В 63 г. до Р. Х. Гней Помпей захватил Верхний город и Храмовую гору, вошел в Святая Святых, уничтожил стены И. и заставил Хасмонеев подчиниться власти Рима. И. стал столицей Иудеи, части рим. пров. Сирия. Наследовавший Хасмонеям вассал Рима царь Ирод Великий был сторонником эллинизации И., его правление (37-4 гг. до Р. Х.) - период экономического процветания города, сопровождавшегося социальным расслоением. Царь Ирод перестроил в И. храм (см. Храм Иерусалимский ) и возвел гигантский дворец; во дворе цитадели и в Армянском саду, у юго-зап. угла совр. городской стены, и на горе Сион, за стеной Старого города, открыты части его вытянутой с севера на юг платформы высотой 4-5 м и площадью более 4 га (300-350×60-130 м) ( Bahat, Broshi. 1975). Севернее дворца воздвигли 3 новые башни - Фасаэля, Мариамны и Гиппика; связанные с городской стеной, они защищали как дворец Ирода, так и город. Основание одной из них (Фасаэля или Гиппика) известно как башня Давида у совр. Яффских ворот (см.: Johns. 1950; Amiran, Eitan. 1970). Ирод перестроил также башню Барис в сев.-зап. углу Храмовой ограды (37-35 гг. до Р. Х.), расширив ее до размеров большой крепости, и назвал Антонией в честь имп. Марка Антония (снесена имп. Титом). Она защищала Храмовую гору, служила казармой и дворцом. Возможно, здесь был преторий римлян (офиц. резиденция рим. прокуратора), куда на суд Пилата привели Иисуса Христа (Ин 18. 28 - 19. 16); однако идентификация вымостки в мон-ре жен. конгрегации Богоматери Сиона как упомянутого евангелистом Иоанном (Ин 19. 13) «лифостротона» (см. Гаввафа ) стратиграфически недоказуема ( Benoit. 1952). Как и арка «Се человек», она не связана с крепостью Антония и со временем Иисуса Христа, но относится к маленькому форуму эпохи имп. Адриана. По версии, предложенной Гибсоном, с преторием во дворце Ирода следует идентифицировать руины мощных построек в зап. части города, в районе башни Давида ( Gibson. 2009). По всему И. Ирод построил не менее 6 резервуаров, проведя к ним воду по акведуку длиной 24 км: 2 - в районе храма (Овчая купель, или Вифезда, и т. н. Израиль - оба к северу от храма), 1 - в Антониевой крепости (Струтион), 3 - в районе Яффских ворот (Мамилла; Иезекииля и Офеон к юго-западу от города).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Особую роль в новой библейской археологии играет пользующаяся уважением " новой археологии " этноархеология, использующая этнографические данные, собранные при исследовании примитивных культур древних народов, находившихся на сходном уровне развития. Новозаветная археология. Новозаветная археология сформировалась как отдельная дисциплина довольно-таки поздно. В числе первых объектов исследования стал Капернаум, описанный еще в 1857 г. Робинсоном, идентифицировавшим известную из Нового Завета синагогу, но не сумевшим определить местонахождение самого города (Тель Гум). Далее место часто описывалось, а в 1921 г. Г. Орфали были начаты систематические раскопки, продолженные в 1968 г. о.о. Корбо и Лофредда. Вифлеем и Церковь Рождества Христова впервые были обследованы Г. Венсаном и Ф-М. Абелем в 1914 г.; в Назарете раскопки проводил М. Вио в 1890-1909 и Б. Багатти в 1954 г. Кабинетные археологи также составили многотомные описания новозаветных Антиохии, Эфеса, Лаодикии и Афин. В 1960 г. Олбрайт в пересмотренное издание Археологии Палестины включил арку " Се Человек " (Ecce Homo), предполагаемый помост Гаввафа, новозаветный уровень Иерихона (раскопки 1950-1951гг.), Иорданские города Гераза и Петра, синагоги Галилеи (в том числе в Капернауме), некоторые эпиграфические надписи, с именами известными из Нового Завета. Свитки Мертвого моря не были упомянуты Олбрайтом, но Дж. Райт в своей " Библейской археологии " 1962 года говорит о них подробно. Тем временем в Иерусалиме до войны 1967 года было