Филигрань: Щит с лилией под короной, контрамарка FB — Гераклитов, 139 (1646 г.), Дианова и Костюхина, 923 (1646—1654 гг.). Разновидность образовалась в составе Великих Миней–Четьих: текст Пространной редакции сближен с Пятой Пахомиевской редакцией (по списку Великих Миней) и стилистически переработан. 1) ГИМ, Синодальное собр., 174 (л. 1112—1171) — начало 50–х годов XVI в. (Царский список Великих Миней–Четьих). Филиграни: Рука под звездой — Лихачев, 1666 (ок. 1553 г.); Рука под короной — Лихачев, 1743 (1551 г.); Козел (три варианта) — Лихачев, 1726 (1551 г.), 1727 (1551 г.), 1672 (ок. 1553 г.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 455 (л. 391—548) — 50—60–е roдыVI b. Филиграни: Рука в рукавчике под короной с 6 фестонами — Лихачев, 2860 (Патриарший список Никоновской летописи); Кувшин с двумя ручками под цветком — Лихачев, 1884 (1567 г.). 3) РГБ, ф. 292 (Собр. С.П. Строева), 29 (л. 21—309) — 20–е годы XVII b. Филигрань: Гербовый щит под короной, рассеченный на четыре части — Дианова и Костюхина, 210 (1626—1627 гг.). 4) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 259 (л. 183—274 об.) — начало 40–х годов XVII в. Список представляет соединение Минейно–го вида со списком вяземского вида Овчин. 282. Почерк Серапиона Дичкова—писца Казанского Хронографа 1642 г. (Музей им. Андрея Рублева). По листам вкладная запись 1650 г. старца Серапиона Дичкова. Филигрань: Двуглавый орел — Гераклитов, 128 (1642 г.). Соединение Пространной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции, приведшее к дублированию отдельных глав. 1) РНБ, собр. П. П. Вяземского, Q.273 (л. 126—247 об.) — начало 50–х годов XVI в. Филигрань: Сфера под лилией и литеры I и B — Брике, 14056 (1548—1552 гг.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 370 (л. 1—218) — 50–е годы XVI в. Первые листы отсутствуют, текст начинается словами: «касается, никто же от братия твоея и от сврьстникъ твоих сицево стяжа въздержание». Филигрань: Сфера под звездой=Брике, 14000 (1553 г.). 3) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 113 (л. 101—260 об.)—конец 50–х— начало 60–х годов XVI в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Г. основным населением в I тыс. до Р. Х. были кельты. Герм. этнос зародился севернее кельтского. Согласно нек-рым гипотезам, он возник в кон. эпохи неолита (ок. III тыс. до Р. Х.) в результате смешения обитателей Юж. Скандинавии, Ютландии и Сев. Германии с продвинувшимися с юга (из Силезии и Тюрингии) носителями языка индоевроп. группы. Более убедительными представляются версии, подтверждающие, что образование и расхождение племенных и языковых групп кельтов и германцев происходило в сер. I тыс. до Р. Х., т. е. в нач. железного века. В VI-I вв. до Р. Х. германцы, двигаясь с севера, оттеснили кельт. племена на запад и юг, заселив территории от Вислы до Рейна, от побережья Северного и Балтийского морей до Дуная. Впервые упомянул о жителях земель «за Рейном до самой Скифии» греч. путешественник Пифей из Массилии (совр. Марсель), побывавший ок. 325 г. до Р. Х. на берегах Северного м. В кон. II в. до Р. Х. племена кимвров и тевтонов перешли Дунай, нанесли ряд сокрушительных поражений римлянам, но в 102-101 гг. до Р. Х. были разгромлены Гаем Марием. Первые сведения о жизни германцев сообщает Гай Юлий Цезарь , отличавший их от хорошо знакомых римлянам галлов (кельтов). Во время войны в Галлии в 58 г. до Р. Х. он столкнулся с герм. племенным союзом свевов во главе с Ариовистом, разбил их и отогнал за Рейн. Своих противников Цезарь называл Germani (слово, очевидно, кельт. происхождения). От них название Г. получила рим. провинция на зап. берегу Рейна, со 2-й пол. I в. по Р. Х. делившаяся на Верхнюю (Germania Superior) и Нижнюю (Germania Inferior); территории к востоку от Рейна римляне называли «свободной Германией». Герм. племена общего самоназвания не имели. Лишь в кон. VIII в. в источниках появляется слово diutisc (древневерхненем. diot - народ), от к-рого происходит совр. Deutsch. Слово поначалу использовалось для обозначения языка, отличного от латыни, с XI в.