На христианском Западе свт. Амросий, еп. Медиоланский (+397), отдает много сил и энергии просвещению своих соотечественников и, может быть, впервые выдвигает и обосновывает принцип религиозной дидактики: « Прежде всех законов, зафиксированных письменно, человек обретает в сердце своем неписаный вечный закон». Не менее значительный вклад в дело христианского просвещения внес и свт. Григорий Великий (Двоеслов) , Папа Римский (+604). Достаточно вспомнить его знаменитые Беседы в четырех книгах и Собеседования о жизни италийских отцов в которых он пытается изложить, прежде всего, духовно-нравственное учение Церкви. Интересно, что он избирает для этой цели именно жанр бесед, который позволяет ему «с увлекательной простотой и безыскусностью…, сделать чтение более легким и приятным», т. е. святитель думает о том, чтобы донести до слушателя и читателя в оптимально доступной форме высокие истины евангельской правды. И, конечно, даже в столь кратком перечне имен, нельзя не упомянуть великого чешского педагога Яна Амоса Каменского (+1670), который смысл всего процесса воспитания в семье, школе и церкви видел в том, чтобы «мы непременно имели бы хорошо образованных, нравственных и благочестивых людей, которые – во славу Божию, на украшение христианству и всем на пользу могли бы исполнять домашние, церковные, школьные и общественные обязанности» и предлагал дидактические разработки для достижения этой великой цели. В средневековой Руси, несмотря на отсутствие системного образования, делались попытки собирать и создавать литературу просветительского характера. С этой целью переводились сочинения свт. Иоанна Златоуста , которые идеально подходили для научения вере и воспитания добрых нравов, поскольку были составлены в форме бесед. Кроме того, активно переводились и византийские сборники изречений античных писателей и известных древних богословов, так называемые флорилегии (от лат. florilegium – букет цветов) на нравственные темы. Такова, например, чрезвычайно популярная «Пчела» (греч. Melissa). Из оригинальных древнерусских катехизических русских поучений можно указать на сочинения Илариона, митр. Киевского (+ок. 1054), прп. Нестора (+ок. 1114), Владимира Мономаха (+1125), свт. Кирилла Туровского (12 в.), Даниила Заточника (13 в). и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г. – 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 – 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 – 9.03.1126. Михаил I 1130 –1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 – 03.1159 (в 1155 – 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.– 03.1159. Феодор 08.1160 – 1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей о 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 –1233. 1236-? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г. – 1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., † 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.) Никита II поставлен в 1113–1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., 11189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру) упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) – 1198. Владимиро-волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., † 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 –1122. Симеон рукоположен в 1123 г. – 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? – до 1229. Василий, Никифор, Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Свдмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156–1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. – 1030/1031.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Благодаря таким сугубо-церковным истокам русской литературы, она на протяжении нескольких веков вся оставалась литературой церковной. Даже древне-русские уставы, относящиеся к житейскому быту, были очень часто проникнуты религиозно-нравственными мотивами. §2. Митрополит Иларион Киевский (занимал митрополичью кафедру в первой половине 50-х годов XI столетия) – автор сочинений «Слово о законе и благодати». «Исповедание веры». «Слово к брату-столпнику» и предположительно «Поучения о пользе душевной ко всем христианам». Содержание сочинений митр. Илариона отличается ясностью и догматической точностью. Заметны образование автора в византийском духе и его патриотическая настроенность. §3. Преподобный Феодосий Киево-Печерский (ок. 1036–1074 гг.) – игумен Киево-Печерский, отец общежительного монашества на Руси. Несмотря на сомнения ряда исследователей, традиция приписывает преп. Феодосию следующие сочинения: несколько поучений к киево-печерской братии по разным поводам, поучение к народу «О казнях Божиих» и «О тропарных чашах», послания к князю Изяславу «О вере крестьянской (христианской – прим. и. В.Ф.) и о латыньской», «О заклании животных в воскресенье и о посте в среду и пятницу», две молитвы. Сочинения преп. Феодосия наглядно изображают слабые стороны иноческой жизни печерской обители (в этом отличие от «Киево-Печерского патерика»; см. ниже), засилье бытового язычества и двоеверия среди мирян, а также выявляют бескомпромиссное отношение автора к латинянам. §4. Преподобный Нестор Летописец Киево-Печерский (1056 – ок. 1114 гг.) является автором ряда житий, одним из авторов и редактором начальной русской летописи. В частности, ему усвояется авторство «Повести временных лет», «Сказания о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Житийные фрагменты летописи и частично житие преп. Феодосия вошли в сборник, под названием «Киево-Печерский патерик», дополненный в первой половине XIII века св. Симоном, епископом Владимирским, и преподобным Поликарпом Киево-Печерским. Преп. Нестора нужно считать отцом русской агиографии, церковной и государственной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Из произведений А. в Патерике названы 5 икон деисусного чина и 2 местные, предназначавшиеся для одной из киевских церквей; местная икона Богородицы из числа этих икон после пожара в Киеве (вероятно, в 1124) была по приказу киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха перенесена в Ростов; ее отождествляли с иконой Божией Матери «Великая Панагия» (Оранта) (ГТГ. Инв. 12796), к-рая в наст. время датируется 1-й третью XIII в. Попытки приписать кисти А. те или иные из сохранившихся икон малоосновательны или ошибочны; напр., наиболее вероятная дата создания Печерской (Свенской) иконы Божией Матери (ГТГ. Инв. 12723), к-рую также связывали с именем А.,- кон. XIII в. (ок. 1288?, по каталогу ГТГ). Св. мощи прп. Алипия, иконописца Киево-Печерского, почивающие в Ближних пещерах Св. мощи прп. Алипия, иконописца Киево-Печерского, почивающие в Ближних пещерах Скончался А. вскоре после 15 авг. (чему соответствует и день его памяти) неизвестного года (встречающаяся в лит-ре дата ок. 1114 не подтверждается источниками). Мощи А. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Тропарь А. включен в 4-ю песнь «Канона преподобным отцем Печерским» иером. Мелетия Сирига , составленного в 1643 г. по благословению свт. Петра (Могилы) (Акафисты и каноны. Л. 367об.), что можно считать актом местной канонизации А. Имя А. в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.), кроме того, «память преподобного отца Алимпия, иконописца чюдотвориваго», отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 331об.). После указов Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг. о внесении киевских святых в московские Месяцесловы можно говорить об установлении общецерковного почитания А., при этом имя святого стало употребляться в форме, более близкой к греч. имени (Αλπιος),- Алипий. Славословная служба А. (см. Знаки праздников Месяцеслова ), напечатанная в Минеях изд. Московской Патриархии (Минея (МП). Август. Ч. 2. С. 197-207), была написана, вероятно, во 2-й пол. XVII в. Иконография