произведено 46 раскопок такими известными исследователями, как Р. У. Гамильтон, М. Ави-Йона, К. Кеньон, Дж. Хеннеси, интересовавшихся определением местонахождения Голгофы, Гроба Христова, городских стен Новозаветного времени, дворца Ирода. Раскопки в Кесарии, административном центре Римской Палестины, проводились с 1948 по 1963 такими светилами, как Дж. Ори, М. Ави-Йона, А. Фрова, А. Негев, Э. Линк. С 1960-х интересы исследователей постепенно переместились от классического искусства и археологии к следующим вопросам: топография новозаветной Палестины, размеры и население древних городов и деревень, реконструкция сельской и городской жизни, природы и степени эллинизации, уровень греко-арамейского билингвизма, природа и уровень урбанизации, понимание еврейских похоронных обычаев, изучение синагогальной архитектуры, идентификации домовых церквей, особенности римского правления в Иудее, определение прожиточных минимумов, изучение региональной римской архитектуры, исследование водных систем, определение древних способов изготовление оливкового масла и вина. В силу известных трансформаций, вызванных победным шествием " новой археологии " , в современной литературе чаще всего встречается понимание новозаветной археологии, как части Римской археологии восточного Средиземноморья.

http://bogoslov.ru/article/293744

Среди послеапостольских авторов не было обращенных евреев, если не считать Егезиппа; никто из них не мог читать по–еврейски и писать на гебраизированном греческом языке. После разрушения Иерусалима церковь окончательно отделилась от синагоги и между ними возникла непримиримая вражда. 2 . Автор был палестинским евреем. Мимоходом и без всяких усилий он проявляет несомненные признаки досконального знания Святой Земли и ее обитателей в период до разрушения Иерусалима. Он прекрасно знаком с топографией Святого города и его окрестностей. Он говорит, что купальня Вифезда находилась у Овечьих ворот и имела пять крытых ходов ( Ин. 5:2 ) и что название купальни Силоам в переводе означает «Посланный» ( Ин. 9:7 ); пишет, что притвор Соломонов находился «в храме» ( Ин. 10:23 ) и что за потоком Кедрон «был сад» ( Ин. 18:1 ); ему известно, где находится претория ( Ин. 18:28 ), а также места под названием «Гаввафа» ( Ин. 19:13 ) и «Голгофа» ( Ин. 19:17 ); он знает, что Вифания находилась «стадиях в пятнадцати» от Иерусалима ( Ин. 11:18 ) и не путает ее с Вифанией при Иордане ( Ин. 1:28 Синодальном переводе «Вифавара при Он называет дату начала реконструкции храма при Ироде ( Ин. 2:20 ). Он также хорошо знаком с другими областями Палестины и не допускает таких ошибок, какие часто делают иностранцы. Он называет Кану «Галилейской» ( Ин. 2:1; 4:46; 21:2 ), чтобы отличить ее от другой Каны; Енон, по его словам, находится «близ Салима», где «много воды» ( Ин. 3:23 ), а самарийский город Сихарь – близ «колодезя Иаковлева» и в виду горы Гаризим ( Ин. 4:5–6,20 ). Ему известны размеры Галилейского моря ( Ин. 6:19 ); он описывает Вифсаиду как «город Андрея и Петра» ( Ин. 1:44 ) и отличает ее от Вифсаиды–Юлии, что на восточном берегу Иордана; он описывает Назарет как город, ничтожество которого вошло в поговорку ( Ин. 1:46 ). Иоанн хорошо разбирается в запутанных политико–духовных мессианских идеях и чаяниях иудеев ( Ин. 1:19–28,45–49; 4:25; 6:14–15; 7:26; 12:34 и др.); во враждебных взаимоотношениях евреев и самарян ( Ин. 4:9,20,22; 8:48 ); в иудейских обычаях и обрядах, таких как крещение ( Ин. 1:25; 3:22–23; 4:2 ), очищение ( Ин. 2:6; 3:25 и др.), ритуальное осквернение ( Ин. 18:28 ), праздники ( Ин. 2:13,23; 5:1; 7:37 и др.), обрезание и суббота ( Ин. 7:22–23 ). Он также знаком со свадебными и погребальными обрядами ( Ин. 2:1–10; 11:17–44 ) и характером фарисеев, знает о влиянии последних на синедрион и о взаимоотношениях Анны и Каиафы. Упрек