-я пол. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 62 (235). Л. 268 об. – 271; Канонник, кон. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 75 (314). Л. 148–151. 456 См.: Псалтирь с возследованием, кон. XV в. НИОР РГБ. Ф. 113. 59 (211). Л. 198–199 об.//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/59 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 457 См.: Псалтирь с возследованием, ок. 1550 г. НИОР РГБ. Ф. 113. 55 (140). Л. 385–386//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/55 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 459 См.: Псалтирь с часословом, XVI в. НИОР РГБ.Ф. 113. 58 (203). Л. 3–5//СТСЛ: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-113/58 (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Этот же материал повторяется и в других рукописях, например: Псалтирь с возследованием, кон. XV – нач. XVI в. НИОР РГБ.Ф. 113. 61 (214). Л. 173–175; Молитвенник, сер. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 96 (405). Л. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прием пародии встречается у долго работавшего в И. композитора нидерландской школы Гийома Дюфаи (1397-1474), который ввел материал своей баллаты «Resvelliéz vous» (Взывают [праведнии]; Пс 33) (1423) в «Мессу без названия» (Missa sine nomine). Освящение собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Миниатюра из Градуала. 50–70-е гг. XV в. Худож. Франческо д’Антонио дель Кьерико (Laurent. Edili. 151. Fol. 7v) Освящение собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Миниатюра из Градуала. 50–70-е гг. XV в. Худож. Франческо д’Антонио дель Кьерико (Laurent. Edili. 151. Fol. 7v) Именно в И. ок. 1420 г. Дюфаи и др. музыканты возобновили сложившуюся еще в XIV в. во Франции практику объединения в рамках одного муз. полифонического сочинения всех текстов ординария мессы - «Kyrie», «Gloria», «Credo», «Sanctus», «Agnus Dei». Эта традиция распространилась, по крайней мере на севере И., ок. 1430 г. Объединению этих песнопений в единый цикл способствовали расположение ключей, модальная система, диапазон голосов, motus (motti - одинаковые начальные мелодические формулы), сходство композиционных структур. В основе полифонической мессы мог быть cantus prius factus - ранее сочиненный напев, который становился cantus firmus - постоянным (т. е. повторяющимся) напевом всего цикла, нередко изложенным крупными длительностями в теноре. Использование одного cantus firmus во всех 5 частях ординария является главным признаком циклической мессы. Первым примером мессы на cantus firmus, в основу которого положена светская мелодия, является месса «Se la face ay pale» (Если мое лицо кажется бледным), сочиненная Дюфаи в Савойе в 50-60-х гг. XV в. Мессы называли по cantus prius factus, к-рый мог быть заимствован из григорианского пения или из светского репертуара. Missa sine nomine именуется именно так потому, что, не будучи написана на cantus firmus, она не могла быть названа по cantus prius factus. Исключительной популярностью в качестве cantus prius factus пользовалась мелодия «L " homme armé» (Вооруженный муж). Использование этого напева в партии тенора более чем в 30 полифонических мессах, вероятно, служит косвенным напоминанием о намерении организовать большой крестовый поход для освобождения Св. земли от мусульм. господства.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Альфонсо V Великодушного (1416-1458). Благодаря интересу короля к работам Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса и личному покровительству художникам, работавшим в И., прежде всего в Барселоне и Валенсии (их творчество отвечало его вкусу), получили распространение элементы нового нидерланд. искусства. В 1429 г. вместе с посольством в Нидерланды для заказа там шпалер и последующей организации шпалерного производства в И. Альфонсо V послал на обучение к Яну ван Эйку валенсийского живописца Луиса Дальмау. Он прибыл в Нидерланды в период завершения ван Эйком работы над грандиозным Гентским алтарем («Поклонение мистическому Агнцу») (ок. 1430-1432, собор св. Бавона в Генте). Сведений о том, в каком качестве пребывал Дальмау в мастерской ван Эйка, не имеется. Дальмау не усвоил технику масляной живописи, а следов., не мог работать вместе с великим фламандцем. Однако его работы наполнены точными цитатами из произведений ван Эйка и строятся на тех же принципах пространственной композиции. Ок. 1436 г. Дальмау вернулся на родину. В это время королевский двор переехал в Гаэту (совр. обл. Лацио, Италия), куда его не призвали. Художник остался жить и работать в Валенсии, но статус придворного живописца за ним остался. О работах Дальмау 1436-1438 гг. сохранились только упоминания. Первым дошедшим до наших дней произведением мастера и одновременно первой созданной в И. живописной работой в стиле Возрождения является ретабло «Мадонна советников» (1443-1445, Музей Каталонии). Алтарь был создан Дальмау в Барселоне, куда он перебрался в 1441 г. О первоначальном виде алтаря можно судить по авторскому рисунку с его проектом (Музей истории города, Барселона). Для алтаря художник выбрал нетипичную в И. форму с одной главной панелью и небольшой пределлой (не сохр.) ниже ее. Главная часть получила завершение в виде сильно скругленной стрельчатой арки, в результате чего декоративная рама прекрасно сочетается с формами готической архитектуры, изображенной на 2-м плане картины. В основной части Дальмау написал Мадонну с Младенцем, восседающую на массивном троне с готическим завершением.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010