Неверным является предположение Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы блгв. кн. Всеволоду (Гавриилу) (составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), и Г.- одно лицо ( Спасский. Рус. литург. творчество. С. 143). Автором службы св. кн. Всеволоду является Григорий Топинский . Изд.: Житие и жизнь блгв. вел. кнж. Евфросинии Суздальской/Списано иноком Григорием. СПб., 1888. (ПДП; Вып. 71); Житие прп. Евфросинии Суздальской по списку XVII в.//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1899. Кн. 1. С. 73-172; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. 2. С. 9-70 [Житие прп. Евфросинии]; Служба на прославление святых чудотворцев Российских, прославленных свт. Макарием, митр. Московским и всея Руси//Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 209-227; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 132-144; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 377-404 [Житие прп. Евфросинии], 351, 374-377. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 283-286; Строев. Словарь. С. 70-72; Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 130; Спасский И. Св. Иоанн, еп. Суздальский//ЖМП. 1947. 9. С. 47-55; он же. Первая служба Всем русским святым и ее автор//Там же. 1949. 8. С. 50-55; Колобанов В. А. К вопросу об изучении владимиро-суздальской лит-ры XIV-XVI вв.//УЗ Владимирского пед. ин-та. Сер. лит. 1967. Вып. 2. С. 59-72; он же. Суздальская агиография: (Традиционность и эволюция)//Лит-ра Др. Руси: Сб. Л., 1981. С. 77-84; он же. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв.: (Учеб. пособие). М., 1982. С. 48-167; Илиева А. «Слово за преподобните отци в Сирна събота» от Григорий Цамблак в руската ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 54-63; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Макарий (Веретенников), игум. Митр. Московский Макарий и церк.-лит. деятельность его времени//Тысячелетие Крещения Руси: [Мат-лы междунар. конф.]. М., 1989. С. 281-283; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; Вып. 78); он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; Вып. 95); Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91-101.

http://pravenc.ru/text/166628.html

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

во время оползня, разрушившего обитель (Нижегородский летописец. 1886. С. 38). В писцовой книге Н. Новгорода 20-х гг. XVII в. упомянуты посвященные Е. приделы: в Крестовоздвиженской ц., стоявшей на подворье Печерского мон-ря в Нижегородском кремле, при ц. Св. Софии, Премудрости Божией, в нижегородском Благовещенском мон-ре (Писцовые книги XVII в. по Н. Новгороду//РИБ. Т. 17. 1898. Стб. 63, 346, 347). Придел во имя Е. был освящен ранее 1647 г. в соборе Преображенского мон-ря в с. Пурех. Эта обитель была основана в 1-й пол. XVII в. покровителями нижегородского Печерского мон-ря - князьями Пожарскими ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 370, 420), в 1-й четв. XVIII в. она была упразднена, храм преобразован в приходский (закрыт в 1935, возвращен Церкви в 90-х гг. XX в.). В переписной книге 1678 г. в Васильевском мон-ре Гороховецкого у. указывается ц. Василия Великого с приделом в трапезе во имя Е. В XVII в. в нижегородской Мироносицкой ц., близ которой, по преданию, родились преподобные Е. и Макарий, также имелся посвященный Е. придел (Там же. С. 104; существовал еще в нач. XX в.). В кон. XIX в. известны посвященные Е. (вместе со свт. Дионисием и прп. Макарием Унженским) надвратная (Спасо-Евфимиева) ц. в нижегородском Печерском мон-ре, придел в храме во имя святых Космы и Дамиана в с. Коровники близ Суздаля. Лит.: Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 25-28, 36, 52; Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о св. угодниках и местночтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 57-61; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 1. С. 427-434; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 122, 135, 140, 142, 180; Сахаров Л. И. Ист. описание суздальского 1-классного Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 1870; Описание о российских святых. С. 208-209; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284-286; Досифей. Житие прп . и богоносного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/187661.html