- также для этнической характеристики говорящих по-немецки, еще позднее - в нем. названии страны (Deutschland). В кон.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Originals of these letters were later included in the collection of Academician Nikolai Petrovich Likhachev (1862–1936), F. 238 of the archival collection of St Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences. The publication of the manuscript material allows us to broaden out knowledge about Metropolitan Eugenés personality, obtain some important and even unique data on his personal and scholarly contacts in the process of his formation as an enlightener and representative of learned monasticism. Keywords: epoch of Alexander I, Russian religious Enlightenment, letter exchange between friends, manuscripts, Bolkhovitinov " s circle, learned monasticism. References Akin " shin A. N., “Voronezhskii krug ob shcheniia E. A. Bolkhovitinova”, in: Iz istorii Voronezhskogo kraia: Sbornik statei, Voronezh, 2000, 44–56. Vologda v minuvshem tysiacheletii: Ocherki istorii goroda, Vologda, 2006. Kozlov V. P., “Istoriia gosudarstva Rossiiskogo” N. M. Karamzina v otsenkakh sovremennikov, Moscow, 1989. Lasunskii O. G., “Intelligentskie kruzhki v provintsial " nom gorode”, in: Obshchestven naia zhizn» v provintsial " noi Rossii v XV – nachale XXv., Voronezh, 1995, 193–201. Marasinova E. N., Psikhologiia elity rossiiskogo dvorianstva poslednei treti XVIII veka (Po materialam perepiski), Moscow, 1999. Pobedimova G. A., Sredinskaia N. B., Rossiiskaia akademiia nauk. Institut Rossiiskoi istorii. Sankt-Peterburgskii fi lial. Fondy i kollektsii arkhiva: Kratkii spravochnik, St. Peters­burg, 1995. Putevoditel» po fondam lichnogo proiskhozhde- niia otdela pis " mennykh istochnikov Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeia, Moscow, 1967. Stepanov N. L., “Druzheskoe pis " mo nachala XIX v.”, in: B. Eikhenbaum, Iu. Tynianov, ed., Russkaia proza: Sb. statei, Leningrad, 1926, 74–101. 1 Подробнее о частной переписке как историческом источнике см.: Марасинова Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века: По материалам пере­писки. М., 1999. С. 35–37; 46–50; 246–247. 3 Лазарчук Р. М. Дружеское письмо второй половины XVIII в. как явление литературы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1972. С. 15. 4 Степанов Н. Л. Дружеское письмо начала XIX в.//Русская проза: Сб. статей/Под. ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л., 1926. С. 101. 7 Василий Иванович Македонец (ок. 1751–1812) – сын канцелярского чиновника Чер­ниговской губернии. Получил медицинское образование, в Воронеже служил губернским стряпчим, позднее чиновником палаты гражданского суда. Вышел в отставку в 1803 г. стат­ским советником. В 1810–1812 гг. был уездным предводителем дворянства. Имел жену Ека­терину Макаровну в девичестве Борисову и сына Михаила, упоминавшихся в письмах митр. Евгения. Подробнее об этом см.: Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховити­нова//Из истории Воронежского края: Сб. статей. Вып. 8. Воронеж, 2000. С. 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

