был низкого роста, лыс и с редкой бородой). Перевод Стишного Синаксаря на славянский язык был осуществлен в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. T. 7. С. 20). Стишной Синаксарь также лег в основу «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 35-36). В комментариях к нему высказано мнение, что Житие прп. Марка Аскета и Чудотворца было посвящено прп. Марку Пустыннику, но по ошибке к тексту добавлен ряд посторонних сюжетов (Ibid. Σ. 36). Эту т. зр. разделял и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 303). В совр. «Новом Синаксаристе» иером. Макарий Симонопетрит поместил под 5 марта под заглавием «Память преподобного и богоносного отца нашего Марка Аскета» составленное им по разным источникам Житие прп. Марка Пустынника ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57-59). Отдельно он под 5 марта приводит Житие Марка Афинского (Ibid. Σ. 60-62). В Житии прп. Марка Аскета автор оговаривает условный характер идентификации и перечисляет других подвижников, с которыми можно отождествить М.: Марка Нитрийского, отшельника Марка, жившего близ монастыря Пентукла в Палестине ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 13//PG. 87. Col. 2861), Марка Арефусийского (см. в ст. Марк и Кирилл , священномученики), Марка, бывшего в V в. игуменом одного из мон-рей в М. Азии (возможно, близ Тарса), и прп. Марка Афинского ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57). В ВМЧ включены проложные жития из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Л. 45а-в, 46d - 47a). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского под 5 марта приведена краткая запись о том, что в этот день преставился прп. Марк Постник, о к-ром говорится в Житии прп. Макария Александрийского, и дана ссылка на 19 янв. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 42), т. е. речь идет о Марке Нитрийском. Однако в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память прп. Марка Постника сопровождается проложным Житием, а в комментариях М. отождествлен с прп. Марком Пустынником (ЖСв. Март. С. 131-132). Лит.: ActaSS. 1668. Mart. T. 1. P. 367-368; Sauget J.-M. Marco, monaco in Egitto, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 708-710; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7: Μρτιος. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XVнач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562168.html

В 1711 г. молдав. господарь Дмитрий Кантемир вместе с рус. царем Петром I выступил против Османской империи. На сторону русских войск без ведома К. Б. перешел спэтар Т. Кантакузино. Однако отсутствие поддержки со стороны К. Б. привело к поражению рус. армии при Стэнилешти. Турки, обвинив К. Б. в измене, в кон. марта 1714 г. низложили господаря, вывезли в Стамбул вместе с семьей (у него было 4 сына и 7 дочерей) и заключили в крепость Едикуле. Все имения семьи Брынковяну были конфискованы. Несмотря на пытки, господарь отказался отречься от правосл. веры. 15 авг. 1714 г. К. Б., его сыновья Константин, Штефан, Раду, Матей и ближайший советник боярин Янаке Вэкэреску в присутствии султана и послов нескольких зап. стран были казнены - им отрубили головы, а тела выбросили в Босфор. На следующий день тела казненных были найдены рыбаками и захоронены на о-ве Халки. В 1720 г. Мария, супруга К. Б., смогла привезти останки господаря на родину и тайно похоронить рядом с ц. св. Георгия Нового в Бухаресте. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви канонизировал как св. мучеников К. Б., его сыновей и боярина Вэкэреску. Лит.: Семенова Л. Е. Русско-валашские отношения в кон. XVII - нач. XVIII в. М., 1969; Ист. связи народов СССР и Румынии в XV - нач. XVIII в./Ред.: В. Я. Гросул и др. М., 1970. Т. 3; Constantin Brâncoveanu/Red. P. Cernovodeanu, F. Constantiniu. Bucur., 1989; P curariu M., preot. Sfini daco-romani i români. Iai, 1994. P. 133-141; История Румынии/Ред.: И.-А. Поп, И. Болован. М., 2005. С. 340-343. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2057062.html

