Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (25.10.1193 - 6.01.1228), блгв. кн. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых). 6-й сын вел. кн. владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии (в иночестве Марфы), брат блгв. князей Константина , Георгия , Святослава (Гавриила) и Ярослава (Феодора) . Родился в канун именин отца, к-рый «веле оучинити сынови своемоу во свое имя Дмитреи в святом Кресщении, а княжее имя оучини емоу Володимир - деда своего имя, Мономаха Володимера» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 674-675). В кон. лета 1207 г. В. В. сопровождал отца в походе на Чернигов, зимой 1208/9 г. в войске брата кн. Константина участвовал в походе на Торжок. Согласно устному завещанию вел. кн. Всеволода, по сведениям поздних источников, В. В. должен был стать обладателем Москвы (ПСРЛ. Т. 7. С. 102; Татищев. Т. 3. С. 186; Рапов. С. 171-172). Однако более авторитетный «Летописец Переяславля-Суздальского» сообщает, что В. В. получил Юрьев-Польской (ПСРЛ. Т. 41. С. 129). Не исключено, что разногласие источников отражает разные этапы составления завещания вел. кн. Всеволодом. После кончины отца ( 15 апр. 1212) В. В. принял участие в междоусобной войне старших братьев - Константина и Георгия - сначала на стороне последнего, затем зимой 1212/13 г. признал старшинство Константина Всеволодовича, к-рый дал В. В. в держание Москву. В ответ Георгий передал Юрьевское княжество, принадлежавшее ранее В. В., кн. Святославу. В 1213 г., узнав о новом походе братьев против Константина на Ростов, В. В. вместе с москвичами и своей дружиной отправился осаждать Дмитров, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу. Поход не был удачным. После заключенного в 1213 г. мира между князьями Константином и Георгием, последний, «извед... из Москвы Володимера», послал его на княжение в Переяславль Русский. В 1215 г. В. В. женился на дочери черниговского кн. Глеба Святославича. Летом того же года, узнав о движении половцев на свой стольный город, князь отправился с дружиной навстречу противнику. Во время кровопролитного сражения В. В. потерпел поражение и попал в плен. Во 2-й выборке Новгородской Карамзиновской летописи под 1216 г. среди союзников вел. кн. Георгия и его брата Ярослава упоминается некий кн. Владимир (ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 108). Однако его отождествление с В. В. сомнительно, т. к. В. В. вернулся «ис Половець к братье», как утверждают все летописи, в 1217 г.

http://pravenc.ru/text/159120.html

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровой язвой. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня. Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносится в город Рыбинск, в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносится и после 5 июня и остается здесь до конца месяца. С 30 июня ее носят по окрестным селам и только к 12 августа возвращают в Югскую обитель. 20 августа она переносится в местечко Кой Тверской губернии и возвращается в обитель 7 сентября. 8 сентября она относится в г. Рыбинск и там остается до половины ноября. Сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители, т. е. 3 июня. 5 июня Игоревская икона 19 сентября 1147 года в Киеве был убит бывший великий князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу. Игорь был наголову разбит и заключен в темницу. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли на него чернь, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Викторова, сотрудница лагерной администрации Виталий (Введенский Владимир Федорович; 1870 – 25 марта 1950), архиепископ Дмитровский Владимир (f 28 июля 1015), святой равноапостольный князь Владимир (Богоявленский Василий Никифорович; 1848 – 7 февраля 1917), священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Убит Владимир (Шимкович Василий; 1841 – 7 января 1926), митрополит Воронежский и Задонский Войков Петр Лазаревич (1888 – 7 июня 1927), один из организаторов расстрела царской семьи. Убит в результате покушения Волагурин Владимир Иванович (1877–?), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Волков Всеволод Васильевич (1900–1942), брат О.