109 «В знамённые книги вкралось бесчисленное множество ошибок», писал один современник; «редко такой стих обрящется, который был бы не испорчен в речах во всяком знаменном пении. Инде речи непоследующие разуму приложены, а во иных местам нужнейшие глаголания разуму отъяты, священные речи до конца развращены и не точию развращены, но и словенского нашего языка чужи, несвойственны и сопротивны». Сказ. инока Евфросина о различных ересях и хулениях в знамени, кн., 1651 г. 116 Шушер., стр. 24. Он именно говорит, что царь действовал по мысли Никона: «Емуже в сём богоначинаемом деле великий помощник и поборник бысть пр. митрополит Никон». И нельзя не согласиться со свидетельством Шушерина, если припомним, что в недоумённых случаях касат. церковного устройства Алекс. Мих. любил обращаться за советом к Никону и брал его за образец. Так напр., он писал к нему по смерти патр. Иосифа: «Буди тебе великому святителю ведомо: многолетны у нас поют вместо патриарха: спаси Господи вселенских патриархов и митрополитов и архиепископов наших и вся христиане, Господи спаси. И ты отпиши к нам, вел. свят., так ли надобе петь, или нет и как у тебя святителя поют и то отпиши к нам». Акт. Археогр. аксп. т. 4 57. 117 Грам. Алекс. Мих. в Кострому игум. Богоявл. мон. Герасиму и попу Георгию, 1851 г. ноябрь. Так же Русский Времени. М. 1790 ч. II. стр. 322 – 323. 119 Ст. моск. общ. ист. и др. росс. 1816 г. 3. Исслед. о русск. церк. песнопении, Сахарова, в журн. мин. нар. пр. 1849 г., февр. стр. 190 – 191. 122 Так Иона, митр. ростовский, избранный на митрополию патр. Никоном (дв. разр. т. III. стр. 325), действуя в его духе, в окружном послании внушал всей своей пастве, чтобы «в монастырях и приходских церквях пели единогласно и не борзяся, со всяким благоговением» (Акт. истор. т. IV. 62). Не ограничившись одним окружным посланием, он в 1657 году отправил в Кирилло-Белозерский монастырь архимандриту Митрофану с братией грамоту о строжайшем наблюдении церковного благочиния. «В прошлых годах», писал он, посланы наши грамоты нашей Ростовской митрополии в город к протопопам, попам и дьяконам, а в уезде, по селам памяти, не по одно время, чтобы они попы и дьяконы пели и говорили в церквях Божиих единогласно, и как к вам сия наша грамота придёт и ты б, сыну, велел на Белеозере, на посаде и в Белозерском уезде, попам и дьяконам петь и говорить единогласно. А на Белоозеро на посад и в пошехоны и в Белозерский уезд в села по станом к попам и дьяконам разослал бы ты, сыну, с сея нашей грамоты памяти, чтобы о том всем им попам и дьяконам было ведомо». Акт. Археогр. эксп. т. 4, 335. Так по указу новгородского митр. Макария, поповский староста Шенкурского острога архангельский соборный поп Лаврентий Фёдоров писал десятскому попу Фёдору Прокофьеву: «как к тебе ся память придёт, пели б и говорили б в церкви Божией единогласно, а не во многие гласы». См. там же, 334.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 98-101; Ч. 6. С. 1045-1046; Герсеванов Н. Б. Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале//Владимирские ГВ. 1838. Ч. неофиц. 37. С. 167-169; Снегирев И. М. Соборная церковь в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. М., 1846, 18482; Доброхотов В. Соборная церковь в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре в г. Суздале//Владимирские ГВ. 1847. Ч. неофиц. 50. С. 237-238; Военно-стат. обозрение Рос. империи. СПб., 1852. Т. 6. Ч. 2: Владимирская губ. С. 253; Тихонравов К. Н. [Замечательные пушки в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре]//Владимирские ГВ. 1853. Ч. неофиц. 45. С. 275; он же. Древняя кольчуга, хранящаяся в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//Там же. 1855. Ч. неофиц. 10. С. 78-79; он же. Рукописная Псалтирь Максима Грека Святогорского в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//Там же. 1856. Ч. неофиц. 25. С. 197; он же. Описная кн. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878; он же. Синодик суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1880. Вып. 3. Стб. 424-427; он же. Могила кн. Д. М. Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиеве мон-ре//Владимирские ЕВ. 1913. Ч. неофиц. 8. С. 205-209; Иоасаф (Гапонов), иером. Кн. Д. М. Пожарский и Арсений, архиеп. Суздальский. Владимир, 1854; он же. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 52-78; Фёдоров А. Историческое собр. о Богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 25-27, 31, 36, 42, 52-53, 96, 107, 179; Владимирский сб. М., 1857. С. 46, 47, 50-53, 55, 57, 129; Горчаков М. И. Монастырский приказ. М., 1868. Прил. 15. С. 62; 17. С. 70; Суздаль: Священнослужение в церкви для арестантов Спасо-Евфимиева мон-ря//Владимирские ГВ. 1868. Ч. неофиц. 51. С. 1; Гарелин Я. П. Спасо-Евфимиев мон-рь в г. Суздале и 10 найденных в нем знамен в 1839 г.//Там же. 1869. Ч. неофиц. 28. С. 1-4; он же. Спасо-Евфимиев мон-рь в г. Суздале и 10 найденных в нем знамен в 1859 г.//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1870. Вып. 8. С. 152-166; Сахаров Л.

