Последование И. М., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εν τ πομον σου (      ); кондак 2-го гласа Τν πλοτον τν σν (    ) c икосом; канон с именем автора (Иосифа) в акростихе 9-й песни, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Η κεκομμνη τν τομον τεμε (      ), нач.: Τ συμπαθε τν νον λαμπρυνμενος (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее помещены 2 цикла); стихира-самогласен (в греч. Минее - 2); седален; светилен. По рукописям известны песнопения И. М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αισματικς σμερν σε (      ), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 3. P. 357-372; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 353-358); анонимный канон с акростихом Τν λεμονα Ιωννην μνοις τιμσω (Милостивого Иоанна песнями почту), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τ το Θεο πεφωτισμνος χριτι (Божественной просвещенный благодатью) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 373-380); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом Επνυμον σβω σε τς εποιας (Тезоименитого почитаю тебя милости), плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Ελους εσπλαγχνας κα κτιρμν σου, Χριστ (Милости милосердия и сострадания Твоего, Христе); анонимный канон без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν, λαο (      ), нач.: Δετε φιλερτως, ο λαο (Придите празднолюбно, люди) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 92); иной седален (AHG. T. 3. P. 376); дополнительный икос ( Амфилохий. Кондакарий. С. 168). Е. Е. Макаров Иконография И. М. прослеживается с X в. Характерные черты его облика определяются уже в ранних памятниках: он изображается с немного удлиненным ликом, с прямыми седыми волосами и седой, чуть заостренной бородой средней длины; облачен в святительские одежды, в руках обычно держит Евангелие. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) И. М. описан как «старец с длинной бородой» (Ерминия ДФ. С. 159).

http://pravenc.ru/text/469614.html

е. статус службы понизился), дополнительные индивидуальные отпустительный тропарь и кондак К. и сщмч. Петру не помещались, остались только общие. Последование К., помещенное в совр. греч. (24 янв.) и рус. (25 янв.) богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), иной отпустительный тропарь 4-го гласа - «Иже от Бога чудодействы...» (Минея (МП). Ноябрь. Ч. 2. С. 325-326); кондак 4-го гласа Εκκλησας σειστοι κα θεοι πργοι (          ), кондак 2-го гласа «Божественного винограда...» с икосом (Минея (МП). Ноябрь. Ч. 2. С. 329-340); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θεας σε Κλμα Μρτυς μπλου σβω. Ιωσφ (Божественного тебя ветвь, мученик, винограда почитаю. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Θρν παριστμενος τς Τρισηλου Θετητος (Престолу предстоя Трисолнечного Божества) - в греч. Минее (также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 453-456); канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос:     (Υγρν διοδεσας), нач.:         (Τ Πτρ τ θε μαθητευθες) - в рус. Минее (также см.: Ταμεον. Σ. 104-105); 3 цикла стихир-подобнов (в греческой - 2), стихира-самогласен (только в греческой), 2 седальна (в греческой - 1), светилен. По рукописям известны песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа       с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 249), дополнительные икосы (Там. же. С. 77, 170, 243); канон, составленный гимнографом Климентом (имя автора акростиховано в богородичнах), с акростихом Κλ α Ρμης ποιμ να τρτην σβω (Климента, третьего пастыря Рима, почитаю) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Κα θρνου κα τρπου κα ρετς (И престола, и нрава, и добродетели) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 104); канон, составленный Анастасием Квестором , без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Ο θεοφρος το χορο ταξαρχος (Богоносный хора чиноначальник) (Ibidem); анонимный общий канон К., сщмч. Петру Александрийскому, вмц. Екатерине и мч. Меркурию без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τετραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосиянную красоту, мучеников союз) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 490-505).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