В. Волкова Волков Олег Васильевич (1900 – 10 февраля 1996), писатель. В Соловецком лагере был дважды: с 1928 по 1929 гг., затем – с 1931 по 1933 гг. Автор воспоминаний о Соловках Вольтер (1694–1778), французский мыслитель Воробьев Алексей Константинович (1888 – 20 августа 1937), священномученик, протоирей. Арестован в сентябре 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Воронин, заключенный Враская Ольга Борисовна (1905 – 16 сентября 1985), библиограф, хранитель архива Η. П. Анциферова Второва-Яфа Ольга Викторовна (1876–1964), педагог. Автор воспоминаний о Соловках Вуль Леонид Давыдович (1899 – 28 июля 1937), сотрудник ВЧК-ОГПУ-НКВД, начальник Московского уголовного розыска (1931–1933). Расстрелян Вундт Вильгельм (1832 – 31 августа 1920), немецкий психолог, физиолог, философ Г Гавриил (Абалымов Николай Николаевич; 1881 – 31 июля 1958), епископ Осташковский. Арестован в 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Гавриил, архангел Гагарина, заключенная княжна 69 Гамалюк, заключенный повар Ганьковский Михаил Дмитриевич (1971 – 14 декабря 1937), заключенный сотрудник лагерной администрации Гарелина София Александровна (по мужу – Анциферова; 1899–1967), вторая жена Η. П. Анциферова Гвидон, литературный персонаж Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770– 1831), немецкий философ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины 7 сент. 1186 г. Новгородского архиеп. Илии (свт. Иоанна ) в Новгороде был избран нареченным владыкой его брат свт. Гавриил (Григорий) , который отправился в Киев и был поставлен Н. 29 марта 1187 г. При этом новгородский летописец отметил, что пригласили Гавриила на посвящение вместе с митрополитом южнорусские князья: «...прислаша по нь митрополит и вся княжья русьская, и пояша и с любовъю» (НПЛ. С. 38, 228-229). В 1189 г. Н. поставил во епископа Белгородского (в то время были викария Киевских митрополитов) игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря Адриана (Андреяна), духовного отца выдвинувшего его на епископство кн. Рюрика (Василия) Ростиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666). 23 янв. 1190 г. по просьбе кн. Всеволода Юрьевича Н. рукоположил во епископа Ростовского присланного в Киев духовного отца владимирского кн. Иоанна (Там же. Т. 1. Стб. 408). После кончины свт. Гавриила (Григория) 4 мая 1193 г. новгородцы и кн. Ярослав Владимирович, свояк вел. кн. Владимиро-Суздальского Всеволода Юрьевича, послали в Киев на поставление свт. Мартирия , бывш. игумена старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря , причем об избрании в Новгороде было предварительно сообщено Н., и тот против него не возражал («и послаша к митрополиту; и присла по нь с честью»). Н. и киевский кн. Святослав Всеволодович «прия и с любовью», после чего «поставиша и месяця декабря в 10» (НПЛ. С. 40; ср.: Там же. С. 231-232). В 1197 г. свт. Мартирий поставил в Новгороде ц. во имя св. Никифора (Там же. С. 43, 237). В том же году к Н. обратился кн. Всеволод Юрьевич с просьбой хиротонисать во епископа Переяславского Павла (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414), что, вероятнее всего, было исполнено. Хотя период правления Н. был весьма длительным, не сохранилось сведений о его поездках по митрополии. Во владимирском и в новгородском летописании Н. упоминается лишь в связи с сообщениями о поездках епископов на поставление в Киев. По-видимому, связи Н. с сев. епархиями были достаточно слабыми.

http://pravenc.ru/text/2565508.html

Иоанн сомнительный. 9 . АРКАДИЙ, Святой, избран и возведён на сени 7 в 1156 году, а по другим – в 1157 году из Игуменов Новгородского Успенского Аркажского монастыря. Хиротонисан в 1158 году. Преставился в 1165 году, Сентября 19, и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. II. Архиепископы Новогородские и Псковские 10 . ИЛИЯ, а в схимничестве ИОАНН, Святой, по пострижению хиротонисан в 1165 году в Епископа из священников Новгородской Власиевской церкви. В том же году пожалован Архиепископом, и с него в Новгороде учреждена Архиепископия. В 1171 году построил Благовещенский монастырь. При нём в 1169 году было знамение от Иконы Божьей Матери. В 1186 году, оставив Епархию, принял схиму и наречён прежним именем Иоанн. Того же года, Сентября 7, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Иоанна Предтечи. 11 . ГРИГОРИЙ, Святой, брат Святого Иоанна, именовавшийся в мире Гавриил, избран в 1186 году, по пострижению хиротонисан в 1187 году, Марта 29, а по другим – 31. Преставился в 1193 году, Мая 24, и погребён близ брата своего в притворе в теремце. 12 . МАРТИРИЙ, Святой, избран в 1193 году и того же года, Декабря 10, хиротонисан из Игуменов Спасского Старорусского монастыря. В 1199 году, Августа 24, преставился на озере Селигер, едучи во Владимир на Волынь к Великому Князю Всеволоду Юрьевичу. Тело его привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе в устроенном им притворе златой паперти. 13 . МИТРОФАН избран в 1199 году, хиротонисан в 1201 году, Июля 3. В 1211 году изгнан Новгородцами и сослан в Торопец на Городци. 