После 1037 г. Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 г. После 1051 г. Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е гг. или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирили ранее ликийского. Несколько прежде 1062 г. Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 г. До 1060-х гг. Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е гг. Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 г. Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 г. Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 г. Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 г. и возобновлен. До 1072 г. Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 г. Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 г. Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 г. 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ал. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 г. До 1096 г. Муромский мужской монастырь во имя Спасителя. До 1096 г. Киевский Кловский Стефановский (Стефанеч) монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. До 1096 г. Суздальский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского (поначалу – подворье Киево-Печерского монастыря). Ок. сер. XI в. Владимиро-Волынский Святогорский мужской монастырь. Ок. 3-й четв. XI в. Ростовский Авраамиев мужской монастырь в честь Богоявления. 1108 г. или позднее До 1113 г. Киевский женский монастырь (во имя св. праведного Лазаря Четверодневного ?) Новгородский Антониев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Новгородский Юрьев мужской монастырь во имя или ранее вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев женский монастырь во имя Спасителя. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Киевский Отний (Вотчь) мужской монастырь во имя св. вмч. Феодора Тирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1965-1982 гг. на территории СССР легально действовали следующие религ. орг-ции. Наибольшее число верующих объединяла в себе Русская Православная Церковь, против к-рой в первую очередь была направлена репрессивная политика гос-ва. Число приходов РПЦ постепенно уменьшалось, сократившись с 7523 в 1966 г. до 7007 в 1981 г., офиц. поводом для закрытия храмов служило в основном сокращение населения деревень. Число епархий сократилось с 73 в нач. 60-х гг. до 67 в 1974 г. при числе правящих архиереев в 1974 г.- 58. Грузинская Православная Церковь имела к нач. 80-х гг. 45 приходов, расположенных на территории Грузинской ССР. К нач. 70-х гг. в СССР насчитывалось более 300 старообрядческих приходов. Католич. церковь в СССР в 60-70-х гг. имела общины (в 1976 - 1070) в основном в местах компактного проживания католиков - в Литве и Латвии, зап. областях Белоруссии, Украины и Молдавии. Армянская Апостольская Церковь имела приходы на территории Армении, Азербайджана, Грузии, РСФСР (в нач. 80-х гг.- 38 действующих храмов). В 1961 г. произошел раскол Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), вызванный несогласием нек-рых общин с политической линией руководства ВСЕХБ. «Инициативники» обвинили руководство в соглашательстве с властями и вышли из ВСЕХБ, образовав Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), к-рый не был признан властями. В 70-х гг. во ВСЕХБ входило ок. 3 тыс. общин, в СЦЕХБ - свыше 400. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви действовали в основном на территории Латвии, Эстонии и Литвы (в сер. 80-х гг.- 580 общин). К нач. 80-х гг. в СССР существовало 86 зарегистрированных реформатских общин, представлявших Евангелическо-реформатскую церковь Литовской ССР и Реформатскую церковь Закарпатской обл. Украинской ССР. Методистская церковь в СССР действовала на территории Эстонии (в сер. 80-х гг.- 15 приходов). Общины меннонитов объединяли этнических немцев, проживавших в ряде областей Зап. Сибири и республиках Ср. Азии; к сер. 80-х гг. действовали 53 общины, число незарегистрированных общин составляло ок. 100. К сер. 80-х гг. в СССР насчитывалось 235 зарегистрированных орг-ций христиан веры евангельской - пятидесятников , число незарегистрированных общин многократно превышало число действовавших легально. В 1981 г. произошло объединение общин адвентистов седьмого дня, действовавших на территории СССР, число общин увеличилось со 159 в 1968 г. до 342 к сер. 80-х гг. К сер. 70-х гг. в СССР было зарегистрировано 181 объединение иудаистов, столько же общин действовало без регистрации, 2 орг-ции буддистов (ок. 15 существовали без регистрации).

