Разделы портала «Азбука веры» Будучи ребенком 13 лет, просила у Бога жизнь и здоровье отцу, который в коме находился, обещала уйти в  монастырь. До сих пор обещание не выполнила. И понимаю, что не смогу уйти туда, надо вырастить ребенка, ухаживать за больной мамой, и не знаю смогу ли я в монастыре полноценно служить Богу. Как мне у Бога вымолить прощение за невыполненное обещание? 6 Ответов Ваш частный случай требует индивидуального рассмотрения священником. Вам нужно не прощение вымаливать, а определить условия данного обещания. Поэтому расскажите об этом лично на исповеди своему духовнику или священнику, к которому пойдете на исповедь. Оксана, добрый день! В любом случае, необходимо благодарить Бога за помощь исцеления. Это и раздача милостыни, и регулярное участие в богослужениях и Таинствах. Сегодня Богу угодное дело — семья, ребёнок, мама. Не задумывайтесь и посвещайте им время. А монастырь можно оставить на конец жизни. Обсудите эти обстоятельства со священником. Оксана, Вам необходимо поговорить со священником лично, на исповеди. Тогда будет возможность понять при каких обстоятельствах и насколько осознанно был дан этот обед. Исходя из этого последует какой-то совет. 13-летний возраст — с одной стороны, достаточно осознанный, а с другой — еще неразумный. Во всяком случае, в неисполнении обета надо покаяться на исповеди. А вот возможность исполнения обета надо обсуждать не со случайным священником, который, возможно, видит вас в первый и последний раз, но с духовным отцом. Если его нет, то следует всемерно озаботиться, чтобы он у Вас появился. Скорее всего вы в порыве отчаяния дали такой обет, но Бог не тиран, Бог давно простил вас, Бог не требует от нас исполнение непосильных обетов. Более того, Иисус Христос заповедал с клятвами вести себя осторожно: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-vymoli...

   …Не одно и то же — увидеть внезап­но и уязвиться и потерпеть то же тща­тельно гоняющемуся за чужою красо­тою… Увидевший внезапно и уязвившийся может и извлечь стрелу целомуд­ренным помыслом, и залечить рану. А кто непрестанно и со тщанием смот­рит, тот, если и не соделает греха телом, то совершил его уже душой и, услужи­вая страсти зрением, самое преступление согласием на него приводит в исполнение. Поэтому и Божие слово тех, которые не просто увидели и уязвились (ибо часто случается, что бывает это и ненамеренно), но смотрят и вменяют это себе в дело, назвало прелюбодеями, сказав: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (2, 58—59). Мф. 5:29—30. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… И ес­ли правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну:    …Правым глазом и правой рукой Все­благой Христос наименовал близость к нам друзей и преданных нам за их бла­горасположение… Поэтому, как скоро кто-либо из них делается виновником со­блазна, погрязает в каком-либо грехе, который и нас подвергает укоризне, а ему самому приносит бесчестие, надле­жит отсечь такового. Иначе и ты, подоб­но ему делаясь вредоносным, утратишь телесную чистоту, сообщив недуг свой тем, которые не заражены еще подобны­ми страстями (1, 59—60).    …Взять верх над вожделением — и признается великим, и действительно есть великое дело, но гораздо важнее быть предусмотрительным, чтобы не одолела эта болезнь… Осторожность лучше смелого любочестия, и Божествен­ные изречения предпочитать собственным рассуждениям — дело святое и са­мое справедливое. Всеми силами должно обуздывать очи, избегать пытливого и, невоздержного лицезрения, как уязвля­ющего смертельно, потому что от него вторгается в душу порок, овладевая, су­щественными ее частями, и, изгнав рас­судок, всецело делает ее добычею стра­сти (2, 121—124). Мф. 5:34. А Я говорю вам: не клянись вовсе    …Не клясться — значит и не требо­вать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаемый или стоит во истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять во истине, то, без сомне­ния, и до клятвы говорит он истину. А если он лжец, то, и поклявшись, лжет. Итак, по той и по другой причине не надлежит требовать клятвы (1, 105—106).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3427...

