Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец (+ 1457) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 сент. в день преставления На берегу Кубенского озера находился небольшой и бедный удел князей заозерских, прямых потомков св. князя ярославского Феодора Ростиславича (+ 1299, память его 19 сент.). Состоял он из нескольких деревень, а столицей его была убогая усадьба. Удельные князья заозерские жили в бедности, но князь Димитрий и супруга его Мария отличались высоким благочестием, добротой и милосердием и много делали добра как подданным своим, так и находившимся в их владениях монастырям и отшельникам. У них было три сына и дочь, и они заботились об их христианском воспитании. Но в 1429 г. князь Димитрий был убит при защите Ярославля от татарского набега. В том же году родился младший его сын Андрей. Старший же сын женился, а дочь вышла замуж за двоюродного брата вел. князя Василия II, князя галицкого Димитрия Юрьевича, прозванного Шемякой. Брак этот и был причиной всех несчастий семьи князей заозерских. В 1447 г. князь Димитрий Шемяка восстал против великого князя, низложил и ослепил его, но восстание его было усмирено, великий князь вернул себе престол, а ни в чем не повинные князья заозерские попали в немилость и были лишены своего бедного удела. Князь Андрей увидел в этом руку Божию. В бывшем уделе его семьи находился, на острове уединенного Кубенского озера, Спасо-Каменный монастырь, водой, как бы стенами, огражденный от мира. Князь Андрей всегда его любил. Туда он и решил поступить. Не без труда удалось ему умолить игумена принять его в число братии — так боялся игумен принять к себе опального молодого князя. При постриге дали ему имя Иоасаф, и братия прозвала его «Иоасаф-царевич». Ему было тогда 23 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/437633/

6. Воспоминание чудесе от Архистратига Михаила, бывшаго в Хонех. Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария (311–312). Преподобнаго Архиппа. Мучеников Ромила и с ним многих других (107–115). Священномученика Кирилла, епископа Гортинскаго (III–IV). Мучеников Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ними 11 мучеников (ок. 250). Преподобнаго Давида (VI). Иконы Божия Матери Киево-Братския (1654). 7. Предпразднство Рождества Пресвятыя Богородицы. Мученика Созонта (ок. 304). Святителя Иоанна, архиепископа Новгородскаго (1186). Преподобнаго Серапиона Спасоелеазаровскаго (1481). Преподобномученика Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго, Переяславскаго (1678). Апостолов от 70-ти: Евода и Онисифора (I). Мученика Евпсихия (II). Преподобнаго Луки (X). 8. Рождество Пресвятые Владычице Нашея Богородицы и Приснодевы Марии Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Запев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере. Иконы Софии Премудрости Божия (Киевския). Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямския (1524), Глинския (XVI), Лукиановския (XVI), Исааковския (1659). Икон Божия Матери: Холмския, Курския «Знамение» (1295), Почаевския (1559), Леснинския и Домницкия (1696). 9. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севериана (320). Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца (1515). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (обретение и перенесение мощей, 1896). Преподобнаго Феофана исповедника (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (он же Стратоник). Блаженнаго Никиты в Царьграде (XII). 10. Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Преподобнаго Павла Послушливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV). Преподобнаго князя Андрея, во иночестве Иоасафа, Спасокубенскаго (1453). Апостолов от 70-ти: Апеллия, Лукия и Климента (I). Мученика Варипсава (II). Благоверныя царицы греческия Пульхерии (453). Святителей Петра и Павла, епископов Никейских, исповедников (IX).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария аозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября). На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская.Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости.Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский. В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года. Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви. По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие.Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского.

