Вслед за Аристотелем А. В. выделяет в душе 3 способности: растительную (vegetabile), чувствующую (sensibile) и разумную (rationale), к-рые вместе составляют одну субстанцию (una substantia), одну душу (una anima) и одну действительность (unus actus) (Sum. de creatur. II 51b). Деятельность души распространяется на все части тела и на все тело в целом, в к-ром она присутствует сразу повсюду (Sum. theol. II 350a; 353b). Разум (intellectus) представляет собой высшую способность души. Он имеет двойственную природу - как деятельный и как возможный разум (intellectus agens et intellectus possibilis) (In I Sentent. 524a). В отличие от Аверроэса А. В. полагает, что обе эти способности не составляют принципов, отдельных от индивидуальной разумной души, но соединены с ней, входя в ее структуру (de constitutione ipsius), и суть ее существенные силы (Sum. de creatur. II 249b; 258а). Однако вслед за блж. Августином А. В. утверждает, что единственный истинный и независимый Деятельный Разум (intellectus agens vel practicus) - это Бог, Который производит все формы, как для общего, так и для единичного, из Себя Самого (formans ex se ipso) (Sum. theol. I 333b). Его умственный Свет (lumen intellectuale) есть не только причина всего умопостигаемого (omnis intelligibilitatis), но и причина познавательной способности для ангельского и человеческого разума (Sum. theol. I 31a). В процессе познания деятельный разум человека анализирует данные чувственного опыта и посредством абстрагирования выделяет общие формы из единичных предметов и тем самым разрешает их в простое умопостигаемое бытие (in simplici esse intellectuali) (Sum. theol. I 333b; Sum. de creatur. II 246b). Для пояснения этого механизма А. В. использует аристотелевский образ: подобно тому как телесный свет, освещая поверхность, делает явными ее цвета со стороны их формы (formale colorum), так и деятельный разум, направляя свой умственный свет (lumen intellectus agentis; lumen intellectuale) на единичные представления, актуализирует содержащиеся в них умопостигаемые формы (formale intelligibilium) (Sum.

http://pravenc.ru/text/115902.html

Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 657BC, p.231 (cap. quing. IV, 64). Ср. Евагрия, Cap. pract. 56, PG.40, 1233C-D; р. п., с.579 [с.109, гл.84] 621 Сар. theot. II, 53 [р. п. I, 244]. Quaest. et dubia 19, PG.90, 800C, p.306; Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392B-C, p.86 [р. п. II,121]; Ambigua, PG.91, 1401D-1404A, f.259a; см. прим.5 и выше, гл.«Грехопадение человека», прим. 28. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р. п. II.3,27. 622 Cap. de charitate I,92; IV, 15. 44 [р. п. I,106,136,138–139]. 623 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D. p.268–269 (cap. quing. V,9.10); 709A, p.260 (cap. quing. IV, 97). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [р. п. I,192]; 901D, p.362. Ep.2, PG.91, 400B, p.223. 624 Cap. de charitate II,83, 98 [р. п. I,118,121]. 625 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 397C, p.90 [р. п. II,125]; LXIV, 709B, p.260 (cap. quing. IV,98). Ambigua, PG.91, 1117A, f.140b; 1381B, f.25 Ib. Св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. horn. IX, PG.44, 972A; р. п. III,245; De virgin. 8, PG.46, 353B-C; р. п. VII,324. Преп. Дорофей, Doctrina X, 4, PG.88, 1728BC; р. п., с.123. 626 Cap. de charitate II,32 [р. п. I,111–112]. Ambigua, PG.91, 1084A, f.125a. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D, p.268–269 (cap. quing. V,9). Евагрий, Cap. pract. 65, PG.40, 1240A; р. п., с.582 [с.120, гл.1]. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р. п. II. З, 27. Преп. Дорофей, Doctrina III, I, PG.88, 1625D; р. п., с.50 (совесть). 627 Ambigua, PG.91, 1129В, f.146a. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681B, p.244; LXIV, 725D, p.270 (cap. quing. V,13); LI,4777B, p.134. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893A; р. п. II.4,27; Or 49, n.6, PG.36, 364D; р. п. III,227. 628 Ambigua, PG.91, 1116C-D,1113D, f.140a. 139a-b Ср. Cap. de charitate III,72 [р. п. I,130]. 629 Ambigua, PG.91, 1113C-D. 1157D-1160A, f.139a-b. 159b. Св. Григорий Нисский, De virgin. 4, PG.46, 348A; р. п. VII,316. 630 Ambigua, PG.91, 1204D-1205A, f.179b-180a (cap. quing. V, 80. 92). 631 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 725B, p.269; XXXIX, 392B-C, p.86 [р. п. II,121]. Св. Григорий Богослов, Or.45, n.12, PG.36, 640AB; р. п. IV.3, 133. О естественном и писанном законе см. у св. Григория Богослова, Or.40, n.6, PG.36, 364D; р. п. III, 227; преп. Дорофея, Doctrina I,1, PG.88, 1620АВ; р. п., с.20; ср. у св. Афанасия Великого, De incarnatione Dei Verbi 12, PG.25, 117A; р. п. I.2, 206. 632

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Евангельский закон не упразднил других законов: он лишь яснее выразил их духовную сущность. По существу все законы однородны 640 . Поэтому исполнение того или другого из них обязательно для каждого, смотря по степени его духовной зрелости 641 , начиная с самого простого – писанного – и кончая самым трудным – духовным. Само собой разумеется, что все эти законы должны быть использованы и при построении аскетики. Преп. Максим тщательно изучил путь спасения по всем этим законам. Он три раза прошелся по широкому полю аскетики, изучил жизнь подвижническую с трех указанных точек зрения, и в результате представил единую стройную систему аскетики, гармонически совместившую элементы всех трех законов. 621 Сар. theot. II, 53 [p.n.I, 244]. Quaest. et dubia 19, PG.90, 800C, p.306; Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392B-C, p.86 [p.n.II,121]; Ambigua, PG.91, 1401D-1404A, f.259a; см. прим.5 и выше, гл. «Грехопадение человека», прим. 28. Св. Григорий Богослов , Or.14, n.27, PG.35, 893А; p.n.II.3,27. 623 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D. p.268–269 (cap.quing. V,9.10); 709A, p.260 (cap.quing. IV, 97). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [p.n.I,192]; 901D, p.362. Ep.2, PG.91, 400B, p.223. 625 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 397C, p.90 [p.n.II,125]; LXIV, 709B, p.260 (cap.quing.IV,98). Ambigua, PG.91, 1117A, f.140b; 1381B, f.25 Ib. Св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. horn. IX, PG.44, 972A; p.n.III,245; De virgin. 8, PG.46, 353B-C; p.n.VII,324. Преп. Дорофей, Doctrina X, 4, PG.88, 1728BC; р.п.,с.123. 626 Cap.de charitate II,32 [p.n.I,111–112]. Ambigua, PG.91, 1084A, f.125a. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D, p.268–269 (cap.quing.V,9). Евагрий, Cap.pract. 65, PG.40, 1240A; р.п., с.582 [с.120,гл.1]. Св. Григорий Богослов , Or.14, n.27, PG.35, 893А; p.n.II.З, 27. Преп. Дорофей, Doctrina III,I, PG.88, 1625D; р.п., с.50 (совесть). 627 Ambigua, PG.91, 1129В, f.146a. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681B, p.244; LXIV, 725D, p.270 (cap.quing.V,13); LI,4777B, p.134. Св. Григорий Богослов , Or.14, n.27, PG.35, 893A; p.n.II.4,27; Or 49, n.6, PG.36, 364D; p.n.III,227.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕГРАДАЦИЯ [лат. degradatio], в католич. Церкви каноническое наказание лишением сана, к-рое сопровождается потерей церковной должности, бенефиция, всех привилегий духовного сословия и переводом в мирское сословие. В отличие от правосл. Церкви (см. ст. Лишение сана ) в католич. в силу учения о неизгладимости священства лицо, подвергшееся Д., сакраментально продолжает сохранять свою принадлежность к клиру. Наказание исключением из духовного сословия восходит, вероятно, к наказанию в рим. армии: совершившие преступления солдаты изгонялись из армии. Наказание для духовных лиц в форме лишения должности и сана упоминается, в частности, в новеллах Юстиниана (Novell. Just. 83). Глагол degradare в значении понижения в статусе, низложения, отстранения от должности и исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или с саном, а также лишения сана, к-рый употреблялся в отношении как духовных лиц, так и мирян, встречается в сочинениях церковных авторов с IV в.: Оптата , еп. Милевского ( Optat. De schism. donat. VI 6), Амброзиастера ( Ambrosiaster. In epistolam beati Pauli ad Galatas. III 2-3//PL. 17. Col. 352C-353B), блж. Августина ( Aug. Enchirid. 