Что такое Архипастырь? Не учитель только, хотя бы и высший, в предметах веры и благочестия, не совершитель только торжественных богослужений; не судия только в делах церковных и не начальник духовного сословия, – все это так, но существо дела этим не исчерпывается. Архиерей есть высший руководитель паствы на всем пути духовной жизни, наблюдатель общественной нравственности, хранитель и защитник высших духовных потребностей и пользы народа, предстатель за его душу и совесть, пред Богом и людьми на небе и на земле. Он должен нести то служение, на тяжесть которого жаловался некогда Богу Моисей, говоря: Зачем Ты мучишь раба Твоего? Зачем Ты возложил на меня бремя всего народа? Разве я носил во чреве народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка ( Числ.11:11–12 ). Архипастырь должен быть именно отцем, а паства детьми его. И если обратить внимание на эту сторону дела, то расставаясь с вами после 8-летнего совместного пребывания, могу ли дерзнуть сказать Господу: се, аз и дети, яже дал ми ( Ис.8:18 ). Боюсь звать вас на суд и говорить вам: приидите, истяжемся, а напротив молю вас: не внидите в суд с рабом вашим. Ибо можно быть красноречивым учителем, можно благолепно совершать богослужение, можно быть хорошим администратором, но все это еще далеко от того идеала, каковый начертан для Епископа. Вот св. Ап. Павел свидетельствует о себе, что он был всем вся, что он с изнемогающими изнемогал, имел попечение о всех церквах, ежедневно за них умирал. А я как далек от сего! Сам сознаю это и посему не без смущения ухожу от вас, ибо уподобляюсь тому евангельскому сыну, который сказал отцу своему, что он пойдет работать в винограднике, а сам не пошел ( Матф.21:30 ). Так и я обещал носить вас выну в сердце своем, и однако не всегда носил. Простите же мне, братие, сие нерадение и забвение мое, и да простит и вас Господь, если в чем погрешили против меня!» Обратившись затем частнее к Товариществу Ивана Наумовича, Владыка прибавил: «Когда я учился в Духовной Академии в Петербурге, я дважды видел о. Наумовича, – сначала, как униатского священника, а затем, как православного протоиерея. Вскоре о. Наумович скончался, но я уверен, что бессмертный дух его радуется, когда чувствует, что здесь есть Общество его имени и его заветов. От души желаю, чтобы наши братья, русские из Австрии, по примеру незабвенного о. Наумовича, взоры свои направляли к Великой Руси, и хоть бы здесь в Америке вступали в Православную Церковь и составляли с нами едино стадо под единым Пастырем Иисусом Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Стадо овец попастись призывает привычным им гласом. После выводит из стойла резвое стадо наружу. Выведя всех, собирает овец, сбивая в отару, К выгону он их ведёт, овец, гоня по дороге, Стадо, теснясь в беспорядке, вослед ему не поспевает, 15 За пастухом спешит по росою сверкающим травам; А чуженину не внемлют, не учены слушать чужого, Непривычного гласа пастуха незнакомца, Лживого ибо овчара, идущего к ним, избегают!» Рек Он, молвив такое иносказательно. Паства 20 Слушая, не понимала и смысла не разумела В том, что измолвил Христос непонятным пророческим гласом. Вновь говорит Иисус преславным речением зычным: «Весь Я – врата для овец в обширнопросторное стойло, Все иные, сколь было, сюда воровскою плесницей 25 Влезли, о лихоимцы, когда ж они гласом разбойным Разлагольствуют, им не внемлет овчая паства. Весь Я – врата, что отары спасенье, и тот лишь, кто внидет Мне лишь благодаря во двери, окажется в доме Нашем, в покое внутреннем; преображённым вернувшись, 30 Тот обретёт и пажить, и будет навеки спасённым. Лихоимец, укрытый мраком, не входит под кровлю, Если только не грабит и втайне не убивает, Или не режет овец своим ножом беспощадным. Я же пришёл от Отца и ныне спасу Моё стадо; 35 Вот Я пришёл – и воздастся славою непрестанной Жизни грядущей, что время вовеки не одолеет, Лучшим станет оно в достатке. Я же – сей Пастырь, Великодушен и благ, и Пастырь такой, охраняя