Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ МАРУКАС ИДРСКИЙ [греч. ημτριος Μαροκας κ νσου Υδρας] (посл. четв. XVIII - 1-я четв. XIX вв.), греч. мелург, кодикограф. В рукописной традиции его чаще упоминают как Димитрия с о-ва Идра (Идриота). Так он назван в 5 певческих кодексах, содержащих цикл херувимских на 8 гласов, благодаря к-рому Д. М. И. стал известен. Они записаны нотацией переходного типа и помещаются обычно под заголовком «на гласы херувимские, сочинение кир Димитрия с острова Идра. Глас 1. Иже херувимы» (Ydra. Iliou. 620. Fol. 55v - 65, кон. XVIII - нач. XIX в.; Oxon. Gr. liturg. E. 5. Fol. 55 sq., кон. XVIII - нач. XIX в.; Panagias Zourbas. 7. Fol. 81-93, нач. XIX в.; Athen. Paidousi. 2. Fol. 180-201, 1780-1800 гг.; Ath. Laur. I. 88. Fol. 300-310, 1808 г.). Под именем Марукас он больше известен как кодикограф; в одном из автографов в подзаголовке к циклу херувимских (в ркп. Athen. Byzant. Mous. 33. Fol. 99-109, 1808 г.) он называет себя Димитрием Марукасом. К наст. времени обнаружено 3 автографа Д. М. И.: Ирмологион Петра Пелопоннесского , своеобразно оформленный (для записи инициала и орнамента использовано 3 цвета чернил (зеленый, желтый и красный) (Ydra. Iliou. 722, 22 дек. 1806 г.), рукопись из того же мон-ря с о-ва Идра, недатированная и неподписанная, к-рая приписывается Д. М. И. (Ydra. Iliou. 615), и Анфология (Athen. Byzant. Mous. 33, 20 авг. 1808 г.). 2 датированные рукописи имеют пространные колофоны. Деятельность Д. М. И. в качестве кодикографа отличалась особым мастерством. Как мелург, несмотря на малочисленность сочинений, пользовался авторитетом среди современников, свидетельством тому могут служить стихи Софрония , проигумена Великой Лавры, восхваляющие Д. М. И. (в ркп.: Laur. I. 88). Лит.: Εαϒϒελδος Τ. Ιστορα το ποικισμο τς Υδρας. Αθναι, 1934. Σ. 131; Χαλδαικης Α. Η ψαλτικ παρδοση τς Υδρας Τ. 1: Ιδραοι κωδικοϒρφοι, μελουρϒο κα ψλτες//Επιστημονικ Επετηρς τς Θιλοσοφικς Σχολς το Πανεπιστημου Αθηνν. 1998/2000. Τ. 32. Σ. 181-183, 189-190; idem. Περ τν καταλοϒοϒρφηση τν μουσικν χειρωϒρφων τς νησιωτηκς Ελλδος//Μουσικολοϒα. Αθναι, 2002. Τ. 16. Σ. 147, 165; idem. Τ χειρϒραφα βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς. Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1. Σ. 180-193. А. Халдеакис, Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/178217.html

Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 7-8, 43-44. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 112; СИСПРЦ. С. 122; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. Е. В. Лопухина Иконография Преподобные Ипатий и Иосиф Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Посл. треть XVIII в. (1771?) (ИркОХМ) Преподобные Ипатий и Иосиф Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Посл. треть XVIII в. (1771?) (ИркОХМ) В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешности И. сказано: «Надсед, плешив аки Никола, на плечах схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 31-й). С 1703 г. имя И. встречается на картах Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Поясное изображение И. как средовека в монашеском облачении представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, икона находится у раки преподобного в Дальних пещерах. Голова И. не покрыта, русые волосы разделены на прямой пробор и волнистыми прядями падают на плечи, у него средней величины раздвоенная борода с проседью и усы. Левой рукой он придерживает книгу в окладе, правая простерта в молении. Вверху полукругом надпись: «        ». Вероятно, этот извод с небольшими изменениями повторен на хромолитографии 1905 г., изданной типографией Киево-Печерской лавры, где И. обеими руками держит книгу с изображением равноконечного креста, на его правой руке четки. На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Помещен в 5-м ряду 1-м от центра вполоборота вправо. Изображается средовеком, реже человеком в преклонных летах, в монашеском облачении, с непокрытой головой. Может быть назван «целителем» или «целебником». Т. о. И. представлен на иконах 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия), 1-й пол. XIX в. (Палех; частное собрание - Святые образы. С. 387). На иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) И. написан портретно и точно соответствует описанию иконописного подлинника - у него высокий выпуклый лоб с залысинами, короткие седые волосы и седая борода до груди. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с короткими русыми волосами и небольшой бородкой; на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) он изображен в преклонных летах, с седыми волосами и бородой. Так же И. представлен на 2 иконах посл. четв. XIX в.- из ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария, и частного собрания (см.: Все остается людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221).

