9. Библейские тексты о благодати Божией Бог есть податель всякия благодати: «Господь дает благодать и славу» ( Пс. 83:12 ). – «Всякое даяние доброе... нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак. 1:17 ) – «Бог... всякия благодати... да совершит вас» ( 1Пет. 5:10 ). Св. Дух есть Дух благодати: «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати» ( Зах. 12:10 ). – «Сколь тягчайшему... наказанию повинен будет тот, кто... Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:29 ). Благодать пришла и дарована через Иисуса Христа: «благодать... и истина произошла чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). – «Благодать Божия и дар по благодати... Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» ( Рим. 5:15 ). Богатство благодати явилось в деле искупления: " Он (Отец) облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам» ( Еф. 1:6–8 ). Благодать изображается а) богатою и преизбыточествующею: «Молясь за вас... за преизбыточествующую в вас благодать Божию» ( 2Кор. 9:14 ). – «От полноты Его все мы приняли... благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). – «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим. 5:20 ). б) истинною: «кратко написал я вам... свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Пет. 5:12 ); в) действующею: «благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор. 15:10 ). Благодать есть источник а) спасения: «мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ). – «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2:8 ). «Страдай... силою Бога, спасшего нас... по благодати, данной нам во Христе Иисусе» ( 2Тим. 1:8, 9 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит. 2:11 ); б) избрания: «по избранию благодати, сохранился остаток» (Израиля) ( Рим. 11:5 ). «Бог предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа... в похвалу славы благодати Своей» ( Еф. 1:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  разделы   рассылка  распечатать Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры – верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, " по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас " (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди " спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, " вера без дел мертва " (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить " друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни – все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как " соль земли " и " свет мира " (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://religare.ru/2_83169.html

XXIII. Живой путь – Иисус Христос Даже от верующих можно иногда услышать восклицание: «Так трудно жить по Евангелию! Просто невозможно выполнять ныне того, что оно предписывает!» Так ли это? Разве не об этих предписаниях в самом Евангелии говорится: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть»?! Да и Кто это говорит? Тот, Кто есть Истина, Кто солгать не может – Иисус Христос! Трудно, конечно, идти по пути евангельскому. Но множество людей уже прошло этим путем, людей обладающих нашим естеством, подобных нам (ср.: Иак.5:17 ). Почему же, однако, они прошли по пути Христову, а мы не идем – трудно?! Почему для тех людей иго Христово было действительно благим, а для нас бремя евангельских заповедей оказывается непосильным, и мы не ощущаем блага в жизни по Евангелию? Ответ простой: потому что те люди с любовью шествовали по пути Христову, а у нас недостает любви. Несомненно, путь Христа Спасителя – путь смирения, терпения, страдания, любви – труден. Но ведь иного – спасительного пути – нет! Ведь Иисус Христос – один единственный Богочеловек, и именно Он есть Путь живой, Которым все приходят к Богу. Христос говорит: «Я есмь Путь». Наше сознание довольно легко принимает Спасителя в качестве Образца все-святой жизни и Доброго Пастыря. Но наше сознание определенно останавливается в недоумении перед возможностью отождествления «пути», «тропинки» со Христом. А ведь наличие узкого пути, ведущего в Царство Небесное, есть предварительное и главное условие доступа туда. Ибо без «пути» оказались бы малопригодными все пастыри и образцы жизни. Узкий путь к Богу – путь Божий есть во Христе, ибо «Он от Бога исшел и к Богу отходит» ( Ин.13:3 ). Если есть дорога, соединяющая два населенных пункта, то можно по ней пройти из одного в другой. А если нет дороги, если между городами пропасть, тогда пешеход, живущий в одном городе, никак не может достичь другого. После грехопадения между Богом и нами образовался разрыв-пропасть, и мы оказались прозябающими на дне этой пропасти. Нет никакого выхода из нее; повсюду слезы, скорби, страдания, стоны; повсюду проклятья, мрак, смерть. И только в вышине порой кусочек неба выглянет, иль звездочка блеснет, иль солнца луч. Так было в мире до ночи Рождества Христова. По смиренному снисхождению Бог воплощается, рождается, приходит в мир как Человек; и в тени и сени смертной – бездонной пропасти падшего мира – тогда начинает сиять свет Его Любви Божественной на всех. «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Нельзя достичь Жизни Вечной, нельзя прийти к Богу Отцу, не приняв спасения чрез веру в Спасителя Христа Бога, не восприняв искупления содеянного Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Вопрос: Недавно мне предложили пройти обучение по методу Бронникова. Хотелось посоветоваться, есть сомнения. Как к нему относиться? Грех ли это? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Ответ: Через грех прародителей в жизнь человека вошли болезнь и смерть. Поэтому уже в глубокой древности появляется профессия врача. Одно из самых ранних упоминаний мы встречаем в первой библейской книге (Быт.50:2). За многие века человечество накопило огромный опыт лечения болезней. По учению святых отцов нет никаких духовных препятствий пользоваться достижениями медицины. Но прежде чем, прибегнуть к помощи врача, надо определить: какими источниками он пользуется, иначе можно себе повредить. Существует три источника: Божественный, природно-естественный и демонический. Четвертого нет. О том, что Господь является Врачом наших душ и телес, свидетельствует Священное Писание: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс.102:3); «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15). Классическая медицина черпает средства для врачевания из природы. Любой человек имеет право воспользоваться ее возможностями. О целительстве, которое прибегает к темной бесовской силе, также хорошо известно с давних времен. Иногда это делалось и делается достаточно открыто. Чаще же всего такие целители пытаются замаскировать свой источник, скрыть свою приобщенность к демоническому миру. Множество названий (магия, волхование, колдовство, нетрадиционная медицина, ворожба, народное целительство, тибетский опыт, методы биополя, йога, сеансы экстрасенса, восточный оккультизм и пр.) никого не должно вводить в заблуждение. Все они имеют одну цель - выйти на связь с демоническим миром и получать из него информацию и энергию. Представители этой «медицины» стремятся камуфлировать свои связи с бесовским миром путем заимствования терминологии либо из традиционных религий, либо из науки. В «методе Бронникова» эклектический оккультизм прикрывается наукообразной терминологией: «биокомпьютер», «голографическое сознание», «новые психологические технологии в развитии человека» и т.д.

