Свв. Центолья и Елена, девы-мученицы, пострадали в 304 году неподалеку от Бургоса в Старой Кастилии, на севере центральной Испании. Память 13 августа. Св. Магин. Родился в Таррагоне, проповедовал Евангелие в окрестностях родного города. Пострадал в 304 году. Память 25 августа. Свв. Фауст, Януарий и Марциал были ужасно изувечены и замучены в том же году в Кордове. Они стали известны как три венца Кордовы. Память 13 октября. В тот же год в Сарагоссе пострадала еще одна группа мучеников, но точное число их и имена неизвестны в отличие от восемнадцати сарагосских мучеников, о которых говорилось выше. Память этим святым 3 ноября. Св. Евлалия Сарагосская, имя которой внесено только в восточные месяцесловы, была замучена в тот же год. Память 11 ноября. Свв. Ацисклий и Виктория, брат и сестра из Кордовы, устроившие в своем доме церковь, пострадали в 304 году. Они стали главными небесными покровителями города, видевшего страдания множества мучеников. Память 17 ноября. Св. Евлалия, вероятно самая почитаемая из всех испанских мучеников, имя которой внесено и в западный и в восточный месяцесловы под одной датой, была родом из Мериды в центре юго-западной Испании. В возрасте тринадцати лет она была сожжена в печи в тот же роковой 304 год. Память 10 декабря. Св. Юлия пострадала в то же время и в том же городе, что и св. Евлалия. Память 10 декабря. Свв. Хуст и Пастор, два брата тринадцати и девяти лет, были обезглавлены городке Алкала в 304 году. Память 14 декабря. Свв. Викентий, Оронтий и Виктор. Двое первых были братьями. Святые прибыли на Пиренеи из Галлии и проповедовали Евангелие. Они пострадали в 305 году в Пуигсерде неподалеку от Барселоны. Память 22 января. Свв. Кириак и Павла были побиты камнями в Малаге в 305 году. Память 18 июня. Свв. Серванд и Герман пострадали в Кадисе на южном побережье Испании в 305 году. Память 23 октября. Св. Секундий был замучен в Кордове в 306 году. Память 21 мая. Св. Лукреция, дева-мученица из Мериды, пострадала в 306 году. Память 23 ноября. Свв. Нарцисс и Феликс, епископ и диакон, пострадали в 307 году в Хероне в Каталонии. Память 18 марта.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjatye-...

287 . – Челобитная патриарху Иоакиму дьячка В. Матвеева на дьячка Н. Никитина в бое и грабеже. 1687 г. декабрь. Там же, кн. IV, стр. 13–14. 288 . – Челобитная патр. Иоакиму г. Дмитрова попа Григория на попа села Подчеркова Мефодия в брани. 1687 г. декабрь. Там же, кн. IV, стр. 14. 289 . – Мировая челобитная патр. Иоакиму села Внукова попа и деревни Кунишникова крестьянина. 1687–1688 гг. Там же, кн. IV, стр. 15. 290 . – Челобитная К. В. Романовой на попова сына по поводу украденной у неё шубы. 1690 г. декабря 9. Там же, кн. IV, стр. 15–16. 291 . – Память сельскому старосте по поводу перехода крестьянина в другую деревню на выморочной жеребей. 1706 г. мая 28. Там же, кн. IV, стр. 16. 292 – 295 . – Напечатаны под его наблюдением: Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских за 1902 г. кн. I–IV. Избран в Действительные Члены Церковно-Исторического и Археологического Общества при Киевской духовной Академии (19 декабря 1902 г.). 1903 г. 296 . – История канонизации святых в Русской церкви. Е. Е. Голубинского . (Печатано под наблюдением С. А. Б.). Чтения 1903 г., кн. I, стр. 1–600. 297 . – Юрий Крижанич в России (по новым документам). IV. Там же, кн. II, стр. (1–68/1–68/18–210) 1–200; кн. III, стр. 1–306. Отдельно М. 1902 г. (Ср. 174 и 39З). 298 . – Из духовной жизни Московского общества XVII в. (Сборник статей, указанных выше под 141, 142, 242 и 297). Москва, 1903 г., стр. I–IV (ненум.)+1–151+152/1–152/18+152–294+1–306+3 отдельные фототипич. таблицы (кроме них ещё одна стр. 259–260). Отзывы о предыдущей статье и Сборнике: 1) Московские Ведомости 1902 г. декабрь, 356–358 и 1903 г. января 17, 17. 2) С.-Петербургские Ведомости 1903 г. 3 марта, 60. – 3) Исторический Вестник 1903 г. декабрь, стр. 1052–1057. В. Ф–ко. – 4) Журнал Министерства Народного Просвещения 1904 г., январь, стр. 221–231. М. Попруженко. – 5) Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук 1903 г., т. VIII, кн. 4-ая, стр. 362–375. – 6) Труды Киевской духовной Академии 1903 г. февраль, стр. 305–318. Ф. И. Т(итов). – 7) Несколько слов в «Кратком обзоре духовной литературы за 1903 г.» прот. В. Жмакина , помещённом в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Свят. Синоде 1904 г. 29 мая, 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (1345 – 1377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий – Оптинский иеродиакон, впоследствии схииеродиакон. 