земель: Желлонский Сакраментарий (Parisin. Lat. 12048, 790-800 гг.); Ангулемский Сакраментарий (Ibid. 816, кон. VIII - нач. IX в.); Нуайонский Сакраментарий (Parisin. Ms. fr. 15504, нач. IX в.); Сакраментарий Филлипса (Berlin. SB. lat. 105, кон. VIII - нач. IX в.); Сакраментарий нач. IX в. из Реймса, иначе Сакраментарий Годельгавда (оригинал утерян, копия XVII в. в Parisin. Lat. 9493); Сакраментарий св. Аманда , «апостола Бельгии», или т. н. Кольбертинские фрагменты (Ibid. 2296, ок. 800 г.); 2) из Алеманнии (восточнофранк. территории): Санкт-Галленский II Сакраментарий, возможно, из Сев. Италии (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 348, нач. IX в.; изд.: Mohlberg. 1918); Тройной Сакраментарий из Санкт-Галлена (копия предыдущего) (Zürich. Zentralbibl. С 43, 1020-1030 гг.); Сакраментарий из Райнау, вероятно, из Сев. Франции (Zürich. Zentralbibl. Rheinau. 30, 795-796 гг.); Сакраментарий из Райхенау (Karlsruhe. Landesbibl. Augiensis. 112, ок. 800 г.); 3) из Италии: Сакраментарий из Монцы (Monza. Bibl. Capit. F 1/101, X в.); Сакраментарий Арно , архиеп. Зальцбургского (Münch. Bayer. Staatsbibl. CLM 29164 I/1a); фрагмент Сакраментария в палимпсесте из Центр. Италии (Angel. F. A. 1408, до 800 г.). Кроме того, в б-ках Европы сохранилось множество небольших фрагментов смешанного Г. С. (CPL, N 1905). Структура Г. С. 2-й редакции соответствует 2-му основному типу рим. Сакраментария - Григория Сакраментарию (т. н. Gregorianum Paduense), к-рый послужил одним из источников смешанной редакции наряду с галликанскими памятниками и древней редакцией Г. С. Все Gelasiana Mixta разделены на 2 книги (кроме Санкт-Галленского II Сакраментария, где она, возможно, просто не сохр.). В 1-й книге находятся молитвы месс подвижного и неподвижного циклов (в отличие от Vetus они смешаны и Пасха приходится на 25 марта или 3 апр.), общие мессы на памяти святых, вотивные мессы, мессы рядовых дней, евхаристический канон и благословения народу (часто входят и во 2-ю книгу, несмотря на запрет последних папой Захарией (741-752) - Zacharia, papa.

http://pravenc.ru/text/161960.html

Филигрань: Щит с лилией под короной, контрамарка FB – Гераклитов, 139 (1646 г.), Дианова и Костюхина, 923 (1646–1654 гг.). Разновидность образовалась в составе Великих Миней-Четьих: текст Пространной редакции сближен с Пятой Пахомиевской редакцией (по списку Великих Миней) и стилистически переработан. 1) ГИМ, Синодальное собр., 174 (л. 1112–1171) – начало 50-х годов XVI в. (Царский список Великих Миней-Четьих). Филиграни: Рука под звездой – Лихачев, 1666 (ок. 1553 г.); Рука под короной – Лихачев, 1743 (1551 г.); Козел (три варианта) – Лихачев, 1726 (1551 г.), 1727 (1551 г.), 1672 (ок. 1553 г.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 455 (л. 391–548) – 50–60-е roдыVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под короной с 6 фестонами – Лихачев, 2860 (Патриарший список Никоновской летописи); Кувшин с двумя ручками под цветком – Лихачев, 1884 (1567 г.). 3) РГБ, ф. 292 (Собр. С.П. Строева), 29 (л. 21–309) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной, рассеченный на четыре части – Дианова и Костюхина, 210 (1626–1627 гг.). 4) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 259 (л. 183–274 об.) – начало 40-х годов XVII в. Список представляет соединение Минейно-го вида со списком вяземского вида Овчин. 282. Почерк Серапиона Дичкова-писца Казанского Хронографа 1642 г. (Музей им. Андрея Рублева). По листам вкладная запись 1650 г. старца Серапиона Дичкова. Филигрань: Двуглавый орел – Гераклитов, 128 (1642 г.). Соединение Пространной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции, приведшее к дублированию отдельных глав. 1) РНБ, собр. П. П. Вяземского, Q.273 (л. 126–247 об.) – начало 50-х годов XVI в. Филигрань: Сфера под лилией и литеры I и B – Брике, 14056 (1548–1552 гг.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 370 (л. 1–218) – 50-е годы XVI в. 238 Первые листы отсутствуют, текст начинается словами: «касается, никто же от братия твоея и от сврьстник твоих сицево стяжа въздержание». Филигрань: Сфера под звездой ­­ Брике, 14000 (1553 г.). 