http://sobory.ru/article/?object=45753

Иоанн Русский , исповедник, прав. (27 мая/9 июня) Иоанн Рыльский , прп. (18/31 августа; 19 октября/1 ноября; 1/14 июля) Иоанн Солунский (Фессалоникийский), прп., ученик прп. Григория Декаполита (11/24 апреля; 18 апреля/1 мая) Иоанн Суздальский и Нижегородский , еп. (15/28 октября) Иоанн Тобольский и всея Сибири, митр. (10/23 июня) Иоанн Устюжский , прп., Христа ради юродивый (29 мая/11 июня) Иоанн Царскосельский , Петроградский, прот., сщмч. (31 октября/13 ноября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Иоанн Яренгский , прп. (3/16 июля) Иоанникий Великий , прп. (4/17 ноября) Иоанникий Девиченский , прп. (26 апреля/9 мая) Иоасаф Белгородский , еп., чудотворец (4/17 сентября; 10/23 декабря) Иоасаф Индийский , царевич, прп. (19 ноября/2 декабря) Иоасаф Каменский (в миру Андрей Вологодский, князь), Спасокубенский, прп. (10/23 сентября) Иоасаф Сербский , Метеорский, прп. (20 апреля/3 мая) Иов Многострадальный , прав. (6/19 мая) Иов Московский и всея Руси, патр. (5/18 апреля; 19 июня/2 июля) Иов Почаевский , прп., игумен (28 августа/10 сентября; 28 октября/10 ноября; 6/19 мая) Иоиль , пророк, из 12-ти малых пророков (19 октября/1 ноября) Иона Великопермский , Устьвымский, еп. (29 января/11 февраля; 6/19 июня) Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. (6/19 июня; 27 марта/9 апреля) Иона Московский и всея России, митр., чудотворец (31 марта/13 апреля; 15/28 июня; 5/18 октября свт.]; 27 мая/9 июня) Иона Новгородский , архиеп. (5/18 ноября) Иона Пертоминский , Соловецкий, прп. (5/18 июня; 12/25 июня) Иона Псково-Печерский , прп., чудотворец, (29 марта/11 апреля) Иона , пророк, из 12-ти малых пророков (22 сентября/5 октября) Иосиф Астраханский , митр., сщмч. (11/24 мая) Иосиф Волоцкий (Волоколамский), прп., игумен, чудотворец (9/22 сентября; 18/31 октября) Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп., Христа ради юродивый (21 сентября/4 октября; 23 июня/4 июля) Иосиф Многоболезненный , Печерский, прп. (4/17 апреля) Иосиф Персидский , пресвитер, сщмч. (3/16 ноября) Иосиф Песнописец , пресвитер (4/17 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вологда. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы над могилой преподобного Галактиона Вологодского был построен при епископе Варлааме II. Затем её заменили каменной постройкой, которая была разобрана по причине ветхости и пожара в 1854 году. На её месте в 1861-1867 годах возвели новую тёплую двухэтажную пятиглавую четырехпрестольную церковь прежнего посвящения. Храм был до основания уничтожен в 1930-е годы. vologda-eparhia.cerkov.ru На странице, посвященной монастырскому собору Сошествия Св. Духа середины XVII в. (который был холодным и однопрестольным), помещена информация, относящаяся к двухэтажной Знаменской церкви того же монастыря, построенной в конце 1860-х гг.: " В верхнем этаже церкви располагался один престол - во имя Знамения Божьей Матери, храмовый праздник в честь иконы Знамения отмечался ежегодно 27 ноября. В нижнем этаже было три престола: на северной стороне - престол во имя ростовских чудотворцев, святителей Димитрия и Иакова; на южной стороне - престол во имя Святого Благоверного Князя Иоасафа Каменского; средний - престол во имя преподобного Галактиона, Вологодского чудотворца. В храме Знамения Пресвятой Богородицы, на левой стороне, под аркой, покоились мощи преподобного Галактиона, основателя монастыря, на правой стороне - мощи Святого Благоверного князя Иоасафа Каменского " . Мощи св. князя Иоасафа Каменского в настоящее время хранятся (в малом ковчежце) в верхнем храме Богородского кафедрального собора Вологды. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Известно, что в 1654 г. была построена также вторая церковь - Знаменская. В 1854 г. Знаменская церковь (возможно, следующая?) сгорела. Вместо неё строилась каменная, двухэтажная церковь с трапезной. Она была построена вчерне к концу 1867 г. Престолы в честь: иконы Божией Матери «Знамение» - главный, прп. Галактиона Вологодского, прп. Иоасафа Спасокубенского, свтт. Димитрия и Иакова Ростовских. Храм был уничтожен в 1930-е годы. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35530