1817 † 31 августа 1884. В мире Симеон Федотович Трунов. Из дворян, помещик Курской губернии Щигровского уезда. В Оптиной находился с июля 1833 г., в монастырь поступил вместе с братом Павлом тайно от родителей. В число братства определен 4 декабря 1853 г., в монашество пострижен 7 сентября 1857 г. Отличался твердым и точным знанием церковного устава, который он усвоил под руководством старца Макария. Келейным занятием о. Сергия было письмо по уставу. Он переписал «Лествицу» св. Иоанна Лествичника . Кроме того, искусно вырезал параманные кресты из дерева и кости. 13 августа 1862 г. рукоположен в иеродиакона. С февраля 1873 г. не служил из-за потери голоса. В июле 1884 г. заболел внутренней болезнью и перебрался из скита в монастырскую больницу, где 30 июля был особорован и пострижен в схиму без перемены имени. – 123, 180, 297. Сергий – рясофорный монах Оптиной пустыни, в мантии Симон. 1816 † 13 августа 1856. В мире Сергей Егорович Лактионов. Из государственных крестьян. В число братства определен 31 декабря 1846 г., рясофором накрыт 31 декабря 1850 г. Нес послушания в братской поварне, при монастырской гостинице, при рыбной ловле, был помощником эконома. В монашество пострижен 30 апреля 1855 г. – 306. Симеон Новый Богослов – преподобный. 949 † 12 марта 1022. Происходил из Пафлагонии, воспитывался в Константинополе у своего дяди, одного из придворных. После завершения образования находился некоторое время при императорском дворе. Поступил под руководство старца Симеона Благоговейного и принял иночество в столичном монастыре св. Феодора Студита . Его строгая подвижническая жизнь вызвала неудовольствие среди братии. С благословения старца он был вынужден перейти в обитель Св. Маманта, где по смерти настоятеля избран во игумена и рукоположен во пресвитера Патриархом Николаем Хрисовергом. Благоустроив монастырь, он уединился в безмолвии, оставив после себя игуменом опытного о.Арсения. Установил празднование в честь Симеона Благоговейника после его блаженной кончины. Это вызвало неудовольствие в Константинополе, и преподобный должен был покинуть город. Он поселился недалеко от храма Св. Марины в окрестностях столицы. Один из императорских вельмож, Христофор Фагура, почитавший св. Симеона, уступил ему всю эту местность и помог устроить там монастырь. Преставился святой после 30 лет пребывания в безмолвии. Мощи его открыты в 1050 г. Преп. Симеон является одним из величайших православных подвижников-мистиков и созерцательных богословов. Оставил множество общехристианских и подвижнических сочинений, переписанных его учеником Никитой Стифатом . Ему принадлежат 92 Слова, деятельные и богословские главы, вошедшие в русское Добротолюбие. Известен своей духовной поэзией, создал 60 Божественных гимнов богословского содержания. Память 12 марта. – 27, 88, 96, 121, 165, 166, 171, 208, 315, 321.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Святую Екатерину сперва мучили колесом с острыми зубцами, а потом ей отрубили голову 24 ноября 310 г. Память святой великомученицы Екатерины празднуется, в день ее преставления, 24 ноября/7 декабря.   3.4.3 Св. Великомученица Варвара (21.5) Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Она отличалась необыкновенным умом и красотой. По желанию ее отца, она жила в специально для нее построенной башне, вдали от родных и подруг, с одной учительницей и несколькими рабынями. Однажды смотря на прекрасный вид из башни и после долгого размышления, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позднее когда ее отец отсутствовал, она познакомилась с христианами и приняла христианство. Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жестоким мучениям. Мучения никак не повлияли на Варвару и она не отказалась от своей веры. Тогда святая великомученица Варвара была присуждена к смертной казни и ей отрубили голову. Память святой великомученицы Варвары празднуется, в день ее преставления, 4 декабря/17 декабря. Вопросы. (1) Кто были святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София? (2) Кто были святые великомученица Екатерина и царица Августа? (3) Кто была святая великомученица Варвара?   