3) ГИМ, собр. П. И. Щукина, 113 (л. 101–260 об.)-конец 50-х- начало 60-х годов XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Энотикон» З. более чем на 30 лет стал основой церковной политики в Византийской империи. Первоначально его издание способствовало нек-рой стабилизации религ. ситуации на Востоке. Была устранена прямая угроза расколов общин, к-рая возникла сразу после 451 г. Но при этом фактическая власть в Александрийском и Антиохийском Патриархатах надолго оказалась в руках монофизитов. Издание «Энотикона» означало также фундаментальное изменение в способах проведения гос. политики в церковной сфере. Если ранее (в IV - сер. V в.) для обсуждения и решения подобных вероучительных вопросов светская власть прибегала к созыву Соборов, то теперь было решено лишь добиться формального соглашения между важнейшими главами церковной иерархии. Метод управления Церковью, использованный З., впосл. влиял на построение взаимоотношений Церкви и гос-ва в Византии (позднее и в др. гос-вах). Ок. 478 г. З. своим эдиктом окончательно утвердил автокефалию Кипрской Церкви, признав ее независимость от Антиохийского Патриархата. Тогда же в К-поль с Кипра были перенесены мощи ап. Варнавы и переписанная им рукопись Евангелия от Матфея (в дворцовый храм архидиак. св. Стефана). После смерти Льва II З. и Ариадна не имели детей, и З. не удалось стать основателем новой династии. Когда умер З., Ариадна избрала новым императором декуриона силенциариев визант. двора Анастасия (правил до 518) и вышла за него замуж, чем способствовала легитимации его правления; умерла в К-поле ок. 515 г. Ист.: Malchus Philadelphensis. Byzantiaka. Fragm. 4-26//The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire/Ed. R. C. Blockley. Liverpool, 1983. Vol. 2; Theodore Anagnostes [Lector]. Kirchengeschichte. I 25 - II 6/Ed. G. Ch. Hansen. B., 1971; Joshua the Stylite. The Chronicle/Ed. W. Wright. Camb., 1882. P. 7-13; Zachariah of Mytilene [Rhetor]. The Syriac Chronicle/Ed. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 101-146; Marcellinus Comes. Chronicon, A. D. 474-491/Ed. Th. Mommsen//MGH AA. Bd. 11; Ioan. Malal. Chron. P. 375-391; Evagr. Schol. Hist. eccl. III; Chron. Pasch. P. 598-607; Theoph. Chron. P. 113-136; Georg. Mon. Chron. P. 617-619.

http://pravenc.ru/text/199875.html

под ред. К.А. Максимовича Христианский Запад Под христианским Западом в подборке подразумеваются области, практически совпадавшие с территориями Западной Римской империи: Италия, Галлия, Германия, Иллирик, Британия (Ирландия), Испания, Северо-Западная Африка. Hermas. Pastor: Visiones. IL 4. 3 Monumenta. P. 41: Patres apostolici/Ed. Fr. X. Funk. Tubingae, 1901. Vol. 1. P. 430; IOsqq.). Пер. по изд.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994 (в редакции). «Пастырь» Ерма – одно из наиболее ранних (II в.) свидетельств святоотеческой литературы о женщине Гранте, назидавшей в Риме вдов, которая упомянута наряду с четвертым римским епископом Климентом (88/92–97/101). Γρψεις ον δο βιβλαρδια και πμψεις £ν Κλμεντι και £ν Γραπτ. Πμψει ον Κλμης εις τς £ξω πλεις, κενω γρ Γραπτ δ νουθετσει τς χρας και τος ρφανος. Еры. Пастырь. Видения. II. 4. 3 [Слова старицы, обращенные к Ерму :] Ты же напишешь две книжки и одну отдашь Клименту, а другую – Грапте. А Климент отошлет во внешние города, ибо ему это предоставлено. Грапта же будет назидать вдов и сирот. Quintus Septimius Florens Tertullianus Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан Сочинения Тертуллиана (ок. 150/170 – ок. 230) содержат целый ряд свидетельств о вдовах (впрочем, как и о женщинах неортодоксальных общин, например, осмеливавшихся крестить), которые в Карфагене представляли собой определенную организацию. De praescriptione haereticorum. 