Нетленные мощи священномученика издавна почитались. Святым называет М. киево-печерский архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621; «В церкви Св. Софии тело с отсеченою от татар головою лежит св. Макария, митрополита Руского» (РИБ. Т. 4. Стб. 847)). По сообщению мон. Афанасия Кальнофойского (Тератургима. К., 1638), у раки М. были зафиксированы 2 чуда, происшедшие в 1625 и 1634 гг. К 1836 г. мощи находились «под сению, в правой стороне Софийского собора в раке, серебром обложенной» (СИСПРЦ. С. 173). В доме Киевских митрополитов в XIX в. имелась домовая крестовая ц. во имя М. Придел во имя М. был освящен в восстановленном по инициативе генерал-губ. М. Н. Муравьёва в 1865-1868 гг. виленском Пречистенском соборе. По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1899), «в прежнее время память святителя Макария совершалась 19 января, в день пр. Макария Египетского, ради тезоименитства, но с 1827 г. память святителя Макария перенесена на 1-е мая (день его кончины); в этот праздник мощи святителя обносятся вкруг Киево-Соф. Собора» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 12). В кон. XIX - нач. XX в. о присуждении особой премии митр. Макария (Булгакова) за лучшие сочинения студентам Киевской ДА объявлялось в день памяти М. 1 мая. В настоящее время мощи сщмч. М. покоятся во Владимирском соборе Киева (неканонической УПЦ КП), частица мощей - в посвященной М. киевской ц. на Татарке УПЦ. Ежегодно 14 мая в дер. Скрыгалов после литургии совершается крестный ход от церкви к месту мученической кончины М., где у стелы служат молебен святому. Ист.: АСЗР. Т. 6. 4. С. 5-12; РИБ. Т. 4. Стб. 236-237, 1038-1039; АЗР. Т. 1. 152. С. 174-175; СбРИО. 1882. Т. 35. С. 185-187; ПСРЛ. Т. 35. С. 123-124. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 172-173; Строев. Списки иерархов. Стб. 3, 540; Описание о российских святых. С. 11; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Корольков И. Н., прот. Киевский митр. сщмч. Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви//ТКДА. 1897. 6. С. 152-178; Титов Ф. И., свящ. Св. сщмч. Макарий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1897. 5. С. 3-18; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 10-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 217; Дублянський А. Ykpaïhcьki cbяmi. Мюнхен, 1962; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5 (по указ.); Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 242-243.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Арх.: РГАДА. Сибир. приказ. Стб. 348. Л. 542-572. Ист.: Сборник Едомского/Сообщ. Н. Барсуков. СПб., 1989. (ПДПИ; Т. 79); Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого мон-ря/Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Описание о Российских святых. С. 174; Житие св. прав. Василия Мангазейского/Публ. прот. Б. Пивоварова//ЖМП. 1977. 11. С. 59-74; Ромодановская Е. К. Легенда о Василии Мангазейском//Новые мат-лы по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1986. С. 190-210; Житие Василия Мангазейского//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Изд. подгот. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 345-352; Отписка царю Алексею Михайловичу о посылке списка чудес Василия Мангазейского//Там же. С. 303-304; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 138-144; Май. Ч. 1. С. 404; Май. Ч. 3. С. 37; Июнь. Ч. 1. С. 333, 336. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 123-127; Пестов И. Записки об Енисейской губ. Вост. Сибири, 1831 г. М., 1833. С. 209-210, 211-222; Абрамов Н. Блж. мч. Василий Мангазейский//Странник. 1866. Т. 4. Дек.; Барсуков. Источники агиографии. СПб., 1882. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 83; Оглоблин Н. Н. Мангазейский чудотворец Василий: (К рус. агиографии)//ЧОИДР. 1890. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-8; Буцинский П. Н. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645). Х., 1893; Голубинский. Канонизация святых. С. 319, 460, 582; Никодим [Казанцев], еп. Мое путешествие из Красноярска в Туруханск и обратно//Енисейские ЕВ. 1908. 2; Богоявленский С. , свящ. Нечто о Василии Мангазейском//Енисейские ЕВ. 1908. 7; Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском// он же. Науч. труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 331-354; Ромодановская Е. К. Житие Василия Мангазейского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 335-336; Кротов М. Г. Актовые источники Повести о Василии Мангазейском//Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 127-140; Афанасий (Сахаров), иером. О внесении в церковные месяцесловы всех рус. памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357-358; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 71. 87; Жития Сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1999. С. 7-12.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Ист.: Житие прп. Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893, 1994р; Описание о российских святых. С. 86-87; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 267-270 [«Изустная память»]; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития] (ср. также с. 67-107); Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 413; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 24-30; Ключевский. Древнерусские жития. С. 304-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 125-126; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 198-199; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 127; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 14-17; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 284-294; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 341-348; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47 [Библиогр.]; Макарий. История РЦ. Т. 4. Ч. 1п. С. 212-213, 238, 246, 263, 476; Даниил (Сычёв), иером. Прп. Герасим Болдинский (1489-1554)//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 40-49. Е. В. Крушельницкая Иконография Первое упоминание об иконе с изображением Г. относится к 1585 г.: «...писал иконник образ преподобнаго старца Гарасима Болдинского на красках по игуменскому Онтоньеву веленью для отдачи, дали иконнику за образ промену полтину денег...» (РИБ. Т. 37. Стб. 23). Фраза «для отдачи» свидетельствует о том, что образ святого к тому времени был востребован не только в стенах Болдинской обители. В 1673 г. переписчик Жития диак. Прохор приложил к тексту образ преподобного ( Маркелов. С. 82). Однако ранние изображения Г. в наст. время неизвестны. В иконописном подлиннике посл. четв. XVII в. содержится следующее предписание об изображении Г.: «Сед, брада Власиева, на главе схима» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 104 об.). С XVIII в. рекомендуется под 1 мая писать Г. «подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия; инде пишут надсед, брада космочками» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Краткий вариант изложен в подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 202). В рукописи XVIII в. из собрания С. Т. Большакова, как и в филимоновской, Г. назван новым чудотворцем ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 94).

http://pravenc.ru/text/164547.html

Собр. СПбДС. 25/1. Л. 23 об. доп., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Память святого внесена в «Верный месяцеслов» под 26 янв. и 28 июня. Скорее всего одновременно с Житием, т. е. не ранее XVIII в., были написаны тропарь, кондак, молитва и Похвальное слово святому (опубл.: Цветков. 1899. С. 312-315). Преподобный канонизирован в составе Собора Новгородских святых, установленного ок. 1831 г. Он воспевается в 6-й песни «Правила новгородским чудотворцам» из «Патерика новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского). Это «Правило...» (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 47, 1831 г.) стало основой «Службы Всем святым земли Новгородской», составленной к возобновлению Собора Новгородских святых в 1981 г. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 445). В 1936 г. монастырская церковь была закрыта, а затем разрушена. Храм во имя Ксенофонта Робейского сохранился в руинированном состоянии, а место, где стояла Никольская ц., заросло лесом и определяется по большому количеству кирпичного боя. Ежегодно 28 июня, в день преставления К., в разрушенной обители совершается молебен, объявлен сбор средств на строительство ц. во имя прп. Ксенофонта Робейского в дер. Волынь Савинского сельского поселения Новгородского р-на. Ист.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853. (Зап. РГО; Кн. 8); НовгорЛет. 1879. С. 257-258; Цветков А., свящ. Прп. Ксенофонт Робейский и основанная им обитель//Новгородские ЕВ. 1899. 