Новоначальный инок — послушный, смиренный, молчаливый, ревностный к молитве — сразу стал примером для братии. Раз посетил его дядя — князь Борис ржевский и привез ему золото для обители. Но преподобный решительно отказался принять его и посоветовал дяде отдать его бедным, и князь Борис исполнил его желание. После кончины старца, руководившего прп. Иоасафом, игумен стал сам руководить им и много помог ему в борьбе с бесами. Однажды, когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный Мой угодник». Преподобный в страхе и трепете спросил: «Какая причина явления Твоего, Господи?» — «Видишь ли всю эту пустыню? — сказал ему Господь. — Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!» И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов. Последнее время своей жизни преподобный провел в строгом затворе, не вкушая пищу всю неделю. Святые Христовы Тайны были единственным его питанием, и даже ради тяжкой болезни он не прервал свой затвор. Только незадолго до смерти он пришей в церковь на общую молитву. Перед самой смертью прп. Иоасаф просил игумена и братию посетить его, просил их молитв, прощения и благословения, а сам умолял их соблюдать монастырский устав и хранить мир между собой. Когда прочитали отходную, он попросил игумена окадить келью и стал громко молиться за себя, братию и всю обитель. Последнее его прошение было о ниспослании ему мирной кончины. С ним он тихо и уснул последним сном; лицо его светилось тихим светом. Ему было тогда 28 лет. Святые его мощи почивали в обители — в Успенской церкви Спасо-Каменного монастыря, и от них истекало множество исцелений, особенно больным лихорадкой. • Заозерское княжество было на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ устья р. Кубены, а усадьба — на левом берегу Кубены, с церковью во имя св. Димитрия Солунского (совр. д. Чирково в Сокольском р-не Вологодской обл.). • Спасо-Каменный монастырь — один из древнейших в Заволжье. Прп. Иоасаф пришел в обитель в 1452 г., по месту подвижничества и упокоения св. мощей прп. Иосафа называют Спасокубенским или Каменским

http://sedmitza.ru/lib/text/437633/

Дионисий Глушицкий, игумен, чудотворец: †1437; Ин. 1; Окт. 12 Дионисий Обнорский, прмч.: †XVI Досифей Белозерский, старец, прп.: †XV; Ин. 9 Новг. Евфимий Сянжемский, Вологодский, игумен, чудотворец: †ок. 1465; Ян. 20; Ап. 11; Окт. 15 Ефрем Обнорский, прмч.: †XVI Зосима Ворбозомский, прп., ученик прп. Корнилия Комельского: †ок. 1550; Ап. 4; Н. 7 Игнатий Белозерский, Молчальник, прп.: †XV; Ин. 9 Новг. Иероним Обнорский, прмч.: †XVI Иннокентий Комельский, Вологодский (в миру князь Охлябинин), прп.: †1521; Мр. 19 Афон.; Новг. Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый: †1589; Ил. 3; Ин. 12 Моск.; Ростов. Иоанн Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий, князь, схим.: †1523; М. 19; Д. 28 Ростов. Иоанн Устюжский: †после 1262; М. 29 Иоанн Устюжский, прп., Христа ради юродивый: †1494; М. 29 Иоанникий Заоникиевский, Вологодский, игумен: †XVII; Ин. 23 Иоасаф Каменский (в миру Андрей Заозерский, Вологодский, князь), Спасокубенский, прп.: †1453; С. 10 Иона Великопермский, Устьвымский, еп.: †1470; Ян. 29; Ин. 6 Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп., Христа ради юродивый: †1612; Ин. 23; С. 21 Иродион Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Исаакий Обнорский, прмч.: †XVI Иулиания Сольвычегодская: †?; Д. 21 Кассиан Авнежский, келарь, прмч.: †1392; Ин. 15 Радонеж. Кассиан Каменский, игумен, чудотворец: †ок. 1463; С. 10 Кассиан Комельский, прп.: †1537; М. 16 Карел. Киприан Устюжский, прп.: †1276; С. 29 Кирилл (в миру Косма) Белозерский, игумен: †1427; Ин. 9 Новг.; Радонеж. Кирилл Вологодский, пустынник: †? Коприй Печенгский, Вологодский, прп.: †после 1492; Ф. 4 Корнилий Комельский, Вологодский, прп., чудотворец: †1537; М. 19 Твер. Лаврентий Комельский, прп.: †1548; М. 16 Леонид Устьнедумский, иером.: †1654; Ил. 17 Новг. Леонтий Устюжский, Христа ради юродивый: †после 1492; Ил. 18 Лонгин Коряжемский, иером.: †1540; Ф. 10; Окт. 16 Макарий (в миру Матфей) Глушицкий, игумен: †ок. 1480; М. 13; Окт. 12

