Прости приимше... искренно, простосердечно. Суша и море, реки и озера приносят тебе, человек, дары Божии; тебе, наконец, преподает Себя Сам Сын Божий в Своей Плоти и Крови – чего тебе еще недостает? А ты сколь неблагодарен? Сколь бесчувствен и несмыслен? Утреня изображает явление Христа во плоти, также воскресение, последовавшее рано утром, и Церковь поет с Ангелами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение... Бог Господь и явися нам... и тропарь воскресный; также Хвалите имя Господне... Благословен Господь от Сиона (ибо от Сиона, из Иерусалима пришел Господь), живый во Иерусалиме. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко ввек милость Его, – ибо Он по обетованию Своему явился к нам, сирым и нищим, и спас нас явлением Своим во плоти, в страданиях, смерти и воскресении. Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко ввек милость Его, – ибо в конец веков пришел на землю и искупил ее от тьмы и сени смертной. О, неизреченно благ Господь и неизреченна милость Его! Благословен ecu , Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися... и пр. Видите, какая строгая внутренняя связь, какая последовательность в ходе утрени и в воспоминаемых событиях, предреченных пророками в Ветхом Завете, особенно праотцами и пророком Давидом! Канон есть торжественная песнь верных явившемуся Господу, в которой прославляются Его величайшие благодеяния погибавшему роду человеческому и вместе выражается величайшая греховность потомков Адамовых, крайнее их растление и крайняя нужда в Спасителе, их торжествующая радость по явлении, которая рукоплещет рождшемуся от Девы Богу Слову, – радость, в которой христиане приглашают принять участие и пророков Ветхого Завета, предрекших явление Бога во плоти (Исайе, ликуй...); стихиры на Хвалитех также торжественно прославляют Бога воплотившегося попеременно с ветхозаветными пророками: сначала поются ветхозаветные стихи из псалмов, а потом новозаветные песни. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 28 ]. Кому послужил Господь? – Нам – грешным, ленивым, нерадивым, злым, горделивым, гневливым, сластолюбивым, блудным, корыстолюбивым, корысти земные возлюбившим, а не души, кои суть величайшие корысти паче всего мира; честолюбивым, суетные почести возлюбившим, земные и тленные, а не почести сынов Божиих, наследников Царствия Небесного и горнего звания. Подражай и ты Сыну Божию и служи всем грешным, как и ты, а не праведным только. Да и кто праведен! Точию Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Солнце этой правды воссияло нам в Его Рождестве святом! Эта правда сегодня является на Иордане! Эта правда сегодня освящает вселенную! Великое освящение воды, которое мы совершаем сегодня, есть знак этого освящения, знак чистоты, омывающей и смывающей всякую грязь любовью и милостью. И для чего же это все происходит? А для того, чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 ). Когда же явилась благодать человеколюбия Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3, 4–7 ). Господь творит нового человека. Господь творит из нас новый народ. Так давайте с вами вспомним по-настоящему то крещение, в котором мы облеклись и родились Господу, то обновление жизни и будем с этим жить, подражая Спасителю нашему и исполняя Его правду так, как Он исполнил ее для нас. Аминь. Сретение В этот день Церковь вспоминает о том, как Младенец Христос был принесен в храм согласно ветхозаветному обычаю, по которому первый ребенок должен быть посвящен Богу и за него должна быть принесена жертва в виде агнца или, от бедных людей, – голубей. Эта жертва приносилась в память о том, как перед исходом из Египта Господь, чтобы наказать фараона, не отпускавшего народ Божий в Землю обетованную, послал Ангела, который истребил в Египте всех первенцев от человека до скота. Моисею же было передано повеление, чтобы евреи сделали Пасху в своих домах, то есть заклали в эту ночь ягненка, испекли его и съели с горькими травами, а косяки своих дверей помазали кровью ягненка. Там, где не было этого знака, прошел Ангел-истребитель, и на следующий день весь Египет был наполнен плачем и стенанием, потому что в каждом доме был умерщвлен первенец. Когда фараон увидел, что произошло из-за того, что по ожесточенности своего сердца он не захотел послушаться Бога, он отпустил евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Блаженный Августин писал: «Ты спас их даром. Что значит ″даром″? Ты не находишь ничего такого, ради чего должен был бы спасти, но видишь много такого, за что их следует судить» (Проповедь 15-я). Даже если мы предположим, что кто-то, пораженный даром спасения, полностью изменил свою жизнь и стал жить праведно и благочестиво, то нельзя ли считать такую его жизнь и некоей компенсацией за некогда содеянные им грехи? Святитель Василий Великий , комментируя 113-й псалом, возражает: «Ибо вечный покой ожидает праведно боровшихся в этой жизни не ради заслуг их дел, но по благодати милостивейшего Бога, на Которого они уповали» . Святой Августин Блаженный добавляет: «Вы можете провозглашать, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасла только вера в Посредника, излившего Свою Кровь во оставление грехов» . Посему нам всем – и благочестивым и грешным – надо осознать, что источник спасения ОДИН, и это Сын Божий и Господь наш Иисус Христос, изливший Свою драгоценную Кровь «нас ради человек и нашего ради спасения» , «чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 ). Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Кровь Христова излита за меня» . Итак, никакие наши добродетели и заслуги, никакие наши грехи и преступления не могут пересилить силу Крови Сына Божия. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:53-57 ) Так что Бог действительно не дал нам иного пути спасения, кроме как через искупительную жертву Сына Своего, для принятия которой от нас требуется только вера и покаяние. И того, кто поверил, Сам Сын Божий освобождает от рабства греху и сатане. Так было с древними праведниками, которых Сын Божий спас Своим сошествием во ад, так происходит и с нами, которых Тот же Христос Сам лично спасает в Крещении. Он и «есть крестящий Духом Святым» ( Ин.1:33 ). Большинство проблем с пониманием того, зачем необходимо для спасения Крещение, связано с тем, что это таинство Божьего вмешательства воспринимается как исключительно человеческое дело. Тогда действительно, становится непонятным, зачем Богу надо обращать внимание искупал ли в купели один человек другого или нет. Другое дело, что на самом деле именно Триединый Бог возрождает нас в Крещении. И отказ от Таинства или любая другая попытка самоспасения есть просто мятеж против Творца. В связи с догматом сошествия во ад находится еще одно своеобразное учение, пытающееся ввести возможность спасения без Крещения. Утверждается, что преисподняя находится вне времени и сошествие Христа во ад охватывает все времена. Поэтому, говорят, каждый умерший без Крещения после смерти сходит во ад, где его встречает Христос, и если человек поверит в Него, Тот отправляет его на небо. В этом учении декларируется и то, что Иисус Христос – Единственный Спаситель, но при этом Церковь для спасения становится необязательной. Тут необходимо заметить, что все дела Господа уникальны и неповторимы. Ни Писание, ни Предание не дают нам права отрицать уникальность событий Страстной Седмицы. Апостол Петр прямо утверждает уникальность и единовременность сошествия во ад: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Петр.3:18-19 ).

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Некогда пост, крепивши отроков, показал их, как написано, сильнейшими пламенеющего огня. Постись, смиренная душа моя, возжигая в себе любовь к Владыке, чтобы посредством ее можно было тебе избежать геенны, и ею пожечь губительные страсти. Врем веселое поста, тмже чистоты свтовидны, и любв чисты, молитвы свтзарны, и ины добродтели насытившес богатн, свтл крте хртовъ всестый, возрастивый сладость жизни, всхъ чистымъ сердцемъ теб поклонитис сподоби насъ, намъ да и милость. Радостно время поста, потому в избытке наполнившись световидной чистоты и чистой любви, светозарной молитвы и всякой иной добродетели, будем радостно взывать: Всесвятой крест Христов, произрастивший пищу жизни! Удостой всех! нас поклониться тебе чистым сердцем, подавая лам очищение и великую милость. Прокимен, псал. 27, глас 6 Спас гди люди тво, и благослов тво. Спаси, Господи, народ твой, благослови наследие твое. Къ теб гди, воззов бже мой. Буду взывать к Тебе, Господи Боже мой. Чтение из книги Бытия (4, 8–15) повествует о преступлении Каина, обличении его Богом и наказании ему: „глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты на земле, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; стеня и трепеща будешь ты (ходить) по земле. Прокимен, глас 7, псал. 28 Гдь крпость людемъ своимъ дастъ, гдь блгословитъ люди сво миромъ. Господь дает крепость народу своему, Господь благословит миром людей своих. Принесите гдви сынове Приносите Господу сыны Божии. Чтение из книги Притчей (5, 1–15) предостерегает от ласковости развращенной женщины. „Не внимай худой женщине, ибо с уст развратной женщины каплет сотовый мед: он на время усладит гортань твою, а в последствии будет от нее горче полыни и острее обоюдоострого меча. Удаляй от нее дорогу свою, и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья своего не отдать другим, и лет своих немилосердым. Будешь раскаиваться в последствии, когда станет истаивать плоть тела твоего, и скажешь ты: зачем я ненавидел образование, и сердце уклонялось от обличения; не послушал я голоса вразумляющего, и не преклонял слуха моего к учащему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Посеянное семя слова Божия, при действии благодати Божией, пускает в сердце росток, затем правильно произрастает до предела. А предел сей Самим Господом указан. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», сказал Спаситель ( Мф.5:48 ). И не может человек знать этого роста. Кто поймет, как действует на сердце благодать Божия, как она перерождает духовно человека? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа», говорил Спаситель Никодиму. Но что же означает слышание голоса? Чувствование действия. Царство Божие в сердце человека дает знать о себе. Царство Божие, говорит Апостол Павел, есть правда и мире и радость о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Это признаки, по которым человек может замечать действие Духа Божия, оживотворяющего семя слова Божия в сердце. Но что же есть правда? Господь ублажает алчущих и жаждущих правды. Всякое доброе дело, значит, добродетель есть вид правды. Все, что человек сделает согласно с волею Божией, есть правда, праведность пред Богом. Но не это разумеет св. Апостол Павел. Не о такой только правде и Господь говорил, ублажая алчущих и жаждущих ее. «Правда Божия, пишет Апостол Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили, и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в Прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим.3:22–26 ). Оправдание пред Богом человека за веру его в Господа Иисуса Христа есть правда, праведность. Она даруется верующим даром за заслуги Христа. Он, Спас наш, принес Себя в жертву Богу Отцу за людей. Бог Отец принял жертву сию и тем, которые веруют в Господа Иисуса Христа, прощает грехи и считает их праведными. Верующие в Иисуса Христа облекаются в Его праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

С последними у Авраама был великий спор о Боге, и никакого успеха не имело египетское мудрование пред богомудрыми устами Авраама. Однако и богомудрые уста Авраама имели мало успеха в ожесточенных сердцах, иже ушима тяжко слышаша (Ис. 6, 10). Хотя египтяне и не уверовали в проповедуемого Авраамом Бога, однако узнали о Нем к большему своему осуждению, а именно, что они не будут иметь извинения на Страшном Суде Божием, когда будут говорить: мы не слыхали об истинном Боге, а поэтому и не уведали о Нем. Кроме этого, и арифметики (математики) с астрологами от Авраама научились тому, чего прежде не знали» . Меня часто спрашивают (наверно, как и всякого священника): – Отец Олег, вот ты проповедуешь разным людям, но ты знаешь, что они по-разному относятся к проповеди, кто-то соглашается, а кто-то нет. Не тратишь ли ты время напрасно? Я отвечаю так: – Проповедь напрасной не бывает. Одним людям она во спасение: и слышали, и видели, и приняли. А другим – во свидетельство: слышали, видели и сами не приняли. Чтобы в День Суда для них не было бы извинения. Чтобы в День Суда они не сказали бы: «А мы не слышали, а мы не видели». Проповедь – есть свидетельство, что Господь обращался к вам через слово Свое Поэтому любая услышанная проповедь – это есть свидетельство для вашей души, что Господь обращался к вам через слово Свое, а приняли вы или нет – каждый решает сам, ибо каждый наделен свободной волею. И более того, если мы не проповедуем погибающим волю Божию, то часть ответственности за их гибель ложится и на нас самих. Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь! , а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез. 3, 18-19). Так, например, апостол Павел, завершая цикл бесед в одной местности, сказал: Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян.

http://pravoslavie.ru/99493.html

Так что рабу Божьему надо заботиться, чтобы в нем было все, и одно видно было в другом, и другое в третьем, и так все во всем. И предела себе тоже не ставить. Потому что не только в том случае, «если это в вас есть», но и если это постоянно «умножается», только тогда вы «не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Суббота. О необходимости вопиять к Богу день и ночь Лк.18:2–8 2Тим.2:11–19 Господь Иисус Христос сказал, «что должно всегда молиться и не унывать», и что Бог непременно «защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их». А в подтверждение – рассказал притчу, как некая вдова упорно просила бессовестного судию защитить ее. И так она ему надоела, что он сделал-таки по ее просьбе. А уж что тогда говорить о Боге, о нашем любящем Отце! Однако же обратим внимание, что, согласно этой притче, на прямую помощь Бога может рассчитывать только тот, кто уже исчерпал все данные Богом возможности, и – взывает «к Нему день и ночь»! А иной, отвергая всех врачей, просит, чтобы Бог Сам исцелил его. Иной просит, чтобы Бог дал все необходимое для жизни, вместо того, чтобы самому трудиться. Иной – просит освобождения от гнета врагов, вместо того, чтобы отважно, не щадя себя, встать грудью против них, или – смиренно просить мира, просить пощады, поступившись для этого своей гордостью или частью своего состояния. Бывали в истории такие случаи. Маленькая страна гордо отвергает требование сильного соседа, пусть ущемляющее национальное самолюбие, но вполне справедливое. И что же? В результате начинается мировая война, конечно, с