1-е Пекинское издание Канона, напечатанное в красном цвете (киноварь), появилось в 1410 г., оно считается 1-м ксилографическим изданием. В 1605 г. в Пекине (на основе предыдущего) вышло новое издание в 105 томах черного цвета. По инициативе имп. Канси (1662-1722) предпринимается издание Г. (1682 или 1684) в 108 томах. Последнее издание Канона в Пекине было предпринято во времена имп. Цяньлуна (1736-1796): Г. в 1737 г. и Д. между 1742-1796 гг. Издание мон-ря Литан считается 1-м ксилографическим изданием в Тибете. Оно основывалось на Г. из мон-ря Джалва (1-я пол. XIV в.), восходящем к Нартанскому комплексу текстов, систематизированных в XIII в. Дергеское издание Г. осуществлялось в 1729-1733 гг.; в редакцию текста, завершенную в 1744 г., вошел медицинский трактат «Вайдурья онбо». Канон на основе предыдущего был издан в мон-ре Цона (Г.- ок. 1750, Д.- между 1753 и 1773). Известны также издания Канона в мон-ре Гумбум (Амдо, Тибет, КНР), печатного двора в Потале (Лхаса, Тибет, КНР). Работа над последним изданием началась в 1890 г. и закончилась через 40 лет при участии Агвана Доржиева . В 1981 г. вышло издание Канона в традиции школы ньингма. Г. и Д. издавались и за пределами Тибета - в Бутане, Монголии, Бурятии. При Лигдан-хане Чахарском (1604-1634) редакционная комиссия в составе 35 чел., к-рую возглавил переводчик Гунга Одзер, создает 1-ю редакцию текста Г. (113 т.) на монг. языке, состоящую из 10 разделов и 883 сочинений. В 1742 г. в Пекине, во времена имп. Цяньлуна, издается Д., состоящий из 225 томов, печать красная. В начале и в конце каждого тома размещаются иллюстрации: символы «найман тахил» (8 эмблем счастья), изображения Дипанкары (будды предыдущего периода), Будды Шакьямуни, Майтреи (будды грядущего), дхармапал (защитников учения) и др. Каждое каноническое произведение открывает хвала «трем драгоценностям» - Будде, Дхарме , Сангхе . Название текста дается на санскрите, тибет. и монг. языках. Предпринимались попытки перевода отдельных текстов Г. и Д. на совр. европ. языки, но специалисты оспаривают их адекватность.

http://pravenc.ru/text/161641.html

Основателем его стал в середине III в. перс (вавилонянин) Мани (ок. 215– 277 гг.). Манихейство получило в дальнейшем широкое распространение от Рима до Китая, будучи заимствовано некоторыми другими еретическими течениями в Византии и за ее пределами, к примеру, мессалианами, павликианами, богомилами. Просуществовало до XII в. В основе учения Мани лежало представление о том, что человек произошел в момент борьбы бога света и бога мрака и поэтому объединяет в себе два начала – доброе и злое. Душа его взята из царства света, а тело из царства тьмы и зла. Мир является ареной борьбы светлого и темного начал, а человек должен всячески содействовать добру, ведя высоконравственный образ жизни аскета, вплоть до отказа от брака и деторождения. М. употребляли только растительную пищу, отвергали крещение и многие другие христианские таинства и обряды. Тем не менее вера в нематериального Бога, противопоставлявшегося материальному миру, вера в загробную жизнь и воздаяние после смерти, на том свете, сближала манихейство с христианством и позволяли ему оказывать большое влияние. С самого начала М. подвергались гонениям со стороны официальной Церкви и государства, но особенно в VI в., в правление византийских императоров Юстина I и Юстининана I (518–565 гг.). Манкип – лат. термин; 1) в Риме означал откупщика определенной статьи государственного дохода, в том числе, хлебопекарни, которая сдавалась на откуп М.; 2) в Византии – пекарь, булочник. Синоним – артопой. Мантия – от греч. «мантион», покрывало, плащ; длинная накидка с застежкой или завязкой на вороте. У монахов покрывала рясу и подрясник. У женщин иногда состояла из полукруглого куска материи, украшенного по краю кистями или шитьем. Мануил Калека – византийский ритор, богослов, монах – доминиканец (ум. 1410 г.). Автор 89 писем. Мануил Мосхопул – известный грамматик, учитель риторики, высокоодаренный математик. Его деятельность протекала в Константинополе на рубеже XIII-XIV вв. Мануил Оловол – ритор, врач, императорский секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