3.5 Константин Великий (22) Император Константин был сын Констанция Хлора, управляющего западной частью Римской Империи, и святой равноапостольной Елены. В 306-ом году Константин был провозглашен императором. В 312-ом году возникла война. Перед одной решительной битвой, после полдня, когда солнце уже было на западе, Константин увидел на небе знамение креста со словами «Сим побеждай». Ночью во сне Господь явился ему с тем же знамением и сказал что с этим знамением он победит врага. Константин победил и торжественно вошел в Рим. После этой победы Константин вместе со своим зятем издает первый манифест в котором позволяется всем, без всяких исключений, принимать христианство. Второй манифест был издан в 313 году. В нем возвращались христианам все места, где они проводили свои богослужения, которые были отняты у них. Также христианам возвращалось все их имущество, которое было отнято во время гонений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Филиппа. Позднее присоединены еще и св. патриарх Ермоген и св. патриарх Тихон.    26 октября — Св. Великомученика Димитрия мироточца. Занимал высокий государственный пост проконсула в г. Солуни и за распространение Христианства, по приказу имп. Максимиана в 306 г., был избоден копиями. Особенно чтится память его на Балканах.    В субботу пред 26 октября совершается поминовение всех воинов, на поле брани убиенных, а вместе с ними и всех почивших христиан православных. Это так называемая Димитриевская родительская суббота, установленная после битвы на Куликовом поле.    8 ноября — Собор св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. В этот день прославляются Церковью все бесплотные, или ангельские силы — все девять чинов ангельских с Архистратигом Михаилом во главе, как вождем их. Под словом «собор» здесь понимается собрание всех Ангелов. (Но Собор Пресвятыя Богородицы - 26 декабря, Собор св. Иоанна Крестителя — 7 января, Собор св. архангела Гавриила — 26 марта, здесь под «собором» подразумевается «собрание верующих», которые собираются вместе для того, чтобы прославить Пресвятую Богородицу, св. Предтечу, св. архангела Гавриила).    К средним полиелейным праздникам принадлежат также праздники в память явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятыя Богородицы. Таковы:    26 июня — Явление Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы. Явилась она в лучезарном свете над Ладожским озером и шествовала по воздуху до г. Тихвина в 1383 г. при кн. Димитрии Донском. По преданию, она находилась прежде в Константинополе, откуда невидимо сама скрылась.    8 июля — Явление иконы Божией Матери во гр. Казани, в 1579 г., вскоре после завоевания Казани царем Иоанном Грозным. Божия Матерь, явившись одной отроковице, приказала рыть землю на месте одного пожарища, где и была найдена эта икона.    22 октября — Празднование Казанской Иконе Пресвятыя Богородицы, в память избавления царствующего града Москвы от ляхов в 1612 году во время так наз. «Смутного времени».    28 июля — Празднество Пресвятей Богородице, ради Смоленския иконы Ея Одигитрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Марк – игумен Оптиной Пустыни. 1826(31) † 18 марта 1909. В мире Михаил Никифорович Чебыкин. Из духовного звания, окончил курс в Костромской духовной семинарии. В число братства Оптиной Пустыни определен 9 сентября 1855 г., рясофором накрыт 15 февраля 1856 г., в монашество пострижен 7 сентября 1857 г. Исполнял клиросное послушание. 9 декабря 1857 г. рукоположен в иеродиакона, а 11 июня 1863 г. – в иеромонаха. 20 июня 1869 г. определен исполняющим должность настоятеля Мещевского монастыря. Утвержден в этой должности со званием строителя 18 ноября 1870 г. 9 мая 1874 г. возведен в сан игумена. 15 марта 1879 г. по расстроенному здоровью уволен от должности настоятеля. С 15 декабря 1879 г. проживал в Боровском Пафнутиевском монастыре. 8 октября 1882 г. указом Калужской духовной консистории возвращен в Оптину Пустынь под особый надзор настоятеля. – 51, 52, 63, 83, 97, 98, 99, 114, 192. Маркеллин – иеромонах, строитель Площанской Богородицкой пустыни, † 1834. Родом из московских купцов. 