http://pravenc.ru/text/153403.html

Согласно сигиллию имп. Василия II (ок. 1020), архиепископия включала епархии Охрид, Костур (ныне Кастория), Главиница (ныне Балши, Албания), Моглена, Вутелий (ныне Битола), Струмица, Морозвизд, Вельбужд (ныне Кюстендил), Триадица (ныне София), Ниш, Браница (ныне Браничево), Белград, Срем, Скопье, Призрен, Липлян, Сервия, Доростол (ныне Дрыстыр), Видин, Раса, Орея, Черник, Химара, Адрианополь (ныне Дринополь), Вела, Ботрот, Янина, Козел, Петра, Ригон (ныне Роги), Стаги, Веррия (ныне Бер) ( Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S 42-46). В кон. XI-XII в. византийцы начали поиски исторических связей между Охридской архиепископией и церковной митрополией Юстинианы Первой VI в., стремясь тем самым укрепить положение Охрида как правопреемника древних церковных структур. Следы этой работы находятся в хронике Продолжателя Скилицы, Михаила Девольского, и в анонимной записи в рукописи Scorial. gr. X-II-10, где основание Охридской архиепископии Василием II связывается с основанием Юстинианы Первой имп. Юстинианом. В XII в. эта идея преемства Охрида как с эпохой Юстиниана, так и с Болгарской Церковью получила развитие и в титулах архиепископов: «Смиренный монах Иоанн и по милости Божией архиепископ Первой Юстинианы и всей Болгарии» (PG. 140. Col. 197; RegPatr. N 1045) или «Константин, по милости Божией архиепископ всей Болгарии и Первой Юстинианы» ( Zacos G. Byzantine Lead Seals. Berne, 1984. P. 229; Jordanov I. Corpus of Byzantine Seals from Bulgaria. Sofia, 2006. Vol. 2. P. 561-562). После разгрома византийцами болг. державы Самуила прослеживается всплеск церковного строительства: напр., кафедральный собор в крепости Китр (ок. 1015), ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028), ц. св. Леонтия в монастыре Водоча (ок. 20-х гг. XI в.), Софии Святой собор в Охриде (1037-1056), Старая Митрополия в Веррии (1070-1080), Старая Митрополия в Серрах (XI в.) . Собор вмч. Пантелеимона мон-ря Нерези. 1164 г. Собор вмч. Пантелеимона мон-ря Нерези. 1164 г. Памятники архитектуры и живописи комниновского периода, относящиеся к разным художественным направлениям, находятся на всей территории М. (собор мон-ря Велюса , ц. Панагии Мавриотиссы близ Кастории, ц. свт. Николая Чудотворца Каснициса в Кастории, собор мон-ря Осиос Давид в Фессалонике, ц. Преображения Господня на горе Хортиатис близ Фессалоники и др. Высокое качество архитектуры и фресок связано с социальным статусом заказчиков: напр., ктитором ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) выступал член имп. семьи. Одни и те же артели работали на территории как Эгейской, так и Вардарской М. Напр., росписи ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове (1191) стилистически близки к фрескам, выполненным мастером «А» в ц. св. Бессребреников в Кастории.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕМАН Оливье (1921-2009), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та КОНГАР Ив (монашеское имя Мари Жозеф) (13.04.1904 - 22.06.1995), кардинал, католический богослов и историк богословия КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (1885-1948), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью КОХЛЕУС [наст. фамилия Добнек] Иоганн (1479-1552), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина

http://pravenc.ru/rubrics/122392_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛАОДИКИЯ (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС ансамбль церковных построек в Риме, принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II ЛАТЕРАНСКИЙ III СОБОР (март 1179), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признается XI вселенским Собором; созван папой Римским Александром III ЛАТЕРАНСКИЙ IV СОБОР (11-30 нояб. 1215), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XII вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием III ЛАТЕРАНСКИЙ V СОБОР (3 мая 1512 - 16 марта 1517), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XVIII вселенским Собором; созван папой Римским Юлием II ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_158.htm...