http://pravenc.ru/text/114292.html

Расцвет церковно-политической и литературной деятельности И. С. при королях Сисебуте и Свинтиле В 612 г. испан. престол занял правосл. кор. Сисебут (612-621), с к-рым И. С. связывала тесная длительная дружба и общие лит. интересы. По просьбе поощрявшего научные занятия кор. Сисебута И. С. написал трактат «О природе вещей» ( Isid. Hisp. De nat. rer. Praef.), на который король ответил «Поэмой о затмении луны» (Carmen de eclipsi lunae//PL. 83. Col. 1112-1114). Ему же И. С. посвятил 1-ю редакцию «Этимологий», составленную ок. 620 г., в которой присутствуют косвенные свидетельства их лит. переписки ( Cazier. 1994. P. 54; Fontaine. 2000. P. 133). Для обучения молодых клириков И. С. недалеко от г. Гиспалис устроил общежительный мон-рь, где они должны были в течение 4 лет получать знания, необходимые для последующей пастырской деятельности. По преданию, из стен этой школы вышли такие знаменитые ученики И. С., как еп. Ильдефонс и еп. Браулио (Vita S. Isid. 5. 17; Vita S. Isid. Roderic. 7). В правление Сисебута И. С. занимал высокое положение в Испанской Церкви и был советником короля в церковных вопросах и гос. делах. Ок. 615 г. Сисебут произвел насильственное обращение проживавших в королевстве иудеев в христианство. И. С., будучи согласен с ним по существу вопроса, упрекал его за применение методов, не соответствующих христ. вере ( Isid. Hisp. Chron. 120; Idem. Hist. 60). 13 нояб. 619 г. в г. Гиспалис под председательством И. С. состоялся Собор епископов пров. Бетика, целью к-рого было решение канонических и вероучительных вопросов. Помимо И. С. на Соборе присутствовали 6 епископов и 2 представителя гос. власти. Участники Собора рассмотрели 2 спорных территориальных вопроса, а также нек-рые церковно-канонические вопросы: о возвращении к своему епископу священников, перешедших в епархию др. епископа; о запрете рукоположения второбрачных; о разграничении прав епископов и священников; о запрете епископа лишать сана подчиненных ему священников без соборного рассмотрения дела; о положении дел в приходах и мон-рях и др. (см.: PL. 84. Col. 595-598; ср.: Fontaine. 2000. P. 124). Последним был рассмотрен вопрос о некоем монофизитском еп. Григории из Сирии, который нашел прибежище в Испании. И. С. потребовал от него публичного отречения от ереси монофизитства и исповедания правосл. веры в две природы Христа. Возможно, именно в связи с этим к деяниям Собора был присоединен составленный И. С. флорилегий (PL. 84. Col. 599-608), содержащий цитаты из Свящ. Писания и сочинений отцов Церкви, в к-рых излагается правосл. учение о Христе (см.: Madoz. 1936). В целом на Соборе И. С. проявил себя как справедливый судья, мудрый администратор и тонкий богослов ( Fontaine. 2000. P. 126; ср.: Vita S. Isid. 8. 27-28).