lat. 757 и Smith-Lesouef 22) и романа о Ланселоте Озёрном (Paris. fr. 343). В эпоху интернациональной готики, ок. 1400 г., Милан являлся главным центром изготовления рукописей. Для характеристики рукописей, выходивших из его мастерских, был введен термин «ouvrage de Lombardie», под к-рым подразумевали такие качества произведения искусства, как куртуазность, элегантность, изящество, светскость. В рукописях миланской школы использовались мн. принципы франц. книжного искусства, такие как структура страницы, наличие бордюров и маргиналий. В этом стиле работали мастера Дзебо да Фиренце, украсивший Миссал-часослов (Paris. 757, 1405-1410 гг.), и Ановело да Имбонате, создавший декор Миссала Джан Галеаццо Висконти (Ambros. 6, 1395 г.). Ряд новшеств привнес в книжную миниатюру Джованнино деи Грасси, украсивший Часослов Джан Галеаццо Висконти (Florent. Bibl. Centr. Banco rari 397 и Landau Finaly. 22, 1380 г.). В нем художник применил новый способ организации страницы, иную композицию и др. оформление бордюра с включением в него реальных предметов. Стиль драпировок и типы лиц ближе всего к тем, что можно видеть в произведениях, вышедших из мастерской герцога Беррийского. Эту традицию продолжил Микелино да Безоццо, украсивший текст речи, произнесенной на похоронах Джан Галеаццо Висконти (Paris. lat. 5888, 1402-1403 гг.). В Ломбардии стиль интернациональной готики сохранялся до сер. XV в. и оказал сильное влияние на книжную миниатюру эпохи Ренессанса. Самый известный мастер 1-й пол. XV в.- Бельбело да Павия, закончивший после 1428 г. Часослов Джан Галеаццо Висконти и украсивший Библию для Никколо д " Эсте (Vat. Barber. lat. 613, до 1434 г.). В целом он следовал стилистике работ Джованнино деи Грасси и Микелино да Безоццо, но его стиль драматичнее, в нем нет легкого изящества интернациональной готики. Ренессанс В эпоху Ренессанса заказчиками рукописей были прежде всего правители и придворные; в моду вошло коллекционирование книг. Главные заказчики - Медичи во Флоренции, д " Эсте в Ферраре, Сфорца в Пезаро, Павии и Милане, папы (от Евгения IV до Сикста IV) в Риме, Федериго де Монтефельтро в Урбино, Арагонские короли в Неаполе, король Венгрии Матиаш Корвин, король Португалии Жуан II.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Архиепископия с 26.01.1589. Именовалась: Тверская; с 1289 г. – Тверская и Кашинская (Н.Д. Иерархия... С. 340); в 1589 г. – Тверская и Старицкая (в 1589 г., «по случаю предполагавшейся к открытию в Кашине епископии, архиепископам предоставлено было именоваться Старицкими, но в том же году сие отменено...»); с 1931 г. – Калининская и Старицкая (г. Тверь в 1931–1990 гг. именовался Калинином); с 16(29)01.1935 – Калининская и Великолукская; Калининская и Кашинская; с 06(19)07.1990 – Тверская и Кашинская. Викарные кафедры: Старицкая, Кашинская, Новоторжская, Осташковская, Бежецкая, Краснохолмская, Ржевская, Спировская, Кимрская. 1271 03.02.1289 09.03.1374 15.08.1391 02.03.1410 02.02.1411 30.12.1451 29.01.1453 Моисей 22.03.1461 04.1477 06.12.1477 13.05.1508 1509 ок. 24.08.1509 03.04.1521 30.03.1522 14.01.1567 01.1603 в/у св. Арсений II Грек 05.1613 17.02.1620 Пафнутий 26.10.1628 Евфимий II 24.12.1642 16.04.1654 26.07.1657 Лаврентий 08.1657 Иоасаф 16.04.1676 07.1681 Симеон II 06.09.1681 12.1681 05.02.1682 21.02.1703 23.06.1711 Каллист Поборский 09.11.1712 21.01.1714 Алексий Титов 21.01.1714 03.03.1720 Варлаам Косовский (Косанский) 03.03.1720 03.02.1723 24.02.1723 25.06.1725 08.1725 15.07.1726 Феофилакт Лопатинский, лаки 01.10.1726 13.12.1738 24.12.1738 07.01.1752 28.02.1753 02.04.1758 23.04.1758 26.05.1763 28.05.1763 04.10.1763 Иннокентий Нечаев 06.10.1763 22.09.1770 Гавриил Петров 10.10.1770 20.01.1775 01.04.1775 22.09.1783 22.09.1783 13.02.1788 06.05.1788 18.05.1792 Тихон Малинин 06.06.1792 11.10.1798 27.10.1798 26.12.1799 