http://pravenc.ru/text/187637.html

В 1733-1735 гг. на средства И. В. Савельева (впосл. схимонах П. Н. м. Иосиф) и др. жертвователей над 2-пролетными Святыми (Водяными) воротами (1674), ведущими к р. Москве, была построена церковь в честь Толгской иконы Божией Матери по проекту архит. И. Ф. Мичурина ( Одинец. 2009. С. 77-79). Основной объем храма был поставлен над большим пролетом ворот и представляет собой двусветный бестолпный четверик, перекрытый глухим сомкнутым сводом с 8-гранным барабаном и 2-ярусной главой (Там же. С. 73). С юж. стороны церковь имела открытую паперть, над к-рой в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVIII в. была сделана металлическая кровля, опиравшаяся на кирпичные столбики, позднее пространство между столбиками было закрыто деревянными щитами (Там же). По аналогии с колокольней церковь получила декоративную раскраску в цвет свинцового сурика. При строительстве храма была изменена архитектура ворот: их увеличили в плане по оси «север - юг» посредством облицовки поверхности стен и устройства рустованных пилястр, стоящих на белокаменных цоколях-пьедесталах (Там же. С. 72). С 1768 г. до нач. XIX в. храм исполнял функцию приходского вслед. ветхости ц. Иоанна Богослова в с. Богословском (Самарова Гора) ( Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 112), позднее прихожане были отнесены к приходу с. Сабурова. В 1785-1786 гг. храм расписан на средства московского купца 1-й гильдии И. Я. Грезенкова (Ист. описание. 1877. С. 119). 6 апр. 1813 г. храм вновь освящен после событий Отечественной войны 1812 г. По данным Е. О. Мирошиной, обновлением живописи храма в 1868 г. занимался известный худож. Ф. Г. Торопов, скорее всего со своими учениками или артелью; изготовлением иконостаса - московский резчик Н. А. Ахапкин, его золочением - московский цеховой А. Е. Хомяков, изготовлением серебряных венцов на иконы - серебряных дел мастер московский цеховой Л. Фёдоров. 9 авг. 1868 г. митр. Иннокентий (Вениаминов) совершил освящение возобновленного храма. В 1891 г. по проекту епархиального архит. С. В. Крышина церковь была расширена, а паперть соединена со 2-м этажом старого семинарского корпуса ( Одинец. 2009. С. 74). В 1908 г. была разобрана лестница на южном гульбище, а его деревянное ограждение обложено кирпичом. С 1911 г. храм использовался под монастырскую братскую трапезную ( Леонид (Толмачёв). Перервинский монастырь. 2013. С. 62).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