Бретшнейдера в том, что автор ограничивает срок действия полномочий первосвященника одним годом, объясняется неверным истолкованием фразы «на тот год» ( Ин. 11:49,51; 18:13 ), которую следует понимать как указание на тот памятный год, когда Христос умер за грехи народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Кое-какие полномочия у Пилата, разумеется, есть, но все это дано ему свыше и точно так же дано иудеям поступать так, как они поступают. Что не снимает ответственности ни с них, ни с префекта, но степень этой ответственности – различна. Первосвященники совершают большее зло, что становится очевидным из следующего эпизода: Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Существует точка зрения, что первосвященники будто бы знали, что в лице Иисуса перед ними стоял никто иной как Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, и они, тем не менее, сделали все, чтобы отправить Его на крест. Я не считаю нужным доказывать невозможность такой проницательности и мышления современников Иисуса в богословских категориях IV века после Р.Х., но тем не менее первосвященники предали именно Бога Израилева, отреклись от Него при всем народе: Нет царя кроме кесаря! Так предается не только Иисус, в Котором они отказываются видеть Мессию, но и Мессия, которого они, как уверяют, ждут. И более того: предается Бог, о котором Писание, псалмы и пророки говорят как о единственном подлинном Царе, тогда как языческие цари обличаются как жалкие пародии на Него. Нет власти не от Бога, но власть этих узурпаторов попущена в наказание как доказательство от противного подлинности только одной – божественной власти. И понятно, к чему в дальнейшем могло привести такое «руководство». Разрушение иерусалимского Храма – закономерный результат совершившегося здесь предательства. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по- еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по — еврейски, по-гречески, по-римски.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-kt...

Составитель так называемой «Хроники пасхальной» (начало VII в.) в предисловии к ней усиливается доводами из Писания и из сочинений прежних церковных писателей доказать, что Господь в последний год Своего служения Пасхи законной не совершал. Свидетельства Аполлинария, Климента и Ипполита, которые он приводит, мы указали выше. Сам же он говорит: «Господь наш и Бог Иисус Христос , явившись на земле и живя с людьми, по человечеству с Ним единосущными, яко человек, в годы Своей жизни до проповеди и во время проповеди совершал с Своим народом законную Пасху, вкушая прообразовательнаго агнца. Ибо Сам сказал в Евангелии: не приидох разорити закон, но исполнити ( Мф.5:17 ). Когда же окончил Свою проповедь , не вкушал агнца, но Сам пострадал, яко истинный агнец, в праздник Пасхи, как учит Богослов и евангелист Иоанн в своем Евангелии. Он говорит: ведоша Иисуса от Каиафы. Бе же утро, и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин.18:28 ). И спустя немного: Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, глаголемом Лифостротон, еврейски же Гаввафа. Бе же пяток пасхи, час же яко шестый ( Ин.19:13–14 ). «Так читается в исправных списках, – прибавляет составитель хроники, – и в самом собственноручном списке евангелиста, который доселе благодатию Божиею хранится в святейшей Церкви Ефесской и которому верные воздают там поклонение». И опять тот же евангелист говорит: Иудее же, понеже пяток бе, да неостанут на кресте телеса в субботу: бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут ( Ин.19:31 ). Итак, в тот самый день, когда иудеи готовились ввечеру есть пасху, распят Господь наш и Спаситель Христос, соделавшийся жертвою для причащающихся с верою Его Таинства, по написанному у блаженного Павла: пасха наша, за ны пожрен бысть Христос, а не так, как