Старец Филарет Карульский. Фото: Pávlos Mylonás, 1959 По рассказам отца Даниила из братства Данилеев, старец Филарет (1872–1962) был одним из начальников монастыря Ставроникита. Но ушел отсюда, поскольку в те времена это был идиоритмический монастырь, и жизнь отцов братства в нем оказалась не той, о какой думал отец Филарет. Он ушел, чтобы обрести больше безмолвия и мира душевного, достигнуть совершенного покоя ума и посвятить себя тому, чего желала его душа, – умной молитве. Таким образом, он ушел в Пустыню, в Карулию, и поселился в уединенной каливе. У него было специальное образование, ибо он поступил в монастырь в зрелом возрасте, сознательно выбрав монашество и отказавшись от супружеской жизни, которая причастна многим попечениям и волнениям и зачастую отдаляет от Бога. Он был воздержан, спокоен и мало говорил; непрестанно молился и неустанно изучал Священное Писание, писания святых отцов, постигал наставления и Божественные смыслы жизни Господа нашего Иисуса Христа. День и ночь размышлял о величии любви Бога и Отца к человеку мятежному и неблагодарному, о том, что Бог ради него пожертвовал Сыном Своим Единородным, Который добровольно, в Божественном домостроительстве Своего воплощения, согласился принести Себя в жертву, чтобы спасти род человеческий от рабства греху. День и ночь размышлял о величии любви Бога и Отца к человеку Отец Филарет живо представлял себе совершенное снисхождение, бескрайнее смирение, ужасные страдания, оскорбления и жуткие мучения, которые Сын Единородный и Слово Божие претерпел как Человек совершенный, и размышлял о любви, которую Он явил, являет и будет являть человеку неблагодарному, злому и убийце. Он восхищался величием, славой, радостью и мирностью ума, которые вдохнул Господь наш Иисус Христос в сердце человека после Своего тридневного Воскресения, когда явился ученикам Своим, святым апостолам, и сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), и: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23). Так Он приготовил жилище для Параклита, начинателя таинства, очищающего и освящающего, для Святого Духа и Бога всяческих, как Сам сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

http://pravoslavie.ru/126421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР Мч. Никифор Антиохийский. Роспись кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне. 1546 г. Мастер Феофан Критский Мч. Никифор Антиохийский. Роспись кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне. 1546 г. Мастер Феофан Критский [Греч. Νικηφρος; лат. Nicephorus, Nikephoros] († ок. 257), мч. Антиохийский (Сирский) (пам. 9 февр.). Во время совместного правления имп. Валериана и его сына Галлиена (253-260) жили мирянин Н. и пресв. Саприкий. Они настолько хорошо относились друг к другу, что некоторые считали их родными братьями. Однако после многих лет дружбы диавол посеял в сердцах Саприкия и Н. сильную взаимную неприязнь, и с тех пор они не хотели даже встречаться на одной улице. По прошествии довольно долгого времени Н. одумался и попросил знакомых пойти к Саприкию, чтобы вымолить для него прощение, т. к. он раскаивается и не желает больше пребывать во вражде с другом. Пресвитер не принял извинений. Еще дважды Н. отправлял к Саприкию близких с предложением о примирении, но этот жестокосердный человек, забыв слова Господа о прощении прегрешений (см.: Мф 6. 14-15), оставался неумолим. Тогда Н. сам пришел к пресвитеру и, пав к его ногам, молил о прощении, но Саприкий не пожелал примириться, хотя был не просто христианином, но и священнослужителем. В это время в городе, где жили Н. и Саприкий, началось гонение на христиан и пресвитера арестовали. На суде он смело исповедовал Христа, отказался принести жертвы идолам, был подвергнут пыткам и приговорен к усечению мечом. Узнав, что Саприкию предстоит принять мученический венец, Н. неск. раз подбегал к пресвитеру, когда его вели на казнь, и молил о прощении, но тот даже перед смертью не хотел проявить любовь к ближнему. По этой причине благодать Божия покинула пресвитера: перед самой казнью он проявил малодушие и сказал, что готов поклониться богам. Услышав эти слова, Н. стал умолять бывш. друга не отрекаться от Христа, но все его уговоры были тщетными. Тогда Н. провозгласил, что он христианин и готов принять смерть вместо Саприкия. О случившемся было доложено правителю, к-рый приказал отпустить пресвитера на свободу, а Н. отрубить голову.

