5)  Ноября в 5 день св. муч. Галактиона и Епистимии и преставление иже в святых отца нашего Ионы архиепископа вел. Новограда. (Служба). Нач.: «Вечер. На малой вечерни на Господи возвах поставим стихиры на 6 глас 8: Въдрузением истинне благочестия согласника тя знаем и вере освящение«… Кон.: …»и ин. Богородице ты еси. Славословье великое и отпуст». Кем составлена эта служба архиеп. Ионе – неизвестно. Не сербом ли Пахомием Логофетом, которому принадлежит до 18 служб и который, по просьбе архиеп. Ионы, составил каноны архиеп. Евфимию Новгородскому? См. Макария митр. Историю Русской церкви т. VIII, стр. 52–57. 6)  Вспоминание о блаженном и приснопамятном отце нашем Ионе архиепископе вел. Новаграда, иже бысть по втором Евфимии, в лета 6966-е до лета 6979-го. Нач.: «Вспомянути блаженнаго нашего пастыря Иону добро поне малым словом в чин же и зде приложися вспомянути его»... Кон.: ... " даст же Господь и ныне молитвами его благословение, якоже и при нем, земли обилие, любовь и тишину странам, мир граду и людем его. Богу нашему слава ныне и присно и в веки веком». 7)  Того же об отце Иосифе и пр., житие его, составленное «неизвестным». 8)  О Божии благодати бывшей чудесы явлением и прославлением свящ. телесе, иже во святых о. н. Никиты епископа вел. Новограда, и знамением честною двою икону, иже в Ругодиве, Пресл. Богородица и святителя Христова Николы и свящ. муч. Власия св. бессребреник Козмы и Дамьяна на посрамление отступивших правосл. веры и на обличение безбожные их ереси. Нач.: «Великая Божия дела глаголати светла языка требуют»... Кон.: … «зде по живше добре и блаженную бессмертную и вечную жизнь в небеснем царствии поживем о самом Христе, истиннем Бозе нашем, Ему же слава, честь, держава и покланяние» и пр. Последняя страница приписана позднейшею рукою. Слово Зиновия Отенского . См. Ф. Калугин – Зиновий игумен Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. Спб. 1894 г., стр. 322–339. 9)  В лето 6968 месяца Февраля в 13 день на память преп. о. н. Мартиниана пострижеся преп. о. н. Иосиф старец у преп. Пафнотия в Боровске… Кон.: … " как поставил монастырь пречистыя Иосиф лет 30 и 6; а как свящал церковь каменну Иосиф лет 30». – Все это писано позднейшею рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Лит.: 50-летний юбилей КДА. К., 1869; Из восп. о высокопреосв. Димитрии, архиеп. Ярославском и Ростовском, ныне Волынском и Житомирском, на Ярославской кафедре//Ярославские ЕВ. 1876. 21. С. 167-168; 22. С. 181-182; 28. С. 217-219; 47. С. 374; 52. С. 413-415; Памяти в Бозе почившего свт. Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского//Херсонские ЕВ. Приб. 1883. 23; Блаженной памяти высокопреосв. Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского//Рязанские ЕВ. 1883. 24. С. 624-634; Л[ебединце]в Ф. Некролог: Высокопреосв. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский//Киев. старина. 1883. 12. С. 704-713; Высокопреосв. Димитрий, архиеп. Херсонский и Одесский//Тульские ЕВ. 1883. 23. С. 352-367; 24. С. 404-413; Г[аврилков] П. М. Памяти в Бозе почившего преосв. архиеп. Димитрия//Полтавские ЕВ. 1884. 8. С. 413-435; Владимир, иером. Слово на полугодичном поминовении в Бозе почившего высокопреосв. Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского, сказанное в Одесском кафедральном соборе духовником усопшего//Херсонские ЕВ. 1884. 11. С. 339-347; Швабахер С. Л. Памяти высокопреосв. Димитрия: Слово, произнесенное в Гл. синагоге одесским гор. раввином. Од., 1884; Горский А. В. Дневник. М., 1885. С. 209, 211-216, 218, 220, 224-226; Флоринский Н. И., прот. О преосв. Димитрии, архиеп. Херсонском и Одесском, бывш. ректоре и профессоре Академии: Восп. студента 14-го курса КДА//ДЧ. 1886. 8. С. 410-425; Скворцов И. М. , прот. Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//ТКДА. 1886. 9. С. 178, 180; 10. С. 322, 324; 11. С. 543; Ястребов М. Ф. Памяти высокопреосв. Димитрия (Муретова) и Макария (Булгакова)//Там же. 1887. 6. С. 231-241; он же. Высокопреосв. Димитрий как проф. догматического богословия. М., 1899; Ракитин Н. Академический комиссар//Киев. старина. 1894. 7. С. 79-99; Титов Ф. И. , прот. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. К., 1895. Т. 1. С. 72-76, 180-186, 278; он же. Памяти высокопреосв. архиеп. Димитрия (Муретова), бывш. ученика, профессора и ректора КДА. К., 1911; Смирнов Н. , прот. Высокопреосв. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский: Его биогр. М., 1898 (рец.: Ястребов М. Ф.//ТКДА. 1899. 5. С. 85-112); Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Вып. 2. С. 230-281; Скабалланович М. Н. О лекциях по богословию архим. Димитрия (Муретова) в их студенческих записях//ТКДА. 1911. 3. С. 444-449; Талин В. Архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий//ЖМП. 1965. 10. С. 64-68; Флоровский. Пути русского богословия. 1983. С. 219-221, 355-358, 545; Предеин Д. , прот. Догматическое учение Димитрия (Муретова), архиеп. Херсонского//АндрВ. 2007. 14.