Стадо, не станет душу щадить, полагая 40 Как залог за овец. Не подёнщик за плату сей Пастырь – Тот лишь завидит вблизи ужасного волка, что хитит Агнцев, тайком да молчком он прячется поскорее, Без защиты оставив овец по пастьбе бредущих, Да, тайком да молчком он прячется, не защищая 45 Овчее стадо чужое, ведь он же батрачит за плату. Волк изворотливоумный бросается, с алчною пастью, К овцам, рассеявшимся окрест, без водителя стада. Пастырем добрым слыву, доброхотно пасу Моё стадо, Знаю Я стадо Моё, и пасущиеся по привычке 50 Овцы знают Меня, точно так же любовь отдавая; Знает Отец Мой Меня, Я так же Родителя знаю,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Что такое и паства? Не определенный только округ населения, подчиненного в церковном отношении местному пастырю, не собрание только молящихся людей в церкви, не просто стадо овец, безмолвно слушающие своего пастыря, когда он поучает, и также молча принимающих от него благословение, когда того сами захотят, вообще же безгласных в делах веры И Церкви и только в случаях особенной надобности относящихся к нему с своими просьбами. Нет! И паства должна быть союз, союз, а не раздельное множество душ, духовно-управляемых по одной нравственно-религиозной идее, которую он не в отдельности только, каждая сама про себя, но и в целостном соединении своем должны сознать, осуществить и проявить соответственным ей направлением; своей частной и общей жизни; паства это живое тело Церкви, это также деятель в Церкви, которого нравственная сила должна воздействовать не к одному внешнему благоустроению Церкви, но и ко внутреннему утверждению религиозных начал и стремлений в целом народе; это почва, в которой должны внедриться и оплодотвориться жизнь и сила Церкви в её истинном духе и деятельных, спасительных для человечества, стремлениях; паства это наконец крепость, которая должна быть оплотом для самой религии и Церкви противу разнообразных, враждебных ей сил и влияний в мире. Судите же, при таком, значении пастыря и паствы, какова должна быть мощь, составленная из этих двух сил в их тесном, неразрывном между собою союзе. Так, это мощь, повторяю, несокрушимая даже страшная: кому? Всякому врагу и всякому вражескому устремлению против народной веры и Церкви, против духовных интересов народа, против его общественной нравственности и убеждений его совести. Особенно же в настоящее время, когда так много опасностей с разных сторон угрожает вере и Церкви, наш союз должен быть крепок более, чем когда либо. Вы же, братия сослужители мои, да будете звеном, соединяющим главного пастыря с его паствою; да будете проводниками высшего пастырского духа в жизнь народа, и истинного духа народного в жизнь и деятельность пастыря; да будете органами соединенной их нравственной силы в тех, хотя небольших кругах, в которых каждый из вас поставлен среди общества и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Но, братие мои, уважение к древним отцам налагает на нас священную обязанность и ныне жить в общении любви, преданности и послушании отцам современным, пастырям Церкви. По воле Божией, они суть носители неумирающего предания церковного, неумирающей связи прошлого с настоящим и будущим, значит, носители самой жизни Церкви. Оттого великая сила, величайшая сила в общении пастыря и паствы и в их взаимной любви; эта сила любви и в наше время, полное искушений веры, равнодушия, колебаний, сомнений, отрицаний, полное религиозного разномыслия и сектантства, сохранит народ наш от блуждания по распутиям лжи и религиозных шатаний. Образ пастыря, только и исключительно чиновника-администратора, и образ отношений пасомых к пастырю только внешних, административных – совершенно чужд представлениям восточной православной Церкви, которая усвоила своим верховным пастырям не жесткое название «князей церкви», а трогательное наименование отцов... Один из ученейших епископов нашей Церкви поучительно рассуждает об этом таким образом: «Что такое епископ-пастырь Церкви в истинном