В рекомендациях, разработанных Православной Церковью Греции, было подчёркнуто, что в Европейской Конституции следует: a. Гарантировать принципы религиозной свободы и основополагающих прав человека, с запрещением лживого прозелитизма; b. Выразить уважение к общественному сознанию народов Европы, касающееся христианских корней, а также их [народов] исторического и современного духовного наследия; c. [Указать на то, чтобы] церковно-государственные отношения оставались прерогативой внутреннего законодательства каждой нации, в рамках религиозной свободы, что специально предусмотрено Декларацией 11 Амстердамского договора. (Zorbas, 2003, p. 229) В июне 2002 года, спустя месяц после заявлений КОМЕСЕ и Церкви Греции, ряд христианских организаций (Комиссия церковь и общество Конференции европейский церквей — КЦО КЕЦ, Каритас Европа, Европейская федерация диакония, КОМЕСЕ и другие) направили совместное письмо президенту Конвента. Письмо включало как общие заявления, так и конкретные предложения. Расплывчатый характер общих заявлений придал им непретенциозный и приемлемый практически для всех характер (например, когда речь шла о «достижении общего блага»). Что касается конкретных предложений, то они, в значительной степени, совпадали с предложениями КОМЕСЕ (особенно в части, касающейся статуса церквей и религиозных сообществ). Одним из новшеств стала рекомендация о признании «религиозного и духовного наследия Европы», но в то же время в письме отсутствовала просьба о необходимости ссылки на Сверхъестественное (CSC CEC et.al, 2002). Три месяца спустя, КЦО КЕЦ и КОМЕСЕ в совместном «законодательном предложении»  повторили, в основном, рекомендации КОМЕСЕ, хотя и в несколько иной формулировке. Как и в июньском письме, в тексте отсутствовала просьба о ссылке на Сверхъестественное (вероятнее всего, из-за позиции отдельных протестантских церквей в КЕЦ). В то же время, КОМЕСЕ и КЕЦ подчеркнули, что исключение из Конституционного договора ссылок на религию, церкви или религиозные сообщества «создаст ситуацию опустошённости, принимая во внимание их [церквей] огромную значимость как для общества в целом, так и для ценностей и идентичностей, на которых общество основывается, а также для взаимоотношений Союза и его граждан» (CSC CEC et.al, 2002).

http://bogoslov.ru/article/2820311

Moravcsik, A. (1998) “The Choice for Europe”. UCL Press. O’Brennan, John (2009) “Ireland says No (again): the 12 June 2008 Referendum on the Lisbon Treaty”. Parliamentary Affairs. Vol.62, No.2, pp.258-277 O " Mahony, Anthony (2009) “The Vatican and Europe: Political Theology and Ecclesiology in Papal Statements from Pius XII to Benedict XVI”.  International Journal for the Study of the Christian Church, Volume 9, Issue 3,  pp. 177 – 194 Risso, Linda (2009) “Cracks in a facade of unity: the French and Italian Christian democrats and the early stages of the European integration process, 1945–1957”. Religion, State and Society, Vol. 37, N. 1 & 2, Special Issues, pp.99-114 Syrpis, Phil (2008) “The Treaty of Lisbon: Much Ado…But About What?” Industrial Law Journal. Vol.37, No.3, pp.219-235 Values and Principles for the building of Europe (2003). Athens: Apostoliki Diakonia of the Church of Greece Vanheeswijck, Guido (1997) “How can we overcome a politics of inarticulacy?” In “More Europe? A critical Christian inquiry into the process of European integration”. Kampen: Pharos, pp. 43-66 Venneri, Giulio and Paolo O. Ferrara (2009) “Alcide De Gasperi and Antonio Messineo: A Spiritual Conception of Politics and a Pragmatic Idea of Religion?” Religion, State and Society, Vol.37, N. 1 & 2, Special Issues, pp. 115-129 Zorbas, Kostas (2003) “Evropi-Thriskiya-Politismos” (in Greek: “Europe-Religion-Civilisation”). Athens: Apostoliki Diakonia Вейсч, Мартина (2010). Интервью автора. 20.07.2010 Елоранта, Елина (2010). Интервью автора. 16.07.2010 Ильин, Антоний (священник) (2010). Интервью автора. 17.07.2010 ин’т Велд, Софи (2010). Интервью автора. 27.08.2010 Павлович, Питер (2007). Интервью автора. 23.01.2007 Павлович, Питер (2010). Интервью автора. 12.07.2010 Порфирий (епископ) (2010). Интервью автора. 12.07.2010 Комментарии ( 1): Dmitrij Serov 01 октября 2012г. 02:06 Интересная статья. Хотя стоит отметить один факт, что это изменение положения христианских церквей при ЕС тесно связано в том числе с изменением самих христианских демократов, которые сейчас все менее отображают христианские ценности.  К примеру, партия ХДС (христианско-демократическая партия Германии) - это уже совсем другая партия по сравнению с ХДС 10-15 лет назад. Что интересно, сами немцы христиане голосуют зачастую за другие партии, которые по факту являются более консервативными.. 

http://bogoslov.ru/article/2820311