http://pravenc.ru/text/178167.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

156.  Николо-Бабаевский во имя святителя Николая мужской монастырь. Основан после 1500 г. в посаде Большие соли (635 км от Костромы и 628 км от Ярославля) на правом берегу Волги при впадении в нее реки Солоницы. 157. Настоящее издание. Т. 7. С. 350–351. 158.  Шахова Е. Н. Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Тучковой, урожденной Нарышкиной. СПб., 1865. С. 91. 159. Там же. С. 93–94. 160. Валаамский монастырь СПб.: тип. К. Крайя, 1847. — 27 с. Подпись: И. И. И. То же. — СПб.: тип. К. Крайя, 1847. — 40 с. 161. Настоящее издание. Т. 7. С. 346. 162. Там же. С. 339. 163. Воспоминание о Бородинском монастыре//Библиотека для чтения, 1847. Т. 85. Науки и художества. С. 121–122. — Подпись: И. 164. См. т. 7, с. 372, письмо Вышло также отдельным изданием: Воспоминание о Бородинском монастыре. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. — 4 с. — Подпись: И. 165. Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 2. 166. Настоящее издание. Т. 4. С. 473. 167. Настоящее издание. Т. 7. С. 375. Письмо 168.  Великий пост или Беседа на Св. Четыредесятницу. Харьков, 1847. 368 с. — Автор не указан. То же: 2-е изд. Сочинение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. СПб., тип. Морского кад. Корпуса, II, 322 с. 169. Настоящее издание. Т. 7. С. 378. Письмо В Собрании сочинений Е. Шаховой есть цикл стихотворений, посвященных Великому посту. См.: Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 109–121. Время создания стихотворений неизвестно, но опубликовала их мать Мария в газете «Россия» в 1880 г. 4–7. 170.  Шахова Е. Мирянка и отшельница. Стихотворения: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1849. — 4, 346, IV с. 171. Литературная летопись: Мирянка и отшельница. Стихотворения Елизаветы Шаховой: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1849//Библиотека для чтения. 1849. Т. 95. Отд. С. 36–39. 172. Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 11. 173. Библиографическая хроника: Новые сочинения: Мирянка и отшельница. Стихотворения Елизаветы Шаховой: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1849//Отечественные записки. 1849. Т. 64, Отд. VI. С. 95–100.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

76 Цит. там же, с. 499. 77 Слово Господь и господин в синодальном переводе - это одно и то же греческое слово «кюриос». 78 Зернов «Русское религиозное возрождение ХХ века». - УМ8А РКЕ88, с. 77. 79 Цит. по А. Кураеву «Протестанты о Православии», с. 123. Протестанты обращают здесь внимание на вторую часть стиха, где о крещении не сказано. Но понятно, почему это так. Ведь кто не будет веровать, тот и не креститься, а потому и не спасется. 80 См., например, толкование этого места у Златоуста: «Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова». - Петербург, «Посада», 1993 г., с. 161-167. 81 Все цит. по «Православно-догматическому богословию», том II, с. 327-337. 82 См. там же, с. 322-337. 83 А. Кураев «Протестантам о Православии», с. 47. 84 Баптист, 1912, 2, с. 17. 85 Цит. по А. Кураев «Протестантам о Православии», с. 72. Молитвослов, вечерние молитвы. 86 Цит. по А. Кураеву «Протестантам о Православии», с. 72. 87 Цит. по «Православно-догматическому богословию», том II, с. 338. Цит. по А. Кураеву «Протестантам о Православии», с. 77. 88 Цит. по А. Кураеву «Протестантам о Православии», с. 213. 89 Цит. по «Православно-догматическому богословию», том II, с. 338. 90 Цит. там же, с. 339 91 См. ссылки там же, с. 340. 92 М. Эриксон «Христианское богословие». - Петербург, «Библия для всех», 1999 г., с. 922. 93 Есть предание, что Анания был епископом той области. 