3. 5 CLCLT: CPL 0005 SL 1 (éd. R. F. Refoulé, 1954). Пер. А. А. Столярова по изд.: Тертуллиан . Избранные сочинения. М., 1994. С. 107. Оригинальные тексты Тертуллиана , их издания, библиографию и подробную информацию об апологете см. на постоянно обновляемом ресурсе: The Tertullian Project 116 . Quid ergo si episcopus, si diaconus, si uidua, si uirgo, si doctor, si etiam martyr lapsus a regula fuerit? Ideo haereses ueritatem uidebuntur obtinere? О прещении против еретиков. 3. 5 Так что же, если епископ, диакон, вдова, дева, наставник или даже мученик отпадут от правила [веры] – неужели надо будет думать, что в ересях есть истина?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до н. э., автор эпической поэмы о Первой Пунической войне. 74 Аполлодор Эритрейский – скорее всего, имеется в виду Аполлодор Афинский, известный греческий ученый и мифограф II в. до н. э. 75 Эратосфен – греческий ученый (ок. 282–202 гг. до н. э.), прославившийся прежде всего как географ. 77 Филиппы – золотая монета с изображением Филиппа II Македонского, которая чеканилась, конечно, позже правления Тарквиния. 79 Солон – афинский политический деятель, законодатель (ок. 640–560 гг. до н. э.), был причислен к числу «семи мудрецов». 81 Фенестелла – римский историк–антиквар времен Августа и Тибе–рия (t 19 г.), автор Анналов, которые до нас не дошли. Светоний написал биографию Фенестеллы, которая также утрачена. 82 Гай Скрибоний Курион был консулом в 76 г. до н. э., посольство было организовано в связи с тем, что книги Сивилл, купленные Тарквинием, погибли в пожаре 83 г. до н. э. 88 Квинт Гортензий Гортал – римский оратор и юрист (114–50 гг. до н. э.), консул 69 г. до н. э. Сочинение Цицерона Гортензий, написанное в виде диалога с Квинтом Гортензием, отдававшим предпочтение ораторскому искусству перед философией, до нас не дошло. 93 Имеется в виду Публий Корнелий Сципион (235–183 гг. до н. э.), римский полководец, герой Второй Пунической войны. 94 Алкмена, жена тиринфского царя Амфитриона, была обманута Зевсом, который вступил с ней в связь, приняв облик Амфитриона. От этой связи и родился Геракл (Геркулес). 96 По приказу царя Тиринфа и Микен Эврисфея Геракл совершил свои двенадцать подвигов, часть из которых в данном случае перечислил Лактанций . В наказание за убийство Ифита Геракл был отдан в рабство царице Лидии Омфале САполлодор. 11.6.2–3). 99 Геракл отправился воевать с царем Трои Лаомедонтом, не отдавшим награды за спасение дочери Гесионы от морского чудовища (Аполлодор. II.5–6). 100 Филоктет (у Аполлодора – Пеант, II.7.7) разжег погребальный костер Геракла, отравленного ядом гидры через хитон. 101 По одному из мифов, Ипполит, сын Тесея и амазонки Антиопы, был воскрешен после гибели Асклепием (Аполлодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

Неисследованные. 19 бесед В. В. остаются неисследованными. В частности, к ним относится т. н. «Исповедание веры» (Πστις κτεθεσα. Confessio Fidei; см.: Lipatov. 2001), представляющее собой написанное В. В. ок. 360 г. изложение веры для своих последователей в связи с его разрывом с еп. Дианием. Эта беседа состоит из 4 частей: 1) формального изложения веры в 4 членах; 2) 2 анафем против говорящих, что Сын есть тварь, и против савеллианского модализма; 3) рассуждений о природе Бога, об Отце, Сыне и Св. Духе; 4) заключения. В содержании «Исповедания» явно влияние определений Антиохийского Собора 341 г. Письма Эпистолярное наследие В. В. стало предметом изучения достаточно рано. К собиранию писем, оставшихся после смерти святителя, приступил еще свт. Григорий Богослов. Мавристы (Гарнье и Маран) разделили письма на 3 группы: 1) написанные до принятия епископского сана (1-46); 2) написанные во время епископского служения (47-291); 3) неопределенной даты написания (292-366). В XX в. было многое сделано в изучении рукописной традиции писем, разъяснении вопросов хронологии их написания и авторства ( Bessi è res; Cavallin; Rudberg. 