смысле слова? Не учитель только в предметах веры и благочестия, не совершитель только торжественного богослужения и рукоположитель священства, не судия только главный дел совести и дел церковных, наконец, не начальник только духовного сословия. Пастырь-епископ есть высший руководитель народа на всем пути духовной жизни; блюститель общественной нравственности, хранитель и защитник высших духовных потребностей и пользы народа, – предстатель за его душу и совесть и благо вечное пред Богом и человеками, на небе и земле; это, наконец, представитель Церкви православно-католической в данном месте, ее законов, ее прав, ее сил, ее целей. Что такое и паства? Не определенный только круг населения, подчиненного в церковном отношении местному пастырю, не собрание только молящихся людей в церкви, не просто – стадо овец, безмолвно слушающих своего пастыря, когда он научает, и так же молча принимающих от него благословение, когда того сами захотят, вообще же безгласных в делах веры и Церкви и только в случаях особенной надобности относящихся к нему со своими просьбами. Нет! и паства должна быть союз – союз, нераздельное множество душ, духовно-управляемых по одной нравственно-религиозной идее, которую они не в отдельности только, каждая сама про себя, но и в целостном соединении своем должны сознать, осуществить и проявить соответственным ей направлением своей частной и общей жизни; паства – это живое тело Церкви, это также деятель в Церкви, которого нравственная сила должна воздействовать не к одному внешнему благоустроению Церкви, но и ко внутреннему утверждению религиозных начал и стремлений в целом народе; это почва, в которой должны внедриться и оплодотвориться жизнь и сила Церкви в ее истинном духе и деятельных, спасительных для человечества стремлениях; паства – это, наконец, крепость, которая должна быть оплотом для самой религии и Церкви противу разнообразных враждебных ей сил и влияний в мире» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Из речи при первом служении Великое дело любовь и единение духа между пастырем и паствою; эта сила, сила нравственная, которая много может сделать и в духовной и в общественной жизни нашей, и в делах веры и в нравах народных, и в пользе Церкви и в благе гражданском. Ничто ни может одолеть этой силы, когда твердая в своих основаниях, положенных для нее Христовым Евангелием, чистая в своем духе, она идет верным путем и действует правильными средствами к цели духовного развития народа. Что такое епископ – пастырь Церкви в истинном смысле слова? Не учитель только в предметах веры и благочестия, не совершитель только торжественного богослужения и рукоположитель священства, не судия только главный дел совести и дел церковных, наконец не начальник только духовного сословия. Пастырь епископ есть высший руководитель народа на всем пути духовной жизни, блюститель общественной нравственности, хранитель и защитник высших духовных потребностей и пользы народа, предстатель за его душу и совесть и благо вечное пред Богом и человеками, на небе и земле; это наконец представитель Церкви православно-кафолической в данном месте, ее законов, ее прав, ее сил, ее целей. Что такое и паства? Не определенный только округ населения, подчиненного в церковном отношении местному пастырю, не собрание только молящихся людей в церкви, не просто – стадо овец, безмолвно слушающих своего пастыря, когда он научает, и также молча принимающих от него благословение, когда того сами захотят, вообще же безгласных в делах веры и Церкви и только в случаях особенной надобности относящихся к нему со своими просьбами. Нет! и паства должна быть союз, – союз, нераздельное множество душ, духовно-управляемых по одной нравственно-религиозной идее, которую они не в отдельности только, каждая сама про себя, но и в целостном соединении своем должны сознать, осуществить и проявить соответственным ей направлением своей частной и общей жизни; паства – это живое Тело Церкви, это также деятель в Церкви, которого нравственная сила должна воздействовать не к одному внешнему благоустроению Церкви, но и ко внутреннему утверждению религиозных начал и стремлений в целом народе; это почва, в которой должны внедриться и оплодотвориться жизнь и сила Церкви в ее истинном духе и деятельных, спасительных для человечества стремлениях; паства – это наконец крепость, которая должна быть оплотом для самой религии и Церкви против разнообразных враждебных ей сил и влияний в мире.