http://pravenc.ru/text/2565472.html

По поводу Божественной Евхаристии, как ты пишешь, это конечно, вопрос для духовника. Если нет духовных препятствий, то причащайся часто, да попостись немного, хотя не от тебя здесь зависит строгость поста, а от начальника столовой и от повара. Причащайся хоть и два раза в неделю, если нет препятствия, ибо Причащение Святых Таин укрепит тебя в твоих нынешних жизненных обстоятельствах, и в этом достойном плача обществе, где все – сплошное искушение. Больше ничего не имею сказать, брат мой. Да будут Христос и Пречистая с тобой. Прости меня, что пишу тебе наскоро. С любовию о Христе, брат монах Паисий». 42 На вопрос, является ли болезнь крестом, старец ответил: «Когда во время болезни приходит славословие, все меняется». 43 Сказал старец: «Часто молодые начинают подвиг, молят Бога, чтобы отвратил их от страстей, живут чистой жизнью, постятся, бодрствуют, но не видят преуспеяния. Может быть, надо не плоть исправлять, а помысел: осуждение, превозношение и т.п.» 44 Сказал старец: «Как-то у меня возникла мысль, что, может быть, я нечто значу. Диавол возмутил меня, и я лишился покоя. Я применил духовные средства: посты, бдения, но он не уступал. Я сделался скелетом. Тогда я пошел к одному опытному духовнику и говорю ему, мол, так-то и так-то. А он обнял меня и говорит: ешь, пей и спи. Ведь было непонятно: я пребывал в уединении, так подвизался, а диавол не прекращал брани. Старец сказал, что у меня есть помысел превозношения. Я заглянул в себя и нашел его, и увидел те крайности, к которым он привел. Я счел себя, хоть малюсеньким, но святым! И я понял теперь, что диавол не показывает то, что подлинно высоко, но сравнивает тебя с низшим. После этого открытия все закончилось. Видите, сколько бед может принести человеку один только помысел». 45 Особенный духовный интерес представляет собой следующее письмо старца: «Святая Ставроникитскал обитель, 18 ноября 1968. Брат мой во Христе Георгий, радуйся о Господе всегда и веселися о Нем! Получил и второе твое письмо, которое удвоило мою радость. Прошу прощения, что, к сожалению, не могу с тобой встретится. Слава Богу, я здоров. Не хочу утомлять тебя многословием, так как ты, конечно, беседовал с отцом Василием. Потому я хочу прямо изложить свое мнение по твоему вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Галереи Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Нет, – отвечал Пилат, раздраженный неудачей и не привыкший терпеть подобных наглостей, – что прежде я сказал, то и будет: наказать Его – я накажу, а потом отпущу «Но какое зло сделал Он?» «На крест, на крест!» – более не слышно было ничего. «Нет, – отвечал Пилат, раздраженный неудачей и не привыкший терпеть подобных наглостей, – что прежде я сказал, то и будет: наказать Его – я накажу, а потом отпущу». После этого тотчас дано повеление: Варавву освободить, а Иисуса Христа подвергнуть бичеванию. Этим наказанием игемон, как увидим, надеялся совершенно успокоить лютость врагов Его. Получив приказ, воины, находившиеся при Пилате, взяли Иисуса Христа с лифостротона и отвели в преторию – на двор прокураторский, где совершались подобные наказания; потом созвали большую часть военной спиры, или когорты, состоявшей от 600 до 1000 человек; ибо бичевание было чем-то вроде развлечения для этих грубых людей. Евангелисты не упоминают, чтобы пречистое тело Господа во время бичевания было привязано к столбу, но общераспространенное предание утверждает, что было. Жестокое само по себе, бичевание теперь было еще жесточе: каждый из воинов хотел дать почувствовать силу руки мнимому противнику кесаря – божества преторианцев. Насытив свою жестокость, воины перешли от мучений к насмешкам – или по обыкновенному в грубых людях сочетанию варварства с