М., 2004; Фёдоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. М., 20012; Белорыбкин Г. Н. Золотаревское поселение. СПб., 2001; он же. Зап. Поволжье в ср. века. Пенза, 2003; Справ. по адм.-терр. делению Пензенского края (1663-1991 гг.). Пенза, 2003; Ставицкий В. В., Хреков А. А. Неолит - ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихоперья. Саратов, 2003; Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004; Археология Мордовского края. Саранск, 2008; Егоров В. Л. Ист. география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 20082; Саляев Е. И. Освоение «Дикого поля». Пенза, 2009; Халиков А. Х. Основы этногенеза народов Ср. Поволжья и Приуралья. Каз., 2011; Белоусов С. В. Пензенская губ. в эпоху Отечественной войны 1812 г.: Хроника событий. Пенза, 2012; Белоусов С. В., Власов В. А., Волков В. Г., Сухова О. А. Пензенский край в истории и культуре России. Пенза, 2014; Долина древней мордвы. Ижевск, 2016. С. В. Кузьминых, Е. И. Саляев , А. В. Тюстин П. о. входит в Поволжский экономический р-н, является индустриально-аграрным регионом РФ. Объем промышленной продукции по стоимости примерно в 3 раза превышает объем сельскохозяйственной продукции (2012). На долю П. о. приходится значительный объем российского производства тракторных сеялок, сахара-песка, нек-рых видов фармацевтической продукции. Религия Большинство верующих в П. о.- православные. По данным Мин-ва юстиции РФ на 13 мая 2019 г., в П. о. зарегистрированы 557 религ. орг-ций, из к-рых 425 представляют РПЦ (входят в Пензенскую митрополию ). Также действуют 5 общин старообрядцев, 1 - католиков, 27 - протестантов, 96 орг-ций мусульман, 1 - община иудеев, 1 - адептов международного об-ва «Сознание Кришны» , 1 - бахаистов. Русская Православная Церковь Первые свидетельства существования христиан на территории совр. Пензенского края относятся к домонг. периоду. В городищах, селищах, могильниках XI-XIII вв. археологи находят крестики, ладанки, мощевики с христ. символикой (Золотарёвское, Юловское, Фелицатовское городища и др.).

http://pravenc.ru/text/2579942.html

С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 25-28; Бурлуцкий И., прот. Об иконе Божией Матери Казанской в пензенском кафедр. соборе//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1870. 17. С. 542-554; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 436-437; Пантелеимон (Нижник), архим. Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, о чудотворных иконах и о Ея великих милостях роду человеческому. Джорданвиль, 1974. С. 279; Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губ.: Чудотворная икона Казанской Божией Матери в пензенском кафедр. соборе//Пензенский временник любителей старины/Подгот. публ.: А. Дворжанский. Пенза, 1991. Вып. 2. С. 13-14; Чугреева Н. Н. Казанская икона Божией Матери - Заступница Пензы//Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. С. 111-123 с ил. Н. Н. Чугреева Казанская Суздальская икона Божией Матери Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. (К. С. и.), особо почиталась в Суздале, была написана в 1625 г. иконописцем прп. Иоакимом Шартомским , иноком и затворником Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), автором Вязниковской Казанской иконы Божией Матери (ок. 1623). В описании Суздаля, составленном в XVIII в. ключарем суздальского Рождественского собора Ананией Фёдоровым, сказано, что прп. Иоаким был «изряден художник иконнаго писания» ( Фёдоров. 1855. С. 191), безвозмездно писал иконы для мн. храмов и мон-рей (чудотворной почиталась написанная прп. Иоакимом икона Божией Матери, находившаяся в Шуе). После прославления Вязниковской Казанской иконы прп. Иоакиму в видении явилась Пресв. Богородица и повелела написать образ, подобный явленному в Казани, «послать его в Суздаль и поставить в Воскресенской церкви, глаголя, что он будет защитой от врагов, видимых и невидимых». Написав икону в 1625 г., прп.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