15.01.1800 18.12.1803 31.12.1803 30.08.1814 30.08.1814 15.03.1819 15.03.1819 26.09.1820 26.09.1820 03.07.1821 21.07.1821 06.11.1826 06.11.1826 01.07.1831 25.07.1831 01.03.1848 01.03.1848 15.02.1857 15.02.1857 05.05.1876 09.09.1876 09.06.1877 08.12.1877 12.03.1879 13.04.1879 13.10.1896 02.11.1896 26.03.1905 26.03.1905 08.04.1905 08.04.1905 01.07.1905 01.07.1905 29.01.1910 29.01.1910 16.03.1914 Антоний II Карсавин 01.08.1913 01.09.1913 в/у Арсений IV Смоленец, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIII-XIV вв. земли и княжества, границы к-рых примерно совпадают с территорией совр. Б. (Полоцкое, Витебское, Пинское княжества, Брестские и Гродненские земли), вошли в состав нового гос. образования - Великого княжества Литовского (ВКЛ), в XIV - 1-й пол. XVI в. «русские» земли составляли ок. 80% территории ВКЛ, а «русское», т. е. правосл., население - до 75%. Для обороны и отражения натиска нем. рыцарей были построены многочисленные замки и крепости (Новогрудок, Каменец, Гродно, Лида, Крево и др.). В 1410 г. победоносно закончилась Грюнвальдская битва совместных слав. сил против крестоносцев Тевтонского ордена. К кон. XV в. все княжества, когда-то образовавшие ВКЛ, утратили самостоятельность, во 2-й пол. XVI в. территория гос-ва была разделена на воеводства, волости и поветы. В соответствии с Люблинской унией (1569) ВКЛ и Польша объединились в одно гос-во - Речь Посполитую, господствующим вероисповеданием к-рого являлся католицизм. Практически все хозяйство и культура белорус. земель пришли в упадок, общественная жизнь подверглась активной полонизации. Весьма разрушительными для Б. были война России с Речью Посполитой (1654-1667), многочисленные казацкие войны, а также Северная война (1700-1721). В результате 1-го раздела Речи Посполитой (1772) все земли Вост. Б. до Двины и Днепра с городами Полоцком, Витебском, Могилёвом, Гомелем были присоединены к России. По 2-му разделу (1793) к России присоединилась центр. Б. с городами Борисовом, Минском и Пинском, после 3-го раздела (1795) к России отошла Зап. Б. с городами Брестом, Гродно, Новогрудком. По российскому образцу в Б. было проведено административно-территориальное деление, созданы губернии и уезды. Значительная часть местной шляхты, потерявшей мн. политические преимущества, была уравнена в правах с российским дворянством. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. католич. шляхта в большинстве своем поддерживала неприятеля и даже приняла участие в военных действиях на его стороне, крестьянство же оказало сопротивление захватчикам в форме партизанской борьбы.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТРИКИЙ Мучения ключаря Патрикия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 781 об.) Мучения ключаря Патрикия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 781 об.) († 3.07.1410, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), священник, ключарь митрополичьего Успенского собора во Владимире-на-Клязьме. Точное место и время рождения П. неизвестны. Основные сведения о нем сохранились в древнерус. летописях. В митрополичьей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.) содержатся данные о том, что «священник Патрикий, родом гречин, иже прииде с Фотеем из Грек», был «нарочит и многодобродетелен муж» (ПСРЛ. Т. 11. С. 216). В 1409 г. П., получив благословение К-польского патриарха Матфея I , в составе свиты митрополита Киевского свт. Фотия выехал из К-поля в Киев. Весной 1410 г. вместе с митрополитом отправился в Москву, где 22 апр. того же года их встречали вел. кн. Василий I Димитриевич , его семья и родственники (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 539). Узнав о разграблении митрополичьей казны после смерти митр. Киевского свт. Киприана , свт. Фотий начал наводить порядок в митрополичьем доме. На ответственную должность ключаря Успенского кафедрального собора во Владимире Киевский митрополит назначил П., очевидно, как человека, пользующегося его особым доверием. Скорее всего