http://pravoslavie.ru/6234.html

Письмо 148. Одному попечителю, о священстве Ты услышал, как еретики говорят: «Все христиане являются священниками, и поэтому особые священники нам не нужны. Ибо каждый крещеный в крещении получил священническое достоинство. Следовательно, каждый христианин или христианка могут совершать священнические действия, которые сейчас совершают только рукоположенные священники!». Знай, что это великое заблуждение. В таком случае можно было бы сказать, что все христиане – апостолы, но мы знаем, что Господь наш избрал в апостолы особых людей. Апостолы в свою очередь рукополагали сначала диаконов, потом священников и епископов или патриархов. Об этом ясно написано в Деяниях апостольских (см.: Деян. 6, 6, 14:23 ) и в посланиях святого апостола Павла (см.: 1Тим. 3 ; 1Тим. 4:14 ; 1Тим.5:17, 22 ; Тит. 1, 5 ). И святой апостол Иаков утверждает, что старейшинам церковным – пресвитерам Церкви – дана власть совершать священнодействия. Прочти слова его Послания:/Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне/( Иак. 5, 14 ). Как видишь, такое распоряжение Церкви было дано еще святыми апостолами, чтобы пресвитеры, имеющие власть от Духа Святаго, совершали таинства Божии и руководили народом крещеным и вели ко спасению. Слава Богу, это так! Ибо, если бы Промыслом Божиим не было так установлено, тогда каждый мог бы назваться священником и раскол христианства наступил бы в самом начале. Наступил бы раскол и в вере, и в церковном порядке; разве корабль церковный преодолел бы эти расколы всех минувших девятнадцати веков, подобных девятнадцати бурным океанам? И по закону Ветхого Завета священником мог быть не каждый, а лишь тот, кто был поставлен и посвящен. Но и в те времена появлялись бунтовщики, которые беззаконно присваивали себе власть совершать священнические обязанности. Так мы читали о Корее, Дафане и Авироне, которые восстали на Моисея и Аарона, восклицая:/все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?/( Чис. 16, 3 ). Но разгневался на них Господь и жестоко наказал их, и/разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их,... и сошли они ...живыми в преисподнюю, и покрыла их земля/(ср.: Чис. 16, 32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