265, сер. XVI в.; Doch. 315, XVI-XVII вв.), позднее «украшенной» протопсалтом Великой ц. Феофаном Кариком (впосл. патриарх К-польский, кон. XVI в.) (Xeropot. 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 310, 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 711, XVIII в.). В рукописях сохранились различные кратимы Г.: 2-го гласа (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в.; Cutl. 395 et 396, 2-я пол. XVI в.; Ivir. 964, 1562 г., и др.), 4-го плагального гласа (Xeropot. 287. Fol. 226v-229, 1724 г.) и др. (Doch. 314, XVI в.; Pantel. 1271, XVII-XVIII вв.; Xeropot. 317 и 319, XVIII в.). Г. принадлежат также теретизмы (Xeropot. 287, 1724 г.), матимы (Dionys. 569, 1685 г.; Stauronik. 237, 2-я пол. XIX в.), Δναμις (последняя часть Трисвятого) 2-го гласа (БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.). Ряд сочинений визант. периода надписан как творение иером. Гавриила без к.-л. уточнения: ихима 2-го гласа, сокращенная Иоасафом Новым Кукузелем (Cutl. 446, 1757 г.), кратимы (Xeropot. 265, сер. XVI в.), кратима 2-го плагального гласа (Ivir. 972, 1-я пол. XV в.), ирмос 9-й песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» 2-го гласа (Lesb. Leim. 258. Fol. 127-128, 1527 г.), ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами (Cutl. 437, 1757 г.), стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 300. Fol. 79v - 80v, посл. четв. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» 4-го плагального гласа (Ivir . 993, сер. XVII в.; Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.). Соч.: Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang/Hrsg. v. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в гг. 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 162; Thibaut J. B. Les traités de musique byzantine//BZ. 1899. Bd. 8. S. 482; Σββας Σ. Γαβριλ ερομναχος, μελοποις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127-128; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 270, 271; Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 204-207; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви: Преосвящ. Порфирий (Успенский) и его колл. древних муз. рукописей . СПб., 1996. С. 82-84, 89; он же. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1-2; MGG. Perstl. Bd. 7. Sp. 327-328. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/161365.html

Иером . Дионисий (Шлёнов) Церковное пение В. Л. является одним из крупнейших центров богослужебного пения на Афоне. В ее б-ке хранится ок. 300 певч. рукописей (т. е. примерно 1/10 от общего числа афонских муз. кодексов). Наличие собственной певч. традиции подтверждается встречающимися в рукописях надписаниями песнопений: «Поемое во Святой и Великой Лавре Святой Горы» (Xeropot. 273. Fol. 23, 2-я пол. XVI в.), «глаголемое лаврское» (τ λεγμενον Λαυριτη (=Λαυριτικον) - Iver. 993. Fol. 28, сер. XVII в.). Из древних певч. рукописей, хранящихся в б-ке В. Л., следует назвать Ирмологий X в. (Laur. Β. 32 (152)). 2 листа из этой рукописи с ирмосами 1-го гласа (рождественского канона прп. Космы Маюмского , воскресных канонов Космы и Илии , патриарха Иерусалимского, а также последование ирмосов свт. Германа I К-польского), мелос к-рых записан ранневизант. шартрской нотацией, оказались в собрании еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. 361. Fol. 1-2 - Strunk. Notation. 9; idem. Specimina. N 4; Герцман. Т. 1. С. 49-50). Из мелургов-лавриотов визант. периода известны прп. Иоанн Кукузель, доместик Григорий Гликис (оба ранее сер. XIV в.), монах и доместик Варфоломей (2-я пол. XIV в.), иером., игум. и доместик Анфим (XV в.). В В. Л. хранится 2 из 8 известных в наст. время рукописей, содержащих «Повествование о жизни великого маистора музыкального искусства кир Иоанна Кукузеля» (Laur. I. 23, 1618 г. и Laur. I. 45 - Σπυρδων, Σωφρνιος. Σ. 175, 182; один список «Повествования» хранится в России: Теоретикон-Ирмологий. РНБ. Греч. 239. Fol. 6v - 10v, 1-я пол. XIX в. - Герцман. Т. 1. С. 453-454). Сохранился автограф Варфоломея - Анфология Laur. I. 178 ( Σωφρνιος (Ευστρατιδης). Σ. 624; Σπυρδων Λαυριτης, Σωφρνιος (Εστρατιδης). Σ. 209). Из его песнопений известны матима на память апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το θεο συναδιος λγος» (        ) 1-го плагального гласа, стихира св. мученикам Мине, Ермогену и Евграфу (10 дек., славник на «Господи воззвах») «ρδβλθυοτεΟντως γλσσα σου κλαμος γραμματως» (Язык твой - истинная трость писца) 2-го плагального гласа ( Χατζηγιακουμς. Σ. 269), стихира прп. Симеону Столпнику (1 сент.) «Τ μνημσυνν σου» (    ) 2-го гласа (Iver. 975. Fol. 2, сер. XV в.; РНБ. Греч. 126. Fol. 167v - 168v, 2-я пол. XV в.; Paul. 128. Fol. 61-64, сер. XVIII в.), матима апостолам Петру и Павлу (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το Θεο» (    ) 1-го плагального гласа (Paul. 128. Fol. 495; Iver. 991. Fol. 234-235, 1670), тропарь 9-й песни канона в Неделю Пасхи, 1-й глас «ρδβλθυοτεΩ θεας, φλης» (         - Paul. 128. Fol. 810; Iver. 964. Fol. 241, 1562; Iver. 975. Fol. 398, сер. XV в.; Iver. 977. Fol. 297v, кон. XV-haч. XVI в.; Iver. 991. Fol. 371v-372, 1670; Iver. 1000. Fol. 9-18, 2-я пол. XVI в.); матимы, надписанные его именем, содержатся также в рукописях Dionys. 569 (1685) и Pantel. 925 (кон. XVII - нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/150059.html