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Однако же в действительности вы считаетесь пастырями, приставленными к приходу, определяетесь исполнять потребности стада. Назарьевич ответил: Доказать от книг, что нам поручено пасти, мы не можем. Мы пасем не порученное нам стадо по нужде и по согласию пасомых. И все другие наставники подтвердили этот его ответ. Потом они обратились ко мне с вопросом: Ты был такой же наставник, как и мы, и у тебя была паства: кто тебе ее поручил пасти? Был ли ты поставлен от Св. Духа? Я ответил: Я вас только спрашивал: поставлены ли вы от Духа Святого пасти стадо? А мнения о вас никакого не произносил. Когда же вы спросили о мне, то я о себе имею право произносить суд и буду говорить вам правду о себе. Я, действительно, имел паству, как и вы теперь, но только побольше, – она простиралась на несколько губерний; поставлял и других наставников, как и вы теперь поставляете; но после усмотрел от св. Писания. что эта паства мне от Духа Святого не поручена, что я не поставленный от Св. Духа пастырь, и не посланный проповедник, как и во пророчестве Иеремии пророка пишется о ложных пророках, не посланных от Господа: «Аз не послах их (глаголет Господь), а они течаху» (Иеремии глава 23): и признавши свое самозванство и непоставление на пастырство, уверившись, что оно не во спасение ни мне, ни мною пасомым, я оставил свою паству, подчинился от Бога поставленным пастырям и поступил в число пасомых. Вот вам откровенный ответ о моем первом пастырстве, таком же, как и ваше. А теперь уже я имею законное поставление на пастырство, потому и вас спрашивал: поставлены ли вы от Духа Святого пасти словесное стадо? Назарьевич сказал: Ты нас затрудняешь вопросами. Я ответил: Какое затруднение? Вы сидите в градской думе, около стола, и стесняетесь рассуждать об общей пользе; а посмотрите, как народ желает слушать слово Божие, – целый день стоит на ногах и не отходит, – не жалуется на стеснение и утомление! Наставники сказали: Ведь нам в городе нужно содержание! Я ответил: Покажите, сколько вы израсходуете, – я вам заплачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Размышлял ты над пророческим словом, вникал в апостольские писания, и что читал, то и сам исполнял на деле; изъяснял Писания многим и назидал сынов и дщерей своих, Боясь, чтобы не остался без пользы врученный тебе талант, ежедневно производил куплю, чтобы со многих собрать больший прибыток. Не одними устами поучал ты; дела твои были те же уста. Громко взывали они, когда ты и безмолвствовал, ты учил, когда не слышно было твоего слова. Кто же поял у нас тебя, дражайший брат? Кто увел у нас тебя, первого из наилучших? Кто привел в неподвижность тебя, скоротечный? Кто соделал немотствующим тебя, провозвестник? Кто разлучил с нами тебя, проповедник? Кто похитил у многих тебя, глава и дражайший друг их? Кто отъял домоправление у тебя, попечитель служителей Господа своего? На кого будет взирать стадо твое? Кто будет водить и пасти его так прекрасно? К кому обратит оно взоры? Кто утешит его и в страдании, и в печали? Внезапно стала вдовицей паства твоя, лишившись мудрого попечителя. Печальную одежду приносит она тебе, чтобы тебя, как мертвеца, предать погребению. Как ни горестна смерть твоя, – не оставляет она тебя без одеяния; погребальную приносит тебе одежду и наряжает тебя как жениха. Облеченный в те ризы, в каких священнодействовал ты, когда был жив, предаешься теперь погребению и приемлешь последнюю почесть. Паства не отъемлет у тебя награды трудов