В 1992 г. в месяцеслов РумПЦ было внесено имя прп. Паисия (Величковского) , канонизированного РПЦ на юбилейном Поместном Соборе 14-16 июня 1988 г. На заседании Свящ. Синода РумПЦ 20-21 июня 1992 г. было принято решение установить празднование Собора всех Румынских святых в 1-е воскресенье после Недели всех святых, а также канонизировать 19 новых святых, среди к-рых - свт. Иосиф, еп. Марамурешский († 1711); мученики Константин Брынковяну, господарь Валахии, его сыновья - Константин, Стефан, Раду, Матфей - и советник Янаке Вэкэреску († 1714); сщмч. Антим Ивиряну , митр. Унгро-Влахийский († 1716); прп. Антоний, схим. из скита Езер (Рымникская епископия) (кон. XVII - нач. XVIII в.); прп. Феодора из Сихлы (Богдана Сихлинская, † нач. XVIII в.); сщмч. Иоанн из Галеша († после 1780); сщмч. Моисей Мэчиник († после 1752); свт. Леонтий Рэдэуцкий († 1430); свт. Геласий Рымецкий (2-я пол. XIV в.), архиеп. Трансильванский; блгв. господарь Молдавский Стефан III Великий († 1504); прп. Иоанн из Прислопа (XV-XVI вв.); прп. Даниил Исихаст (XV в.); Герман Добруджанский († ок. 415); прп. Иоанн Новый Хозевит († 1960). На этом же заседании в разряд общечтимых были переведены 7 местночтимых святых, а также принято решение о внесении в календарь имен 38 святых, живших, пострадавших или погребенных на территории Румынии, в частности мучеников Клавдия, Кастора, Симфориана и Никострата (нач. IV в.) - «четырех венценосных мучеников» (итал. Santi Quattro Coronati, особо почитаемых в Риме, куда были перенесены мощи); мч. Гермеса экзорциста (нач. IV в., пам. 31 дек.); прп. Антипы Валаамского († 1882); мучеников Ермила и Стратоника Сингидунских († ок. 315); Вританиана (IV в.) и Феотима († ок. 431), епископов Томских; сщмч. Никиты Ремесианского († 4 14 или 431); прп. Иоанна Кассиана Римлянина († ок. 435); прп. Дионисия Малого († между 537 и 556); сщмч. Монтана, пресв. Сирмийского, и его жены Максимы († 304); свт. Иринея, еп. Сремского († 303?); мч. Саввы Готского (из Бузэу, † 372); мучеников Пасикрата и Валентина († 298); мч. Иулия Доростольского († 302-304?); мучеников Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа († 304-305); мучеников Никандра и Маркиана († 303); мч. Исихия Доростольского († ок. 302-304?); вмч. Иоанна Нового , Сочавского († ок. 1330); мучеников Епиктета и Астиона (кон. III - нач. IV в.); мч. Емилиана Доростольского († 362); Нифонта II, патриарха К-польского († 1508); мучеников Доната диакона, Ромула пресвитера, Сильвана диакона и Венуста († 304); мч. Луппа Солунского († ок. 306).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

P. 357-378; N 4. P. 572-592; Ibid. 1902. T. 7. N 1. Р. 136-152; N 2. P. 245-264; N 3. Р. 478-500; N 4. Р. 647-667; Ibid. 1903. T. 8. P. 614-622; Vie et office de Sainte Marine. P., 1905. P. 1-200. (BHO; 8); Laty š ev. Menol. T. 1. P. 53-57; Richard M. La Vie Ancienne de Sainte Marie surnommée Marinos//Corona Gratiarum: Miscellanea patristica, historica et liturgica Eligio Dekkers OSB XII Lustra complenti oblata. Brugge, 1975. T. 1. P. 83-94; idem. Opera minora. Leuven, 1977. T. 3. P. 83-115; Constas N. Life of St. Mary/Marinos//Byzantine Saints " Lives in Translation: Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. P. 7-12. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. T. 2. C. 38, 41; Т. 3. С. 68; Nau F. Histoire de sainte Marine//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 276-282; Clugnet L. Introd.//Vie et office de Sainte Marine. P., 1905. P. I-XXXII. (BHO; 8); Sauget J.-M. Marina (Maria) - Marino//BiblSS. Vol. 8. 1165-1170; K[azhdan] A., Š [ev enko] N. P. Marina//ODB. Vol. 2. P. 1299; Fedalto G. Reliquie bizantine a Venezia dopo la quarta Crociata: Il caso di Santa Marina//Ροδνια: Τιμ στον Μ. Ι. Μανοσακα. Ρθυμνος, 1994. Τ. 2. Σ. 563-570; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 294-295; Constas N. Life of St. Mary/Marinos//Byzantine Saints " Lives in Translation. Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. P. 1-6; Niero A. Santa Marina di Bitinia: Profilo biografico. Venezia, 1998; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 135; Αγαθγγελος, π. Θαναρου, Μαλτζου Χ., Μορνι Ε. Ιερ λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 249-258; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 140-141; электр. ресурс: Hourani G. The Vita of Saint Marina in the Maronite Tradition. Notre Dame Univ. (Lebanon)//Academia.edu. P. 17-39. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XVнач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562138.html