Затворничество прп. Павла Обнорского. Фрагмент иконы «Прп. Павел Обнорский, с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) Примеры З. известны с самого зарождения монашества на Руси (вероятно, не позднее 1037 - Смолич. С. 24) вплоть до XIX в. Очагами З. стали мон-ри. Известно ок. 40 святых, прославленных в чине преподобных затворников, не считая гораздо большего числа подвижников, не названных так, хотя и подвизавшихся в З. Примерно треть всех известных затворников относится к Киево-Печерскому мон-рю. Еще до основания обители прп. Антоний († 1073), вернувшись в Киев с Афона, избрал местом уединенного подвига пещеру на склоне холма, где затворился до тех пор, пока вокруг него не собралось много учеников. Устав прп. Феодосия († 1074), с введения к-рого начинается в полном смысле история Киево-Печерского мон-ря, был общежительным. Сам прп. Феодосий не поощрал чрезмерной аскезы, т. к. она не могла бы стать основой монастырской киновии, хотя и не отрицал высших степеней подвига (Там же. С. 31). Еще при жизни прп. Феодосия в затворе находился прп. Исаакий († ок. 1090). В Киево-Печерском мон-ре изначально сформировалось гармоничное сочетание общежития и пещерного З., выразителями к-рого стали преподобные Афанасий Затворник (2-я пол. XII в.), Иоанн Многострадальный († 1160), Авраамий Затворник (2-я треть XIII - нач. XIV в.), Иеремия Прозорливый († ок. 1070) и др. После того как была построена надземная часть мон-ря, пещеры стали использовать как место особенных подвигов, в т. ч. З. Оно носило разнообразные формы. В случае наиболее сурового затвора вход в пещеру подвижника замуровывался так, что оставалось лишь небольшое отверстие и прекращалось всякое общение с внешним миром. После смерти подвижника единственное окно в пещеру закладывалось, и затвор становился могилой. В др. случаях затвор мог быть временным или неоднократным (напр., прп. Исаакий Затворник). Реже затвор сочетался с духовнической деятельностью; в таком случае ищущие наставления или исцеления люди приходили к келье подвижника и общались с ним через маленькое отверстие в двери (напр., прп. Лаврентий Затворник (XII в.)).

http://pravenc.ru/text/182645.html

Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 гг. вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе к-рой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората И. Я. проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польск. союзника киевского князя, Святослав ок. 1070 г. сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а И. Я. с целью заручиться поддержкой восточносаксон. знати женил ок. 1071/72 г. сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/70 г., а не к 1060 г., как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта ок. 1069 г., а в Переяславле - в 1073 г. или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между И. Я. и его братьями. Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание И. Я. из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 г., в результате которого киевским столом овладел Святослав. И. Я. снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 г., а весной следующего года заключил союз со Святославом. В нач. 1075 г. И. Я. оказался при дворе герм. кор. Генриха IV, к-рый, будучи занят подавлением саксон. восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 г. И. Я. отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения К-польскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил И. Я. письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение И.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