во Владимир из Москвы после похорон скончавшегося 14 мая 1410 г. боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго, завещавшего большой вклад на имя свт. Фотия, П. мог приехать не ранее 2-й пол. мая. Священник исполнял должность ключаря ок. 2 месяцев. Ранним утром 3 июля 1410 г. город подвергся внезапному нападению воинов ордынского царевича Талыча и ратников воеводы Семена Карамышева, находившегося на службе у нижегородско-суздальского вел. кн. Даниила Борисовича . После захвата владимирского посада ордынцы и их русские союзники устремились в детинец города. Узнав об этом, П. «затворися… с иными людми» в Успенском соборе. Здесь, «поимав сосуды святыя церковныя, златыя и серебреныя, и елико кузни успе похватити», ключарь «вознесеся на церковь», где все «сохрани». Оставив наверху «людей, сущих с ним», он «сам сшед с лествици», которую убрали наверх. Пока нападавшие требовали у П. открыть им двери храма, священник молился перед Владимирской иконой Божией Матери . Сломав двери и ворвавшись в Успенский собор, воины сорвали богатые оклады с икон, затем схватили П. и «начаша мучити» ключаря «о прочей кузни церковней и о людех», которые вместе с ним «во церкви были». Однако П. хранил молчание. Тогда они начали пытать его: священника «на сковороде пекоша, и за ногти щепы биша, и, ноги прорезав, ужа вдергав, по хвосте у конь волочиша». От полученных ран П. скончался. Разъяренные захватчики «изграбиша вся в церкви», покинули город с богатой добычей и полоном, но без главных сокровищ Успенского собора (ПСРЛ. Т. 6. С. 139).

http://pravenc.ru/text/2579770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР V Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (ок. 1340, о-в Крит - 3.05.1410, Болонья; мирское имя - Петр Филарг, греч. Πτρος Θλαργος или Θιλργης, лат. Petrus de Candia) , антипапа (7. 07.1409-3.05.1410). В 1357 г. вступил в орден францисканцев. Учился в Оксфорде и Париже, где написал принесшие ему известность Комментарий на Книгу Сентенций Петра Ломбардского и трактат о непорочном зачатии Девы Марии. Поскольку Парижский ун-т по призыву франц. кор. Карла VI поддержал авиньонского папу Климента VII , сторонники Римского папы Урбана VI вынуждены были покинуть Францию (см. Схизма великая ). Среди них был и Петр Филарг; вскоре при поддержке герц. Миланского Джан Галеаццо Висконти он стал епископом Пьяченцы (1386), затем Виченцы (1388), Новары (1389), а в 1402 г.- архиепископом Милана. Папа Иннокентий VII , стремившийся приобрести поддержку миланского герцога, сделал Филарга, входившего к тому времени в регентский совет, кардиналом и назначил легатом в Ломбардии (1405). На Пизанском Соборе, собранном по инициативе кардиналов - сторонников объединения католич. Церкви, в работе к-рого кард. Филарг принял активное участие, были осуждены действия враждующих партий Григория XII и антипапы Бенедикта XIII . Кандидатура Филарга, на к-рого возлагали надежды как на реформатора Церкви, получила поддержку на Соборе, он был единогласно избран папой 26 июня и посвящен в сан 7 июля 1409 г. Тем не менее ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не поддержали решения Собора и А. не удалось добиться единодушной поддержки в Церкви. Духовенство выразило недовольство начатыми им реформами, направленными прежде всего на поддержку ордена францисканцев, с к-рым А., видимо, связывал возрождение авторитета духовенства и Церкви в целом. Используя влияние и деньги своих покровителей, кор. Сицилии Людовика II Анжуйского и кард. Бальтазара Косция (см. Иоанн XXIII , антипапа), А. удалось заставить Рим признать себя как понтифика (янв. 1410), но до конца жизни он оставался в Болонье у кард. Косцыя. Похоронен в ц. св. Франциска. Ист.: Petrus de Candia. Tractatus de immaculatae Deiparae conceptione/Ed. A. Emmen. Quaracchi, 1955. Лит.: Ehrle F. Der Sentenzkommentar Peters von Candia, des Pisaner Papstes Alexanders V. Münster, 1925; Lampen W. Prosae seu poemata Petri di Candia OFM (Alexandri, papae Pisani)//Archivium franciscanum historicum. 1930. T. 23. P. 172-182; Binder K. Der Pisaner Papst Alexander V. und seine Lehre von der Erbsünde//Jb. des Stiftes Klosterneuburg. 1973. Bd. 8. S. 7-55. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/64308.html