http://pravenc.ru/text/673739.html

Прп. Илия Муромец. Икона. 2008 г. Иконописец И. В. Сухов (частное собрание, Москва) Прп. Илия Муромец. Икона. 2008 г. Иконописец И. В. Сухов (частное собрание, Москва) Образ И. М. встречается в «сказании о киевских богатырех, как ходили во Царьград» (списки XVII-XVIII вв.), в «Сказании о семи богатырях» (самый ранний список 1-й четв. XVIII в.), в былине о Михаиле Потыке. И. М. фигурирует в качестве символа богатыря, подобно всем живущим на земле бессильного против смерти, в особой редакции (или разновидности) «Повести о прении живота со смертью», представленной в старообрядческом сборнике 3-й четв. XVIII в.- РГБ. Собр. А. И. Маркушевича. 22. Л. 70 об.- 73 об. (данная редакция «Повести...» не учтена в монографии-публикации: Дмитриева Р. П. Повесть о споре жизни и смерти. М.; Л., 1964). В записях кон. XIX в. известна былина о встрече в поле и столкновении И. М. и Добрыни. Появление новых сюжетов в эпосе об И. М. исследователи фиксировали до 60-х гг. XX в.: былина о женитьбе И. М., записанная в Пудожье в кон. 30-х гг. XX в. (Былины Пудожского края. 50), и ряд былин М. С. Крюковой о подвигах И. М. (Былины М. С. Крюковой. Т. 1. 10, 12, 13, 15). Наиболее распространенными и древними являются былины об И. М. и Соловье-разбойнике. Сюжеты «Илья и разбойники», «Илья и Идолище», «Исцеление Ильи сидня», встречающиеся в устной традиции как самостоятельные былины, в рукописях XVIII - нач. XIX в. объединены с повествованиями об И. М. и Соловье-разбойнике. Былины об И. М. и Соловье-разбойнике из рукописных сборников исследователи разделяют на 2 версии: в 1-й версии И. М. по пути из Мурома в Киев освобождает г. Себеж (город известен с нач. XV в., ныне в Псковской обл.) (себежская версия), во 2-й редакции богатырь освобождает Чернигов (черниговская версия). Внутри каждой группы выделяется неск. редакций. В подавляющем большинстве былин рассказывается о происхождении И. М. из Мурома (город возник, вероятно, на рубеже X и XI вв., ныне районный центр владимирской обл.). Согласно поздним редакциям былин из рукописных сборников, И.

http://pravenc.ru/text/389413.html

В монументальной живописи изображение П. нередко размещено в алтарной зоне храма вместе с др. св. епископами. В росписи нижней церкви костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря (2-я или 3-я четв. XII в., кон. XI в. (?)) образ святого находится в ярусе с погрудными образами 6 св. епископов непосредственно в апсиде, под изображением деисусной композиции в конхе; П. показан в медальоне седовласым, с клиновидной бородой средней длины. Последовательное размещение образа П. в пространстве вимы можно проследить на примере росписи афонских храмов: напр., святой изображен на сев.-вост. стене юго-вост. компартимента кафоликона Протата (ок. 1290 (?), мастер Мануил Панселин), на своде сев.-вост. компартимента кафоликона (1311/12) и в парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78) мон-ря Ватопед, на своде прохода из алтаря в сев.-вост. компартимент кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22), в зоне купола юго-вост. компартимента кафоликонов мон-рей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский) и Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий) и др. (см.: Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημεακς ζωγραφικς το Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 56, 111, 121, 146, 183, 239, 301). В ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1208-1209) П. показан в редком для его иконографии типе - средовеком, с темно-каштановыми вьющимися волосами и со средней длины бородой, разделенной на конце на неск. кудрявых прядей. Сведения об облике П. имеются в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Преподобный Парфеней сед, плешив; брада Григория Богослова, риза кресчата, исподь вохра с белилы, а на нем амфор (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 69-70). Это описание было взято за основу текста в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова с единственным добавлением: «...в руке Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 267). В подлиннике сводной редакции XVIII в. (список Строгановского подлинника) из собрания С. Т. Большакова сведения те же, но со ссылкой на киевские печатные листы, где указано др. подобие святого: «брада Козмина» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 71). Единообразие трактовки внешности святого отражает и изображение в лицевой части подлинника из того же собрания (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 100). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) добавляет к описанию святого образную характеристику: «…очень добрый, милостивый, слезно молитвенный» и рекомендует писать в руке П., прославившегося чудесами исцелений и воскрешений, хартию с текстом: «Востани, не телесною бо немощию одержим еси, но наказуешися немощи ради душевныя: тую убо отряси, и будеши паки здрав» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 180-181).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