284-285 ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 285-288 ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 288-289 ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) 289-291 ГАЛАКТИОН (Табаков Георги Любенов; род. 26.02.1949), митр. Стара-Загорский Болгарской Православной Церкви 291-293 293-295 295-296 296-302 ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков 302-304 304-305 ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь 305-307 307-308 ГАЛГАЛ распространенное в Ветхом Завете обозначение категории поселений; в визант. период - название паломнического центра с храмом 308-309 309-310 310-312 312-313 313-315 315-316 ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви 316-322 322-328 328-340 340-341 341-344 344-345 345-346 ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» 347-348 348-349 349-350 ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству 350-358 ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов 358-368 368-372 ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г. 372-373 ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда

http://pravenc.ru/vol/x.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 4.12.1505, московский Чудов мон-рь), свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), архиеп. бывш. Новгородский и Псковский. Г. принял монашество, очевидно, в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре , где его духовным отцом был прп. Савватий Соловецкий. Об этом Г. рассказал в кон. XV в. буд. соловецкому игум. Досифею : «Саватие, началник вашь, старець ми был, аз у него в послушании бых немало время и вем достойна житием старца велика и свята» ( Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия Соловецких. С. 280). Несмотря на то что исследователи часто датируют уход прп. Савватия с Валаама на Соловецкие о-ва 1426 г. (Там же. С. 226), ранняя редакция Жития прп. Савватия, автором к-рой был Спиридон (Савва) , дает основание считать эту дату временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре (дата помещена в начале жития, где повествуется о переходе прп. Савватия из Кирилловой Белозерской обители на Валаам). В таком случае Г. мог подвизаться в Валаамской обители под духовным руководством прп. Савватия в кон. 20-х или даже в 30-х гг. XV в., тем более что общепринятая в лит-ре дата кончины прп. Савватия (1435) в первоначальной редакции его жития отсутствует. Между 1471 и 1477 гг. Г. стал архимандритом московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря (предшественниками Г. были архим. Феодосий, в дек. 1471 хиротонисанный во епископа Рязанского, а также, возможно, Никандр, упоминаемый единственный раз в грамоте Г. (недатированной) периода архимандритства последнего - АСЭИ. Т. 3. 44. С. 64-65). Первое упоминание Г. в летописи связано с пожаром в Кремле 16 февр. 1477 г., когда «в 7 час нощи у Михаилова Чюда згоре трапеза да архимандритова кельа Генадиева» (ПСРЛ. Т. 25. С. 309; ср.: Т. 12. С. 169). Впрочем, возможно, Г. назван уже в заголовке послания митр. Филиппа I нареченному Новгородскому архиеп. Феофилу 22 марта 1471 г.: «Грамота другая ходила с Генадом» (РИБ. Т. 6. 102. Стб. 721). Если признать, что это первое упоминание Г., то он принадлежал к окружению митр. Филиппа и уже в нач. 70-х гг. XV в. был причастен к новгородским делам. В 1483 г. Г. заложил в Чудовом мон-ре каменную ц. во имя свт. Алексия с трапезной (после назначения на Новгородскую кафедру Г. поручил окончить строительство братьям Юрию и Дмитрию Мануиловичам Траханиотам). В качестве архимандрита Чудова мон-ря Г. упоминается в 2 сохранившихся в подлинниках актах, касающихся землевладения Чудова мон-ря на Яузском мытище. Грамоты не имеют четкой датировки, время их составления определяется периодом архимандритства Г. (АСЭИ. Т. 3. 43. С. 64; 44. С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/162054.html