16-ти лет пришел в Белобережскую пустынь, в ней был пострижен и посвящен в иеромонаха. В 1815–1818 гг. был строителем Мценского Петропавловского монастыря, уволен оттуда по своему желанию в число братства Площанской пустыни. Некоторое время был экономом архиерейского дома в Орле при преосвященном Орловском Гаврииле. Оттуда назначен в Площанскую пустынь строителем, но, имея эту должность, еще два года жил в Орле. Был строителем пустыни 9 лет (с 1826 по 1834 г.), за это время закончена постройка соборной церкви и братского корпуса. Перед смертью о. Маркеллин 3 года болел. Скончался и похоронен в пустыни. – 31, 38. Матвеев – орловский помещик. – 247. Матвеева Наталья – дочь орловского помещика Матвеева. – 247, 248. Матрона – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря, келейница м. Макарии (Сомовой). В мире Косторнова. – 189. Матфей – св. апостол и евангелист. Память 16 ноября и 30 июня. – 207, 242. Матфей – рясофорный послушник Оптиной Пустыни. 1830 † 18 февраля 1860. В мире Матфей Васильевич Попов. Из орловских мещан. В число братства определен на послушническую вакансию 16 октября 1859 г., рясофором накрыт 18 февраля 1860 г. Исполнял послушания будильщика и столяра. – 306.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Церковь чтит память святителя Спиридона Тримифунтского 24 декабря, 2017 День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского — когда? 25 декабря — день памяти Святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. Читайте также — Святитель Спиридон Тримифунтский По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Читайте также — Молитвы Спиридону Тримифунтскому Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

http://pravmir.ru/den-pamyati-spiridona-...

В своей истории он говорит об этом так: «До сего дня существует сей источник, исцеляющий всякие болезни у христолюбивых людей, если бы кто захотел сравнить его со струями Иордана или источником Силоамским, или с Вифездою, тот не погрешил бы против истины, ибо и в этом источнике одинаково много чудес совершает сила Христова». Финикияне главным образом обоготворяли светила небесные. Главными божествами своими они признавали Ваала, или Молоха, в лице которого обоготворяли солнце, и Астарту, в лице которой обоготворяли луну. Разумеются Три Ипостаси или Лица Единого, в Троице славимого Бога. Память первомученицы Феклы празднуется 24 сентября. Выражения, заимствованные из Св. Писания: ср. Пс. 146:9; Иов 38:10. Выражения Св. Писания: ср. Пс. 103:2; 135:6; Мф.5:45. Блаженная кончина св. великомученицы Варвары и Иулиании последовала в 306 г. скрыть способы оплаты Комментарии рБЛюбовь 17 декабря 2022, 11:48 С Рождественским постом! С Праздником! Молитвами Вел.Муч.Варвары и всех Святых да укрепит Господь в Вере Надежде Любви, дарував мудрость житейскую, избавив от козней врага, даст время на покояние.... мне и чадам. Спаси Господи! Ирина 21 мая 2022, 19:37 Святая Варварушка! Моли Бога о нас! Моли Бога о мире в Украине и возвращении домой!Пусть наши дома останутся целыми и невредимыми, а мы здоровыми и счастливыми! Пусть наша жизнь станет лучше, чем прежде! Наталия 6 февраля 2022, 21:54 Святая великомученица Варвара! Моли Бога о моей внученьке Варваре! Даруй ей Счастье и здоровья в жизни! А нам, грешным рабам Божьим-Наталие, Ангелине,Алексею,Георгию,-прощения,и милости Божьей! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! София 17 декабря 2020, 15:31 Великомученицы Варвара и Иулиания молите Господа о нас грешных ,умоляю вас укрепить нашу веру , Веру моих детей и спаси нас Господи!!! Анна 17 декабря 2020, 13:07 Святая великомученица Варвара! Моли Господа Бога о нас грешных:Димитрии,моем сыне, родившемся 17.12. Защити его от бед и несчастий, помоги стать на путь истинный, о моем б.муже Владимире и обо мне , б.

http://pravoslavie.ru/50452.html

Он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам 1 декабря. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого мученика Платона Анкирского. Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу. Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести “велик бог Аполлон”. “Не хочу согрешить и словом”, – отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306). Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010