увеселением, или по примеру Ирода и его царедворцев. Вздумали заставить Узника изобразить царя, возводимого в царское достоинство. Для этого на обнаженное, покрытое ранами и кровью тело Господа накинули червленую хламиду – род короткой почетной епанчи, закрывавшей только половину тела, которая застегивалась на правом плече и надевалась важными военными людьми. Само собой разумеется, что хламида эта была какая-нибудь ветхая и негодная к употреблению. Военным одеянием хотели только означить мнимое домогательство Иисуса Христа верховной власти над иудеями. Потом некоторые из воинов для того же сделали наскоро венок и надели его на голову Господа. На соплетение венца были взять тернистые ветви, но какого именно дерева или травы (ибо тернистых пород много) – этого, по одному значению подлинных слов Евангелия, определить невозможно; потому что греческое слово (аканпса) означает всякое колючее растение. Отцы Церкви, начиная с Климента Александрийского, считают, что это был терн в собственном смысле слова. В самом деле, хотя венец придуман не столько для увеличения мук, сколько в насмешку, бесчеловечная прихотливость воинов, без сомнения, не упустила случая взять самое колючее растение, какое только могло найтись на дворе прокураторском. А поэтому название венца Иисуса Христа терновым соответствует и значению слова, употребленного в подлиннике, и церковному преданию.

http://isihazm.ru/?id=16&sid=58&pid=1&ii...

Я начал ремонт в келье, потому что, возможно, скоро приедут наши друзья, и я, как могу, должен буду оказывать им снисходительность. Мне не хватает самых необходимых вещей. Дом надо ремонтировать, необходимые вещи надо покупать и так далее — пока мы не начнем заниматься каким-то рукодельем. Три месяца я постоянно работал, и, слава Богу, многое удалось привести в порядок. За год надо развязаться со всеми этими ремонтами и делами, чтобы начать основное дело — молитву и духовное чтение, а уже после — как второстепенное занятие — какое-то небольшое рукодельце. Таким образом, у нас будет беспопечительность, которая станет увлекать братьев к Небу. Масла нам хватит с оливковых деревьев — и для церковки тоже. Огород будет давать все свежие овощи, а на зиму — картошку и фасоль. Из поздних овощей будем сажать капусту и тому подобное. На участке есть и другие деревья. Виноградных лоз тоже достаточно. Когда братья занимаются небольшим рукодельцем для того, чтобы отвлечься, «переключиться», а не для того, чтобы уходить в рукоделье с головой, — то они смогут найти сначала себя, а потом — Бога. Благий Бог, Который помогает и добрым и злым, поможет нам как Добрый Отец. Я верю в это. И Он поможет намного больше, если Его воля в том, чтобы что-то совершилось во славу Его. Я думаю со временем устроить небольшие каливки для братии — в ста метрах одна от другой, чтобы у всех членов братства была возможность жить и вместе, и по отдельности. Ведь испытав все виды монашеской жизни, я понял, что в безмолвии монах очищается».    Различные стороны скитской жизни Среди немногих насельников скита выделялся отец Пахомий  — из братства иеромонаха Нила. Он мог брать змей и скорпионов голыми руками. Отец Паисий рассказывал и многое другое о простоте и добродетелях отца Пахомия, о его совершенном послушании своему старцу. Старец Паисий любил отца Пахомия и часто посылал ему что-то в благословение. Вокруг отца Паисия стали собираться молодые монахи, среди которых были иеромонахи Василий и Григорий. Впоследствии они возродили монашескую жизнь в обители Ставроникита, игуменом которой стал отец Василий. На время — пока два иеромонаха приводили в порядок свою келью — Старец отдал им келью святых Архангелов, а сам переселился в крохотную «хижинку», которую построил в некотором отдалении из каштановых досок.