твоих и воздает за них тебе по смерти. Над одром твоим устроила она сень, прилично священному сану, созвала отцов и братии твоих, сонм сынов твоих и дщерей, чтобы с честью предать тебя погребению и сопроводить тебя с песнопениями. Теми словесами Духа, в которых поучался ты, пока пребывал еще в сонме живых, препровождает тебя паства из среды живых в жилище умерших. Исшел ты из страны чуждой, чтобы обрести себе покой в церкви; отошел из временного жилища, чтобы переселиться в жилище вечное. В главах у тебя стоят иереи и диаконы, воздавая тебе честь. Все братство церковное предстоит, совершая погребение твое словесами Духа. Вот, весь сонм церковный чествует день твоего отшествия. Вот священнослужение, духовные песнопения, слова и утешения, вот чтение всех Писаний, которые так сердечно любил ты!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/Na...

«Духовенство градских церквей имеет счастье поздравить Вас со днем Ангела и принести хлеб-соль. Преосвященнейший Владыко! В древние времена хлебом-солью утверждались договоры и скреплялись добрые отношения – хлеб-соль заменяли клятву. Приимите от нас хлеб-соль, как залог и обет готовности нашей неуклонно исполнять Ваши мероприятия, направленные ко благу церкви и благу пасомых; примите, как знак искреннейшего желания Вам, Преосвященнейший Владыко, проходить чреду Архипастырского служения с радостью, а не воздыхающе. Паства Витебская – первая Ваша паства – представляла Вам поприще борьбы и особых трудов: множество иноверцев, противодействующих православию, значительная часть обращенных из Униатов и неутвердившихся ещё в православии, бедность и нищета православных храмов, множество нужд епархиальных и положительное отсутствие средств к их удовлетворению, – всё это требовало борьбы немалой и составляло нелегкое иго. Правда, Вы с честью вышли из этой борьбы и трудностей, Вы приобрели даже любовь всех, – любовь, которую и ныне не престают свидетельствовать Вам Витебцы лично и письменно; но понятно каждому, насколько тяжело Ваше было там положение. Паства Харьковская свободна от подобного терния и волчцев; но тем не менее, с первого Вашего прибытия, Вы с любовью и энергией стали заботиться и о пастве Харьковской. Вами указан и введен более точный и строгий порядок при Богослужении, Вашей деятельностью и личным рассмотрением ускорено течение дел епархиальных, причем открыт к Вам доступ каждому для разъяснения недоразумений; но отраднее всего то, что у Вас нет зрения на лица; для многих ясным и осязательным сделалось Ваше беспристрастное и вполне правдивое отношение к делам и лицам. Имея пред лицом Пастыря, дающего образ благочиния, деятельности и правдивости, духовенство готово употребить все силы к точному исполнению Ваших указаний, – и тем снискать Вашу отеческую любовь и достигнуть высокого и счастливого состояния, да будет един Пастырь и едино стадо. С такими чувствами, мыслями и желаниями в знаменательный день Вашего Ангела, духовенство и имеет счастье принести Вам, Преосвященнейший Владыко, хлеб-соль».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Душу Мою положу тотчас за овец Моих стадо. Есть у Меня и другие, иные овчие гурты, И не в одном только этом священном явилися доме, 55 Рода иного, и Мне предстоит ещё привести их, Слышащих Мой призыв, и будет единая паства, Та и другая, одним лишь Пастырем только ведома. Ради того и любит Отец Меня, и положу Я Душу за овчее стадо, её да найду Я когда-то 60 Путь держащей ко Мне, вернувшейся. И ни единый Свод законов её не отнимет, ни время, вияся, Властное и никому не подвластное, даже судьбина, Вечно коварная, Сам Я стадо пошлю добровольно, Но уже обладая опять обретённою силой, 65 Ибо имею Отца веленье Всевышнего ныне По уложенью двойному – отдать, обретя её снова!» Снова народ евреев, услышав сие, разделился, Многие возопили гласом тогда многошумным: «Пусть же всё то, что сказал он, в пучинах ветра исчезнет! 