Л. В. Луховицкий Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) память И. М. отмечается 11 нояб. (в некоторых рукописях 12 нояб.) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 294-295) память И. М. отмечается 12 нояб.; соединяются последования И. М., прп. Феодора Студита (торжественная служба в его честь совершалась накануне, 11 нояб., а 12 - день попразднства) и прп. Нила Постника; указан общий отпустительный тропарь преподобным 4-го гласа «Боже отец наших...». И. М. назначаются следующие песнопения: кондак, канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такое же последование И. М. содержится в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XI в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 29; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 352-362). На литургии поются прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, причастен Пс 111. 6b; Апостол Евр 13. 17-21, Евангелие Лк 6. 17-23a. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 311-312) 12 нояб. соединяются последования И. М. и прп. Нила Постника; К песнопениям И. М., указанным в Студийско-Алексиевском Типиконе, прибавляются стихира-самогласен и стихира-подобен; на литургии поются те же прокимен, аллилуиарий, причастен; Апостол и Евангелие - дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 52-53) И. М. назначается особый отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εν τ πομον σου (      ), в остальном указания 12 нояб. те же, что и в Евергетидском Типиконе. В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) и до совр. богослужебных книг, память И. М. отмечается 12 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) служба И. М. соединяется с последованиями Октоиха и Нила Постника, указан отпустительный тропарь И. М. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, кондак, цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; на литургии поется служба святителю. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 нояб. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование в основном совпадает с греческим, однако упоминается светилен И. М.; служба на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В московском издании Типикона 1633 г. на литургии указаны иные чтения И. М.: Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12а. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. и совр.) служба И. М. та же, что и в издании 1610 г.

http://pravenc.ru/text/469614.html

1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ). В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 174), память К. помещена под 29 сент., при этом указан только отпустительный тропарь (тот же, что и в Мессинском Типиконе). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 29 сент. соединяются последования К. и Октоиха по типу шестеричной службы; внесены дополнительные песнопения К.: стихира-славник на «Господи, воззвах» и кондак. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 29 сент. отмечено знаком шестеричной службы -  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); указаны 2 кондака: 8-го гласа      (по 3-й песни канона) и 2-го гласа    (по 6-й) с икосом, стихиры-славники на стиховне вечерни и утрени; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Лк 6. 17-23а, причастен Пс 111. 6-7. Такие указания в день памяти К.- 29 сент. сохранились в рус. богослужебных книгах до наст. времени. Содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах последование К. включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ), кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ως περμχ κραται (      ), кондак 2-го гласа     (только в слав. Минее; также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 204), канон, составленный гимнографом Стефаном, с акростихом Κυριακ, γνοιτο πρς Θεν μοι προσττης (          ), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σμα ναπμψωμεν (    ), нач.: Κλος θεας γνσεως (      ); цикл стихир-подобнов, 2 самогласна (в слав. Минее - 3); седален и светилен (разные в греч. и слав. Минее). По рукописям известны дополнительные кондаки К.: 2-го гласа           4-го гласа Εγκρατεας σκησιν (Воздержания упражнение...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 236). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Кириак Отшельник. Миниатюра из Минология. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11r) Прп. Кириак Отшельник. Миниатюра из Минология. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11r) К. О. оставалась практически неизменной в визант. и древнерус. искусстве. Он изображается как преподобный в монашеской мантии, куколе, аналаве, в руках крест или свиток; возрастная характеристика сохраняется - седовласый и седобородый старец, меняется только форма бороды (широкая окладистая или длинная клиновидная).