1953; Gribomont//PG. T. 31. P. 7-11). Так, нек-рые письма (Ep. 5, 6, 22, 23, 28-30, 32, 33), к-рые мавристы относили к периоду до принятия епископского сана, теперь датируются временем епископского служения ( Bernardi. 1968. P. 109). Из 368 писем, претендующих на авторство В. В., ок. 40 (Ep. 8, 10, 16, 38, 39-45, 65, 66, 166, 167, 169-171, 189, 246-248, 342, 348, 350, 351, 353, 356, 359) были признаны неподлинными ( Rudberg. 1981. P. 53-56). В зависимости от содержания и цели написания письма В. В. могут быть условно разделены на неск. групп: догматические (Ep. 7, 9, 52, 105, 114, 125, 126, 128, 129, 140, 159, 175, 210, 214, 223, 226, 233-236, 258, 260-263, 265, 361-364), канонические (Ep. 160, 188, 199, 217, 287, 288), аскетические (Ep. 2, 22, 23, 150, 173, 207), пастырские (Ep. 46, 106, 139, 155, 174, 190), посвященные вопросам церковной политики (Ep. 53, 54, 61, 65-70, 82, 89-92, 97, 99, 102, 113, 120, 129, 138, 218, 222, 230, 242, 253, 289, 290), ходатайства (Ep. 3, 15, 32, 33, 37, 72, 76-78, 83, 86, 87, 104, 107, 108, 110, 112, 142-144, 225, 284, 299, 313), утешения (Ep. 5, 6, 28, 29, 62, 101, 240, 269, 283, 300-302), биографического характера (Ep. 1, 14, 25, 27, 30, 31, 36, 51, 58-60, 64, 71, 98, 100, 119, 129, 131, 135-138, 141, 162, 163, 193, 197, 203, 204, 207, 210, 212, 215, 223, 224, 226, 231, 244, 251, 258).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Иакова в собрании Синайского мон-ря, а также в б-ке ун-та г. Грац (Graz. gr. 2058/4, написана в 985 на Синае). Исследованию грацской рукописи были посвящены статьи сщмч. Григория (Перадзе) ( Peradzè. 1929; Idem. 1932; Idem. 1936) и католич. иером. М. Тархнишвили ( Tarchnischvili. 1948); последний подготовил и научное издание текста по ней ( Idem. 1950. T. 1. P. 1-34). С обнаружением в 1975 г. на Синае комнаты с множеством разноязычных (в т. ч. ок. 100 груз.) рукописей и их фрагментов стало известно еще ок. 10 новых груз. списков литургии ап. Иакова. Т. о., к наст. времени наука располагает 16 груз. рукописями литургии ап. Иакова, 13 из к-рых находятся в синайских груз. коллекциях (старой и новой). Рукописи груз. версии литургии ап. Иакова относятся в основном к X в., лишь 2 рукописи (Sinait. iber. 53 и новой коллекции 58) можно датировать IX-X вв. Особняком стоит рукопись Vat. Borg. iber. 7, XIII-XIV вв., содержащая иной по сравнению с др. рукописями перевод литургии. На основании 10 древнейших списков сотрудниками Ин-та рукописей Корнелия Кекелидзе подготовлено критическое издание груз. текста (Liturgia ibero-graeca sancti Iacobi Dei fratris/Ed. L. Xevsuriani, M. Shanidze, M. Kavtaria, T. Tseradze, S. Verhelst. Münster, 2007. (Jerusalemer Theologischer Forum; 11)); греч. ретроверсия этого текста с литургическими и текстологическими комментариями и исследованием принадлежит С. Верхельсту (см. также: Verhelst. 1995; 1996). Текст литургии ап. Иакова по рукописи Vat. Borg. iber. 7 издан М. Тархнишвили ( Tarchni sch vili. 1950. Т. 1. P. 35-63). Рукописи груз. перевода литургии ап. Иакова, как правило, представляют собой Евхологии более широкого состава. В 4 синайских и грацской рукописях за формуляром полной литургии следует формуляр литургии Преждеосвященных Даров ап. Иакова (изд. груз. текста: Ibid. P. 93-101), т. е. иерусалимского чина Преждеосвященной литургии, сохранившегося по-гречески лишь частично (изд. сохранившегося греч. текста: Дмитриевский. 1894. С. 292-317; И.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010