1000 – ок. 1070), составивший каноны трем святителям и Феодору Тирону, до сих пор употребляемые; Христофор, патриций и проконсул Митиленский (ок. 1000 – ок. 1050), автор Стишного пролога и канона Сырной недели; сторонник унии «во благо Церкви», ученый экзегет Никифор Влеммид, которому приписывается составление «избранных псалмов» (к величаниям); Григорий Синаит (13–14 вв.), инок синайский, потом афонский, основатель своего монастыря в Македонии, автор Троичных величаний на воскресной полунощнице и нескольких не употребляющихся ныне канонов; Герман II, патриарх Константинопольский, «новый» (1222–1240); историк Никифор Каллист Ксанфопул (14 в.), автор синаксарей Постной и Цветной Триодей, службы «Живоносному Источнику» и толкований на некоторые богослужебные песнопения; Филофей, патриарх Константинопольский, ранее игумен афонский и архиепископ Гераклейский, предполагаемый автор известного Диатаксиса, автор нескольких канонов святым, покаянных канонов, литийных молитв (ныне не употребляемых) и припевов к избранным псалмам; Николай Малакс, священник Навплийский (15 в.), который дополнял богослужебные книги своими песнями и службами («последование великих часов накануне Пятидесятницы», напечатанные в Венецианском Пентикостарии, 1579; трипеснцы на каждый день Успенского поста, службы на некоторые числа месяцев), из которых в современном обиходе осталось только несколько стихир в Минее. Из греческих гимнографов новейшего периода наиболее известны Афанасий Симонопетрит и Герасим Микрагиананит (см.: Παταπου Καυσοκαλυβτου, μοναχο. γνωστα κα νκδοτα μνογραφματα το μοναχο Γερασμου Μικραγιανναντου τς περιδου 1926–1941 στ σκτη Καυσοκαλυβων 1061 Так, ничего не известно об авторе кондаков воскресных; судя по тому, что уставы до 15 в. их не знают, они появились не ранее этого века. Неизвестно ничего об авторе нынешних величаний и аналогичных им похвал в Великую субботу: о величаниях совершенно не упоминают Типиконы, они помещались лишь в Псалтирях следованных и нынешний свой вид приобретают только в рукописях 15 в.; о похвалах в Великую субботу греческие Типиконы не упоминают и в 14 в., хотя о них говорят славянские Типиконы этого времени; Псалтири следованные в 15 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Roma felix, quae tantorum principum Es purpurata pretioso sanguine. О, Рим счастливый, в пурпур облаченный Первоверховных сих ценнейшей крови. От этого же времени дошли произведения аббата Фульдского, затем архиепископа Майнцского Рабана Мавра, который написал гимны на Вознесение, архангелу Михаилу, Всем святым и, возможно, на Пятидесятницу (Veni, creator spiritus – «Приди, Дух Создатель»; этот гимн приписывался также императору Карлу Великому, но ныне считается анонимным). На общем весьма среднем фоне выделяется процессиональный гимн на праздник Входа Господня в Иерусалим Gloria laus et honor tibi sit, rex Christe, redemptor – «Слава, хвала и честь Тебе подобают, Царь Христос, Спаситель», автором которого является епископ Теодульф Орлеанский (ум. 821). В 9–10 вв. формируются монастырские гимнографические школы – в монастырях Фульда (Валафрид Страбон, Готшальк из Орбе), Сент–Аман (Милон, Хукбальд), Прюм (Вандальберт), Клюни (Одо, Одилон), Санкт–Галлен (Ратперт, Вальдрам, Тутилон, Ноткер Заика, аббат Гартман Младший, Эккехард II и Эккехард IV). В Санкт–Галлене появился и развивался жанр секвенции 1108 , связанный с мессой 1109 (гимны писались для исполнения во время оффициев 1110 – иных церковных служб, помимо мессы) 1111 . С 9 в. на Западе происходит смена древнего классического метрического размера (первым христианским автором, использовавшим для написания гимнов популярный в античности versus saturnius, был Ауспиций, епископ Туле; ум. ок. 490) силлабо–тоническим, появляется рифма, и с этого времени гимны без рифмы почти не сочиняются. Расцвет латинской гимнографии пришелся на 11 в., когда творили Фульберт Шартрский (ум. 1029), Ордоран Сансский (ум. 1045), Беренгарий Турский (ум. 1088), папа Лев IX (1049–1054), в Германии – Арнольд Вобурский (ум. ок. 1035), Бернон из Рейхенау (ум. 1048), Отлох Санкт–Эммерамский (ум. ок. 1070), в Англии – Ансельм Кентерберийский, в Италии – Гвидо Иерейский, Альберик из Монтекассино (ум. 1105), Альфан Салернский (ум. 1085), Петр Дамиани, автор гимна Adperennis vitae fontem – «К источнику вечной жизни», и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни»

http://pravenc.ru/rubrics/122394_5.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010