http://pravmir.ru/249925/

Он очень чутко реагировал на холод. Если во время Всенощных бдений двери храма были хоть чуточку открыты, то от малейшего сквозняка он начинал чихать и сильно кашлять. Часто он клал себе на лоб бумажную салфетку или маленький пластырь. Как объяснял сам Старец: «У меня были сильные головные боли, и один монах из Ставроникиты посоветовал мне подкладывать под скуфью бумажную салфетку. Он говорил, что от этого головная боль пройдет. Я и сам увидел, что этот способ действенный, потому что голова согревается и перестает болеть». Уже в сентябре, с первыми холодами, Старец начинал топить у себя в келье печку, сложенную из кирпичей. Эта печь давала ему тепло, однако одновременно — дымом из трубы — «выдавала» его посетителям. Конечно, когда Старец понимал, что пришедшие испытывают действительную нужду, он — в каком бы состоянии ни находился, каким бы больным ни был — в холод ли, в дождь или в снег — поднимался с кровати и выходил во двор, чтобы впустить пришедших. Он усаживал их в натопленном архондарике, а сам принимал каждого по отдельности в церкви, где было очень холодно. Так могло продолжаться несколько часов. Все это состояние, каким бы трудным и болезненным оно ни было, Старец терпел, славословя Бога. Он не роптал и не просил, чтобы Бог забрал от него болезни и дал ему здоровье. Около пяти-шести месяцев он страдал от межпозвоночной грыжи, которую получил на Синае, пытаясь поднять тяжелый обломок гранита. Ему было очень больно. Иногда он мог стоять или ходить, только опираясь на две палочки, принимать людей в таком состоянии ему было очень трудно. В последние годы кишечные кровотечения стали мучить Старца все чаще и чаще. Он дошел до того, что ходил в туалет до девятнадцати раз за ночь. В его кишечнике ничего не было — из него шла только кровь. Врачи не могли с точностью назвать причину этих кровотечений, потому что ехать на обследование Старец отказывался. Он принимал людей, выполнял свои духовные монашеские обязанности, тщательно соблюдал свой подвижнический устав, но силы его оставляли. Его истощали кровотечения и страшная усталость. «Иногда, — говорил Старец, — мне хочется потерять сознание».

http://pravmir.ru/249925/

Однако Монфокон отделил его от этой серии и представил как отдельную гомилию, обращенную только к новокрещеным. В наст. время эту гомилию относят, как и прежде, к серии гомилий «О статуях» и не рассматривают как гомилию, обращенную специально к «намеревающимся креститься» (см.: Pi é dagnel A. Introduction//SC. 366. P. 20-32; Paverd. 1991. P. 227-230; Пролыгина. 2006. С. 11, 18). В сер. XIX в. эти огласительные гомилии были переизданы в «Патрологии» Ж. П. Миня (PG. 49. Col. 223-240; рус. пер.: Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 251-272). В 1909 г. А. И. Пападопуло-Керамевс в Москве в Синодальной б-ке обнаружил греч. рукопись X в. (ГИМ. Греч. Mosquensis. 129), содержавшую 4 огласительные гомилии И. З. 1-я (incipit: Ως ποθεινς) была ранее известна по изданиям Монфокона и Миня (PG. 49. Col. 223-232), 4-я - только в лат. переводе Аниана Келедского (греч. текст издан не был); 2 др. гомилии были обнаружены впервые. Афонская рукопись мон-ря Ставроникита, найденная Венгером в 1955 г., содержит неизвестную ранее серию из 8 огласительных гомилий И. З. При ее изучении было выяснено, что 3-я гомилия этой серии совпадает с 4-й гомилией из серии Пападопуло-Керамевса и скорее всего относится к последней серии ( Пролыгина. 2006. С. 10-12). Огласительные гомилии, входящие в серию Пападопуло-Керамевса, по всей вероятности, были произнесены И. З. в Антиохии в течение Великого поста и Пасхи 388 г. (см.: Wenger A. Introduction//SC. 50 bis. P. 64; Pi é dagnel A. Introduction//SC. 366. P. 39; Mayer. 