некоторые по неведению (‘αμαθα) утверждают, будто Он предан после вкушения пасхи. Сего ни из Евангелия мы не знаем, ни из блаженных апостолов никто не предал. Господь наш и Бог Иисус Христос к году Своего страдания за нас не ел пасхи по закону, но, как я сказал, Сам пожрен был за нас, яко истинный Агнец, в праздник сениописапной Пасхи, в пяток, в 14-й день месяца» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Большая часть сведений, которыми мы располагаем из других источников и которые подтверждают то, что передает нам богодухновенный писатель, появились благодаря археологии. Но, как пишет профессор Томпсон, удивительные свершения в области археологии только начинаются. 720 Характерно и то, о чем говорит Эдвард Мейер, на данный момент, возможно, самый крупный авторитет в области истории I века по Р. X.: Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов он называет «одними из самых интересных сочинений, доставшихся нам от античности». 721   Примечания 1. Русскому читателю, вероятно, будет интересно узнать, что проконсул Сергии Павел почитается в качестве местночтимого святого Православной Церковью Кипра. 2. Здесь имеется в виду литра – римская мера веса, римский фунт. Эта мера упоминается и в Новом Завете ( Ин. 19, 39 ).   Евангелие от Иоанна   Археология пролила свет и на некоторые из проблем, связанных с Евангелием от Иоанна. 1. Вопрос о том, когда было написано это Евангелие, решился практически окончательно в 1935 году, после того как в библиотеке Джона Райлендса в Манчестере Робертсом был найден фрагмент одного папируса. О содержании, ценности его и мнениях специалистов по поводу этого важнейшего археологического открытия было достаточно детально рассказано выше. 722 2. Подробно писали мы также о словах «равви» и «учитель», которые встречаются в этом Евангелии, и о сомнениях некоторых авторов, считающих, что эти слова появились якобы позже времени Иоанна. Данные археологии подтвердили, что наименования «равви» и «учитель» широко употреблялись во времена Господа нашего Иисуса Христа. Доказано и то, что такие имена, как Лазарь, Марфа, Мария, Елизавета, Саломея были очень распространены в I веке. Но и об этом было уже сказано достаточно. 723 3. Иоанн повествует о том, как во время суда Пилат вывел Господа из претории, а сам сел на судейское место, расположенное на месте, глаголемом Лифостротон, которое на еврейском (арамейском) языке называлось Гаввафа ( Ин. 19, 13 ). Слово «лифостротон» означает некое место, вымощенное камнями или выложенное мозаикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

И вот Христос опять в суде, в месте, которое называется Лифостротон (греч. - каменный помост) и Гаввафа (евр. - высокий помост). Пилат выходит к толпе, стоящей внизу. Он говорит о том, что арестованный невиновен, и ссылается на Ирода, но идет на уступки: во-первых, приказывает " наказать его бичами " , во-вторых, " есть же у вас обычай, чтобы я один отпускал вам на пасху, хотите ли, отпущу вам царя Иудейского? " (такой обычай не находит подтверждения в иудейских источниках, но был у римлян и греков - у римлян в дни lestisternia - в день рождения императора и в другие царские дни: у греков на праздники фесмосфорий (день Цереры как законодательницы). Пилат знал, что Христа поедали из зависти, но народ стал требовать Варавву (сына раввина). Апокриф в этом месте (Никодим) говорит о предостережении, посланном Пилату его женой- Клавдией Прокулой. Эфиопская церковь называет ее Аброкла. С похвалой о ней упоминают Иларий и Августин. Вот тут-то Пилат и " умыл руки " этом говорит только Матфей. Такое умывание - еврейский обычай. Он имеет место только в таких случаях, когда находили труп и убийца не был известен. Навряд ли Пилат пошел бы на потом " взял Христа, приказал бить его " . Это не иудейское наказание (то ограничивалось 