http://pravenc.ru/text/1840209.html

26-27a; по входе - тропарь Συνταφντες σοι δι το βαπτσματος (      ),       и кондак Τ θρν ν οραν (        ); причастен - Пс 8. 3 ( Arranz. Typicon. P. 227-229). Сходные указания содержатся и в Георгия Мтацминдели Типиконе , отражающем афонскую практику XI в. (однако, согласно этому Типикону, ваия раздавались не после 1-го часа, а после 6-й песни канона утрени; в этом Типиконе, как и в Студийско-Алексиевском, упоминается практика возглашения мирной ектении литургии перед Трисвятым - см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 281-282). Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия из ц. Богородицы Феоксепасты. Кон. XIV - нач. XV в. (музей мон-ря Иоанна Лампадиста, Кипр) Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия из ц. Богородицы Феоксепасты. Кон. XIV - нач. XV в. (музей мон-ря Иоанна Лампадиста, Кипр) III. В памятниках малоазийской ветви студийской традиции (напр., в Евергетидском Типиконе кон. XI в.) в ночь на В. Г. в И. указано совершение вечерни, а затем - всенощного бдения (γρυπνα), состоявшего из паннихис (в данном случае служба, аналогичная повечерию или молебну), великого чтения , утрени (с пением великого славословия в кафедральной редакции), шествия с ваиями и свечами и 1-го часа. На литургии пелись изобразительны; песнопения В. Г. в И. звучали и вечером в этот день, но в меньшем объеме, чем указано в афоно-италийских студийских памятниках. На вечерне на «Господи, воззвах» 3 стихиры праздника 2-го плагального гласа (1-я стихира - Σμερον χρις το γου Πνεματος (        ); в Типиконе содержится примечание, что первоначально эти стихиры пелись на 2-й средний (μσος) глас) на 8, на      пели снова 1-ю стихиру: Σμερον χρις το γου Πνεματος (        ); паремии праздника; на стиховне 5 стихир праздника, причем последние 3 из них пелись подряд, как одна стихира, на       пели стихиру 2-го плагального гласа Ο χων θρνον (    ); отпустительный тропарь вечерни - Συνταφντες σοι δι το βαπτσματος (      ). На паннихис звучал канон 4-го гласа Гавриила монаха, по 3-й песни к-рого пели один из седальнов праздника, а по 6-й - кондак Божией Матери Προστασα τν χριστιανν с икосом (обычный элемент паннихис по Евергетидскому Типикону).