д) Предметом обетов должно быть только доброе, святое, истинно полезное. Дурное и непозволительное, также пустое и бесполезное не должно быть предметом обета. е) Никогда не должно обещать Богу того, что противно нашим обязанностям. Напр. если бы мать семейства дала обет на долгое время идти на богомолье, а детей оставила бы без надзора; то такой обет, несовместный с обязанностями, был бы противузаконен. ж) Обеты как в намерении, так и в исполнении должны быть одушевлены благоговением к Богу и быть плодом истинного благочестия, я обещаемое должно быть наилучшим средством к успеху в добродетеля, к истреблению в нас греха, а обет без исправления жизни не имеет цели. («Правосл. нравств. богосл.» архиепископа Платона, изд. 4, стр. 154). 108 Неизлишне здесь припомнить, что почти все великие ученые выражали глубокое благоговение к имени Божию. Так знаменитый Исаак Ньютон снимал шапку с своей головы всякий раз, когда нужно было ему произносить имя Божие; другие вставали с своих мест при произнесении имени Божия. (Гр. Д-ко). 109 Замечание о лжеучении штундистов о клятве . Штундисты, отрицая клятву в частной жизни, не признают ее и тогда, когда она требуется законом. Во всех известных штундистских процессах сектанты отказывались от присяги, цитируя пред судом следующие места св. Писания: 1) А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным, Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (Мф. 5:34 — 37). 2) Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас: да, да и нет, нет; дабы вам не попасть осуждению. (Иак. 5:12). Разберем эти места: Места, приводимые штундистами в защиту своего учения о клятве, совершенно тожественны и одинаково ложно толкуются ими. При объяснении означенных мест, нужно принять во внимание, что иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Запрещая всякий гнев на ближнего, Господь повелел нам мириться скорее с ближним, гневающимся на нас. И это повеление легко исполнить обновленному человеку: ведь он стал уже миротворцем, он уже считает своим долгом мирить враждующих; понятно, что он не может равнодушно смотреть, как ближний гневается на него или имеет нечто против него; он тотчас же пойдет к нему и постарается уладить все недоразумения. Напоминая седьмую синайскую заповедь, Господь сказал: Не только не прелюбодействуй, но и мысль о прелюбодеянии гони от себя, так как от мысли, от желания недалеко и до дела. Спрашивается: трудно ли исполнить эту заповедь человеку, уже достигшему чистоты помыслов, чистоты сердце? Конечно, нетрудно. Достигший чистоты сердца как бы застрахован от соблазнительных мыслей и желаний: они и не затрагивают его. Говоря о привычке евреев подтверждать свои слова клятвою, Господь сказал: Будь таким правдивым, чтобы тебе верили все без клятвы, и потому не клянись вовсе! ( Мф. 5:34 ). Это сказано человеку, который жаждал правды Божией, познал ее и как бы насытился ею. Конечно, такой человек никогда не будет обманывать; ему даже странным покажется, если от него будут требовать подтверждения слов его клятвою. Впрочем, зная его правдивость, никто и не потребует от него клятвы; следовательно, ему совсем нетрудно будет исполнить и эту заповедь. Восставая против привычки Антиохийцев клясться по самому малейшему поводу и осуждая клятву вообще, как нарушение заповеди Христовой, Св. Иоанн Златоуст говорил: «Если веришь, что этот человек правдив, не налагай на него обязательство клятвы; а если знаешь, что он лжив, не заставляй его совершить клятвопреступление» (Беседы о статуях, XV). Говоря о том, как снисходительный Моисей разрешил евреям воздавать обидчикам тою же обидою, но не большею, Господь запретил воздавать злом за зло, противиться злому его же оружием. Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому! Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5:38–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как много дает нам Святое Евангелие! Сквозь время до нас с вами доносится живой голос Господа нашего Иисуса Христа, Который наставляет на путь истинный, подсказывает, как должно поступать в той или иной ситуации, как следует реагировать на различные события жизни. Сегодня мы слушали продолжение Нагорной проповеди Господа (см. Мф.5:33-41 ), с которой Он обращался к народу иудейскому и ко всем христианам. Спаситель показывает, что Новый Завет не отвергает ветхозаветные заповеди, а значительно расширяет и дополняет их и духовно, и нравственно. Вот Иисус Христос говорит: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе.. И, действительно, чем может поклясться человек? Что ему принадлежит? Что не зависит от воли Божией? Господь поясняет, что небом клясться нельзя, потому что оно является Престолом Божиим, землей нельзя, так как она — подножие ног Господа, Иерусалимом нельзя — это град Царя Небесного. Человек не может даже головой своей поклясться, потому что без Бога не в состоянии ни одного волоса сделать белым или черным. На горе Синай сказано было иудейскому народу: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно ( Исх.20:7 ). Но люди очень часто нарушали эту заповедь, клялись именем Бога, доказывая свою правоту. Они ссылались на Творца как на свидетеля правильности выполняемых ими действий или истинности высказываний. Более того, люди имели дерзновение призывать кары небесные. Почему так происходило? Они не знали любви, не ведали милосердия и сострадания к ближним, сердца иудеев были ожесточены и преисполнены эгоизма. Зная их жестокосердие, по снисхождению к человеческому несовершенству, и желая сохранить их от более тяжкого греха, вплоть до убийства, Моисей разрешил клятву, но требовал, чтобы люди не клялись ложно и исполняли перед Богом данное обещание. Но люди продолжали нарушать обеты, клятвы для них перестали что-либо значить. К тому же фарисеи придумали, как обойти закон, и поучали народ, что клятвопреступлением является лишь клятва именем Бога, в остальном же — да клянитесь вы как угодно! И что получилось? Сплошная ложь. Где же здесь, спрашивается, было место правде и страху Божиему при нарушении обещания?