http://pravenc.ru/text/674918.html

Кор. Александр Свирепый (1107-1124) учредил в Д. епископскую кафедру по континентальному образцу, обозначив границы еп-ства (между долиной р. Тей на юге и р. Спей на севере). Еп. Кормак (ок. 1114 - ок. 1132) попытался поселить при соборе августинских каноников, но позднее, видимо, перевел их на о-в Инчколм (Файф). После создания новых еп-ств при Давиде I в ведении Данкелдских епископов остались центральные районы Хайленда и острова на западе. Еп. Иоанн Скотт (1183-1203) просил папу Иннокентия III разделить еп-ство на 2 части, мотивируя это тем, что он не знает ирл. языка и не может надлежащим образом опекать зап. часть диоцеза. После получения папского разрешения от Д. отделилось Лисморское еп-ство (историческая обл. Аргайл), к-рое возглавил духовник Иоанна Гарольд. Данкелдские епископы предпочитали жить в аббатстве св. Колумбы на о-ве Инчколм и нередко конфликтовали с королями (в 1272 еп. Ричард Инверкитинг был отравлен по приказу кор. Александра III) и аббатами подчиненных им мон-рей. Еп-ство было средним по доходности (вновь назначенный епископ платил папской курии 450 флоринов). Большую часть еп-ства занимали области, населенные горными кланами, что создавало неспокойную обстановку (так, еп. Томас Лодер (1452-1475) скрывался в тайнике, когда на собор напал клан Донахью). Еп. Джордж Браун (1483-1515) заботился об украшении кафедрального собора и учредил институт сельских деканов (благочинных), но его преемник Гэвин Дуглас (1515-1522), поэт, переводчик «Энеиды» на шотл. диалект, забросил дела епископства. В авг. 1560 г. шотл. парламент послал комиссию для «очищения» собора в Д.; здание было разграблено и сильно разрушено. Еп. Роберт Кричтон был смещен за приверженность католицизму и контакты с папскими эмиссарами (1571), но впосл. покаялся и был восстановлен на кафедре. Позднее собор был обращен в пресвитерианскую церковь и перешел под покровительство местной знатной фамилии Атолл. В 1689 г. город и храм сильно пострадали в ходе яковитского восстания виконта Данди. В XVIII в. город стал центром торговли, но впосл., оставшись в стороне от железных дорог, постепенно пришел в упадок.