14 . АНТОНИЙ, Святой, в мире именовавшийся Добрыня Ядренкович, избран и хиротонисан в 1212 году из монахов Хутынских. В 1220 году, по изгнанию его из Новгорода, определён в Перемышль. Митрофан, изгнанный в 1212 году, возвращён в 1219 году, а на Епархию вступил в 1220 году, скончался в 1223 году, Июля 3, и погребён в притворе Софийского собора. Арсений избран из Хутынских монахов в 1223 году, Июля 3, но через 2 года изгнан, не быв хиротонисан.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Применительно к XII в. архиепископский титул признаётся в лит-ре личным пожалованием, притом что в К-поле за новгородскими архиереями этот титул обычно не признавался (Янин, А. С. Хорошев, Я. Н. Щапов). Однако архиепископский титул имел не только преемник свт. Иоанна (Илии) на кафедре, его единоутробный брат свт. Гавриил (Григорий), но и следующий Новгородский владыка свт. Мартирий (уточнение титулатуры в надписи на его печати см.: Назаренко А. В. Архиепископы в Рус. Церкви домонгольского времени//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 69. Примеч. 18; исследователь справедливо утверждает, что к кон. XII в. «этот титул из индивидуального достоинства архиерея (Нифонт, Илия) превратился в достоинство новгородской кафедры»; см. тот же титул при имени Мартирия: Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Надпись-граффито 1198 г. из Георгиевского собора Юрьева монастыря//Города и веси средневек. Руси: Археология, история, культура. М.; Вологда, 2015. С. 481, 484). Церковные уставы, выданные Новгородской владычной кафедре Уставная грамота Новгородской епископии кн. Святослава (Николая) Ольговича была составлена вскоре после того, как он стал местным князем в 1136/37 г. и, вероятнее всего, по инициативе свт. Нифонта. Устав определил новый порядок получения домом Св. Софии финансирования из княжеской казны путем сбора доходов с погостов в Заволочье (Подвинье). Вместо традиционной десятины Святославом Ольговичем была установлена точная сумма выплат из княжеской казны епископу от даней, собранных княжеским служилым человеком домажиричем,- 100 гривен (в случае невозможности выплаты всей суммы домажирич должен был выделить 80 гривен, а князь - восполнить эту сумму 20 гривнами из своей «клети») (ДРКУ. С. 147-148). Церковь св. Иоанна Предтечи на Опоках. 1127–1130 гг., 1453 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь св. Иоанна Предтечи на Опоках. 1127–1130 гг., 1453 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Согласно т. зр. Б. Н. Флори , древнейшая часть новгородского Устава кн. Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных датируется 1176-1189 гг., т.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

9 . Аркадий, начинающий собой ряд Новгородских епископов из природных Новгородцев, которых избирали и назначали сами граждане. Он выбран был всем собравшимся на вече населением города из игуменов им самим построенного монастыря св. Богородицы (Аркажа) в том же 1156г. Без посвящения ведал епископью во дворе св. Софии до 1158г. 1300 ; посвящённый в этом последнем году, правил ещё 6 лет и умер 18 Сентября 1163г. 1301 . 10 . Илия, взятый из священников Новгородской церкви св. Власия на Волосовой улице, посвящённый 28 Марта 1165г. и после 21-летнего правления умерший 7 Сентября 1186г. В самый год посвящения получил от митрополита Киевского Иоанна сан архиепископа. В 1169г. было при этом епископе нашествие Суздальцев на Новгород, по поводу которого установлен праздник Знамения (о нём ниже). В области легендарной он знаменит своим путешествием на бесе в Иерусалим. Перед смертью (но не перед поставлением) он постригся в монахи с именем Иоанна. 11 . Гавриил, родной брат Илии, избранный в том же 1186г., поставленный 29 Марта 1187г., правивший в продолжение 8 лет и умерший 7 Мая 1193г., перед смертью также постригшийся в монахи с именем Григория. 12 . Мартирий. Об его избрании, совершённом в том же 1193 году посредством жеребья, в Новгородской летописи читается: «Новгородци с князем Ярославом и с игумены и с Софьяны и с попы гадаша промежу себе (о преемнике Гавриилу) – сии хотяху поставити Митрофана, а инии Мартуриа, а друзии Гричина, и бысть распря в них; и положиша на святей трапезе трие жребия и послаша с веча слепца, да коего нам Бог дасть, и вынеся Божиею благодатию Мартурия» 1302 . Он был приведён из Русы, где был игуменом им самим основанного монастыря. Поставленный 16 Декабря того же 1193 года, был на кафедре в продолжение 6 лет и умер 24 Августа 1199 года. 13 . Митрофан, вероятно, тот, о котором выше, не избранный самими Новгородцами, а поставленный великим князем Всеволодом Юрьевичем в том же 1199 году и после 10-летнего правления сведённый с престола в 1211 году, о чём в летописи читается: «того же лета на зиму, месяца Генваря в 22 на святого Климента, злодей исперва, не хотя добра, зависть вложи людем на архиепископа Митрофана с князем Мстиславом и не даша ему правитися и ведоша 17; в Торопець».