21), папы Льва I Великого ( Leo Magn. Ep. 111. 2), Венанция Фортуната ( Venantius Fortunatus. Vita Radegundis reginae Francorum. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 2. S. 364-377), в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 63. 4) и др. Производное от глагола существительное degradatio появляется у блж. Августина ( Aug. De fide et operibus. II 3//PL. 40. Col. 199), у Григория I Великого ( Greg. Magn. Reg. epist. I 32). До XII в. глагол degradare и существительное degradatio применительно к духовным лицам были синонимами deposimio, также обозначая низложение, отстранение от должности, лишение сана. Чтобы отличать Д. от низложения, ее иногда описывали как sollemnis depositio (букв.- торжественное низложение). В XII в. в ходе постепенной реформы церковного, в первую очередь папского, судопроизводства, начатой в рамках борьбы со злоупотреблениями духовенства, развивалась система церковных наказаний. Происходит разделение терминов deposimio (низложение с должности и отстранение от исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или саном) и degradatio (лишение сана, низложение, сопровождавшееся лишением привилегий духовного сословия), окончательно оформившееся в нач. XIII в. Новое значение термина «Д.» как самого тяжелого наказания для духовного лица, лишавшего сана и всех привилегий сословия, было закреплено в Декреталиях Григория IX (иначе «Liber Extra», 1234), вошедших затем в состав «Corpus iuris canonici» . Следующий крупный свод декретального права «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (1298) зафиксировал процедуру совершения Д.

http://pravenc.ru/text/171567.html

164 . Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho//PG 91. Col. 288A-353B. 165 . Maximus Confessor. Epistola 12 ad Ioannem cubicularium de rectis Ecclesiae Dei decretis, et adversus Severum haereticum//PG 91. Col. 460A-509B. 166 . Maximus Confessor. Epistola 13 ad Petrum illustrem, oratio brevis seu liber, adversus dogmata Severi//PG 91. Col. 509B-533A. 167 . Maximus Confessor. Epistola 15 de communi et proprio, hoc est, de essentia et hypostasi, seu persona, ad Cosmam diaconum Alexandrinum//PG 91. Col. 544C576D. 168 . Maximus Confessor. Ambigua ad Thomam//Maximi Confessoris Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eundem/B. Janssens, ed. Turnhout: Brepols, 2002 (Corpus Christianorum, Series graeca; 48). P. 3–34. 169 . Maximus Confessor. Ambigua ad Iohannem//Constas N. On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2014. Vol. 1–2. 170 . Nicephorus Callistus. Ecclesiastica Historia//PG 145. Col. 560A-1332B; T. 146; T. 147. Col. 9A-448C. 171 . Nicetas Choniates. Thesaurus Orthodoxae Fidei. Lib. IX. De Eutychete//Dieten J. van. Zur Uberlieferung und Veroffentlichung der Panoplia dogmatike des Niketas Choniates. Amsterdam: Hakkert, 1970. P. 50–59. 172 . Olympiodorus diaconus. Contra Severum Antiochenum//PG Т. 89. Col. 1189B-D. 173 . Origène. Commentaire sur Saint Jean/C. Blanc, ed. P., 1966 (Sources Chrétiennes; 120). T. 1. 174 . Origenes. Contra Celsum//Origène. Contre Celse. T. I. (Livres I–II). P., 1961 (Sources Chrétiennes; 132); Origène. Contre Celse. T. IV (Livres VII–VIII). P., 1969 (Sources Chrétiennes; 150). 175 . Pamphilus Theologus. Diversorum capitum seu difficultatum solutio/J. H. Decklerq, ed. Turnhout, 1989 (Corpus Christianorum, Series graeca; 19). P. 127–261. 