40 ударами), а чисто римское (quaesto per tromento), бичевание уже предполагало казнь, распятие; бичевали вязовыми прутьями, но бичевали и плетьми, к концам которых привязывали костяные иглы или куски свинца. Осужденного раздевали догола и, согнув, привязывали к низкому столбу. " Присутствовавшие при таком бичевании, - говорит Евсевий, - приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых нервов, так что члены лежали совсем разбитые и видны даже внутренности " . Как свидетельствует Ульпиан, забивали и до смерти. Так как Христа били не ликторы, а солдаты, то были применены бичи. Смотрел весь полк. Суть обвинения (присвоение титула величества) была известна, и вот солдаты устроили представление. " На плечи набросили кусок шерстяной материи, окрашенной коккусом (багряную ризу - хламиду) " Фаррар думает: " какой-нибудь заброшенный военный плащ " (с пурпурными нашивками - из гардероба претории). Вместо короны возложили венец из терния, в руки дали скипетр (трость) стебель палестинского тростника вроде нашего, но толще и тверже, - солдаты припадали к земле и приветствовали Христа криками, а после били по лицу. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вот что поразительно! Сами кричат, что хватит нас уже уговаривать, нас не переубедишь, мы готовы взять на себя и на наших детей вину!.. И еще одно: Евангелисты сообщают, что требовали распять Иисуса вожди и какое-то количество, по-видимому, специально пришедших людей. Но Матфей употребляет заведомо некорректное выражение «весь народ» ( Мф. 27:25 ). Похоже, Матфей, выйдя за рамки исторических фактов, хотел сформулировать богословскую причину тех страшных бедствий, которые впоследствии выпали на долю еврейского народа. Евангелист Лука сообщает, что Пилат, желая сохранить жизнь Иисусу, хотел наказать Его и на том кончить дело: Сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его… итак, наказав Его, отпущу… Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу ( Лк. 23:14 сл.). Интересно, что история подобные примеры знает. Именно это произошло в случае Иисуса бар Анании, пророка, который выступал против Иерусалима и Храма через тридцать лет после Иисуса Христа. Это была итория, очень схожая с Евангельской (не везло еврейским вождям на Иисусов , а, может, это было последнее-препоследнее предупреждение Божие евреям? Не вняли. И через несколько лет началась буря Иудейской войны, которая все смела на своем пути). Иисуса бар Ананию схватили, как и Иисуса из Назарета, хотели казнить, потащили к прокуратору Альбину (62 г. по Р.Х.). Но тот отказался выносить смертный приговор, признал пророка умалишенным и приказал отпустить, только предварительно «бичевать так, чтоб спустить кожу» ( Флавий Война 6. 5). …Пилат отпускает Варавву, а Иисусу выносит смертный приговор. Вот как подробно описывает это Евангелист Иоанн: Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие ( Ин. 19:12-16 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Предание говорит, что на этот свод Пилат выводил из Претории Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом и, указывая на Него рукою, говорил стоящему внизу народу: «се человек!» Тогда первосвященники и служители, увидев Иисуса, закричали: «распни! распни Его!» Пилат говорил им: «распните Его вы сами, а я не нахожу в Нем вины», и здесь же, на этой арке, умывал руки, как бы объявляя себя пред народом что он чист от греха за пролитие крови Богочеловека. Недалеко от этой арки, на страстной же улице, мы заходили в католический монастырь, находящийся на месте бывшей Претории, где Спаситель наш претерпел жестокие оскорбления от римских воинов. Из Претории мы пошли к Овчей купели (Вифезда), в которой Ангел всякое лето возмущал воду, делая ее способною исцелить одного больного, успевшего прежде других броситься в эту купель. Здесь