70 Бес язвит его, гонит, одни лишь безумцы и могут Это сказать! Сумасшедших спешите слово услышать?» Прочие возражали единодушно устами: «Столь премудрые речи не от безумца лиются; Нет, не глупость сие – и разве сумрачный даймон 75 Смог бы зеницы слепого для белого света отверзнуть?» Снова был праздник всеобщий, в который снова все люди Памятованье годичное совершали: пред храмом Благоколонный притвор Соломон возвигнул, искусством Древлее уложенье празднеств святых обновивши. 80 Зимнее время пришло для хлада и непогоды – Иисус проходил внутри притвора святого, В многоискусном проходе святом галереи открытой, Пращура Соломона носящего имя. И там же Бросились сонмы евреев безумных к Нему, обступили 85 Тесным кругом Христа, возгласили словом немудрым: «Долго ль речами своими нас будешь лишать разуменья? Ехли ты вправду Христос и пришёл к нам, то молви открыто Слово собравшимся тут – иль имя своё ты скрываешь?» Иисус же всем вместе на это ответил: «Я часто, 90 Часто вам говорил, а вы не верили речи: То, что вершу Я – во Имя вершу Я Силы Отцовой; Всё – лишь свидетельство оной, отзвук в премудром безмолвье Образа красноречивого, зримого смертным; и все вы Зрели собственным оком, но верить тому не хотите! 95

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Закон пастырского служения повелевает пастырю радоваться с радующимися и в печали стенать вместе с пасомыми 899 . Пастырелюбивость предстоятеля должна быть главным руководящим началом и в его деятельности 900 , «чтобы быть ему не из числа тех пастырей, которые млеко едят, волною одеваются, тучное заколают, оскорбляют трудом... которые пасут самих себя, а не овец; но принадлежат к числу тех пастырей, которые могут сказать о себе с Павлом: кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется и меня не воспламеняет забота? Не ищу бо ваших, но вас» 901 . Пастырь должен быть готовым всегда всем жертвовать для блага паствы, не скрывать своих дарований, не закапывать своего таланта в землю, но наставлять вверенные ему души словом истины и соделывать их сообразными духу» 902 . Он должен жить не больше для себя, чем для других, стараясь идти и вести стадо прямым путем, не принимая разные виды, не соображаясь с обстоятельствами и делами, делаясь то таким, то иным, меняя разные цвета, подобно как полип принимает цвет камня, к которому он пристал; но всегда пребывая одним и тем же, – непоколебимым среди колебаний, несовратимым среди превратностей, являясь скалою, которая при ударах ветров и волн стоит незыблемо и сокрушает приражающихся к ней» 903 . Паства для пастыря – и слава, и радость, и венец похваления. Как здание или картина являются безмолвными выразителями или показателями гения зодчего или живописца, так и паства носит на себе следы пастырской любви и влияния своего предстоятеля, свидетельствуя о его внутренних качествах 904 . В практических житейских сношениях пастырь должен взять такой тон, который его необходимое в жизни верующих как света, судьи, ангела Божия не низводил бы с пьедестала беспристрастного и ровного отношения на обычную в житейской среде страсть к пересуживанию, по которой «людям всего приятнее рассуждать о чужих делах, особливо если увлекаются или благорасположением или ненавистью» 905 . Наконец, пастырю нужно иметь в виду определённые цели, определённый ясный идеал и применять определённые и наперёд обдуманные средства к достижению его. Его пастырские мероприятия не должны быть только «по поводу», с характером случайности. Его идеал – не есть что-либо туманное, расплывающееся, а – обдуманный, преднамеченный, сроднившейся с его душою. Как начальнику отряда нельзя рассчитывать на успех в борьбе с противником, которого он себе точно не представляет, так и пастырю нельзя вести пасомых к идеалу, не выяснившемуся в сознании его самого, их духовного вождя. Св. отец неоднократно предохраняет пастыря от увлечения туманными идеалами и случайными средствами. «Гони коня к цели... Всегда старайся, чтобы стрела твоя попадала в самую цель» 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010