http://pravenc.ru/text/161041.html

В Иерусалимском уставе содержатся Марковы главы на случай совпадения М. и ф. н. с праздниками Месяцеслова: попразднством (с 11 янв.) и отданием Богоявления (14 янв.), праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. С. 392-431). Гимнография Богослужебное последование М. и ф. н., помещенное в совр. Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак 4-го гласа Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      ), кондак 3-го гласа Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ (        ) с икосом, канон с именем автора Георгия , еп. Никомидийского в акростихе богородичнов, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Παραβολας μβιβζων πντας Χριστς (        ), 8 самогласных стихир, 2 седальна, ексапостиларий. Большая часть этих песнопений - канон и почти все стихиры - известны уже по Типиконам студийской традиции. Поскольку М. и ф. н. в к-польской традиции появилась достаточно поздно, можно предположить, что большинство стихир, вероятно, были заимствованы из Тропология и принадлежат перу иерусалимских гимнографов: в частности, Стефана Савваита (известны 2 песнописца с этим именем (один † 794, другой † ок. 807) - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119; 2 самогласна на «Господи, воззвах» и самогласны на хвалитех в совр. Триоди) и, возможно, Андрея Пира (см.: Там же. С. 114-116, 119; Momina M. A., Trunte N. Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11.-14. Jh. Paderborn, 2004. Tl. 1. S. 63). Иерусалимское происхождение, очевидно, имеют и стихиры, содержание к-рых отражает притчу о мытаре и фарисее, помещенные в совр. Триоди на стиховне вечерни и утрени в будние дни 4-й седмицы Великого поста (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 237, 239, 245, 256, 264); как отмечалось выше, в древнем Иерусалимском богослужении притча о мытаре и фарисее читалась в 4-е (3-е по к-польскому счету) воскресенье Четыредесятницы - этим и объясняется наличие песнопений соответствующего содержания в указанные дни. Более того, нек-рые из этих стихир в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах назначаются в М. и ф. н.: напр., стихира 8-го гласа     в Студийско-Алексиевском Типиконе помещается на «Господи, воззвах», а стихира 6-го гласа       - там же на стиховне вечерни (см.: Пентковский. Типикон. С. 233). Особенно выделяется стихира на «Славу» на хвалитех в Крестопоклонную неделю Великого поста - 8-го гласа        , в к-рой объединены сюжет притчи о мытаре и фарисее и тема распятия Спасителя (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 232; эта стихира также указана в М. и ф. н. в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах - см.: Пентковский. Типикон. С. 233; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 1 янв. также совершается служба с полиелеем - приоритет в отношении гимнографии остается за памятью свт. Василия; к важным особенностям относятся появление отпустительного тропаря О. Г. 1-го гласа Μορφν ναλλοιτως νθρωπνην προσλαβες (Образ неизменно человеческий восприял...) и дополнительной подобной стихиры О. Г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г., а также в издании 1633 г. 1 янв. имеет знак  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Устав службы и комплект песнопений О. Г. в целом те же, что и в первопечатном греч. Типиконе, хотя есть и особенности: назначаются иной отпустительный тропарь 1-го гласа -             и кондак 3-го гласа        (в греч. Типиконе это седален по 2-й кафизме). Такие же указания содержатся и в московском Типиконе 1641 г., но 1 янв. отмечено знаком  (см.: Там же). В пореформенном издании Типикона 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона РПЦ, 1 янв. имеет знак  допускается совершение всенощного бдения, если храм освящен во имя свт. Василия, для чего даны указания о малой вечерне. В совр. богослужебной практике РПЦ 1 янв. всегда совершается всенощное бдение. Гимнография В совр. греческих и русских богослужебных книгах служба О. Г. имеет состав: отпустительный тропарь 1-го гласа Μορφν ναλλοιτως νθρωπνην προσλαβες (Образ неизменно человеческий восприял...) (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 15), иной отпустительный тропарь 1-го гласа -            (Минея (МП). Январь. Ч. 1. С. 11 - только в рус. изданиях, в греческих это седален), канон авторства Стефана без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Η γδος, φρουσα τπον το μλλοντος (Осмерица дней, носящая образ будущаго); 2 самогласные стихиры плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, одна подобная стихира плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, 3 седальна и светилен (ексапостиларий в греч. изданиях). К древнейшему пласту гимнографии О. Г. относится прежде всего вышеуказанный канон. Он упоминается в древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., причем автор канона там не назван.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 21 янв. на вечерне указаны стихиры М. И. и мч. Неофита ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252); 13 авг. поется только служба отдания Преображения, но на литургии М. И. назначается прокимен Пс 149. 5, аллилуиарий Пс 39. 2, Апостол 2 Тим 2. Евангелие Лк 12. (Там же. С. 270). В Иерусалимском уставе , начиная с древнейших сохранившихся редакций - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г.- память М. И. отмечается 21 янв. и 13 авг. (см.: Lossky. Typicon. P. 232; Миркович. Типикон. Л. 86б, 120а). М. И. назначается отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ) (см.: Миркович. Типикон. Л. 86б, 120а); служба М. И. 13 авг. из-за совпадения с отданием Преображения Господня переносится на 12 авг. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря в последовании М. И. 21 янв. указаны кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν τς τριδας ραστν (    ), канон, цикл стихир-подобнов, самогласная стихира, на литургии в этот день прокимен, аллилуиарий, чтения и причастен - исповедника; 12 авг. М. И. указан только отпустительный тропарь и кондак 2-го гласа Τς κκλησας πρμαχε (Церкви защитник...). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 21 янв. отмечалось знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); помимо уже известных песнопений М. И. назначался дополнительный кондак 6-го гласа    ; 12 авг. богослужебное последование М. И. имеет тот же состав, что и 21 янв., но добавляется еще 1 седален. В издании Типикона 1633 г. статус службы М. И. понизился - назначается служба без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В пореформенном издании Типикона 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона, принятого в РПЦ, на память М. И. 21 янв. совершается служба без знака; состав последования в целом тот же, что и в издании 1610 г., но с добавлением светильна и особых указаний для литургии: прокимен Пс 15. 3, Апостол Евр 11. 33-40, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие Лк 12. 8-12, причастен Пс 32. 1. 12 авг. в этом же Типиконе также назначается служба без знака, и песнопения М. И. заимствуются из его службы 21 янв.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010