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» ИОАНН XXIII (ок. 1370 - 1419; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (1410-1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. ИОАНН XXIII (1881-1963; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 1958), блж. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ [Иоанн Хильталинген] († 1392), средневек. богослов и проповедник, генерал ордена августинцев-еремитов (1379-1389), епископ г. Ломбес (c 1389) ИОАНН БИКЛАРИЙСКИЙ (ок. 550 - между 614 и 621), настоятель мон-ря Биклар, еп. Герунды (ныне Жерона, Каталония, Испания), лат. испан. хронист вестгот. периода ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.) ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ (ок. 1200 - сер. 60-х гг. XIII в.), итал. доминиканец, проповедник, политический деятель Сев. Италии ИОАНН ИЗ ГОРЦЕ [Иоанн Горцский, Иоанн из Вандьера] (ок. 900 - 974), бенедиктинец, аббат, св. (пам. зап. 27 февр., 23 мая) ИОАНН ИЗ МОНТЕКОРВИНО [Джованни да Монтекорвино] (ок. 1246 - 1328), францисканец-миссионер, 1-й католич. архиеп. Пекина ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ [Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано] (1386-1456), францисканец, проповедник, политический деятель, св. католич. Церкви (пам. 23 окт.) ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев ИОАНН ФЕКАНСКИЙ [Фекамский], (после 990 - 1078), аббат мон-ря Св. Троицы в Фекане (Нормандия), церковный писатель, деятель монастырской реформы ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463)

http://pravenc.ru/rubrics/122074_18.html

Б. стало последним важным событием в средневек. борьбе папства и империи. 8 окт. 1323 г. Иоанн XXII объявил Л. Б. узурпатором и потребовал от него не позднее, чем через 3 месяца отказаться от власти в Германии и др. частях империи, а также принести покаяние. Тот отказался и 18 дек. издал в Нюрнберге т. н. Первую апелляцию, обосновывая свои права на престол (MGH. Const. T. 5. P. 616-619, 641-648). Л. Б. поддержали генеральный министр ордена францисканцев Михаил из Чезены и спиритуалы (фратичелли), занимавшие антипапскую позицию в споре о «евангельской бедности» Церкви ( Убертино да Касале , Уильям Оккам и др.). На стороне Л. Б. выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский , опубликовавший трактат «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), в котором отрицал верховенство папы над светскими государями и заявлял о необходимости полного подчинения Церкви светской власти. Имп. Людовик VI Баварский назначает англ. кор. Эдуарда III викарием. Миниатюра из " Хроники " Жана Фруассара. Ок. 1410 г. (Den Haag/Koninklijke Bibliotheek. KB. 72 A 25) Имп. Людовик VI Баварский назначает англ. кор. Эдуарда III викарием. Миниатюра из " Хроники " Жана Фруассара. Ок. 1410 г. (Den Haag/Koninklijke Bibliotheek. KB. 72 A 25) 23 марта 1324 г. папа Иоанн XXII отлучил Л. Б. от Церкви. Это привело к формированию княжеской оппозиции в Германии, где Л. Б. пришлось вести борьбу против Люксембургов и Габсбургов. 22 мая того же года в т. н. Заксенхаузенской (Третьей) аппеляции к буд. вселенскому Собору (MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Л. Б. оспорил право папы Римского утверждать кандидатуру избранного герм. курфюрстами короля, а также объявил Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». Лат. и нем. версии Заксенхаузенской апелляции были известны в Германии, но официально в папскую курию текст апелляции доставлен не был. 17 июля 1324 г. папа объявил Л. Б. низложенным, а на всех, кто будут его поддерживать, наложил церковное отлучение и интердикт . Это решение ускорило консолидирование в Германии противников Л.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010