94 Все цит. по «Православно-догматическому богословию», том II, с. 350. На с. 346-353 и далее см. и многие другие подтверждения того, что Церковь изначально имела практику миропомазания крещаемых. 98 «Православное богослужение: таинства, слово и образ»», с. 142. 99 Там же. 100 Цит. по «Православно-догматическому богословию», том II, с. 427-429. О праве священников отпускать грехи говорится в Апостольских правилах; учили так также св. Киприан, Василий Великий, Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и др. учителя Церкви. См. подтверждения здесь же, с. 425-442. 101 Больница для умственно и психически больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

287 δρον ; по другим ; с клятвою — δρκον . 288 По другим : константийский. 289 гелиопольский, — юлиопольский. 290 анасарфский. 291 На поле : не достает ответов клириков. 292 По другим : Даниил. 293 гераклийский. 294 Варан. 295 На полях : здесь, как и в других местах, не достает ответов. 296 Т. е. Домном, арх. антиох. 297 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 298 По другим : Феодор. 299 На полях: Ρωμας , νε’γνων , νε’γνωνμεν , νε’γνω : Latine, legi, legimus, legit. 300 Иначе : парамонария. 301 В подлиннике греческом стоит: ναγνω’_ζας — чтецам, а в латинском — ignotos — незнаемым. Между тем в двух кодексах (ватиканском и Сфорцы) стоит: γνω’_ζυς — незнаемым, как синоним к слову ξε’νυς — чужим. Вальсамон, Зонара и Аристин читали также γνω’_ζυς . Но в древних латинских переводах: Приска, Дионисия малого и Исидора переведено — lectores — чтецам, значит в их манускриптах было — ναγνω’_ζας . В русск. изд. “книги правил» переведено: незнаемым. Ред. 302 В русском издании “книги правил» прибавлено: “бывшие на соборе во дни Феодосия, в царствующем граде». Ред. 303 Эти подписи имеются в подлиннике только на латинском языке. Издатель Лаббе делает следующее об них примечание: «из древнейшего кодекса Маффея, писанного за тысячу лет, списал некогда в Риме Иаков Сирмонд, списком которого мы пользовались. Ред. 304 По другим: Никита. 305 берийский. 306 Иоанн. 307 По другим: Иоанн. 308 силесарацинский. 309 гераспольский. 310 дуликский. 311 зефанийский. 312 инрельский. 313 руфунийский. 314 енодский. 315 пеллесийский. 316 По другим: зороанский. 317 еврийский. 318 брутикский. 319 ефимийский. 320 деметриадский. 321 гортинский. 322 халкидский. 323 юлиопольский. 324 аспонотанийский. 325 Мистерос. 326 Кекрифий. 327 По другим: адринийский. 328 Феосевий. 329 Евсевий. 330 етльский. 331 алосизский. 332 Юлиан гипепотский. 333 герагесанский. 334 елладский. 335 синисский. 336 По другим: галикарнасский. 337 Тиханий аполлонийский. 338 ликиадский. 339 агеирассидерский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

О взглядах свт. Игнатия на монашество — с. 3–4, 10, 12, 14, 15–16, 17. 771. Сельский Т. Старческая немощь новоначальных//Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние: Письма. — М., 1997. — С. 415–431. О методах духовного руководства и личности духовника по письмам иеросхимон. Сампсона Сиверса в сравнении с учением свт. Игнатия — с. 424–425, 429. 772. Фудель С. Путь отцов/Псково-Печер. Успен. монастырь; Моск. Сретен. монастырь. — М.: изд-во Сретен. монастыря, 1997. — 432 с. О свт. Игнатии — с. 3, 57, 110, 158, 206, 223, 238, 244, 264, 265, 270, 281, 284, 295, 298, 303, 316, 317, 323, 324, 325–326, 328, 331, 411. 773. Антоний Радонежский (Медведев). Доброе слово новоначальному послушнику, желающему нелицемерно проходить путь Божий//Доброе слово новоначальному послушнику: [Сб.]. — Репринт. изд. 1900 г. — М., 1998. — С. 3–47. О свт. Игнатии— с. 35, 44. 774. Аринин В. Великая иллюзия или пророчество?//Рус. Север. — Вологда, 1998. — 21 апр. — С. 11. Рец. на кн.: Игнатий (Брянчанинов). Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Н. Н. Муравьеву-Карскому; К истории рода Брянчаниновых/Предисл. и публ. О. И. Шафрановой. — М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 1998. 775. Беловолов Г. «Поэтические опыты» аскета: Проза свт. Игнатия Кавказского//Игнатий (Брянчанинов). Странник. — М.; СПб., 1998. — С. 5–14. Предисловие к сборнику прозаических и стихотворных сочинений свт. Игнатия. 776. Беседы о молитве Иисусовой: Что такое молитва Иисусова по преданию Православ. Церкви: Беседа инока-старца с мирским иереем, вызв. «Сборником о молитве изд.] — М.: Елеон, 1998. — 509 с. О свт. Игнатии как наставнике и делателе Иисусовой молитвы — с. 33–35, 39–40, 46–49, 59–60, 62, 64, 68, 321–322, 334–335, 336–338, 339, 396–425, 498. 777. Игнатия (Петровская). Старчество на Руси/Публ., предисл. и примеч. А. Беглова//Альфа и Омега. — 1998. — С. 118–151; С. 147–177. О свт. Игнатии — с. 127–129, 137–145, 159, 165, 175, 176–177. 778. [Марк (Лозинский)]. Любовь к Богу и страх пред Богом: По трудам свт. Игнатия (Брянчанинова)//О страхе Божием. — М., 1998. — С. 4–6.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С. 322). 11 Этим выражением они думали спасти халкидонское вероучение от будто бы прилипающей к нему заразы несторианства, а именно акцентированием речи о Христе-Богочеловеке добавками об Его божестве. См.: Карташев 2002. С. 326. Что касается самой формулы «Один от Троицы пострадал», то она использовалась в аполлинарианских текстах (См.: Meyendorff 1969. P. 51), на Халкидонском соборе ее выдвинули ученики Евтихия. Имеется она и в Энотиконе Зинона.. Но в то же время и у св. Прокла в Послании к армянам содержится: «Един от Святой Троицы распят – пострадал» (См.: Болотов 1917. С. 369). Теопасхистские выражения встречаются у многих святых отцов, а еще раньше, например, ап. Павел пишет о распятии Господа Славы ( 1Кор. 2, 8 ). Важно понимать, что Православная Церковь , употребляя такие выражения, никогда не допускает мысли о страдании во Христе божеского естества. 13 «Он заявляет, что выражение unus ex trinitate может быть понято как августиновское aliqua ex trinitate persona». См.: Grillmeier 1995. P. 324, N. 31. 14 См.: Grillmeier 1995. P. 324. К сожалению, не имея перед глазами текста письма Юстиниана к папе, невозможно представить, какими выражениями он воспользовался для изложения своей идеи. Понятно, что Юстиниан имеет ввиду, что словами «Один от Троицы пострадал» мы говорим только то, что Ипостась Бога Слова восприняла человечество. Интересно, насколько его понимание перекликается с учением о «воипостасности», которое выразил через десять лет Леонтий Византийский ? 17 См.: Grillmeier 1995. P. 339. Тогда император задает вопрос: «Разве вы не исповедуете, что страдания так же как чудеса принадлежат одному и тому же лицу Господа нашего Иисуса Христа, и что Он является Богом, пострадавшим во плоти, и что Он является одним из Троицы?» 27 Сторонники архидиакона Гайана, который в споре между Севиром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским занял позицию последнего. «Спор между Севиром и Юлианом внес раскол в ряды египетских противников Халкидонского Собора. После смерти в 535 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