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В это время происходило какое-то исправление в Иоанновском приделе; камень, обрушившийся со свода Церкви, сделал отверстие над гробом Иоанна, и Св. Евфимий с радостным изумлением увидел нетление схимы и его труженического тела. Рака устроена уже при Грозном; память совершается 7 Сентября. Много и по ныне ходит преданий в народе о святости жизни этого великого мужа; о чудном коне, привезшем ему два мешка золота на устроение храма Богоматери в Благовещенской Аркажской обители, когда он подвизался там еще простым иноком; о чудном путешествии его «на бесе, яко коне» в продолжении одной ночи из Новгорода в Иерусалим и обратно. Это событие написано на кругах древней раки Угодника. «Некогда убо святому, нощныя молитвы творящу, вниде бес в сосуд умывальный; Святый же запретив ему испусти его; и оградився честным крестом вседе на него; и обретеся тое нощи во Иерусалиме граде, и бысть в Церкви св. воскресения у гроба Господня, и паки тое же нощи обретеся в Новеграде в келлии своей; оттоле бес начат мечтание творити на святаго, всем людем видящим – аки блудницы в кельи святаго. Народи же сия видевше, изведше святаго из града на реку на плотец посадивше. Святый же поплове вверх p. Волхова, силою Божиею носимь. Сияже видевше народи, в след течаху моляще святаго. Святый же приста к брегу близь Св. Георгия обители, и тамо поучив их и прощенье дав им возвратися на престол свой». Мощи Угодника почивают открыто в богатой серебряной раке, в придельной Церкви Предтечи. 7. Св. Архиепископ Григорий 145 и прочие святители, почивающие под спудом После кончины Св. Иоанна, Новгородцы уважая память великого Святителя, избрали на кафедру родного брата его Григория, который, как видно, еще при жизни Иоанновой, разделял с ним труды по управлению паствой. Летописи ничего не говорят о том, какой духовный сан имел Григорий при жизни Иоанна; сказано только, что поставлен Архиепископом Новгороду Григорий, бывший в мире Гавриилом, родной брат Иоанна. Григорий мирно правил паствою шесть лет, и любимый Новгородцами, не вступался, как видно, в дела Веча и политику его с Всеволодом Георгиевичем В.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Таким образом обнаруживались в жизни его разные слабости, мешавшия преуспеянию в жизни христианской, и пастырям Церкви надлежало бороться с правилами язычества, оставшимися в жизни народной. «Иные вспоминали по временам разгульную жизнь язычества при прежних священных колодезях, реках, болотах», пишет архиеп. Филарет. «Там приносили жертвы, предавались пьянству, играли и плясали, бросали своих жен и брали новых». Огорчался этому Святитель митр. Иоанн и поучал пастырей, как бороться с этим злом. Он находил и таких, которые занимались волхвованием и чародейством; архипастырь повелел не только вразумлять их словами, но даже считал нужным против закоренелой привычки действовать телесным наказанием, только не проливать крови. Страсть к корысти побуждала некоторых христиан продолжать языческий торг рабами. Строго обличал таковых Святитель Иоанн. С привычками языческими действовал заодно во вред христианской жизни дух времени, невежественный и дышавший кровию во всей Европе, довольно мрачный и между греками. История древней Руси тоже представляет печальную картину диких раздоров. Удельные князья боролись друг с другом, старались захватить великокняжеский престол в Киеве. Брат восставал на брата, нередко дети поднимали оружие на отца, и отец на детей. Так протекали два столетия. Редко проходил год, о котором бы не сказала летопись: «бысть сеча зла». С умножением удельных князей положение ухудшалось. Упоминалось уже убийство Святополком Окаянным святых братьев князей Бориса и Глеба, убиение Св. вел. кн. Игоря киевлянами, Св. вел. кн. Андрея Боголюбского его дружинниками по подговору некоторых бояр. Ослеплены были князьями кн. Василько Волынский (1097) и позднее князья Ростиславичи. Необузданная вольность новгородцев подвергла страданию Св. кн. Всеволода-Гавриила. Сей достойный сын Св. вел. кн. Мстислава Великого много сделал для Новгорода. Он совершил в 1123 г. удачный поход в Финляндию, дважды ходил против безпокойных эстонцев. Богобоязненный и правдивый, он любил счастие их; искренно набожный, ограждал духовенство от бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010