http://pravenc.ru/text/171343.html

В отношениях с дуксами Алеманнии и правителями Баварии из рода Агилольфингов Пипин II не достиг серьезных успехов. В пограничных районах участились нападения племен васконов (басков), саксов и фризов. Занимавшие земли в дельте Рейна фризы захватили пограничную крепость в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). Со 2-й пол. VII в. среди язычников-фризов проповедовали христианство англосакс. миссионеры. Самым известным из них был св. Виллиброрд, к-рый прибыл на земли фризов ок. 690 г. и действовал при поддержке Пипина II. Майордом начал военные действия против фризов и нанес поражение их правителю Радбоду, вернув под власть франков Ультраект и старую рим. границу по р. Рейн. В то же время Пипин II попытался установить с Радбодом союзнические отношения: дочь правителя фризов вышла замуж за сына франк. майордома, Гримоальда. В Ультраекте была основана епископская кафедра, к-рую занял св. Виллиброрд. По настоянию Пипина II он отправился для рукоположения в Рим. Папа Сергий I (687-701) даровал Виллиброрду титул архиепископа фризов. В более поздней каролингской историографии, представленной, напр., Старшими Мецскими анналами (Annales Mettenses priores/Ed. B. de Simson//MGH. Script. Rer. Germ. T. 10. P. 1-98), Пипин II прославлен как мудрый и благочестивый правитель. Майордом отличался справедливостью, защищал христ. Церковь. В офиц. каролингской историографии приход к власти К. объяснялся тем, что слабые короли из династии Меровингов оказались неспособны управлять гос-вом, реальная власть сосредоточилась в руках Пипина II. Однако есть основания полагать, что на рубеже VII и VIII вв. Меровинги вовсе не были политическими марионетками, которые действовали по указанию майордома. Король управлял гос-вом, делал земельные пожалования, устанавливал внешнеполитические связи. Должностные лица приносили клятву на верность королю, и только он считался законным правителем франков. Пипин Короткий. Миниатюра из Анонимной императорской хроники. Ок. 1112–1114 гг. (Cantabr. Corp. Chris. MS 373.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

К бекетовской школе граверов принадлежали: Соколов Николай Иванович, академик гравирования, гравер резцом и пунктиром; окончил С.-Петербургскую АХ (ученик Г. И. Скородумова); Осипов Алексей Агапиевич (ок. 1770-1850), крепостной Е. Е. Филиповского, учился гравированию у Соколова; гравировал портреты для изданий Филиповского, Б., Д. Н. Бантыш-Каменского. Ок. 20 лет состоял гравером при московском Обществе естествоиспытателей природы; исполнил виды ростовского Успенского собора (1825), Берлюковской пуст.; Афанасьев Афанасий, работал в 10-30-х гг. XIX в. Грачёв Алексей Петрович, работал до 50-х гг. XIX в. Куликов Иван, работал до 40-х гг. XIX в., состоял при московской Синодальной типографии. Гравировал портреты, виды (Софийский собор в Киеве), двенадцатилистовые святцы; Розонов Иван, гравер-самоучка (портреты, виды Санаксарского мон-ря (1787), Новоиерусалимского мон-ря (1793)). Храмцев Василий, гравировал портреты, иллюстрации, изображения святых (Спаситель, св. Николай Чудотворец, Собор всех Святых - по заказу афонских монахов). У Б. также работали Ф. Алексеев, К. Анисимов, М. Воробьёв, Н. Иванов, Ф. Касаткин, Е. Кудреков, Н. Маслов, А. И. Машутин, П. Милов, Я. Петров, П. Фёдоров, И. Шошкин. Значительная часть народных картинок в технике пунктира и офорта, выпускавшихся в 1-й пол. XIX в. разными издателями, также принадлежат мастерам этой школы. Лит.: Геннади. Словарь писателей. Т. 1. С. 76-77, 349; Ровинский. Словарь граверов. Т. 1-2. Стб. 38-46 (Афанасьев), 68 (Бекетов), 245-250 (Грачев), 570-571 (Куликов), 743-751 (Осипов), 837-839 (Розонов), 953-956 (Соколов), 1113-1114 (Храмцев); Симони П. К. П. П. Бекетов//Старые годы. 1908. 2-4; Виноградов С. П. Собрание портретов, изд. П. П. Бекетовым. М., 1913. 86 с.; Самородов Б. П. Бекетов//Полиграфия. 1990. 6; Иткина Е. И. Лубок и профессиональное искусство: Портретная сер. гравюр П. П. Бекетова 1820-х гг.//Цветы необычайные: Нар. худож. культура России рубежа веков. М., 2002. С. 173-223. М. Е. Ермакова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77850.html