верой, что «с нами Бог»! А в результате – погибли миллионы, рухнула великая империя, заступившаяся за гордого союзника, и в этой бывшей империи воцарился такой режим, от которого погибли еще десятки миллионов людей. А вот – другой пример, из наших дней. Во время межнациональной войны одна группировка была окружена, и ей грозило полное уничтожение. И тогда ее предводитель пришел в стан врагов и смиренно, и даже униженно, на коленях, стал просить пощады для своих людей. И – спас свой народ, и врагов удержал от кровопролития. К сожалению, такие случаи только мелькают, а не ставятся перед властителями, в качестве примера, как надо служить своему народу, как добиваться его блага: не ценой чужой крови, а ценой победы над собой, над своей гордыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси. Яко несть льсти в языце моем: се Господи Ты познал еси, вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою ( Пс 138,1–5 ).  1  Царь Саул постоянно преследовал Давида, намереваясь лишить его здоровья и жизни, но поиски были тщетны, ибо Бог покровительствовал Давиду, и когда Давид скрывался в пустыне Маон, туда подоспел Саул со множеством своих воинов; они окружили Давида, преградив таким образом всякие пути для бегства и отняв всякую надежду избавления; всем казалось, что Давид, подобно зверю, окружен со всех сторон сетями и псами, и думали, что он находится в отчаянном положении. Саул же, едва не победитель уже (когда он окружил Давида со своим войском), казался всем львом, уже имевшим в зубах добычу; но тщетно: Бог укрыл и защитил Давида; ибо внезапно прискакал к Саулу вестник с известием о нашествии филистимлян. И явился Ангел к Саулу, говоря: «Поспеши, беги спасать отечество, ибо иноплеменники уже вступили в землю твою, не медля отрази врагов и выгони из земли твоей (ср.: 1Цар 23,27 )». Этот случай, устроенный Богом, спас жизнь и свободу Давида: злохитростные же замыслы его врагов были разрушены чудным Божиим Провидением. И неудивительно, что Бог хранил Давида, как зеницу ока Своего; ибо Давид неуклонно исполнял волю Божию и, когда по немощи человеческой падал, спешил изгладить грех свой сердечным покаянием. Но вот и другой поразительный пример: когда царь Давид убегал от восставшего против него непокорного сына Авессалома, некто Семей из рода дома Саулова забежал вперед Давида и стал его поносить жесточайшими словами: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты -кровопийца ( 2Цар 16, 7–8 ). Вот удивительный образец человеческой злобы! Семей не убоялся ни закона Божия, ни князя людей, ни своего царя не устыдился и не почтил: бесчестно в лицо называет его «мужем крови, мучителем, похитителем престола».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Читая многих христианских авторов, высказавших свои соображения по поводу древа познания добра и зла, а также по поводу древа жизни, к сожалению, невольно ловишь себя на мысли, что далеко не все из них должным образом понимали, что Бог не только бесконечно любил Адама, но и был бесконечно щедр к нему. Соответственно, два главных дерева в раю – древо жизни и древо познания добра и зла – должны были давать величайшие дары, которые только может воспринять человек. А величайшими дарами, разумеется, является не нечто человеческое, а нечто божественное. Поэтому, к примеру, бытующее мнение, будто плоды с древа жизни обеспечивали Адаму просто человеческое бессмертие, удивляет и огорчает. Как будто, если бы он не вкушал плодов с этого древа, то умер бы. Получается, что непосредственно в самом раю существовала опасность смерти, и она могла постигнуть Адама даже в том случае, если бы он и не согрешил. На самом же деле плоды с древа жизни давали несравненно большее: они делали человека причастником божественной жизни. В Ветхом Завете древом жизни названа Премудрость: «Она (Премудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» (Прит.3:18). Но ведь Христос и есть Воплощённая Премудрость. И в святоотеческом предании Православной Церкви Христос именуется Древом Жизни. Существует икона «Спас Древо Жизни». В благодарственном каноне Божией Матери преп. Иосифа Песнописца ко Пресвятой Деве обращены такие слова: «Огнеобразная колеснице Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Раю, Древо посреде имуще Жизни – Господа, Его же сладость оживотворяет верою причащающихся и тли подклонившихся...» . Истинная, духовная и небесная жизнь неотделима от Бога Сына – вечной Жизни, и Он подаёт её алчущим этой жизниис благоговением к Нему приступающим. Этой-то духовной жизни и причащался Адам, вкушая плоды с древажизни. Тогда он воспринимал эту жизнь в райских плодах древа; а сейчас мы воспринимаем эту небесную жизнь в Евхаристии, о чём и сам Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53-54). Также и Иоанн Богослов свидетельствует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Иоан.1:2).

http://bogoslov.ru/article/4712893

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010