2005. P. 252): 1-я гомилия (Catechesis prima ad illuminandos; incipit: Ως ποθεινς; CPG, N 4331, 4460; PG. 49. Col. 223-232; SC. 366. P. 112-162; рус. пер.: Огласительные гомилии. 2006. С. 83-101), произнесена за 30 дней до Пасхи. И. З. говорит о различных названиях таинства Крещения, о его возрождающей и очищающей силе, благодаря к-рой человек рождается свыше и освобождается от всех прежних грехов. И. З. предупреждает, что готовящимся принять крещение предстоит тяжелая борьба с диаволом, воздействующим на человека посредством соблазнов, страстей и дурных привычек, среди к-рых - произнесение клятвы.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Вследствие сего уведомления, полученного мною 8 мая, я решился было прекратить свои ученые занятия на Афоне и посетить необозренные мною монастыри для одного богомолья. Но когда начала распространяться там молва о скором отъезде моем, тогда эти монастыри стали приглашать меня к себе то письменно, то через нарочных посланцев, а один из них, именно Дохиарский, даже отправил свои древние акты в русскую киновию, дабы хоть тут я рассмотрел их. Легко было заметить, что святогорцы дорожили моими исследованиями их истории, неведомой им самим, по причине неумения читать полусогнившие хартии, писанные необычайно замысловато и сокращенно. Я взвесил эту дорожимость их и решился посвятить май и июнь на рассмотрение древних актов в остальных обителях. В течение сего времени прочтены, переписаны или вымечены мною акты Лавры, Каракалла, Ставроникиты, Пандократора, Ватопеда, Кутлумуша, Ксенофа, Дохиара, Зографа и Кастамонита. К сожалению, недостало мне времени для прочтения, остальных актов и надписей Хилалдарскаго монастыря, из которого я выехал в прошлом январе, как вам известно, по причине болезни. Но и этот пропуск в картине Афона я надеюсь пополнить чрез переписку с хиландарским иеромонахом Илларионом» 177 . 1 июня, обогащенный разнообразными материалами, арх. Порфирий покинул св. Афонскую гору и сухопутно отправился в Солунь, а оттуда на пароходе в Константинополь, из которого, с разрешения посланника, 23 июня на австрийском пароходе отправился в Молдавию и Валахию. «Меня увлекала туда, – пишет арх. Порфирий, – надобность округлить мои понятия о монастырях и их имениях, принадлежащих там Св. Гробу, Синаю и Афону» 178 . Путешественник, искавший поправления здоровья, расстроенного на Афоне, и желавший хотя бы и «мимолетным взглядом» обозреть «состояние помянутых княжеств», надеялся, что «высокое начальство не взыщет с него утраты нескольких дней» 179 . Если исключить время с 26 июля по 30, потраченное на карантинное сидение в Браилове, то все научное путешествие по Молдавии продолжалось, действительно, не более двух недель, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Так, вскоре по устроении нынешней обители, в существующих близ неё лесах, неизвестно отчего случился пожар; пламя, более и более усиливаясь, с яростию пожирало все ему встречающееся и грозило уже истреблением самой обители; употреблены были все человеческие усилия к ослаблению всепожирающей его силы, – все было напрасно. Но лишь только обратились с молитвою к святому страстотерцу, как всепоглощающее пламя тотчас же утихло. Чрез несколько времени, подобный несчастный случай снова повторился, и опять противодействием ему употреблены были усердные молитвы братии ко всемилостивому (Пантелеймон – всемилостивый) великомученику, – и молитвы их не остались тщетны. Один христианин, из епархий Серронской, страдавший глазною болезнию, во время посещения им Святой Горы для поклонения святыням Афонским, обратился с усердною молитвою ко всемилостивому Целителю, и вера и упование его не постыдились. Ставроникитского монастыря архимандрит Симеон поведал нам о себе следующее. В 1851 году посетила его болезнь. Среди этой болезни покривило у него уста на левую сторону к уху. Однако такого переворота в своем болезненном состоянии