34). Как сообщает Житие, когда число насельников возросло, была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с деревянной трапезной на каменном подклете. Однако сведения о каменной трапезной XIV в. сомнительны: 1-я известная каменная трапезная (московского Чудова мон-ря) относится только к сер. XV в. ( Кучкин В. А. Первые каменные постройки в Кремлевском Чудове мон-ре//ГММК. Мат-лы и исслед. 1980. Вып. 3. С. 1-10; Выголов В. П. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988. С. 110-111). Теплый каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника с трапезной был возведен в 1523-1525 гг. по жалованной грамоте от 22 июля 1523 г. вел. кн. Василия III, выданной архим. Кириллу (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998. 20. С. 49). Эта грамота может помочь прояснить датировку составления краткой редакции Жития. Скорее всего она была составлена после сер. 20-х гг. XVI в., когда в монастыре уже стояли каменный собор и каменная трапезная, отнесенные составителем ко времени прп. Евфимия. Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы. Посл. четв. XVI в. Фотография. 2007 г. Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы. Посл. четв. XVI в. Фотография. 2007 г. Считалось, что сохранившаяся шатровая трапезная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и есть постройка, упомянутая в жалованной грамоте вел. кн. Василия III. Автор книги «Суздаль и его достопамятности» впервые обратил внимание на несовпадение посвящений трапезной ц. прп. Иоанна Лествичника 1523-1525 гг. и ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом мч. Диомида, фигурирующей в писцовой книге кон. 20-х гг. XVII в. Очевидно, храм был перестроен на средства вкладчика кон. XVI в. Диомида Иванова Черемисинова, устроившего при трапезной церкви придел во имя тезоименитого ему святого. Тем не менее в исследованиях советского времени шатровую Успенскую ц. датировали 1525 г. ( Воронин. 1945. С. 70). В этом усомнился М. А. Ильин, указавший, что теплая церковь была пристроена позднее к трапезной 1525 г. ( Ильин. 1946. С. 143); его поддержал А.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Лит.: Петров Н. И. Меры к поддержанию унии в XVIII в. в пределах нынешней Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1867. 22. Отд. 2. С. 707-721; Павловский И. Д. Симония в укр. духовенстве 1-й четв. XVIII в.//ИВ. 1881. 3. С. 696-697; Доброловский К. С. Виктор Садковский, еп. Переяславский и Бориспольский, а затем Минский, Изяславский и Брацлавский//К 100-летию воссоединения Подолии с Россией: Сб. ст. Каменец-Подольский, 1893. С. 31-100; Иваницкий С. М. Переяславский еп. Гервасий Линцевский и начало воссоединения униатов в Зап. или Польск. Украине: 1757-1769 гг.//Тр. Подольского церк. ист.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1904. Вып. 10. С. 1-392; П[архоменко] В. А. Гервасий Линцевский: Мат-лы по истории Переяславской епархии 3-й четв. XVIII в.//Киев. старина. 1904. Т. 87. 12. С. 408-443; он же. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии: 1733-1785 гг. Полтава, 1908; Титов Ф. И., прот. Русская Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1916. Т. 3: Заграничные мон-ри Киевской епархии в XVII-XVIII вв. Ч. 1; Ластовський В. В. Mohacmupi Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьkoï у 18 ст.//Переяславська земля i cbim людини. К., 1998. С. 132-135; Дмитренко В. А. Mamepiaлu церк. oблiky населення Киïвськоï та Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьkoï як джерело з coцiaльhoï icmopiï Гетьманщини XVIII ст.: АКД. К., 2011. В. Г. Пидгайко 1786-1836 гг. Реформы 1786 г., ликвидировавшие монастырское землевладение и существенно ослабившие самостоятельность монастырей, усилили власть епархиальных архиереев, в т. ч. Киевского митрополита. В 1786 г. он стал священноархимандритом Киево-Печерской лавры, до этого времени имевшей статус ставропигии по отношению к Московскому патриарху, позднее к Синоду. К. е. получила статус первоклассной наряду с Московской и С.