Разделы портала «Азбука веры» Елеосвящение, или Соборование – Церковное Таинство , совершаемое над больным человеком собором священников (в крайнем случае — одним священником), состоящее в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати , врачующей телесные и душевные немощи. Елей (оливковое масло) в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена ( Мк.6:13 ; Иак.5:14-15 ). Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов. Священника  обычно приглашают к больному домой или в больницу. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещенные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании. Верно ли утверждение, что поскольку все верующие нравственно больны, постольку все нуждаются в периодическом участии в Таинстве Соборования? В том, что все люди, живущие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малейших сомнений ( 1Ин.1:8 ). В этом смысле говорится, что все, включая христиан, нравственно больны. Кроме того иногда утверждается, что люди не идеальны и в отношении физического здоровья: у любого нет-нет да и найдётся хотя бы малый изъян. На этой почве и сложилось убеждение, что всем христианам необходимо время от времени собороваться, а особенно — в дни, специально назначенные духовенством . Догматическое обоснование Таинства Елеосвящения или Соборования находим в Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» ( Иак.5:14 ). Как видно из содержания фрагмента, Таинство Елеосвящение предназначено именно для больных, причём под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит. См. подробнее:  Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?

http://azbyka.ru/soborovanie-eleosvyashh...

Полезность поста в том, что он… бесполезен Для многих людей пост – это единственное дело, которое они в силах совершить полноценно 14 августа, 2016 Для многих людей пост – это единственное дело, которое они в силах совершить полноценно Успенский пост начался, и все чаще христиане вспоминают слова из Священного Писания: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 5). Где же взять эти дела? К чему приложить силы? Где потрудиться для Господа? Почему пост бесполезен и при этом является сильнодействующим средством, рассуждает священник Алексей Иродов. Священное Писание говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 5). Я искал способ оживить свою веру делами, но не находил, чему именно отдать предпочтение. Может быть, нужно искать нищих и кормить их, растягивать им желудки пищей. Но возникает много проблем: невкусной пищи они не хотят, а на вкусную у меня не хватит средств. Как определить, кто из нищих в чём именно нуждается? Протоиерей Алексий Иродов Кроме того, я знаю, чем это обычно заканчивается. Сам же нищий тебя возненавидит и обвинит тебя во всех известных ему грехах. В любом случае, ничего хорошего из этого не получится. Есть другой вариант, более «благородный». Найти сирот и развращать их подачками. Или малообеспеченных – и делать с ними то же самое. Но и это начинание не закончится ничем хорошим. Из моей практики я знаю и глубоко уверен в том, что в подавляющем большинстве все проблемы какого-то конкретного человека всегда являются плодом его внутреннего замысла и все обстоятельства своей жизни человек скрупулезно, каждую секунду, воссоздает сам. Я знаю, что если человек не имеет намерения что-либо в своей жизни менять, то никакие силы не способны ему помочь. А как же тогда дела веры? Где же их взять? Так хочется «в поте лица» потрудиться для Господа. Начинаешь внимательно озираться вокруг, куда бы приложить свои силы. И в результате понимаешь, что сделать что-то на самом деле доброе, что не имело бы двойного понимания и дурных последствий для окружающей среды, не очень-то и получается. А точнее очень не получается.

http://pravmir.ru/poleznost-posta-v-tom-...