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Клятва Клятва – торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу как к Верховному Свидетелю было дозволено Законом ( Bmop. VI, 13 ), и оно выражалось в различных формах. Так, напр., выражения: Господь между мною и тобою пусть будет Судьей ( Быm. XVI, 5 ); жив Господь! ( II Цap. XII, 5 ); пусть то и сделает мне Господь ( Pyф. I, 17 ); свидетель мне Бог ( Puм. I, 9 ). В клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии от Матфея ( Mф.V, 34 ). А Я говорю вам, говорит Господь не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий... и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя ( Быm. XLII, 16 ), жизнью какого-либо частного лица ( I Цap. I, 26 ), полевым скотом ( Nech. II, 7 ), храмом, алтарем, жертвами ( Mф. XXIII, 16–22 ). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх: Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, сказал Авраам царю Содомскому ( Быm. XIV, 22 ). Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в кн. Втор. ( Bmop.XXXII, 40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век! или б) обратившись лицом к жертвеннику ( III Цap. VIII, 31 ), или, наконец, в) положивши руку под стегно ( Быm. XXIV, 2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенной. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми ( Быm. XIV, 22 , Дeяh. XXIII, 21 ); б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот ( I Цap.XIV:24–28 ; IIIЦap.XVIII:10 ); в) иногда при произнесении обета ( Чис. ХХХ, 2 ); г) при раскрытии какого-либо преступления ( Чuc. V, 21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: заклинаю тебя Богом живым ( Mф. XXVI, 63 ), и заклинаемый отвечал на это: аминь, или: ты говоришь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Поклоняясь изображению честного Креста Христова, из какого бы вещества оно ни было сделано, мы не веществу поклоняемся, но изображению знамения Христова. Только злых людей апостол называет врагами Креста Христова ( Флп.3:18 ); всех же истинных последователей Его призывает: выйдем к Нему (Иисусу Христу) за стан, нося Его поругание, т.е. Крест ( Евр.13:13 ). Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия ( Откр.7:2–3:9:4 ). «Итак, не стыдись столь великого блага, поучает святитель Иоанн Златоуст о Кресте, да не постыдится и тебя Христос, когда приидет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных... Напечатлей крест в уме твоём и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввёл истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом всё враждебное нам низложено и попрано... Крест – наша похвала, начало всех благ, дерзновение и всё наше украшение» (Твор. святителя И.Златоуста, т.7, стр.558–559). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Креста Христова Мф.5:34–35 . «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя». Объясн. Если здесь названа подножием ног – земля, то в других местах это же название применяется к подножию древесному, о котором сказано «прославлю»: Ис.60:13 ; это подножие, сокрушившее врагов, обнаружило силу: Деян.2:35–36 ; Мф.22:44 . Мк.10:21 . «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест». Объясн. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и имением своим: Лк.8:3 ; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8–9 . Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14–15 ; Гал.3:1 ; Ин.19:16–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Что бы ни говорили мне плохого о собрате священнике, духовных чадах или знакомых, слышать этого не хочу. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся (4). Человек, имеющий духовный разум, может отличить ложь – от правды, заблуждение – от истины. А лукавнуяй (лукавый) хочет всё спутать, строит отношения с людьми по своей испорченности, неискренности. Даже не понимает: его поведение, слова, дела – очевидны. С ним хочется прекратить разговор, отойти от него. И если отвечаешь за жизнь, поведение этого человека, постарайся поставить его на место. Такое неприглядное положение он создаёт себе сам. Лукавый не принимает слов, действий тех, кто избрал путь правды, верит в Бога и благоговеет перед Ним: боящые же ся Господа славит. Боязнь праведника – это внутренний трепет, который обязательно приводит к возрождению души: если человек чтит Бога, он всё видит в правильном свете. И не меняется от унижений, клеветы. Апостол Павел писал об этом: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Подобное познаётся подобным. Кленыйся искреннему своему и не отметаяся. Бывают моменты, когда люди начинают в чём-то уверять других – и клянутся в этом. В древности клятва была очень распространена, даже считалась самым надёжным свидетельством. Христос отмечает это: «...