(впосл. епископ). Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; он же. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003; он же. История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; он же. Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; он же. Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизвестные страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013. (Кольский патерик; Кн. 4); он же. Кольский Север в средние века. СПб., 2017. 3 т.; Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск, 2005; Гортер А. А., Гортер В. Т., Супрун М. Н. Освобождение Вост. Финмарка, 1944-1945. Архангельск; Вадсен, 2005; Грашевская О. В. Политика сов. гос-ва в отношении РПЦ в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти: На мат-лах Мурманской обл.: АКД. М., 2005; Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев: Сб. восп. и док-тов. Мурманск, 2006; Державин В. Л. Сев. Мурман в XVI-XVII вв.: (К истории рус.-европ. связей на Кольском п-ове). М., 2006; Ходяков М. В. Идея создания «маленькой России» на Европ. Севере в 1918 г.//Европ. Север в судьбе России, ХХ в.: К 80-летию проф. А. А. Киселева: Сб. науч. ст. Мурманск, 2006. С. 76-81; Иванов В. И. Мон-ри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007; Поливцев С., свящ. Трифонов Печенгский мон-рь. Мурманск, 2007; Кольская энциклопедия. Мурманск; СПб., 2008-2016. Т. 1-5; Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии=Den Hellige Trifon av Petsjenga, Samenes Opplyser i Russland og i Norge. М., 2009; Орехова Е. А. Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова во 2-й пол. XIX - 1-й трети XX в.: АКД. СПб., 2009; Фёдоров П. В. Северный вектор в рос. истории: Центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. Мурманск, 2009; он же. Культурные ландшафты Кольского Севера: Структура и ист. динамика. Мурманск, 2014; Никонов С. А. Кандалакшский мон-рь в XVI-XVIII вв.: Исслед. и мат-лы. Мурманск, 2011. 2 ч.; он же. Освоение побережья Баренцева моря мон-рями Поморья во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

полемика его времени, 1750-1765. М.; Л., 1936; Ломоносов: Сб. ст. и мат-лов. М.; Л., 1940-2011. Т. 1-10; Меншуткин Б. Н. Жизнеописание М. В. Ломоносова. М.; Л., 19473; Коровин Г. М. Б-ка М. В. Ломоносова. М.; Л., 1961; Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М.; Л., 1961; Радовский М. И. М. В. Ломоносов и Петербургская АН. М.; Л., 1961; Литературное творчество М. В. Ломоносова. М.; Л., 1962; М. В. Ломоносов в восп. и характеристиках современников. М.; Л., 1962; Морозов А. А. Ломоносов, 1711-1765. Л., 19655. (ЖЗЛ); Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. Л., 1966; Моисеева Г. Н. Ломоносов и древнерус. лит-ра. Л., 1971; Unbegaun B. O. Lomonosov und Luther//ZSP. 1973. Bd. 37. H. 1. S. 159-171; Кулябко Е. С., Бешенковский Е. Б. Судьба б-ки и архива М. В. Ломоносова. Л., 1975; Лотман Ю. М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова//ИзвОЛЯ. 1983. Т. 42. 3. С. 253-262; Лысцов В. П. М. В. Ломоносов в рус. историографии 1750-1850-х гг. Воронеж, 1983; он же. М. В. Ломоносов в рус. историографии 1860-1870-х гг. Воронеж, 1992; он же. М. В. Ломоносов об ист. роли правосл. духовенства в России//Церковь и ее деятели в истории России: Сб. ст. Воронеж, 1993. [Вып. 1]. С. 3-30; Павлова Г. Е., Фёдоров А. С. М. В. Ломоносов, 1711-1765. М., 1986; Ломоносов и рус. лит-ра: [Сб. ст.]. М., 1987; Лебедев Е. Н. Ломоносов. М., 1990. (ЖЗЛ); Пиккио Р. «Предисловие о пользе книг церковных» М. В. Ломоносова как манифест рус. конфессионального патриотизма//Сб. ст. к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1992. С. 142-152; Живов В. М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996; он же. Первые рус. лит. биографии как социальное явление: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков//Новое лит. обозрение. 1997. 25. С. 24-83; М. В. Ломоносов: К 285-летию со дня рожд.: [Сб. науч. тр.]. М., 1997; Прокофьев И. Ф. О религиозности и атеизме М. Ломоносова//Философия и социология в контексте совр. культуры. Дhinponempobcьk, 1998. С. 34-40; Луцевич Л. Ф. Псалтырь в рус. поэзии. СПб., 2002. С. 242-280; Левитт М. Ода как откровение: Правосл.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010