он сам не почувствовал. Другие же, видя эту перемену в лице его, по началу не смели сообщить ему о том, боясь произвести в нем неблагоприятное потрясение; наконец осторожно заметили ему о том. Тогда он, убедившись в странном своем положении, испугался за себя, и не знал, к каким средствам в этом случае ему прибегнуть. По мнению и его самого и окружавих его, человеческие пособия в этом случае не могли быть действительными. Тогда архимандрит поручил одному из братии, чтобы он сходил в Русик, и испросил бы ему там благодатной помощи у всемилостивого Целителя, св. великомученика Пантелеймона, покровителя этой обители. Брат согласился исполнить желание архимандрита и немедленно отправился в Русик, где он и обратился с теплою молитвою к небесному Целителю о своем больном игумене. Не успел еще возвратиться из Русика посланный брат, как недуг архимандрита уже миновал и лице его приняло нормальное свое положение. Видя в состоянии своем вожделенную перемену, архимандрит Симеон сначала не верил своему благополучию, но когда и другие уверили его в том, то он исполнился искреннейшей радости. Когда же посланный возвратился из Русика, то архимандрит спрашивал его, в какое время возносима была там о нем молитва? Оказалось, что сия благоприятная перемена произошла с ним во время самого совершения молебного пения милостивому небесному Целителю. Это было в 1851 году марта 14. Ставроникитский архимандрит Симеон не скрывал о совершившемся над ним чудесном сем событи; он скончался в апреле 1880 года.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

П.В. Безобразов К. С. Сербиновичу от 13 июля 1846 г. Г. посланник Владимир Павлович Титов письмом от 27 апреля уведомил меня, что, так как главная цель данного мне поручения на Востоке достигнута, то по мнению св. синода не представляется необходимости отсрочивать время моего возвращения в Россию. Вследствие сего уведомления, полученного мною в 8-й день мая, я решился было прекратить свои ученые занятия на Афоне и посетить необозренные мною монастыри богомольцем. Но когда начала распространяться там молва о скором отъезде моем, тогда эти монастыри стали приглашать меня к себе, то письменно, то через нарочных гонцов, а один из них, именно Дохиарский, даже отправил свои древние акты в русскую киновию, дабы, хотя там, рассмотреть их. Легко было заметить, что святогорцы дорожили моими исследованиями их истории, неведомой им самим по причине неумения читать полусогнившие хартии, писанные необычайно замысловато и сокращенно. Я взвесил эту дорожимость их и решился посвятить май и июнь на рассмотрение древних актов в остальных обителях. В течение сего времени прочтены, переписаны или вымечены мною акты Лавры, Каракалла, Ставроникиты, Пандократора, Ватопеда, Кутлумуша, Ксенофа, Дохиара, Зографа и Кастамонита. К сожалению недостало мне времени для прочтения остальных актов и надписей Хиландарского монастыря, из которого я выехал в прошлом январе, как вам известно, по причине болезни. Но и этот пропуск в картине Афона я надеюсь пополнить через переписку с хиландарским иеромонахом Иларионом. Итак, закончив свои занятия и обогатившись разнообразными материалами, я оставил св. гору в 1-й день июля, а в 6-й прибыл в Константинополь. Отсюда я отправлюсь в Россию 23 июля чрез Валахию и Молдавию с разрешения г. посланника для избежания карантина в Одессе, для поправления моего здоровья, расстроенного на Афоне, и вместе хотя для мимолетного взгляда на состояние помянутых княжеств. Немного лишних дней пройдут в этом пути моем, сравнительно с карантинным временем в Одессе. Но я надеюсь, что высокое начальство не взыщет с меня утраты нескольких дней, кои, впрочем, не будут потеряны напрасно, а употребятся на пополнение моих понятий о состоянии восточной церкви. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010