Из уставов, написанных после святых Пахомия и Василия, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от прп. Феодора Студита († 826); 3-5) 3 афонских устава, из к-рых 1-й (971/2) был написан Евфимием, игум. Студийского мон-ря, и утвержден имп. Иоанном Цимисхием, 2-й принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († ок. 1000), а 3-й (1045) составлен в царствование и по повелению имп. Константина IX Мономаха мон. Космой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексия, написанный им между 1034 и 1043 гг. для своего мон-ря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиата 1077 г., употреблявшийся в основанном им М. в К-поле; 8) устав груз. мон-ря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачковском (Петрицонском) мон-ре близ совр. Асеновграда (Болгария), данный в 1083 г. ктитором его Григорием Пакурианом ; 9) устав св. Христодула, данный в 1091 г. мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе; 10) устав имп. Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный ок. 1114 г. для женского мон-ря Пресвятой Богородицы Благодатной; 11) устав царского мон-ря Пантократора, данный в 1136 г. визант. имп. Иоанном II Комнином ; 12) устав Льва, еп. Нафплийского и Аргосского, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арии; 13) устав, составленный в 1158 г. Афанасием, игум. мон-ря вмч. Маманта в К-поле, находившегося под покровительством придворного Георгия Мистика; 14) устав честного мон-ря τν Ηλου Βμων или τν Ελεγμν (метох вифинского мон-ря Элегмон), находившегося в К-поле, данный имп. Мануилом I Комнином в 1162 г.; 15) устав мон-ря свт. Николая в Казоле (Юж. Италия), написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского, данный афонскому Хиландарскому мон-рю; 17) устав Махерасского мон-ря на о-ве Кипр, данный (1201-1210) иеромонахом (впосл. епископ Тамасский) Нилом. Перечисленными памятниками далеко не исчерпывается то количество уставов, которое существовало в действительности и применялось к жизни визант. М. в IX-XII вв. ( Соколов. 1894. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Всего за годы управления И. Саратовской епархией к Православию присоединились ок. 20 тыс. старообрядцев, крестились до 2 тыс. калмыков и евреев. Так, напр., в 1832-1845 гг. крестились 1114 калмыков; в 1845 г. в Вольске - 915 евреев. В случае необходимости И. помогал новообращеным деньгами. Святитель лично посещал иргизские старообрядческие мон-ри, встречался с начетчиками, влиятельными купцами-старообрядцами. Деятельность И. ускорила многолетний процесс обращения в единоверие насельников иргизских старообрядческих монастырей. В 1837 г. к единоверию были приведены насельники Средне-Никольского, в 1841 г.- Верхне-Спасо-Преображенского мон-рей. Женские Покровский и Успенский мон-ри были упразднены. И. заботился о духовном просвещении. По воспоминаниям современников, к воспитанникам Саратовской ДС относился «по-отечески». Зная, что И. особо ценит познания в области классических языков, семинаристы свои прошения епископу писали на латыни. Почти все приобретаемые книги передавал в семинарскую б-ку, а перед переводом в др. епархию подарил Саратовской ДС свое книжное собрание. Открыл неск. учебных заведений: уч-ще для обучения калм. детей рус. грамоте, Закону Божию и родному языку (1838), духовные уч-ща в Николаеве (1845), Вольске и Балашове (1847). По инициативе И. в Саратове при Крестовоздвиженском мон-ре была открыта 1-я в городе школа для девочек всех сословий. Попечение о школе епископ возложил на настоятельницу игум. Еванфию и послушницу Анну Рылееву. В 1836 г., при обозрении епархии, обнаружил, что во мн. селениях Вольского у. дети не знают «самонужнейших молитв», и побудил «сельских священников... предпринять меры к наученью детей молитве «Отче наш»» (Описание архива бывш. Вольского духовного правления//Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 2. С. 194). При деятельном участии И. возведено ок. 100 храмов. Так, при Саратовской губ. тюрьме И. устроил и 10 янв. 1833 г. освятил каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (речь епископа на освящении была записана и опубликована в С.-Петербурге в 1839), а в 1837 г. был построен просторный архиерейский дом с крестовой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (с 1992 в нем размещаются епархиальные учреждения).

http://pravenc.ru/text/200273.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010