Mihck, 2008. Vol. 4. С. 134, 142-143; Артамонов Ю. А. Мон-рь в древнерус. городе XI - нач. XII в.//Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI-XVIII вв.): Докл. 2-й науч. конф. (Москва, 7-8 дек. 1999). М., 2001. С. 268-277; он же. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры//Велика Успенська церква Kuebo-Neчepcьkoi лаври: Cлiд у bikax: Мат-ли мiжhap. наук. конф., 1-2 жовт. 2001 р. К., 2002. С. 20-32; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ [рец. на: Поппэ А. Студиты на Руси. К., 2011]//ВЦИ. 2013. 1/2 (29/30). С. 361-387; Булычев А. А. Дионисий Суздальский и его время//Архив РИ. 2002. Вып. 7. С. 7-33; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Поховання у саркофагах Успенського собору лаври//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2003. Вип. 5. С. 85-103; Кузьмук О. С. у фондах НКПИКЗ//Moruляhcьki читання, 2002. К., 2003. С. 267-273; Киево-Печерська лавра - пам " ятка icmopiï та культури Украïни/Отв. ред.: Е. М. Кумченко. К., 2006. С. 7-19; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XI ст.: (Спелео-археол. нарис). К., 2007. С. 49-54. Рис. 29, 30; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007. С. 50-52, 69, 129, 131-132, 246, 252-253, 280, 282, 416, 487-490, 496; Бiлoyc Н. В. Kuib hanpukihцi XV - у 1-ï пол. XVII ст. К., 2008. С. 24, 43, 70-71, 75-76, 80, 87, 126, 194, 198-199, 223-224, 228, 230, 252, 262, 270; Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. К., 2011. Ю. А. Артамонов, А. В. Кузьмин Нач. XVI в.- 1786 г. 4 июля 1522 г. по ходатайству архим. Игнатия и братии кор. Сигизмунд I дал разрешение на утверждение в Киево-Печерском мон-ре «общего жития» - введение общежительного устава. После кончины архимандрита до назначения его преемника монастырским имуществом должны были ведать киево-печерские старцы, а не киевские воеводы; архимандрита теперь избирала братия мон-ря вместе с представителями шляхты Киевской земли; воеводы могли посещать мон-рь лишь 1 или 2 раза в год во время праздников и не требовать больших даров.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИТТА († нач. IV в.), мц. (пам. 31 июля), пострадала в правление имп. Диоклетиана . Сведения об этой святой содержатся в Беседе свт. Василия Великого на память мц. И. У вдовы И., жившей в Кесарии Каппадокийской, один богатый горожанин отнял значительную часть имения (поля, деревни, стада, рабов и утварь). Она обратилась в суд, но ее обидчик заявил, что рим. законы распространяются только на язычников и, чтобы судиться, И. должна публично отречься от Христа. И. предпочла потерю земного богатства. Рассерженный ее дерзкими словами о бездушных идолах, судья решил предать И. сожжению, если она не откажется от христ. веры. Мученица с радостью взошла на костер. Ее тело осталось нетронутым огнем. На основе Беседы свт. Василия Великого была составлена эпитома в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. В ряде визант. календарей, напр. в Синаксарях семейства С по классификации И. Делеэ, память и Житие И. приводятся под 30 июля. В этот день ее празднование совершается согласно греч. печатной Минее (Венеция, 1591), «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца и совр. календарю Греческих Церквей. Под 30 июля память И. указана также в Римском Мартирологе (XVI в.). В славяно-рус. нестишных и стишных Прологах, ВМЧ и совр. календаре РПЦ память И. отмечена под 31 июля. Рука И. хранится в ц. Мегали-Панагия в Иерусалиме (о ее подлинности свидетельствует грамота 1667 г. Иерусалимского патриарха Нектария). Ист.: BHG, N 972-972е; ActaSS. Iul. T. 7. P. 141-145, 152-156; Basil. Magn. In martyrem Iulittam//PG. 31. Col. 237-261 (рус. пер.: Василий Великий, свт. На память св. мц. Улитты и продолжение сказанного в предыдущей беседе о благодарении//Творения. М., 1993p. Ч. 4. С. 63-83); MenolGraec//PG. 117. Col. 565; SynCP. Col. 855-858; Laty ev. Menol. T. 2. С. 226-228; MartRom. Comment. P. 314; ЖСв. Июль. С. 687; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 135; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 446. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 231; Т. 3. С. 294; Franchi de " Cavalieri P. Note agiografische. R., 1928. T. 7. P. 153; Παπαδοπολου Σ. Γ. Ιουλττα//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 959-960; Sauget J.-M. Giulitta//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1239-1240; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 221; Aubert R. Julitta (2)//DHGE. T. 28. Col. 564-565. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237877.html

«Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) «Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) Та же практика бытовала и в К-поле, свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает усиленные моления во время проливных дождей ( Ioan. Chrysost. Contra ludos et theatra. 1//PG. 56. Col. 265) и совершение сопровождавшихся шествиями «панихид» (греч. παννυχς - Всенощная) во время землетрясения ( Ioan. Chrysost. De terrae motu//PG. 50. Col. 713-716). Чин к-польской παννυχς времен свт. Иоанна Златоуста нам неизвестен; в памятниках VIII-XII вв. он состоит из 3 антифонных псалмов (Пс 119, 120 и 121), перемежающихся иерейскими молитвами и малыми ектениями, и заключается молитвой отпуста с ектенией и молитвой главопреклонения (см. Панихида , Песненное последование ). Основанный на παννυχς чин шествия встречается в слав. рукописях вплоть до XVI в. (под названиями «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» или «Чин, бываемый такожде в литиу, понеже возвратитися святителю»: ГИМ. Син. 268. Л. 124-126, кон. XV в.; 675. Л. 21, кон. XIV - нач. XV в., и др.). Однако уже с XI в. в визант. богослужебной практике получает развитие особый тип молебной «панихиды», со временем превратившийся в молебен (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 372, 411, 527, 627, 636, 765; Goar. P. 673-679; Arranz. Typicon. P. XLIX, 210-211, 223-224, 428-429). Слав. старопечатные Требники XVII в. (М., 1623. Л. 442-455; 1625. Л. 114; 1633 и 1636. Л. 432; 1639. Л. 114; Львов, 1645. Л. 240 и др.) используют чинопоследование общего молебна в качестве основы для молебнов во время Б. с. В древности существовала практика внесения в календари памятей наиболее разрушительных катастроф (напр., пам. 14 сент. землетрясения в Антиохии 457/58 указана в «сирофиникийской» Праздничной Минее IX в., изданной В. В. Болотовым (ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 185), пам. землетрясения в Александрии при Юлиане Отступнике ( Созомен. Церк. ист. VI 2. 15)). Множество памятей разного рода Б. с. содержалось в к-польском Типиконе Великой ц. (25 сент., 7 и 26 окт., 6 нояб., 6 и 14 дек., 25 и 26 янв., 17 марта, 19 июня, 16 авг.). На 6 нояб. приходилась т. н. «память праха» (κνεως μνμη), т. е. воспоминание выпадения пепла в К-поле от извержения Везувия, случившегося при имп. Льве I Великом, в Хронике Марцеллина Комита указано под 472 г., в Минологии Василия II - под 474 г.; в Евангелиях могли быть даже указаны особые чтения «недель (т. е. воскресений) перед прахом» и «после праха» (напр., греч. Евангелие ГИМ. Син. греч. 43, 1055 г.; в слав. Остромировом и Мстиславовом Евангелиях на этот день указано чтение о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31), в наст. время это чтение 22-й недели по Пятидесятнице, 6-й по Воздвижении). Уже в V-VI вв. для таких дней составлялись особые песнопения и кондаки. Известен кондак прп. Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (Гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста - SC. 283. P. 470); в к-польской практике кондаки исполнялись после παννυχς.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной: Е. прямолично в рост, с разведенными в стороны руками - благословляющей и держащей на плате Евангелие (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 188). Прямоличный образ Е. на холсте, на облачном фоне написан на крышке раки Е. 1990 г. в Вяжищском мон-ре, выполненной «тщанием митрополита Новгородского и Ленинградского Алексия» (впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В Вяжищской обители находятся и др. иконы Е. 90-х гг. ХХ в.: работа худож. В. Фирсова в местном ряду иконостаса верхнего храма свт. Николая Чудотворца (в рост, на фоне мон-ря), поясной образ в нижнем храме во имя Е. Керамический образ святителя помещен на вратах монастыря с внутренней стороны (2005). Кроме того, образ Е. введен не только в состав Собора Новгородских святых (икона 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, список с нее кон. ХХ - нач. XXI в. из новгородского Софийского собора), но и в композицию «Собор Псковских чудотворцев», как на иконе кон. XX в. в кафедральном Троицком соборе Пскова. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2; Плешанова И. И. Резные фигуры «старцев» в собр. ГРМ//ПКНО, 1974. М., 1975; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457; Т. 2. С. 102, 302-303; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//RM. 2001. T. 10. S. 76-106; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. С. 344-346. Кат. 121; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 221-227, 277, 315. Кат. 41, 69. М. А. Маханько, Ю. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский

http://pravenc.ru/text/187753.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010