и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» ( Ин.8:17 ). Ещё в раю Бог , видя падение человека и нарушение Своих творческих замыслов о мире, сказал Адаму: «...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе» ( Быт.3:17–18 ). Эта клятва Божия навсегда связала людей, обрекла на тяжкий труд. Клятва должна быть правдивой, иначе человек становится клятвопреступником, а это очень тяжёлый грех. Он до основания разрушает наше иерархическое устроение: мысль, слово, дело. И в Ветхом Завете тот, кто давал ложную клятву, подлежал суду. А люди тогда клялись и Богом, и жертвенником храма, и своей жизнью, поэтому Спаситель Христос запрещает нам клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе...» ( Мф.5:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Ну а желающим быть Его последователями Он сказал: «Не клянись вовсе». То есть не в каких-то отдельных, особо важных случаях призывай в свидетели Бога, но помни всегда, что Он свидетель всей твоей жизни, всех твоих дел. Поэтому «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет». Если угодно Богу, согласно с Его заповедями, то «да», и даже до смерти. А если против заповедей, то «нет», и чтобы все уговоры, все принуждения были бессильны. «А что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» ( Мф.5:38 ). В Ветхом завете был закон о равном воздаянии за всякое насилие: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх.21:24–25 ). Этот закон, с одной стороны, останавливал злоумышленника: «И прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло» ( Втор.19:20 ). Но этот же закон ставил предел и ответному гневу, потому что обиженный норовил за один глаз вырвать оба, и за один зуб оставить вообще без зубов. Господь же, как всегда, зовет своих последователей выше. В данном случае – выше законного права мести: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф.5:39–42 ). Эти заповеди часто вызывают недоумение, а то и насмешку. Но сила их в том, что, отказываясь мстить за себя, я показываю свою веру, что Бог всегда рядом со мною. Бог лучше меня знает, что мне полезно. И если бы Он не попустил, то никто бы не смог причинить мне зло. Ну а если все же необходимо воздать злодею, – никто, кроме Бога, не сможет это сделать наилучшим образом. Отказываясь мстить за себя, я тем самым даю «место гневу Божию. ...Ибо ... Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ). И уже великие мужи Ветхого завета чувствовали, какое благо получаешь, отказываясь мстить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

26:63–64). Этими словами Христос принял заклятие от первосвященника и дал ему клятву именем Божьим. В первом послании к Тимофею ап. Павел говорит, что закон будет судить различных грешников «и клятвопреступников» (1:10); следовательно, Апостол осуждает нарушение клятвы и этим признает святость ее. В другом послании ап. Павел учит так о пользе клятвы: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественно показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6:16–17 ). И сам ап. Павел неоднократно призывал Бога во свидетеля истинности своих слов: «свидетель мне Бог, говорит он, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим. 1:9 ). «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор. 1:23 ). Даже св. Ангелы клянутся именем Божьим: «И Ангел, которого я видел стоящим на земле, говорит в Откровении ап. Иоанн, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). 6) Третья заповедь запрещает легкомысленное употребление имени Божия, напр., при пустых разговорах или при божбе, чем оскорбляется величие всемогущего Бога. 7) Что запрещается словами Христа: «А Я говорю вам не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий..., ни землей..., ни головой своей..., но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх этого то от лукавого» (Мф. 5:34–37). Что также означают слова ап. Иакова: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землей, и никакой другой клятвой, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» ( Иак. 5:12 ). 7) Этими словами Христа и св. ап. Иакова запрещается не истинная клятва именем Божьим, каковой клятвой повелел клясться Сам Бог, об употреблении которой христианами предсказано было пророками и которую признавали Христос и Апостолы, а запрещается ложная клятва, т. е. клятва не именем Божьим, а разными предметами, которыми евреи клялись, напр., небом, землей, своей головой, золотом храма, даром жертвенника и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010