http://pravicon.com/info-2001

  Православные праздники 20 сентября  Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186).   Архиепископ Новгородский Иоанн почитается в лике святителей как покровитель Новгорода, молитвами которого город был спасен от осады в 1170 году.   Православные праздники 21 сентября   Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Рождество Богородицы Относится к числу двунадесятых праздников. Родители Богородицы, Иоаким и Анна, дожили до преклонных лет, будучи бездетными. Во время молитвы безутешных родителей, к ним явился Ангел, сказав: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о твоем потомстве будут говорить во всем мире».  После этого Анна зачала. Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.       Православные праздники 22 сентября  Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы Имя Анна Праведная Анна и праведный Иоаким в святоотеческом предании почитаются как родители Пресвятой Богородицы и именуются Богоотцами.   Православные праздники 23 сентября   Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Преподобный князь Андрей Спасокубенский известен как подвижник и чудотворец.     Православные праздники 24 сентября   Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Троица всегда: Путешествие на Валаам Волонтером на Валаам Один день волонтером на Валааме Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, по Церковному Преданию, были греческими священниками, пришедшими в земли Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Праздник установлен в память перенесения мощей преподобного Сергия из Великого Новгорода в Валаамский монастырь. Прп. Силуана Афонского (1938). 5 поучений Силуана Афонского Афон Преподобный Силуан Афонский, аскет и подвижник, автор известных поучений о христианской жизни.   Православные праздники  25 сентября   Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Князь Димитрий и княгиня Мария почитались на Руси издавна особенно как родители своего сына Андрея (преподобного Иоасафа Каменского, Спасокубенского), житие которого упоминает об их благочестии и милосердии, влиянии на образование и воспитание сына. Имя Димитрия Васильевича было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, память местно чтилась в день его тезоименитства – 26 октября. Канонизированы супруги (включены в Собор Вологодских святых) были Вологодским епископом Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Расскажем немного и об их сыне Андрее – преподобном Иоасафе Каменском, Спасокубенском. Преподобный Иоасаф знаменит не только по своему высокому княжескому происхождению, но главное – по высоте своих добродетелей и равноапостольной жизни. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Мы уже писали о том, что во время нападения на Заозерье Василия Косого, когда князь Димитрий с дружиной защищал свои земли, княгиня Мария осталась с детьми одна. Благочестивая женщина встретила разразившееся над ней бедствие с совершенной преданностью воле Божьей и с истинно христианским терпением, и всё внимание уделяла воспитанию малолетних детей своих. Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею. Он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился ещё в детском возрасте. Юный Андрей остался круглым сиротой, но бодрствовал над ним Промысл Божий. Он вёл своего избранника к предназначенной ему цели, невидимо руководя всеми обстоятельствами и переменами в его жизни. Находя отраду и утешение в чтении священных книг, он стал удаляться от общества и чувствовать отвращение к мирской жизни. В то время, когда князь Андрей решил удалиться от мира и посвятить себя иноческой жизни, неподалеку от места его жительства были уже монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но лучшим убежищем для молодого князя, желавшего порвать все связи с миром, представлялся древний Спасо-Каменный монастырь, отделённый от мира волнами бурного озера и славившийся строгостью устава и добродетельной жизнью своего игумена Кассиана, старца опытного и прозорливого. Поэтому юноша отправился туда и стал просить игумена о принятии его в монастырь и о пострижении в иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

  001     002