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»      У живописца Питера Брейгеля-старшего есть картина «Притча о слепых». Ее сюжет основан на словах Спасителя о том, что если незрячего ведет за собой слепой поводырь, то они оба упадут в яму (см. Мф. 15, 14). Полотно нидерландского художника наглядно показывает опасность духовного пути людей, подверженных ереси. Интерпретируя эту евангельскую притчу, священномученик Игнатий Богоносец пояснял, что в будущем веке неотрадная участь одинаково ожидает и тех, кто извращает веру во Христа, и тех, кто прислушивается к их речам. Ересь же состоит в сознательной клевете на истину, когда к христианскому вероучению примешивается человеческое мнение, противоречащее Слову Божию. В притче о добром пастыре Спаситель предупреждает, как действуют лжеучители. Они входят во двор к овцам не через дверь, но подобно ворам перелазят через нее (см. Ин. 10, 1). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, под образом дверей здесь нужно понимать Священное Писание. Именно через принятие Слова Божия мы приближаемся к Господу. И, наоборот, всякое противное Богу дело начинается с отрицания Евангелия, отрицания догматов. Недаром слово «ересь» происходит от греческого «раскол», «отделение». Ложные богословские течения полагают начало любой распри, происходящей в Церкви. Ведь ереси порождаются желанием приспособить христианское вероучение к социальным стандартам, соединить жизнь по Евангелию с потворством страстям (см. Иак. 4, 1–3). Еще апостол предупреждал, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Святитель Николай Сербский справедливо писал, что искажения церковного учения чаще всего появляются якобы ради общего или всенародного блага, но именно ереси часто порождали войны и общественные возмущения, поскольку истинная вера не может смешиваться с обманом. С первых веков Церковь вела борьбу с ложными течениями, которые наиболее активно возникали с IV по VIII век, в период созыва Вселенских Соборов. В это время были не только ересиархи и их последователи, но и истинные защитники веры, исполнившие заповедь Христову: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). Это и святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, лишенный людьми и восстановленный Господом в архиерейском сане за ревностную защиту догматов вероучения, а позже, во времена Диоклетиана, готовый пойти на смерть, но не отказаться от веры. Это и святитель Афанасий Великий, неоднократно терпевший ссылку, но не согласившийся признать арианство. Это и преподобный Феодор Студит, который был подвергнут тюремному заключению за организацию крестного хода с иконами во времена иконоборческой ереси. Это и тысячи клириков и мирян Церкви Русской, хранившие верность Христу в годы советского атеизма.

http://pravoslavie.ru/122008.html

Таинство покаяния ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ Образ Спаса с предстоящими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским из церкви Илии пророка в Ярославле. Начало XVIIIb. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5,16) 1. Текст Библейское обоснование Таинства покаяния находится в Соборном послании апостола Иакова. В стихе 5,16 читаем: " Исповедайте убо друг другу согрешения " ( " Признавайтесь друг пред другом в проступках " по Синодальному переводу). В этом месте послания святого апостола Иакова Таинство очень характерным способом располагается на экклесиологической основе. Некоторые не совсем обоснованно ассоциируют Таинство покаяния с отрывками из Евангелий (Мф. 18,18 и Ин. 20,23), которые на самом деле имеют отношение к власти общего характера, возложенной Христом на учеников . На той же экклесиологической основе, что и апостол Иаков, располагают таинство покаяния и отцы первых веков, о чем свидетельствует Учение двенадцати апостолов (Дидахе): " Исповедуй в церкви свои грехопадения " (4,14) и " А в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и поблагодарите, исповедовав прежде свои грехопадения, дабы ваша жертва была чистой " (14,1), где, сверх того, подчеркивается связь покаяния с Божественной Евхаристией - " первичным " и " исключительным " таинством Церкви . В ту же примерно эпоху святой Игнатий Антиохийский пишет в своем послании к филадельфийцам: " Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божьему и к собору епископа " (VIII,1). 2. Последовательность текста Рассматриваемый нами стих находится в месте послания святого апостола Иакова (5, 13-18), главный мотив которого - " молитва " , но не в смысле личного благочестия, а в смысле того постоянного расположения человека по отношению к Богу, при котором предпринимается попытка восстановления " общения " с Ним, " причастия " Ему - сколько " вертикально " , столько и " горизонтально " - с членами тела Христова, Церковью, и далее - со всей Вселенной. Характеризирующие молитву слова, в форме существительных или глаголов, встречаются девять раз в этих шести стихах. Молитва, хваление, елеопомазание, исповедь, моление - темы, следующие одна за другой, в то время как два последних стиха послания (5, 19-20) можно считать косвенно связанными с ними, поскольку они говорят о возвращении грешника с ложного пути, то есть о его изменении и, следовательно, покаянии.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010