176 . Paul d’Antioche. Sectes Chrétiennes//Khoury Р. Paul d’Antioche, évque de Sidon (XII s.). Beyrouth, 1964. P. 84–97. [на арабск. яз.] 177 . Paulus Antiochenus. Epistula ad Theodosium archiepiscopum Alexandriae. Lovanii, 1933 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 103). P. 68–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Col. 312D; Vita C [BHG, N 1755d]//Ibid. Col. 297). Исключительно ценным историческим источником, очевидно, было Житие свт. Мефодия, написанное Г. А. Последним на него ссылается в кон. XII - нач. XIII в. Никита Хониат , почерпнувший оттуда информацию о ереси «лизикиан» ( Nicetae Choniatae//PG. 140. Col. 281D). Сохранившееся Житие патриарха Мефодия (BHG, N 1278) представляет собой переработку сочинения Г. А., осуществленную, вероятно, в Студийском мон-ре в игнатианском духе (наиболее ранняя рукопись - Vatic. gr. 1677, студийский кодекс 1-й пол. X в.). Известна печать Григория, архиеп. Сицилийского, датируемая IX в., к-рая, по-видимому, принадлежала Г. А. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1963-1981. Pt. 5. 887). Соч.: Nicetae Choniatae Thesaurus orthodoxae fidei//PG. 140. Col. 281D-284A [эксцерпт из Жития Мефодия]; Dagron G. Le traité de Grégoire de Nicée sur le baptême des Juifs//TM. 1991. Vol. 11. P. 313-357. Ист.: Mansi. Vol. 16. Col. 2C-3A, 3B, 91E-92B, 353B-C, 425D-436B, 452A-B, 861A; Vol. 17. Col. 373B; Nicetae Vita Ignatii//PG. 105. Col. 488-573; Symeonis Magistri Annales// Theoph. Contin. P. 671, 674; Nicolai I papae Epistolae//MGH. Epp. 1925. T. 6. P. 433-610; Anastasii Bibliothecarii Epistolae. 5//MGH. Epp. 1928. T. 7. Р. 403-415; Die Kanonensammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 608. 431; Cambridge Chronicle/Ed. A. Vasiliev and M. Canard// Vasiliev A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. P. 345; Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol. (BSGRT); RegPatr, N 445, 447, 448. Лит.: PMBZ, N 2480; Hergenrö ther J. Photius Patriarch von Konstantinopel. Regensburg, 1867-1869. Darmstadt, 1966r. Bd. 1. S. 352-354, 358-366; Bd. 2. S. 313, 492-493; Grumel V. Le schisme de Grégoire de Syracuse//ÉO. 1940/1942. T. 39. P. 257-267; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948. P. 16-36, 48-52, 162; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 557-559; idem. Geschichte der Orthodoxen Kirche. S. 96-97; Gouillard J. Deux figures mal connues du second iconoclasm//Byz. 1961. Vol. 22. P. 371-401; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 2. S. 98; Karlin-Hayter P. Gregory of Syracuse, Ignatios and Photios//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 141-145; Fedalto. Hierarchia. T. 1 P. 109; ODB. Vol. 1. P. 202-203; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 3. Σ. 243-244; Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 449, 451; Schreckenberg H. Die christl. Adversus-Judaeos-Texte und ihr literarisches und hist. Umfeld: (13.-20. Jh.). Fr./M., 19994. S. 514. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/166799.html

50 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 7. Tomus dogmaticus ad Marinum diaconum//PG. 91. Col. 69B–89B. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 59. S. 80–82. Написано в 642 г. Англ. пер.: Louth A. Maximus the Confessor. London, 1996. (The Early Church Fathers). P. 180–191. Перевод о. Э. Лаута основывается на неопубликованном критическом тексте, который был мне недоступен. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula theologica et polemica)/пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Святая гора Афон; СПб., 2014. C. 339–351. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 84D–88D (Louth A. Maximus. P. 188–190; Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения. С. 348–350). 51 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 8. Exemplum epistulae ad episcopum Nicandrum//PG. 91. Col. 89C–112B. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 63. S. 93. Написано около 640 г. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 352–364. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 100B–112A ( Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 357–363). 52 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 9. Ad catholicos per Siciliam constitutos//PG. 91. Col. 112C–132D. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 102. S. 119–120. Написано в 646–648 г. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 365–376. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 124C–125C ( Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения. С. 371–372). 53 Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho//PG. 91. Col. 288A–353B. Winkelmann F. Der monen er ge tisch-monotheletische Streit. 92. S. 112–113. Написан в 645 г. Англ. пер.: The Dispu ta ti on with Pyrrhus of our Father Among the Saints Maximus the Confessor/trans. J. P. Farrell. Waymart (Pa.), 2014. Нем. пер.: Bausenhart G. «In allem uns gleich». S. 196–235. Рус. пер.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 145–237. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 344A–345C (The Disputation with Pyrrhus. P. 117–120; Bausen hart G. «In allem uns gleich». S. 229–230; Диспут с Пирром. С. 223–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Also, the Bishop of Nyssa was aware that many pagan Greek ideas and ideals which compose the Greek paideia often parallel, if not parody, the teachings of Christianity – the result of God’s “education of the human race” – which, for the most part, refuses to efficaciously utilize the “gift of philosophy” which He has given the world by His “philanthropic economy.” They have despoiled the truth with the “the teachings of demons” (De Virg. VIII PG 46 353B) which have wrought not only impiety, but an “untrained and unproductive intellect” (παιδετω κα μικρουε διανοα) 62 . Consequently, the Greeks have been unable to achieve a true and useful concept of the Deity. Christians, on the other hand, “having been taught to behold the Godhead according to Scriptures, are trained (παιδεθημεv) to think all created existence as external to the uncreated Nature and to worship and reverence Him alone” (Con. Eun. Ill PG 45 681D). In these “sacred writings” are found the secrets of God’s Plan for the salvation of His creation. Indeed, that Plan had been previsioned (something hidden from the Gentiles) by the Prophets, such as Isaiah who, “knowing more precisely the evangelic ’Mystery of godliness’ (τ τς εαγγλικς εσεβιας μυστριον), foretold the marvelous sign concerning the Virgin, and the good tidings about the birth of the Church, plainly showing us the name of the Son” (Con. Eun. Ill PG 45 684A). In other words, Christians do not attribute their salvation to mere human effort. By the grace of God are we saved, but not grace alone (synergy). “As the grace of God will not visit the souls of those who evade salvation,” wrote St Gregory, “so likewise the power of human virtue is not in itself sufficient for the uplifting of souls to the state of perfection” (De inst. Christ. PG 46 289C). Necessarily, then, “we receive into our creed only those conceptions which are consistent with the divine utterances” – τ προρα τς θεας ωνς vοματα τη πστει δεχμεθα (Con. Eun. V PG 45 712C). It is “the ignorance of the uneducated or untrained” (μθειαν τv παιδετων) who, like Eunomius, dispute with the Tradition of the Church. Gregory, on the contrary, spoke “out of my shepherd’s authority, that is, from ecclesiastical dogma” – к το μειμενικο кαδο τουτστιν κ τν κκλησταστικν δογμτωv (Con. Eun. XII PG 45 912D) – the training in which he gained from St Basil the Great 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