5. Ч. неофиц. С. 304-315; Зверинский. Т. 2. С. 195-196; Верный месяцеслов. М., 1903. С. 8; Опись Новгорода 1617 г./Подгот. публ. и вступ. ст.: В. Л. Янин, М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 1. С. 118-119; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 379; Июнь. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 456; Бобров А. Г. Житие Ксенофонта Робейского в списке Пушкинского времени//Пушкин и другие: Сб. ст. к 60-летию проф. С. А. Фомичева. Новг., 1997. С. 257-268; Анкудинов И. Ю. Ксенофонтов Робейский Николаевский мон-рь//НовгАВ. Вып. 13 (В печати). Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 878; Ч. 6. С. 639; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 356; Зверинский. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

Ист.: Бычков А. Ф. Повесть о убиении царевича кн. Димитрия//ЧОИДР. 1804. Кн. 4. Смесь. С. 1-4; Рукопись Филарета/Изд.: П. А. Муханов. СПб., 1837; Димитрий (Туптало), митр. Жития, страдания и чудеса св. Димитрия царевича. М., 1889; ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14; Клейн В. К. Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15 мая 1591 г. М., 1913. 2 ч. (ЗМИАИ; 25); РИБ. СПб., 1903. Т. 13. (Памятники Смутного времени); Шляков Н. Чудо по молитве св. страстотерпца царевича Димитрия во время моровой язвы 1654 г.//ЦВед. 1894. 20 (отд. отт.: [СПб.], 1894); Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 201-206, 54-59; Эскин Ю. М. , Граля И. «Новины московские»: Два донесения пограничных старост эпохи Бориса Годунова//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 454-478; Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 339-341. Лит.: СИСПРЦ. С. 76-78; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 112-119; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 153-156; Описание о рос. святых. С. 58; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 126-127; Голубинский. Канонизация святых. С. 120-121, 550; 412-413, 418-421 [Рус. прил. 1]; Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 1. С. 349. Примеч. 1; С. 602; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46-54; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени как исторический источник. СПб., 19132. С. 43, 50-56, 102, 356-362, 368, 439; Рудаков А. А. Развитие легенды о смерти царевича Дмитрия в Угличе//ИЗ. 1941. Кн. 12. С. 254-283; Буганов В. И. , Корецкий В. И. , Станиславский А. Л. «Повесть, како отмсти» - памятник ранней публицистики Смутного времени//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 231-254; Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 142; Скрынников В. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980; Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Макарий. История РЦ. Кн. 6. Ч. 1 (по указ.); Солодкин Я. Г. Житие Димитрия Угличского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 338-342 [Библиогр.]; Енин Г. П. Сказание о царстве царя Феодора Иоанновича//Там же. Вып. 3. Ч. 3. С. 451-454.

http://pravenc.ru/text/178207.html

Ист.: Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 357; БЛДР: XIII в. СПб., 1997. Т. 5. С. 30-65. Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 73; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 198; Ключевский. Древнерус. жития. С. 56-57; Голубовский П. В. История Смоленской земли до нач. XV ст. К., 1895. С. 250; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь в Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 212; Подскальски Г. Христианство и богослов. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996 2. С. 176, 232, 234, 235, 386; Федотов Г. П. «Житие и терпение» св. Авраамия Смоленского//Собр. соч. М., 1998. Т. 2. С. 172-173, 185; Печников М. В. «Дело» Авраамия Смоленского: За что был гоним праведник?//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 348-352; Алексеев Л. В. Зап. земли домонгольской Руси: Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2. С. 49, 63, 64, 136; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 459-460. М. В. Печников Иконография В рус. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. описание облика святого не представлено. Одно из первых изображений И. появилось в связи с его прославлением в Соборе Смоленских святых (1984): на иконе 80-х гг. XX в. (до 2008 в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) святой изображен в правой группе святых в 1-м ряду, стоящим за свт. Николаем (Касаткиным), архиеп. Японским, и блгв. вел. кн. Смоленским Глебом Святославичем. И. облачен в архиерейские одежды (саккос, омофор, митра с меховой опушкой), на груди панагия, в правой руке крест. Святитель изображен в преклонных летах, но волосы и клиновидная средней длины борода едва тронуты сединой. В 2001 г. был создана икона с изображением 3 Смоленских святых, связанных со Спасо-Преображенским Авраамиевым мон-рем, «Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем» работы иконописца С. Кульманова (Преображенский собор Авраамиева мон-ря). Святые изображены фронтально в рост. Поверх темно-зеленой рясы И.- архиерейская мантия, на груди панагия, облачение довершает черного цвета монашеский клобук. Правой рукой благославляет, в левой - жезл.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Со 2-й пол. XVII в. встречаются сообщения о том, что И. был погребен в Киево-Печерском мон-ре. Вероятно, первым об этом написал И. Гербиний в соч. «Religiosae Kijovienses Cryptae, sive Kijovia Subterranea» (Jena, 1675. P. 112), созданном на основе Киево-Печерского патерика (К., 1661) без знакомства автора с монастырским некрополем. В Каталоге российских архиереев (РНБ. Соф. 1417, XVIII в.), составленном ок. сер. XVIII в., об И. сказано: «Преставися в лето 6579 (1071) и положен бысть в Печерском монастыре. И крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен. Сей святый Иларион митрополит первее начат копати пещеру» (цит. по: Макарий. 1995. Кн. 2. С. 460. Примеч. 18). По-видимому, вслед. такого рода сообщений в позднейшей агиографической лит-ре И. безосновательно был отождествлен с упоминаемым в Киево-Печерском патерике книгописцем прп. Иларионом схимником, подвизавшимся в монастыре в игуменство прп. Феодосия Печерского ( 1074) и погребенным, согласно позднейшей традиции, в Дальних пещерах ( Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 9-12; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Розов. 1987. С. 199-200; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 66). Не принимая этого отождествления, архиеп . Филарет (Гумилевский) тем не менее относил И. к святым, чьи мощи почивают в Дальних пещерах ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 468-471). Имя И. отсутствует в перечнях Печерских преподобных в составленном архиеп. Сергием (Спасским) на основании сведений из епархий «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, составленный в связи с подготовкой к изданию богослужебных Миней в сер. 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 356). Позднее имя святого вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер (вероятно, в результате соотнесения места, где подвизался сначала И., затем прп. Антоний Печерский, с Ближними пещерами Киево-Печерской лавры). В составе данного Собора И. указан в Православном церковном календаре, в перечне святых Собора в Минее (МП) под 28 авг. И. не назван.

http://pravenc.ru/text/389115.html

в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры 5 мая, но уже в кон. XIX в. память Д. в лавре совершалась 12 мая. Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых (празд. установлено в 1979), Собор Радонежских святых (празд. установлено в 1981), Собор Московских святых (празд. установлено в 2001). Ист.: [Симон (Азарьин)]. Канон прп. отцу нашему Дионисию, архим. Троице-Сергиевы лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 18556; он же. Книга о новоявленных чудесах прп. Сергия Радонежского// Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 460, 470-492; СГГД. Т. 2. 275; ААЭ. Т. 2. 190, 202, 219; Т. 3. 1, 11, 66; АИ. Т. 3. 2, 58, 69; ДАИ. 1846. Т. 2. 35, 37, 49; Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881; Описные книги старицкого Успенского мон-ря. 7115/1607. Старица, 1912. С. 2, 13, 19, 38; Сборник грамот Коллегии экономии. Пг., 1922. Т. 1: Грамоты Двинского у. 316, 340, 491, 529а, 530; Сказание Авраамия (Палицына)/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова; Ред.: Л. В. Черепнин. М.; Л., 1955; ВКТСМ; Ткаченко В. А. Жалованная данная грамота царя Михаила Федоровича «в дом Пресв. Живоначальной Троицы и преп. чудотворцу Сергию» на городок Радонеж от 5 нояб. 1616 г.//Сообщ. Сергиево-Посадского музея-заповедника. М., 1995. С. 38-48; Прп. Дионисий Радонежский: Житие; Повествование о чудесах прп. Дионисия. Серг. П., 2005 [рус. пер.]; Житие архим. Троице-Сергиева мон-ря Дионисия/Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 356-462. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 81-95; Казанский П. С. Исправление церк.-богослужебных книг при патр. Филарете. М., 1848; СИСПРЦ. СПб., 1862. С. 84-85; Смирнов А. П. Святейший патр. Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1874. 2 ч.; Кедров С. И. Авраамий Палицын//ЧОИДР. 1880. Кн. 4. С. 71-76; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 168-169; Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Богородицы, в Православной Церкви прославляемых. М., 1866. С. 37. Монреаль, 1980р; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 47-51, 124-125; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 690-691; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419-420; Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 2. С. 156-158; Мухин В. Воспоминания об обители прп. Паисия близ г. Галича (Костромской губ.). М., 1884; Описание о российских святых. 1887. С. 202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 192-193; Палилов К. Житие прп. Паисия Галичского (23 мая), с описанием обители его имени близ г. Галича Костромской губ. М., 1896; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 399; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. С. 12; Бухарев И. Чудотворные иконы Пресв. Богородицы. М., 1901. С. 98 (переизд.: М., 1994); Голубинский. Канонизация святых. С. 149; Сказание о земной жизни Пресв. Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней и чудотв. икон Ее. М., 19043. С. 304; М., 1990р; Полное собр. житий святых правосл. греко-российской церкви. Ред.: Е. Поселянин. Май. СПб., [б. г.]. М., 1992р. С. 153-154; Сытин С. Д. [Палилов К. В.] Древний г. Галич Костромской губ.: Рассказы о его прошлом и настоящем. М., 1905. С. 49-53 (переизд.: Галич, 1994. С. 32-34); Слава Богоматери. М., 1907. С. 569; Денисов. Монастыри. С. 326; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1908. Т. 2. Кн. 1. С. 893-894; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 518-519; Православные рус. обители. 1910. 1994р. С. 261; Смирнов П. П. Древний Галич и его важнейшие памятники//УЗ МГПИ им. В. П. Потёмкина. 1948. Т. 9. Вып. 1. С. 81-112; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 30; он же. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По «житиям святых». М., 1966. С. 200-202; Тиц А. А. На земле древнего Галича: (Галич. Чухлома.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых), основатель Антониевой Черноезерской в честь Рождества Богородицы пуст . Предположительно в XVI в. А. Ч. пришел на берег одного из Чёрных озер (в 40 верстах к северо-востоку от г. Череповца) и построил там храм. Святой скончался в своей пуст., его мощи находились под спудом за правым клиросом деревянной ц. в честь Рождества Богородицы, построенной в 1839 г. на месте древней часовни над гробом преподобного (сохранился фундамент церкви). День памяти А. Ч. 17 янв.- ради тезоименитства с прп. Антонием Великим . Время местной канонизации неизвестно, существование почитания подтверждено включением имени преподобного в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г., тогда же была составлена служба Собору, в к-рой А. Ч. посвящен 4-й тропарь 7-й песни канона утрени. В 1841 г. имя преподобного было включено также в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского и Устюжского Иннокентия (Борисова) . В службе Собору Вологодских святых А. Ч. упоминается в славнике на Господи воззвах . В Воскресенском соборе Череповца сохранился образ А. Ч. 40-х гг. XIX в., на нем святой изображен на фоне леса и Чёрных озер в рост, со свитком в левой руке, правая рука благословляющая. В собрании Череповецкого музея находится образок (6 ´ 7 см) А. Ч. нач. XX в. Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453, 459. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. Чернигов, 1861. С. 83-84; СИСПРЦ. С. 32; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1897. Вып. 5. Январь. С. 143-144; Зверинский. Т. 3. С. 16. 1375; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Голубинский. Канонизация святых. С. 156-157; ЖСв. Книга доп. 2-я: Январь-апрель. С. 147. Игум. Андроник (Трубачёв), М. Ю. Хрусталёв Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116114.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010