-Петербургской епархиями. Реформа в наибольшей степени затронула мон-ри, в т. ч. в К. е. Из 40 обителей (23 мужских, из которых Киево-Печерская лавра и Межигорский мон-рь были ставропигиальными, и 17 женских), согласно указу от 10 апр. 1786 г., должны были сохраниться 12, из них 8 мужских (Киево-Печерская лавра, киевские Пустынно-Николаевский (1-й класс), Златоверхий Михайловский (1-й класс), греч. Екатерининский (2-й класс) и Выдубицкий (3-й класс) мон-ри, а также Мгарский Преображенский (2-й класс), переяславский Вознесенский (2-й класс), козелецкий Георгиевский (3-й класс)) и 4 женских (киевские Флоровско-Вознесенский (1-й класс) и Богословский (2-й класс), а также козелецкий Богословский и золотоношский Благовещенский (оба - 3-й класса). В 1799 г. был восстановлен киевский Братский Богоявленский мон-рь, упраздненный в 1786 г. Количество епархиальных монастырей уменьшилось после изменения границ епархии в 1797 г., в нач. XIX в. был упразднен киевский Иоанно-Богословский жен. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Митрофана Воронежского. Она всегда считалась той самой иконой, к-рая была прислана царем Алексеем Михайловичем ( Дыбко Д., свящ. Пензенская-Казанская икона Божией Матери//Любимая Газета. Пенза, 1999. Сент.). Размер иконы (96,3×72,7 см) почти точно совпадает с указанным в рукописи прот. Иакова Бурлуцкого. К. П. и. можно датировать 2-й четв.- сер. XVII в., что подтверждается характером доски XVII в. Первоначальный красочный слой к XIX в. имел утраты и потертости («полинял»). Ок. 1989-1990 гг. по благословению архиеп. Серафима (Тихонова; † 2000) образ отреставрирован в Пензе московскими реставраторами. Живопись во мн. местах (на одеждах, фоне, ликах) реконструирована, утраты красочного слоя тонированы. Доска с оборота покрыта воском, по стыкам скреплена металлическими планками. Оклад иконы относится к 90-м гг. XX в. (в 1991 икона его еще не имела: Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губернии. 1991. С. 14. Примеч.). На архивной фотографии К. П. и. с надписью: «Казанская Пензенская. В Пензенском кафедральном соборе» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 165) икона без оклада, под потемневшей олифой и прописями. В Спасском соборе находилась еще одна, называемая древней, Казанская икона, к-рая по высоте была больше чудотворной на 4,5 см и считалась ее «копией». Возможно, она была принесена из с. Атемар Саранского у. (ныне Лямбирского р-на, Мордовия). На этом образе была серебряная позолоченная риза с 22 камнями (в т. ч. 5 аметистами и яхонтом), к-рая первоначально украшала К. П. и. и была сделана в посл. четв. XVIII в., вскоре после пугачёвского бунта. В рукописи прот. Иакова Бурлуцкого рассказывается о 2 чудесах исцелений от К. П. и. В домах пензенцев хранились и др. рукописные описания чудес. Одно из них, кон. XVIII - нач. XIX в., находилось в доме купчихи Очкиной, другое, ок. сер. XIX в.,- у клирика кафедрального Спасского собора прот. Феодора Островидова. Известно об исцелении на смертном одре от горячки в день Успения Пресв. Богородицы (перед пугачёвским бунтом) пензенского мещанина, о спасении 2 городских бургомистров, Б.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Житийные образы Соловецких чудотворцев получили распространение во 2-й пол. XVI в. Их писали не только для сев. обители, но и для др. рус. храмов и мон-рей: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с 16 клеймами жития» из старообрядческой Андрониевской пуст. в Ярославле (ЯХМ, см.: Иконы Ярославля XIII-XVI вв. М., 2002. С. 156-161. Кат. 54); икона преподобных с 22 клеймами жития кон. XVI в. из Белозерска (ГРМ); «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие в молении Богоматери, с клеймами их жития» 1-й четв. XVII в. (КХМ), икона святых в молении Богоматери, с видом обители и сюжетами их жития, 2-й пол. XVII в. из Николо-Угрешского мон-ря (ГМЗК); икона преподобных с 26 клеймами жития 2-й пол. XVII в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 502-503. 1049); икона с изображением Соловецкой обители в среднике и 18 житийными клеймами XVII в. (?) из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 136-137. Кат. 90), «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, c 22 клеймами жития» нач. XVIII в. из Преображенской ц. на о-ве Кижи (Гос. ист.-архит. и этногр. музей-заповедник «Кижи»), икона с 14 клеймами жития нач. XVIII в. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 68-69, 144. Кат. 68), икона с 12 клеймами жития сер. XVIII в. из часовни Собора Богородицы дер. Кургеницы Медвежьегорского р-на Карелии (МИИРК). Особенностью северной иконографии XVII в. является включение в состав клейм сюжетов, к-рые составляют местную специфику. В поморских храмах предпочитали сцены на море, напр. «Чудо преподобных Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю на црене» показано на иконе 1-й пол. XVII в. с 18 клеймами жития из Троицкой ц. с. Нёнокса на побережье Белого м. (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 54-67. Кат. 115). В 1788 г. иконописец соловецкой обители В. Чалков (см. ст. Чалковы ) написал 2 парные иконы З. и С. (стояли у столбов Преображенского собора Соловецкого мон-ря, ГМЗК), к-рые содержат наиболее подробные житийные циклы. В средниках - прямоличные изображения святых в рост, вокруг 68 клейм, заключенных в барочные картуши ( Полякова. 2003. С. 200). Происхождение др. близкого по стилю барочного образа «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря и 20 клеймами жития» также связано с Соловецкой обителью (после 1711, АМИИ, см.: Вешнякова. 1992. С. 195-207). Икона с сюжетами жития З. и С. посл. трети XVIII в. из юж. придела ниж. церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге написана, по-видимому, на основе гравюры 1768 г. М. И. Махаева с 8 клеймами чудес (ГМИИ). К поздним иконографическим вариантам принадлежит икона с 10 клеймами жития чудотворцев кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 468-473. Кат. 216) - над и под средником помещены горизонтальные клейма с перенесением их св. мощей.

http://pravenc.ru/text/200051.html

XVI в. (РГБ. Егор. Ф. 98. 202), иконография к-рого не зависит от Лицевого летописного свода (иллюстрирована лишь 1-я половина кодекса, далее для миниатюр оставлены места с обозначением сюжетов). В XVII в. появились рукописные лицевые Б. (ГИМ. Вахр. 1, XVII в.; ГИМ. Увар. 34; РНБ. ОСРК. Ф. 550. F I. 91). Большое влияние на рус. иллюстрации Б. оказали в XVI в. нем. и итал. гравюры с произведений мастеров кон. XV - 1-й четв. XVI в., а в XVII в. западноевроп. гравированные Библия Питера ван дер Борхта (Брюссель, 1582) и Пискатора Библия (Амстердам, ряд изданий начиная с 1637). В 1645-1649 гг. киево-печерский мон. Илия вырезал 132 гравюры на дереве с иллюстрациями к ВЗ (Бытие - 45 гравюр, Исход - 25, Числ - 6, Иисуса Навина - 9, Судей - 25, Царств - 22), их прототипом послужила Библия Пискатора. Гравюры мон. Илии сохранились в оттисках на 22 нумерованных листах, частично они использовались в изданиях Киево-Печерской лавры начиная с 40-х гг. XVII в. В 1692-1696 гг. жителем московской Мещанской слободы Василием Коренем (Кореневым) была создана гравированная рус. иллюстрированная Б. Гравюры мон. Илии и Василия Кореня явились своего рода аналогом лат. Б. бедных (см. Biblia pauperum ) и положили начало популярным сериям рус. народного лубка XVIII в. Патрикий Лев, приносящий в дар Богоматери книгу. Миниатюра из Библии кор. Христины. Х в. (Fol. 2v) Патрикий Лев, приносящий в дар Богоматери книгу. Миниатюра из Библии кор. Христины. Х в. (Fol. 2v) В XIX в. традиция иллюстрирования Б. получила новое развитие в гравюрах Г. Доре , выполненных в 1864-1866 гг. Лицевые Б. были широко распространены в западноевроп. искусстве. В отличие от визант. библейских книг лат. иллюстрированные Б. включали, как правило, полный объем ветхозаветного текста Вульгаты и книги НЗ. Число иллюстраций со временем увеличивалось. Б. в IX в. имели иллюстрации ветхозаветной части от кн. Бытие до Пророков, в НЗ помещалось изображение Христа во славе с символами евангелистов, апокалиптического Агнца, Св. Троицы (Lond.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467). Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам). В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188; Большаков. Подлинник иконописный. С. 46; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Менолог. С. 172, 195, 283, 325, 379. Сл. 98, 234; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Табл. 3. С. 24; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρερριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 247, 345, 381; Bakirdzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 66-73. Fig. 32-37. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2578439.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010