μφοδρκτης, Häscher: τινς τν Τραπεζουντων τν λεγομνων μφοδρκτων κα τρων διωγμητν HagEug 1 β 181. μφοκρυξ, zweifacher Verkünder: PsKais 218,693. μφοκλζω rundum einknicken: PlanId 18. μφλου alles zusammen: CatAlch III F 18. μφοπλζομαι sich ringsum rüsten: ProdGed XXX 212. μφορω achten auf, berücksichtigen: ThMetPo 30,78; 32,106.– L. μφορδιον, τ Krüglein: ονου AASS Nov IV 643D (V. Constantini).– Tgl, μφορεδιον LS. μφριστος zweifach räumlich bestimmt: στρ CodAstr VIII 4, 230,24. μφοτερζω zweifeln, schwanken: κατ τν πστιν Mansi XVI 353B (a.869/70). TzetzAr I 224,1.– (LS, L). μφοτερισμς, Zweifel: π λτερνατονα, τουτστιν π μφοτερισμ FontMin VIII 37,29 (an recte παμφοτερισμ?). μφοτεργλωσσος zweierlei Rede führend: TzetzHist VII 299. EustIl 589,11. EustOp 199,20 (-ττος). NChryLog 57,33. doppelzüngig: ThStudEp 26,26.– LS, Tgl. μφοτεροδεξωσις, zweifache Erfahrung, besondere Fähigkeit: ThStudEp 160,17. Doppeldeutigkeit: EncPanc 348,7.– Vgl. -δεξιτης L; -δξιος LS, Tgl, Kr. μφοτερμοιος? Miller: cod. Par. 2256,509v (s.XV, antidota). μφοτεροπρσωπος mit zwei Gesichtern, doppelgesichtig: ThStudCatP 92 (p.315). TzetzAr III 845,5. μφοτερφθαλμος mit beiden Augen sehend, scharfsichtig: VNil 134,99.– L. μφουδς auf den Boden: PhotBib 532b3. ScholOd II 524,19; 643,7.– LS, Tgl. μφυλω ringsum bellen: GregNazPG 37,1272A. ProdGed VIII 92. μφπαρκτος gleichzeitig (gemeinsam) existierend: AnSinSerm II 2,38. Glykas 132,18; 139,9.– L. μφπαρκτος gleichzeitig (gemeinsam) existierend: AnSinSerm II 2,38. Glykas 132,18; 139,9.– L. μφυποκρατω anhalten: ππους μικρν BaldAnth 86=ManasRede 196,82 (Mich. Hagiotheodorites). μφωμαμων blutsverwandt: Trinch 403 (a.1238). μφωσημασα, (μφω σημ. getrennt?) Doppelbezeichnung ? EustDam 537D. μωλπιστος ohne blaue Flecken, nicht getroffen: ManasArist II 524.– LSSup, KumN, Stam. μωμητ untadelig: LudwAnek 130,29.– Vgl. LS -τος. μωριανς von Amorion: νκη - ProdGed IV 273. ν (=νω) oben: ς ν φην Ephr 7677.– (LS, Car).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В комплекс агиографических текстов входят также Похвальные слова К. и Д.: Похвала Никиты Философа - BHG, N 380, свт. Георгия, еп. Никомидийского (IX в.),- BHG, N 381, Петра, еп. Аргосского (X в.),- BHG, N 382, Прокопия Диакона - BHG, N 383, Неофита Затворника (XII в.) - BHG, N 384, Феофана Керамевса (XII в.) - BHG, N 384а, свт. Андрея Критского († 740) - BHG, N 384b, Феодора II Дуки Ласакриса (XIII в.) - BHG, N 384c и анонимная гомилия - BHG, N 384d. 2. Сиро-римский тип (пам. 1 июля). Смешанный римско-малоазийский тип: сир. версия - BHO, N 210 (2 ркп. V или VI в.); фрагмент у Иоанна Малалы. Чисто рим. тип: BHG, N 376 ( Deubner. 1907. S. 208-218), груз. версия: Ath. Iver. 11 (X в.); BHG, N 377e - «Царская минея» ( Латышев В. В. Византийская «Царская» минея. Пг., 1915. С. 124-127). Преметафрастическая версия - BHG, 373d; Bodl. Laud. 82 (XII в.). Переложение Иоанна Ксифилина сохранилось только в груз. версии: Кут. 3. Fol. 331r - 342v (XVI в.). 3. «Аравийский» тип (пам. 17 окт., 27 сент. или 18 нояб./22 хатора). Чистая сюжетная форма (дружина из 5 мучеников в Эгах при проконсуле Лисии): греческая версия под 25 нояб.- BHG, N 378 ( Deubner. 1907. S. 220-225). Араб. версии - Lond. Brit. Lib. Orient. 5019 и Sinait. arab. 534 (XI и XIII вв.), под 25 окт. или 25 нояб. Греческая краткая под 17 окт.- BHG, N 379-379b ( Deubner. 1907. S. 2218-2220); ее араб. редакция - Sinait. arab. 540. Fol. 33-40. Лат. версия: BHL, N 1967. Арм. версия: Матен. 3777. Fol. 53r; 6196. Fol. 353b (XIII в.) и Paris. arm. 118. Fol. 132 (1307). Груз. версия: НЦРГ. H 341 и А 342; Sinait. iber. 62. Смешанная форма (2 мученика и их мать Феодота): лат. версии BHL, N 1969, N 1970 (5 мучеников). Смешанная расширенная форма (22 хатора/18 нояб.). Араб. версия: Graf. Geschichte. S. 501; Mingana. Chr. syr. 367. Fol. 98-114 (каршуни, XIII в.); Bodl. Hunt. 470 (1577); Bodl. 3266; Bodl. Seld. 54 (XIX в.); Lond. Brit. Lib. Orient. 4723 (XVII в.); Paris arab. 4776. Fol. 33-59 (1896); Paris arab. 4879. Fol. 54-121 (XIX в.); Mingana. Chr. syr. 240. Fol. 25-48 (1686).

http://pravenc.ru/text/2458823.html