819. Сборник избранных служб, в лист, 344 л., полууставом нескольких почерков XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порван с ущербом для текста лист 93. На полях внизу листов: 1,14, 24 об., 31 об., 45 об., 54, 71, 92, 100, 133, 147, 163 приписка скорописыо: «Сия книга Трефолой Василия Вели и трех святителей домовая, а положил в дом Офоня Охлопков, а подписал книгу брат его Игнаша Охлопков сын лета 7 тысяч восемьдесят шестого месяца марта в 9 день». Службы русским и славянским святым: 1) 27 сентября – Савватию Соловецкому (1 –14); 2) 30 сентября – Григорию Пельшемскому (14–24 об.); 3) 28 октября – Арсению епископу Сербскому (24 об.–31 об.); 4) 29 октября – Авраамию Ростовскому (31 об.–42 об.); 5) 11 ноября – Максиму Московскому юродивому Христа ради (43–48); 6) 17 ноября – Никону, ученику Сергия Радонежского (71–79 об.); 7) января 10 – Павлу Обнорскому (153–162); 8) З0 марта – Ионе митрополиту(311 об.–321 об.); 9) 11 марта – Евфимию Новгородскому (322–327об.); 10) 17 марта – Макарию Калязинскому (327 об.–344 об.). Пред службою такая запись: «Месяца марта в 17 день преподобного и богоносного отца нашего Макария Колязинского чудотворца, игумена честныя обители живоначальныя Святыя Троица. А месяца ноября в 16 день Святого апостола и евангелиста Матфеа Рожество Святаго Макариа чудотворца Калязиньского. А месяца марта на память Святаго Алексия человека божия Успение преподобного отца нашего Макария Колязинского чудотворца. В той же день празднует ему церкви Божиа а обретение честных мощей его месяца маия в 26 день». На лл. 79 об.–91 служба Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде. Из служб греческим святым отметим под 15 декабря службу святому Стефану Сурожскому (118 об.–132). 820. Сборник избранных служб , в лист, 339 лл., полууставом XVI–XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нижния поля в рукописи истлели. На полях внизу листов 1–14 приписки: 1) скорописью: «Сиа книга Трефолой от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду»; 2) полууставом: «Сию к(нигу) положили Спасу в дом и преподобным чудотворцем Дмитрию и Кириллу Савелей да Матфей Яковлев де(ти) Андронова а подписал Спасской диячек Гриш(ка)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я… пустынь — по-видимому, Предтечева Яминская пустынь; находилась в Трубчевском уезде б. Орловской губернии. 319 …в Воронеж, — к новоявленным мощам… — в 1832 году в Воронеже были «открыты» мощи Митрофания, первого воронежского епископа. 320 Село Крутое находится в 10 километрах к юго-западу от г. Ельца. 321 разумеется по-тогдашнему, на ассигнацию…— Ассигнационный рубль стоил тогда, в 1830-1840-х годах, 27 копеек серебром. 322 Заседатель — выборный от дворян член уездного суда или судебной палаты. 323 …от Митрофания…— из воронежского благовещенского Митрофаниевского монастыря. 324 Сарацины — в русском народном творчестве — мусульманские народы. 325 Хан Джангар — хан (начальник) Букеевской киргизской орды, кочевавшей в пределах б. Астраханской губернии; назначенный русским правительством в 1824 году, Джангар числился на государственной службе, получал ордена и чины. Он вел крупную торговлю лошадьми в основанном им в 1826 году поселке Ханская ставка и выезжая на дальние ярмарки. 326 Рынь-пески (нарын — по-казахски — узкий песок) — гряда песчаных холмов в низовьях Волги. 327 Зорость — от зариться — стремиться к чему-либо. 328 Селикса — село, расположенное в 50 километрах на юго-восток от Пензы по дороге к Приволжским степям. 329 Мордовский ишим — село в 40 километрах на восток от Пензы. 330 Курохтан (турухтан) — степная птица. 331 Хлупь — кончик крестца у птицы. 332 …ни живота…— здесь: ни жизни. 333 …ибо и по апостолу Павлу… рабы должныповиноваться. — Имеются в виду следующие слова Павла («Послание к ефесянам»): «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу». 334 …из Хивы пришли…— Хивинское ханство (на территории нынешних Узбекской и Таджикской союзных республик) в 1830-1850-х годах находилось во враждебных отношениях с Россией. 335 …Керемети бычка жертвую. — Керемети в чувашской мифологии — добрые духи, живущие в деревьях. 336 Зачичкался — захилел, похудел. 337 Храпок — часть переносья у лошади. 338 Соколок — артерия. 339

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010