Небесный Врач Иисус Христос очистил такого больного, который в течение 38 лет не мог дождаться своей очереди, чтобы, по возмущении Ангелом воды, первому покупаться в ней. Теперь в этой купели воды нет и, как видно, обветшалые турецкие строения со временем не оставят и следа этой достопамятной купели и благодатной целительницы. Отсюда мы уже направились в свою квартиру. На пути нам еще кое-что показывали, именно: где был дом Иоакима и Анны, дом Пилата и крыльцо, называемое в Евангелии: «лифостротон», или по-еврейски – Гаввафа. На это крыльцо Пилат выводил Иисуса Христа и говорил волнующимся Иудеям: «се царь ваш!» на что неверующие иудеи неистово кричали: «распни! распни Его!» 13 ИЮЛЯ. В 7 часов утра мы вместе с архим. Антонином отправились в Гефсиманию. Дорога сюда идет по северной стороне Иерусалима. Невдалеке от городской ограды 15 архим. Антонин показывал нам два участка, принадлежащих русскому консульству. Пришедши на конец города и не доходя до места мученичества первомученика и архидиакона Стефана (близ Гефсиманских ворот), мы поворотили влево и, перешедши сухой Кедрский поток, достигли погребальной пещеры Богоматери. Пока я не был на этом месте, мне представлялось, что погребальная пещера Богоматери находится в роскошном саду и над нею великолепный монастырь с позолоченными куполами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому основание, предмет и цель всякого познания, как полного и животворного, Апостол Иоанн полагает в любви; она есть и результат, и движущий нерв всех его созерцаний. Отмеченные естественные свойства духа Апостола Иоанна и особенности в раскрытии и изложении им христианского учения отчетливее всего отпечатлелись на первом послании в виду указанного выше значения его; результатом этого явилось то, что послание оказывается в высшей степени трудным для изъяснения. Правда, на первый взгляд речь Апостола представляется совершенно понятною: образ выражения в послании ясен и прозрачен, связь мыслей простая, безыскусственная. Но под этой простотой скрываются неисследимая глубина и неисчислимое богатство. Как просты слова: жизнь, свет, истина, любовь, праведность, пребывание в Боге, рождение от Бога.., и однако кто может проникнуть в самое основание их и дать им точное выражение? Одним из существенных условий уразумения его является симпатия, духовное сродство с Апостолом Иоанном. Если для понимания каждого писателя необходимо проникнуться его духом, сродниться с ним, то тем более это необходимо для постижения всей глубины богословствования Апостола Иоанна, раскрывающего истину более с божественной, чем с человеческой стороны. Весьма поучительны следующие слова св. Иоанна Златоуста : «вещает муж с небес и издает глас сильнее грома. Он своим гласом объял и наполнил всю вселенную не потому, чтобы вопиял слишком громко, но потому, что двигал язык силою божественной благодати. Сын грома, возлюбленный ученик Христов, столп церквей, сущих во вселенной, тот, кто имеет ключи неба, кто испил чашу Христову и крещением Его крестился, кто с дерзновением возлег на перси Господни, ныне приходит к нам... в одежде, имеющей красоту безыскусственную: он является нам облеченный во Христа... истканный и составленный из самой истины... Местом действия служит для него небо, зрелищем – вселенная; зрителями и слушателями – все Ангелы и из людей те, которые подобны Ангелам или желают такими сделаться. Ибо только такие могут отчетливо постигать это благозвучие, обнаруживать его и в делах (своих) и быть такими слушателями, каким надобно быть. Все другие, как малые дети, хотя и слушают, но не разумеют того, что слушают.... (Бесед. на Еванг. Иоанна, т. I, русский перев. СПб. 1854, стр. 5–7; в новом переводе С.-Петербургской духовной академ. т. V. 1902 г., кн. 1, стрн. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010